Впишите в таблицу примеры инстинктивных форм поведения по предложенной схеме для простой формы поведения.

ТЕСТ ПО ЗООПСИХОЛОГИИ

Студенту необходимо выбрать 1 правильный ответ в каждом вопросе. При этом начисляется 1 балл за вопрос. В пунктах 13 и 14 необходимо привести практические примеры по своему выбору. В случае верного практического примера теоретического термина за каждый пункт начисляется 3 балла.

1. Поведение это:

а Тип отношений внутри популяции б Реакция животных на окружающую среду
в Способность животного предвидеть результаты событий г Совокупность проявления внешней, двигательной активности животного , направленная на установление необходимых связей со средой

2. Что означает термин «рефлекс»?

а Поведение животных, связанное с образованием брачных пар б Реакция организма на изменение внешней или внутренней среды, опосредуемая нервной системой
в Устойчивое ослабление реакции организма вследствие многократного предъявления раздражителя без какого-то ни было подкрепления г Поведение, в котором животные способны реагировать на внешние проявления эмоционального состояния особи своего вида

Отметьте ученого-основоположника учения о высшей нервной деятельности.

а И.М. Сеченов б И.П. Павлов
в Пифагор г В.Л. Дуров

4. Что означает термин «высшая нервная деятельность»?

а Нейрофизиологическая основа поведения животных б Безусловные рефлексы
в Зоопсихология г Инстинктивное поведение

5. Что означает понятие «тип высшей нервной деятельности»?

а характер б агрессивность псовых
в совокупность свойств нервной системы, составляющая физиологическую основу темперамента г темперамент

6. Что означает понятие «безусловный рефлекс»?

а Наследственно закрепленная стереотипная форма реагирования на биологически значимое воздействие б Поведение, которое приводит к повышению приспосабливаемости организма к окружающей среде
в Раздражитель, вызывающий у животных врожденную реакцию г Комфортное поведение млекопитающих

7. Естественно-приобретенный условный рефлекс это:

а рефлекс, самостоятельно выработанный в процессе жизни; б рефлекс, специально вырабатываемый для безопасности жизни собаки
в коротко-отставленный рефлекс   г форма проявления инстинкта самосохранения

8. Что лежит в основе поведения всех многоклеточных животных:

а Деятельность сердечно-сосудистой системы б Деятельность нервной системы
в Пищевой инстинкт г Родительский инстинкт

9. Чем воспринимаются все раздражения, идущие как из внешнего мира, так и из организма самого животного:

а Мышечной тканью б Глазами
в Нервными окончаниями г Шерстью

10. Нервная система это:

а Управляющая система б Система, выделяющая гормоны
в Система органов чувств г Половая доминанта

11. Результатом чего является определенное действие, выполняемое животным?

а Раздражения передаются по нервам к определенным нервным центрам, перерабатываются там и направляются оттуда по другим нервам к мышцам (или железам) б Дрессировки
в Осязания г Чувства боли

12. Передаются ли по наследству приобретенные условные рефлексы?

а Да б Нет
в Иногда г При тщательном отборе племенных производителей

Классификация рефлексов. Приведите примеры на каждый вид рефлексов.

РЕФЛЕКСЫ
БЕЗУСЛОВНЫЕ УСЛОВНЫЕ
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ВЕГЕТАТИВНЫЕ КЛАССИЧЕСКИЕ
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ВЕГЕТАТИВНЫЕ
ПРИМЕРЫ ПРИМЕРЫ
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ
ПРИМЕРЫ

Комплекс фиксированных действий как единица инстинктивного поведения.

Впишите в таблицу примеры инстинктивных форм поведения по предложенной схеме для простой формы поведения.

ВНУТРЕННИЙ СТИМУЛ
Пример  
ПОИСКОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Пример
КЛЮЧЕВОЙ СТИМУЛ
Пример
ЗАВЕРШАЮЩИЙ АКТ
Пример

15. Что означает термин «врожденная схема реагирования» К. Лоренца?

а сосательный рефлекс б механизм снятия блока в нервной системе животного
в поиск матери новорожденным щенком г инстинкт продолжения рода

16. Что означает термин «доминанта»?

а Действие, которое подчиняет себе деятельность всего организма в данный момент б Потребность в продолжении рода
в Потребность в пище г Комфортное поведение

17. По П.К. Анохину, структура поведенческого акта представляет собой последовательную смену следующих стадий:

а Афферентного синтеза; принятия решения; акцептора результатов действия; эфферентного синтеза; формирования самого действия; оценки достигнутого результата б Принятия решения; формирования действия
в Оценки ситуации; принятия решения; формирования действия г Афферентного синтеза; формирования действия; оценки достигнутого результата

18. Стадия афферентного синтеза – это:

а Оценка полученного результата б Расщепление жиров
в Анализ совокупности информационных сигналов, поступающих в ЦНС и дающих основание животному принять решение о возможном поведении г Деятельность фермента, переваривающего углеводы

19. Во время стадии афферентного синтеза учитывается:

а Условные рефлексы б Безусловные рефлексы
в Наличие пищевой доминанты г Наличие потребности организма в чем-либо, а также возможных путей ее удовлетворения, имеющихся в памяти животного; воздействие разнообразных факторов внешней среды (обстановочная афферентация); и сигналов, запускающих поведение (пусковая афферентация)

20. Что означает понятие «завершающий акт»?

а окончание процесса дрессировки б роды у псовых
в засыпание собаки г стадия мотивированного поведения, представляющая стереотипные действия, направленные на определенную цель

21. Что означает понятие «доминирующее животное»?

а победитель выставки б победитель соревнований
в ранг животного в иерархических отношениях в стае г самое крупное животное в стае

22. Что означает термин «групповое поведение псовых»?

а Дрессировка в группе б Игры щенков-однопометников
в Обучение щенков матерью г Взаимодействие при постоянном или временном объединении в группы

23. Отметьте формы проявления неврозов у животных:

а Невроз в форме возбуждения; невроз в форме торможения; невроз в форме фобии б . Агрессия
в Угнетение ВНД г Кома

24. Коммуникативные сигналы млекопитающих были выработаны для общения между:

а Животным и человеком б Особями различных видов
в Членами стаи псовых г Особями одного вида

25. Во время ритуала приветствия помахивание хвостом:

а Не осуществляется б Осуществляется интенсивно
в Хвост двигается медленно г В зависимости от обстоятельств

26. Ключевым сигналом у собак, как бы отключающим агрессивное поведение является:

а Зажатый хвост между ног б Поворот одной из собак к сопернику изогнутой шеей
в Вой соперника г Бегство соперника

27. Низкоранговые животные у псовых:

а Низко опускают хвост, поджимая его между ног б Громко лают
в Прячутся от вожаков стаи г Сбрасывают шерсть

28. Поза спаривания (при отсутствии акта спаривания) это:

а Поза доминирования одного животного над другим б Ритуальная игра
в Условный рефлекс г Особенность вида

29. Определяющую роль в сезонных изменениях поведения животных играет:

а Возбуждение б Угнетение
в Сезонный цикл деятельности желез внутренней секреции г Истощение

30. Пищедобывательная форма поведения возникает в результате:

а Судорожных сокращений мышц брюшного пресса б Определенных гуморальных сдвигов в крови, прежде всего понижения уровня глюкозы
в Беременности у самки г Активности животного

31. Под комплексом комфортного поведения у собак подразумеваются:

а Отсутствие голода у животного б Действия животного, которое оно производит для своего удобства или удовольствия
в Сон г Взаимопонимание с хозяином

32. Для домашней собаки семья, где она живет, является:

а Стаей б Местом пропитания
в Дрессировщиками г Выставочными хэндлерами

33. Научение это:

а Дрессировка б Модификация поведения, которая возникает в результате индивидуального опыта
в Наказание животного г Поведение животного в сообществе

34. Обучение это:

а Появление активных изменений индивидуального поведения , связанных с образованием брачных пар б Реакция организма на изменения внешнего мира или внутренней среды организма
в Ослабление реакции организма на воздействие окружающей среды г Поведение , в котором животные способны реагировать на внешние проявления эмоционального состояния особи своего вида

35. Психика это:

а Форма активного отражения действительности внешнего и внутреннего мира, позволяющая организму адекватно организовать свое поведение по отношению к компонентам среды б Модификация поведения в результате приобретенного опыта
в Отклоняющееся поведение г Совокупность безусловных и условных рефлексов

Полученное студентом количество баллов приравнивается к следующим оценкам : 35 баллов и выше – «отлично», 29 — 34 балла – «хорошо», 23 — 28 баллов – «удовлетворительно». 22 балла – «неудовлетворительно».