Тема 8: Психотерапевтические направления в гуманистической психологии
Феноменологическое направление в гуманистической психологии К. Роджерса (1902-1987)
Феноменологическое направление изучения личности человека исходит из субъективного восприятия человеком внешнего мира и поведения — своего и других людей. Краеугольным камнем феноменологического подхода к личности является представление о том, что главное — не объективная реальность, а то, как она воспринимается и интерпретируется в данный момент времени, т.е. для каждого индивида оказывается реальным то, что существует в пределах его внутренней системы координат (или его субъективного мира), составляет базу для его субъективного восприятия и переживания и определяет его поведение. Иначе говоря, наше реагирование на те или иные события зависит от наших внутренних установок, которые и определяют в конечном счете наше поведение. И, следовательно, поведение зависит не столько от объективных критериев ситуации, сколько от интерпретации этой ситуации, порождающей то или иное реагирование на нее.
И как результат такого представления у Роджерса была убежденность в том, что люди способны сами определять свою судьбу (независимо от внешних обстоятельств и даже вопреки им) и поэтому ответственны за свое самоопределение. А поскольку люди, по представлениям сторонников феноменологического подхода, по своей природе добры и обладают стремлением к совершенству, то они в массе своей, естественно, движутся к зрелости на пути к самоактуализации. Здесь феноменологическое направление смыкается с гуманистической концепцией Маслоу, на которую оно оказало не малое влияние.
Работая с невротиками и встречаясь с такими человеческими характеристиками, как зло и жестокость, страх и беззащитность, деструктивное отношение к себе и другим, регрессивность и антисоциальность и т.д., Роджерс не терял убежденности в том, что по своей сути в норме человек добр и конструктивен, оптимистичен и социален, надо только найти эти черты в его личности (возможно, глубоко спрятанные и замаскированные невротическими проявлениями) и дать импульс для их развития. В этом плане Роджерс, как и Маслоу, глубоко расходился с Фрейдом, видевшим в человеке врожденное зло и врожденную деструктивность.
По представлениям Роджерса, главным мотивом, способствующим продвижению человека вперед, является тенденция к актуализации, т.е. стремление сохранять и развивать личность, а любой элементарный биологический мотив (голод, жажда, половое влечение и т.д.), являясь лишь одним из специфических проявлений основного мотива (стремления к актуализации) служит тем же целям — сохранять и развивать себя как личность. И, таким образом, стремление человека к достижениям — это способ совершенствования внутреннего потенциала, а не компенсация адлеровского комплекса неполноценности. Высшим выражением тенденции актуализации, по Роджерсу, является тенденция самоактуализации, которая никогда не насыщается, поскольку всегда остаются какие-то способности, которые еще можно развивать.
направления коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного ...
... приемы и способы в практике воспитания и обучения детей. 1. Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного и школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью Одним ... его психологических особенностей, позволяет своевременно выявлять нарушения в психическом развитии и поведении ребенка и оказывать ему необходимую психолого-педагогическую помощь. Будущие воспитатели и ...
Не игнорируя полностью прошлый опыт человека, Роджерс все же отдавал предпочтение настоящему и будущему. Анализируя жизненные неудачи, он предпочитал не обращаться к прошлому негативному опыту индивида, а строить реальность в пространстве «настоящее-будущее».
Важную роль в персонологических представлениях Роджерса играет Я-концепция, или самость человека с позиций его собственного восприятия в ситуации его различных жизненных ролей (ребенок, родитель, социализированная личность, студент, служащий и т.п.).
При этом Я-концепция включает представления человека о себе в данный момент времени и желаемое состояние в будущем — Я-идеальное.
Роджеровское «Я» изменчиво (зависит от опыта), но при этом сохраняет в восприятии целостность, гештальт, действуя в понятиях гештальт-психологии: «фигура-фон». Поскольку Я-концепция развивается во взаимодействии со средой и значимыми другими (родители, сиблинги, друзья), она является продуктом социализации, предусматривающей для более успешного протекания удовлетворение ряда важных условий. Это прежде всего потребность в позитивном внимании, которое может быть обусловленным либо безусловным. Позитивное внимание необходимо ребенку для становления и развития его Я-концепции, т.е. самости, приводящей впоследствии к самоактуализации. Роджерс считал, что для успешной самоактуализации человека ему необходимо в детстве безусловное позитивное внимание.
Для сохранения выработанной Я-концепции необходима согласованность между самовосприятием и возможными переживаниями. Но бывают ситуации, когда переживания расходятся с самовосприятием, и тогда это угрожает сохранению Я-концепции. В этом случае организм включает механизмы защиты. Это, по Роджерсу, искажения восприятия и отрицание.
Искажение восприятия происходит, если неугодная информация допускается в сознание, но в настолько трансформированном виде, что не мешает прежнему самовосприятию и не отражается на Я-концепции (например, получив плохую оценку, сильный студент объясняет это несправедливостью профессора, а не своими недостаточными знаниями).
Это Роджерс рассматривает как рационализацию.
Отрицание заключается в отказе принимать реально существующие негативные события, подрывающие собственную Я-концепцию. Понятно, что отрицание, доведенное до крайности, может привести к серьезной психопатологии.
Как психотерапевт, Роджерс предложил метод клиент-центрированной терапии, краеугольным камнем которой являлось эмпатическое отношение к клиенту, которое, по убеждению Роджерса, должно было способствовать более быстрому процессу конструктивных личностных изменений в клиенте.
Роджерс — клиент-центрированная терапия
... представляет собой процесс консультирования и терапии? Для психотерапевта это новое путешествие в неизведанное. Его чувства: «Это другой человек, мой клиент. Я немного его побаиваюсь, опасаюсь таящихся в ... к Я. Я, Я-концепция, Я-структура — организованный, устойчивый концептуальный гештальт, составленный из восприятия характеристик Я и взаимоотношений Я с другими людьми и различными аспектами жизни, ...
Роджерс предлагает учитывать шесть условий, необходимых при терапии, центрированной на клиенте:
1) два человека (психотерапевт и клиент) находятся в психологическом контакте;
2) клиент находится в состоянии дезадаптации, он раним и тревожен;
3) психотерапевт является гармоничным и интегрированным;
4) психотерапевт испытывает безусловное позитивное внимание к клиенту;
5) психотерапевт испытывает эмпатическое понимание внутренней системы координат клиента и стремится передать свою эмпатию клиенту;
6) обязательно должна произойти передача клиенту эмпатийного понимания и безусловного позитивного внимания психотерапевта.
Только при соблюдении этих условий и особенно в случае передачи клиенту эмпатии и позитивного внимания психотерапевта возникают условия для быстрых изменений и личностного роста клиента. При этом Роджерс считал, что за личностный рост ответственен сам клиент, а не терапевт, который лишь создает условия для его реализации, для устранения расхождения между переживаниями человека и его самостью.
Это должно привести индивида в соответствие с организмическим оценочным процессом, превратив его в «полноценно функционирующего человека», для которого Роджерс установил пять основных личностных характеристик.
1) открытость к переживанию (для полноценно функционирующего человека не страшны спонтанно появляющиеся мысли и переживания, которые угрожали бы ощущению собственной правоты, ему не нужны механизмы защиты, его Я-концепция при этом не испытывает угрозы, ибо он вполне самодостаточен);
2) экзистенциальный образ жизни (тенденция к полноценной жизни с богатством и свежестью восприятия без трансформации переживаний в пользу внутренних установок);
3) организмическое доверие (способность человека при выборе решения ориентироваться на свои собственные ощущения, а не на общепринятые, навязанные средой традиции);
4) эмпирическая свобода (возможность делать свободный выбор, ориентируясь исключительно на свои желания; естественно, речь не идет об абсолютной свободе, приводящей к асоциаль-ности);
5) креативность (т.е. развитие творческого потенциала, даже если встречается сопротивление со стороны общества).
Что касается психотерапии, то Роджерс, стоя на гуманистических позициях центрирования на клиенте, довольно быстро добивался положительных результатов, повышая креативность и внутреннюю свободу своих пациентов. В этом отношении он является второй значимой после Фрейда фигурой, оказавшей значительное влияние на психотерапевтический подход.
2. Экзистенциальное направление в гуманистической психологии(Р.Мея, Дж. Бьюдженталь)
Первоначально экзистенциальное направление именовалось экзистенциально-феноменологическим или экзистенциально-аналитическим и представляло собой чисто европейский феномен.
Но после Второй мировой войны экзистенциальный подход получил широкое распространение и в США. Причем, там в число его наиболее ярких представителей вошли некоторые лидеры гуманистической революции в психологии (которая, в свою очередь, во многом опиралась на идеи философского экзистенциализма): Ролло МЭЙ, Джеймс БЮДЖЕНТАЛ и др. Т.о. теоретические основания данного подхода уходят корнями в экзистенциальную философию и гуманистические ценности.
Стресс в жизни и деятельности человека
... выводу, что психическим и физическим болезням обычно предшествуют определенные серьезные изменения в жизни человека. На основе своего исследования они составили шкалу («Шкала жизненных перемен, вызывающих стрессовые ... Например, продавец может получить задание немедленно реагировать на просьбы клиентов, но, когда его видят разговаривающим с клиентом, то говорят, чтобы он не забывал заполнять полки ...
Видимо, поэтому некоторые из них, в частности, Дж. БЮДЖЕНТАЛ предпочитают говорить об экзистенциально-гуманистическом подходе.
Экзистенциальный психотерапевт видит свою задачу в том, чтобы помочь пациенту внести фундаментальные изменения в свою жизнь, сделать ее более полной, подлинной и реализовать свой внутренний потенциал.
Основным процессом экзистенциальной психотерапии является внутреннее переживание пациентом своего бытия или существования в мире. Переживать свое бытие –означает постоянно осознавать интенсивность, глубину и непрерывность потока субъективных переживаний. Значительная часть усилий экзистенциального терапевта направлена на то, чтобы помочь пациенту признать ценность субъективности, понимаемой как внутренняя, интимная обособленная реальность, где человек живет наиболее подлинно. Экзистенциально-гуманистическая психотерапия развивает у пациента способность к более глубокому внутреннему осознаванию, более глубокому чувствованию своих возможностей и ресурсов, эмоций и интенций.
В контексте современного понимания психотерапия рассматривается как метод, с помощью которого можно помочь каждому человеку найти свой собственный уникальный жизненный путь. Вместо того чтобы давать готовые ответы на вопросы клиента экзистенциальные психотерапевты дают возможность клиенту овладеть навыком, с помощью которого они сами смогут найти собственные ответы на возникающие в их жизни вопросы. Психотерапевт помогает в рождении на свет решений, которые уже существуют во внутреннем мире клиента.
Терапевтическими факторами в экзистенциальных подходах являются: понимание клиентом уникальной сути своей жизненной ситуации, выбор отношения к своему настоящему, прошлому и будущему, развитие способности действовать, принимая ответственность за последствия своих действий. Экзистенциальный терапевт заботится о том, чтобы его пациент был максимально открыт навстречу возникающим в течение его жизни возможностям, был способен осуществить выбор и актуализировать их.
Цель терапии— максимально полноценное, насыщенное, осмысленное существование.