метки: Животное, Поведение, Рефлекс, Пример, Система, Форма, Инстинкт, ВоздействиеТЕСТ ПО ЗООПСИХОЛОГИИ
Студенту необходимо выбрать 1 правильный ответ в каждом вопросе. При этом начисляется 1 балл за вопрос. В пунктах 13 и 14 необходимо привести практические примеры по своему выбору. В случае верного практического примера теоретического термина за каждый пункт начисляется 3 балла.
1. Поведение это:
а |
Тип отношений внутри популяции |
б |
Реакция животных на окружающую среду |
в |
Способность животного предвидеть результаты событий |
г |
Совокупность проявления внешней, двигательной активности животного , направленная на установление необходимых связей со средой |
2. Что означает термин «рефлекс»?
а |
Поведение животных, связанное с образованием брачных пар |
б |
Реакция организма на изменение внешней или внутренней среды, опосредуемая нервной системой |
в |
Устойчивое ослабление реакции организма вследствие многократного предъявления раздражителя без какого-то ни было подкрепления |
г |
Поведение, в котором животные способны реагировать на внешние проявления эмоционального состояния особи своего вида |
Отметьте ученого-основоположника учения о высшей нервной деятельности.
а |
И.М. Сеченов |
б |
И.П. Павлов |
в |
Пифагор |
г |
В.Л. Дуров |
4. Что означает термин «высшая нервная деятельность»?
а |
Нейрофизиологическая основа поведения животных |
б |
Безусловные рефлексы |
в |
Зоопсихология |
г |
Инстинктивное поведение |
5. Что означает понятие «тип высшей нервной деятельности»?
а |
характер |
б |
агрессивность псовых |
в |
совокупность свойств нервной системы, составляющая физиологическую основу темперамента |
г |
темперамент |
6. Что означает понятие «безусловный рефлекс»?
а |
Наследственно закрепленная стереотипная форма реагирования на биологически значимое воздействие |
б |
Поведение, которое приводит к повышению приспосабливаемости организма к окружающей среде |
в |
Раздражитель, вызывающий у животных врожденную реакцию |
г |
Комфортное поведение млекопитающих |
7. Естественно-приобретенный условный рефлекс это:
а |
рефлекс, самостоятельно выработанный в процессе жизни; |
б |
рефлекс, специально вырабатываемый для безопасности жизни собаки |
в |
коротко-отставленный рефлекс |
г |
форма проявления инстинкта самосохранения |
8. Что лежит в основе поведения всех многоклеточных животных:
а |
Деятельность сердечно-сосудистой системы |
б |
Деятельность нервной системы |
в |
Пищевой инстинкт |
г |
Родительский инстинкт |
9. Чем воспринимаются все раздражения, идущие как из внешнего мира, так и из организма самого животного:
а |
Мышечной тканью |
б |
Глазами |
в |
Нервными окончаниями |
г |
Шерстью |
10. Нервная система это:
а |
Управляющая система |
б |
Система, выделяющая гормоны |
в |
Система органов чувств |
г |
Половая доминанта |
11. Результатом чего является определенное действие, выполняемое животным?
а |
Раздражения передаются по нервам к определенным нервным центрам, перерабатываются там и направляются оттуда по другим нервам к мышцам (или железам) |
б |
Дрессировки |
в |
Осязания |
г |
Чувства боли |
12. Передаются ли по наследству приобретенные условные рефлексы?
а |
Да |
б |
Нет |
в |
Иногда |
г |
При тщательном отборе племенных производителей |
Классификация рефлексов. Приведите примеры на каждый вид рефлексов.
РЕФЛЕКСЫ |
БЕЗУСЛОВНЫЕ |
УСЛОВНЫЕ |
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ |
ВЕГЕТАТИВНЫЕ |
КЛАССИЧЕСКИЕ |
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ |
ВЕГЕТАТИВНЫЕ |
ПРИМЕРЫ |
ПРИМЕРЫ |
|
|
|
|
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ |
ПРИМЕРЫ |
|
|
Комплекс фиксированных действий как единица инстинктивного поведения.
Впишите в таблицу примеры инстинктивных форм поведения по предложенной схеме для простой формы поведения.
ВНУТРЕННИЙ СТИМУЛ |
Пример |
↓ |
ПОИСКОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ |
Пример |
↓ |
КЛЮЧЕВОЙ СТИМУЛ |
Пример |
↓ |
ЗАВЕРШАЮЩИЙ АКТ |
Пример |
15. Что означает термин «врожденная схема реагирования» К. Лоренца?
а |
сосательный рефлекс |
б |
механизм снятия блока в нервной системе животного |
в |
поиск матери новорожденным щенком |
г |
инстинкт продолжения рода |
16. Что означает термин «доминанта»?
а |
Действие, которое подчиняет себе деятельность всего организма в данный момент |
б |
Потребность в продолжении рода |
в |
Потребность в пище |
г |
Комфортное поведение |
17. По П.К. Анохину, структура поведенческого акта представляет собой последовательную смену следующих стадий:
а |
Афферентного синтеза; принятия решения; акцептора результатов действия; эфферентного синтеза; формирования самого действия; оценки достигнутого результата |
б |
Принятия решения; формирования действия |
в |
Оценки ситуации; принятия решения; формирования действия |
г |
Афферентного синтеза; формирования действия; оценки достигнутого результата |
18. Стадия афферентного синтеза – это:
а |
Оценка полученного результата |
б |
Расщепление жиров |
в |
Анализ совокупности информационных сигналов, поступающих в ЦНС и дающих основание животному принять решение о возможном поведении |
г |
Деятельность фермента, переваривающего углеводы |
19. Во время стадии афферентного синтеза учитывается:
а |
Условные рефлексы |
б |
Безусловные рефлексы |
в |
Наличие пищевой доминанты |
г |
Наличие потребности организма в чем-либо, а также возможных путей ее удовлетворения, имеющихся в памяти животного; воздействие разнообразных факторов внешней среды (обстановочная афферентация); и сигналов, запускающих поведение (пусковая афферентация) |
20. Что означает понятие «завершающий акт»?
а |
окончание процесса дрессировки |
б |
роды у псовых |
в |
засыпание собаки |
г |
стадия мотивированного поведения, представляющая стереотипные действия, направленные на определенную цель |
21. Что означает понятие «доминирующее животное»?
а |
победитель выставки |
б |
победитель соревнований |
в |
ранг животного в иерархических отношениях в стае |
г |
самое крупное животное в стае |
22. Что означает термин «групповое поведение псовых»?
а |
Дрессировка в группе |
б |
Игры щенков-однопометников |
в |
Обучение щенков матерью |
г |
Взаимодействие при постоянном или временном объединении в группы |
23. Отметьте формы проявления неврозов у животных:
а |
Невроз в форме возбуждения; невроз в форме торможения; невроз в форме фобии |
б |
. Агрессия |
в |
Угнетение ВНД |
г |
Кома |
24. Коммуникативные сигналы млекопитающих были выработаны для общения между:
а |
Животным и человеком |
б |
Особями различных видов |
в |
Членами стаи псовых |
г |
Особями одного вида |
25. Во время ритуала приветствия помахивание хвостом:
а |
Не осуществляется |
б |
Осуществляется интенсивно |
в |
Хвост двигается медленно |
г |
В зависимости от обстоятельств |
26. Ключевым сигналом у собак, как бы отключающим агрессивное поведение является:
а |
Зажатый хвост между ног |
б |
Поворот одной из собак к сопернику изогнутой шеей |
в |
Вой соперника |
г |
Бегство соперника |
27. Низкоранговые животные у псовых:
а |
Низко опускают хвост, поджимая его между ног |
б |
Громко лают |
в |
Прячутся от вожаков стаи |
г |
Сбрасывают шерсть |
28. Поза спаривания (при отсутствии акта спаривания) это:
а |
Поза доминирования одного животного над другим |
б |
Ритуальная игра |
в |
Условный рефлекс |
г |
Особенность вида |
29. Определяющую роль в сезонных изменениях поведения животных играет:
а |
Возбуждение |
б |
Угнетение |
в |
Сезонный цикл деятельности желез внутренней секреции |
г |
Истощение |
30. Пищедобывательная форма поведения возникает в результате:
а |
Судорожных сокращений мышц брюшного пресса |
б |
Определенных гуморальных сдвигов в крови, прежде всего понижения уровня глюкозы |
в |
Беременности у самки |
г |
Активности животного |
31. Под комплексом комфортного поведения у собак подразумеваются:
а |
Отсутствие голода у животного |
б |
Действия животного, которое оно производит для своего удобства или удовольствия |
в |
Сон |
г |
Взаимопонимание с хозяином |
32. Для домашней собаки семья, где она живет, является:
а |
Стаей |
б |
Местом пропитания |
в |
Дрессировщиками |
г |
Выставочными хэндлерами |
33. Научение это:
а |
Дрессировка |
б |
Модификация поведения, которая возникает в результате индивидуального опыта |
в |
Наказание животного |
г |
Поведение животного в сообществе |
34. Обучение это:
а |
Появление активных изменений индивидуального поведения , связанных с образованием брачных пар |
б |
Реакция организма на изменения внешнего мира или внутренней среды организма |
в |
Ослабление реакции организма на воздействие окружающей среды |
г |
Поведение , в котором животные способны реагировать на внешние проявления эмоционального состояния особи своего вида |
35. Психика это:
а |
Форма активного отражения действительности внешнего и внутреннего мира, позволяющая организму адекватно организовать свое поведение по отношению к компонентам среды |
б |
Модификация поведения в результате приобретенного опыта |
в |
Отклоняющееся поведение |
г |
Совокупность безусловных и условных рефлексов |
Полученное студентом количество баллов приравнивается к следующим оценкам : 35 баллов и выше – «отлично», 29 — 34 балла – «хорошо», 23 — 28 баллов – «удовлетворительно». 22 балла – «неудовлетворительно».