Формы | Характеристика | Содержание |
Бытие природы | Системность Эволюционизм самоорганизация | |
Бытие социального (общества и Человека) | Технологизация Институциализация Глобализация Виртуализация иформатизация | |
Бытие духовного | Инструментальность Влияние бессознательного начала Плюрализм Толерантность символизм |
Материя
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Свойства материи
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особым свойством материи является движение
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Уровни материи
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Формы существования материи
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Диалектика-______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Метафизика- ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выделяют принципы диалектики:
1. Принцип всеобщей связи явлений и процессов
2. Принцип движения и развития
3. Источником развития является разрешение противоречий
4. Развитие происходит через отрицание
5. Отрицание показывает направленность процессов развития
Законы диалектики:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Для раскрытия законов диалектики, процессов развития используются категории диалектики, спецификой которых является их полярность.
Сущность_______________________________________________________________
Явление________________________________________________________________
Содержание_____________________________________________________________
Форма__________________________________________________________________
Система________________________________________________________________
Элемент________________________________________________________________
Причина________________________________________________________________
Следствие______________________________________________________________
Детерминизм____________________________________________________________
Индетерминизм__________________________________________________________
Необходимость__________________________________________________________
Случайность____________________________________________________________
Это интересно:
Версиях происхождения Вселенной и жизни на земле (теория вселенского взрыва Э.Хаббла, теория «эволюционного финализма» Тейяра де Шардена, Теория «антропного принципа устройства Вселенной)
Проверь себя:
1. Бытие в философском понимании есть ____________________________________
2. Впервые понятие «бытие» вводит в оборот ________________________________
3. «Бытие есть атомы, небытие — пустота». Назовите автора суждения.
4. Что такое субстанция___________________________________________________
5. Монизм-это___________________________________________________________
6.Формы бытия__________________________________________________________
7. Учение о бытии, о сущем _______________________________________________
8. Объяснение мира из одного основания, субстанции_________________________
9. «Мыслю, следовательно, существую». Автором данного суждения является _______________________________________________________________________
10. Учение о самоорганизации систем называется_____________________________
11. Назовите субстанции, которые вы знаете.
12. Материя-это__________________________________________________________
13. Мир как движущийся, постоянно развивающийся впервые представил античный философ_______________________________________________________
14. С точки зрения какой философской концепции Бог и только Бог есть подлинное бытие?
15. Свойствами материи являются__________________________________________
16. Развитие отличается от движения________________________________________
17. Какая из перечисленных категорий не относится к онтологическим: сущее, истина, реальность, материя, сущность?
18. Реальность, существующая независимо и вне человеческого сознания.
19. К ней из перечисленных относятся: солнечная система, переживание, вкус, звезды, реки, леса, мысли.
20. Субъективная реальность есть не что иное, как ____________________________
21. Пространство и время-это______________________________________________
22. Античные философы представляли материю как___________________________
23. Атрибутами материи являются _________________________________________
25. Основными характеристиками человеческого бытия являются ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема №14: «Происхождение и сущность сознания»
План занятия
1.Сознание: понятие, структура, характеристики
2.Сознательное и бессознательное.
Сознание__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Структура сознания:
1. Ощущения, восприятия, представления,- несущие простейшую информацию о мире
2. Субъективные психологические переживания, в которых отражается отношение человека
3. Понятия, идеи, которые получены путем систематического получения знаний
4. Ценностное отношение к полученным знаниям и их использование.
5. Память, т.е. способность хранить и воспроизводить информацию
6. Бессознательное.
Работа по учебнику, заполнение таблицы
Характеристики сознания:
черты | содержание |
Сознание вторично | |
Сознание социально | |
Сознание субъективно | |
Сознание-есть деятельность | |
Сознание имеет предметно-практическую деятельность | |
Сознание существует в знаково-символической форме | |
Сознание связано со знаниями | |
Сознание носит творческий характер |
С точки зрения научных фактов сознание возникло в результате эволюции материи.
Предпосылки:
1) биологические (прямохождение человека, большой объем головного мозга, наличие наглядно-образного мышления);
2) социальные (коллективный труд, членораздельная речь, нравственные нормы в поведении людей
2. Психика человека состоит из 2-х участков:
1. Сознания
2. Бессознательного ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
В философии и психологии есть понятие «коллективное бессознательное»- это часть психики, в которой содержатся воспоминания и импульсы, присущие всему человечеству. (термин ввел швейцарский психоаналитик Карл Юм).
В зародыше всех психических процессов и переживаний лежат архетипы- человеческие первообразы, которые проявляют себя в сновидениях, фантазии.(во время болезни человек видит страшных чудовищ).
Упражнения для размышлений :
1. Говорят, что человек самое несчастное из животных, поскольку заранее знает о своей будущей смерти. Считаете ли вы, что животные более счастливы в этом плане?
2. В чем отличие разума от души? Можно согласиться с тем, что не разум, а душа является главным признаком человечности? Может быть человек развит душевно, но при этом глупый и жестокий
3. Как вы понимаете слова апостола Павла «что мне в том, что я приобрету Чем инстинкт отличается от разума? Чем поведение животных отличается от богатства всего мира, а душу свою потеряю?»
4. Прокомментируйте и сопроводите примерами суждение В. И. Ленина: «Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его»
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема занятия№15: «Взаимосвязь сознания и познания» (семинарское занятие)
План
1. Чем инстинкт отличается от разума? Чем поведение животных отличается от деятельности человека
Говорят, что человек самое несчастное из животных, поскольку заранее знает о своей будущей смерти. Считаете ли вы, что животные более счастливы в этом плане?
В чем отличие разума от души? Можно согласиться с тем, что не разум, а душа является главным признаком человечности? Может быть человек развит душевно, но при этом глупый и жестокий
Как вы понимаете слова апостола Павла «что мне в том, что я приобрету богатства всего мира, а душу свою потеряю?»
Прокомментируйте и сопроводите примерами суждение В. И. Ленина: «Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его».
2. Чувственное и логическое познание. Роль практики в познании.
3. Философское учение об истине.
4. Особенности научного познания. Методы научного познания