Содержание
I. Дать характеристику памяти, ее сущность, значение в жизни человека 3
II. Составить таблицу «Виды воображения» и схему «Способы создания образов воображения» 5
III. Решить практические задачи 6
IV. Определить особенности сенсорного развития дошкольников 10
V. Составить рекомендации по развитию мышления дошкольника 14
VI. Решить тесты по теме «Деятельность» 15
Литература 16
I. Дать характеристику памяти, ее сущность, значение в жизни человека
Термин «память» может применяться в очень широком смысле к тем случаям, когда результат одного воздействия на объект затем проявляется в его взаимодействии с другими объектами.
В широком смысле память – это сохранение информации о сигнале после того, как действие сигнала уже прекратилось.
Память в узком смысле связана со способностью живых существ избирательно фиксировать те изменения, которые важны для активного приспособления к условиям жизни. В процессе онтогенеза каждый организм получает из внешней среды информацию, которую он обрабатывает, хранит и воспроизводит или использует в поведении. Каждый организм обладает запасом двух видов информации: информация, накопленная в процессе эволюции того вида и закрепленная в безусловных рефлексах и инстинктах, и информация, приобретаемая в индивидуальной жизни организма в виде условных рефлексов. Соответственно существует и два рода памяти: видовая и индивидуальная память.
Памятью, как способностью к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта, обладают все животные, включая и простейшие организмы, у которых еще не появилась нервная система. Согласно гипотезе А.Н. Леонтьева о происхождении психики, именно память является главным критерием возникновения психики в филогенезе. Но наиболее высокого уровня своего развитая память достигает у человека. Человек обладает такими возможностями памяти, равных которым нет ни у какого другого существа в мире.
Память пронизывает все стороны существования человека, проявляет себя в разных формах и на разных уровнях функционирования и имеет очень большое значение в жизни и деятельности человека. Это основное условие психической жизни. Благодаря памяти человек имеет представления о воспринятых ранее вещах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается наличными ощущениями и восприятиями, но включает в себя и приобретенные в прошлом опыт и знания. Мы запоминаем наши мысли, сохраняем в памяти возникшие у нас понятия о вещах и законах их существования.
Теории личности и их значение в жизни человека
... многие аспекты, характеризующие человека: эмоции, мотивацию, мысли, переживания, восприятие и действия. Концептуальное значение личности охватывает широкий ... психики, ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой первичными ... по мере переключения человека на другие сигналы. Область предсознательного, область “доступной памяти”, включает в ...
Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти наши ощущения и восприятия, исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного. Без памяти не было бы ни знаний, ни навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование личности и общества. Память включается во все виды и уровни деятельности, поскольку, действуя, человек опирается на собственный и исторический опыт. Она лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Особо важную роль память играет в учебной деятельности, в процессе которой нужно усваивать большое количество разнообразной информации.
Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Память связывает прошлое, настоящее и будущее человека, обеспечивает единство его психики, придавая ей индивидуальность. Благодаря памяти, человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. В то же время память выполняет и функцию «информационного фильтра» психики от воздействия бесчисленных раздражителей, запечатлевая и сохраняя лишь наиболее значимую для человека информацию. Эта функция памяти крайне полезно для организма: она позволяет освобождать систему от обработки тех стимулов, значение которых уже оценено, и тех стимулов, которые не являются значимыми для организма.
Для успешности трудовой, учебной и других форм индивидуальной деятельности человека имеют значение различные параметры памяти: а) объем памяти; б) скорость запоминания; в) прочность сохранения усвоенного материала; г) точность и скорость воспроизведения; д) готовность памяти к быстрому воспроизведению материала в нужный момент.
II. Составить таблицу «Виды воображения» и схему «Способы создания образов воображения»
Таблица 1. Виды воображения
Основание для классификации Виды
воображения Характеристика
1. Степень активности и волевого контроля 1) Произвольное, или преднамеренное, или активное Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности.
2) Непроизвольное, или непреднамеренное, или пассивное Оно является самым простым видом воображения и состоит в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений.
2. Продукт воображения и степень его оригинальности 1) Воссоздающее, или репродуктивное Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался. По своей психологической структуре воссоздающее воображение есть перевод второсигнальных раздражителей в первосигнальные образы.
Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)
... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.
Благодаря воссоздающему воображению человек может только по одному описанию представить себе и далекие страны, в которых он никогда не был, и давно прошедшие исторические события, и предметы, с которыми он не имел случая сталкиваться в действительности.
2) Творческое, или продуктивное Характерной особенностью этого вида воображения является создание новых образов в процессе творческой деятельности человека, будет ли это искусство, наука или техническая деятельность.
Схема «Способы создания образов воображения»
III. Решить практические задачи
1) Определите, какой тип темперамента соответствует суждениям, характеризующим особенности трудовой деятельности. Обоснуйте каждый ответ.
1. Сангвиники. Они подвижны, активны, открыты, легко сходятся с новыми людьми, быстро привыкают к новым требованиям и обстановке. Для поддержания высокого уровня активности они нуждаются в постоянном притоке новых впечатлений, поэтому для представителей этого типа темперамента хорошо подходит работа, связанная с постоянными командировками, перемещениями.
2. Флегматики. Они медлительны, малоподвижны, инертны, усидчивы, вдумчивы, скрупулезны, стремятся доводить все начатое до конца.
3. Меланхолики и флегматики. И те, и другие наиболее успешно работают в спокойной обстановке и наиболее эффективны при работе в одиночестве. Им лучше всего подходит работа, которая требует внимания, умения вникнуть и проработать мельчайшие детали и которая не требует быстрой реакции и частой перемены видов деятельности.
4. Меланхолики. Эта деятельность требует большого напряжения и связана с неожиданностями и осложнениями, поэтому меланхоликам она противопоказана из-за чрезмерно высокой чувствительности их нервной системы к внешним раздражителям и неуравновешенности. У меланхолика реакции замедленны, что может привести к потере концентрации, внимания и, как следствие, чрезвычайным ситуациям.
5. Флегматики. Они скрупулезны, внимательны к деталям, стремятся доводить все начатое до конца, склонны придерживаться раз и навсегда установленного графика, порядка работы, следования стереотипному поведению, отличаются терпеливостью, выдержкой, самообладанием, работоспособностью.
6. Наиболее высокий темп реакции встречается у холериков и сангвиников, поэтому в профессиях, требующих высокого темпа реакции (диспетчер аэропорта, летчи……..
Литература
1. Бадина Л.П. Психология познавательных процессов: Учебное пособие [текст] / Л.П. Бадина. – М.: АСТ, 2005. – 240 с.
2. Большой психологический словарь [текст] / Под общей ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – М.: Прайм-Еврознак, 2007. – 672 с
3. Гальперин, П. Я. Введение в психологию [текст] : учебное пособие / П.Я. Гальперин. – М. : Книжный дом Университет, 2000. – 336 с.
4. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию : курс лекций [текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М. : ЧеРо, 2002. – 336 с.
5. Исследование памяти [текст] / под ред. И.Н. Корж. – М. : МПСИ, 2000. – 436 с.
6. Кругликов, Р.И. Нейрохимические механизмы памяти и научения [текст] / Р.Н. Кругликов // Хрестоматия по психофизиологии / Ред. Е.Н. Соколов, А.М. Черноризов. – М.: УМК Психология, 2001. – 411 с.
7. Крутецкий, В. А. Психология [текст] / В.А. Крутецкий. – М. : Социосфера, 2001. – 352 с.
8. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность [текст] / А.Н. Леонтьев / Проблемы развития психики: 4-е изд. – М. : МПСИ, 2003. – 480 с.
Психология ФЕПО -14 2011-12
... животных» (1863). «Отец» экспериментальной психологии. Десятитомная «Психологии народов» (1900—1920). Как исследователь психологии народов предлагал изучить поведение, инстинкты и реакции народов с помощью метода анализа ... ГЕРБАРТ Иоганн-Фридрих (нем., 1776— 1841) - основоположник эмпирической психологии в Германии. «Психология как наука, основанная на опыте, метафизике и математике» (тт. 1 ...
9. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики [текст] / А.Н. Леонтьев. – М. : Изд-во МПСИ, 2001. – 584 с.
10. Маклаков, А. Г. Общая психология [текст] / А.Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2007. – 592 с.
11. Немов, Р. С. Психология : Кн.1 Основы общей психологии [текст] / Р.С. Немов. – М. : Владос, 2006. – 688 с.
12. Общая психология : в 7 томах [текст] : учебник для студентов вузов / под ред. Б.С. Братуся. – Т. 3. Память / В.В. Нуркова. – М. : Академия, 2006. – 320 с.
13. Общая психология : хрестоматия [текст] / Под ред. А.В. Петровского. – М. : МПСИ, 2008. – 710 с.
14. Общая психология : курс лекций [текст] / Сост. Е.И. Рогов. – М. : Владос, 2001. – 448 с.
15. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [текст] : 4-е изд. / С.Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2004. – 712 с.
16. Психология памяти [текст] / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М. : Педагогика, 1998. – 816 с.
17. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2000. – 720 с.
18. Психология детства. Учебник / под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана – СПб.: «Прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. – 368 с.
19. Психология памяти [текст] / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М. : Педагогика, 1998. – 816 с.
20. Смирнов, А. А. Проблемы психологии памяти [текст] / А.А. Смирнов. – М. : Речь, 2006. – 375 с.
21. Урунтаева, Г.А. Детская психология: учебник для студ. Сред. Учеб. Заведений / Г.А. Урунтаева. – 6-е издание., перераб. и доп. – М.: Издательский цент «Академия», 2006. – 368 с.