Определение индекса групповой сплоченности Сишора

Инструкция.

У каждого человека преобладает определенный тип мышления. Данный опросник поможет вам определить тип своего мышления. Если согласны с высказыванием, в бланке поставьте «+», если нет «–».

Тестовый материал.

1. Мне легче что-либо сделать, чем объяснить, почему я так сделал(а).

2. Я люблю настраивать программы для компьютера.

3. Я люблю читать художественную литературу.

4. Я люблю живопись (скульптуру).

5. Я не предпочел(а) бы работу, в которой все четко определено.

6. Мне проще усвоить что-либо, если я имею возможность манипулировать предметами.

7. Я люблю шахматы, шашки.

8. Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.

9. Я хотел(а) бы заниматься коллекционированием.

10. Я люблю и понимаю абстрактную живопись.

11. Я скорее хотел(а) бы быть слесарем, чем инженером.

12. Для меня алгебра интереснее, чем геометрия.

13. В художественной литературе для меня важнее не что сказано, а как сказано.

14. Я люблю посещать зрелищные мероприятия.

15. Мне не нравится регламентированная работа.

16. Мне нравится что-либо делать своими руками.

17. В детстве я любил(а) создавать свою систему слов/знаков/шифр для переписки с друзьями.

18. Я придаю большое значение форме выражения мыслей.

19. Мне трудно передать содержание рассказа без его образного представления.

20. Не люблю посещать музеи, так как все они одинаковы.

21. Любую информацию я воспринимаю как руководство к действию.

22. Меня больше привлекает товарный знак фирмы, чем ее название.

23. Меня привлекает работа комментатора радио, телевидения.

24. Знакомые мелодии вызывают у меня в голове определенные картины.

25. Люблю фантазировать.

26. Когда я слушаю музыку, мне хочется танцевать.

27. Мне интересно разбираться в чертежах и схемах.

28. Мне нравятся художественная литература.

29. Знакомый запах вызывает всю картину событий, происшедших много лет назад.

30. Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче.

31. Истинно только то, что можно потрогать руками.

32. Я предпочитаю точные науки.

33. Я за словом в карман не лезу.

34. Люблю рисовать.

35. Один и тот же спектакль/фильм можно смотреть много раз, главное — игра актеров, новая интерпретация.

36. Мне нравилось в детстве собирать механизмы из деталей конструктора.

37. Мне кажется, что я смог(ла) бы изучить стенографию.

10 стр., 4846 слов

Групповая работа как форма организации кружка

... не могло не отразиться на их интересе к учебе. Предметом курсовой работы является групповая форма обучения - форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирование разных малых ... навыки контро-ля над действиями других и само-контроля, формируется критичес-кое мышление. Групповое обсуж-дение, дискуссия оживляют поис-ковую активность учащихся. Одно из самых ...

38. Мне нравится читать стихи вслух.

39. Я согласен(а) с утверждением, что красота спасет мир.

40. Я предпочел(а) бы быть закройщиком, а не портным.

41. Лучше сделать табуретку руками, чем заниматься ее проектированием.

42. Мне кажется, что я смог(ла) бы овладеть профессией программиста.

43. Люблю поэзию.

44. Прежде чем изготовить какую-то деталь, сначала я делаю чертеж.

45. Мне больше нравится процесс деятельности, чем ее конечный результат.

46. Для меня лучше поработать в мастерской, нежели изучать чертежи.

47. Мне интересно было бы расшифровать древние тайнописи.

48. Если мне нужно выступить, то я всегда готовлю свою речь, хотя уверен(а), что найду необходимые слова.

49. Больше люблю решать задачи по геометрии, чем по алгебре.

50. Даже в отлаженном деле пытаюсь творчески изменить что-то.

51. Я люблю дома заниматься рукоделием, мастерить.

52. Я смог(ла) бы овладеть языками программирования.

53. Мне нетрудно написать сочинение на заданную тему.

54. Мне легко представить образ несуществующего предмета или явления.

55. Я иногда сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.

56. Я предпочел(а) бы сам(а) отремонтировать утюг, нежели нести его в мастерскую.

57. Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.

58. Люблю писать письма.

59. Сюжет кинофильма могу представить как ряд образов.

60. Абстрактные картины дают большую пищу для размышлений.

61. В школе мне больше всего нравились уроки труда, домоводства.

62. У меня не вызывает затруднений изучение иностранного языка.

63. Я охотно что-то рассказываю, если меня просят друзья.

64. Я легко могу представить в образах содержание услышанного.

65. Я не хотел(а) бы подчинять свою жизнь определенной системе.

66. Я чаще сначала сделаю, а потом думаю о правильности, решения.

67. Думаю, что смог(ла) бы изучить китайские иероглифы.

68. Не могу не поделиться только что услышанной новостью.

69. Мне кажется, что работа сценариста/писателя интересна.

70. Мне нравится работа дизайнера.

71. При решении какой-то проблемы мне легче идти методом проб и ошибок.

72. Изучение дорожных знаков не составило / не составит мне труда.

73. Я легко нахожу общий язык с незнакомыми людьми.

74. Меня привлекает работа художника-оформителя.

75. Не люблю ходить одним и тем же путем.

Ключ к Тесту на мышление и креативность. (Опросник Определение типов мышления и уровня креативности. Диагностика по методике Дж. Брунера.)

Обработка и анализ данных проводится следующим образом: подсчитывается сумма «+» по каждому столбцу.

Предметное мышление Символическое мышление Знаковое мышление Образное мышление Креативность
1 6 11 16 21 26 31 36 41 46 51 56 61 66 71 2 7 12 17 22 27 32 37 42 47 52 57 62 67 72 3 8 13 18 23 28 33 38 43 48 52 58 63 68 73 4 9 14 19 24 29 34 39 44 49 54 59 64 69 74 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50 55 60 65 70 75
сумма = сумма = сумма = сумма = сумма =

Интерпретация результатов Теста на мышление и креативность. (Опросник Определение типов мышления и уровня креативности. Диагностика по методу Дж. Брунера.)

Уровень креативности и базового типа мышления разбивается на три интервала:

низкий уровень (от 0 до 5 баллов),

средний уровень (от 6 до 9 баллов),

высокий уровень (от 10 до 15 баллов)

Предметное мышление. Люди с практическим складом ума предпочитают предметное мышление, для которого характерны неразрывная связь с предметом в пространстве и времени, осуществление преобразования информации с помощью предметных действий, последовательное выполнение операций. Существуют физические ограничения на преобразование. Результатом такого типа мышления становится мысль, воплощенная в новой конструкции.

Символическое мышление.Люди с математическим складом ума отдают предпочтение символическому мышлению, когда происходит преобразование информации с помощью правил вывода (в частности, алгебраических правил или арифметических знаков и операций).

Результатом является мысль, выраженная в виде структур и формул, фиксирующих существенные отношения между символами.

Знаковое мышление. Личности с гуманитарным складом ума предпочитают знаковое мышление. Оно характеризуется преобразованием информации с помощью умозаключений. Знаки объединяются в более крупные единицы по правилам единой грамматики. Результатом является мысль в форме понятия или высказывания, фиксирующего существенные отношения между обозначаемыми предметами.

Образное мышление. Люди с художественным складом ума предпочитают образный тип мышления. Это отделение от предмета в пространстве и времени, осуществление преобразования информации с помощью действий с образами. Нет физических ограничений на преобразование. Операции могут осуществляться как последовательно, так и одновременно. Результатом служит мысль, воплощенная в новом образе.

Креативность— творческие способности человека, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей. По мнению П. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для развития творческого мышления используются обучающие ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для включения новых элементов, поощряется к формулировка множества вопросов.

 

Методика климат Парыгина.

Назначение теста

Методика предназначена для выяснения условий, обеспечивающих благоприятныйпсихологический климат в коллективе.

Инструкция к тесту

Дайте оценку тому, как проявляются те или иные свойства психологического климата в коллективе. Для этого необходимо прочитать в схеме сначала предложения слева, а затем справа и после этого отметить в средней части листа ту оценку, которая, по вашему мнению, соответствует истине (обведите ее кружком).

Значения оценок:

· 3 – свойство проявляется в коллективе всегда;

· 1 – проявляется достаточно, чтобы его заметить;

· 0 – противоположные свойства (ни одно из них не проявляется достаточно заметно или проявляются оба в одинаковой степени).

Оценки с «+» относятся к левой части таблицы, с «-» – к правой.

Тестовый материал

    + + +  
В коллективе преобладает бодрый и жизнерадостный тон настроения.               Преобладают подавленные настроения, пессимистический настрой.
Доброжелательность во взаимоотношениях, взаимное расположение.               Конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатия.
В коллективе высоко ценится принципиальность, четность, бескорыстие, здесь велико желание трудиться.               Принципиальность, честность, бескорыстие не в почете, нет стремления к коллективному труду.
Коллектив стремится общаться и сотрудничать с другими коллективами.               Наблюдается стремление обособиться от других коллективов.
В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание.               Группировки конфликтуют между собой.
Членам коллектива нравится бывать вместе, чаще находиться в коллективе, участвовать в совместных делах, проводить свободное время.               Члены коллектива проявляют отрицательное отношение к более тесному общению, отказываются от участия в совместных делах.
Успехи и неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание и искреннее участие у всех.               Успехи и неудачи оставляют равнодушными остальных, а иногда вызывают нездоровую зависть и злорадство.
Преобладают одобрение и поддержка, упреки и критика высказываются с добрыми побуждениями.               Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов.
Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга.               В коллективе каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнению других.
В трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное единение, когда «один за всех и все за одного».               В трудных случаях коллектив «раскисает», наблюдается растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения.
Достижения и неудачи коллектива переживаются всеми как собственные.     Достижения и неудачи коллектива не находят отклика у его представителей.
Коллектив участливо и доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоиться.               Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним нередко проявляют враждебность.
Коллектив быстро откликается, если нужно сделать полезное для всех дело.               Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о собственных интересах.
В коллективе справедливо относятся ко всем, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту.               Коллектив заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», здесь снисходительно относятся к слабым, нередко высмеивают их.
У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители.               К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно.

Обработка результатов теста

Подсчитывается среднее количество баллов по каждому вопросу и строится профиль ответов группы. Затем вычисляется средняя величина по всей анкете (по группе).

Результаты опроса удобно и наглядно разместить в таблице, где строчками являются вопросы анкеты (их 15), а столбцами – ответы членов группы, каждому из которых присваивается порядковый номер. Положительные оценки отмечаются штриховкой клеточек красным (оценка 3), оранжевым (2), желтым (1) цветом, а отрицательные – коричневым, синим, зеленым.

 

Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (Фидлер)

Назначение теста

Методика используется для оценки психологической атмосферы в коллективе. В основе лежит метод семантического дифференциала. Методика интересна тем, что допускает анонимное обследование, а это повышает ее надежность. Надежность увеличивается в сочетании с другими методиками (например, социометрией).

Инструкция к тесту

В предложенной таблице приведены противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых можно описать атмосферу в вашей группе, коллективе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре вы поставите знак *, тем более выражен этот признак в вашем коллективе.

Тестовый материал

   
Дружелюбие                 Враждебность
Согласие                 Несогласие
Удовлетворенность                 Неудовлетворенность
Продуктивность                 Непродуктивность
Теплота                 Холодность
Сотрудничество                 Несогласованность
Взаимная поддержка                 Недоброжелательность
Увлеченность                 Равнодушие
Занимательность                 Скука
Успешность                 Безуспешность

Обработка и анализ результатов теста

Ответ по каждому из 10 пунктов оценивается слева направо от 1 до 8 баллов. Чем левее расположен знак *, тем ниже балл, тем благоприятнее психологическая атмосфера в коллективе, по мнению отвечающего. Итоговый показатель колеблется от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (наиболее отрицательная).

На основании индивидуальных профилей создается средний профиль, который и характеризует психологическую атмосферу в коллективе.

 

Определение индекса групповой сплоченности Сишора

Назначение и инструкция к тесту

Групповую сплоченность – чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое, – можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов. Значительно проще сделать это с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма: +19 баллов, минимальная: -5).

В ходе опроса баллы указывать не нужно.

1. Как бы вы оценили свою принадлежность к группе?

a. Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5).

b. Участвую в большинстве видов деятельности (4).

c. Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3).

d. Не чувствую, что являюсь членом группы (2).

e. Живу и существую отдельно от нее (1).

f. Не знаю, затрудняюсь ответить (1).

Перешли бы вы в другую группу, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?

. Да, очень хотел бы перейти (1).

a. Скорее перешел бы, чем остался (2).

b. Не вижу никакой разницы (3).

c. Скорее всего остался бы в своей группе (4).

d. Очень хотел бы остаться в своей группе (5).

e. Не знаю, трудно сказать (1).

Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?

. Лучше, чем в большинстве коллективов (3).

a. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).

b. Хуже, чем в большинстве классов (1).

c. Не знаю, трудно сказать (1).

Каковы у вас взаимоотношения с руководством?

. Лучше, чем в большинстве коллективов (3).

a. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).

b. Хуже, чем в большинстве коллективов (1).

c. Не знаю. (1)

Каково отношение к делу (учебе и т. п.) в вашем коллективе?

. Лучше, чем в большинстве коллективов (3).

a. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).

b. Хуже, чем в большинстве коллективов (1).

c. Не знаю (1).

Уровни групповой сплоченности

· 15,1 баллов и выше – высокая;

· 11,6 – 15 балла – выше средней;

· 7- 11,5 – средняя;

· 4 – 6,9 – ниже средней;

· 4 и ниже – низкая.

Определение ценностно-ориентационного единства группы (ЦОЕ) (В.С.Ивашкин, В.В.Онуфриева)

Назначение теста

Методика нацелена на выявление ЦОЕ на основе групповой общности при выборе наиболее ценностно-значимых качеств из стимульного списка.

Инструкция к тесту

Выберите из предложенного списка 5 качеств, наиболее ценных для успешной совместной работы.

Тестовый материал

1. Трудолюбие Д

2. Дружелюбие М

3. Принципиальность М

4. Сдержанность Э

5. Веселость Э

6. Справедливость М

7. Аккуратность Д

8. Общительность Э

9. Честность М

10. Активность Д

11. Исполнительность Д

12. Искренность Э

13. Порядочность М

14. Настойчивость Д

15. Организованность Д

16. Обаяние Э

17. Отзывчивость Э

18. Правдивость М

19. Приветливость Э

20. Деловитость Д

21. Скромность М

Обработка и интерпретация результатов

· Вычислите число выборов (Н), сделанных испытуемым.

· Подсчитайте число выборов, приходящихся на каждое качество.

· Подсчитайте количество выборов, приходящихся на 5 самых популярных качеств (Н).

· Подсчитайте количество выборов, приходящихся на 5 самых непопулярных качеств (М).

· Вычислите коэффициент ценностно-ориентационного единства (С) по формуле.

С=((Н-М)*100%)/60;

Критерии оценки

Если:

· С >= 50%, ЦОЕ высокое, оценка 3 балла.

· 30% < С< 50%, ЦОЕ среднее, оценка 2 балла.

· в остальных случаях – ЦОЕ низкое, оценка 1 балл.