Психологические взгляы сеченова и бехтерева

И.М.Сеченов (1829 — 1905): окончит инженерное училище и мед. факультет. Одновременно с Вундтом выступил с программой построения психологии.

 

Исторический фон в России: острые дискуссии по коренным мировоззренческим вопросам (проблема души, свободы воли и т.п.), традиционный приоритет к работе над этическими, нравственными проблемами + стремление к разработке ЕН (естественно-научной) психологии.

И Сеченов осуществляет ряд работ, направленных на разрешение труднейших психологических проблем.

Сеченов опирался на Герберта Спенсера (как и Дарвин).

Как психолог оказался непонятым и своими критиками, и своими последователями.

Одно из открытий Сеченова как физиолога – центры торможения. Сеченов попытался показать, что воля может быть объяснена (видимо, через центры торможения).

Психический акт родственен акту рефлекторному (из-за этого делается вывод критиками, что Сеченов редукционист, сводит психику к рефлексам) по строению и механизму происхождения (механизму протеканию), но разное у них содержание (поэтому бессмысленно обвиняют Сеченова, что он психику свел к физиологии).

Рефлекс у Сеченова скорее метафора, образ, который он использует в переносном смысле.

Генетический метод как метод изучения психического – изучать сознание можно только как становящееся сознание. Подчеркивал роль мышечных движений – позволяет исследовать контур предмета и создавать его образ.

Свою задачу определяет так: объяснение через рефлекс всей деятельности человека (и его высшей активности – свобода воли, нравственности).

Хотел объяснить проявления высшее произвольности научным путем (а не управлять, как у бихевиористов).

Понятие рефлекса используется в качестве модели, образца, в котором выражена органическая связь организма со средой. Идея в том, что в психологии произошло отделение психического от реальных связей в жизни, он хочет вернуть психологии целостное описание. Новое представление о психике и задачах психологии как науки. Может считаться основоположенником отечественной научной психологии. Предмет психологии: «она не может быть ничем иным, как наукой о происхождении психических деятельностей».

Основные работы:

— «Рефлексы головного мозга» (1863): формулировка рефлекторной теории в приложении к проблеме произвольных и непроизвольных движений;

— «Кому и как разрабатывать психологию» (1873): в полемике с Кавелиным излагается программа построения психологии, взгляды на предмет, метод, задачи;

10 стр., 4629 слов

История психологии как смена категорий: душа, сознание, поведение, психика

... явлений, относящихся к сфере разума и сознания человека. Представителями этого философско-мировоззренческого направления был введен в психологию ее основной метод, доминировавший в научных исследованиях на ... классификация душевных явлений, их разделение на разум, мужество (в современном понимании — воля) и вожделение (в нынешней трактовке — мотивация). Каждый тип душевных явлений размещали ...

— «Элементы мысли» (1878): естественно-научная разработка проблемы мышления.

Яркость как ученого, так и личности. Повлиял на мировоззрение целого поколения.

Стажировался за границей в области физиологии и выполнил ряд блестящих работ. В том числе открытие, повлиявшее на его судьбу в науке (открытие центрального торможения).

Это позволило пересмотреть классическую схему УР, важнейшим блоком которого теперь выступило центральное торможение («задерживающее» влияние одного из центров головного мозга на двигательную активность организма) и предложить ЕН трактовку проблемы свободы воли. (Центральное торможение объясняло способность человека во имя высших нравственных принципов противостоять внешним влияниям, а не механически на них реагировать).

«Рефлексы головного мозга»

Самая известная работа, уже в области психологии. Отрицал существование нематериальной души, доказывая, что психические процессы являются рефлексами разной степени сложности (рефлекторная теория психического).

v Вся психическая деятельность выражается внешними признаками, мышечными движениями; их, в свою очередь, можно разделить на невольные и произвольные.

v Невольные движения:

1. чистые рефлексы (с ними все ясно, т.к. психический элемент вовсе отсутствует);

2. задержанные невольные движения (объясняются механизмом центрального торможения);

3. движения с усиленным концом (испуг, наслаждение).

Испуг – такое же последствие раздражения нерва; м-м испуга сам устроен по типу рефлекторных аппаратов (есть окончания чувствующих нервов, и начало двигательных).

Короче, пишет, что впервые явление психическое вводится в цепь рефлекторных механизмов!

 

 

То же и с наслаждением: например, при голоде рефлексы с соответствующих центров связаны с мышцами, оттягивающими мышцы рта вниз (при голоде) – тогда при запахе пищи будет кислая мина, если вверх – улыбка (при насыщении).

ВЫВОД: все невольные движения объясняются механизмом рефлекса.

v Произвольные движения: та же схема!

 

— представление есть акт рефлекторный (зрит., слуховое внимание – это невольные движения. Ассоциация представлений=рефлексов дает знание в его элементарной форме. А знания и будут занимать центральное место в механизме этих рефлексов. И ассоциация = последовательность рефлексов. (Марцинковская пишет, что это прообраз интериоризации).

— рефлекторная природа самосознания (с помощью тьмы ощущений субъективного характера – мышечных, чувства голода и т.п. – происходит дизассоциация себя и других).

— врожденность физиологических механизмов памяти. А повторение ощущения=рефлекса закрепляет следы. («Слуховая память есть даже у попугая, следовательно, в ее основе не может лежать ничего высокого»).

 

ВСЕ эти психические акты рефлекторны по природе. Следовательно, рефлекторность произвольных движений.

Произвольные движения также могут задерживаться. Мысль суть задержанное движение! Чувственное возбуждение есть, а мышечного нет!

Таким образом, схема психического процесса та же, что и схема рефлекса: берет начало во внешнем воздействии, продолжается центральной деятельностью, заканчивается движением, поступком, речью (мышечное движение, мать его).

4 стр., 1785 слов

Возрастные особенности строения и функций нервной системы, учение ...

... белые столбики - взрослые животные; заштрихованные - старые животные. 2. Учение Сеченова о центральном торможении Вопрос о рефлекторной деятельности коры впервые был поставлен вопрос основоположником ... старения Возрастные изменения нервной системы определяют важнейшие проявления старения целостного организма человека (сдвиги в психических и поведенческих реакциях), снижение умственной и мышечной ...

То есть, первооснова поступков не мотивы, но внешнее воздействие. «Сеченов пытается вырвать психологию из замкнутого мира внутреннего сознания».

Рефлекторный принцип не означает сведения психического к физиологическому, но о сходстве по структуре и происхождению!Психика сохраняет свою качественную, не сводимую к физиологическому, характеристику.

Эта работа, отвечавшая ожиданиям общества, его чаяниям, стала настоящим культурным событием. Повсюду в России заговорили о Сеченове. Маленькая газета «Медицинский вестник», которую до тех пор читали лишь врачи, стала переходить из рук в руки. Идеи Сеченова впитывало молодое поколение, подготовленное к их восприятию чтением иностранной научной литературы. Общество ждало подобной работы, поэтому сразу, почти безоговорочно ее приняло, при этом даже несогласные с ней не осмеливались в тот момент ее критиковать. Сеченов угадал общественные ожидания, которые совпали с его собственными научными интересами. Он отвечал на главные вопросы — что такое человек, как объясняется формирование его нравственности с позиций естественной науки, которая доказывала несомненную практическую пользу психологии, делала ее не отвлеченным теоретическим мудрствованием, а реальным инструментом, помогающим воспитывать и обучать человека.

Известность Сеченова росла вследствие распространения слухов о том, что он — прототип Кирсанова в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?». После этого он сразу же был признан новым человеком, которому нужно подражать. Ученый, однако, вовсе не искал популярности, даже избегал ее, так как к его репутации среди студентов примешивалась политическая нота, что было совершенно не в его вкусе. Он действительно был либерально настроен, но чужд политическим увлечениям. Его страстная любовь к науке заставила его несколько отстраниться от политических споров, что отдалило его от революционно настроенной молодежи.

Однако популярность взглядов Сеченова не отменяла попыток ученых построить новую позитивную психологию, оставаясь в русле гуманитарных наук, прежде всего философии.

«Кому и как разрабатывать психологию»

Написана в связи с появлением книги историка и публициста Константина Дмитриевича Кавелина(1818-1885) «Задачи психологии» (1872).

Он закончил юридический факультет МГУ, до этого изучал первобытное русское право, когда не было русского государства. Внес большой вклад в университетское образование, был командирован на запад, где изучал организацию западных университетов (все это вошло в новый устав университета 1863).

Еще до реформы 1861 году в 1855 году написал записку об освобождении крестьян. Принимал активное участие в социальной жизни.Разрабатывая проблему личности и ее взаимоотношения с обществом, сформулировал собственное понимание психологии как самостоятельной науки. Понимал человека как существо социальное, культурное (культурно-исторический подход).

Дал позитивную критику подхода Сеченова. Изучение русской истории, этнографии и правоведения привело Кавелина к проблеме личности в ее взаимоотношениях с обществом. Это обусловило обращение к психологии и этике. Современное психологическое знание Кавелин оценил как ошибочное и в книге «Задачи психологии» изложил свое понимание психологии как положительной самостоятельной науки. Признавая, что «психическая жизнь имеет материальную подкладку» (деятельность мозга и нервов), он выступил против сведения психического к физическому. «Психологическое исследование начинается там, где заканчивается физиологическое»,— писал он. Психическому Кавелин приписывал свойства идеальности, сознательности и произвольности. Признавал недостаточность интроспективного метода, говорил о возможности изучать объективные воплощения психического – речь, худ. произведения и проч.

20 стр., 9582 слов

Психология дошкольного возраста как наука. Предмет и задачи

... когнитивную теорию (Ж. Пиаже). (Д.Б. Элъконина и В.В Давыдова) Детская психология, наряду с другими науками (педагогикой, физиологией, педиатрией и пр.), изучает ребенка, но имеет свой особый ... предусматривает изучение психического развития, его механизмов и закономерностей согласно основам детской психологии, а не других наук или по аналогии с психических особенностей взрослого. При этом важно ...

Но это не воплотилось в реальной исследовательской программе! За что его критиковал не только Сеченов. Их полемика имела большой резонанс в обществе.

Суть полемики (тут, блин, черт ногу сломит):

— по-разному видели предмет и задачи психологии: Кавелин – философский подход, Сеченов – материалист.

— проблема метода исследования: оба против интроспекции как единственного и ведущего метода; общей была и мысль о необходимости генетического исследования психических процессов (Сеченов говорит, что сознание уже не имеет доступа к своему пониманию, когда уже сформировано).

Однако, понимание психических процессов разное. Главное, с чем был не согласен Сеченов в подходе Кавелина, — это то, что существует особый психический орган, психическое зрение, являющееся инструментом познания окружающего.

— проблема трактовки свободы воли, сознания, самосознания. Марцинковская пишет, что Кавелин не понял главную идею Сеченова — интериоризацию движений мышцы, лежащую в основе развития мышления и воли. А Сеченов вот что пишет: типа, некоторые из действий человека, которые считаются наиболее произвольными, подчинены определенным законам. «Произвольность никогда не достигает размеров, нарушающих определенную правильность, законность человеческих действий». (Приписывание поступков воспитанию, среде, характеру).

Пишет, что среди рефлексов есть такие, которые зависят от культуры, обучения.

— Сеченов: и психические, и физические явления имеют одну детерминацию – естественную. Кавелин был против сведения психики к биологически детерминированной. По его мнению, личность — это человек, действующий под влиянием собственной мотивации, и личность считает себя центром вселенной, а естественные науки в личностях видят лишь единицы подобных друг другу организмов. В то же время Сеченов в своих поисках объективной психологии считал, что двойная детерминация уводит ее в сторону от объективности, и потому не соглашался с Кавелиным, который искал ответ на вопрос о роли культуры в происхождении нравственности, установок и ценностных ориентации человека.

— Кавелин был против того, что поведение — это выработка условных рефлексов, так как при таком подходе на воспитание смотрят как на один из видов дрессировки. (Ср.: справедливость этого замечания в контексте истории науки – гуманистическая и экзистенциальная психология как ответ бихевиоризму!)

В тот период, т.е. в 60-70-е годы (в силу логики развития – расцвет позитивизма, ЕН), общество безоговорочно приняло программу Сеченова, положив начало построению психологии как науки о поведении, существенно отличавшейся от других психологических направлений. О программе Кавелина, так же как и о его критических замечаниях, забыли почти на 20 лет.

 

Также с Сеченовым полемизировал Александр Афанасьевич Потебня (1835-1991), выступающим за единство языка и сознания.

Потебня опирается на Гумбольдта, который говорил о том, сознание существует только благодаря языку, а языки разные, овладение разными языками есть обогащение сознания: обогащается мировоззрение видения человека. Гумбольдт ввел понятие внутренняя форма языка, которая у разных народов различна, есть внешняя (оболочка и т.д.).

 

Резюме по Сеченову:

— развивает идеи генетического подхода («из реальных встреч ребенка с окружающим миром и складываются все основы реального психического развития»);

— представление об активном деятельностном характере чувственного познания;

Огромное влияние на психологию. Идеи развивались в работах Павлова, Ухтомского, Бернштейна и др.

 

Бехтерев пришел к психологии от неврологии и психиатрии, которыми занимался (после окончания Медико-хирургической академии в Петербурге и заграничной командировки в клиниках Германии, Австрии и Франции) в Казанском университете. Здесь в 1885 г. он создал первую в России психофизиологическую лабораторию для научных изысканий в области анатомии, физиологии и экспериментальной психологии.

В творчестве В.М. Бехтерева (1857-1927) можно выделить следующие этапы:

1. Естественнонаучная ориентация в разработке психологии. (1879 – 1888)

2. Общая психобиология (1888-1904)

3. Объективная психология (1904-1910)

4. Психорефлексология (1910-1917)

5. Рефлексология (1917-1927)

Но! Гордеева говорила про три этапа: 1) анатомия и физиология ГМ, 2) Объективная психология, 3) Рефлексология.

На этапе 1 предметом концепции Бехтерева является мозг как материальный субстрат психической деятельности. На этом этапе трактовка мозга включает в себя не только нервные процессы, но и субъективные переживания. Бехтерев подробно описывает строение и функции мозга. В качестве метода изучения Бехтерев критикует интроспекцию и призывает к разработке объективных методов измерения.

Этап 2: объектом изучения — разработка концепции мозга. Целью Бехтерева является найти общее основание для физиологических и психических явлений. Для этого он вводит новую дисциплину психобиологию. Согласно основному принципу этой дисциплины психические и физиологические процессы имеют единое энергетическое основание. Но по Бехтереву энергетическая природа присуща всему миру. Для отличия живого от неживого Бехтерев вводит критерий активности.

Для сравнения: Герберт Спенсер считал, что процесс жизни – это процесс внешней и внутренней адаптации, но активность живого возникает только в ответ на внешние условия. Бехтерев же считает, что активное отношение к среде, обусловленное особыми внутренними состояниями наблюдается уже у растений и простейших. По Бехтереву сознание присуще всем живым существам. По мере развития и усложнения организации живых существ происходит сосредоточение психических отправлений в нервной системе. Первоначально все психические процессы были сознательными, но потом сворачиваются до бессознательных готовых механизмов (идея автоматизации – свертывания умственной деятельности до рефлексов).

Следовательно, Бехтерев понимает сознание как то, что является фоном для объективных процессов и ничего не меняет в их структуре. Методикой объективного исследования на данном этапе становится наблюдение. Единицей исследования становится рефлекс.

Этап 3: Объективная психология – наука о соотношении внешних воздействий с внешними проявлениями невропсихики. предметом исследования является «невропсихика». Бехтерев вводит данное понятие для разграничения двух форм существования психики – в форме субъективных переживаний и в форме объективных проявлений. Первой формой субъективных процессов должна заниматься субъективная психология. Объективные проявления должна с позиции новой теоретической системы. Для объяснения работы невропсихики применяется схема Сеченова: внешний St – центростремительный импульс — центральная R –центробежный импульс – внешняя R.

Таким образом, на данном этапе Бехтерев отходит от своих первоначальных позиции, когда он заявлял, что «в природе нет ничего лишнего и субъективный мир не есть только ненужная величина..». На этапе 3 Бехтерев склоняется к мысли о том, что психические явления появляются только как сигнал, субъективная окраска более напряженного рефлекторного процесса в центральных участках мозга, но в самом рефлекторном процессе эти явления никакой роли не играют. Бехтерев выделяет 8 типов реакций: рефлекторные, автоматические, инстинктивные, психорефлекторные (двигательные), воспроизводящие, сочетательные (сочетание нового и прошлого опыта), индивидуальные, символические. У Бехтерева центральное звено нервно – психического процесса усложняется по сравнению со схемой Сеченова: оно включает в себя учет прошлого опыта. В результате центростремительного импульса образуется след, отпечаток, который затем сочетается с прежними следами. Центробежный импульс связан с оживлением прошлых следов, а не только актуальным воздействием. Поэтому задачей объективной психологии является установление связи внешних реакций и вызвавших их стимулов с учетом прошлого опыта воздействий.

ОП не затрагивает вопросы бессознательного и сознания, так как для них нет внешних подтверждений, но не отрицает их.

Субъективное сопровождает центральное звено, помогает определить градацию внешних воздействий.

Этап 4. Психорефлексология. На данном этапе сохраняется задача изучения законов связи между внешними проявлениями и внешними воздействиями. Пересматривается предмет изучения и терминология. Рефлекс рассматривается как основная единица актуального взаимодействия организма со средой. Отказ от признания права на существование субъективной рефлексологии. Бехтерев отказывается от изучения сознания, но не отказывается от изучения личности, т.к. сознание он рассматривает как эпифеномен, не имеющий органического субстрата. Личности рассматривается Бехтеревым как «главный центр нервно-психической деятельности, лежащий в основе активно-самостоятельного отношения живого организма к окружающему миру». Бехтерев выделил органическую и социальную сферы личности. Органическая сфера регулирует взаимодействия со средой, которые связаны с поддержанием внутреннего состояния организма, а социальная сфера связана с регуляцией действий и поступков, необходимых для установления отношений с другими людьми.

Этап 5. Предмет изучения: организм и среда в их соотносительной деятельности. Для описания активности живого организма Бехтерев вводит понятие «соотносительной деятельности», заменяя им прежнее понятие «нервно-психическая деятельность». Соотносительная деятельность по Бехтереву более широкое понятие по отношению к «нервно-психической», потому что оно охватывает все виды рефлексов, включая высшие (рефлексы личности).

Личные рефлексы обеспечивают активное отношение к среде. Их генетическими предпосылками являются способности заимствовать извне и накапливать энергию, накапливать индивидуальный и видовой опыт. Для возникновения личных рефлексов необходима среда как «главнейший раздражитель».

Методы:

1) Биографический метод

2) Лабораторный эксперимент и наблюдение

3) Раздражения (разрушение части мозга животных и наблюдение патологий у людей)

4) Генез мозга и связь с развитием рефлексов

5) Словесный отчет о переживаниях в процессе рефлекторной деятельности.

Умственный процесс – заторможенный рефлекс. Чем больше движений, тем меньше осознанность ( и наоборот).

Не сказал о любви – больше влюбленность ( у кукуруза так написано)).

Коллективная рефлексология. Изучал коллектив, этнос, народ. Невольные внушения – психические эпидемии ( в основе религии или политического движения стоит нездоровый человек – все заражаются).

 

Павлов Бехтерев Сеченов
Сознание – совокупность сознаваемых содержаний жизни. Новое понимание сознания (изучал его влияние на поведение)
Кора участвует в процессе анализа. Анализ есть и в периферических отделах.  
Акцент на анализ (дифферинцировка) Акцент на синтез в коре (обобщение)  
Третье звено рефлекторного акта – секреторные реакции Третье звено рефлекторного акта – внешние проявления, движения.  

Бихевиористы, в отличие от Сеченова, не признавали активность. Физиология сводится к внешнему реагированию.

 

35. Возникновение и развитие прикладных направлений в психологической науке последней четверти 19 начала 20 века, история развтития психологии индивидуальных различий

 

В России непосредственно перед Октябрьской революцие появилось широкое педологическое движение: очень разношёрстное в теоритической области . А на практике за счёт популярности этого движения под него попали многие люди без психологического или медицинского образования. Когда не было методов , педологи использовали методы тестов . Нельзя взять механически перевести текст и применить с учётом культурная особенностей

 

О педологических извращениях в наркомпросах , педология признана лженаукой из за неправильного применения метода тестов . К 50 годам понадобится несколько десятков лет на реабилитацию науки и только к 60 годам под другим названием

 

Психотехника

Предпосылкой психотехнических считают исследования тейлова который заинтересовался научной организацией труда . Ему важно было добиться повышения трудовой бестелесность : сформулировал принципы наученного управления : научное изучение труда в целях его нормирования должно заменить практику стихийного эмпирического условления норм выработки основанную на опыте рабочих.

  1. 1Отбор первоклассных работников и их нструктирование . Первоклассный работник это человек наиболее подходящий по своим физическим и личностным данным к требованиям профессии.

 

Инструкции :

  1. Выберите 10-15 лучших работников
  2. Подвергните исследованию ряд операций каждый из них проводит .
  3. Зарегистрируйте с секундомером в руках точную продолжительность времени требующегося на каждую операцию
  4. Выберите наиболее быстрый способ производства каждого элемента работы
  5. Устраните все неправильные медленные и излишние движения
  6. Соедините наилучшие движения с лучшими инструментами .

Это позволило добиться колоссального прироста производительности

 

 

Психотехника

В теоритической отношении психотехника опиралась на дифференциальную психологию . Для решения многих задач применяла метод тестов . Задачами психотехника были профессиональный отбор , профессиональная консультация(по выбору профессии) , профессиональное обучение.

Задачи : рационализация труда , создание психологически обоснованных орудий и условий труда , борьба с профессиональными утомлениями и несчастными случаями на производстве

 

Нюртенберг разработал тесты профориентации . Он проводил батарею тестов на тех кто успешнее всего справляется с этими 5: память , на переключаемость и тд и искал корреляции межевали и результархами , и людей надо отбирать по таким факторам.

 

Были разработаны первые тренажеры для водителей трамвая и первый командные тренировочные упражнения , комнаты релаксации. В советской психотехника но как и педология они все использовали тесты . И когда случился скандал с педологией , психотехника распустила своё общество . Их подвела личность одной из центральных фигур — Шпильрейн — опубликовал очень скандальную работу «язык красноармейца » который давал тесты на государственное устройство например. Он опубликовал что бойцы красной армии не знают где они живут . Кто такой сталин и тд. Он пошёл ещё дальше в заблуждениях. В том числе профобразования должен присутствовать в партии и армии

Расстрелян (из за связей и высказываний нежелательных )

 

 

Психотехника реабилитировалась быстрее чем педология . Мировая война способствовала быстрому совершенствованию методик обучения и востребованность тех ктог дать какие то советы

Они увидели что коррекция хорошая происходит при трудотерапии : человеку восстановить движения вследствие ранения проще если эти движения осмысленны

 

Лурия (наш нейропсихолог) сделал много открытий в плане безаппаратной локализации ранения и тд

 

Психология труда существоввала без названия , по конц у войну начали открываться кафедры. Перерыв был небольшой , они вернулись очень скоро к

 

 

Это было последне практическое направление на конец 19 века

 

Психология индивидуальных различий

Изначально психологов и философов интересовали общие зкхакономернгсти психических процессов . Со временем социальная практика начала обращать внимание на признаки , которые отличают одного индивида от другого , и к концу 19века оформилась точка зрения , что существуют и общие закономерности , и значимые индивидуальные различия психики

Гальтон от природы был экспериментатором, многое пытался пробовать на себе

С точки зрения дифференциальной психологии он открыл лабораторию , в которой он опытным путём пытается установить различия в умственных способностях индивидов . Для него все психические процессы возникают из ощущений , и из разных ощущений возникают различия в умственной деятельности. Гальто ввёл в психологию статистические методы : изучал работы Кетле, которого считают одним из создателей современной математической статистики , он был первым крыто примереть закон нормального распределения к анализу биологических и социальных оцессов

 

Поведение людей Подчиняется математическим закономерностям : он ввёл понятие среднего человека. Если среднее число является постоянным, за ним должна стоять некая объективная реальность, что делает возможным предсказывать развитие чего либо

Предложил закон нормального распределения способностей : изучал древа гениев : показал тенденцию к наследуемости таланта . Работа Гальтона в области статистики : открытие коэффициент корреляции , формулу расчёта которого предложил его ученик ( Пирсон) . Гальтон стал основоположником эмпирического подхода к решению проблемы способности, одаренности, таланта .

Он впервые применил метод опроса (анкетирования) и метод тестирования. Тест это короткое испытание с целью установить наличие или степень выраженности определённого свойства . Кроме этого. Они легли в основу детектора лжи -он изучал ассоциации и стал определять время , необходимое для появления той или иной ассоциации

Эмоциональные и её очень эмоциональные ассоциации возникают с разной скоростью.

Позже он перешёл на изучения различий в уме: изучая эмпирические различия в уме, он стал утверждать что белая раса умнее всех остальных он был поклонником евгеники : чтобы скрещивать только подходящих особе и из разных семей.

Кетел ввёл тесты в широкий оборот , и ввёл в обдирное использование на диагностику памяти, внимания .

 

Затем появиличь тесты на интеллект . Тест беннасимона? Они ввели понятие коэффициента интеллекта , который исчиятся из коэффр Есенин задач и хронологического возраста.

 

На развитие дифференциальной психологии обзывали культурные реалии. Когда тесты начали применяться для набора в армию при Первой Мировой войне . Проблемы : тесты на интеллект не оправдались ., результаты противоречили реальности. Вторая проблема : многим нельзя давать в руки оружие (психически больные) поэтому нужно было отсеять психотически больных . Минисотский многофакторный личностный опросник (смил)

Далее идёт скорее количественные развитие , к 50м появились креативности опросники

 

36 Возникновение и развитие педологии и психотехники, их развитие в ссср

 

 

Независимо друг от друга проводятся изучения детского развития в естествознании и медицине и этнографии (детские игры детские сказки )

В конце 19 века эти направления объединяются в работах холла

Который является основателем педологии. Объективными предпосылками формирования педологии называют требования педагогической практики

Холл был учеником вундта и организовал в Америке первую экспериментальную ьлабораторию по изучению ребёнка: объединение всех отраслей знаний , связанных с иухчением развития ребёнка . Сам холл исследуя психическое развитие ребёнка , что в его основе лежит биогенетический закон , свормулированный Геккелем (зародыш в своём эмбриональном развитии проходит все стали стадии, Что и род за время существования) холл распространил действие этого закона на человека , доказывала , что онтогенетическое развитие психики ребёнка есть краткое повторение всех стадий филогенетического развития психики человека это известно как теория рекапитуляции ) по ходу получалось что прохождение каждой стадии необходимо для нормального развития , фиксация на кокалось то ты низ ведёт к отклонениям и аномалиям в психике

С помощью методов анкет он собрал очень много материал правда ценность его относительна ик анкеты более отражают субъективные отношения

Сэлле сформулировал основные положения ассоцианистического подхода. К детскому развитию — какие ассоциации в каком порядке появляются при психическом развития. , выделил основные этапы в эмоциональном познасхвательном волевом развитии

Монтессори — дать максисуххмум ощущений

Клапарэт : не существует фатальной предопределенности в развитии ребёнка пожилому внешние факторы в том числе обучения могут ускорить его ход и даже частично изменить направление

Он развтхивал идею о саморазвитии саморазвертывании тех задатков которые существуют у ребёнка уже при Рождении . Механизмы это игра и подражание

Гезэл- практическая система диагностики психического развития ребёнка : он регистрировало с помощью фотографий разных реакций младенцев например — атлас 3000 фотографий. Он впервые использовал полупроницаемое стекло . Также ввёл метода лонгитюда изучая псизохическое развитие в течение длительного периода и одним из первых стал использовать близнецовый метод

 

У отечественной педологии была другая судьба

В России непосредственно перед Октябрьской революцие появилось широкое педологическое движение: очень разношёрстное в теоритической области . А на практике за счёт популярности этого движения под него попали многие люди без психологического или медицинского образования. Когда не было методов , педологи использовали методы тестов . Нельзя взять механически перевести текст и применить с учётом культурная особенностей

 

О педологических извращениях в наркомпросах , педология признана лженаукой из за неправильного применения метода тестов . К 50 годам понадобится несколько десятков лет на реабилитацию науки и только к 60 годам под другим названием

 

Психотехника

Предпосылкой психотехнических считают исследования тейлова который заинтересовался научной организацией труда . Ему важно было добиться повышения трудовой бестелесность : сформулировал принципы наученного управления : научное изучение труда в целях его нормирования должно заменить практику стихийного эмпирического условления норм выработки основанную на опыте рабочих.

  1. 1Отбор первоклассных работников и их нструктирование . Первоклассный работник это человек наиболее подходящий по своим физическим и личностным данным к требованиям профессии.

 

Инструкции :

  1. Выберите 10-15 лучших работников
  2. Подвергните исследованию ряд операций каждый из них проводит .
  3. Зарегистрируйте с секундомером в руках точную продолжительность времени требующегося на каждую операцию
  4. Выберите наиболее быстрый способ производства каждого элемента работы
  5. Устраните все неправильные медленные и излишние движения
  6. Соедините наилучшие движения с лучшими инструментами .

Это позволило добиться колоссального прироста производительности

 

 

Психотехника

В теоритической отношении психотехника опиралась на дифференциальную психологию . Для решения многих задач применяла метод тестов . Задачами психотехника были профессиональный отбор , профессиональная консультация(по выбору профессии) , профессиональное обучение.

Задачи : рационализация труда , создание психологически обоснованных орудий и условий труда , борьба с профессиональными утомлениями и несчастными случаями на производстве

 

Нюртенберг разработал тесты профориентации . Он проводил батарею тестов на тех кто успешнее всего справляется с этими 5: память , на переключаемость и тд и искал корреляции межевали и результархами , и людей надо отбирать по таким факторам.

 

Были разработаны первые тренажеры для водителей трамвая и первый командные тренировочные упражнения , комнаты релаксации. В советской психотехника но как и педология они все использовали тесты . И когда случился скандал с педологией , психотехника распустила своё общество . Их подвела личность одной из центральных фигур — Шпильрейн — опубликовал очень скандальную работу «язык красноармейца » который давал тесты на государственное устройство например. Он опубликовал что бойцы красной армии не знают где они живут . Кто такой сталин и тд. Он пошёл ещё дальше в заблуждениях. В том числе профобразования должен присутствовать в партии и армии

Расстрелян (из за связей и высказываний нежелательных )

 

 

Психотехника реабилитировалась быстрее чем педология . Мировая война способствовала быстрому совершенствованию методик обучения и востребованность тех ктог дать какие то советы

Они увидели что коррекция хорошая происходит при трудотерапии : человеку восстановить движения вследствие ранения проще если эти движения осмысленны

 

Лурия (наш нейропсихолог) сделал много открытий в плане безаппаратной локализации ранения и тд

 

Психология труда существоввала без названия , по конц у войну начали открываться кафедры. Перерыв был небольшой , они вернулись очень скоро к

\

 

 

37 – открытый кризис психологии

Конец 19 века

Существует Вундт без особых последователей

Бенгауз

Функционалисты

Физиологические исследования — в Сеченов, Бехтерев Павлов

 

Получается что эти люди малознакомы и двигают её в разные стороны и это привело к тому что в психологии возник так называемый открытый кризис

 

Больше всего вопрос природы кризиса интересовал льва Семёновича выгосткого — он написал большую работу , проанализировал природу кризиса . С точки зрения его природа кризисы бала в первую очередь методологической- возникла историческая еобходимость возникновения единого методологического принципа психологии. В фактически Выготский не говорит напрямую но намекает на то что за долгое время накопился разрыв между идеализмом и материализмом, а восстановить его может только какой диалектически

 

Кризис психологии совпал с обострением экономических и социально политических протвиноречий . В области сетевых наук произошли многие важные открытия которые ускорили технический прогресс . 20 век техника начала развиваться быстро что покрывала 1000 за 10. В философии начали врознь идеалистические течения — те которые противостоят материализму : идеальный человек ницше, феноменология , теория Гуссерля , интуитивизм берксона . Критику психологию подтолкнули запросы практики , развивающая жизнь требовала совершествания , привело также противостояние идеализма и материализма , проебразование предствленийс о человеке и его пахите на основе экспериментальных данных и недостатки психологии сознания , которая раньше претдовала на статус общей психологии

 

Основные положения психологии сознания :

  1. Психика равно сознание, против этого выступил психоанализ , пожатому бессознательное должно изучаться а не только сознание
  2. Сознание состоит из элементов : против этого выступила гештальт психология, которая утверждала часто сознание это целостная структура и нельзя ее делить на элементы
  3. Сознание индивидуально : Французская социологическая школа, что есть общие и коллективные элементы
  4. Использование естественнонаучных методов : описательная и понимающая психология и выступила прив объяснения в психологии и против эксперимента , что мы можем другого человека только понимать а не исследовать
  5. Метод интроспекции факт о том что сознание нельзя подвергнуть исслеоованию как так сознание недоступно объективной наблюдению : единственно что доступно это поведение что и должно быть именно оно предметом психологи.

 

Две из них не сохранились до настоящего момента , описательная и питающая психология осталась в психотерапевтическое практике , социологическая школа ушла в социологию . Гештальтпсихология тоже ещё существует (она сохранилась эволюционировав )

С точки зрения общепсихологчиестеорий сейчас существует три направления и большая часть исследований сделан когнитивными психологами . Гештальт психология многими авторами перешла в самое авторитетное направление Когнитивной психологии

 

Всех психоаналитиков объединяет понимание бессознательного. Для кого то это страхи ? Для кого то это бессознательное близкое к бессознательному Фрейда

 

Выготский попытался написать путь возникновения общей психологической школы . Он говорит о том что. Теория есть стадии

  1. Это одно открытие ( психоанализ это случай Анны о , для бихевиористов это открытие инстинктов , )
  2. Далее на базе это оформляется объяснительная Идея . Для фи феномена это принцип изоморфизма и потом принцип структурности. Для бих то что наше поведение формируется путём образования условных рефлексов , психоанализ считает что причины неврозов лежат в бессознательном
  3. Идёт обобщении принципа на всю психологию ( все подчиняется изоморфизму, психика структуна , принципы научения у бих и вс едет из бессознательного у психоанализа
  4. Выходит за рамки психологии (Утопия скиннера уолден-2)

 

На 5 стадии у концепции несколько исходов , и возвращение в рамки это наиболее благополучный , может сузиться д рамок начального открытия , и она может быть отвергнута вообще .

 

Философской основной бихевиоризма являются позитивизм и прагматизм . Оновоположник позитивизма — Конт. Он И сформулировал закон трёх стадий : каждое из основных. Проходят три стадии ; теологическую или фиктивную, метафизическую или абстрактную , научную или позитивную

На теологической стадии феномены рассматриваются продукты прямого действия сверхъестественных агентов более или менее многочисленных

На метафизической стадии они объясняются абстрактными сущностями идей или сил

И только на позитивной стадии он комбинирует наблюдения с рассуждением , открывает , действующие законы феноменов то есть неизменные связи последовательности и сходства

Философия должна основываться на позитивном научном знании . Это значит что знание должно быть асболютно точным и достоверным и для его достижения надо использовать научный метод познания и опираться на достижения других наук . Основной путь получения знания это эмпирическое наблюдение .. Необходимо освободиться от оценочного мышления и все знания сравнивать с фактами опыта

Пирс и льюис- прагматизм

Ставил свой целью не нахождение абстрактной истины приизучении философских вопросов а выработку арсенала конкретных торные помогут людям решать их конкретные жизненные задачи на практике . Пирс считал что познание это исследования , поиск начинается с сомнения , оно раздражает и и подталкивает к борьбе и ради достижения некоторой уверенности состояния покоя мы стремимся приобрести верования которые будут определять наши действия , он описал четыре пути приобретения

  1. Метод слепой приверженности
  2. Метод авторитета
  3. Априорный метод
  4. Научный метод

Он применяет к логике исследования прагматическое правило: смысл некоторого слова или выражения постигается исключительно через егомоонжные последствия для реального жизненного поведения , истиной является идея , подтверждаемая практическими результатами цель прагматизма помочь человеку в потоке опыта двигаться по направлению к поставленной цели и достигать её , центральное понятие опыт

Метод это порядок приобретения знания и е дальнейшего функционирования в ходе человеческого опыта. Научным методом является конкретные шаги по провращению проблемной ситуации в решённую

Шаги (

  1. Ощущение затруднения, препятствие — необходимо выяснить источающие осознать проблем и сформулировать её после формулировки неопределенная ситуация превращается в проблемную и теперь важно поставить конечную цель и осознать возможные трудности
  2. Критический анализ гипотезы — теоритической моделирование дей ствия на каждом этапе достижения цели
  3. Окончательное решение воплощение и окончательная проверка в жизни , окончательное решение проблемно

Учение у морали ,

 

Существует плюрализм целей и благ , нет общего блага. Цели и блага не могут быть абстрактны , они конкретны, большинство людей стремится к конкретному размеру благ

Цель оправдывает средства как лозунг не правильный по своей сути и должен быть отвергнут