Cтандартизированные самоотчеты

Лекция.

(опросники личности)

Inventori – опись, перчень

План

  1. Стандартизированные самоотчеты – реализация субъективного подхода в психодиагностике. Определение метода.
  2. История метода.
  3. Классификация стандартизированных самоотчетов (Бодалев, Столин): тесты-опросники, открытые опросники, шкальные техники, идеографические техники.
  4. Тесты – опросники: классификация, проблема диагностики личности:

А) факторный подход (на основе теории черт);

Б) типологический подход (теория типов);

5. Принципы конструирования опросников.

6. Формулировка заданий опросника.

7. Факторы, от которых зависит достоверность самоотчета. Способы «защиты» от фальсификации данных.

8. Достоинства опросников.

1.Определение метода.

Психодиагностика характеризуется широким спектром методических подходов. Многообразие подходов обуславливает существование различных систем классификации методов в зависимости от значимых для классификации атрибутов.

Психодиагностический метод можно свести к трем диагностическим подходам:

(Бодалев, Столин):

  • Объективный подход. Объективные тесты основаны на объективных критериях (существуют правильные ответы), не подвержены влиянию изменяющего смысла заданий.
  • Проективный подход– диагностика на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным, безличным слабоструктурированным материалом.
  • Субъективный подход– диагностика на основе сведении, сообщаемых о себе, самоописание и самооценка личности и поведения в разных жизненных ситуациях..

Реализацией субъективного подхода являются стандартизированные самоотчеты (опросники).

Методический принцип:информацию о личности экспериментатор получает со слов самой личности в результате самонаблюдения.

Стандартизированные самоотчеты (опросники) — обширная группа психодиагностических методик, задания которых представлены в виде вопросов или утверждений, а задачей испытуемого является самостоятельное сообщение о себе в форме ответов. М.К. Гуревич: «опросник – более или менее стандартизированная процедура получения информации, заключающаяся в предъявлении испытуемому вопросов в письменном виде и основанная на определенном способе интерпретации его ответов».

2 стр., 884 слов

Диагностические возможности опросника. Опросники-личности как ...

... уверен в соблюдении конфиденциальности результатов. 2. Виды опросников 2.1 Опросники-личности как стандартизированные самоотчеты. Классификация личностных опросников Опросники относятся к числу наиболее распространенных диагностических инструментов ... пособие / М.З. Дукаревич. - М.: Аспект-пресс, 2010. - 384с. 5. Основы психодиагностики: учебное пособие / Под ред. А.Г. Шмелева. - М.: Амалфея, 2010. ...

2. История метода. Теоретической основой метода считается интроспекционизм (самонаблюдение).

Возник в глубокой древности в рамках религиозной идеологии. Он содержал тезис о непознаваемости внутреннего (духовного) мира, о невозможности объективного познания психических явлений. Следовательно, вытекало предположение, что кроме самонаблюдения нет иных способов изучения сознания человека. Метод опросников можно рассматривать в качестве разновидности самонаблюдения. Первые опросники использовал Гальтон, но не для изучения личности, а для изучения познавательной сферы человека. Прототипом современных личностных опросников считается разработанный Р. Вудвортсом (1917) «Бланк данных о личности», предназначенных для обследования призываемых на военную службу (вопросы касались отклонений в поведении и были разработаны автором на основе изучения невротической симптоматики).

В отечественной психологии до 1950г. Опросники были неизвестны и полностью отвергались научной общественностью. В 1960 г. Их начинают робко применять, а в 1971 г. Возникает, по выражению Б.В.Зейгарник, «эпидемия опросников». В настоящее время уделяется внимание вопросам конструирования, психометрически корректной адаптации зарубежных метолик, разработке оригинальных шкал, проблемам валидности и надежности личностных опросников. Но редки работы, в которых сами опросники выступают в качестве объекта изучения. Простота применения, легкость обработки результатов, наглядность, обоснованность зарубежных интерпретационных схем убедительными исследованиями, — все это порождает иллюзию, что мы располагаем достоверным знанием о личности.

3. Классификация опросников

Бодалев и Столин (Общая психодиагностика) в стандартизированные самоотчеты включают:

I) Тесты-опросники;

II) Открытые опросники, предполагающие последующий контент-анализ.

III)Шкальные техники, построенные по типу семантического дифференциала Ч. Осгуда и методики классификации;

IV)Индивидуально-ориентированные техники типа ролевых репертуарных решеток.

  1. Тесты-опросникипредполагают набор пунктов (вопросов, утверждений), относительно которых испытуемый выносит суждение (как правило, двух, трех альтернативный выбор ответов).

    Одна и та же психологическая переменная (иначе, измеряемое свойство) представляется группой пунктов (не менее 6-ти).

    Пункты теста-опросника могут быть прямыми, апеллирующие непосредственно либо к опыту субъекта (например: «Боитесь ли вы темноты?»), либо к мнениям, суждениям испытуемого, в которых косвенно проявляются его личный опыт или переживания («Большинство людей честны?»).

    Опросники строятся как одномерные или многомерные, включающие в себя целый ряд психологических переменных.

  1. Открытые опросникине предусматривают стандартизированного ответа испытуемого, стандартизация обработки достигается путем отнесения произвольных ответов к стандартным категориям. Пример: методика «Кто я?»

  1. Шкальные техникипредполагают оценку тех или иных объектов (словесных утверждений, изобразительного материала, конкретных лиц и т.п.) по выраженности в них качества, заданного шкалой (например, «теплый-холодный», «сильный-слабый», исследование самооценки С.Я. Рубинштейна. Действия испытуемого заключаются в том, что он оценивает себя по шкалам. Обычно используются 3-х, 5-ти, семиточечные шкалы. Особый вариант шкалирования – это субъективная классификация, предполагающая выявление субъективного структурирования объектов на уровне шкалы наименований.

  1. Индивидуально-ориентиованные (идеографические техники).

    17 стр., 8458 слов

    Влияние личности учителя на формирование личностных качеств

    ... том, что нами изучена взаимосвязь уровня развития личности педагога с формированием уровня личностных качеств у ребенка младшего школьного возраста; полученные ... аспекты взаимовлияния педагогов и детей в условиях учреждения образования. Изучение аспекта общения педагога с детьми особенно важно на ... выделяться позже, чем внешний мир, и это происходит на основе общения ребенка со взрослым, а не до него. ...

    Типа репертуарных решеток могут по форме совпадать со шкальными, опросными методами, напоминать беседу или интервью. Их основное отличие от тестов опросников в том, что параметры, которые оцениваются (оси, измерения, конструкты), не задаются извне, а выделяются на основе индивидуальных ответов данного конкретного испытуемого. Отличие этих методов от метода интервью в том, что репертуарные решетки позволяют осуществлять применение современного статистического аппарата и делают надежными диагностические выводы относительно индивидуальных особенностей субъекта.

4. Тесты — опросники могут быть классифицированы на группы:

-1) личностные опросники;

— 2) опросники состояний;

— 3) опросники – анкеты;

1. Личностные опросники(стандартизированные самоотчеты) это совокупность методических средств, используемых для оценки отдельных свойств и проявлений личности (М.К. Гуревич).

Понятие личности в психологии неоднозначно. В 1961г. Олпорт предложил придерживаться определения: «личность-это динамическая организация тех психофизических систем внутри индивида, которые определяют характерное для него поведение и мышление». Многообразие в понимании личности порождает различные типологии и классификации характеристик личности. Сегодня существует два подхода: теория черт и теория типов.

Таким образом с помощью тестов-опросников выделяют следующие подходы исследования личности:

  • подход на основе выделения черт (факторов) (пример: опросник Кеттелла (16 PF);
  • типологический подход (на основе выделения типов, например, ММРI, ПДО Личко А.Е. опросник Айзенка (EPI).

А) Факторных подход (на основе черт).

Развитие теории черт связано с именами Г. Олпорта, Г. Айзенка, Р. Кеттелла: «Черта личности — это относительно постоянные тенденции реагировать определенным образом в разных ситуациях и в разное время, т.е. предрасположенность поступать единообразно при различных обстоятельствах».

13 стр., 6106 слов

Выберите один правильный ответ. сборник тестовых заданий с эталонами ответов для

... КрасГМУ (протокол № __ от__. __. __г.) КрасГМУ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ (правильный ответ выделен подчеркиванием) Выберите один правильный ответ 1. Госпитализация психически больных производится в следующЕм порядке 1) ... КРИТЕРИЙ НЕВМЕНЯЕМОСТИ ВХОДИТ 1) показания свидетелей преступления 2) слабоволие 3) расстройство личности 4) расстройство памяти   35. ВМЕНЯЕМОСТЬ ЭТО 1) способность использовать свои ...

Б) Большое влияние на типологические теории оказали К. Юнг, Э. Кречмер. Тип– это совокупность поведенческих характеристик, которые выступают в непрерывном единстве.Тип – это комбинация содержательных характеристик личности между которыми существуют закономерные и необходимые связи, «комплексы» (Г. Мюррей), согласованные паттерны (С. Мадди).Однако Юнг и др. типологи подчеркивали, что идеальные типы есть абстракции, которые в окружающей среде не обнаруживаются. Типы – описательные категории, которыми легко мыслить, они необходимы для понимания природы.

По мнению Айзенка, различие между чертой и типом – это различие между частным и общим, степень абстрагирования.

Классификация личностных опросников (при разработке личностных опросников различия в подходах проявляются в формулировке, компоновке, отборе и группировке вопросов)

Личностные опросники подразделяют по направленности:

— типологические (ММРI, ПДО Личко);

— характерологические (16 PF);

— мотивов опросники (А. Эдварса);

— опросники интересов (опросник Г. Кьюдера, Бланк профессиональных интересов Стронга);

— опросники ценностей (тест Г. Олпорта, А. Рокича, Д. Супера);

— опросники установок (Шкала социальных установок Лайкерта, МИС Столина, Пантелеева, Шкала Терстоуна).

В соответствии с принципами, положенными в основу конструирования:

— опросники факторные;

— опросники эмпирические.

По охвату личностных характеристик

— одномерные;

— многомерные;

2. Опросники состояний и настроений

Предназначены для диагностики временных, преходящих состояний, в отличие от устойчивых параметров, измеряемых при помощи личностных опросников. Известны разнообразные ОСН. Например, шкала тревоги Спилбергера, САН (самочувствия, активности, настроения) – авторы Доскин и Лаврентьева.

  1. Опросники-анкеты.

Это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа. Информация, получаемая с помощью анкет, не имеет непоседственного отношения к личностным особенностям. Анкеты широко используются в социологии и клинической диагностике. Во втором случае анкета представляет собой инструмент, определяющий наличие той или иной симптоматики. Например, шкала депрессии Гамильтона. Среди анкет наибольшее распространение получили биографические опросники, используемые для получения данных об истории жизни человека. В ряде исследований показано, что этот вид опросников обладает хорошей прогностической валидностью для оценки успешности в разнообразных сферах деятельности.

  1. Принципы конструирования опросников.

Различают два подхода к конструированию опросников:

А) Эмпирический подход.В основе данного подхода лежит критериально-ключевой принцип. Создание опросника осуществляется путем подбора заданий, дискриминирующих группы испытуемых. Например, для лиц, страдающих шизофренией, и психически здоровых подбираются задания, ответы на которые различны. Дискриминативность (информативность).

15 стр., 7432 слов

Ответы на вопросы по литре

... проблемами брака и семьи. Окружающая действительность давала немало материалов для размышления над вопросами жизни семейной. С самого начала в «Анне Карениной» мы видим два пути, ...

Под дискриминативностью задания понимается:

1) количество (доля) испытуемых, давших тот или иной ответ. Максимальная дискриминативность достигается при равновероятностной представленности ответов на задание. Так, для бинарных заданий (с двумя вариантами ответов, например, «Да» и «Нет») доля будет равна 0,5 (50%).

При составлении тестов часто стремятся к максимальной дискриминативности заданий. Например, при переводе опросника «Лайф стайл, индекс» на русский язык один из вопросов показал низкую дискриминативность, чтобы ее повысить авторы переформулировали вопрос:

— когда я вижу окровавленного человека, это почти не волнует меня (91% испытуемых дали ответ «нет»);

— когда я вижу окровавленного человека, это не слишком волнует меня (67% — «нет»);

— когда я вижу окровавленного человека на экране, это почти на волнует меня (52% — нет).

2. Способность отдельного задания дифференцировать обследуемых относительно «максимального» и «минимального» результатов. Здесь может быть два подхода:

— согласованность задания с внешним критерием (по существу это критериальная валидность отдельного задания);

— согласованность задания с конечным результатом теста.

Б) Факторный подход. В основе факторного подхода лежит факторно-аналитический принцип. Это некоторая математическая процедура, позволяющая разные задания (на основе ответов на них испытуемых) сгруппировать в отдельные группы (объединить согласованные ответы).

  1. Формулировка заданий опросника.
  1. Да-нет. Легко формулируются и понятны для испытуемых. Недостаток: вызывают сопротивление и напряжение.
  2. Вопросы типа да-?-нет. Введение промежуточного варианта снимает напряжение. Недостаток: средние ответы привлекательны, но малоинформатвны.
  3. Верно-неверно. Утверждения, а не вопросы. Утверждения чаще от первого лица: «Я люблю собирать марки». Снимает проекцию и сопротивление за счет отсутствия лобового направления. Недостатки: трудно формулируются при переводе с языка другой культуры.
  4. Вопросы, предусматривающие ответы типа «нравится-не нравится». Вопросы носят проективный характер (завуалированный).

    Какая музыка нравится: классика, народная. Недостаток: низкая объективность.

  5. Вопросы, предусматривающие ответы по рейтинговым шкалам. К вопросам прилагаются шкалы: скажем, 7-бальная с крайними значениями «всегда» — «никогда»

всегда очень часто часто от случая к случаю редко очень редконикогда

Основная проблема, возникающая при такой форме вопросов, связаны с разным пониманием обследуемыми терминов, указывающих на частоту (градации по разному воспринимаются испытуемыми), и возможностью появления установки на крайние ответы. Пример, «в присутствии подчиненных я стараюсь показать превосходство. Варианты ответов: всегда, очень часто, часто, от случая к случаю, «редко, очень редко, никогда. Достоинтсво: дают большую вариативность, тонкость. Особенно хорошо, когда в тесте мало вопросов по количеству (меньше 10).

2 стр., 558 слов

Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов. Вопросы по теме занятия

... персона 3) самость 4) тень   Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов. 1. Проанализируйте отрывок и определите автора. «Сверх-Я, Я и Оно – вот ...

  1. Семантический дифференциал. Разновидность рейтинговых шкал, но биполярные понятия и градации между ними в цифрах. Пример, «Активный +3+2 +1 0 -1-2-3. Недостаток: тяжело для низкого образовательного уровня.
  2. Вынужденный выбор. Когда мне нечего делать я могу: а) позвонить другу; б) пойти на «джаз»; в) заняться кроссвордами. Позволяет снизить влияние фактора социальной желательности и тенденции ответов. Недостаток: ограниченность вариантов.

7. Факторы, от которых зависит достоверность самоотчета. Способы «защиты» от фальсификации данных. (Проблема достоверности личностных опросников)

Причины недостоверности самоотчетов. Рассмотрим следующие группы факторов.

А) Фактор — интеллектуальная оценка вопроса испытуемым.

1. Изменчивость ответов при повторном тестровании. Как это объяснить? Модель понимания данного явления предложил Л. Голдберг. Согласно модели, изменчивость ответов связана с неясностью вопроса, с трудностью вопроса и с нерешительностью испытуемого (связанного с неясностью содержания вопроса).

Б) Значимость вопроса (ценность)

2. Испытуемые отличаются степенью понимания терминов, описывающих поведение. (понятийная система).

Влияет семантическая неоднородность составления утверждений и способность разных людей под одним термином понимать одно и тоже.

Или у респондента может не быть четкого представления о том, о чем его спрашивают.

3. Сложно получить адекватный самоотчет даже при абсолютной открытости испытуемого, что связано с разной способностью к рефлексии.

Испытуемый не способен оценить те черты, о которых его спрашивают. Оценивает ли он вообще что-либо, т.е. обладают или нет полученные данные ожидаемой валидностью

Б) К факторам, искажающим достоверность самоотчетов относятся те, которые имеют установочную природу.

4. Одна из известных установок — тенденция к выбору «социально положительного» ответа, того, который предписывается общественными или групповыми нормами. Появление таких ответов обусловлено не сознательной фальсификацией, а неосознанным желанием выглядеть не хуже других (а не нарочитое желание выглядеть в лучшем свете).

Получены доказательства, что, это связано с потребностью индивида к самозащите, уклонении от критики и социальном согласии.

5. Обследуемый может испытывать потребность во внимании, помощи со стороны других людей – это может привести к выбору тех ответов, которые не соответствуют социально одобряемым нормам, неблагоприятным для описания себя. Испытуемый в таком случае склонен представлять себя менее благополучным

6. Присутствует неосознанное искажение результатов в силу действия защитных механизмов, влияния различных состояний и работоспособности.

7. Важным стимулом к социально одобряемым ответам является установление респондентом зависимости собственного благополучия от результатов исследования. В таком случае действие установки будет таким сильным, что будет определять каждый ответ и установка окажется единственно измеряемой характеристикой.

4 стр., 1992 слов

Ответы на вопросы Калюжный А.С. психология и педагогика 2016

... возможности метода опроса. В психодиагностике проективные методики построены на трактовке ответов человека на внешне нейтральные вопросы, реакции на ситуации, допускающие множественность возможных толкований. Если диагностическая процедура ...

Способы защитыот стремления испытуемого отвечать в соответствии с тем, что общепринято: задания с вынужденным выбором, подобранные по степени желательности ответа, разработка нейтральных заданий, введение шкал «лжи».

Влияние установки на социально одобряемое поведение миминизируется, если испытуемыйявно заинтересован в предоставлении предельно правдивой информации о себе.

8. Установка на согласие– тенденция соглашаться с утверждениями независимо от их содержания. Позиционный стиль ответов, т.е. через некоторое время испытуемый начинает отвечать в одном ключе, поймав какую-то нить (да, да, да, и т.д.).

Проявляется тогда, когда вопросы неоднозначны и неопределенны.Способы защиты: 1.) Конструируется сбалансированная шкала (вводят прямые и обратные вопросы).

Число вопросов с ответом «да», равно числу вопросов с ответом «нет». 2.) Задания и вопросы понятны, недвусмысленны, относятся к конкретным формам поведения.

9. Установка на неопределенные ответы. Ответы средней категории: не знаю, не уверен, затрудняюсь ответить.Способы защиты: 1.) Использование дихотомических заданий (ответ «да» или «нет»).

2.) Формулировка таких вопросов, при ответе на которые выбор средней категории не будет притягателен для обследуемого (крайние вопросы не должны быть безразличны для испытуемого, они должны затрагивать его.)

10 Установка на крайние ответы(при использовании рейтинговой шкалы, по которой нужно дать ответ на каждое задание).Способ защиты: отказ от рейтинговых шкал.

11. Установка на необычные ответы– тенденция давать необщепринятые, необычные ответы.

Сначала установки полагались источником ошибок, прилагались усилия для их устранения. Затем установки были поняты как индикаторы личностных особенностейи обозначены как «стиль ответа». Данные установки оказались свойственны разнымтипам личности. Поэтому результаты, полученные при помощи личностных опросников, даже, когда действие той или иной установки влияет на ответы, имеют диагностическое значение, но уже не сточки зрения конкретного содержаниязаданий, а исходя из стилевых свойств (А.Анастази).

В другом случае – это план поведения, который избирают испытуемые при самооценке качеств в соответствие с конкретной ситуацией.

9. Респондент отвечает случайным образом. Чтобы избежать случайных ответов, вводят дублирующие друг друга вопросы.

8. Достоинства опросников:

— применимы для экспресс-диагностики в группе (экономичность)

— при большой экономии сил и времени можно получить достаточную и разностороннюю информацию об испытуемом;

— обработка легко автоматизируется;

— привлекательны для разработчиков.