1) Предметом психологии развития и возрастной психологии являются:
а) изучение психологических закономерностей обучения и воспитания человека в различные периоды жизни;
б) изучение закономерностей развития психики человека от рождения до старости, механизмов перехода от одной стадии к другой, отличительные признаки каждого периода и их психологическое содержание;
в) законы психического развития ребенка.
2) Изучение развития одних и тех же детей на протяжении длительного времени — это метод:
а) сравнительный б) лонгитюдный
в) комплексный г) близнецовый
3) При исследовании развития психики методом поперечного среза ученый выбрал группы, отличающиеся в возрасте на три года. Речь идет о возрасте:
а) раннем б) дошкольном
в) подростковом г) взрослости
4) Предметом психологии развития и возрастной психологии является:
а) изучение психологических закономерностей обучения и воспитания человека в различные периоды жизни
б) изучение закономерностей развития психики человека от рождения до старости, механизмов перехода от одной стадии к другой, отличительные признаки каждого периода и их психологическое содержание
в) законы психического развития ребенка
5) Высшие психические функции больше определяются:
а) наследственностью б) социальным фактором в) врожденностью
6) Онтогенез — это:
а) становление психических структур в ходе биологической эволюции вида
б) формирование психических структур в течение жизни данного индивида
в) развитие человечества во всех его аспектах
7) Повышенная восприимчивость к внешним воздействиям называется:
а) интегративностью б) сензитивностью
в) гетерохронностью г) кумулятивностью
8) Соотнесите критерий периодизации с фамилией автора:
а) З. Фрейд а) изменение скелетно мышечной системы
б) Ж.Пиаже б) появление и смена молочных зубов
«Бесплатный человек» или обесценивание себя
... ерунда, - я не умею, - я не творческий человек, - мир опасен, человек-человеку враг/конкурент, - мне уже слишком поздно/ еще рано и ... когда, постигая себя и особенности своего внутреннего мира, человек испытывает радость от осознания своей уникальности и неповторимости. ... эти реакции обусловлены боязнью взять ответственность за свою жизнь, принять себя, свои особенности и столкнуться с реалиями ...
в) И.А. Аршавский в) психосексуальность
г) П.П. Блонский г) способ добывания пищи
д) К. Гетчинсон д) интеллект
2) Ситуативно-личностная форма общения появляется у ребенка в возрасте:
а) от рождения до года в) 2 до 6 месяцев
б) от рождения до 2 лет г) от рождения до 3 месяцев
9) С точки зрения Ж.Пиаже, интеллектуальное развитие ребенка состоит из трех последовательных стадий:
а) формальных операций б) сенсомоторного интеллекта в) конкретных операций
10) По мнению З.Фрейда, принципу реальности подчиняется:
а) «Оно» в) «Сверх-Я»
б) «Я» г) все перечисленное
11) Автор закона психического развития: «В ходе эволюции человека отмечается переход удовольствия с конца на начало действия».
а).
Л.Кольберг б) А.Гезелл в) К.Бюлер г) С. Холл
12) С точки зрения Л. Кольберга нравственное развитие сотоит из трех последовательных уровней:
а) конвенциональная мораль б) доморальный уровень
в) автономная мораль
13) Скупость (стремление «все сберечь для себя»), чрезмерная чистоплотность (стремление убирать все грязное) по З. Фрейду развиваются при застревании:
а) оральная стадия г) латентная стадия
б) анальная стадия д) генитальная стадия
в) фаллическая стадия
14) По периодизации А.В. Петровского высокий уровень открытой конфликтности характерен для эпохи … , стадии … .
15) Удовлетворение потребности в доброжелательном отношении и экспрессивно-мнемические средства общения характерны:
а) Ситуативно-познавательной форме общения
б) Ситуативно-деловой форме общения
в) Ситуативно-личностной форме общения
16) Типы ведущей деятельности соответствуют возрастам:
а) младенчество а) предметно — манипулятивная деятельность
б) раннее детство б) непосредственно — эмоциональное общение
в) дошкольник в) трудовая деятельность
г) младший школьник г) учебно-профессиональная деятельность
д) подросток д) внутренняя работа по осознанию своего жизненного пути
е) юношеский возраст е) игровая деятельность
ж) взрослость ж) учебная деятельность
з) старость з) интимно-личностное общение
17) Ассимиляция в теории Ж.Пиаже есть:
а) приспособление новой ситуации к старым, уже существующим структурам
б) модификация старых схем с целью приспособления к новой ситуации
в) способ обработки информации
г) формирование внутренних структур психики человека благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности
18) К закономерностям психического развития относятся:
а) неравномерность
б) единство сознания и деятельности
в) интеграция
г) пластичность
19) К кризисам психического развития можно отнести возраст:
а) один год б) три года в) восемь лет
20) С точки зрения Л.С. Выготского:
а) наследственность присутствует в развитии всех психических функций, но имеет разный удельный вес
б) единство наследственных и социальных влияний – это постоянное раз и навсегда данное единство
Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)
... яснить, установить простейшие причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы самостоятельности ребенка; - у малыша формируются ... способствуют установлению тесных контактов со взрослым, ведь они включены в общение ребенка со взрослыми и манипулирование предметами. Таким образом, бытовые процессы ...
в) психическое развитие есть проявление врожденных свойств
г) психическое развитие есть результат восприятия внешних воздействий
21) Д.Б. Эльконин высказал предположение о двух типах преимущественного развития: развитие мотивационно-потребностной сферы и развитие интеллектуально-познавательной сферы. Какому возрасту соответствуют:
а) развитие мотивационно-потребностной сферы а) 2 года
б) развитие интеллектуально-познавательной сферы б) 5 лет
в) 8 лет
г) 13 лет
22) Развитие организма от момента оплодотворения яйцеклетки до смерти это:
а) филогенез б) онтогенез в) созревание
23) Эдипов комплекс, который имел в виду Фрейд развивается:
а) на оральной стадии в) на фаллической стадии
б) на анальной стадии г) на генитальной стадии
24) По периодизации Петровского А.В. эпохе отрочества соответствует:
а) преобладание адаптации над индивидуализацией
б) преобладание индивидуализации над адаптацией
в) интеграция индивидуализации и адаптации
25) К движущим силам психического развития относятся:
а) социальная среда б) противоречия в) наследственность
26) Самый благоприятный период для развития любой психической функции называется . . . .
27) Представителями биогенетического направления считают:
а) Э. Геккель б) В. Штерн в) А. Гезелл г) К. Бюллер д) А. Бандура