Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения производственной практики

Программа производственной практики

 

 

Направление подготовки

Психология

 

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

 

Хабаровск

Практика – это вид учебной работы, основным содержанием которой является выполнение практических учебных, учебно-исследовательских, научно-исследовательских, педагогических, творческих заданий на предприятиях, в организациях или учреждениях, соответствующих характеру будущей профессиональной деятельности обучающихся. Практика направлена на приобретение студентами умений и навыков по избранному ими направлению или специальности.

1. Цели производственной практики:

— овладение практическими навыками и компетенциями в сфере профессиональной деятельности;

— формирование умения использовать знания по психолого-педагогическим дисциплинам в разнообразных формах учебных и внеучебных занятий и мероприятий;

— приобретение мотивационной готовности к психологической работе;

— приобретение опыта творческой работы в роли преподавателя психологических дисциплин.

2. Задачи производственной практики:

1. углубление и закрепление теоретических знаний, и применение их на практике в образовательном учреждении;

2. отработка навыков разработки программ и материалов для проведения разных форм работы преподавателя (лекций, семинаров, практи­ческих занятий);

3. формирование навыков профессиональной коммуникации;

4. осуществление психолого-педагогической деятельности, выполнение функций психолога образовательного учреждения осуществление психологической диагностики, психологической коррекции и развития.

Место производственной практики в структуре ООП бакалавриата

Производственная практика относится к Б.5 – «Учебная и производственные практики» в структуре ООП бакалавриата.

Практика проводится в соответствии с учебным планом и является второй практикой в системе подготовке студентов по специальности «Психология» (2 курс).

Теоретической подготовкой к прохождению практики является усвоение студентами следующих теоретических курсов: «Введение в специальность», «Общая психология», «Возрастная психология», «Общий психологический практикум» и др.

4. Формы проведения практики –педагогическая практика.

Место и время проведения производственной практики

Основными базами для прохождения производственной (педагогической) практикиявляются учебные заведения (вузы, колледжи, лицеи, гимназии, школы).Данный вид практики проводится в 4 семестре. Длительность прохождения практики – 2 недели.Общая трудоемкость учебной практики составляет 3 зачетные единицы.

15 стр., 7370 слов

Отчет по педагогической практике (Психология)

Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Липецкий государственный педагогический университет Факультет Технология и предпринимательство Кафедра профессионально педагогической культуры специалиста Выполнил: студент 5 курса ДО гр.53 ПОА Руководитель: Ляхов Игорь Дмитриевич Липецк 2012 Введение Цель: данная работа является ...

Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения производственной практики.

В результате прохождения данной учебной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции:

общекультурные компетенции (ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-9);

профессиональные компетенции (ПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-15, ПК-16, ПК-18).

 

В результате прохождения производственной практики студент должен знать:

— специфику содержания, организации и планирования учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении;

— систему организации практической работы психолога образовательного учреждения;

— формы учебных и внеучебных занятий и мероприятий;

— основы психологической диагностики, психологической коррекции и развития.

 

После прохождения практики студент должен освоить следующие группы умений:

— Гностические – умение ориентироваться в методической литературе, умение эффективно применять формы и приемы работы психолога в практической деятельности; владение навыками анализа своей деятельности и умение применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции деятельности и психического состояния.

— Конструктивные – умение отбирать и применять психодиагностические методики, адекватные целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией; умение составлять план своей деятельности; использовать систему категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики; умение выявлять специфику психического функционирования человека; умение осуществлять диагностику функциональных состояний, личностных черт человека; умение использовать дидактические приемы при реализации коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека.

— Коммуникативные – умение общаться с детьми, учитывая их возраст, интересы, потребности; умение управлять коллективом детей; умение устанавливать доверительный контакт и диалог, выстраивать деловые и конструктивные отношения.

— Организаторские – умение находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и ответственность за них; организовать учебные и развивающие занятия; осуществлять стандартные процедуры оказания психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий; осуществлять учебно-методическую работу в сфере образования.

— Информационные – умение выражать свои мысли логично, доступным и понятным языком; умение проведения библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач.

Структура и содержание производственной практики

Производственная практика имеет определённую структуру и включает в себя следующие этапы (таблица 1).

Таблица 1.

Этапы прохождения производственной (педагогической) практики

 

Разделы (этапы) практики Виды деятельности Формы текущего контроля
1. Подготовительный этап. 1.1. Знакомство с программой практики, целями, задачами. 1.2.Распределение по базам. 1.3.Разъяснение заданий. 1.4.Инструктаж по технике безопасности Участие в установочной конференции. Определение целей и задач практики; содержание заданий. Явка на установочную конференцию.
2. Ознакомительный этап. 2.1.Знакомство с учреждением.   2.2.Знакомство с профессиональной деятельностью психолога.   Выявить общие сведения об учреждении (количество учеников, состав специалистов структуру, основные направления деятельности, задачи на учебный год, структуру психологической службы. Ведение дневника практики (прил.1).

 

Изучить документацию психолога, направления работы. В беседе с психологом ознакомиться с: — должностными обязанностями; — планом работы на год; — циклограммой; — особенностями той группы учащихся (студентов), с которой предстоит работать. Зафиксировать в дневнике общие сведения: -основные направления работы специалиста и их особенности; -индивидуальные возрастные и психологические особенности детей, с которыми работает психолог.
3. Наблюдательный этап. Присутствие в роли наблюдателя на занятиях у психолога. В дневнике отразить количество и тематику посещённых занятий, собственные наблюдения.
4. Разработка материалов для проведения собственных занятий. Самостоятельно разработать и провести занятия (тренинг и т.д.) по психологической проблематике (тема занятий на выбор студента). Конспект занятий с самоанализом приложить к материалам практики (прил.3).
5. Исследовательский этап. 5.1.Исследование межличностных отношений в группе; 5.2.Исследование тревожности и агрессивности личности.   Применить с группой учащихся (коллективом сотрудников) «Социометрическую методику».   Провести диагностику уровня тревожности и агрессивности.     Составить заключение по социометрической методике, социограмму и социоматрицу (прил.6).

Проанализировать полученные результаты и составить заключение по каждой методике.

6. Другие виды деятельности. Участие в деятельности по плану психолога учреждения. Студент активно включается в деятельность, согласно заданиям психолога учреждения. Описание деятельности отражается в дневнике практики.
7. Заключительный этап. 7.1.Обобщение полученных на практике результатов. 7.2. Подготовка к итоговой конференции.   Подготовка отчета по установленной форме. Подготовка выступления по итогам практики в соответствии с предложенными вопросами для обсуждения. Подготовка всех необходимых отчётных документов. Отправка всех материалов практики (один студент – один файл!!!) на проверку курсовому руководителю практики – Ксении Владимировне на эл.почту по адресу kv_novikova@mail.ru
8. Итоговая конференция Проведение конференции (в течение 2-х недель после окончания практики) Студент предоставляет папку с документацией практики на проверку курсовому руководителю факультета за неделю до итоговой конференции. Защита практики. Получение оценки.

 

Формы промежуточной аттестации (по итогам практики)

Эффективность деятельности студентов-практикантов определяется по следующим параметрам: организация своей работы; сотрудничество с психологом-методистом; качество выполнения заданий, предусмотренных программой практики; обогащенность отчётной документации наглядным материалом; самостоятельность, творчество и исполнительность студентов-практикантов.

Оценивание компетенций и формы отчетности представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Оценка компетенций по содержанию программы практики

 

Компетенция Пункт содержания заданий практики Форма отчетности
использование системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4) п.5, 6 Дневник практики
применение теоретического и экспериментального исследования, основных методов математического анализа, стандартные статистические пакеты для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач (ОК-5) п.5 Отчет по результатам диагностики.
владение навыками анализа своей деятельности и умение применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции собственной деятельности и психического состояния (ОК-6) п.7, 8 Аналитический отчет, тезисы к итоговой конференции, защита практики.
восприятие личности другого, эмпатии, установление доверительного контакта и диалога, убеждение и поддержка людей (ОК-7) п.2, 3, 4, 5 Дневник практики, аналитический отчет, защита практики.
нахождение организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях и ответственности за них (ОК-8) п.6 Дневник практики, защита практики.
проведение библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформление научных статей, отчетов, заключений и пр. (ОК-9) п.4 Дневник практики, конспект тренинга.  
отбор и применение психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций (ПК-2) п.5 Отчет по результатам диагностики, аналитический отчет.
  осуществление стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-4) п.4, 6 Дневник практики, аналитический отчет, тезисы к итоговой конференции.
выявление специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5) п.5 Отчет по результатам диагностики.
психологическая диагностика уровня развития познавательной сферы, темперамента, с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6) п.5 Отчет по результатам диагностики.
преподаванию психологии как общеобразовательной дисциплины (ПК-15) п.4 Конспект занятия, защита.
участию в учебно-методической работе в сфере общего образования (ПК-16) п.6 Дневник практики, аналитический отчет.
использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-18) п.4 Дневник практики, конспект занятия.

На основании выполненной программы, представленной документации, отражающей объем и качество работы, а также защиты практики студент получает оценку.

Основными критериями оценки результатов прохождения практики являются:

— уровень теоретического осмысления студентом проблем профессиональной деятельности психолога;

— уровень профессионализма, отражённый в целеполагании, планировании, организации, содержании, формах, анализе деятельности и оценке полученных результатов;

— качество выполнения всех заданий практики;

— качество отчётной документации.

Отметка «отлично»выставляется студенту, который в срок в полном объеме в соответствии с предъявляемыми требованиями выполнил план практики, при этом обнаружил умения осуществлять деятельность, опираясь на психолого-педагогическую теорию, проявил в работе самостоятельность, творческий подход.

Отметка «хорошо» выставляется студенту, который полностью выполнил программу практики, показал умения опираться на психолого-педагогическую теорию, проявлял инициативу в работе, но допускал незначительные ошибки, не всегда проявлял самостоятельность и творческий подход.

Отметка «удовлетворительно» выставляется студенту, который выполнил программу практики, но не обнаружил глубокого знания психолого-педагогической теории, не по­казал умения применять ее, допустил ошибки в выполнении заданий, не проявил в работе самостоятельности и инициа­тивы.

Отметка «неудовлетворительно» выставляется студенту, который не выполнил программу практики, обнаружил слабые знания психолого-педагогической теории; неумение применять ее для определения и реализации целей и задач своей деятельности, устанавливать правильные взаимоотношения с учащимися и организовывать педагогически целесообразную деятельность школьников.

Оценка по практике приравнивается к оценкам по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов.

Оценка за практику снижается, если:

студент во время прохождения практики неоднократно проявлял недисциплинированность (отсутствовал в образовательном учреждении без уважительной причины);

— студент не сдал в установленные сроки необходимую документацию или сдал позже указанного срока;

— студент не посещал установочную и итоговую конференции.

Студент, не выполнивший программу практики по уважительной причине, направляется на практику повторно, в свободное от учёбы время, в соответствии с дополнительным приказом по университету.Студент, не выполнивший программу практики без уважительной причины или получивший отрицательную оценку, отчисляется из университета как имеющий академическую задолженность.

Учебно-методическое и информационное обеспечение производственной практики

а) основная литература:

1. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев. 2-е изд. испр. и перераб. — (Серия Практикум по психологии).

— СПб., 2010.

2. Емельянов, С.М. Практикум по конфликтологии / С.М. Емельянов. Учебное пособие для вузов — (Серия Практикум по психологии).

— Питер-Юг, 2009.

3. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: ТЦ Сфера, 2000. – 528 с.

4. Регуш, Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности.- 2-е изд. перераб. и доп. — (Серия Практикум по психологии).

Питер-Юг, 2009.

5. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин. – М.: Институт Психотерапии, 2002. – 490 с.

б) дополнительная литература:

1. Ерхова, М. Рефлексивно-деловая игра / М. Ерхова // Воспитательная
работа в школе. –2004. — № 4. — С. 113-127.

2. Лэндрет, Р.Д. Игровая терапия: искусство отношений / Р. Д. Лэндрст // Методы эффективной психокоррекции: хрестоматия. – Минск: Харвест, 1999. – С. 475-531.

3. Попова О.В. Активные методы обучения: деловая игра / О.В. Попо­ва // Образование. – 2001. – № 6. – С. 125.

4. Рамендик Д.М. Методика организации социально-психологического тренинга (ситуативно-рефлексивные и деловые игры) // Психологический практикум / Д.М. Рамендик. – М.: Мастерство, 2002. – С. 120

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

— Электронная библиотека — http://www.koob.ru/;

— Психологическая библиотека: .

— Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин. – М.: Институт Психотерапии, 2002. – 490 с. (http://lib.druzya.org/sociologia/fetiskin.txt);

— Психологический практикум (http://www.psylist.net/praktikum/).

— Тренинг наслаждения, тренинг уверенности в межличностных отношениях http://www.koob.ru/romek/;

— Тренинг уверенности в себе http://www.koob.ru/smith/; http://www.koob.ru/mamontov/trening_uverennosti;

— Тренинг лидерства http://www.koob.ru/vagin_igor/podnimis_nad_tolpoy

— Тренинг внутренней свободы http://www.koob.ru/gracheva/trening_of_internal_freedom

— Практикум по общей психологии

— Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев. 2-е изд. испр. и перераб. — (Серия Практикум по психологии).

— СПб., 2010. http://www.klex.ru/627

— Емельянов, С.М. Практикум по конфликтологии / С.М. Емельянов. Учебное пособие для вузов — (Серия Практикум по психологии).

— Питер-Юг, 2009. http://www.klex.ru/1fl

12. Материально-техническое обеспечение практики -бытовые помещения, помещения для проведения психологических тренингов и групповых занятий, соответствующие действующим санитарным и противопожарным нормам, а также требованиям техники безопасности при проведении учебных и научно-производственных работ; проектор, ноутбук, мультимедийные презентации.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки Психология.

 

Автор – К.В. Краева, ст.преподаватель каф.психологии

Рецензент (ы) _________________________

 

Программа одобрена на заседании ____________________________________________

(Наименование уполномоченного органа вуза (УМК, НМС, Ученый совет)

от ___________ года, протокол № ________.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Требования к оформлению отчётных документов производственной практики

Дневник практики — обязательный рабочий документ. В нем, как можно более полно, отражается вся деятельность и занятость студента при прохождении практики. Студентам рекомендуется подробно описывать каждое мероприятие, для того, чтобы научиться детально наблюдать, уметь анализировать и осмысливать все рабочие события в динамике взаимоотношений всех, включенных в него, педагогов, учащихся, родителей и т.д. Ведение дневника поможет студенту развить наиболее важные профессиональные качества – рефлексию и саморефлексию.

Титульный лист дневника практики

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тихоокеанский государственный университет»