Содержание
I. Дать характеристику способностям и уровням их развития 3
II. Составить схему «Черты характера» 6
III. Решить практические задачи 7
IV. Условия развития способностей в дошкольном возрасте 14
V. Используя закономерности работы памяти, составьте психолого-педагогические рекомендации для эффективного запоминания учебного материала 17
VI Решить тест по теме «Познавательные психические процессы» 19
Литература 20
I. Дать характеристику способностям и уровням их развития
Понятием «способности» в современной психологии обозначают индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения.
Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Эти признаки (знания, умения и навыки), несомненно, характеризуют способности, но не определяют их в полной мере. Что превращает знания, умения и навыки в способности? Н.А. Рейнвальд считает, что способности являются, по сути, продолжением развития черт характера и относятся к высшим уровням организации личности, которая и выступает условием успешности, ставя знания, умения и навыки на службу деятельности.
В отечественной психологии наибольший вклад в экспериментальные исследования специальных (музыкальных) способностей внёс Б.М. Теплов. Художественные (изобразительные) способности в той или иной степени отражены в работах А.А. Мелик-Пашаева и Ю.А. Полуянова, литературные – в работах Е.М. Торшиловой, З.Н. Новлянской, А.А. Адаскиной и др. Спортивные способности изучены А.В. Родионовым, В.М. Волковым, О.А. Сиротиным и др. Информация по общим способностям наиболее полно изложена в трудах В.Н. Дружинина, М.А. Холодной, Е.А. Сергиенко.
Способности не являются врождёнными. Врождёнными могут быть только задатки (т.е. определенные анатомо-физиологические особенности), на основе которых они формируются в постнатальном онтогенезе в результате развития, в условиях соответствующей ей предметной деятельности [11, С. 133]. Таким образом, к способности относится то, что возникает в соответствующей ей деятельности. Способность начинает существовать только вместе с деятельностью, но способность, в свою очередь, влияет на успешность выполнения данной деятельности. Она не может появиться до того, как началось осуществление соответствующей ей деятельности. Причём, способности не только проявляются в деятельности. Они в ней создаются.
МЫШЛЕНИЕ КАК ФОРМА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ
... технического моделирования мышления; 6) проблема творческого мышления. 2. Мышление как форма познавательной деятельности. Развитие мышления в онтогенезе Мышление – одно из высших проявлений психического, процесс ... КАК ДЕЙСТВИЕ КОНТРОЛЯ П.Я.ГАЛЬПЕРИН 37 36. СВЯЗЬ ВНИМАНИЯ С СОЗНАНИЕМ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ 38 37. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЕ В ОНТОГЕНЕЗЕ 39 38. РОЛЬ И МЕСТО ВООБРАЖЕНИЯ В СТРУКТУРЕ ...
У каждого человека свой «набор» способностей. Индивидуально- своеобразное сочетание способностей формируется в течение жизни и определяет своеобразие личности. Успешность деятельности обеспечивается наличием того или иного сочетания способностей, работающего на результат. В деятельности одни способности могут заменяться другими – схожими по проявлениям, но отличающимися по своему происхождению. Успешность одной и той же деятельности может обеспечиваться разными способностями, поэтому отсутствие одной способности может быть скомпенсировано наличием другой или даже целого комплекса. Поэтому индивидуальное своеобразие комплекса отдельных способностей, обеспечивающих успешное выполнение деятельности, принято называть «индивидуальный стиль деятельности».
Способности делятся на общие и специальные. Выделяют следующие виды специальных способностей: учебные и творческие, умственные и специальные, математические, конструктивно-технические, музыкальные, литературные, художественно-изобразительные и физические способности.
Принято выделять уровни развития способностей:
1) Задатки – врожденные устойчивые психофизиологические особенности человека, существенно влияющие на развитие его способностей.
2) Способности.
3) Талант – это определённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта. Современные учёные выделяют определенные типы таланта, которыми обладают люди в той или иной степени;
4) Гениальность необычайно высокие интеллектуальные способности. Например, к совершению изобретений и открытий, оригинальному мышлению, продуктивной деятельности, как наивысшая степень таланта. Также гениальность определяется как практическое воплощение врождённого высокого уровня творческого потенциала личности относительно других личностей, признанное обществом [11, С. 134].
Отдельно следует рассмотреть понятие «одаренность». Одаренность – это комплексное явление. Оно связано с выполнением человеком определённой деятельности, то есть одарённость состоит из различных способностей. Одарённость – это «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности» [11, С. 136]. Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Происхождение этого термина опирается на представление о «даре» – высоких задатках, которыми природа награждает тех или иных людей. Задатки опираются на наследственность либо на особенности внутриутробного развития. Поэтому одаренность следовало бы понимать как показатель высокого уровня способностей, опирающихся на природную предрасположенность. Однако Н.С. Лейтес отмечает, что в реальности трудно отследить, являются ли способности результатом целенаправленного воспитания (саморазвития) или они преимущественно – воплощение задатков. Поэтому в науке под этим термином понимают более высокий, чем у большинства людей, уровень развития каких-то способностей, особенно если речь идет о детях. А собственно уровни этой одаренности – талант и гениальность. Разницу таланта и гениальности отмечают И.А. Акимов и В.В. Клименко. Они подчеркивают, что между талантом и гением не количественное, а качественное различие: если продукт деятельности таланта – оригинальность, то продукт деятельности гения – простота [1, С. 49].
1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...
... ценности в жизни и деятельности людей. Психология развития– это область психологии, которая изучает психологические изменения ... деятельностью и сложными формами отражения действительности. Существенной для этой стадии является способность решать двухфазные задачи, требующие предварительных подготовительных действий для своего решения. Онтогенез (анг. ontogenesis) это развитие ...
Традиционно принято выделять также уровни развития способностей: репродуктивный, реконструктивный и творческий. Однако практика (результаты эмпирических исследований) показывает, что творческие способности и репродуктивные способности имеют довольно разную природу, поэтому развиваются независимо друг от друга, в каждой из них можно выявить самостоятельные уровни развития.
II. Составить схему «Черты характера»
…….
информации.
Литература
1. Акимов, И. А. О природе таланта [текст] / И.А. Акимов, В.В. Клименко. – М. : Студенческий меридиан, 1994. – 224 с.
2. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей : 3-е изд. [текст] / В.Н. Дружинин. – СПб. : Питер, 2007. – 368 С.
3. Запорожец, A. B. Избранные психологические труды. В 2-х томах [текст] / A.B. Запорожец. – М. : Педагогика, 1986. – 431 с.
4. Немов, Р. С. Психология [текст] : учебник / Р.С. Немов. – в 3 кн. – М. : Владос, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.
5. Поддьяков, А. Н. Связь интеллекта и творчества с адаптацией: диалектика преодоления и создания трудностей [текст] / А.Н. Поддъяков // Творческое наследие А.В. Брушлинского и О.К. Тихомирова и современная психология мышления / отв. ред. Т.В.Корнилова, В.В.Знаков. – М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2003. С. 171–174.
6. Психология [текст] : учебное пособие / Под ред. Е.И. Рогова. – М.: Владос, 2005. – 560 с.
7. Психология [текст] : учебное пособие / Ред.-сост. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М.: Академия, 2000. – 512 с.
8. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания [текст] : мнография / Под ред. Л. А. Венгера. – М. : Педагогика, 1986. – 224 с.
9. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2004. – 720 с.
10. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология [текст] : учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с.
11. Теплов, Б. М. Способности и одарённость [текст] / Б.М. Теплов // Психология индивидуальных различий : тексты. – М. : Изд-во Моск. Ун-та, 1982. – 360 с.