Наше тело хранит в себе память всей нашей жизни, тех ограничений, которые мы приобрели, и тех возможностей, которые мы можем использовать. У каждого тела есть свой язык. Чаще всего это очень «тихий» язык — едва заметный наклон головы, редко осознаваемые движения пальцев, небольшие напряжения в плечах или бедрах, которые мы просто не замечаем.
У каждого тела есть свои «любимые» (скорее, привычные) позы, жесты, особенности походки, которые присущи именно ему. К сожалению, большинство из нас не привыкли обращать внимание на этот язык — на то послание, которое несет в мир наше тело, хотя именно это «послание» неосознанно считывается другими людьми и формирует впечатление о нас. Одна из основных задач танцевальной психотерапии — научить человека слышать неповторимый голос своего тела.
У каждого человека есть определенный образ своего «Я», и даже если он не соответствует реальности,— поставить его под сомнение достаточно непросто. Образ «Я» выражен в образе тела. «Душа и тело — не отдельные сущности, а одна и та же», — Карл Густав Юнг. Стереотипы, которые порождены воспитанием и перенесенными стрессами, воплощаются и в нашей жизни, и в нашем теле. У нас есть ограничения, страхи и нереализованные желания, и тело также выражает их. Но, к счастью, мы больше, чем наши ограничения, человек — это процесс и субъект развития, у нас всегда есть возможность движения, танца.
Ограничения, которые существуют в нашем сознании и выражаются нашим телом, не позволяют нам получить (или дать) то, чего мы по–настоящему хотим. Некоторые из этих ограничений являются не более чем привычкой. Осознанное исследование и раскрытие новых возможностей через танец, и движение позволяет прийти к новому пониманию своего «Я», своих возможностей.
Танцевальная терапия предназначена для развития различных сфер психики человека — эмоциональной, социальной и физической. Танцевальные терапевты помогают развить навыки общения, эмоциональную стабильность. Они применяют упражнения на расслабление, дыхание, управление движением в пространстве.
Раньше танцевальная терапия применялась в отношении больных людей с тяжелыми психическими нарушениями, сейчас танец больше ориентирован на людей, в основном, здоровых, но имеющих психологические затруднения, с целью развития у них чувства удовольствия и выражения эмоций.
Танцетерапия — это форма лечения при помощи движения. Теория, лежащая в ее основе, состоите том, что тело и разум человека взаимосвязаны. Танец — это своеобразный язык, использующий вместо слов движения тела. Танец — это способ выражения эмоций, он помогает раскрепоститься, выявить скрытый потенциал и обрести уверенность в себе.
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... Но припомнить тонкие существования очень трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в котором он временно живет, ... Все это находится в самом тесном взаимодействии и согласованности... Все оболочки, или тела человека, состоят из различных видов Материи, облекают его в порядке их уплотненности и ...
Основные принципы танцевальной терапии таковы:
1. Тело и психика нераздельно взаимосвязаны и оказывают постоянное взаимное влияние друг на друга. Для танце-терапевта является аксиомой понимание, что тело – зеркало души, а движение – это выражение человеческого “я”. Делая более гибким тело, мы делаем более гибкой и душу, и наоборот. Следовательно, задачей терапии является достижение самоосознавания, исследуя реакции тела и его действия.
2. Танец – это коммуникация, которая осуществляется на трех уровнях: с самим собой, с другими людьми, и с миром. В этой связи задачей будет формирование безопасного пространства, терапевтических отношений, чтобы, анализируя отношения с терапевтом, и/или с другими людьми, если это групповая работа, человек мог бы найти более эффективные способы взаимодействия в окружающей его среде.
3. Холистический принцип, т.е. принцип целостности, где триада мысли – чувства – поведение рассматривается как единое целое, и изменения в одном аспекте влекут изменения в двух других.
Задача – найти способ соответствия друг другу мыслей, чувств, и действия. Часто человек начинает думать одно, чувствовать другое и поступать по-третьему, что является отражением какого-то внутреннего конфликта. Здесь исследуется, как мысль, чувство и движение могут выражать какое-то одно содержание, а также анализируется, что в личной истории привело к такому разделению внутри, т.е. к потере внутренней целостности.
4. Тело воспринимается как процесс, а не как предмет, объект или субъект. Слово процесс подчеркивает, что мы имеем дело не с данностью, статикой, а с нечто постоянно изменяющимся. Суть такого процесса лучше всего отражает один из принципов Дао: способность видеть статику в движении и движение в статике.
Мы научились контролировать тело, придавать ему определенные формы, вид, сдерживать его, и думаем, что оно останется безответным, не даст никакой обратной реакции. А потом возникают не всегда объяснимые симптомы, боли, появляется постоянно ощущаемое напряжение в теле, скованность, спектр движения становится все более ограниченным.
Задача, следуя процессу человека (можно сказать его психосоматическому Дао) танце – терапевт помогает освободить и раскрыть информацию, которая лежит в основе симптомов, болей, разного рода телесного дискомфорта и ограничений в движении – человек учится понимать язык своего тела и, таким образом, восстанавливает диалог с самим собой. Также эта работа развивает способность использовать движение и танец для выражения полного спектра чувств, и находить
конструктивные способы отношения со своими чувствами без отрицания и подавления (последнее деструктивно для психологического здоровья).
5. Обращение к творческим ресурсам человека, как неиссякаемому источнику жизненной силы и созидательной энергии. Задача: развитие самоуважения, самопринятия и глубинного доверия к себе и к жизненному процессу, развитие постоянного контакта со своими жизненными ресурсами. Здесь ТДТ обращается непосредственно к творческому танцу: это моменты исследования и выражения эмоционального материала (снов, фантазий, воспоминаний) посредством символического движения.
Танцевально-двигательная терапия 2
... танцевальной педагогики и обращаются к исследованиям движения и к опыту различных психотерапевтических школ (прежде всего психодинамической, экзистенциальной, гуманистической и трансперсональной). Основные принципы и задачи тдт 1. Тело ... человека. З. Фрейд дал толчок развитию глубинной психологии, где можно выделить ... остается новатором в применении терапий творческим выражением в психиатрическом ...
Цель танцевальной терапии– развитие осознания собственного тела, создания позитивного образа тела, развитие навыков общения, исследование чувств и приобретение группового опыта.
Основной задачей групп танцевальной терапии является осуществление спонтанного движения. Танцевальная терапия побуждает к свободе и выразительности движения, развивает подвижность и укрепляет силы, как на физическом, так и на психическом уровне. Тело и разум рассматриваются в ней как единое целое.
Главная установка формулируется следующим образом: движения отражают черты личности. При любых эмоциональных сдвигах меняется самочувствие, как душевное, так и физическое, и соответственно меняется характер наших движений.
Танцевальная терапия направлена на решение следующих задач:
1. Углубление осознания членами группы собственного тела и возможностей его использования. Это не только улучшает физическое, эмоциональное состояние участников, но и служит развлечением для многих из них. В начале первого занятия психолог наблюдает за участниками, оценивает сильные стороны и изъяны двигательного репертуара каждого, затем определяет, какие движения подойдут каждому клиенту лучше всего.
2. Усиление чувства собственного достоинства у членов группы путем выработки у них более позитивного образа тела. Клиенты с серьезными нарушениями могут испытывать затруднения при проведении границы между собственным телом и объектами окружающей среды. В таких группах танцевальная терапия имеет своей целью создание участниками адекватного образа тела. Танец позволяет сделать образ своего тела более привлекательным, что напрямую связано с более позитивным образом «Я».
3. Развитие социальных навыков посредством приобретения участниками соответствующего приятного опыта. Танцевальные движения представляют собой относительно безопасное средство связи с окружающими во время обучения социально приемлемому поведению. Танцевальная терапия создает условия для творческого взаимодействия, позволяет преодолевать барьеры, возникающие при речевом общении.
4. Помощь членам группы вступить в контакт с их собственными чувствами путем установления связи чувств с движениями. При творческом отношении клиента к движениям под музыку танец приобретает экспрессивность, позволяющую высвободить подавляемые чувства и исследовать скрытые конфликты, которые могут быть источником психического напряжения. Здесь психодинамическое понятие «катарсиса» распространяется на танец, поскольку его движения высвобождают скрытые чувства, а это имеет прямой коррекционный смысл. Танцевальные движения не только экспрессивны, но и обладают способностью снимать физическое напряжение, в особенности если они включают раскачивание и растяжку.
5. Создание «магического кольца». Занятия в группе подразумевают совместную работу участников, игры и эксперименты с жестами, позами, движениями и другими невербальными формами общения. Все это в целом способствует приобретению участниками группового опыта, все компоненты которого на бессознательном уровне образуют замкнутый устойчивый комплекс — «магическое кольцо».
Танцевальная терапия дает возможность:
· снять напряжение, избавиться от страха и усталости;
Глава 1. Теория и методология танцевальной терапии
... непосредственным образом связана с телом, с движениями. Терапией, которая объединяет в себе работу с телом, движениями и эмоциями, является танце-двигательная терапия. На ее развитие оказали ... 1. Теория и методология танцевальной терапии Корни танце-двигательной терапии восходят к древнейшим цивилизациям. Возможно, люди начали танцевать и использовать движение как средство коммуникации задолго ...
· помочь замкнутым, необщительным, эмоционально неуравновешенным людям;
· поддержать людей с психическими и физическими недостатками;
· выявить творческие способности, повысить собственную самооценку.
Таким образом, одним из фундаментальных положений танцевальной терапии выступает убеждение, что при изменении манеры и характера движений человека, которые отражают черты его личности, изменяются его чувства как по отношению к себе, так и к собственному телу. Через двигательное взаимодействие терапевт помогает клиентам развить самосознание, проработать эмоциональные зажимы, исследовать альтернативные модели поведения, сделать восприятие себя и других более точным, вызвать такие поведенческие изменения, которые приведут к более здоровому функционированию. Танец позволяет человеку без риска высказать все, что может и не может быть выражено словами; он облегчает доступ к глубоко скрытым фантазиям и позволяет придать им форму, таким образом, танец символически выражает человеческие возможности и конфликты.
Танцевально-двигательной терапия способствует обретению чувствования и осознанности собственного «Я». Люди обращаются к танце-терапевту потому, что они, будучи отчужденны от тела, не чувствуют себя интегрированными, В нашей современной культуре мы относимся к телу часто как к вещи, предмету. В отличие от подходов работы с телом (которые мы упоминали выше), в танцевально-двигательной терапии нет идеальной модели тела, которую нужно достичь. Танце-терапевт относится к телу как к эволюционирующему процессу. И еще важнейшее отличие танцевально-двигательной терапии от различных подходов работы с телом состоит в том, что здесь клиент сам исследует себя (принцип активности клиента), свои движения и развивается по собственному пути, а терапевт следует за ним (т.е. недирективный стиль терапии).
Такая терапия больше интересуется тем, как движение чувствуется, чем тем, как оно выглядит.
Джоан Смолвуд (JoanSmallwood), юнгианский аналитик и танце-терапевт, ученица Мери Уайтхаус и Труди Шуп, выделила три компонента терапевтического процесса:
1. Осознание (частей тела, дыхания, чувств, образов, невербальных “двойных сообщений” (когда наблюдается диссонанс между вербальным и невербальным сообщением человека).
2. Увеличение выразительности движений (развитие гибкости, спонтанности, разнообразия элементов движения, включая факторы времени, пространства и силы движения, определение границ своего движения и их расширение).
3. Аутентичное движение (спонтанная, танцевально-двигательная импровизация, идущая от внутреннего ощущения, включающая в себя опыт переживаний и чувств и ведущая к интеграции личности).
Аутентичное движение активизирует те части психики, которые К.Юнг описывал как части бессознательного. Аутентичное Движение как метод танцевально-двигательной терапии, основанный на аналитической психологии К. Юнга, создала Мэри Уайтхаус.
Внутри направления танце-терапии существует множество техник. Специальные упражнения танцевальной терапии представляют собой свободное раскачивание, движения, требующие собранности и контроля над телом, чередование расслабления и собранности, связанных с дыхательным циклом, перемещение по помещению строго определенным образом.
Влияние бального танца на двигательную активность детей дошкольного возраста
... танца должен учитывать, с одной стороны, развивающий характер учебного материала, а с другой – колорит народности при передаче образного движения посредством фольклорного материала. 5) Моторная плотность танцевально ... гармоничной личности ребёнка, его культурного развития. Понятие «арт-терапии » (художественная терапия, терапия искусством) возникло в контексте идей З.Фрейда и К.Юнга и рассматривалось ...
На сегодняшний день единой теории танцевальной терапии не существует. Она вобрала в себя множество разных подходов и методов, что отражается в многообразии ее вариантов.
Основные методические приемы и техники танцевальной психотерапии выделены Т. А. Шкурко:
— использование спонтанного, неструктурированного танца как способа самовыражения и выражения отношений (X.Лефко. 1960);
— использование кругового группового танца, где он выполняет функцию внутригруппового единства и межличностных отношений (А. Ноак. 1992);
— аутентичное движение, где один человек с закрытыми глазами двигается в присутствии другого, руководствуясь внутренним миром и ощущениями, а «свидетель» сидит в стороне двигательного пространства и сознательно концентрирует внимание на двигающемся (С. Мусикант. 2001);
— целенаправленный выбор музыки, которая должна стимулировать и поддерживать свободную импровизацию и межличностное взаимодействие (К. Стантон, 1992);
— ритмическая групповая активность, представляющая собой совместное движение членов группы под единый ритм (М. Чейз);
— кинестетическаяэмпатия. т. е. эмпатическое принятие партнера посредством «отзеркаливания» его движений (К. Рудестам .1990);
— экспериментирование с движением и прикосновением, что позволяет осознать причины собственной ригидности и ограниченности (РЛабан. 1947. 1960).а также изучить потребность в контакте, поддержке, любви (Д. Мак-Нили. 1999);
—техники работы с «мышечным панцирем», позволяющие до биться естественной свободы движений (М. Фельденкрайз. 1986);
— использование невербальных ритуалов для создания в группе определенного настроя, осознание участниками целостности группы (М. Стейнер. 1992);
— целенаправленный выбор темы танцевальных упражнений, что позволяет выразить через танец всеобщие, универсальные темы и понятия: «добро», «зло», «счастье», «любовь» и т. д. В группах часто главной темой становится: «Могу ли я оставаться самим собой, будучи в контакте с другими?»;
— организация различных видов обратной связи в форме обмена переживаниями и чувствами, «подстрочного комментария» к движениям (X.Пейн. 1992).
Танцевально-терапевтические техники направлены на эмоциональную поддержку, выработку гуманно-ориентированных моделей поведения, на достижение желаемых психологических изменений.[8]
Итак, танцевально двигательная терапия (ТДТ), как область, огромна. Для ТДТ нет ограничений по возрасту. Ограничением является только ограничения самих танце-терапевтов (т.е. зависит от их специализации).