Теории тревожности
Наиболее распространены бихевиористические и экзистенциалистические теории тревожности.
Бихевиористические теории
Поведенческие (бихевиористические) теории, теории обучения тревожности породили некоторые наиболее эффективные способы лечения тревожных расстройств. В модели классического обусловливания есть пример, когда субъект, не имеющий никакой пищевой аллергии, съев в ресторане блюда из рака, чувствует себя очень плохо. Последующие попытки опять попробовать это блюдо сопровождаются у него появлением тошноты. Вполне возможно, что в дальнейшем у такого субъекта через генерализацию разовьется недоверие ко всякой пище вообще, кроме той, что готовит он сам. В качестве альтернативы этиологической возможности субъект может обучиться внутренней реакции тревожности, имитируя тревожные реакции своих родителей (социальная теория обучения). В любом случае лечение тревожности обычно представляет собой десенсибилизацию в какой-либо форме путем повторного предъявления анксиогенного стимула в сочетании с когнитивными психиатрическими подходами.
Экзистенциалистские теории
Экзистенциалистские теории тревожности обеспечивают отличную модель для расстройства в виде генерализованной тревожности, в которых отсутствует специфически идентифицируемый стимул, способный вызывать хроническое ощущение тревоги. Центральным звеном в экзистенциалистских теориях является то, что субъект начинает осознавать полнейшую «никчемность» своей жизни, что может вызывать даже более глубокий дискомфорт, чем признание своей неминуемой смерти. Тревожность является реакцией на необозримую пустоту существования, отсутствие значимости, а также на невозможность повлиять на естественный ход событий.
Понятие «тревожность» обозначает особое состояние и свойство темперамента. Состояние тревожности характеризуется неприятными ощущениями беспокойства, напряженности, нервозности, чувством опасности, неясной угрозы, которые сопровождаются активацией вегетативной нервной системы. Тревожность как свойство темперамента состоит в склонности, предрасположенности к состоянию тревожности в различных угрожающих ситуациях. Из этого следует, что анализ тревожности как свойства должен быть тесно связан с исследованием природы и механизмов состояния тревожности. К настоящему времени сформировались различные теоретические концепции тревожности.
Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний
... реализацией на практике. Итак, взаимосвязь социального и культурного, опосредованная деятельностью различных субъектов, рождает особую реальность, суть которой выражается понятием «социально-культурная деятельность». ... педагогика, психология, экономика, искусствоведение, право и др. В последнее время в теории социально-культурной деятельности мы наблюдаем переход от традиционных дефиниций к ...
В. С. Мерлин определяет тревожность как эмоциональную возбудимость в угрожающей ситуации. G. Mand1ег и W. Waison руководствуются представлением об организованном, целенаправленном поведении, осуществляющемся в соответствии с планом, который включает как желаемые конечные состояния, так и способы их достижения. Прерывание, блокирование организованного поведения приводит к состоянию вегетативной активации, на фоне которой развиваются эмоциональные состояния.
Тревожность возникает в ситуации беспомощности, когда нет приемлемых для личности альтернативных путей и способов поведения. Близка к этой точке зрения и позиция S. Epstein. Некоторые исследователи используют в анализе тревожности понятия обусловливания и обучения I. Eysenck полагает, что все невротические симптомы, в том числе тревожность п страх, образуются по механизму условного рефлекса.
еоретические представления. В психологической литературе сосуществуют два базовых термина, которые в ряде случаев используются как синонимы, но чаще разводятся в качестве самостоятельных понятий: тревога и тревожность. Различают тревожность как свойство личности, как относительно постоянную, относительно неизменную в течение жизни черту (личностная тревожность) и тревогу как отрицательное эмоциональное состояние, относительно длительное, связанное с изменением нервно-психической деятельности (ситуативная тревога).
При этом определение тревоги как состояния является базовым, ключевым для определения тревожности как свойства личности: тревожность — это «склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги» (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, 1998).
По мнению ряда авторов, длительно существующее состояние тревоги может становиться свойством личности, переходя в категорию тревожности (Ганзен В.А., 1984).
Тревожность рассматривается в качестве одного из основных параметров индивидуальных различий. Как правило, она повышена при нервно-психических и хронических соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психической травмы, у лиц с отклоняющимся поведением. Тревожность в структуре интегральной индивидуальности относится к уровню свойств личности и понимается как ожидание неблагополучного исхода в относительно нейтральных, не содержащих реальной угрозы ситуациях (В.Р. Кисловская, 1971).
Личностная тревожность — это относительно устойчивая индивидуальная характеристика человека, дающая представление о его склонности: а) воспринимать достаточно широкий круг ситуаций как угрожающих его самооценке, самоуважению и престижу; б) реагировать на эти ситуации проявлением состояния тревоги (Ч. Спилбергер, 1966; 1972; Ю.Л. Ханин, 1978).
Личность с выраженными чертами тревожности, — отмечает Ч.Д. Спилбергер, — склонна воспринимать окружающий мир как заключающий в себе угрозу и опасность в значительно большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности. По мнению Л.Н. Собчик (1990), показатели тревожности достоверно сопряжены с мотивацией избегания. Как субъективное проявление неблагополучия личности, тревожность находится в центре внимания врачей-психиатров, психотерапевтов, клинических психологов. Некоторыми авторами тревожность рассматривается как сложный конструкт, включающий в себя, наряду с традиционно определяемыми тревогой и страхом, еще и невротизм, то есть снижение адаптивных возможностей и готовность к формированию невротических болезненных расстройств (Ю.А. Александровский, 1992).
Тревога и тревожность
... последствий его успеха или неудачи. Тревога и тревожность тесно связаны со стрессом. С одной стороны, тревога и тревожность являются признаками стресса, а с другой стороны, исходный уровень тревожности определяет индивидуальную чувствительность к стрессу. Так ...
По признаку преобладания в структуре личности тревожности выделяют особый тип личности — психастенический, или тревожно-мнительный тип. Личность с выраженными чертами тревожности склонна воспринимать окружающий мир как заключающий в себе угрозу и опасность, а также демонстрировать в поведении черты неуравновешенности, эмоциональной неустойчивости. У лиц тревожного (психастенического) типа в детстве, как правило, выявляются некоторая робость и пугливость, моторная неловкость, склонность к рассуждательству и не по возрасту «интеллектуальные» интересы. В подростковом возрасте проявляются главные черты этого типа. Главными психологическими особенностями психастенических (тревожных) личностей являются нерешительность, неуверенность, склонность к сомнениям и колебаниям, тенденция к бесконечным рассуждениям, а также тревожная мнительность в виде самых разнообразных опасений за будущее — свое и своих близких, любовь к самоанализу, самокопанию и легкость возникновения навязчивых опасений, действий, ритуалов, представлений, мыслей. Опасения адресуются к возможному, даже маловероятному в будущем: как бы не случилось чего-нибудь ужасного и непоправимого с ними самими или с теми близкими, к которым они обнаруживают чрезвычайно сильную привязанность. Невзгоды уже случившиеся пугают их гораздо меньше. Мальчикам особенно свойственна постоянная тревога за мать: как бы она не заболела, не попала под транспорт и т.д. Психологической защитой от постоянной тревоги за будущее становятся придуманные приметы и ритуалы: например, выходя из дома, переступать порог только левой ногой, на контрольные в школе надевать одну и ту же «счастливую» рубашку. Другой формой защиты являются педантизм и формализм, которые питаются мыслью, что если все заранее предусмотреть и не уклоняться от намеченного плана, то ничего плохого не случится.
История развития представлений о тревожности в психологии
Психоаналитический подход. Одним из первых, кто сделал попытку объяснить природу тревоги, был З. Фрейд. Согласно учению Фрейда, определенные переживания, имевшие место в жизни человека: действия, импульсы, мысли или воспоминания, – мучительно болезненные или порождающие сильную тревогу вытесняются из сознания, а те силы, которые привели к вытеснению произошедшего из памяти, мобилизуются, препятствуя их восстановлению в сознании [13]. Здесь действует физиологический механизм, близкий к механизму «охранительного» торможения, когда торможение при сверхсильном возбуждении защищает кору от излишнего перевозбуждения, и именно поэтому резкие аффективные переживания, мучительные и неприемлемые для субъекта, активно тормозятся, «вытесняются» из сознания, забываются субъектом [27]. Когда вытесненные идеи грозят вырваться на сознательный уровень, они могут снова вызвать тревогу, и поэтому подавляются вновь. В результате человек переживает нескончаемый подсознательный конфликт. В основе вытеснения решающее значение имеет сильная тревога [13]. Тревога – эмоциональное состояние, которое сродни тому, что мы переживаем, когда подвергаемся угрозе извне, является функцией «Эго», и назначение ее в предупреждении человека о надвигающейся угрозе, которую надо встретить или избежать. Тревога позволяет личности реагировать в угрожающих ситуациях адаптивным способом [42]. Вытеснение можно рассматривать как первичный, исходный защитный механизм, который избавляет человека от мучительного для него переживания тревоги. Но достаточно часто вытесненные мысли и побуждения не удается удержать на подсознательном уровне, и вместе с ними наружу прорывается и тревога, ко- торая с ними связана. Вследствие этого начинают действовать различные дополнительные защитные механизмы, функция которых – укрепление «плотины», которая сдерживает запрещенные импульсы.
Психологическая безопасность личности подростка
... группы; Внутренние источники угроз психологической безопасности личности: 1. биопсихосоциальная природа человека; 2. особенности формирования и функционирования психики личности. Безопасность личности определяется тремя факторами: 1. ... и фактор среды являются основными. Человеческий фактор - это различные реакции человека на опасность. Среда ассоциируется с физической и социальной составляющей. ...
Среди них – замещение, рационализация, реактивное образование, проекция, регрессия, сублимация и изоляция (интеллектуализация) [13]. Вытеснение зависит от наличия угрозы «Эго» (основная угро- за самооценке), а не от простой неприятности или угрозы. Дальнейшие исследования показали: когда причина вытеснения (угроза «Эго») исчезает, то вытесненное содержание возвращается в сознание. Если угроза устранена, то для вытесненного материала становится безопасным возвращение на уровень осознания [42]. Следует признать, что в настоящее время нет прочной эмпирической поддержки утверждения Фрейда о том, что люди используют вытеснение для борьбы с угрожающими или неприятными переживаниями (Там же), и значит, проверить связь вытеснения с тревогой, вскрыть сложную природу тревоги и ее происхождения в рамках психоаналитического подхода не представляется возможным. А. Адлер в своей индивидуальной теории личности рассматривал тревогу в качестве симптома невроза, а последний понимал достаточно широко – как диагностически неоднозначный термин, ох- ватывающий многочисленные поведенческие нарушения. «Невроз – это естественное, логическое развитие индивидуума, сравнительно не активного, эгоцентрически стремящегося к превосходству и поэтому имеющего задержку в развитии социального интереса, что мы наблюдаем постоянно при наиболее пассивных, изнеженных стилях жизни» [42. С. 192]. Больные неврозами – это люди, выбравшие неправильный стиль жизни в основном по причине того, что в раннем детстве они или пере-
Тревожность как психологический феномен 43
ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2013. Вып. 2
носили физические страдания, или их чрезмерно опекали и баловали, или их отвергали. При таких условиях дети становятся повышенно тревожными, не чувствуют себя в безопасности и начинают развивать стратегию психологической защиты, чтобы справиться с чувством неполноценности.
Жизнь больного неврозом сопряжена с чувством постоянной угрозы самооценке, ощущением неуве- ренности и повышенной чувствительности [42].
Формы и причины возникновения тревоги
... своей концепции «базальную тревогу»- это интенсивное и всепроникающее ощущение отсутствия безопасности. Рассмотрение тревожности как ... неприятностей. Обычно тревожность ведет к возникновению защитных реакций. 2 Классификация видов тревожности Ч. Спилбергер ... характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное ...
К. Хорни, в отличие от Фрейда, не считала, что тревога является необходимым компонентом в психике человека. В развиваемой ею социокультурной теории личности этиология тревоги заключается в отсутствии чувства безопасности в межличностых отношениях. Все то, что в отношениях с родителями разрушает ощущение безопасности у ребенка, приводит к базальной тревоге, значит, происхожение невротического поведения следует искать в нарушенных отношениях между ребенком и родителем. Если ребенок ощущает любовь, принятие себя, он чувствует себя в безопасности, и, скорее всего, будет развиваться нормально. Если ребенок не ощущает себя в безопасности, то у него развивается враждебность по отношению к родителям, и эта враждебность, в конце концов, трансформировавшись в базальную тревогу, будет направляться на каждого (Там же).
Хорни проводит сравнение между страхом и тревожностью. Страх – реакция, пропорциональная наличной опасности, а тревога является несоизмеримой реакцией на воображаемую опасность. Страх и тревога – адекватные реакции на воображаемую опасность, но в случае страха опасность очевидна, объективна, а в случае тревоги она скрыта, субъективна. Интенсивность тревоги пропорциональна тому смыслу, который для данного человека имеет данная ситуация [4 С физиологической точки зрения тревожность является реактивным состоянием. Она вызывает физиологические изменения, подготавливающие организм к борьбе — отступлению или сопротивлению. При тревожности возбуждается сердечно-сосудистая система (учащается ритм сердца, повышается кровяное давление), а деятельность пищеварительного тракта угнетается (уменьшается активность секреции и перистальтика).
Кровь из пищеварительного тракта «пересылается» в мышечную систему, т.е. организм готовится к активной деятельности. Тревожность проявляется на трех уровнях:
- Нейроэндокринном (продукция адреналина — эпинефрин).
- Психическом (неопределенные опасения).
- Соматическом или моторно-висцеральном (физиологические реакции различных систем организма на увеличение продукции эпинефрина):
- дерматологические реакции (кожные раздражения);
- реакция сердечно-сосудистой системы (тахикардия, увеличение систолического давления);
- реакция пищеварительного тракта (подавление деятельности слюнных желез — сухость во рту, неприятный привкус, анорексия, понос, запор и т.п.);
- реакции дыхательной системы (учащенное дыхание, одышка, гипервентиляция);
- генитально-уринальные реакции (учащенное мочеиспускание, нарушение менструации, боль в области таза, фригидность, импотенция);
- вазомоторные реакции (потоотделение, покраснение);
- реакции скелетно-мышечной системы (головные боли, боли в затылке, артральгии).
1].__