Тема 1 Общая характеристика психологии как науки .
Психология
Психика=
Объект П=
Предмет П
Тема 2 Современная психология
Психология
Задачи психологии ( по А.Р. Лурии)
Место психологии в системе наук (Кедров Б.М.)
Связь с другими науками :философией:естественными науками математикой педагогикой юриспруденцией.
Отрасли психологии(их классификация
По видам Д |
По ур разв псих |
По отн Ч общ |
по цели Д |
по связи с др наук |
Основные принципы психологии (Рубинштейн СЛ )
Тема 3
«Основные психологические школы»
Направления |
Предста-вители |
Предмет исследования |
Метод исследования |
Основные идеи |
Психол. практика |
«+» и «-» |
Психол сознания |
|
Сознание |
|
|
|
|
Бихевиоризм |
|
|
|
|
|
|
Глубинная психология |
|
|
Психоанализ |
|
|
|
Гуманистическая психол |
|
|
|
|
|
|
Гештальт психология |
|
|
|
|
|
|
Когнитивная психол |
|
|
|
|
|
|
Отечественная психология |
|
|
|
|
|
|
Тема 4 Методы психологии
Метод
Организационные методы ( кл БГ Ананьева )
Название |
Характеристика |
Сравнительный |
|
Лонгитюдный |
|
Комплексный |
Интерпретационные методы ( кл БГ Ананьева )
Название |
Характеристика |
|||||||
Генетический метод |
||||||||
Структурный метод |
||||||||
Объективные методы |
||||||||
Наименование метода, его виды |
Определение Пояснение |
Отличительные особенности |
Требования, условия использования |
Достоинства и недостатки |
||||
Наблюдение, |
|
|
|
|
||||
эксперимент, |
|
|
|
|
||||
Тесты |
|
|
|
|
||||
анализ продуктов деятельности |
|
|
|
|
||||
Графология |
|
|
|
|
||||
Опрос,1 беседа (интервью) |
|
|
|
|
||||
2 анкета |
|
|
|
|
||||
математические методы |
|
|
|
|
||||
Контент анализ |
|
|
|
|
||||
Субъективные методы исследования |
||||||||
Наименование
|
Определение
|
Отличительные особенности |
Требования, |
Достоинства и недостатки |
||||
Интроспекция |
|
|
|
|
||||
самоотчет, |
|
|
|
|
||||
включенное наблюдение |
|
|
|
|
||||
Эмпатическое слушание |
|
|
|
|
||||
беседа как диалог |
|
|
|
|
||||
биографический |
|
|
|
|
||||
Идентификация |
|
|
|
|
Тема 5 Природа психики Психика и мозг. Психофизиологическая проблема
Психика
Функциональные блоки мозга(А.Р.Лурия)
П=ОТРАЖЕНИЕ собенности ПО Активно Субъективно Правильно Опережающий характер |
Функции психики Отражение Регуляция Приспособление |
Классификация П Я Формы Уровни |
Функциональная организация мозга по А.Р. Лурия
Блоки мозга |
Структуры мозга |
функции |
Блок тонуса коры |
||
Приема переработки храненения информации |
||
Программирования регулирования и контроля |
Психофизиологическая проблема
Тема 6 Возникновение и развитие психики в филогенезе
Отражение -способность отвечать на воздействия
филогенез-постепенное изменение форм органического мира в процессе эволюции
Виды отражения:
Физическое
Биологическое Раздражимость реакция на биотические или био значимые воздействия
Психическое О-чувствительность— Раздражимость реакция на абиотические воздействия
Объективный критерий появления психики-
поведение
Ощущение
Нервная система как особый воспринимающий аппарат
Диффузная сетевая
Узловая ганглиозная
Н\с гол и спин мозг
Кора мозга лоб доли
3 Стад развития психики(а.Н. Леонтьев )
Сенсорная
Перцептивная
Интеллект
Тема 7 .Качественное своеобразие психики Ч возникновение и развитие сознание
Основные понятия темы
Сознание–
Причины возникновения сознания:
1.
2
3
Основные положения КИ теории ЛС Выготского
1
2
3
Знаки-
Интерпсихическое
Интрапсихическое
Интериоризация
В П Ф
1 социальны-
2 опосредованы
3 произвольны
рефлексия
Раздел 2 Психические процессы
Тема 1 Ощущения и восприятие .
Тема 1 |
Ощущение |
восприятие |
роль,значение |
||
Понятие |
ПпООС….Н |
ПпОЦО …… |
Механизмы |
Деятельность анализатора Р—- П…………..ГМ |
Совм Д ОЧ + ПМВ В как Д перцепции |
классификации Виды формы |
По модальности ЗСООВ По положению рецепторов Э Д и К И П |
По модальности ЗСООВ Виды В формы Времени Движения пространства |
Свойства |
Общие КИДП Порог(нижний верхний) Чувствительность(А О Р) Адаптация синестезия сенсибилизация компенсация |
Ц П К О И С |
Нарушения Факторы влияющие |
Галлюцинации иллюзии |
Тема 2 Внимание
Определение |
|||||||||||||||||||||||
Сущность внимания его роль функции |
|||||||||||||||||||||||
Физиологические механизмы |
Доминанта АА Ухтомский |
||||||||||||||||||||||
Теории внимания |
Т Рибо Д Узнадзе теория П.Я. Гальперина Внимание как внутренний контроль |
||||||||||||||||||||||
Классификация Виды |
|
||||||||||||||||||||||
свойства |
У К Р О П |
||||||||||||||||||||||
Нарушения |
Отвлекаемость Рассеянность |
||||||||||||||||||||||
Факторы |
Характер раздражителя Сила Новизна Контрастность |
Структурная организация материала |
Отношение к потребностям |
Тема 3 Память
Определение |
Память Представление |
|
Сущность и роль |
||
Физиологические механизмы |
теории памяти Ассоциативная т механизмов п Эббингауз Нейрофизиологич Хебб Д 1949 реверберация =циркуляция электроактивн в замкнутых цепях нейронов Мех долговр пам =устойчив измен синаптич проводимости и консолидация следов(закрепление) при многокр прох импульса через 1 и тот же синапс. Время К=10=15 мин ) БиохимическаяХиден Г Деятельностная Выготский Рубинштейн Леонтьев Зинченко Смирнов Лурия |
|
Классификация Виды |
По установке и времени сохранения Мгновенная иконическая= Кратковременная Оперативная= Долговременная ) Генетическая = по налич цели и уч воли произвольная непроизвольная |
По связи с пс проц: с восприятием :образная (зрит,слух,обон двиг) эмоциями=эмоциональная по связи с М механическая (Зубрежка) смысловая |
Индивидуальные особенности |
Продуктивность Объем Быстрота Точность Длительность Готовность |
|
Закономерности |
Эббингауз Закономерности запоминания) |
Процессы П
Процессы памяти |
Хар ки |
Запоминание Запечатление( Непроизволь Произв заучивание |
|
Сохранение |
|
Воспроизведение Узнавание (опора на воспр) Актуализация сохр(матер сам всплыв в пам) Припоминание- |
|
Забывание |
процесс утраты четкости и объема данных п |
Тема 4 Мышление
Виды М
По форме генезу Наглядно -действенное наглядно — образное, словесно-логическое = |
По характеру решаемых задач Теоретическое понятийное (познание законов и правил) практич ( эмпирическое) |
По степени новизны Репродуктивное Творческое(создание новых идей) |
По степени разверн и осознанности Интуитивное( сверн во врем ,быстрое нерасчленен ,миним осозн) аналитическое |
Дивергентное=порожд ориг идей,допускающ сущ неск прав отв на 1
Конвергентн=связ с реш зад им 1 един прав ответ
Мыслительные операции |
Формы логического М |
Свойства М (качества ума) |
Анализ |
Понятие |
Глубина |
Синтез |
Суждение= |
Гибкость= |
Сравнение |
Умозаключение= |
Самостоятельность= |
Абстрагирование= |
индуктивное |
Критичность= |
Обобщение |
дедуктивное |
Широта ума |
Конкретизация |
Осознаность= |
|
Классификация |
М как решение задач,
Тема 5 Речь
Речь= Язык=
Рольформир С и М
Функции
Экспрессивная-
Комуникативная=
интеллектуальная=
Сигнификативная)= обобщение=
Ф мех= Ц Брока Ц Вернике
Виды речи
Внешняя
Внутр речь=
Устная = Диалогич= Монолог=
Письменная =
Аффективная=
Свойства речи=
Содержательность=
Понятность =
Выразительн=
Действенность=
Развитие речи
1 Доречевой=
речевой= около 1 года перв слова звукокомпл к 2 г в словаре 25 слов 6л 15000
грамм=смыслов
Развитие речи
От речи для др к речи для себя а не наобор
От комуникации к планир и регулир
От элемент мех к высш уровню
Тема 6 Воображение
Определение |
||||||
Физиологические механизмы |
||||||
Классификация Виды |
По волевому усилию: пассивное (грезы |
Активное Мечта= По степени А Воссоздающее творческое |
||||
Индивидуальные особенности |
Романтичность Прозаичность = Фантазерство |
|||||
Нарушения |
||||||
творчество |
Этапы ЗКСОП |
|||||
Приемы В |
||||||
определение |
пример |
|||||
Агглютинация |
||||||
Гиперболизация |
||||||
Схематизация |
||||||
Акцентирование |
||||||
Аналогия |
Раздел 2 Психические процессы
Ощущение |
восприятие |
внимание |
память |
мышление |
речь |
воображение |
|
роль,значение |
|||||||
Понятие определение |
|||||||
Механизмы |
|||||||
Теории подходы |
|||||||
Авторы теорий |
|||||||
классификации Виды формы |
|||||||
Индивид особенности типы |
|||||||
Факторы влияющие |
|||||||
Методики |
|||||||
Рекомендации по развитию |
Тема 7 Эмоции и чувства
Место среди психических явлений
Эмоции=
Чувства
Эмоции от франц emotion= волнение |
Чувства |
амбивалентность |
Теории э Эмоции
Физиол мех
Роль |
Функции 1.Сигнальная 2)регулятивная 3 оценочная 4 Экспрессивная 5 комуникатив 6 |
Классификацияэмоций
По знаку+ и –
По хар потрбио и дух
по вл на Д(по Канту)
Вундта
Изард Э
Дадонову
Альтруистич-потр в помоши
Комуникативные потр в О
Глорич-слава глория в самоутверждении
Праксические
Пугнические 9Пугна борьба потр в преод опасн
Романтические
Гностич0гнозис знание
Эстетич
Потр в гармонии гедонистич=удовл потр в комфорте
Аккизитивные накопление коллекционир
Согл Д у чел есть жэм направленность душевная меддодия их созвучие лежит в основе дружбы и любви
По силе идлительности
определение |
Пример |
|
Чувства |
||
Аффект |
||
Страсть |
||
Настроение |
||
Ч тон |
Высшие чувства
Описание объяснение |
пример |
|
Нравственные |
||
Интеллектуальные |
||
Праксические |
||
Эстетические |
Тема 8 Психические состояния
- Место среди психических явлений Теоретические подходы.
- Понятие
- Актуальность проблемы ПС
Роль-
В раб Ганзена В А Юрченко В Н выделено 4 уровня в структуре ПС
Ф
ПФ
П
СП
Свойства
Ц-
У-
П
Вывод
Функции ПС :
А………………….Р……………………………И
Фо
Классификация и виды
по доминир компон
личностные опред самой Л или ситуативные(ситуацией Л трев сит трев)
глубине(
времени
вл на Л осозн)
Ганзен В А 3 гр ПС
Аффективные(
Праксические(
Состояния внимания
- Активационные состояния=
- Вдохновения
Скуки и апатии-
Тонические Утомление –
переутомление
Монотония
- Псих напряженность
- Эмоциональное выгорание-_
Тема 9 Эмоциональные состояния
Сущность
Эмоциональные состояния (виды) |
|||||
Виды |
Определение сущность |
Виды |
Помощь и профилактика |
Факторы влияющие |
|
депрессия |
|
|
|
|
|
Стресс |
|
|
|
|
|
тревожность |
|
|
|
|
|
агрессивность |
|
|
|
|
|
Фрустрация
|
|
|
|
|
|
Регуляция эм сост основ на знан сущн природы э с их вид и типов
на физическом уровне =
на психофизиологическом
психологическая
Социальная
Тема 10 Воля
Воля=
Волевое действие
Волевое усилие-
Произвольное поведение по схеме
Мотив (сильный хочу)
цель задача план реализация результата
Непроизвольное поведение-
Волевое поведение
Волевая регуляция=
Волевой человек
Психологические мех мы воли-
Признаки В П Структура В п Компоненты В П
Наличие препят- борьба мотивов осознание цели отыск смысл прин решение прилож усил наличие продум плана достижение результата |
Структура В Дей Побуждение к совершению(мотив(желание влечение) Осмысление цели Принятие решения Борьба мотивов Волевое усилие исполнение |
-Самоконтроль-
Локус контроля
Экстернальность
Интернальный тип контроля
Ф М В дей связ с д мозга
Теории воли
Аристотель
мотивац подход к в В
ДекартГобсс Гартли
ЛевинК
Узнадзе ДМ
Рубинштейн СЛ.связь воли мотивац
Божович ЛИ
Павлов ИП
Фрейд З, Юнг Фромм Хорни Адлер
Регуляц подход–воля как управление собой
Сеченов Басов Анохин Бернштейна
Выготский Воля= ВПФ
Селиванов Пуни АУ Смирнов БН Франкл В А Ассаджиоли Р
В К Калин
Вывод. Воля продукт к-и развития связ с труд Д =социальна
Волевые качества личности
Волевые качества |
Определение |
Пример |
Сила воли Выдержка Решительность Целеустремленность Настойчивость Смелость Инициатива Самостоятельность Самообладание Исполнительность Уверенность в себе |
-Развитие волии воспитание
1 С преобр непр пс проц в произ
2 с приобр контр над повед Преобразов непроиз пов в волев ,
3 с выраб волев кач личн
4 с созн постан все более труд целей
5 с формир нрав смысл сферы Л
Факторы влияющие на разв воли
Роль семейного воспитания Ошибки формир воли
*
*
*
систем преодолтрудностей
роль речи общения Роль игры
Приемы самовоспитания воли
1 Приобр привычек преодол трудности систематически это тренир волю рассматривать препятствие как невзятую крепость делать все возм чтобы преодол
2 формир целей и мотивов видеть этапы достиж ц
3 невыполнение решений дезорг волю
4 строгая орг режима дня бороться с разбросанностью
5 систем зан спортом
Роль физ воспит Вывод зависит от родителей
Развитие воли
Методы изучения
Патологии волиАбулия-……………….) Апраксия
Упрямство-
Негативизм- слабоволие Лень-
Вывод
Эмоции и чувства
1.Место, роль среди психических явлений |
2.содержание понятия ( (словарь), авторские определения |
3. специфика сравнение с (близкими понятиями, связь с ними. |
4 назначение (функции). |
5 Структура структурные компоненты. |
6 физиологические и психологические механизмы |
1 |
2
|
3 |
4 |
5 |
6 |
7Психологические теории их авторы .. |
7
|
7 |
7 |
7 |
7 |
8принципы классификации (виды, типы, формы). |
9закономерности, особенности ,свойства |
10факторы, влияющие на явление |
11.Закономерности развития, механизмы формирования в онтогенезе |
12возрастные особенности , |
13индивидуальные особенности (типы). |
8
|
9
|
10 |
11 |
12 |
13 |
14Сравнительные характеристики |
чувство |
настроение |
аффект |
страсть |
|
Эмоции
|
чувства |
Определение пример |
Определение пример |
Определение пример |
Определение пример |
15 высшие чувства |
Нравственные Определение пример |
Интеллектуальные Определение пример |
Праксические Определение пример
|
Эстетические Определение пример |
|
16Нарушения |
16
|
17методы изучения,
авторские методики. |
17 |
Выводы |
Лос для самостоятельной работы самоконтроля и контроля по теме : Психические состояния
1.Место, роль среди психических явлений |
2.содержание понятия ( (словарь), авторские определения |
3. специфика сравнение с (близкими понятиями, связь с ними. |
4 назначение (функции). |
5 Структура структурные компоненты. |
6 физиологические и психологические механизмы |
1 |
2
|
3 |
4 |
5 |
6 |
7Психологические теории их авторы .. |
7
|
7 |
7 |
7 |
7 |
8принципы классификации (виды, типы, формы). |
9закономерности, особенности ,свойства |
10факторы, влияющие на явление |
11.Закономерности развития, механизмы формирования в онтогенезе |
12возрастные особенности , |
13индивидуальные особенности (типы). |
8
|
9 ц у п
|
10 |
11 |
12 |
13 |
Эмоциональные состояния |
|||||
Определение сущность |
Виды |
Помощь и профилактика |
Факторы влияющие |
|
|
депрессия |
|
|
|
|
|
Стресс |
|
|
|
|
|
тревожность |
|
|
|
|
|
агрессивность |
|
|
|
|
|
Фрустрация
|
|
|
|
|
|
Способы регуляции |
|
|
|
|
|
Методы изучения |
|
|
|
|
|
Лос для самостоятельной работы самоконтроля и контроля по теме : Воля
1.Место, роль воли среди психических явлений |
2.содержание понятия ( (словарь), авторские определения |
3. специфика сравнение с (близкими понятиями, связь с ними. |
4 назначение (функции). |
5 Структура структурные компоненты. |
6 физиологические и психологические механизмы |
1 |
2
|
3 |
4 |
5 |
6 |
7Психологические психологические теории воли.">теории воли их авторы .. |
7
|
7 |
7 |
7 |
7 |
8принципы классификации (виды, типы, формы). |
9закономерности, особенности ,свойства |
10факторы, влияющие на явление |
11.Закономерности развития, механизмы формирования в онтогенезе |
12возрастные особенности , |
13индивидуальные особенности (типы). |
8
|
9
|
10 |
11 |
12 |
13 |
14Нарушения |
14
|
15методы изучения,
авторские методики. |
15 |
|
|
Вывод ы |
|
|
|
|
|
Лос для самостоятельной работы самоконтроля и контроля по теме :Личность
1.Место понятия Личность среди психических явлений |
2.содержание понятия |
Сущность Отличительные особенности |
Роль |
|||
1 |
2
|
3 |
|
|||
7Психологические теории их авторы .. |
||||||
АнаньевБГ Индивид
Личность
Субъект
индивидуальность
|
Платонов Структура Л |
Петровский АВ. |
Леонтьев АН |
|||
Рубинштейн СЛ
|
Божович Л.И.
|
Критерии сформированности Л
|
Социализация Этапы |
|||
факторы, влияющие на явление |
этапы. развития,
|
Типологии Личности Тип= |
||||
|
|
|
|
|||
15методы изучения,
|
|
|
|
|
|
Вывод ы
8