Этап -установление положительно­го эмоционального настроя клиента. Рассмотрим техники, применя­емы в рамках данной процедуры. Прежде всего, это установлени

Рекомендации к проведению психологического консультирования

 

Консультирование имеет следующую структуру:

1. Подготовительная работа

2. Процедура консультирования

1. Подготовительная работа

1 этап – сбор сведений о клиенте. Этот этап проводится в рамках первичной беседы или изучении учетной карточки клиента (если он приходит не первый раз).

В ходе первичной беседы психолог может принять заявку на процедуру консультирования, обсудить время встречи. В это время консультант составляет первичное впечатление о клиенте и той проблеме, с которой он пришел к психологу. Информацию получает посредством:

1. вербального источника (биографические сведения из уст самого клиента);

2. наблюдения за невербальными проявлениями.

 

2 этап подготовки — систематизации знаний по имеющейся проблеме. На данном этапе консультант может: просмотреть литературу по данной проблеме, про­консультироваться с ведущим психологом или методистом.

 

3 Этапразработка плана проведения консультации.К дан­ному пункту необходимо относиться осторожно, поскольку наличие
плана может иметь и положительную, и отрицательную стороны. Имея
четкий план, можно, подобно капитану корабля, обойдя опасные зоны,
достигнуть спокойного берега, но, слишком усердно следуя выработанному курсу, вы можете не заметить рифы, не нанесенные на карту.
Вероятно, наиболее полезной будет, как всегда, золотая середина: имея
предварительный план, внимательно следить за тем, что происходит
вокруг, меняя его в зависимости от меняющихся условий. Разработка плана предполагает подбор психодиагностических средств,которые могут понадобиться в ходе консультирования.

 

2. Процедура консультирования

 

Описание техник и процедур консультирования

Начало работы

1 этап встреча клиента консультантом. Техники данного этапа: приветствие клиента, проведение клиента на место, выбор клиентом своего места, выбор психологом места для себя, при­емы установления психологического контакта.

3 стр., 1156 слов

Эффективность психологического консультирования.Приемы консультирования ...

... консультанту. 3. Стадии психологического консультирования 1) Исследование проблем. Устанавливается контакт с клиентом, достигается обоюдное доверие: внимательно выслушать клиента, говорящего о своих трудностях, ... Деятельность. На этой стадии происходит последовательная реализация плана решения проблем. Консультант помогает клиенту строить деятельность с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных ...

Техника приветствия. Осуществляется при помощи стандартных фраз: «Рад Вас видеть…», «Приятно познакомиться…». Составным элементом данной техники, который может быть применен специали­стом по его усмотрению, является встреча специалистом клиента у входа в консультацию или в фойе, перед кабинетом.

Техника «проведение клиента на место». Особенно уместна в случаях первичного посещения клиентом психологической консуль­тации: психолог идет впереди клиента, указывая ему дорогу и пропус­кая вперед себя при входе в кабинет. В данном моменте техника «проведение клиента на место» тесно соприкасается с техниками «выбор клиентом своего места» и «выбор своего места психологом-консультантом». Предоставление клиенту права выбора места носит диагностический характер, поскольку то, куда и как сядет клиент, дает специалисту информацию о нем и его психологическом состоянии (выберет клиент стул, кресло, диван, сядет в тень или на освещенное пространство).

Однако психолог может взять инициативу на себя и предложить клиенту заранее приготовленное для него место. Дан­ный прием будет иметь положительный аспект в тех случаях, когда клиент относится к личностям зависимым или авторитарным. В пер­вом случае решается задача присоединения и ведения, во втором — установления иерархии.

этап -установление положительно­го эмоционального настроя клиента. Рассмотрим техники, применя­емы в рамках данной процедуры. Прежде всего, это установление раппорта.

Раппорт – от французского rapport – связь, сообщение – присоединение к клиенту через подстройку к эмоциональному состоянию, жестикуляции, синхронизация дыхания и т.д. Иногда в консультировании используется понятие «Прием «Зеркало»»

Он устанавливается в течение первых тридцати секунд. Существует прекрасная аксиома: у вас никогда не будет второй воз­можности произвести первое впечатление. Что же поможет произве­сти приятное впечатление? Опрятный внешний вид, благожелательное выражение лица, соблюдение социальной зоны общения. Последний фактор весьма условен. Помните, что границы социальной зоны опре­деляются не среднестатистическими расчетами, а личностными осо­бенностями (национальность, воспитание, местность проживания).

3 этап — снятие психологических барьеров. Естественно, что клиент испытывает волнение, снять которое помогут специальные техники. Прежде всего, можно дать клиенту побыть некоторое вре­мя одному. Например, извинившись, попросить несколько минут для «завершений» какого-либо дела («дело» придумайте сами).

Мягкая, спокойная, ненавязчивая музыка также будет способствовать созда­нию благоприятной атмосферы. Хорошо снимают психологическое напряжение размеренные движения рук. С этой целью можно дать клиенту в руки предмет (книгу, журнал, игрушку) или под предлогом помощи попросить что-либо сделать. На вербальном уровне эффек­тивен прием «кавычек» («Был случай, когда клиент очень волновался, но все закончилось хорошо») и прямое разделение эмоций клиента: «Я тоже волнуюсь…».

Основная работа

4 этап — диагностика личности клиента. В рамках данной процедуры применяются техники: беседа, наблюдение, тесты. Беседа, целенаправленно организованная специалистом, является основным методом ведения психологической консультации. В ходе нее предполагается выявление интересующих исследователя связей на основе эмпирических данных, полученных в процессе общения «кли­ент-консультант». Применяется на разных стадиях психологического консультирования. В зависимости от целей этапа консультативного процесса меняются и цели беседы. Как специфический вид беседы выделяется интервью.

Интервью— способ получения социально-психологической ин­формации с помощью устного опроса. Выделяют два вида интервью:

Свободное интервью не зависит от темы и формы беседы и предполагает сотрудничество клиента при поиске необходимой ин­формации. К его достоинствам можно отнести большой диапазон непосредственных поведенческих реакций клиента, которые получает возможность наблюдать специалист, что способствует более полному1 получению информации о личности клиента и сути его проблемы, к недостаткам — достаточно большой временной отрезок.

Стандартизированное интервью — близко по форме к анкете, отличаясь от него большей свободой клиента при формулировании ответов. Наиболее полезно в начале консультативного процесса при ориентировке в проблеме. Полученные данные впоследствии уточня­ются и используются для выдвижения новых гипотез. Достоинство: информативность, экономия времени, количественная выраженность результата. Недостатки: вероятность потери эмоционального контак­та с клиентом, снижение непосредственных поведенческих реакций вследствие активизации механизмов защиты.

На6людение— эмпирический метод психологического исследо­вания, заключающийся в целенаправленном и осознанном восприятии специалистом психических проявлений клиента. Позволяет специали­сту собрать информацию о клиенте, выявить наиболее значимые со­бытийные моменты, отследить изменение его состояния на разных этапах консультативного процесса. К недостаткам можно отнести: субъективизм специалиста, который может выразиться в фиксации внимания на факте, значимом с позиции консультанта, а не клиента, и последующей его интерпретации, а не прояснении, и контрперенос. Применяется на всех этапах консультативного процесса.

Психологические тесты — стандартизированный метод для из­мерения уровня развития или состояния какого-либо психологиче­ского качества или свойства отдельного индивида. В рамках психо­логического консультирования применяются тесты, соответствующие определенным критериям. Данные критерии будут рассмотрены в главе «Особенности психодиагностики в процессе консультирования».

5 этап — прояснение сути проблемы клиента, оп­ределение его ресурсов.Основные техники: диалог, слушание.

Диалог. Определяется как речевое общение между двумя и бо­лее людьми, предполагающее обмен репликами. В широком смысле репликой считается и ответ в виде действия, жеста, молчания. Опира­ется на традицию устного интеллектуального общения в Древней Греции. В ее истоках — деятельность Сократа, которая, кроме того, нашла свое отражение в психотерапевтической методике «Сократов­ский диалог». В основе данной методики лежит логическая аргумен­тация, преподносимая специалистом клиенту в виде вопросов, которые предполагают только положительные ответы. При формулировании вопросов консультант сознательно игнорирует непоследовательные, противоречивые, бездоказательные суждения клиента. В результате клиент планомерно подводится к принятию суждения, которое перед этим им не принималось или не понималось.

Техника «слушание».

□ нерефлексивное слушание;

□ рефлексивное слушание;

□ эмпатическое слушание;

□ активное слушание (расспрашивание).

Техника «информирование клиента». Количество информа­ции, предоставляемой клиенту специалистом в ходе консультацион­ной сессии, прежде всего, будет зависеть от характера терапевтиче­ских отношений, личностных особенностей клиента, сути проблемы. Однако важно, чтобы предоставляемая информация соответствовала требованиям: доступность, конкретность и объективность. Доступность и конкретность информации определяются тем, что данные, сообщае­мые консультантом клиенту, должны, с одной стороны, соответствовать уровню его развития и, с другой, исключать возможность двойного толкования. Для того чтобы убедиться в правильности понимания клиентом предоставленной информации, специалист может задать ряд проясняющих вопросов. Что касается объективности, то она зависит как от квалификации специалиста, так и специфики его личности.

Техника: совет. Совет — мнение, высказываемое кому-либо по поводу того, как ему поступить, что делать, и предполагающее даль­нейшее совместное обсуждение.

Предложение советов близко предоставлению информации. От­личие заключается в том, что предлагающий совет неизбежно выска­зывает личное мнение, в то время как в основе информирования ле­жит, прежде всего, безоценочность.

Прямого предложения советов целесообразно избегать.

Во-первых: как бы ни был правилен ваш совет, он останется «чу­жим советом» — люди любят делать собственные открытия, и, соответ­ственно, любой совет является украденной возможностью такого от­крытия. Только когда человек сам что-либо открыл, это становится по-настоящему его.

Вторая причина, по которой следует быть осторожным с «разда­чей советов»: давая клиенту возможность следовать совету, вы одно­временно даете ему возможность приписать неудачу также на ваш счет. Если же клиент относится к зависимому типу, то у вас вырисовы­вается прекрасное будущее — до конца ваших дней стать его «ма­мочкой», «нянечкой», «жилеточкой».

Третья и последняя причина, по которой с советами не следует торопиться — предоставляемыми советами, как правило, не пользуют­ся, и вы напрасно тратите свое время и силы. Однако совет, данный в косвенной форме («Не знаю почему, мне вспомнилась одна ситуация из моей жизни…», «В моей практике был случай.,.», «Мне рассказыва­ли историю…», «Один герой романа в подобной ситуации поступил следующим образом…», «Обычно в подобных ситуациях рекоменду­ют следующее…»), может иметь большой психотерапевтический эф­фект.

Техника: убеждение — логически безупречная аргументация пра­вильности высказываемой позиции. Как правило, должно в своей ос­нове иметь факты. Применяется при даче советов как подкрепление, обоснование высказанной профессиональной позиции. Убеждение должно строиться психологом-консультантом на уровне данного кли­ента.

 

Техника: разъяснение.Подразумевает развернутое конкретное объяснение позиции консультанта по проблеме клиента. Главная цель — сделать предельно понятными мысли специалиста, ход его раз­мышлений по поводу проблемы для клиента. Может включать в себя эмоционально-личностный аспект.

6 этап: согласование плана действий.Техники: поиск множественных решений, стимулирующие вопросы, определе­ние алгоритма по разрешению проблемы, конкретизация ожидаемо­го результата.

Прежде чем выработать конкретный план по разрешению про­блемы и для того, чтобы данный план был предельно оптимальным, необходимо максимально расширить поиск возможных решений. С этой целью разумно применить методику творческого решения проблем Дилтса. Идея проста. Сначала: предложите клиенту приду­мать не менее двадцати самых невероятных способов решения дан­ной проблемы (не забудьте их записать).

Далее: подумайте, насколь­ко желательно воплощение каждого из них, какие наиболее вероят­ные последствия могут возникнуть. Выберите оптимальный вариант (возможно, что некоторые из придуманной «двадцатки» станут эле­ментами плана достижения).

Стимулирующие вопросыуместно применять на протяжении всего стратегического этапа. Однако особенно они помогут во вре­мя второй процедуры, поскольку, пребывая в социокультурологически обусловленных рамках, клиенты, как правило, затрудняются в проявле­нии творческой активности.

7 этап «реализа­ция плана клиентом» проводится клиентом самостоятельнеебез присутствия и вмешательства профессионала. Это объясняется спе­цификой данного вида психологической помощи — любой психиче­ски здоровый человек способен самостоятельно решить свои про­блемы. Консультант — проводник в горах для заблудившегося в су­мерках путника. Он поможет найти путь на вершину, но подняться на нее должен сам человек.

Техника «конкретизация ожидаемого результата». При помощи данной техники определяются «приметы», по которым клиент сможет определить, что проблема решена. Конкретизировать ожидаемый результат можно при помощи вопросов:

1. Что должно произойти, чтобы Вы поняли, что цель достигнута?

2. Как именно Вы узнаете, что достигли желаемого?

8 этап – определение способов контроля за реализацией намеченного плана. Варианты контроля:

1. Клиент может взять ответственность на себя.

2. Клиент может информировать консультанта о выполнении каждого пункта.

3. Может быть назначена дополнительная консультация для отслеживания выполнения плана.

На этом этапе используются техники актуализации ресурсов клиента: Техника укрепление уверенности клиента, информированности готовности к достижению. Эти техники применяются на протяжении всей процедуры консультирования. Наиболее эффективны невербальные и психологические поглаживания:

«Вы просто молодец…»,

«Вы такой удивительный человек…»

«Не думаю, чтобы кто-то мог лучше справиться со столь сложной ситуацией…»

«У Вас огромный потенциал».