Период формирования психологического знания в рамках других

научных дисциплин ( VII- VI вв. до н.э – середина XIX в.)

На протяжении этого периода психологическая наука претерпела существенные изменения и своего предмета, и содержания психологических исследований, и взаимоотношения психологии с другими науками.

Наиболее характерные черты этого периода:

§ несамостоятельность психологического знания, представленность его как составной части философских и медицинских учений сначала в виде учения о душе, затем — философской теории познания, учений об опыте и сознании;

§ отсутствие сообщества, которое бы разделяло общие взгляды на предмет и метод изучения;

§ умозрительный характер исследований, несформированность опытного (экспериментального) подхода к исследованиям.

Появление психологии в Древней Греции на рубеже VII-VI вв. до н.э. было связано с необходимостью становления объективной науки о человеке, рассматривающей душу не на основе сказок и мифов, а с использованием тех объективных знаний (математических, медицинских, философсих), которые возникли в тот период. В то время психология входила в натурфилософию – науку, изучавшие общие закономерности общества, природы и человека. В течение длительного периода времени, почти 20 веков, психология оставалась частью философии.

В философских учениях древности уже затрагивались некоторые психологические аспекты, которые решались либо в плане идеализма, либо в плане материализма. Так, материалистические философы древности Демокрит , Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, созданное из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Зато философ-идеалист Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи – вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать увиденное до рождения. Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических теорий.

Великий философ античности Аристотель в трактате «О душе» выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, психика проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной; высшие способности возникают из низших и на их основе. Первичная познавательная способность человека – ощущение, оно принимает формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому, как «воск принимает оттиск печати без железа и золота». Ощущения оставляют след в виде представлений – образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Развитие философии во все последующие века сыграло важную роль в становлении психологического комплекса знаний.

3 стр., 1215 слов

Существует ли у человека Душа? — философско-критическое ...

... о существовании души. 1. Что есть душа? Душа — понятие, отражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику человека и животных; в религии, идеалистической философии и психологии душа — нематериальное, независимое от тела животворящее и ...

Представления о душе радикально изменились после того, как Рене Декарт ( Descartes) ввел в научный оборот понятие «сознание». Оно рассматривалось как критерий, разделяющий душу т тело. Интроспекция (самонаблюдение) настолько очевидна, что с ее помощью он доказал сам факт существования субъекта, сформулированного в известном афоризме cogito ergo sum («мыслю, следовательно существую»). Душой обладает только человек, а животные ее не имеют и действуют поэтому подобно механическим устройствам. Декарт резко противопоставляет душу и тело, утверждая, что существуют две независимые друг от друга субстанции – материя и дух. В истории психологи это учение получило название «дуализм» (от лат. dualis – «двойственный»).

В русле своей дуалистической системы Декарт предложил такое решение проблемы души и тела: душа приводит тело в движение, а тело поставляет душе чувственные впечатления.

Учение о сознании формировалось в рамках философской теории познаниягносеологии. Эта область философии изучает проблемы природы познания, достоверности и истинности знания. К середине XVII века опыт был принят как предмет философской теории познания.

Точно следуя философии Декарта, Джон Локк ( Locke) полагал, что существует внешний опыт, непосредственно основанный на чувствах, его результат – простые идеи, неразложимые на меньшие единицы, и внутренний опыт, который формируется в результате манипуляций ума с простыми идеями в процессе самонаблюдения; при этом из простых идей образуются сложные. Процесс соединения простых идей в сложные был назван ассоциацией.

Нидерландский философ Бенедикт Спиноза ( Spinoza) был сторонником монизма – тождества Бога и природы, понимаемой как единая, вечная и бесконечная субстанция, причина самой себя; мышление и протяжение – неотъемлемые свойства этой субстанции. Он считал, что поскольку человек – часть природы, его душа является модусом (единичным проявлением) мышления. Воля совпадает с разумом, а все действия человека включены в цепь универсальной мировой детерминации.