Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. Область применения и нормативные ссылки

Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 30 200.62 «Политология» подготовки бакалавра.

Программа разработана в соответствии с:

· Требованиями государственного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускников по специальности 30 200.62 «Политология»;

· Образовательной программой по специальности 30 200.62 «Политология»;

· Рабочим учебным планом Государственного университета — Высшей школы экономики Санкт-Петербургского филиала по специальности 30 200.62 «Политология».

Цели освоения дисциплины

Цели освоения дисциплины «Общая и политическая психология»:

§ сформировать у студентов представление об общей и политической психологии как важнейших компонентах общекультурной и общегуманитарной подготовки специалистов;

§ дать целостное представление о психике и личности человека.

Основные задачи дисциплины:

— знакомство с теоретическими, методическими и практическими работами отечественных и зарубежных ученых в области общей и политической психологии;

— формирование профессиональных знаний об объекте и предмете исследования в общей и политической психологии;

— освоение технологиями психологического исследования политических лидеров, процессов, явлений, психологических феноменов политической деятельности.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

— общекультурных (ОК), способствующих развитию общекультурного и профессионального уровня будущего политолога, способного самостоятельно выбирать и применять методы психологического исследования в изучении политики и политических явлений;

— профессиональных (ПК), развивающих способность полноценно участвовать в политической деятельности общества, и умения разрабатывать стратегии управления политическим поведением, как индивида, так и масс, социальными и политическими конфликтами.

23 стр., 11151 слов

Наименование дисциплины: психология и педагогика для специальностей: ОРМ

... Н., Наименование дисциплины: «Психология и педагогика» Для специальностей: ОРМ ... метода интроспекции 3) исследование бессознательного; 4) исследование психического. 95. ... 2) юридическая психология; +3) политическая психология; 4) педагогическая психология; ... философия и социология +2) политология +3) медицинские науки +4 ... дидактики, раскрывающий специфические закономерности освоения знаний и умений взрослым ...

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать

§ главные категории и закономерности общей и политической психологии;

§ место общей и политической психологии в системе научных знаний о человеке;

  • методы исследования психологических феноменов политики;

Уметь:

§ применять знания факторов и особенностей поведения, общения и деятельности личности;

§ устанавливать взаимосвязи между целями, структурой, стратегией общества и поведением его членов;

§ пользоваться своими знаниями и навыками при организации работы с людьми;

Владеть:

§ навыками работы с психологической литературой;

§ проводить анализ политики как системы управления обществом, как процесса, как системы ценностей и норм, как вид человеческой деятельности;

§ устанавливать взаимосвязи между целями, структурой, стратегией общества и поведением его членов;

§ пользоваться своими знаниями и навыками при организации работы с людьми;

§ разрабатывать курсы повышения квалификации в области политической психологии не только для будущих политиков, но и для граждан с целью формирования политической культуры общества;

§ устанавливать взаимосвязи между целями, структурой, стратегией общества и поведением его членов;

§ пользоваться своими знаниями и навыками при организации работы с людьми;

Сформировать мотивационную установку на расширение имеющихся знаний и применение их в смежных областях.

В результате изучения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Место дисциплины в структуре образовательной программы. Настоящая дисциплина относится к циклу гуманитарных дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих общеобразовательную подготовку

Настоящая дисциплина относится к циклу гуманитарных дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих общеобразовательную подготовку.

Для специальности 30 200.62 «Политология» настоящая дисциплина является базовой.

Преподавание курса опирается на предшествующее изучение общественных наук, таких как социология, философия.

Тематический план учебной дисциплины

Название раздела Всего часов Аудиторные часы Самостоя­тельная работа
Лекции Семинары Практические занятия
Общая и политическая психология как наука.
Психические процессы.
Сознание. Политическое сознание.
Психические состояния.
Личность. Психология политического лидерства.
Общение. Политическая коммуникация. Политическое поведение масс.
Всего

Формы контроля знаний студентов

Тип контроля Форма контроля Параметры
3 модуль
Текущий (неделя) Контрольная работа 4 неделя Тест 15 мин.
8 неделя Тест 15 мин.
Эссе
Реферат Объем 14−16 стр., срок сдачи до 20.03.
Коллоквиум
Домашнее задание
Итоговый Зачет Тест 40 мин.

Критерии оценки знаний, навыков

Виды контроля:

— текущий контроль: оценивается по 10-балльной шкале — это самостоятельная работа студентов на семинарских и практических занятиях (деловые игры, разбор кейсов, пилотажные исследования и т. п.), выполнение домашнего задания, выполнение тест-контрольной, реферата.

— итоговый контроль: зачет, оценивается также по 10-балльной шкале и осуществляется в форме теста.

— итоговое оценивание знаний по накопительной системе:

результирующая оценка рассчитывается по накопительной системе за работу в течение модуля:

  • аудиторная работа, активная работа на семинарских и практических занятиях (вес — 0,1);
  • самостоятельная работа студента, домашнее задание (вес — 0,2)
  • контрольная работа в форме теста (вес — 0,2).

Итоговая оценка рассчитывается путем суммирования:

— накопленной оценки (вес — 0,5)

— оценки, полученной на зачете (вес — 0,5)

Итоговая оценка проставляется в зачетную ведомость.

Система оценок (ЗАЧЕТ)

от 4 до 10 баллов — зачет

от 1 до 3 баллов — незачет.

Содержание дисциплины

Раздел 1. Общая и политическая психология как наука

Психология как наука.

Три значения термина «психология». Душа: философско-религиозный, конкретно-научный, обыденный аспекты. Философские основы современной психологии. Единство, неделимость и бесконечность мира. Противоречие с ограниченностью познавательных возможностей человека. Компромисс между знанием (наука) и верой (религия).

Уровни организации мира (микро-[субатомный], макро-[средний], мега- [космический]) и соответствующие аспекты психологической жизни. Психическое как единица внутреннего мира. Единство субъективного и объективного в психическом. Психофизическая проблема. Определение психики. Основные формы психических явлений (процесы, состояния, свойства, конструкты).

Мозг и психика.

Эволюция живого. Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза. Нервная ткань и раздражимость. Строение нервной системы человека. Схема нервно-психического акта.

Предмет и объект психологии.

Человек как объект и психика как предмет изучения психологии. Цели и задачи психологии. Уровни психологического изучения человека: индивид, личность, субъект, индивидуальность, универсум. Пространственная структура психики. Отношения в системе «субъект-объект». Функциональная структура психики (упрощенная схема).

Методы психологии.

Процесс психологического исследования и его этапы. Классификация методов. Некоторые основные методы (общепсихологического значения): наблюдение, беседа, опрос, эксперимент, тестирование, моделирование.

Систематика психологии. Специфика общей и политической психологии.

Классификация психологических дисциплин. Место психологии в системе наук. Место общей и политической психологии в системе психологических дисциплин.

Основные научные направления в психологии (история и современность)

История развития психологического знания и основные направления в психологии. Ассоцианизм, структурная психология, функциональная психология, гештальт-психология.

Переход от психологии сознания к психологии личности. Бихевиоризм, классический психоанализ

Необихевиоризм, когнитивная психология, гуманистическая психология. Современные модификации классических направлений. Логотерапия В.Франкла. Психосинтез Р. Ассаджиолли. Трансактный анализ Э. Берна. Онтопсихология А. Менегетти. Нейролингвистическое программирование. Понятие «практическая психология».

Отечественная психология XIX—XX вв. Специфика советской психологии. Крупнейшие имена и ведущие направления. Тенденция к интеграции отечественной психологии с мировой (западной и восточной).

Семинарское занятие (4 аудиторных часа)

Тема: Фундаментальные основы психологии. Теоретические направления в психологии.

Возникновение и развитие основных теоретических направлений в психологии. Ассоциативная психология, структурная психология, функциональная психология. Бихевиоризм, необихевиоризм, гештальт-психология, психоанализ, неофрейдизм, когнитивная психология, гуманистическая психология, деятельностный подход в психологии.

План:

  1. Доклады.
  2. Обсуждение докладов.

Вопросы для обсуждения:

  1. Основные положения направления.
  2. Кто является основоположником (-ами) направления?
  3. В чем состоит новизна направления?
  4. Положительные стороны направления.
  5. Что критикуется в направлении другими течениями?

Темы для докладов (можно и классические направления):

1. Онтопсихология. Менегетти А.

2. Психосинтез. Ассаджиоли Р.

3. Транзактный анализ. Берн Э.

4. Трансперсональная психология. Гроф С.

5. Дианетика. Хаббард Р.

6. Психогенетический подход. Тойч Ч.

7. Соционика. Аугустинавичюте А.

8. Эзотерическая психология. Бейли А.

9. Нейролингвистическое программирование. Дж. Гриндер, Р. Бэндлер.

Литература:

  1. Аугустинавичюте А. Соционика: Введение/Сост. Л. Филлипов. СПб., 1998.
  2. Юнг К. Психологические типы. Минск, 1998.
  3. Вайсбанд И.Д. Соционика. Определите свой тип. К., 1992.
  4. Ассаджиоли Р. Психосинтез: теория и практика.
  5. Дж. Гриндер, Р. Бэндлер. Из лягушек в принцы.
  6. Ферручи П. Кем мы можем быть. Психосинтез как метод психологического и духовного роста. 1992.
  7. Берн Э. Игры в которые играют люди, люди которые играют в игры. М., 1988.
  8. Стюарт Я., Джойнс В. Современный транзактный анализ. СПб., 1996.
  9. Гроф С. Психология будущего. Уроки современного исследования сознания. М., 2001.
  10. Гроф. С. За пределами мозга. М., 1993.
  11. Бейли А. Эзотерическая психология. М., 1994.
  12. Хаббард Р. Дианетика. Современная наука душевного здоровья. М., 1993.
  13. Тойч Ч.К., Тойч Д.М. Второе рождение, или искусство познать и изменить себя. М., 1994.
  14. Менегетти А. Введение в онтопсихологию. М.
  15. Рыбалко Е.Ф., Крылов А.А. Онтопсихология: Учебное пособие. СПбГУ.
  16. Менегетти А. Проект «Человек». М.

Раздел 2. Психические процессы и свойства.

Ощущения.

Определение. Сенсорная чувствительность. Сенсорный образ. Физиологические основы (анализатор).

Классификация. Общие свойства. Измерение ощущений: абсолютная и дифференциальная чувствительность; сенсорные пороги; психофизическое шкалирование и основной психофизический закон. Психофизика как наука об измерении ощущений. Сенсорная адаптация. Взаимодействие ощущений, сенсибилизация, синестезия. Сенсорные свойства человека.

Восприятие.

Определение. Перцептивный образ. Физиологические основы. Классификации. Характеристики (свойства).

Сукцессивность и симультантность восприятия. Восприятие пространства. Восприятие времени. Восприятие движения. Наблюдение и наблюдательность.

Восприятие человека человеком — специфическая перцептивная деятельность. Человек как объект и субъект восприятия.

Память.

Общее понятие. Определение. Образы памяти (представления).

Классификация. Роды памяти (генетическая, импринтинг, прижизненная).

Психофизиологические основы прижизненной памяти. Ассоциации. Виды памяти (двигательная, эмоциональная, образная, мыслительная).

Уровни памяти (непроизвольная, произвольная).

Формы памяти (мгновенная, кратковременная, промежуточная, долговременная, оперативная).

Сон как функция памяти. Процессы памяти (запоминание, хранение, забывание, воспроизведение, опознавательные процессы).

Мнемические особенности человека.

Воображение.

Определение. Образы воображения (представления).

Функции. Механизмы. Способы формирования представлений. Классификация. Формы проявления: фантазия, мечта, идеал, грезы, галлюцинации, сновидения. Воображение как основа творчества и как регуляционный процесс.

Внимание.

Сущность и определение внимания. Функции. Физиологические основы. Виды внимания. Характеристики (свойства) внимания. Внимательность.

Мышление.

Сущность мышления. Определение. Функции. Логические формы мышления (понятия, суждения, обоснования, умозаключения).

Мышление как процесс (фазы и операции).

Классификация мышления (предметное-образное-понятийное; практическое-теоретическое; дискурсивное-интуитивное; конвергентное-дивергентное).

Индивидуальные особенности мышления. Ум. Интеллект. Проблема соотношения мышления, воображения и творчества.

Речь.

Сущность речи. Определение. Речь и язык. Функции речи. Физиология речи. Развитие речи в онтогенезе. Классификация речи (внешняя, внутренняя; устная, письменная; монолог, диалог, полилог).

Речевые свойства личности.

Эмоции.

Определение. Эмоциональная чувствительность. Единство эмоциональных процессов и состояний. Потребностно-мотивационная основа эмоций. Физиологические основы, функции и общие свойства эмоций. Классификация. Формы переживания эмоций.

Чувства.

Определение. Соотношение с эмоциями. Функции чувств. Классификация. Характеристики чувств. Формы переживания чувств. Аффективные особенности личности.

Воля.

Определение. Проблема воли. Место воли в системе психики. Природа воли. Действие как проявление воли. Филогенез воли. Уровни волевой регуляции. Сущность и функции воли. Физиологические основы. Общие характеристики воли. Волевое усилие. Структура волевого процесса. Волевые свойства личности.

Психомоторика.

Определение и функции. Уровни двигательной активности. Действие и движение. Характеристики движений. Классификация движений. Фоновая моторика и основные двигательные реакции (сенсомоторика, идеомоторика).

Нейрофизиологические и биомеханические основы движений, двигательный анализатор. Двигательные свойства человека.

Семинарское занятие (2 аудиторных часа)

Тема: Процессы. Сенсорно-перцептивная организация человека.

Измерение ощущений. Психофизический закон. Взаимодействие ощущений. Понятие восприятие. Физиологические основы восприятия. Классификация восприятия. Свойства восприятия.

Вопросы для обсуждения:

1. Сенсорные пороги. Пороговая проблема.

2. Измерение ощущений.

3. Психофизический закон.

4. Психофизиологические закономерности (адаптация, контрастность, последействие, взаимодействие).

5. Взаимодействие ощущений. Сенсибилизация и синестезия.

6. В чем отличия и в чем сходства ощущений и восприятия?

7. Связь восприятия с движением.

8. Свойства восприятия

Темы для докладов:

  1. Восприятие цвета.
  2. Восприятие запаха.
  3. Нарушения восприятия:

1) Иллюзии восприятия (зрительные, аффективные, вербальные, парейдолические).

2) Галлюцинации.

  1. Восприятие времени.
  2. Восприятие пространства.
  3. Восприятие движения.

План:

  1. Опрос по теме.
  2. Доклады.
  3. Обсуждение докладов.
  4. Просмотр демонстрационных слайдов.

Литература:

1) Ананьев Б.Г. Теория ощущений.- Лен., изд. ЛГУ, 1961. Гл. 4−14.

2) Выготский Л.С. Лекции по психологии. Лекция 1 Восприятие и его развитие в детском возрасте.

3) Глейтман и др. Основы психологии: Пер. с англ./Под ред. Большакова В.Ю. Дружинина В.Н. — СПб.: Речь, 2001. Стр. 267−294.

4) Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Изд. 2-е. Пер. с фр. — М.: Мир, 1996. Т.1, стр.181−238. Гл. Наше восприятие мира.

5) Лурия А.Р. Ощущения и восприятие.

6) Никандров В.В. Психология: учеб. — М.Изд. Проспект, 2007.Стр. 178−238.

7) Николаева Е.Н. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. Учебник. — М., ПЭРСЭ; 2003. Гл. 5,6. Психофизиология восприятия.

8) Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Изд. Питер. 1999. Гл. Ощущения и восприятие.

9) Харви Шиффман Ощущение и восприятие (5 изд.) — СПб.: Питер. 2003.

10) Хрестоматия по ощущению и восприятию.

Семинарское занятие (2 аудиторных часа).

Тема: Процессы. Интегративные процессы (память, воображение, внимание).

Мышление, речь, эмоции, чувства, психомоторика.

План:

1. Контрольная работа (тема: психические процессы).

2. Доклады.

3. Обсуждение докладов.

4. Практические работы.

Темы для докладов:

1. Мнемонические приемы.

2. Феноменальная память.

3. Способы привлечения внимания. Способы увеличения внимательности.

4. Рассеянность.

5. Интеллект, коэффициент интеллекта (IQ).Теории интеллекта.

6. Творческое мышление. Коэффициент креативности.

Литература:

  1. Глейтман и др. Основы психологии: Пер. с англ./Под ред. Большакова В.Ю. Дружинина В.Н. — СПб.: Речь, 2001.
  2. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Изд. 2-е. Пер. с фр. — М.: Мир, 1996. Т.1.
  3. Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. — СПб.: Питер, 2002.
  4. Никандров В.В.Психология: учеб. — М. Изд. Проспект, 2007.
  5. Психология памяти. Хрестоматия. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. — М.: ЧеРо, 1998.
  6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Изд. Питер.1999.
  7. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М., Томск, 1997.
  8. Хрестоматия по психологии. Психология мышления. МГУ, 1989.

Раздел 3. Сознание. Политическое сознание.

Сознание — высший интегратор психических функций человека.

Множественность подходов к изучению сознания. Сознание и психика. Сознание как высшая ступень организации психики. Функции и свойства сознания. Бессознательное. Самосознание. Расстройства сознания и самосознания.

Политическое сознание.

Политическое сознание как феномен индивидуального и общественного сознания. Типы политического сознания Психологические компоненты политического сознания. Массовое политическое сознание.

Семинарское занятие (2 аудиторных часа).

Тема: Сознание. Общее представление о сознании. Бессознательное.

План:

1. Работа-рассуждение.

2. Опрос по теме.

3. Доклады.

4. Обсуждение докладов.

Темы для докладов:

1. Измененные состояния сознания. (Состояния перед смертью. Медитация.)

2. Гипноз. Самогипноз. Аутогенная тренировка.

3. Сновидения. Функции. Виды. Осознанные сновидения. Интерпретация сновидений.

4. Общественное сознание.

5. Бессознательное по З. Фрейду.

Литература:

  1. Аллахвердов В.М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. СПб., 2003.
  2. Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс: Начала общей психологии. Т. 1. Ч. 1. Вып. 1. СПб., 1999.
  3. Никандров В.В.Психология: учеб. — М.Изд. Проспект, 2007.Стр. 555 — 583.
  4. Психология сознания / Сост. и общая редакция Л. В. Кулико­ва. — СПб.: Питер, 2001. — 480 с.: ил. — (Серия «Хрестоматия по психологии»).
  5. Райл Г. Понятие сознания. М., 1999.
  6. 12.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Изд. Питер.1999.Гл.VI Сознание человека. Стр. 134−162.
  7. Выготский Л.С. Психика, сознание, бессознательное //Собр. Соч. в 6 т. Т. 1./под ред. А. Р. Лурия, М.Г. Ярошевского. М., 1982.
  8. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Изд. 2-е. Пер. с фр. — М.: Мир, 1996. Т.1, стр. 137−180.
  9. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. — 3-е изд., с изм. и доп. — СПб.: Свет, 1997. Гл. Психологическая защита. Преодоление психологической защиты. С. 289 — 373.
  10. Гроф С. За пределами мозга. М., 1993.
  11. Никандров В.В.Психология: учеб. — М.Изд. Проспект, 2007.Стр. 584 — 617.
  12. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989.
  13. Юнг К.Г. Сознание и бессознательное: сб. / науч. Ред. А.А. Алексеев СПб., 1997.

Политическое поведение масс

Типы политического участия. Типы отклоняющего поведения в политике. Массовое поведение и его формы.

Семинарское занятие (2 аудиторных часа).

Тема: Общение. Структура общения.

Вопросы для обсуждения: Перцептивная, коммуникативная, интерактивная стороны общения.

Общение как результат взаимодействия индивида и общества.

План:

  1. Опрос по теме.
  2. Доклады.
  3. Обсуждение докладов.
  4. Просмотр демонстрационных слайдов.

Темы для докладов:

а. Человек как объект восприятия:

  1. лицо с его многообразной мимикой;
  2. тело, воспринимаемое через телосложение, позу, походку, жесты;
  3. одежда;
  4. пространственное расположение;
  5. альфакторные характеристики;
  6. манера поведения.

б. Человек как субъект восприятия:

  1. Стереотипизация
  2. Эффект ореола
  3. Эффект новизны
  4. Эффект первичности
  5. Атрибуция
  6. Идентификация
  7. Эмпатия
  8. Рефлексия
  9. Аттракция

Литература:

  1. Бодалев А.А. Личность и общество. Восприятие и понимание человека.
  2. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам.
  3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Изд. Питер.1999. Гл. Ощущения и восприятие.
  4. Харви Шиффман Ощущение и восприятие (5 изд.) — СПб.: Питер. 2003.
  5. Хрестоматия по ощущению и восприятию. М., 1975.

6. Шестопал Е.Б. Личность и политика. — М., 1988.

Образовательные технологии

Используются активные и интерактивные формы проведения занятий.

Работа с наглядными пособиями (презентации, схемы, модели, графики, таблицы, фотографии, рисунки и т. п.).

Показ научных фильмов и их дальнейшее обсуждение.

Ролевые игры.

Разбор и обсуждение литературных источников (устно и письменно).

Предварительное первичное знакомство с методами и методиками изучения соответствующих психологических явлений.

Выработка навыков ведения научной дискуссии, публичных выступлений, формулирования вопросов и ответов по психологической тематике.

Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

Тематика заданий текущего контроля

Тема реферата для каждого студента утверждается преподавателем в индивидуальном порядке. Примерные темы реферата:

· Восприятие другого человека (социальная перцепция).

· Восприятие пространства, времени, движения.

· Сон и сновидения в работе памяти.

· Мнемические приемы.

· Сложности определения понятия интеллект.

· Соотношение эмоций и чувств. Понятие аттракции.

· Развитие волевых свойств личности.

· Сложности определения понятия сознание.

· Бессознательное. Измененные состояния сознания.

· Стресс и пути преодоления стрессовых состояний.

· Классификации темперамента.

· Черты личности и типы личности.

Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

Итоговый зачет проходит в форме теста. При подготовке к тестированию студентам следует ориентироваться на следующие темы:

1. Уровни организации мира. Психофизическая проблема.

2. Психическое — базисное понятие психологии. Единство объективного и субъективного в психическом.

3. Основные формы психических явлений (процессы, состояния, свойства).

4. Мозг — физиологическая основа психики. Основные принципы строения и работы нервной системы. Схема нервно-психического акта.

5. Уровни психологического изучения человека: индивид — субъект — личность — индивидуальность.

6. Предмет, объект, задачи психологии.

7. Методы психологического исследования: классификация, основные виды.

8. Структура психологии и ее место в системе научного знания. Специфика общей психологии.

9. Функциональная структура психики.

10. Основные направления в психологии (общий обзор).

11. Ощущения: определение, классификация. Сенсорный образ.

12. Общие свойства ощущений.

13. Анализатор — физиологическая основа ощущений.

14. Измерение сенсорной чувствительности. Сенсорные пороги.

15. Сенсорная адаптация. Взаимодействие ощущений. Сенсибилизация, синестезия.

16. Восприятие: определение, классификация. Перцептивный образ. Сукцессивное и симультанное восприятие. Единицы восприятия.

17. Предметность, структурность, целостность, константность восприятия.

18. Осмысленность, обобщенность, избирательность, историчность восприятия. Апперцепция.

19. Восприятие человека человеком. Общее понятие. Первое впечатление.

20. Восприятие человека человеком. Человек как объект восприятия.

21. Восприятие человека человеком. Человек как субъект восприятия.

22. Память: определение, функции, основные характеристики, общая классификация.

23. Роды памяти.

24. Образы памяти — представления.

25. Ассоциации памяти.

26. Виды памяти.

27. Формы памяти.

28. Сон и сновидения в работе памяти.

29. Мнемические процессы: запоминание, хранение, забывание.

30. Мнемические процессы: воспроизведение (узнавание, вспоминание, припоминание, воспоминание).

31. Опознавательные процессы как единство процессов восприятия и памяти. Виды опознавательных процессов.

32. Воображение: определение, функции. Соотношение образов памяти и воображения. Диссоциации и ассоциации воображения.

33. Способы формирования образов воображения.

34. Классификкация воображения.

35. Формы проявления воображения.

36. Мышление: определение, сущность и функции.

37. Фазы мыслительного процесса. Мыслительные операции (психологический и логический аспекты).

38. Классификация мышления.

39. Мыслительные свойства личности. Понятие интеллекта.

40. Речь: определение, функции, соотношение со сферами психики.

41. Язык. Соотношение речи и языка. Классификкация речи.

42. Физиологические основы речи. Развитие речи в онтогенезе. Речевые свойства личности.

43. Внимание: сущность, определение, функции.

44. Физиологические основы внимания. Классификация внимания.

45. Характеристики (свойства) внимания.

46. Эмоции: сущность и определение. Потребностно-мотивационная основа эмоций.

47. Функции эмоций. Физиологические основы эмоций.

48. Общие свойства эмоций. Классификация эмоций.

49. Основные теории эмоций.

50. Чувства: сущность, определение, функции. Соотношение эмоций и чувств.

51. Основные характеристики чувств. Классификация чувств.

52. Формы аффективных переживаний. Аффективные свойства личности.

53. Воля как психологическая и философская проблема. Место воли в системе психики. Определение воли.

54. Филогенез воли. Уровни волевой регуляции.

55. Функции воли. Физиологические основы воли.

56. Характеристики (свойства) воли.

57. Структура волевого процесса. Волевые свойства личности.

58. Психомоторика: сущность, определение, функции. Действие и движение.

59. Проблема определения сознания. Сознание как предмет изучения многих наук. Соотношение сознания и психики. Сознание как высшая ступень организации психики.

60. Основные этапы в эволюции психики и сознания.

61. Общее представление о структуре сознания.

62. Функции сознания. Сознание как высший интегратор психических функций. Свойства сознания.

63. Бессознательное.

64. Самосознание. Расстройства сознания и самосознания.

65. Психические состояния: определение и соотношение с психическими процессами и свойствами. Функции психических состояний.

66. Проблема классификации состояний. Виды состояний.

67. Состояния в экстремальных условиях.

68. Стресс и дистресс.

69. Личность как основная проблема психологии.

70. Множественность трактовок понятия «личности».

71. Ведущие теории личности (общая классификация).

72. Деятельность. Общее представление.

73. Общение. Общее представление.

74. Потребности и мотивы поведения личности. Направленность личности.

75. Темперамент: сущность и определение. Типология темпераментов.

76. Общее понятие о характере. Проблема классификации характеров. Положительный характер.

77. Способности: определение, уровни и виды. Проблемный характер понятия «способности».

78. Склонности и задатки.

79. Понятие «креативность». Талант. Гений.

80. Развитие личности в онтогенезе (общее представление).

Процессы социализации и индивидуализации.

81. Основные приемы изучения личности. Черты личности и типы личности.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. 1. Столяренко Л.Д. Основы психологии

Базовый учебник:

1. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н / Д, 2003.

Основная литература:

1. Алахвердов В.М., Богданова С.И. и др. Психология. Учебник, М., 2004.

2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.

3. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. Л., 1984.

4. Годфруа Ж. Что такое психология? Т. 1, 2. М., 1992.

5. Гозман Л.А., Шестопал Е.Б. Политическая психология. — Ростов-н/Д., 1996.

6. Дилигенский Г. Г. Социально-политическая психология. — М., 1996.

7. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.

8. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. М., 1994.

9. Никандров В.В. Психология. Учебник. СПб., 2007.

10. Ольшанский Д.В. Основы политической психологии. — М., 2001.

11. Политическая психология. / Под ред. А.А. Деркача, В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева. — М., 2001.

12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946, 1988, 1998.

13. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997.

Дополнительная литература:

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969.

2. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.

3. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966.

4. Блум Ф., Лейзерсон А. Хофетедтер Л.М., Мозг, разум и поведение. М. 1988.

5. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.

6. Введение в психологию / Под ред. А.В. Петровского. М., 1995.

7. Веккер Л.М. Психические процессы. М., т.1, 1974; т. 2, 1976; т.3, 1981.

8. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.

9. Вулдридж Д. Механизмы мозга. М., 1965.

10. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996, 2003.

11. Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии, СПб, 2001.

12. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Л., 1997.

13. Дельгадо Х. Мозг и сознание. М., 1971.

14. Изард К. Психология эмоций. СПб., 1999.

15. Ильин Е. П. Психология воли. СПб., 1999.

16. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000.

17. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб., 2001.

18. Квин В. Прикладная психология. СПб., 1997.

19. Куликов Л.В. Психические состояния. СПб., 1999.

20. Левитов Н.Д. О психологических состояниях человека. М., 1964.

14. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

15. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.

21. Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. М., 1979.

22. Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание. Пермь, 1990.

23. Петровский А.В., Ярошевский М.П. История и теория психологии. т. 1−2. М., 1996.

24. Платонов К.К. О системе психологии. М., 1972.

25. Платонов К.К. Проблема способностей. М., 1972.

26. Прибрам К. Языки мозга. М., 1975.

27. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.

28. Проблемы и методы психофизики (хрестоматия)/ Ред. А.Г. Асмолов, М.Б. Михалевская. М., 1974.

29. Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.

30. Психология личности. Хрестоматия / ред.-сост. Д.Я.Райгородский. Т. 1, 2. Самара, 1999.

31. Психология эмоций. Тексты. М., 1984.

32. Психология. Учебник / Ред. А.А.Крылов. М., 1998, 2004.

33. Резвицкий Н.Н. Личность, индивидуальность, общество. М., 1984.

34. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М., 1979.

35. Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1982.

36. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. Л., 1990.

37. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1990.

38. Фрейджер Р., Фрейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. Психологическая энциклопедия. СПб., 2001.

39. Хрестоматия по вниманию. М., 1976.

40. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М., 1981.

41. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. М., 1979.

42. Хрестоматия по ощущению и восприятию. М., 1975.

43. Шестопал Е.Б. Личность и политика. — М., 1988.

44. Шестопал Е.Б. Очерки политической психологии. — М., 1990.

45. Шестопал Е.Б. Психология политики. — М., 1989.

46. Юрьев А.И. Введение в политическую психологию. СПб., 1992.

Дистанционная поддержка дисциплины

Дистанционная поддержка курса осуществляется через электронную почту. К каждому семинару присылаются темы, вопросы, план семинарского занятия. Если требуется — электронные версии части лекции или литературного источника.

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для семинарских и лекционных занятий используется ноутбук, мультимедийный проектор, экран, подсобные материалы для проведения психологических тестов.

Автор программы: __________________ /Македонская В.В./

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector