КАК ПОМОЧЬ УЧАЩИМСЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ

Памятка для педагогов

 

Чрезвычайные ситуации получают в современных социально-политических условиях все более широкое распространение. Все чаще дети и взрослые попадают в условия техногенных катастроф, стихийных бедствий, подвергаются насилию, становятся заложниками. Понятия экстремальных, кризисных и чрезвычайных ситуаций еще не получили исчерпывающего определения. Представляется, что недостаточно рассматривать их лишь с точки зрения объективных особенностей, не беря во внимание психологические составляющие, такие, как, например, восприятие, понимание, реагирование и поведение людей в таких ситуациях. Человек, так или иначе, психологически вовлечен в экстремальную ситуацию: как ее жертва или как очевидец.

Безопасность детей в момент возникновения чрезвычайной ситуации в образовательном учреждении является приоритетной целью.

Педагогу необходимо знать о том, что оказавшиеся в экстремальных ситуациях люди проходят в своих психологических состояниях ряд этапов. А так же ему (педагогу) необходимо уметь помочь ученикам либо предупредить определенные ситуации.

1 ЭТАП — острый эмоциональный шок. Длится 3-5 часов. Он характеризуется общим психическим напряжением с преобладанием чувства отчаяния и страха при обостренном восприятии.

В данной ситуации учитель должен быть готов к тому, что дети могут начать плакать, кричать, бегать по помещению. Необходимо как можно быстрее остановить процесс паники детей. Позовите всех подойти к Вам, проявите настойчивость – дети должны понимать, что при правильных совместных действиях, Вам удастся покинуть здание, затратив минимум времени.

2 ЭТАП — психофизиологическая демобилизация, существенное ухудшение самочувствия и психоэмоционального состояния с преобладанием чувства растерянности, панических реакций, понижением моральных норм поведения, уменьшением уровня эффективности деятельности и мотивации к ней, депрессивными тенденциями. Длительность до трех суток.

Постарайтесь отвлечь детей разговорами на различные темы, задавайте вопросы, вспоминайте приятные случаи из жизни.

3 ЭТАП – разрешение, когда постепенно стабилизируется настроение и самочувствие, однако сохраняются пониженный эмоциональный фон и контакты с окружающими ограниченны.

8 стр., 3720 слов

Конфликтные ситуации между детьми и родителями и способы их решения

... нарушения баланса интересов участников взаимодействия и при определенных условиях. Глава 2: Конфликтные ситуации между детьми и родителями Конфликты в семье неизбежны даже при самых хороших отношениях, ... ты мне не сделаешь! Родители, склонные использовать такой способ, считают, что побеждать ребенка, ломать его сопротивление необходимо. Дашь ему волю, так он «на шею

На данном этапе детям необходима поддержка и понимание, что они в безопасности. Учитель должен уделить внимание каждому, говоря о том, что в жизни человека встречаются различные ситуации и, если он преодолевает их, значит, становится сильнее, учится правильно действовать в нужную минуту. Опора на положительные качества ребенка помогает снизить уровень тревожности.

4 ЭТАП — восстановление, когда активизируется межличностное общение. На данном, заключительном этапе, ребенку необходима поддержка, понимание взрослых, друзей, родителей.

Рекомендации, которые необходимо давать ученикам в момент чрезвычайной ситуации:

1. Окружающий мир идет к нам на помощь и делается все, чтобы это произошло как можно быстрее.

2. Сохраняйте полное спокойствие, т.к. это одно из главных средств к их спасению.

3. Максимально экономьте свои силы.

4. Дышите медленно, неглубоко и через нос, что позволит экономить влагу и кислород в организме, и кислород в окружающем воздухе.

5. Мысленно повторяйте фразу: «Я совершенно спокоен» 5–6 раз, чередуя эти самовнушения с периодами счета до 15–20, что позволит снять внутреннее напряжение и добиться нормализации пульса и артериального давления, а также самодисциплины.

Если у кого-нибудь из учеников наблюдается ухудшение эмоционального состояния:

— дайте знать, что вы рядом и что уже принимаются меры по спасению;

— постарайтесь избавить его от посторонних взглядов (любопытные взгляды очень неприятны человеку в кризисной ситуации);

— осторожно устанавливайте телесный контакт. Легкий телесный контакт обычно успокаивает. Поэтому возьмите пострадавшего за руку или похлопайте по плечу. Прикасаться к голове или иным частям тела не рекомендуется. Займите положение на том же уровне, что и ребенок;

— говорите и внимательно слушайте, не перебивайте, будьте терпеливы, выполняя свои обязанности.