Тема 12. Темперамент и характер Образовательные задачи:

11

–       Понять, что особенности темперамента могут противодействовать или способствовать развитию отдельных сторон характера.

–       Осознать в каких сферах психической деятельности проявляется темперамент, и какие подходы существуют в изучении темперамента.

–       Усвоить основные понятия психологии темперамента и характера.

–       Сформировать представление о специфических проявлениях темперамента и характера.

Содержание

1.       Темперамент как свойство личности.

2.       Характер как психический феномен.

1. Темперамент как свойство личности

Темперамент есть первичный, телесный признак индивидуальности, отражающий в себе универсальные природные закономерности [1].

При изучении данного раздела необходимо обратить внимание на то, что до сих пор нет единой точки зрения как в вопросе о том, какие проявления психики и поведения можно отнести к свойствам темперамента, так и на количество свойств, включаемых в число темпераментных.

В психологии к темпераменту существует два подхода: структурный и типологический. Представители структурного подхода описывают темперамент через набор признаков, характеристик, причем мнения разных авторов расходятся в числе и наименовании этих свойств. Представители типологического подхода считают, что существует ряд типов темперамента, хотя также расходятся во мнениях об их числе [3].

Традиционно определяют четыре типа темперамента, путем сочетания быстроты – медлительности восприимчивости и силы – слабости активности: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик.

Теорий, объясняющих механизмы темперамента, насчитывается очень много, но все их можно условно разделить на 3 группы: гуморально-эндокринные, конституциональные, нейродинамические.

Гуморально-эндокринная теория берет свое начало от Гиппократа, который пришел к заключению, что в организме смешиваются четыре влаги, или сока: кровь – теплое начало; слизь – холодное начало; черная желчь – влажное начало и желтая желчь – сухое начало. В зависимости от преобладания какого-либо начала складываются и особенности человека. Спустя 5 веков Гален описал типологию темпераментов, названия которых берутся от греко-латинских корней: флегматик (“флегма” – слизь); холерик (“хойле” – желчь); меланхолик (“мелане хойле” – черная желчь) и сангвиник (“сангис” – кровь).

5 стр., 2216 слов

Опросник структуры темперамента (методика В.М.Русалова)

Опросник структуры темперамента используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента. ОСТ имеет 105 вопросов, допускает индивидуальное и групповое применение, без ограничения времени.  Инструкция. Вам предлагается ответить на 105 вопросов. Вопросы направлены на выяснение Вашего обычного поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и ...

Эти названия темпераментов сохранились и в современном языке [6].

Наиболее удачное определение темперамента в контексте конституционального подхода дал С. Фуллье: темперамент это характерное различие в прирожденной телесной конституции людей, выражающееся в различной степени их восприимчивости быстроты мыслительного процесса и силы активности. На основе темперамента вырабатывается характер. Традиционно определяют четыре типа темперамента, путем сочетания быстроты – медлительности восприимчивости и силы – слабости активности.

Исследованию телесных проявлений темперамента большое внимание уделяли У. Шелдон; Э. Кречмер.

Основоположником нейродинамической теории темперамента, объясняющий его с позиций функциональной типологии высшей нервной деятельности, был И. П. Павлов. Он выделил 3 основных свойства нервной системы: силу, подвижность и уравновешенность процессов возбуждения и торможения [2; 7]. Он считал, что сочетание этих свойств определяет тип высшей нервной деятельности и темперамент, как проявление этого типа в поведении (табл. 12.1).

Таблица 12.1

Соотношение типов нервной системы темперамента

Особенности нервных процессов

Тип нервной системы

Тип темперамента

Сила

Уравновешенность

Подвижность

Сильный

Уравновешенный

Подвижный

Живой

Сангвиник

Сильный

Неуравновешенный

Подвижный

Безудержный

Холерик

Сильный

Уравновешенный

Инертный

Инертный

Флегматик

Слабый

Неуравновешенный

Подвижный или инертный

Слабый

Меланхолик

Сила нервной системы определялась И. П. Павловым как способность переносить сверхсильные раздражители и понималась как выносливость нервной системы. Для человека с сильной нервной системой характерным является высокая работоспособность, малая подверженность утомлению, способность в течение длительного промежутка времени помнить и заботиться о выполнении нескольких видов заданий одновременно, то есть хорошо распределять свое внимание.

Подвижность нервной системы понимается как легкость переделки сигнального значения раздражителей (положительного на отрицательный и наоборот).

Основой этого является наличие следовых процессов и их длительность.

Лабильность нервной системы – быстрота возникновения и исчезновения нервного процесса. В основе этой скоростной характеристики деятельности нервной системы лежит усвоение ритма приходящих к тканям импульсов [7].

Типологические особенности определяют не столько степень приспособления человека к среде, сколько различные способы адаптации. Особенно ярко это проявляется в формировании индивидуального стиля деятельности. Стиль деятельности – это система приемов выполнения деятельности. Проявление стиля деятельности многообразно – это и приемы организации психической деятельности, и практические способы действий, и особенности реакций и психических процессов [8].

Индивидуальный стиль деятельности не сводится к темпераменту, он определяется и другими причинами, включает умения и навыки, сформировавшиеся под влиянием жизненного опыта. Индивидуальный стиль деятельности можно рассматривать как результат приспособления врожденных свойств нервной системы и особенностей организма человека к условиям выполняемой деятельности. Это приспособление должно обеспечить достижение наилучших результатов в деятельности с наименьшими затратами. Ядро индивидуального стиля деятельности определяет комплекс имеющихся у человека свойств нервной системы. Среди тех особенностей, которые относятся к самому индивидуальному стилю деятельности, можно выделить две группы:

1)     приобретаемые в опыте и носящие компенсаторный характер по отношений к недостаткам индивидуальных свойств нервной системы человека;

2)     способствующие максимальному использованию имеющихся у человека задатков и способностей, в том числе полезных свойств нервной системы.

Попытки применения теории типов нервной системы, разработанной И. П. Павловым, к изучению человека принадлежат его ученикам Н. И. Красногорскому и А. Г. Иванову-Смоленскому. Заслуга дальнейшей разработки типологии ВНД применительно к темпераменту принадлежит психологам Б. М. Теплову, его ученикам и последователям В. Д. Небылицыну, В. М. Русалову. Важнейшим их вкладом является изучение нейрофизиологических механизмов основных свойств темперамента: общей активности и эмоциональности.

Свойства темперамента

К числу свойств, наиболее часто включаемых в число темпераментных, многие авторы относят показатели эргичности (активности) и эмоциональности (Э. Кант, В. Вундт, В. Д. Небылицын и др.), в этот перечень В. М. Русалов добавляет темп и пластичность. При этом Русалов полагает, что указанные четыре свойства необходимо рассматривать в зависимости от сферы, в которой эти свойства реализуются: предметной (при взаимодействии с физической, предметной средой в виде объектно-ориентированных стратегий) или социальной (в социальной сфере в виде субъектно-ориентированных, коммуникативных стратегий).

Более широкий набор свойств темперамента представлен в концепции В. С. Мерлина. Он включает в число свойств темперамента следующие:

         сензитивность (возникновение психической реакции на внешний раздражитель наименьшей силы);

         реактивность (сила эмоциональной реакции на внешние или внутренние раздражители);

         активность (показатель активности человека в преодолении препятствий, в своих действиях, поступках);

         темп реакций (скорость протекания психических процессов и реакций);

         пластичность и ригидность (гибкость, легкость приспособления к новым условиям и, наоборот, инертность, косность, нечувствительность к изменению условий);

         экстравертированность (направленность личности вовне, на окружающих людей, предметы, события);

         интровертированность (направленность личности на себя, на собственные переживания и мысли).

Современные концепции темперамента пытаются объединить 3 указанные выше группы теорий темперамента: гуморально-эндокринную, конституциональную и нейродинамическую.

В настоящее время имеется большое количество исследований посвященных темпераменту:

1.       Исследования Г. Хейманса и Е. Вирсме выделили 8 основных типов темперамента на основе комбинации трех базовых параметров: активность – пассивность; первичная – вторичная функция.

2.       В. Д. Небылицын, В. М. Русалов, R. M. Lerner, М. В. Бодунов выделяют 4 двухполюсных метапараметра, позволяющих описать взаимодействия человека с физической (S – О – отношения) и социальной (S – S отношения) средой.

3.       Функциональная типология ВНД (И. П. Павлов, Н. И. Красногорский, А. Г. Иванов-Смоленский).

Объяснение индивидуальных различий в темпераменте, опираясь на концепцию свойств нервной системы. Выделение нервных типов (подвижный, инертный, возбудимый, тормозной тип) и их соотношение с известной типологией (сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик).

4.       Дифференциальная психофизиология (Б. М. Теплов, В. Д. Небылицин). Темперамент определяется как характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т. е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов.

5.       Регулятивная теория темперамента Яна Стреляу. В структуре темперамента выделяются реактивность и активность, которая проявляется в обмене и охвате предпринимаемых действий при данной величине стимуляции.

6.       Специальная теория темперамента В. М. Русалова. Темперамент реализуется в двух аспектах – предметном и социальном, или коммуникативном. Развивая представления Небылицина о выделении трех главных компонентов в структуре темперамента – интенсивности, темпа и вариативности, характеризующих общую активность индивидуума, а также рассматривая эмоциональность через теорию функциональных систем П. К. Анохина, автор выделяет четыре основные темпераментальных блока – энергичность, темп, пластичность и эмоциональность, каждый из которых оценивается с двух сторон: предметной и социальной.

Выделяют четыре основных типа темперамента: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический.

7.       Теория типов личности Айзенка основывается на факторном анализе. Его иерархическая модель структуры личности включает типы, черты личности, привычные реакции и специфические реакции. Типы представляют сбой множества, в которых между двумя экстремальными точками располагаются характеристики индивидов. Айзенк подчёркивает, что большинство людей не подпадает под крайние категории. По Айзенку, в основе структуры личности лежат два главных типа (суперчерты): интроверсия – экстраверсия и стабильность – нейротизм, представляемые в виде “круга Айзенка” (см. рис. 12.1).

Рис. 12.1. Два основных измерения личности (по Айзенку)

Каждый тип темперамента соответствующе характеризуется по всем выделенным психологическим особенностям и их различным сочетаниям.

2. Характер как психический феномен

Характер часто определяют как “каркас”, “конституцию” личности. Характер в буквальном переводе с греческого означает “чеканка”, “зарубка”, “отпечаток”.

Понятие характера весьма различается в различных теоретических построениях. В современной зарубежной характерологии можно выделить три направления:

1)     конституционно-биологическое (связано с именем Э. Кречмера. Характер сводится к сумме конституции и темперамента);

2)     психоаналитическое (З. Фрейд, К. Г. Юнг, А. Адлер и т. д.).

Характер объясняется, исходя из бессознательных влечений человека;

3)     идеологическое (психоэтическая теория Робека).

Характер заключается в торможении инстинктов, которое определяется этико-логическими санкциями. То, какие инстинкты и какими санкциями тормозятся, зависит от внутренних имманентных свойств личности. Бауд считал, что характер определяется социальным положением человека и т. д.

В отечественной психологии исследование характера связано с именами Н. О. Лосского, П. Ф. Лесгафта, А. Ф. Лазурского, А. П. Нечаева, В. И. Страхова, Б. Г. Ананьева, Н. Д. Левитова и т. д.).

Здесь также можно выделить различные направления: идеалистические, биологизаторские, материалистические. Опираясь на различные подходы к этой теме, можно отметить социально-оценочный оттенок при определении характера и значительную устойчивость психологических характеристик.

Характер – индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении к себе (степень требовательности, критичности, самооценки); к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость и т. п.); к порученному делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность, усидчивость или нетерпеливость, ответственность или безответственность, организованность и т. п.

В характере отражаются волевые качества: готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности.

Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера (см. рис. 12.2) [8].

Рис. 12.2. Структура характера

В структуре характера выделяют две группы черт мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают, направляют деятельность, поддерживают ее, а инструментальные придают ей определенный стиль. Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях.

К первой группе относятся черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений. Ко второй группе относятся интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.

Важным показателем характера является его целостность, которая проявляется в непротиворечивости черт характера, в единстве отношений личности и способа их осуществления.

Характер человека – это то, что определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства. Поступок человека с характером почти всегда сознателен и обдуман, может быть объяснен и оправдан, по крайней мере, с позиций действующего лица. Говоря о характере, мы обычно вкладываем в представление о нем способность человека вести себя самостоятельно, последовательно, независимо от обстоятельств, проявляя свою волю и настойчивость, целеустремленность и упорство. Бесхарактерный человек в этом смысле – тот, кто не проявляет подобные качества ни в деятельности, ни в общении с людьми (плывет по течению, зависим от обстоятельств, управляется ими).

В своем формировании, развитии и функционировании характер человека тесным образом связан с темпераментом. На формирование характера влияют жизненные и социальные условия. Важную роль имеет семейное воспитание. В стилях семейного воспитания выделяют 2 основных параметра: контроль и любовь. Эти два показателя представляют собой континуум от полной самостоятельности до жесткого контроля и от любви до враждебности по отношению к ребенку.

Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних является типологическая концепция, предложенная Э. Кречмером. Несколько позже аналогичную попытку предпринял его американский коллега У. Шелдон. К известным современным концепциям относят теории Э. Фромма, К. Леонгарда, А. Е. Личко.

Все типологии человеческих характеров исходили из ряда общих идей. Во-первых, характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый. Во-вторых, те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.

Чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, называют акцентуациями характера [1; 6, 8].

Акцентуация характера– преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми.

Существуют ряд классификаций характеров, которые строятся на описаниях акцентуациях соответствующих черт характера. Одна из них принадлежит А. Е. Личко, другая – К. Леонгарду. А. Е. Личко выделяет следующие типы акцентуаций: гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сензитивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый и конформный. Различные типы могут сочетаться, или смешиваться, в одном человеке, хотя сочетания эти не любые. (Для более подробного ознакомления воспользуйтесь дополнительным материалом по данной теме, помещенными на CD-диске).

В зависимости от степени выраженности различают явные и скрытые (латентные) акцентуации характера.

Значимой составляющей структуры личности является “Я-концепция”. В психической деятельности человека выделяется особый род активности – это рефлексивная деятельность, активность “Я”, направленная на самое себя. В рефлексивной деятельности “Я” выступает как объект своих действий и переживаний.

“Я-концепция” имеет сложную структуру и включает следующие составные части:

         Я-физическое – образ тела, переживание отдельных сторон своего физического облика, дефектов или недостатков. Эта сторона “Я-концепции” особенно большое значение имеет в детском и подростковом возрасте, когда другие стороны “Я” еще отстают в своем развитии.

         Я-психологическое – восприятие собственных черт личности, способностей, мотивов, притязаний. Психологическое “Я” составляет основу “Я-концепции”.

         Я-социально-ролевое – ощущение себя носителем тех или иных социальных ролей и функций (например, профессионала, отца семейства, члена общественной организации и т. п.).

Социально-ролевая идентичность человека – очень важная составляющая “Я-концепции”.

         Самоотношение, или смысл “Я”. Внешним проявлением самоотношения является самооценка – общее положительное или отрицательное отношение к себе.

Важным вопросом является вопрос о соотношении характера и личности. Этот вопрос в отечественной психологии рассматривают с двух противоположных точек зрения. С одной стороны, указывают на первостепенное участие характера в формировании личности (А. Н. Леонтьев говорит о том, что индивидные свойства есть условия, или предпосылки формирования личности), с другой стороны – об обратном влиянии личности на характер (по мнению Ю. Б. Гиппенрейтер, личность в своем развитии “снимает” характер) [4].

Резюме

Темперамент является первоосновой, определяющей индивидуальные особенности поведения с самых первых месяцев жизни и оказавшиеся устойчивыми на протяжении многих лет или всей жизни в целом.

Рис. 12.3. Основные теоретические подходы к темпераменту

Основные признаки сходства этих теорий (подходов):

1.       Обязательно предполагают однозначную зависимость темперамента от сомато-физиологических свойств.

2.       В темперамент включается широкий спектр поведенческих свойств: от быстроты и резкости движений до способов объяснений в любви и манеры ведения войны.

3.       Темперамент трактуется как тип.

4.       Сохраняются 4 гиппократовских типа.

Характер в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования. Характер человека проявляется в системе отношений:

          в отношении к другим людям (при этом можно выделить такие черты характера, как общительность – замкнутость, правдивость – лживость, тактичность – грубость и т. д.);

          в отношении к делу (ответственность – недобросовестность, трудолюбие – леность и т. д.);

          в отношении к себе (скромность – самовлюбленность, самокритичность – самоуверенность и т. д.);

          в отношении к собственности (щедрость – жадность, бережливость – расточительность, аккуратность – неряшливость и т. д.).

Несмотря на то, что указанные отношения выступают важнейшими с точки зрения формирования характера, они не одновременно и не сразу становятся чертами характера.

Вопросы и задания для самопроверки:

1.       Объясните, почему понятия “темперамент” и “тип нервной системы” нельзя отождествлять?

2.       Какие зависимости темперамента от координат типа нервной системы вы можете выявить?

3.       Какие достоинства и недостатки каждого типа темперамента вы можете перечислить? Охарактеризуйте их.

4.       В чем проявляется взаимосвязь и взаимовлияние между темпераментом и характером?

5.       В чем суть понятия акцентуации характера? Какую классификацию акцентуаций характера Вы знаете?

Библиографический список

1.       Маклаков, А. Г. Общая психология: учеб. для вузов / А. Г. Маклаков; под общ. ред. Е. Строганова. – СПб., 2005.

2.       Немов, Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 3 т. / Р. С. Немов. – М., 2005. – Т. 1: Общие основы психологии.

3.       Петровский, А. В. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский; под общ. ред. Э. В. Мазнина. – 4-е изд., стер. – М., 2005.

4.       Психология: учеб. для гуманит. вузов / под общ. ред. В. Н. Дружинина. – СПб., 2006.

5.       Общая психология: курс лекций для первой ступени пед. образования / авт.-сост. Е. И. Рогов. – М., 2001.

6.       Романов, К. М. Практикум по общей психологии: учеб. пособие / К. М. Романов, Ж. Г. Гаранина; под ред. К. М. Романова. – Изд. 2-е, стер. – М. [и др.], 2002.

7.       Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб., 2002.

8.       Столяренко, Л. Д. Основы психологии: учеб. пособие / Л. Д. Столяренко; под общ. ред. Э. А. Юсупянц. – 12-е изд. – Ростов н/Д, 2005.