Рекомендации к проведению психологического консультирования
Консультирование имеет следующую структуру:
1. Подготовительная работа
2. Процедура консультирования
1. Подготовительная работа
1 этап – сбор сведений о клиенте. Этот этап проводится в рамках первичной беседы или изучении учетной карточки клиента (если он приходит не первый раз).
В ходе первичной беседы психолог может принять заявку на процедуру консультирования, обсудить время встречи. В это время консультант составляет первичное впечатление о клиенте и той проблеме, с которой он пришел к психологу. Информацию получает посредством:
1. вербального источника (биографические сведения из уст самого клиента);
2. наблюдения за невербальными проявлениями.
2 этап подготовки — систематизации знаний по имеющейся проблеме. На данном этапе консультант может: просмотреть литературу по данной проблеме, проконсультироваться с ведущим психологом или методистом.
3 Этап — разработка плана проведения консультации.К данному пункту необходимо относиться осторожно, поскольку наличие
плана может иметь и положительную, и отрицательную стороны. Имея
четкий план, можно, подобно капитану корабля, обойдя опасные зоны,
достигнуть спокойного берега, но, слишком усердно следуя выработанному курсу, вы можете не заметить рифы, не нанесенные на карту.
Вероятно, наиболее полезной будет, как всегда, золотая середина: имея
предварительный план, внимательно следить за тем, что происходит
вокруг, меняя его в зависимости от меняющихся условий. Разработка плана предполагает подбор психодиагностических средств,которые могут понадобиться в ходе консультирования.
2. Процедура консультирования
Описание техник и процедур консультирования
Начало работы
1 этап встреча клиента консультантом. Техники данного этапа: приветствие клиента, проведение клиента на место, выбор клиентом своего места, выбор психологом места для себя, приемы установления психологического контакта.
Эффективность психологического консультирования.Приемы консультирования ...
... консультанту. 3. Стадии психологического консультирования 1) Исследование проблем. Устанавливается контакт с клиентом, достигается обоюдное доверие: внимательно выслушать клиента, говорящего о своих трудностях, ... Деятельность. На этой стадии происходит последовательная реализация плана решения проблем. Консультант помогает клиенту строить деятельность с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных ...
Техника приветствия. Осуществляется при помощи стандартных фраз: «Рад Вас видеть…», «Приятно познакомиться…». Составным элементом данной техники, который может быть применен специалистом по его усмотрению, является встреча специалистом клиента у входа в консультацию или в фойе, перед кабинетом.
Техника «проведение клиента на место». Особенно уместна в случаях первичного посещения клиентом психологической консультации: психолог идет впереди клиента, указывая ему дорогу и пропуская вперед себя при входе в кабинет. В данном моменте техника «проведение клиента на место» тесно соприкасается с техниками «выбор клиентом своего места» и «выбор своего места психологом-консультантом». Предоставление клиенту права выбора места носит диагностический характер, поскольку то, куда и как сядет клиент, дает специалисту информацию о нем и его психологическом состоянии (выберет клиент стул, кресло, диван, сядет в тень или на освещенное пространство).
Однако психолог может взять инициативу на себя и предложить клиенту заранее приготовленное для него место. Данный прием будет иметь положительный аспект в тех случаях, когда клиент относится к личностям зависимым или авторитарным. В первом случае решается задача присоединения и ведения, во втором — установления иерархии.
этап -установление положительного эмоционального настроя клиента. Рассмотрим техники, применяемы в рамках данной процедуры. Прежде всего, это установление раппорта.
Раппорт – от французского rapport – связь, сообщение – присоединение к клиенту через подстройку к эмоциональному состоянию, жестикуляции, синхронизация дыхания и т.д. Иногда в консультировании используется понятие «Прием «Зеркало»» |
Он устанавливается в течение первых тридцати секунд. Существует прекрасная аксиома: у вас никогда не будет второй возможности произвести первое впечатление. Что же поможет произвести приятное впечатление? Опрятный внешний вид, благожелательное выражение лица, соблюдение социальной зоны общения. Последний фактор весьма условен. Помните, что границы социальной зоны определяются не среднестатистическими расчетами, а личностными особенностями (национальность, воспитание, местность проживания).
3 этап — снятие психологических барьеров. Естественно, что клиент испытывает волнение, снять которое помогут специальные техники. Прежде всего, можно дать клиенту побыть некоторое время одному. Например, извинившись, попросить несколько минут для «завершений» какого-либо дела («дело» придумайте сами).
Мягкая, спокойная, ненавязчивая музыка также будет способствовать созданию благоприятной атмосферы. Хорошо снимают психологическое напряжение размеренные движения рук. С этой целью можно дать клиенту в руки предмет (книгу, журнал, игрушку) или под предлогом помощи попросить что-либо сделать. На вербальном уровне эффективен прием «кавычек» («Был случай, когда клиент очень волновался, но все закончилось хорошо») и прямое разделение эмоций клиента: «Я тоже волнуюсь…».
Основная работа
4 этап — диагностика личности клиента. В рамках данной процедуры применяются техники: беседа, наблюдение, тесты. Беседа, целенаправленно организованная специалистом, является основным методом ведения психологической консультации. В ходе нее предполагается выявление интересующих исследователя связей на основе эмпирических данных, полученных в процессе общения «клиент-консультант». Применяется на разных стадиях психологического консультирования. В зависимости от целей этапа консультативного процесса меняются и цели беседы. Как специфический вид беседы выделяется интервью.
Интервью— способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса. Выделяют два вида интервью:
Свободное интервью не зависит от темы и формы беседы и предполагает сотрудничество клиента при поиске необходимой информации. К его достоинствам можно отнести большой диапазон непосредственных поведенческих реакций клиента, которые получает возможность наблюдать специалист, что способствует более полному1 получению информации о личности клиента и сути его проблемы, к недостаткам — достаточно большой временной отрезок.
Стандартизированное интервью — близко по форме к анкете, отличаясь от него большей свободой клиента при формулировании ответов. Наиболее полезно в начале консультативного процесса при ориентировке в проблеме. Полученные данные впоследствии уточняются и используются для выдвижения новых гипотез. Достоинство: информативность, экономия времени, количественная выраженность результата. Недостатки: вероятность потери эмоционального контакта с клиентом, снижение непосредственных поведенческих реакций вследствие активизации механизмов защиты.
На6людение— эмпирический метод психологического исследования, заключающийся в целенаправленном и осознанном восприятии специалистом психических проявлений клиента. Позволяет специалисту собрать информацию о клиенте, выявить наиболее значимые событийные моменты, отследить изменение его состояния на разных этапах консультативного процесса. К недостаткам можно отнести: субъективизм специалиста, который может выразиться в фиксации внимания на факте, значимом с позиции консультанта, а не клиента, и последующей его интерпретации, а не прояснении, и контрперенос. Применяется на всех этапах консультативного процесса.
Психологические тесты — стандартизированный метод для измерения уровня развития или состояния какого-либо психологического качества или свойства отдельного индивида. В рамках психологического консультирования применяются тесты, соответствующие определенным критериям. Данные критерии будут рассмотрены в главе «Особенности психодиагностики в процессе консультирования».
5 этап — прояснение сути проблемы клиента, определение его ресурсов.Основные техники: диалог, слушание.
Диалог. Определяется как речевое общение между двумя и более людьми, предполагающее обмен репликами. В широком смысле репликой считается и ответ в виде действия, жеста, молчания. Опирается на традицию устного интеллектуального общения в Древней Греции. В ее истоках — деятельность Сократа, которая, кроме того, нашла свое отражение в психотерапевтической методике «Сократовский диалог». В основе данной методики лежит логическая аргументация, преподносимая специалистом клиенту в виде вопросов, которые предполагают только положительные ответы. При формулировании вопросов консультант сознательно игнорирует непоследовательные, противоречивые, бездоказательные суждения клиента. В результате клиент планомерно подводится к принятию суждения, которое перед этим им не принималось или не понималось.
Техника «слушание».
□ нерефлексивное слушание;
□ рефлексивное слушание;
□ эмпатическое слушание;
□ активное слушание (расспрашивание).
Техника «информирование клиента». Количество информации, предоставляемой клиенту специалистом в ходе консультационной сессии, прежде всего, будет зависеть от характера терапевтических отношений, личностных особенностей клиента, сути проблемы. Однако важно, чтобы предоставляемая информация соответствовала требованиям: доступность, конкретность и объективность. Доступность и конкретность информации определяются тем, что данные, сообщаемые консультантом клиенту, должны, с одной стороны, соответствовать уровню его развития и, с другой, исключать возможность двойного толкования. Для того чтобы убедиться в правильности понимания клиентом предоставленной информации, специалист может задать ряд проясняющих вопросов. Что касается объективности, то она зависит как от квалификации специалиста, так и специфики его личности.
Техника: совет. Совет — мнение, высказываемое кому-либо по поводу того, как ему поступить, что делать, и предполагающее дальнейшее совместное обсуждение.
Предложение советов близко предоставлению информации. Отличие заключается в том, что предлагающий совет неизбежно высказывает личное мнение, в то время как в основе информирования лежит, прежде всего, безоценочность.
Прямого предложения советов целесообразно избегать.
Во-первых: как бы ни был правилен ваш совет, он останется «чужим советом» — люди любят делать собственные открытия, и, соответственно, любой совет является украденной возможностью такого открытия. Только когда человек сам что-либо открыл, это становится по-настоящему его.
Вторая причина, по которой следует быть осторожным с «раздачей советов»: давая клиенту возможность следовать совету, вы одновременно даете ему возможность приписать неудачу также на ваш счет. Если же клиент относится к зависимому типу, то у вас вырисовывается прекрасное будущее — до конца ваших дней стать его «мамочкой», «нянечкой», «жилеточкой».
Третья и последняя причина, по которой с советами не следует торопиться — предоставляемыми советами, как правило, не пользуются, и вы напрасно тратите свое время и силы. Однако совет, данный в косвенной форме («Не знаю почему, мне вспомнилась одна ситуация из моей жизни…», «В моей практике был случай.,.», «Мне рассказывали историю…», «Один герой романа в подобной ситуации поступил следующим образом…», «Обычно в подобных ситуациях рекомендуют следующее…»), может иметь большой психотерапевтический эффект.
Техника: убеждение — логически безупречная аргументация правильности высказываемой позиции. Как правило, должно в своей основе иметь факты. Применяется при даче советов как подкрепление, обоснование высказанной профессиональной позиции. Убеждение должно строиться психологом-консультантом на уровне данного клиента.
Техника: разъяснение.Подразумевает развернутое конкретное объяснение позиции консультанта по проблеме клиента. Главная цель — сделать предельно понятными мысли специалиста, ход его размышлений по поводу проблемы для клиента. Может включать в себя эмоционально-личностный аспект.
6 этап: согласование плана действий.Техники: поиск множественных решений, стимулирующие вопросы, определение алгоритма по разрешению проблемы, конкретизация ожидаемого результата.
Прежде чем выработать конкретный план по разрешению проблемы и для того, чтобы данный план был предельно оптимальным, необходимо максимально расширить поиск возможных решений. С этой целью разумно применить методику творческого решения проблем Дилтса. Идея проста. Сначала: предложите клиенту придумать не менее двадцати самых невероятных способов решения данной проблемы (не забудьте их записать).
Далее: подумайте, насколько желательно воплощение каждого из них, какие наиболее вероятные последствия могут возникнуть. Выберите оптимальный вариант (возможно, что некоторые из придуманной «двадцатки» станут элементами плана достижения).
Стимулирующие вопросыуместно применять на протяжении всего стратегического этапа. Однако особенно они помогут во время второй процедуры, поскольку, пребывая в социокультурологически обусловленных рамках, клиенты, как правило, затрудняются в проявлении творческой активности.
7 этап «реализация плана клиентом» проводится клиентом самостоятельнеебез присутствия и вмешательства профессионала. Это объясняется спецификой данного вида психологической помощи — любой психически здоровый человек способен самостоятельно решить свои проблемы. Консультант — проводник в горах для заблудившегося в сумерках путника. Он поможет найти путь на вершину, но подняться на нее должен сам человек.
Техника «конкретизация ожидаемого результата». При помощи данной техники определяются «приметы», по которым клиент сможет определить, что проблема решена. Конкретизировать ожидаемый результат можно при помощи вопросов:
1. Что должно произойти, чтобы Вы поняли, что цель достигнута?
2. Как именно Вы узнаете, что достигли желаемого?
8 этап – определение способов контроля за реализацией намеченного плана. Варианты контроля:
1. Клиент может взять ответственность на себя.
2. Клиент может информировать консультанта о выполнении каждого пункта.
3. Может быть назначена дополнительная консультация для отслеживания выполнения плана.
На этом этапе используются техники актуализации ресурсов клиента: Техника укрепление уверенности клиента, информированности готовности к достижению. Эти техники применяются на протяжении всей процедуры консультирования. Наиболее эффективны невербальные и психологические поглаживания:
«Вы просто молодец…»,
«Вы такой удивительный человек…»
«Не думаю, чтобы кто-то мог лучше справиться со столь сложной ситуацией…»
«У Вас огромный потенциал».