53.Типы и индивидуальные различия памяти

  1. Типы и индивидуальные различия памяти

Память — Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение личностью ее опыта и составляет сущность процесса памяти. Память как познавательный процесс обеспечивает целостность и развитие личности. Память изменяется с возрастом и поддается тренировке.

Аристотель считал, что человек запоминает благодаря тому, что между образами предметов образуются ассоциации (связи).

три вида ассоциаций: по смежности, по сходству и по контрасту.

И.П. Павлов полагал, что физиологической основой ассоциации являются временные нервные связи, образованные в коре больших полушарий при действии двух раздражителей, имеющих жизненно важное значение.

Различия памяти у людей бывают количественные и качественные . Количественные: скорости, прочности, длительности, точности и объему запоминания.

В соответствии с тем, какие сенсорные области доминируют, выделяют следующие индивидуальные типы памяти: зрительную, слуховую, двигательную, эмоциональную и разнообразные их сочетания.

«Чистые» виды памяти крайне редки. Чаще всего мы сталкиваемся с различными сочетаниями зрительной, слуховой и двигательной памяти. Типичными являются зрительно-двигательная, зрительно-слуховая и двигатель-но-слуховая память. Однако у большинствадоминирующей выступает зрительная память.

Лурия . изучил и описал память человека по фамилии Ш., который мог быстро, прочно и надолго запоминать зрительную информацию. Объем его памяти так и не удалось экспериментально установить. «Ему, —— было безразлично, осмысленные слова, бессмысленные слоги, числа или звуки, …; ему нужно было лишь, чтобы один элемент предлагаемого ряда был отделен от другого паузой в 2—3 секунды» Как выяснилось в дальнейшем, механизм памяти Ш. был основан на эйдетическом зрении (фото память), которое у него было особенно хорошо развито.Эйдетическая память, особенно сильно развитая у Ш., не такое уж редкое явление. В детстве она имеется у всех людей, а у взрослых постепенно исчезает. Данный тип памяти упражняем, бывает неплохо развит у художников.

7 стр., 3188 слов

Пути, приемы и средства улучшения памяти человека.

Питание мозга Голодающий мозг то же, что голодный работник - он не будет работать хорошо. Самое главное ”лакомство” для серых клеточек - кислород, и заполучить его очень просто: раз в неделю три часа отдыхайте на свежем воздухе, занимаясь спортом, бегая или просто гуляя. Также напомню слова Вирджинии Вульф: “Нельзя ни хорошо думать, ни хорошо любить, ни хорошо спать, если плохо поел”. Плохо “ ...

только слуховаямог повторить 42 цифры после однократного прочтения и после трехчасового сеанса мог повторить все цифры чисел до 300, встречавшиеся в задачах, которые ему задавались. был ярко выраженный слуховой тип памяти. «Я слышу цифры, — говорил он о себе, — мое ухо улавливает их; я слышу, как они звучат около моего уха такими, какими я их произносил, и это внутреннее слышание остается у меня значительную часть дня. Зрение мне не помогает, я не вижу цифр.

Наибольшего развитияобычно достигают те виды памяти, которые чаще всего используются. Большой отпечаток на этот процесс накладывает профессиональная деятельность. Например, у ученых отмечается очень хорошая смысловая и логическая память, но сравнительно слабая механическая память. У актеров и врачей хорошо развита память на лица.

З.Фрейдуделил большое внимание анализумеханизмов забывания, которые случаются в повседневной жизни.Вытеснение— один из видов «психологической защиты», процесс, когда неприемлемые или чрезвычайно травмирующие мысли, воспоминания, переживания «изгоняются» из сознания и переводятся в сферу бессознательного, продолжая оказывать опосредованное влияние на поведение индивида и переживаясь им в форме тревоги, страха…

Возрастные особенности. События первых лет жизни практически невозможно воспроизвести в обычном состоянии сознания. Но, как свидетельствуют опыты Станислава Гроффа(трансперсональная), невозможность воспроизведения не означает отсутствие информации. под влиянием гипноза (транса), дыхательной техники, некоторых препаратов человек способен вспомнить каждый прожитый миг, включая и внутриутробный период жизни.

В пожилом возрасте нарушается воспроизведение вновь запоминаемой информации при успешном воспроизводстве ранее записанной информации.

12 стр., 5998 слов

Жизнь и сознание

ЖИЗНЬ И СОЗНАНИЕ Проблема сущности жизни Проблема жизни относится к тем научным проблемам, которые имеют несомненный философский смысл и значение. В этой проблеме — два основных аспекта, тесно связанных между собой: 1) вопрос о взаимоотношении живого и неживого, о качественных особенностях живых организмов, т. е. вопрос о сущности жизни; 2) вопрос о происхождении жизни. На самом деле это не два ...

Причины неэффективного воспроизводства в пожилом возрасте связаны и с нарушением организации материала, и, возможно, частично с дегенеративными процессами в тканях мозга, в результате которых новая информация просто не записывается.

эффект Зейгарник. (гештальт) предложить серию заданий и одни из них позволить довести до конца, а другие прервать незавершенными, то впоследствии испытуемые почти в два раза чаще вспоминают незавершенные задания, чем завершенные.

физическое состояниеСущественную роль в памяти помимо эмоционального характера впечатления может играть общее состояние личности в момент получения этого впечатления, а также ее физическое состояние в целом.

Говоря о типах памяти, необходимо иметь в виду, что особенности процессов запоминания (быстрота, прочность его и т. д. ) зависят от того, кто и что запоминает, от конкретного отношения данной личности к тому, что подлежит запоминанию