3. История становления и развития психодиагностики 2
8. Общая характеристика метода наблюдения 3
9. Виды наблюдения 4
10. Ошибки наблюдения 5
11. Способы и формы описания результатов наблюдения. Карты наблюдения 6
12. Особенности экспериментального исследования. виды экспериментов 7
13. Алгоритм проведения экспериментального исследования 8
14. Виды переменных в экспериментальном исследовании 9
15. Особенности тестов. Требования, предъявляемые к тестам и процедуре тестирования 10
16. Классификация тестов по форме. классификация тестов в зависимости от содержания 11
17. Особенности проведения беседы с детьми 12
18. Беседа как метод психолого-педагогической диагностики. Функции беседы. Требования к организации беседы 13
19. Профессионально важные качества психолога, определяющие эффективность беседы. Техника ведения беседы 14
20. Виды беседы. типы вопросов 15
3. История становления и развития психодиагностики
Психологическая диагностика выделилась из психологии и начала складываться на рубеже XX в. под воздействием требований практики. Ее возникновение было подготовлено несколькими направлениями в развитии психологии. Первым ее источником стала экспериментальная психология, т.к. экспериментальный подход лежит в основе психодиагностических методик. Первоначально психодиагностика стала складываться как наука о методах экспериментальной дифференциальной психологии, изучающая психологические различия между людьми. Дифференциально-психологическое изучение человека возникло под воздействием запросов практики медицины, педагогики и промышленного производства.
Основоположники и последователи разных психологических школ существенно по-разному отвечали на эти запросы практики. В соответствии с представлениями бихевиоризма цель диагностики сводилась первоначально к фиксации поведения. Этим занимались первые психодиагносты, разработавшие метод тестов.
Корни клинического подхода к психодиагностике уходят своим основанием в ассоциативную психологию и психоанализ.
Дж.М. Кеттелл первым использовал в психологической экспериментатике интеллектуальный тест и высказал мысль о необходимости стандартизации тестов для того, чтобы стало возможным сравнение их результатов, полученных разными исследователями на разных испытуемых.
Тесты с ответами психология и педагогика
... методом; b) теоретическим методом. 4. Психологический эксперимент представляет собой: a) наблюдение за поведением человека; b) воздействие на человека с целью изучения его реакции; ...
Новый шаг в развитии метода был сделан в 1905 г. Альфредом Бине, создателем серии тестов для определения интеллектуального уровня.
Следующий этап развития психодиагностики – создание групповых (коллективных) тестов, что делало реальными испытания больших групп и допускало упрощение инструктирования, процедуры проведения и оценки результатов.
20-е годы ХХ в. характеризовались настоящим тестовым бумом. Быстрое и широкое распространение тестологии было обусловлено ее направленностью на оперативное решение практических задач. На протяжении последующих лет специалистами в области психодиагностики создано множество различных тестов. Разрабатывая методическую основу тестов, они доводили ее до совершенства.
8. Общая характеристика метода наблюдения
Наблюдение – это целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения объекта. Наряду с самонаблюдением оно является старейшим психологическим методом. Объектом психологического наблюдения является тот, за кем ведется наблюдение – отдельный человек (или животное), группа людей в их совместной деятельности, общности. Предметом наблюдения могут быть только внешние экстериоризированные компоненты деятельности: а) моторные компоненты практических и гностических действий; движения, перемещения и неподвижные состояния людей; скорость и направление движения; дистанции между ними; соприкосновения, толчки, удары; совместные действия (группы людей); б) речевые акты, их содержание, направленность, частота, продолжительность, интенсивность, экспрессивность, особенности лексического, грамматического и фонетического строя; в) мимика и пантомимика, экспрессия звуков; г) внешние проявления вегетативных реакций: покраснение и побледнение кожи, изменение ритма дыхания, потоотделение и т.д. Наблюдаемыми могут быть ситуации, возникающие в естественной жизни и искусственно создаваемые в эксперименте. Сложность «познания внутреннего через наблюдение внешнего» возникает из-за того, что: 1) одно и то же поведенческое событие может быть связано с различными психическими процессами, 2) одно и то же переживание может иметь разные проявления: один человек в гневе бледнеет, другой – краснеет, 3) присутствие наблюдателя может существенно менять наблюдаемое поведение.
В связи с этими специфическими чертами изучаемого психологией предмета был сформулирован ряд правил для применения наблюдения:
1. Проводить многократные систематические наблюдения данного поведения в повторяющихся и изменяющихся ситуациях, что позволяет отделить случайные совпадения от устойчивых закономерных связей.
2. Не делать поспешных выводов, обязательно выдвигать и проверять альтернативные предположения относительно того, какая психическая реальность стоит за наблюдаемым поведением.
3. Сопоставлять частные условия появления поведения с общей ситуацией.
9. Виды наблюдения
1. Различают несистематическое и систематическое наблюдение. Несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования и применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии. При этом для исследователя важно создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях. Систематическое наблюдение проводится по определенному плану. Исследователь выделяет регистрируемые особенности поведения и классифицирует условия внешней среды.
2. Различают «сплошное» (фиксируются все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения) и выборочное наблюдение (фиксируются лишь определенные параметры поведения и поведенческие акты).
Поведение экспрессивное
... (прическа, одежда) и низкую степень изменчивости (физиогномические составляющие экспрессии). В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых личность выражает себя или ее ... Более того, экспрессивное поведение, как правило, становится частью этого состояния, например, глупыми выходками идиота; улыбкой и ...
3. Наблюдение проводится а)непосредственно либо б)с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов. Фиксация результатов наблюдения производится в процессе наблюдения либо по прошествии времени (в этом случае возрастает значение памяти наблюдателя, страдает полнота и надежность регистрации поведения и достоверность полученных результатов.
4. Поведение человека или группы людей изменяется, если они знают, что за ними наблюдают со стороны. Этот эффект возрастает, если наблюдатель неизвестен группе или индивиду, если он авторитетен, значим и может компетентно оценить поведение испытуемых. Поэтому различают внешнее наблюдение и включенное наблюдение. При исследовании «закрытых групп» (банд, воинских коллективов, подростковых группировок и т. д.), внешнее наблюдение исключено. Включенное наблюдение предполагает, что наблюдатель сам является членом группы, поведение которой он исследует. При исследовании индивида наблюдатель находится в постоянном естественном общении с ним. Есть два варианта включенного наблюдения: 1) наблюдаемые знают о том, что их поведение фиксируется исследователем (например, при изучении динамики поведения в группе альпинистов или экипажа подводной лодки); 2) наблюдаемые не знают, что их поведение фиксируется (например, дети, играющие в комнате, одна стена которой – зеркало Гезелла; группа заключенных в общей камере и т.д.).
10. Ошибки наблюдения
Как бы тщательно ни был составлен инструментарий наблюдения, всегда материалы наблюдения нуждаются в контроле. В зависимости от причин возникновения различают:
— ошибки регистрации – это отклонения между значениями показателя, полученного в ходе статистического наблюдения, и фактическим, действительным его значением.
— ошибки репрезентативности – расхождения между величиной полученных по выборке показателей и величиной этих показателей, которые были бы получены при проведении сплошного наблюдения.
Ошибки регистрации и репрезентативности подразделяются на:
— случайные – это результат действия различных случайных факторов;
— систематические – они связаны с особенностями принятой системы отбора данных наблюдения и приводят к искажению результатов.
А.А.Ершов выделяет следующие типичные ошибки наблюдения:
1. Гало-эффект. Обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.
2. Эффект снисхождения. Тенденция всегда давать положительную оценку происходящему.
3. Ошибка центральной тенденции. Наблюдатель стремится давать усредненную оценку наблюдаемому поведению.
4. Ошибка корреляции. Оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи).
5. Ошибка контраста. Склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.
6. Ошибка первого впечатления. Первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения. Н. является незаменимым методом, если необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию, когда нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.
Поведение как психофизиологический феномен
... и т. п. Групповое поведение — совместные действия людей в некоторой социальной группе, являющееся результатом происходящих в ней процессов. Просоциальное поведение — поведение человека, в основе которого ... этом процессе большое значение приобретает умение правильно толковать мыслительное поведение, чтобы избежать ошибок в понимании того или иного поступка человека. Далее, поведение человека ...
11. Способы и формы описания результатов наблюдения. Карты наблюдения
Наблюдавшееся событие становится для науки эмпирическим фактом только в том случае, если оно каки……….