Феноменологическое направление в гуманистической психологии К. Роджерса (1902-1987)

Тема 8: Психотерапевтические направления в гуманистической психологии

Феноменологическое направление в гуманистической психологии К. Роджерса (1902-1987)

Феноменологическое направление изучения лично­сти человека исходит из субъективного восприятия че­ловеком внешнего мира и поведения — своего и дру­гих людей. Краеугольным камнем феноменологичес­кого подхода к личности является представление о том, что главное — не объективная реальность, а то, как она воспринимается и интерпретируется в данный мо­мент времени, т.е. для каждого индивида оказывается реальным то, что существует в пределах его внутрен­ней системы координат (или его субъективного мира), составляет базу для его субъективного восприятия и переживания и определяет его поведение. Иначе гово­ря, наше реагирование на те или иные события зави­сит от наших внутренних установок, которые и опре­деляют в конечном счете наше поведение. И, следова­тельно, поведение зависит не столько от объектив­ных критериев ситуации, сколько от интерпретации этой ситуации, порождающей то или иное реагирова­ние на нее.

И как результат такого представления у Роджерса была убежденность в том, что люди способны сами опре­делять свою судьбу (независимо от внешних обстоя­тельств и даже вопреки им) и поэтому ответственны за свое самоопределение. А поскольку люди, по представ­лениям сторонников феноменологического подхода, по своей природе добры и обладают стремлением к совер­шенству, то они в массе своей, естественно, движутся к зрелости на пути к самоактуализации. Здесь фено­менологическое направление смыкается с гуманисти­ческой концепцией Маслоу, на которую оно оказало не малое влияние.

Работая с невротиками и встречаясь с такими чело­веческими характеристиками, как зло и жестокость, страх и беззащитность, деструктивное отношение к себе и другим, регрессивность и антисоциальность и т.д., Род­жерс не терял убежденности в том, что по своей сути в норме человек добр и конструктивен, оптимистичен и социален, надо только найти эти черты в его личности (возможно, глубоко спрятанные и замаскированные не­вротическими проявлениями) и дать импульс для их развития. В этом плане Роджерс, как и Маслоу, глубо­ко расходился с Фрейдом, видевшим в человеке врож­денное зло и врожденную деструктивность.

По представлениям Роджерса, главным мотивом, способствующим продвижению человека вперед, явля­ется тенденция к актуализации, т.е. стремление со­хранять и развивать личность, а любой элементарный биологический мотив (голод, жажда, половое влече­ние и т.д.), являясь лишь одним из специфических проявлений основного мотива (стремления к актуали­зации) служит тем же целям — сохранять и развивать себя как личность. И, таким образом, стремление че­ловека к достижениям — это способ совершенствова­ния внутреннего потенциала, а не компенсация адлеровского комплекса неполноценности. Высшим выра­жением тенденции актуализации, по Роджерсу, явля­ется тенденция самоактуализации, которая никогда не насыщается, поскольку всегда остаются какие-то способности, которые еще можно развивать.

3 стр., 1104 слов

направления коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного ...

... приемы и способы в практике воспитания и обучения детей. 1. Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного и школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью Одним ... его психологических особенностей, позволяет своевременно выявлять нарушения в психическом развитии и поведении ребенка и оказывать ему необходимую психолого-педагогическую помощь. Будущие воспитатели и ...

Не игнорируя полностью прошлый опыт человека, Роджерс все же отдавал предпочтение настоящему и будущему. Анализируя жизненные неудачи, он пред­почитал не обращаться к прошлому негативному опы­ту индивида, а строить реальность в пространстве «на­стоящее-будущее».

Важную роль в персонологических представлениях Роджерса играет Я-концепция, или самость человека с позиций его собственного восприятия в ситуации его различных жизненных ролей (ребенок, родитель, со­циализированная личность, студент, служащий и т.п.).

При этом Я-концепция включает представления чело­века о себе в данный момент времени и желаемое со­стояние в будущем — Я-идеальное.

Роджеровское «Я» изменчиво (зависит от опыта), но при этом сохраняет в восприятии целостность, гештальт, действуя в понятиях гештальт-психологии: «фи­гура-фон». Поскольку Я-концепция развивается во вза­имодействии со средой и значимыми другими (родите­ли, сиблинги, друзья), она является продуктом социа­лизации, предусматривающей для более успешного протекания удовлетворение ряда важных условий. Это прежде всего потребность в позитивном внимании, которое может быть обусловленным либо безуслов­ным. Позитивное внимание необходимо ребенку для становления и развития его Я-концепции, т.е. само­сти, приводящей впоследствии к самоактуализации. Роджерс считал, что для успешной самоактуализа­ции человека ему необходимо в детстве безусловное позитивное внимание.

Для сохранения выработанной Я-концепции необ­ходима согласованность между самовосприятием и воз­можными переживаниями. Но бывают ситуации, ког­да переживания расходятся с самовосприятием, и тог­да это угрожает сохранению Я-концепции. В этом слу­чае организм включает механизмы защиты. Это, по Роджерсу, искажения восприятия и отрицание.

Искажение восприятия происходит, если неугодная информация допускается в сознание, но в настолько трансформированном виде, что не мешает прежнему самовосприятию и не отражается на Я-концепции (на­пример, получив плохую оценку, сильный студент объясняет это несправедливостью профессора, а не сво­ими недостаточными знаниями).

Это Роджерс рассмат­ривает как рационализацию.

Отрицание заключается в отказе принимать реаль­но существующие негативные события, подрывающие собственную Я-концепцию. Понятно, что отрицание, доведенное до крайности, может привести к серьезной психопатологии.

Как психотерапевт, Роджерс предложил метод клиент-центрированной терапии, краеугольным камнем которой являлось эмпатическое отношение к клиенту, которое, по убеждению Роджерса, должно было способ­ствовать более быстрому процессу конструктивных лич­ностных изменений в клиенте.

5 стр., 2368 слов

Роджерс — клиент-центрированная терапия

... представляет собой процесс консультирования и терапии? Для психотерапевта это новое путешествие в неизведанное. Его чувства: «Это другой человек, мой клиент. Я немного его побаиваюсь, опасаюсь таящихся в ... к Я. Я, Я-концепция, Я-структура — организованный, устойчивый концептуальный гештальт, составленный из восприятия характеристик Я и взаимоотношений Я с другими людьми и различными аспектами жизни, ...

Роджерс предлагает учитывать шесть условий, необходимых при терапии, центрированной на клиенте:

1) два человека (психоте­рапевт и клиент) находятся в психологическом контак­те;

2) клиент находится в состоянии дезадаптации, он раним и тревожен;

3) психотерапевт является гармо­ничным и интегрированным;

4) психотерапевт испыты­вает безусловное позитивное внимание к клиенту;

5) пси­хотерапевт испытывает эмпатическое понимание внут­ренней системы координат клиента и стремится пере­дать свою эмпатию клиенту;

6) обязательно должна про­изойти передача клиенту эмпатийного понимания и бе­зусловного позитивного внимания психотерапевта.

Только при соблюдении этих условий и особенно в случае передачи клиенту эмпатии и позитивного вни­мания психотерапевта возникают условия для быстрых изменений и личностного роста клиента. При этом Роджерс считал, что за личностный рост ответственен сам клиент, а не терапевт, который лишь создает условия для его реализации, для устранения расхождения меж­ду переживаниями человека и его самостью.

Это долж­но привести индивида в соответствие с организмическим оценочным процессом, превратив его в «полноцен­но функционирующего человека», для которого Род­жерс установил пять основных личностных характе­ристик.

1) открытость к переживанию (для полноценно функционирующего человека не страшны спонтанно появляющиеся мысли и переживания, которые угрожа­ли бы ощущению собственной правоты, ему не нужны механизмы защиты, его Я-концепция при этом не испы­тывает угрозы, ибо он вполне самодостаточен);

2) экзи­стенциальный образ жизни (тенденция к полноцен­ной жизни с богатством и свежестью восприятия без трансформации переживаний в пользу внутренних ус­тановок);

3) организмическое доверие (способность че­ловека при выборе решения ориентироваться на свои собственные ощущения, а не на общепринятые, навя­занные средой традиции);

4) эмпирическая свобода (воз­можность делать свободный выбор, ориентируясь ис­ключительно на свои желания; естественно, речь не идет об абсолютной свободе, приводящей к асоциаль-ности);

5) креативность (т.е. развитие творческого по­тенциала, даже если встречается сопротивление со сто­роны общества).

Что касается психотерапии, то Роджерс, стоя на гу­манистических позициях центрирования на клиенте, довольно быстро добивался положительных результа­тов, повышая креативность и внутреннюю свободу своих пациентов. В этом отношении он является второй значимой после Фрейда фигурой, оказавшей значитель­ное влияние на психотерапевтический подход.

2. Экзистенциальное направление в гуманистической психологии(Р.Мея, Дж. Бьюдженталь)

 

Первоначально экзистенциальное направление именовалось экзистенциально-феноменологическим или экзистенциально-аналитическим и представляло собой чисто европейский феномен.

Но после Второй мировой войны экзистенциальный подход получил широкое распространение и в США. Причем, там в число его наиболее ярких представителей вошли некоторые лидеры гуманистической революции в психологии (которая, в свою очередь, во многом опиралась на идеи философского экзистенциализма): Ролло МЭЙ, Джеймс БЮДЖЕНТАЛ и др. Т.о. теоретические основания данного подхода уходят корнями в экзистенциальную философию и гуманистические ценности.

10 стр., 4691 слов

Стресс в жизни и деятельности человека

... выводу, что психическим и физическим болезням обычно предшествуют определенные серьезные изменения в жизни человека. На основе своего исследования они составили шкалу («Шкала жизненных перемен, вызывающих стрессовые ... Например, продавец может получить задание немедленно реагировать на просьбы клиентов, но, когда его видят разговаривающим с клиентом, то говорят, чтобы он не забывал заполнять полки ...

Видимо, поэтому некоторые из них, в частности, Дж. БЮДЖЕНТАЛ предпочитают говорить об экзистенциально-гуманистическом подходе.

Экзистенциальный психотерапевт видит свою задачу в том, чтобы помочь пациенту внести фундаментальные изменения в свою жизнь, сделать ее более полной, подлинной и реализовать свой внутренний потенциал.

Основным процессом экзистенциальной психотерапии является внутреннее переживание пациентом своего бытия или существования в мире. Переживать свое бытие –означает постоянно осознавать интенсивность, глубину и непрерывность потока субъективных переживаний. Значительная часть усилий экзистенциального терапевта направлена на то, чтобы помочь пациенту признать ценность субъективности, понимаемой как внутренняя, интимная обособленная реальность, где человек живет наиболее подлинно. Экзистенциально-гуманистическая психотерапия развивает у пациента способность к более глубокому внутреннему осознаванию, более глубокому чувствованию своих возможностей и ресурсов, эмоций и интенций.

В контексте современного понимания психотерапия рассматривается как метод, с помощью которого можно помочь каждому человеку найти свой собственный уникальный жизненный путь. Вместо того чтобы давать готовые ответы на вопросы клиента экзистенциальные психотерапевты дают возможность клиенту овладеть навыком, с помощью которого они сами смогут найти собственные ответы на возникающие в их жизни вопросы. Психотерапевт помогает в рождении на свет решений, которые уже существуют во внутреннем мире клиента.

Терапевтическими факторами в экзистенциальных подходах являются: понимание клиентом уникальной сути своей жизненной ситуации, выбор отношения к своему настоящему, прошлому и будущему, развитие способности действовать, принимая ответственность за последствия своих действий. Экзистенциальный терапевт заботится о том, чтобы его пациент был максимально открыт навстречу возникающим в течение его жизни возможностям, был способен осуществить выбор и актуализировать их.

Цель терапии— максимально полноценное, насыщенное, осмысленное существование.