Цветопись Лутошкин

Методика: “Цветопись”. Авт. Лутошкин А.Н.

Предмет диагностики:применяется для изучения динамических особенностей личностных и групповых эмоциональных состояний, психологического климата коллектива, самочувствия личности в коллективе. В практике исследовательской работы цветопись применялась также для оценки воздействия различных ситуаций на настроение людей, для изучения эффективности некоторых форм воспитательного процесса и ряда других явлений.

Контингент: независимо от любых параметров

Краткое описание:

Цветопись не дает возможность передать все многообразие оттенков настроения человека – для этого любой предлагаемый набор цветов явно недостаточен. Однако тот или иной цвет все же отражает зону преобладающего настроения. В этом отношении диагностика коллективных эмоциональных явлений (психологической атмосферы, психологического климата в коллективе) с помощью цветосимволов осуществляется точнее.

Основной методический инструмент проведенных исследований – это дневник настроений, рабочая часть которого демонстрирует их цветовой диапазон: семь полос красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового и черного цветов. Каждая полоса символизирует определенное настроение (красный – восторженное, оранжевый — радостное, теплое, жёлтый — светлое, приятное; зелёный – спокойное, синий — неудовлетворенное, грустное; фиолетовый — тревожное, напряженное; чёрный — упадок, уныние), и сопровождается соответствующей словесной характеристикой.

Подготовка и проведение исследования

Перед тем как начать работу, надо выполнить ряд важных условий. Настроение — это интимный мир каждого, и вторгаться туда с бесцеремонными расспросамине совсем прилично. А потому нужно:

  • получить согласие всех респондентов добровольно вести в течение определенного времени цветодневники;
  • гарантировать тайну их эмоциональной » исповеди»;
  • убедить их быть искренними в своих оценках настроения.

Работа с цветописями, как правило, требует ежедневного посещения исследователем изучаемого коллектива на протяжении всего экспериментального периода (длящегося иногда неделями).

16 стр., 7609 слов

Значение символики цвета в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

... Лингвистика, как наука о языке, занимается изучением процесса номинации цветового пространства. Наблюдения взаимодействия разных аспектов цвета приводят к выводу, который ясно сформулирован ... из таких средств и является цветопись. Исследование колористической лексики в современном языкознании объединяют в самостоятельную отрасль - лингвистику цвета, которая представлена несколькими направлениями - ...

Поэтому важен вопрос о характере включенности самого исследователя в реальную жизнь коллектива.

Ежедневно в одни и те же часы исследователь раздаёт цветодневники каждому респонденту и просит их самостоятельно, не советуясь ни с кем, проставить в правой стороне листа дату (число «того дня) напротив той цветовой полосы, которая обозначает их настроение к этому времени. После этого дневники собираются.

Способы обработки полученных результатов

Все данные, полученные с помощью цветописи, переносятся в цветоматрицу коллектива (табл.1).

Оперативная цветоматрица заполняется ежедневно с помощью цветных карандашей или фломастеров. В зависимости от задач исследования оперативные цветоматрицы отражают эмоциональные состояния: 1) в начале рабочего дня и 2) в конце рабочего дня. Анализ изменений состояний членов коллектива в течение рабочего дня может помочь выявлению факторов, воздействующих на настроения людей. Третий вид оперативной цветоматрицы отражает мнение членов коллектива о настроении всего коллектива. Цветовая гамма по вертикали показывает представленность определенных настроений в коллективе ежедневно, по горизонтали – динамику эмоциональных состояний личности изо дня в день в течение исследуемого периода.

Таблица 1. Цветоматрица

 

Ф.И.О

1 день

2 день

3 день

…..

30 день

Утро

Вечер

утро

Вечер

утро

вечер

утро

вечер

утро

Вечер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цветоматрица удобна не только для исследователя, но и для руководителя коллектива тем, что дает возможность “увидеть” настроение коллектива, позволяет оценить психологическую атмосферу коллектива, определить общий характер эмоциональных состояний членов коллектива, проследить за развитием настроений каждого человека.

Оценка и интерпретация цветоматрицыпроводятся в двух вариантах.

Первичная оценка – по представленности и соотношению цветов. Выделяются общие цветовые синдромы, дающие картину настроений во всем коллективе (какие состояния преобладали в течение исследуемого периода, как они соотносятся по неделям, отдельным дням), групповые или зональные цветовые синдромы (могут показывать психологическую атмосферу в отдельных группировках людей, сложившихся внутри коллектива).

По своему содержанию синдромы могут оцениваться как позитивно-стимулирующие (представлены цвета верхней части спектра), умеренные, стабилизирующие (преобладают цвета средней части), негативные, астеничные (цвета нижней части спектра), напряженные (представлены противоположные по значению цвета), “ковровые” (представлена пестрота цветов, означающая отсутствие единства в настроениях) и др.

Более глубокий анализ – вторичная обработка цветоматрицы требует квантификации полученных данных. Числовые преобразования оценок проводятся следующим образом: красному цвету приписывается оценка (интенсивность выражения эмоционального состояния) в +3 балла, оранжевому +2, желтому +1, зеленому 0, синему –1, фиолетовому –2, черному –3. Полоса в цветописи “трудно сказать” оценивается в этом случае как 0 баллов. Условный показатель психологической атмосферы дня 1-го высчитывается по каждому вертикальному столбцу в матрице по формуле:

Где (+) –означает сумму всех положительных баллов,(–) –сумму отрицательных баллов и n – количество человек в коллективе, принявших участие в исследовании.

Полученные данные позволяют графически выразить и по полученной кривой проследить динамику эмоциональных состояний в коллективе по дням.

При анализе психологического климата коллектива помимо оперативной может применяться итоговая цветоматрица. Она дает общую картину состояний в коллективе за исследуемый период безотносительно к конкретным датам и предоставляет возможность выявить доминирующие эмоции и провести сравнение настроений каждой личности в коллективе.

Для составления итоговой цветоматрицы пользуются данными, имеющимися в оперативной матрице. Помимо общей оценки эмоциональной тональности в течение рабочего дня, психологического климата за более длительный период и индивидуальных эмоциональных состояний можно использовать эту методику при изучении уровня социально-психологического развития коллектива, подходя к решению этого вопроса с позиций оценки характера единства сопереживаний людей в значимых ситуациях, а также для выявления эффективности некоторых форм воспитательного воздействия по изменениям в эмоциональных состояниях членов коллектива. Методика может быть полезна для определения влияния различных факторов на самочувствие конкретных людей.

Особое внимание хотелось бы обратить на следующее обстоятельство. Замеры настроения людей в начале и в конце рабочего дня показали, что методика не только позволяет собрать информацию о психологическом самочувствии, но и выполняет определенную психотерапевтическую функцию. Необходимость и потребность рассказать о своем настроении у членов коллективов обычно достаточно велики. Потребность выговориться, поделиться тем, что на душе, чаще наблюдались в коллективах с недостаточно благоприятным психологическим климатом, т.е. там, где имелись напряженные отношения.

Цветопись — это цветовой дневник настроения. Перец вами форма цветодневника:

Фамилия

Мое настроение сегодня

к

восторженное

О

радостное, теплое

Ж

светлое, приятное

3

спокойное

С

неудовлетворенное, грустное

Ф

тревожное, напряженное

<

Ч

упадок, уныние

На плотном листе бумаги — семь цветовых полос. Каждая цветовая полоса — условный знак настроения. В данном случае цветовые символы заменены буквен­ными обозначениями: К — красный, О — оранжевый, Ж — желтый, 3 — зеленый, С — синий, Ф — фиолетовый, Ч — черный. Цветовые полосы можно получить методом аппликации: наклеить в дневник необходимые полоски цветной бумаги. Цветодневников нужно изготовить столько, сколько ребят примет участие в этой работе.

Предположим, вы решили изучить настроение своих товарищей по классу, пионеров в отряде (в школе, лагере) в течение 2—4 недель.

Следующий этап -• обобщение данных. С этой целью составляется таблица, куда ежедневно переносятся цветными карандашами или фломастерами данные из индивидуальных цветодневников: напротив каждой фамилии соответственно закрашиваются квадратики таблицы. Вот образец цветоматрицы (здесь тоже цветовые символы заменены буквенными):

Если вы изо дня в день заполняете цветоматрицу, то перед вами постепенно раскроется удивительная картина Живописный цветовой ковер даст вам возможностьувидеть настроение. Да, да. именно увидеть. Увидеть цвете. Он вам расскажет, какое настроение и в какие дни преобладает у ребят, в целом в коллективе: по вертика ли — у всех вместе и у каждого в отдельности в течении дня; по горизонтали — у каждого и у всех на протяже нии всего времени изучения.

Анализируя цветоматрицу. обратите внимание на то как эмоционально откликаются ребята на ту или иную ситуацию, на какое-то событие в коллективе. Взглянуна цветоматрицу. можно выяснить, оставило ли то или иное событие в коллективе значимый след в переживаниях ребят, кто наиболее близко воспринял это событие кого оно оставило равнодушным. Цветопись можетпомочь определить, существует ли единство в переживаниях ребятами значимых ситуаций. Если нет единства, задумайтесь, что стоит за этим. Возможно, что проводимое дело не затронуло ребят, возможно, что коллектив не настолько еще сплочен, чтобы проявить единство переживаний. Обратите внимание и на настроения отдельных ребят. Если кому-то длительное время плохо и это отражается в его состояниях (синий, фиолетовый и черный цвета преобладают), то постарайтесь выяснить, в чем дело, что случилось с этим человеком. Если понадобится, окажите ему поддержку, помощь, душевно поговорите с ним. Ведь именно для этого в конечном счете и требуется настройщик, помогающий создать в коллективеживую, творческую

Методика «Климатический круг»

Методика, предложенная А.Н. Лутошкиным и апробированная другими авторами, является компактной и несложной процедурой проведения лонгитюдного исследования по оценке динамики психологического климата в организации. Сущность методики состоит в оценке психологического климата по двум параметрам: тональности настроения и общей активности. Таким образом, психологический климат понимается как общее психическое состояние коллектива, непосредственными составляющими которого являются общая эмоциональная атмосфера, преобладающее настроение и уровень активности.

Каждому члену коллектива организации предлагается в конце рабочего дня оценить свое состояние по двум параметрам. Первый параметр (горизонтальная ось) – тональность настроения. Необходимо ответить на вопрос «Какое настроение преобладало в течения дня?». При оценке можно ориентироваться на следующую шкалу: +3 восторженное, +2 радостное, +1 светлое, 0 – спокойное, -1 грустное, печальное; -2 тревожное,, неудовлетворительное; -3 унылое, упадочное.

Второй параметр (вертикальная ось) – преобладающая активность в течение дня. Необходимо ответить на вопрос «Был ли я больше пассивен или активен?».

Степень активность может быть определена с учетом следующих критериев: 1) интенсивность активности (инициативность, исполнительность, уклонение от деятельности); 2) временные характеристики активности (в течение какого времени проявлялась активность) 3) результативность действий (каковы эффективность решения коллективной задачи, достижения поставленной цели, индивидуальный вклад каждого члена коллектива).

Для организации подсчитываются средние значения по обоим параметрам по формуле:

Мср = ( Σ (+) + Σ (_) ) / n

Где Σ (+) – сумма всех положительных оценок

Σ (-) – сумма всех отрицательных оценок

n – количество членов коллектива.

После того, как результаты получены, и высчитаны средние оценки для организации, они заносятся в специальную таблицу (см. Результаты исследования)

Для каждого дня наблюдений на психологическом «климатическом круге» отмечаются общее состояние организации по средним значениям наблюдаемых параметров. По истечении срока наблюдения все точки соединяются между собой, образуя контуры «климатического облака», на основании которого можно судить о преобладающем настроении и активности всех подразделений компании за наблюдаемый период, о динамике изменений.

Наблюдения должны быть достаточно долговременными (минимум две недели).

Для каждого дня наблюдений на психологическом климатическом круге (рис. 5) отмечается общее состояние возрастной группы детей по средним значениям наблюдаемых параметров.

Зоны «психологического климатического круга» интерпретируются следующим образом:

1. зона — общая неудовлетворенность, тревожность, напряженность, повышенная активность из-за стремления добиться лучшего результата, исправить сложившееся тяжелое положение. Возможны проявление агрессивности, возникновение конфликтов, потеря контроля над чувствами, сопротивление действию со стороны.

2. зона — состояния неудовлетворенности, упадка, уныния, пассивное сочувствие, потеря интереса к деятельности, к взаимодействию, апатия.

3. зона — приподнятость настроений, бодрый, мажорный тон, проявление энтузиазма, подъема, инициатив, стремление к действию, доброжелательность во взаимоотношениях. При повышенной активности и тональности возможна чрезмерная возбужденность, доходящая доистеричных проявлений, понижение критичности к своим действиям, ослабление внимания к индивидуальным состояниям окружающих людей.

4. зона — приятные состояния умиротворения, благодушия, пассивность в выражении чувств, в действиях, замедленность в реакциях на воздействие, милый, доброжелательный тон отношений, отсутствие волнений по какому-либо поводу.

5. зона — спокойные уравновешенные состояния с различными незначительными колебаниями, спокойный, деловой тон взаимоотношений, взаимная терпимость к недостаткам, отсутствие обострений в отношениях.

ТРЕБУЕТСЯ НАСТРОЙЩИК

Вообразите себе: мы заходим в мастерскую, где по нашему заказу могут изготовить настроение. Обслуживают тут бойко.

«Вы заказывали настроение жизнерадостное, бодрое, типа мажор? Пожалуйста, вот в этой коробочке, желто — красной. Для праздничных вечеров, субботников, турпоходов».

«Вам что-нибудь минорное для поэтического салона? Да-да, мы приготовили вам, как просили. Возьмите вот эту розово-голубую коробку. А в этой фиолетовой приготовлено настроение тревожно-напряженное».

«Вы хотели сильное средство для мобилизации внимания ребят в самом начале дела? Пожалуйста. Что? Почему в коробке слон на мотоцикле? Такого не бывает? Вот видите, как вы разволновались, находитесь в полном недоумении. А мы как раз на это и рассчитывали. Кажущаяся абсурдность привлекает внимание. В свое время Маяковский со своими друзьями-поэта ми пользовались подобным приемом для «разжаривания» публики. Представьте, открывается сцена, а на ней сидят поэты, пьют спокойно чай («Почему пьют чай?»), а над ними висит привязанный за одну ножку рояль («Почему висит рояль? Что это еще такое?»).

Нет-нет. Вам рояль вешать не нужно. Дирекция школы не разрешит».

«Вы что заказывали?..»

Мистика, думаете, выдумка. По форме да. А вот посуществу о такой «мастерской» можно говорить серьезно. А «мастеровые» в ней сами организаторы. В принципе у каждого организатора возможна такая миниатюрная, переносная «мастерская» настроений. Находится она в воображаемом чемоданчике с отделениями: «Значимость дела», «Совместность переживаний», «Эмоциональная привлекательность», «Новизна», «Соревновательные ситуации», «Неожиданность», «Чувство меры».

Ну а зачем это все нужно?

Сколько раз приходилось видеть, как тщательно подготовленное, разложенное по полочкам дело, которое, по мысли организатора, должно увлечь ребят, вдруг встречает их полнейшее равнодушие. Выкладывается полностью вожак, в изнеможении его помощники, а вокруг скучающие, тоскливые лица ребят. Дело рассыпается на глазах, как песчаный замок. Почему? Да потому, что не подумали об эмоциональном обеспечении дела. Что это такое?

Утверждают, что раны у победителей заживают быстрее, чем у побежденных. Иначе говоря, минуты радости ускоряют ритм жизни человека, минуты печали, грусти, тоски, наоборот, замедляют, ослабляют этот ритм. «Мажор», то есть бодрое, радостное настроение обладает свойством увеличивать, умножать силы человека, делать его активнее, а его самочувствие значительно лучше. Недаром выдающийся английский врачXVIIвека Сиденхем однажды заметил, что прибытие паяца в город значит для здоровья его жителей гораздо больше, чем десятки мулов, нагруженных лекарствами.

Очень важно сделать предстоящую работу интересной, увлечь ею ребят, тогда и делать ее будут с удовольствием, а значит, и результат будет лучше.

Слово «настроение» — от слов «строй», «настраивать». Похоже — из Музыкальной терминологии. Звуки наших внутренних струн — эмоции. Они как сигнал, отражение происходящих вокруг нас и с нами изменений. Встретился прохожий, посмотрел, улыбнулся. Хорошо. Выпал первый снег. Все запорошило, все по-новому. Приятно. Поскользнулся на первом льду. Шлепнулся. Больно. Плохо. Поднялся, увидел, что ко мне спешит на помощь незнакомый человек. Спасибо, обошелся. Хорошо. Чего было сегодня больше — хорошего или плохого, приятного или неприятного? Мы, как правило, над этим не задумываемся. Но, помимо нашего сознания, эмоции делают пометки в нашем настроении. Другими словами, наш организм все время в состоянии настройки, а результат — наше настроение.

Обширна гамма душевных состояний человека. Иногда не хватает слов, чтобы выразить свою взволно­ванность. И прав М. Ю. Лермонтов, утверждавший, что «холодной буквой трудно объяснить Боренье дум. Нет звуков у людей Довольно сильных, чтоб изобразить Желание блаженства. Пыл страстей Возвышенных я чувствую: но слов не нахожу…».

Настроения людей в коллективе, их душевные переживания и волнения, за которыми угадываются взаимоотношения, отношение к работе, к окружающей жизни, сливаясь вместе, образуют психологический климат коллектива.

Психологический климат, как зеркало, отражает и себе полную забот и тревог, радостей и печалей жизнь коллектива. Теперь давайте представим на минуту, что перед нами действительно круглое «психологическое зеркало

Вы видите, что «зеркало» разделяют две пересекающиеся линии: горизонтальная — ось тональности настроения (приятное-неприятное) и вертикальная ось — активности. Они разделяют «зеркало» на зоны.

Теперь попросим «психологическое зеркальце-, как в доброй старой сказке, о себе «все сказать и всю правду рассказать». Героиня сказки услышала бы в ответ примерно такие слова: «направо посмотришь — Радость почувствуешь; налево взглянешь — печаль захватит; вверх глазами поведешь — взбодришься сразу; вниз взгляд опустишь— вялость охватит; прямо посмотришь — спокойно будет на душе».

Я прокомментировал бы такой ответ следующим образом: в любой данный момент настроение людей может находиться в какой-то одной из зон. Каждая зона обладает своими особенностями, влияющими на поведение людей.

  1. зона — приподнятость настроений, бодрый, мажорный тон, проявление энтузиазма, подъема, инициатив, стремление к действию, доброжелательность во взаимоотношениях. При повышенной активности и тональности возможна чрезмерная возбужденность, доходящая доистеричных проявлений, понижение критичности к своим действиям, ослабление внимания к индивидуальным состояниям окружающих людей.
  2. зона — общая неудовлетворенность, тревожность, напряженность, повышенная активность из-за стремления добиться лучшего результата, исправить сложившееся тяжелое положение. Возможны проявление агрессивности, возникновение конфликтов, потеря контроля над чувствами, сопротивление действию со стороны.
  3. зона — спокойные уравновешенные состояния с различными незначительными колебаниями, спокойный, деловой тон взаимоотношений, взаимная терпимость к недостаткам, отсутствие обострений в отношениях.
  4. зона — приятные состояния умиротворения, благодушия, пассивность в выражении чувств, в действиях, замедленность в реакциях на воздействие, милый, доброжелательный тон отношений, отсутствие волнений по какому-либо поводу.
  5. зона — состояния неудовлетворенности, упадка, уныния, пассивное сочувствие, потеря интереса к деятельности, к взаимодействию, апатия.

Если вы вдруг решите ежедневно в течение 3—4 недель отмечать в «зеркале» точкой то место в одной из зон, которое соответствует настроению коллектива в этот день, то в результате у вас образуется «облако» точек (если существует «климат», то пусть будет и «облако»).

В зависимости от того, какие зоны будет закрывать это «облако», вы можете говорить о благоприятности или неблагоприятности психологического климата.

Однако «благоприятность», как это ни покажется странным, не обязательно должна быть связана с наличием радостных настроений. Представьте себе — в коллективе царит радостный настрой, неприятное самочувствие только у двух-трех чело век. Это руководители коллектива. А накануне произошло вот что. По вине большей части класса был сорван урок. По мере того как дирекция школы и комитет комсомола разбирались с этим происшествием, в классе складывалась напряженная обстановка. Что-то будет? И вот решение:

«Наказать руководителей коллектива. Как мы видим, для остальных вроде все закончилось благополучно. Их личноне подвергли наказанию. Вот они и рады этому. Если отвлечься от того, что здесь произошло накануне, то в классе полное «благополучие»: бодрый тон, приподнятое настроение. На самом же деле этот радостный настрой — показатель неблагополучия в коллективе: отсутствует переживание неприятного события, нет сопереживания с товарищами, взявшими на себя ответственность за случившееся, не проявилось единство коллектива. Другой случай — в коллективе произошел резкий спад в настроениях. Состояния неудовлетворенности, подавленности, тревожности захватили ребят на несколько дней. Оказалось, что тяжело заболел один из учащихся класса. Искреннее сочувствие товарищу отражает по-настоящему здоровый психологический климат. Ребята переживают несчастье одноклассника как собственное, а это характерно для крепких, сплоченных коллективов.

Таким образом, при оценке психологического климата коллектива важно не только выявить настроения, преобладающие в нем в данный момент, но и знать, какие события с точки зрения их нравственного содержания и как отражаются ребятами. В психологический климат каждый вносит что-то свое, но в то же время ощущает на себе его воздействие в целом. Настроения людей далеко не бесстрастное зеркало, в котором можно рассмотреть некоторые детали лица коллектива. Благоприятный психологический климат — это увеличивающее пекло. Оно, собирая в себя энергию каждого, возвращает обратно новую силу, способную изменить поведение человека. Вот почему такое большое внимание в наше время уделяется сознательному формированию психологического климата коллектива. Он непосредственный союзник организатора, руководителя коллектива.

У меня дома стоит пианино. Время от времени, когда мое ухо улавливает фальшь в его звучании, я приглашаю Настройщика, который, вооружившись камертоном и специальным ключом, приводит этот музыкальный агрегат в порядок.

Цветопись Лутошкин — Стр 2

Человек, как мы уже говорили, тоже наделен этим •музыкальным» свойством расстраиваться, настраиваться и перестраиваться.

официальность обстановки. Хотя в восприятии цвета очень много субъективного, зависящего от конкретного человека, его жизненного опыта, тем не менее организатор вполне может использовать цветовую «партитуру», предлагаемую психологами.

Освещая помещения, делая подсветки при помощи ламп, различных светильников, оформляя помещение рисунками, плакатами, цветовыми аппликациями, можно воспользоваться следующим цветовым «ключом»:

красный цвет— активизирующий, возбуждающий, создающий впечатление жизнерадостности, тревожности. Нечто беззаботное и веселое не должно быть выражено одним красным цветом;

желтый и оранжевый цвета и их сочетаниясоздаёт теплоту, приподнятость, праздничность, способствуют общительности, откровенности;

светло-коричневый— успокаивающий, смягчающий, теплый;

синий и зеленый цвета— холодные;синий создают дистанцию, настораживает,зеленый вызывает стремление к естественности;

фиолетовый действует несколько беспокойно, создан ощущение глубины, тяжести;

розовый вызывает нежность, производит впечатление таинственности.

В цветопсихологии существуют такие сочетания цветов, которые способствуют созданию сильной напряженности (желтый и синий), лучезарности (красный и желтый), подвижности, импульсивности (оранжево-красно-зеленый), беспокойства (оранжево-синий, зелено-синий) и др.

К сожалению, мы совсем плохо используем удивительные свойства цвета при организации диспутов (надо создать откровенную обстановку доверия, искренности), школьных вечеров (сочетание разнообразных цветовых оттенков светильников, флажков, шаров, цветных полос бумаги создает настроение праздничности, приподнятости, активности), торжественных митингов и собрании (состояние собранности, тревожности, серьезности).

Рекомендуем создать простейший набор осветит и, ной техники с набором светофильтров, иметь под рукой цветовой «ключ» — тот, что мы привели в данной главе Это поможет вам решать проблему настроенности им вечерах, диспутах, конференциях и т. д.