Цивилизационный подход к типологии государства. В основе цивилизационного подхода лежат духовные признаки — культурные, религиозные, национальные, психолог

 

В основе цивилизационного подхода лежат духовные признаки — культурные, религиозные, национальные, психологические и пр.

 

Представители: английский историк А. Тойнби (XX в.), русский социолог, проживающий в США, П. Сорокин, немецкие мыслители XX в. О. Шпенглер и М. Вебер и другие.

 

В частности, по мнению А. Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, этнических, географических и других признаков. В зависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую и т.п.

 

Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках. Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов.

 

А. Тойнби обосновал теорию круговорота сменяющих друг друга замкнутых цивилизаций. Динамические изменения (возникновение, рост, надлом и разложение) в соответствии с этой теорией происходят не в рамках мирового общественного процесса, а внутри отдельной цивилизации. Цивилизации являются как бы ветвями дерева, сосуществующие рядом друг с другом. Движущей силой круговорота цивилизаций выступает творческая элита, которая увлекает за собой инертное большинство. Отсюда А. Тойнби видит прогресс в духовном совершенстве поколений людей.

 

Исторический процесс привел к складыванию свыше двух десятков цивилизаций, отличающихся друг от друга не только утвердившимися в них системами ценностей, господствующей культурой, но и характерным для них типом государства. В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов:

 

локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская, индская, эгейская и др.);

особенные цивилизации (индийская, китайская, западно-европейская, восточно-европейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств;

современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.

6 стр., 2591 слов

Культурологические концепции конца XIX — начала XX веков (О. Шпенглер, А. Тойнби, З. Фрейд, Й. Хейзнига и другие)

СОДЕРЖАНИЕ Введение Глава 1. Психологическая школа Зигмунда Фрейда (1856-1939) Глава 2. Концепция "идеальных типов" Макса Вебера (1864-1920) Глава 3. Концепция культуры Освальда Шпенглера (1880-1936) Глава 4. Концепция круговорота "локальных цивилизаций" Арнольда Джозефа Тойнби (1889-1975) 0 Глава 5. Игровая концепция культуры Иоханна Хейзинги (1872-1945) Заключение Список использованной ...

Достоинства цивилизационной типологии:

 

определены духовные факторы как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях (ведь не случайно выделяют религиозный и национальный подходы к сущности государства);

в связи с расширением диапазона духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более заземленная (географически адресная) типология государств.

Недостатки цивилизационной типологии:

 

недооцениваются социально-экономические факторы, которые зачастую определяют политику конкретной страны;

выделяя большое количество идеально-духовных факторов в качестве признаков цивилизаций, авторы, по сути дела (вольно или невольно), дали типологию не столько государства, сколько общества. Государство — только политическая часть общества, которая имеет свою природу и характеризуется собственными параметрами, не совпадающими с критериями общества как более широкого и объемного понятия.

 

 

Мировая экономика состоит из трех групп стран:

 

-развитые (developed) страны, экономики

 

-развивающиеся (developing) страны, экономики

 

-страны с переходной экономикой, переходные экономики (transition economies)

 

Для включения страны в ту или иную группу применяют два критерия:

 

1.Характер экономики – рыночная или переходная

 

2. Уровень социально-экономического развития, который определяется следующими показателями:

 

-производство ВВП/ВНД на душу населения по паритету покупательной способности (ППС)

 

-отраслевая структура ВВП

 

-уровень и качество жизни (прежде всего на основе индекса человеческого развития)

 

ППС (parity of purchasing power, PPP) – это соотношение между национальными валютами по их покупательной способности, т.е. с учетом цен в каждой стране на определенный набор товаров и услуг.

 

Подобный набор в рамках Программы международных сопоставлений ООН состоит из 3200 основных потребительских товаров и услуг, 236 основных инвестиционных товаров, 16 типичных строительных объектов.

9 стр., 4341 слов

Диагностика уровня развития общения и познавательной активности ребенка первого полугодия жизни Диагностика развития общения ребенка со взрослым

Параметры и показатели общения При определении уровня развития ситуативно-личностного общения показательными являются следующие его параметры: инициативность ребенка в общении, чувствительность ребенка к воздействиям взрослого и средства общения. Инициативность ребенка в общении характеризует стремление младенца привлечь к себе внимание взрослого и продлить общение. Инициативность выражается в ...

 

Затем определяют, сколько стоит этот набор в данном году в США в долларах и в изучаемой стране в ее национальной валюте.

 

После этого сравнивают эти две величины и на этой основе определяют курс национальной валюты по отношению к доллару по паритету покупательной способности.

 

Отраслевая структура ВВП

 

-первичный сектор (сельское и лесное хозяйство, охота и рыболовство)

 

-вторичный сектор (промышленность и строительство)

 

-третичный сектор (сфера услуг)

 

Для развитых стран характерно, что:

 

-сельское, лесное хозяйство и рыболовство, т.е. первичный сектор (primary sector, или просто agriculture) дают всего 1-7% ВВП

 

-промышленность и строительство, т.е. вторичный сектор (secondary sector, или просто industry) дают 20-40% ВВП, преим. за счет обрабатывающей промышленности

 

-услуги, т.е. третичный сектор (tertiary sector, или просто services) дают 55-77% ВВП, преим. за счет образования, науки и культуры, здравоохранения, социального обеспечения, жилищно-коммунальных услуг

 

Уровень и качество жизни

 

Индекс человеческого развития (индекс развития человеческого потенциала, англ. human development index) — является среднеарифметической величиной трех индексов:

 

-индекса ожидаемой продолжительности жизни по формуле (ожид.продолжительность жизни в стране – мин.продолжительность жизни в мире) / (макс.продолжительность жизни в мире – мин.продолжительность жизни в мире)

 

-индекса уровня образованияпо формуле (2 х доля грамотных в возрасте 15 и старше – доля охвата образованием населения в шк. и студ. возрасте) / 3

 

-индекс уровня ВВПкак отношение национального ВВП на душу по ППС к среднемировому

 

Деление стран мира на группы и подгруппы

14 стр., 6526 слов

Особенности соотношения этнического и государственного в странах восточной цивилизации

14 Особенности соотношения этнического и государственного в странах восточной цивилизации Введение политический восток запад Актуальность проблемы в теоретическом, научном плане состоит, в необходимости обобщающих исследований, которые выявят основные особенности соотношения национально-этнических особенностей и политики и их взаимосвязи в различных регионах, а также специфику их формирования в ...

 

Группа развитых стран(промышленно развитых, индустриальных – ВНД на душу населении по ППС не менее $15 000)включает:

 

-по методологии ОЭСР все страны-члены этой организации, т.е. 30 стран

 

-по методологии МВФ: страны Зап. Европы (кроме мельчайших), США и Канаду, Японию, Австралию и Н.Зеландию, Израиль, Исландию, новые индустриальные азиатские экономики с 1997 г. (Ю.Корею, Сингапур, Гонконг, Тайвань), т.е. 28 стран

 

-по методологии ООН все страны-члены ЕС, остальные страны Зап.Европы (кроме мельчайших), США и Канаду, Японию, Австралию и Н.Зеландию, Израиль, Исландию, Южно-Африканскую Республику т.е. более 30 стран

 

В группе развитых странчасто выделяют следующие подгруппы:

 

-группу 7 ведущих развитых стран (G 7), вкл. США и Канаду, Японию, Германию, Францию, Великобританию, Италию (более 38% мирового ВВП)

 

-США, Японию, еврозону

 

Группа развивающихся стран (третий мир)включает страны с рыночной экономикой и низким уровнем социально-экономического развития. В ней часто выделяют следующие подгруппы:

 

-новые индустриальные страны (НИС new industrial countries) – в Азии: Индия, Индонезия, Малайзия, Таиланд, Турция и др., в латинской Америке – Аргентина, Бразилия, Мексика, Чили и др.

 

-страны-экспортеры нефти (fuel exporters) (12 стран участников Организации экспортеров нефти ОПЕК, Мексика, Бруней и др.)

 

-наименее развитые страны (less developed countries) в настоящее время их 47, в том числе 32 – Тропическая Африка, 10 – Азия, 4 – Океания, 1 – Латинская Америка (Гаити)

 

-бедные страны с высоким внешним долгом (heavily indebted poor countries)

 

Группа стран с переходной экономикой включает страны, осуществляющие переход от социалистической экономики к современной рыночной (12 стран Центральной и Восточной Европы, 15 – бывшие советские республики + Монголия, Китай и Вьетнам).

12 стр., 5797 слов

Особенности социализации молодежи в странах Европы, Азии и Африки

... оказывает на него сама группа или организация. Особенности социализации современной молодежи в странах Европы, Африки и Азии. Воспитание ... младенчества, что до последнего времени вызывало в развитых странах недоумение. Европейские руководства и справочники рекомендуют не ... 1850 иероглифов (данные требования установило министерство образования Японии). На протяжении всего этого времени дети изучают не ...

В ней часто выделяют следующие подгруппы:

 

-страны СНГ (иногда добавляя в их число Монголию)

 

-страны Центрально-Восточной Европы (ЦВЕ), вкл. страны Балтии, хотя входящие в ОЭСР и ЕС страны одновременно могут считаться развитыми по другим методологиям.

 

-Китай и Вьетнам, хотя они позиционирую себя как развивающиеся страны.