Тема2.1. 4: Причины отклонений в психическом развитии
Глоссарий:патогенные факторы, генетические, пренатальное развитие, натальные, постнатальные вредности, психосоциальные факторы», депривационные феномены, уязвимость, резистентность, опосредующие, факторы.
Вопросы:
1. Патогенные, психосоциальные факторы.
2. Факторы резистентности и уязвимости.
3. Опосредующие факторы.
Литература:
1. Колесникова Г.И. Специальная психология и педагогика/ Г.И. Колес-никова.-Изд.2-е, перераб. И доп. – Ростов н/Д: Феникс,2010.-250с.- (Высшее образование).
2.. Слепович Е.С Специальной психология: учеб. пособие / Е.С. Слепович; под ред. Е.С. Слепович, А.М. Поля-кова.-Минск: Выш.шк., 2012.-511с.
1.Любое отклонение в развитии и жизнедеятельности психики всегда имеет свою причину, причём одна и та же причина может приводить к совершенно различным отклонениям здоровья и развития. В соответствии с представлениями клиницистов Г.Е.Сухаревой и М.С.Певзнер, а так же современными исследованиями в области нейропсихологии (В.В.Лебединский, Э.Г.Симерницкая, А.В.Семенович и др.) целесообразно рассмотреть следующие факторы, влияющие на тип возникшей у ребёнка дизонтогении:
1) время и длительность воздействия повреждающих агентов (возрастная обусловленность дизонтогении);
2) их этиологию;
3) распространённость болезненного процесса – локальность или системность патогенного воздействия;
4) степень нарушения межфункциональных связей.
К причинам отклонений в психическом развитии относятся патогенные факторы, факторы резистентности и уязвимости, опосредующие факторы.
Патогенные факторы – неблагоприятные условия, влияющие на функционирование мозга, приводящее к нарушению нормального протекания высшей нервной деятельности, в результате чего существенно изменяются психические процессы, состояния и свойства личности.
Биологические причины отклоняющегося развития
Объединяют наличие повреждения коры головного мозга, имеющее диффузный характер. Морфологические изменения, хотя и не с одинаковой интенсивностью, захватывают многие участки коры головного мозга ребёнка, нарушая их строение и функции. Не исключены и такие случаи, когда диффузное поражение коры сочетается с отдельными, более выраженными локальными, иногда включающими и подкорковые системы. Всё это обусловливает возникновение различных, с разной отчётливостью выраженных отклонений, обнаруживающихся во всех видах психической деятельности, особенно резко – в мыслительных процессах.
Личностные особенности детей и подростков с отклонениями в развитии
... все больше актуализировался интерес к вопросам формирования личности при различных отклонениях в развитии. Постепен-но стали появляться исследования, посвященные особенностям эмоциональной сферы, ... детерминации этого, отрицая роль биологического фактора. Сторонники второго подхода отстаивали идею о дифферен-цированном влиянии основного патогенного фактора. Пред-полагалось, что одни стороны ...
Биологические предпосылки включают:
ü наследственно – генетические особенности;
ü врождённые свойства индивида (приобретённые во время внутриутробного развития и родов);
ü импринтинг (запечатление на ранних этапах онтогенеза)
Биологический фактор регулирует следующие характеристики индивидуального бытия:
ü индивидуальное своеобразие процесса онтогенеза (в том числе темпы созревания/старения)
ü гендерные (половые) различия
ü возрастные особенности
ü физическую конституцию
ü здоровье и выносливость
ü состояние и типологические свойства нервной системы
К биологическим факторам риска относятся:
ü хромосомно-генетические отклонения;
ü инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, токсоплазмоз, грипп);
ü венерические заболевания ;
ü эндокринные заболевания матери;
ü несовместимость по резус-фактору;
ü алкоголизм и прием наркотиков родителями;
ü биохимические вредности;
ü серьезные отклонения в соматическом здоровье матери, включая недоедание, гиповитаминоз, опухолевые заболевания, общую соматическую ослабленность;
Генетические факторы:
Гены определяют не только индивидуальные различия людей, но и появление тех или иных отклонений. Наукой доказано, что некоторые формы интеллектуальной и сенсорной недостаточности генетически обусловленные. К патологии развития может привести недостаток или избыток хромосом (чаще приводит к гибели плода и преждевременным родам).
Пренатальные факторы:
Пренатальное развитие – развитие, происходящее в период до рождения, внутриутробное развитие плода.
В период внутриутробного развития закладываются базовые матрицы эмоционального опыта, которые в зависимости от биологических и социальных условий протекания беременности могут стать полноценной основой как нормального развития, так и его патогенной базой. Наиболее распространенные пренатальные факторы: инфекции, интоксикации, дистрофия, заражение плода паразитами.
Натальные факторы:
Умственная отсталость может быть следствием родовых травм, возникающих в результате наложения щипцов, сдавливания головки ребёнка при прохождении через родовые пути при затяжных или при чрезмерно быстрых родах. Длительная асфиксия во время родов также может иметь своим следствием умственную отсталость ребёнка.
Постнатальные факторы:
Постнатальные факторы(после родов) – послеродовая депрессия, стрессы, нежелательный ребенок, т.е. когда муж не хотел этого ребенка или ребенок отнимает слишком много времени матери, то мужчина может начать вести себя нетактично, мать реагирует беспокойством. Определенную роль играют материальные условия. Также сюда относят травмы головы, инфекционные заболевания.
Психологическое изучение матерей, воспитывающих детей-инвалидов
... в качестве условия выживания. Было проведено психологическое изучение личности матерей, воспитывающих детей-инвалидов с различными заболеваниями. На первом этапе был использован проективный восьмицветный тест ... она сочетается со шкалой "интровертированности", что сглаживает резкие черты личностей матерей. У 30% матерей высокие показатели шкалы выступают в профиле стенического типа. Это личности ...
Психосоциальные факторы отклоняющегося развития
Социальные факторы – это ближайшее окружение ребёнка: семья, в которой он живёт, взрослые и дети, с которыми он общается и проводит время, и конечно, школа. Особенно большое значение имеет правильное, коррекционно-развивающее, специально организованное обучение и воспитание, учитывающее своеобразие ребёнка, адекватное его возможностям, опирающееся на зону его ближайшего развития.
Для продвижения умственно отсталого ребёнка в общем развитии, в усвоении им знаний, умений и навыков необходимо специально организованное, коррекционно направленное воспитание и обучение, строящееся с учётом имеющихся у него положительных возможностей. Для таких детей у нас в стране созданы специальные учебно-воспитательные учреждения : детские сады, специальные группы при массовых детских садах, школы, школы-интернаты, классы коррекционно-развивающего обучения. Часть детей воспитывается и обучается в домашних условиях.
К социальным факторам риска относятся:
ü неблагоприятные социальные ситуации, в которых оказывается мать будущего ребенка;
ü длительные отрицательные переживания матери, результатом которых является выброс в околоплодную жидкость гормонов беспокойства (это приводит к сужению сосудов плода, гипоксии, отслойке плаценты и преждевременным родам);
ü сильные кратковременные стрессы – потрясения, испуги (это может привести к самопроизвольному выкидышу);
ü психологическое состояние матери во время родов;
ü отрыв ребенка от матери или лиц ее заменяющих, недостаток эмоционального тепла, бедная в сенсорном отношении среда, неправильное воспитание, бездушное и жестокое отношение к ребенку и пр.
Депривационные феномены
Депривационные феномены — многообразные изменения состояния сознания в следствие блокировки значимых психолого-физиологических потребностей человека. Термин «депривация» в буквальном смысле означает «лишение». По своей сути депривационные феномены представляют собой многообразные измененные состояния сознания, а также различные варианты нарушений нормального хода возрастного психического развития вследствие. блокировки значимых психофизиологических потребностей человека.
Депривация:
ü сенсорно-перцептивная
ü депривация,
ü коммуникативная,
ü кинестетическая,
ü эмоциональная и др.
2. Уязвимость — приобретенное в периоды пренатального и постнатального развития риска заболевания. Понятие уязвимости к расстройству – специфическая выраженность индивидуальных и личностных черт, содействующих такому расстройству.
Люди, у которых не смотря на наличие уязвимости пусковых факторов не развилось соответствующее расстройство характеризуются как резистентные.
Уязвимость к расстройству – это специфическая выраженность индивидуальных и личностных черт, содействующих такому расстройству. Возникает ли оно в конечном итоге – зависит от дополнительных пусковых факторов: если уязвимость низкая, требуются более существенные пусковые механизмы, если она выражена сильнее – достаточно и менее существенных факторов.
14 Лекции по психологии развития: «Младенчество» Период младенчества ...
... действие. К 2–2,5 месяцам под влиянием воздействий взрослого и при его помощи складывается ... возрастном этапе. Значение «делового» сотрудничества для развития ребенка зафиксировано в исследовании В.В. Ветровой. Экспериментатор показывает ... прогрессу когнитивных процессов у детей. Центральные новообразования младенческого периода – потребность во впечатлениях (Л.И. Божович) и потребность ...
Люди, у которых, несмотря на наличие уязвимости пусковых факторов, не развивается соответствующее расстройство, характеризуются как резистентные. Это например дети, которые, несмотря на жестокое обращение, не заболевают никаким психическим расстройством. Резистентность часто рассматривается как противоположность уязвимости.
Наиболее уязвимыми периодами детства является период «первичной незрелости» организма в период до трёх лет, а так же период перестройки организма в период пубертата, когда уже гармонически сложившиеся системы детского организма вновь утрачивают состояние равновесия, перестраиваясь на «взрослое» функционирование.
Согласно клинико-психологическим материалам, наиболее грубое недоразвитие психических функций возникает вследствие воздействия повреждающих вредностей в период интенсивной клеточной дифференциации структур головного мозга, т.е. на ранних этапах эмбриогенеза в первой трети беременности.
3. Опосредующий фактор в различной комбинации во многом определяет конкретную форму нарушенного развития. К ним относятся вредоносные воздействия, собственные свойства человека, качество помощи.
Характеристики вредоносных воздействий:
1. Локализация вредоносного воздействия, влияние которого чаще избирательно, поэтому пораженными могут оказаться различные структуры, органы, системы;,
2. Интенсивность, напрямую определяющая выраженность того или иного нарушения;
3. Экспозиция, или длительность, воздействия;
4. Частота воздействия: даже если оно кратковременно и достаточно слабо, при его повторяемости возможен кумулятивный эффект, способный привести к серьезным расстройствам в развитии.
Собственные свойства индивида:
1. Возраст: чем он младше, тем тяжелее возможные последствия различных патогенных факторов;
2. Компенсаторные возможности, т.е. сопротивление вредным воздействиям со стороны защитных систем (начиная с иммунной и заканчивая сложными компенсаторными реакциями в виде многообразных механизмов психической защиты).
Качества помощи:
Конечные последствия деструктивных условий во многом определяются тем, насколько быстро и в полном объёме пострадавшему будет оказана квалифицированная помощь, в том числе и психолого – педагогическая.
Определение причины обусловленности нарушенного развития усложняется тем, что разные причинно-следственные связи разворачиваются в различных временных перспективах. Одни патогенные воздействия практически сразу вызывают выраженные расстройства, другие, напротив, проявляются в виде отдалённых последствий в результате воздействия опосредующих факторов. Существенно, что патогенные воздействия приводят к формированию не самого феномена нарушенного развития, а лишь его анатомо-физиологических предпосылок – относительно устойчивых нарушений ЦНС. Эти предпосылки представляют собой уже непосредственную причину последующих аномалий.
Роль семьи в воспитании детей с нормальным и нарушенным развитием
... отмечает, что для каждого этапа семейных отношений характерны определенные функции. Основные периоды развития семьи и функции членов семьи: 1) этап формирования семьи: а) родительские ... личностью, и становление ее требует целенаправленного, систематичного воздействия [3]. Именно семья с ее постоянным и естественным характером воздействия призвана формировать черты характера, убеждения, взгляды, ...