11. Трудности и проблемы социализации лиц с овз

Главная проблема детей с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Эта проблема является результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которые санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, социальных служб. Ребёнок, имеющий инвалидность, может быть также способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей.

Ребёнок – не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве. Государство призвано не просто предоставить ребенку, имеющему инвалидность, определенные льготы и привилегии, оно должно пойти навстречу его социальным потребностям и создать систему социальных служб, позволяющих нивелировать ограничения, препятствующие процессам его социализации и индивидуального развития.

На современном этапе специальные школы и интернаты признаются сегрегационными, что носит дискриминационный характер и выражает «навешивание социального ярлыка». В этой связи развивается система образования для детей с особыми потребностями по типу интеграции.

Эффективность социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья во многом зависит от двух значимых социально-психологических факторов:

– полноты и достоверности информированности о проблемах и правовой грамотности в их отношении учителей и учащихся различных типов образовательных учреждений;

– психологической толерантности к инвалидам и воспитания её в общеобразовательных школах, а также желания и умения оказать детям-инвалидам помощь в их самореализации.

12. Источники социализации

Выделяют несколько источников социализации индивида.

Передача культуры — она осуществляется через такие социальные институты, как семья, система образования, обучения и воспитания.

Взаимное влияние людей — оно происходит в процессе общения и совместной деятельности.

Первичный опыт — он связывается с периодом раннего детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм общественного поведения.

10 стр., 4768 слов

Социальные функции образования

... из важнейших социальных функций образования становится социализация подрастающего поколения. ... возложенную на систему образования. А по сути навязывает образованию идеологическую ... образования постепенно изменяется, превращаясь в полную противоположность. Бюрократическое устройство школы с ее религиозно-монархическими чертами уступает такому устройству, в котором заметными становятся общественные ...

Процессы саморегуляции — они соотносятся с постепенной заменой внешнего контроля индивидуального поведения на внутренний самоконтроль.

Система саморегуляции формируется и развивается и в процессе интериоризации социальных установок и ценностей. Интериоризация -это формирование у индивида структур психики посредством усвоения способов внешней социальной деятельности и поведения. Интериоризация — это превращение интерпсихологических (межличностных) отношений в интрапсихологические (внутриличностные отношения с самим собой).

В развитии выделяются такие стадии интериоризации:

1) взрослый словом действует на ребенка, побуждая что-то сделать;

2) ребенок перенимает способ обращения и начинает воздействовать словом на взрослого;

3) ребенок начинает воздействовать словом на самого себя.

13. Роль семьи в социализации и социальной адаптации детей с овз

Семья играет ведущую роль в физическом, эмоциональном, умственном развитии детей. Социальными нормами ребенок овладевает именно в семье. Только в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации, определяется стиль жизни, устремления, планы и способы их достижения. Здесь ребенок знакомится с трудовыми навыками, когда участвует в самообслуживании, оказывает помощь старшим в домашнем хозяйстве. Тем самым ребенок учится уважать труд родителей, родственников, других людей.

Семья обладает большим воспитательным потенциалом. Именно в семье ребенок познает, что такое добро и зло, любовь, дружба, верность.

Семья выполняет также образовательную функцию, связанную с образованием детей и продолжением образования родителей. По мнению А.В.Мудрика, чтобы жилище превратилось в семейный очаг необходимо соблюдение ряда условий:

— создание доброжелательной атмосферы в семье;

— организация быта: распределение домашних обязанностей, совместное выполнение работ по дому, общие разговоры, совместное проведение досугов;

— создание ″закрытой системы″ семьи с параллельной открытостью ее для друзей, родственников, гостей.

14. Методы изучения социального развития лиц с овз

Методологические аспекты изучения личности ребенка

Чтобы эффективно управлять процессом социальной реабилитации ребенка с ограниченными возможностями, своевременно вносить те или иные изменения в развивающие и коррекционные программы, нужна объективная информация о качественных изменениях, происходящих в ходе его развития. Такая обратная связь может быть установлена с помощью методов, используемых в психологии. При этом нужно учитывать весь комплекс требований, предъявляемых к психологическому исследованию. Одним из его важных моментов является вопрос о единстве методологии, методов и методик исследования.

Методология— это система принципов и способов познания, организации и построения теоретической и практической деятельности в соответствии со свойствами и законами объективной действительности.

Методологию по традиции делят на общую и частную. Общая методология— это совокупность необходимых и достаточных принципов для рассмотрения изучаемого общественного или психического явления.Частная методологияопределяет специфику применения общих принципов исследования при изучении конкретной проблемы, в частности,, в психологии.

2 стр., 695 слов

Диагностика музыкальных способностей детей

... (Родилась 15 декабря 1996г. в полной семье) – к учебе относится легкомысленно, по принципу «лишь бы было сделано», но, не смотря на это, успеваемость «4» и ... Среди них протестировано было семеро. Детям были любопытны задания, и они выполняли их с большим интересом. Светлова Виктория ...

К числу важнейших методологических принциповприменительно к изучению социально-психологических и психологических особенностей личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья могут быть отнесены следующие:

Принцип гуманизма и педагогического оптимизмапредполагает веру в ребенка, в его потенциальные возможности реализовать себя как личность, в его лучшее будущее. Любое исследование должно помочь его развитию, безболезненному вхождению в социальную жизнь. Данный принцип предполагает, что результаты исследования (диагноз) должны свидетельствовать не только о достигнутом уровне развития, но и выявлять резервы, определять не только негативные моменты в развитии личности ребенка, но и положительные свойства, на которые можно опереться в процессе его социальной реабилитации.

Принцип объективности и научностиакцентирует внимание на то, чтобы при изучении особенностей развития личности ребенка, имеющего жизненные ограничения, понять не только общие законы ее развития, но и специфические особенности, связанные с влиянием на нее как первичных, так и вторичных дефектов.

Принцип детерминизмаозначает, что любое социально-психологическое явление порождено целым комплексом объективных и субъективных причин. Чтобы получить объективную информацию об особенностях развития ребенка с отклонениями в развитии, нужно установить причинно-следственные связи в развитии и формировании тех или иных личностных свойств ребенка, выявить основные факторы и условия отрицательно или положительно повлиявшие на этот процесс.

Принцип развитияпредполагает, что все психические и личностные особенности ребенка находятся в становлении, и основным условием их развития является та или иная деятельность. Процесс становления личности ребенка может быть правильно понят, если он рассматривается в непрерывном движении, с учетом постоянных количественных и качественных изменений, как процесс и результат деятельности.

Принцип единствасознания и деятельности вытекает из деятельностного подхода к проблеме развития психики и личности ребенка, предложенного С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым и др. Он означает обусловленность развития сознания деятельностью человека. Сознание руководит деятельностью, но в деятельности оно и формируется. Изучать сознание можно опосредованно — через деятельность ребенка.

Принцип систематичности, комплексности и системности. Его суть состоит в том, что изучение ребенка должно проводиться регулярно, через определенные промежутки времени, исследоваться не отдельные параметры, а все стороны развития личности. Для получения полной информации о развитии ребенка с ограниченными возможностями нужно также использовать результаты клинических исследований нарушенных функций и данные об особенностях развития вторичных нарушений.

Принцип индивидуального и личностного подхода означает, что каждый человек уникален и общие законы развития проявляются у каждого ребенка своеобразно и неповторимо.

Принцип эффективностипредлагаемых рекомендаций предполагает, что рекомендации обязательно должны быть полезными для того человека, которому они предназначены.

Основным способом реализации теоретических представлений, методологических принципов и подходов на практике выступает метод исследования.

3 стр., 1247 слов

Методы, принципы и стили управления

... Инструментарий социологических методов составляет анкетирование, интервьюирование, социометрический метод, метод наблюдения и т.д. 2. Принципы управления ... интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, учитывает их интересы, потребности, ... развитию в современных рыночных условиях производства. Административные (организационно-распорядительные) методы управления Административные методы ...

Метод исследования— общий путь научного познания, способ, с помощью которого исследователь получает необходимую научную информацию. Конкретное воплощение метода на практике в соответствии с целью исследования называется методикой. То есть, методика — это целенаправленное использование метода, применительно к предмету исследования.

В отечественной психологии выделяют четыре группы общенаучных методов (по Б.Г. Ананьеву), которые позволяют получать необходимую информацию о развитии личности ребенка с теми или иными жизненными ограничениями.

К первой группе относят организационные методы. С их помощью решаются вопросы, связанные с определением объекта, специфики, полноты, длительности и других организационных сторон проведения исследования. В нее входят:

1. Сравнительный метод. При определении объекта исследования сопоставляются различные группы детей по возрасту, по состоянию здоровья, специфике заболеваний, первичных и вторичных нарушений и т. д. В социально-реабилитационной практике сравнительный метод выступает в виде метода возрастных или поперечных срезов. Данный метод применяется с целью выявления динамики психического или личностного развития ребенка, путем сопоставления полученных в одно и то же время результатов в группах детей разных возрастов.

2. Лонгитюдный метод. Его суть состоит в многократном изучении одних и тех же детей на протяжении длительного периода.

3. Комплексный метод. При организации изучения одного и того же ребенка могут быть подключены специалисты разных профилей: врачи, социальные работники, психологи, кор-рекционные педагоги и другие. Исследования такого рода позволяют установить более полную картину психического, соматического и личностного развития ребенка.

Ко второй группе относят эмпирические методы. С их помощью получают необходимую информацию о психическом и личностном развитии конкретного ребенка или изучаемом явлении. К ним относят:

— методы наблюдения и самонаблюдения;

— экспериментальные методы (лабораторный, естественный констатирующий, обучающий, развивающий эксперименты);

— психодиагностические методы (тесты, опросники, анкеты, социометрия, беседа);

— анализ продуктов деятельности ребенка;

— биографические методы (анализ жизненного пути ребенка, изучение медицинской документации о нем и др.)

Третья группа— методы обработки данных. В нее входят:

— количественный (статистический) метод;

— качественный (анализ материала, дифференциация его по группам и т. д.)

Четвертая группа— интерпретационные методы. В их числе:

— генетический метод (‘анализируется полученная информация в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т. д.);

— структурный метод (устанавливаются структурные связи, причинно-следственные отношения между всеми характеристиками личности.)

15. Психологическая реабилитация, ее условия

Психологические основы реабилитации

5 стр., 2117 слов

Презентация на тему: Методология и методы научного исследования

... реализация принципов минимизации задач научного исследования. Гипотеза исследования, виды гипотез, взаимосвязь с этапами исследования. Этапы психологопедагогического исследования. 5 Тема 3. Методы научного познания, методы психолого-педагогическогоисследования •Метод научного познания: сущность, содержание, ...

Они заключается в корректировке эмоционального состояния, что сократит время выздоровления и адаптации, семейной психологии и терапии, расширении информационного пространства. Задача такой реабилитации заключается в принятии человеком нового себя, в осознании утраченных функций, в адаптации к внешнему миру. Восстановление личностного и социального статуса человека.

Психологическая реабилитация имеет широкое понятие. Она является завершающим этапом в общем лечении, прежде всего в плане восстановления социального и личностного статуса человека. Осуществляется она при помощи психологических способов, которые направлены на устранение разных дефектов, полученных при болезни или в какой-то ситуации (необязательно физической).

Она включает в себя лечение, профилактику, приспособление к жизни и труду после болезни. В целом, существует медицинская, психологическая, профессиональная и социальная реабилитация.

Основные методы социально-психологической реабилитации

Различные психотерапевтические воздействия на человека, гипноз.

Психопрофилактика.

В отдельных случаях использование медицинских препаратов психотропного действия.

Большое значение имеет благоприятная обстановка в коллективе, семье.

Физические тренировки.

Трудотерапия отвлекает от проблем, дает возможность реализоваться в жизни, показать свою значимость.

Подведя итог, стоит отметить, что методы психологической реабилитации должны быть направлены на достижение высокого результата. Постоянное консультирование пациентов поможет в его осуществлении. Социальная реабилитация позволяет адаптировать их к изменившимся условиям семейной и общественной жизни. Это мероприятия, которые направлены на улучшение качества жизни, создание равных возможностей для полного участия в жизни общества. Таким образом, мы должны понимать, что немаловажное значение, наряду с медикаментозным лечением, имеет и психологическое восстановление человека. Не стоит пренебрегать им.