Тема 1. Сущность восприятия Глоссарий:

Восприятие — это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственно чувственную ориентировку в окружающем мире. Восприятие — результат деятельности системы анализаторов; оно предполагает выделение из комплекса воздействующих признаков основных и наиболее существенных, с одновременным отвлечением от несущественных. Восприятие делает возможным создание интегральной картины действительности в отличие от ощущений, отражающих отдельные качества реальности.

Ощущение – Ощущения можно классифицировать по разным основаниям. По ведущей модальности (качественной характеристике ощущений) выделяют следующие ощущения: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные, двигательные, внутренние (ощущения внутреннего состояния организма).

Анализатор — термин, введенный И.П. Павловым для обозначения функциональной единицы, ответственной за прием и анализ сенсорной информации какой–либо одной модальности. Существуют: зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, кожный, вестибулярный, двигательный анализаторы, анализаторы внутренних органов. В анализаторе выделяют три отдела:    1. Воспринимающий орган или рецептор, предназначенный для преобразование энергии раздражения в процесс нервного возбуждения;    2. Проводник, состоящий из афферентных нервов и проводящих путей, по которому импульсы передаются к вышележащим отделам центральной нервной системы;    3. Центральный отдел, состоящий из релейных подкорковых ядер и проекционных отделов коры больших полушарий.    Кроме восходящих (афферентных) путей существуют нисходящие волокна (эфферентные), по которым осуществляется регуляция деятельности нижних уровней анализатора со стороны его высших, в особенности корковых, отделов.

Симультанное восприятие — развернутое, последовательное.

Сукцессивное восприятие — свернутое, одномоментное. Сукцессивность базируется на двигательной, моторной основе.

Перцептивные действия —  основные структурные единицы процесса восприятия у человека. П. д. связаны с сознательным выделением той или иной стороны чувственно заданной ситуации, а также различного рода преобразованиями сенсорной информации, приводящими к созданию адекватного задачам деятельности и предметному мируобраза .

8 стр., 3635 слов

Деятельность отдела кадров Администрации района

... Большесолдатского района 1. Характеристика администрации кадры администрация должностной Основным видом деятельности Администрации Большесолдатского района является управление администрациями местного самоуправления данного района, ... Российской Федерации, приказами и распоряжениями в администрации. ОК возглавляет начальник отдела, которого назначает и увольняет Глава администрации района. ОК имеет ...

Сенсорные эталоны — это общепринятые образцы внешних свойств предметов. Так, в качестве сенсорных эталонов цвета выступают так называемые хроматические (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические (белый, серый, черный) цвета. Эталонами формы являются геометрические фигуры, эталонами величины — соотношения объектов по величине в целом и по отдельным ее параметрам, система условных и в конечном счете метрических мер.

Тема 2. Физиологическая основа восприятия.

Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. Так, под действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры и, в конечном итоге, в кору головного мозга. Здесь оно поступает в проекционные (сенсорные) зоны коры, которые представляют собой как бы центральную проекцию нервных окончаний, имеющихся в органах чувств. В зависимости от того, с каким органом связана проекционная зона, формируется определенная сенсорная информация.

Физиологическая основа восприятия еще более усложняется тем, что оно тесно связано с двигательной деятельностью, с эмоциональными переживаниями, разнообразными мыслительными процессами. Следовательно, начавшись в органах чувств, нервные возбуждения, вызванные внешними раздражителями, переходят в нервные центры, где охватывают собой различные зоны коры, вступают во взаимодействия с другими нервными возбуждениями. Вся эта сеть возбуждений, взаимодействующих между собой и широко охватывающих разные зоны коры, и составляет физиологическую основу восприятия.

С практической точки зрения главная функция восприятия заключается в обеспечении распознавания объектов, т.е. отнесение их к той или иной категории. По сути, распознавая объекты, мы делаем выводы о множестве скрытых свойств объекта. Любой объект обладает определенной формой, величиной, цветом и т.д. Все эти свойства важны для его распознания.

рефлекторная основа восприятия,

Поскольку восприятие тесно связано с ощущением, можно предположить, что оно, как и ощущение, является рефлекторным процессом. Рефлекторную основу восприятия раскрыл И. П. Павлов. Он показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы, т. е. временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений окружающего мира. При этом последние выступают в качестве комплексных раздражителей, так как при обработке вызванного ими возбуждения в ядрах корковых отделов анализаторов протекают сложные процессы анализа и синтеза. И. П. Павлов писал: «В гармонии с беспрерывно и многообразно колеблющейся природой, агенты в качестве условных раздражителей то выделялись полушариями для организма в виде крайне мелких элементов анализировались, то сливались в многообразные комплексы синтезировались. Анализ и синтез обеспечивают выделение объекта восприятия из окружающей среды, и на этой основе все его свойства объединяются в целостный образ.

19 стр., 9397 слов

Исследование cвязи типа высшей нервной деятельности и свойств темперамента

... есть девушки и юноши 15-16 лет. Предметом исследования есть связь типа высшей нервной деятельности и свойств темперамента. В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о ... глав, заключения, списка литературы и приложений. ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СВЯЗИ ТИПА ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА. § 1.1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ТЕМПЕРАМЕНТЕ. Когда говорят о ...

Временные нервные связи, обеспечивающие процесс восприятия, могут быть двух видов образуемые внутри одного анализатора и межанализаторные. Первый вид имеет место при воздействии на организм комплексного раздражителя одной модальности. Например, таким раздражителем является мелодия, представляющая собой своеобразное сочетание отдельных звуков, воздействующих на слуховой анализатор. Весь этот комплекс действует как один сложный раздражитель.

При этом нервные связи образуются не только в ответ на раздражители, но и на их отношение — временное, пространственное и пр. так называемый рефлекс на отношение. В результате в коре больших полушарий происходит процесс интегрирования, или сложного синтеза. Другой тип нервных связей, образуемый при воздействии комплексного раздражителя разных модальностей это связи в пределах разных анализаторов. К примеру, при восприятии лекции студент видит преподавателя, слышит его речь, записывает основное содержание лекции. Комплекс действующих раздражителей вызывает возбуждение в зрительных, слуховых, двигательных рецепторах. Возникшее возбуждение передается в мозговые корковые центры. Здесь задействованы межанализаторные нервные связи, возникновение, которых И.М.Сеченов объяснил существованием ассоциаций зрительных, кинестетических, осязательных и т.д. Эти ассоциации у человека обязательно сопровождаются слуховым образом слова, благодаря которому восприятие приобретает целостный характер. Например, если вам завязать глаза и дать в руки шарообразный предмет, предварительно сказав, что это съедобный предмет, и при этом вы можете ощутить его своеобразный запах, попробовать его на вкус, то вы без труда поймете, с чем имеете дело. В процессе работы с этим знакомым, но невидимым для Вас в данный момент предметом. Вы обязательно мысленно назовете его, то есть произойдет воссоздание слухового образа, который по своей сути является своеобразным ощущением свойств предмета. В результате вы сможете описать даже то, что в данный момент не наблюдаете. Следовательно, благодаря связям, образуемым между анализаторами, мы отражаем в восприятии то, для восприятия чего нет у нас специально приспособленных анализаторов например, величина предмета, удельный вес и др.

Таким образом, в основе сложного процесса построения образа восприятия лежат системы связей внутри и между анализаторами, обеспечивающих наилучшие условия видения раздражителей и учет взаимодействия свойств предмета как сложного целого. В восприятии отражаются предметы окружающего мира в совокупности различных свойств и частей. Взаимодействие системы анализаторов может возникнуть вследствие воздействия комплекса раздражителей различных анализаторов зрительных, слуховых, моторных, осязательных.

о связях восприятия с другими психическими процессами,

Процесс восприятия протекает в связи с другими психическими процессами личности: мышлением (мы осознаем то, что перед нами находится), речью (называем предмет восприятия), чувствами (оп-ределенным образом относимся к тому, что воспринимаем), волей (в той или иной степени произвольно организуем процесс восприятия).

видах временных связей, возникающих при восприятии.

время не воспринимается нами как явление мате­риального мира. О его течении мы судим лишь но определенным признакам.

Наиболее элементарными формами являются процессы восприятия длитель­ности и последовательности, в основе которых лежат элементарные ритмические явления, известные иод названием «биологических часов». К ним относятся рит­мические процессы, протекающие в нейронах коры и подкорковых образований. Например, чередования сна и отдыха. С другой стороны, мы воспринимаем время при выполнении какой-либо работы, т. е. когда происходят определенные нервные процессы, обеспечивающие нашу работу. В зависимости от длительности этих процессов, чередования возбуждения и торможения, мы получаем определенную информацию о времени. Из этого можно сделать вывод о том, что в исследовании восприятия времени необходимо учитывать два основных аспекта: восприятие временной длительности и восприятие временной последовательности.

Оценка длительности временного отрезка во многом зависит от того, какими событиями он был заполнен. Если событий было много и они были интересны для нас, то время шло быстро. И наоборот, если событий было мало или они были не интересны для нас, то время тянулось медленно. Однако если приходится оценивать прошедшие события, то оценка длительности носит обратный характер. Время, заполненное разнообразными событиями, мы переоцениваем, временной отрезок кажется нам более продолжительным. И наоборот, не интересное для нас время мы недооцениваем, временной отрезок кажется нам незначительным.

Оценка длительности времени зависит и от эмоциональных переживаний. Если события вызывают положительное отношение к себе, то время кажется быст­ро идущим. И наоборот, негативные переживания удлиняют временной отрезок.

Характерной особенностью времени является его необратимость. Мы можем вернуться к тому месту пространства, откуда мы ушли, но мы не можем вернуть то время, которое прошло. Благодаря этому мы воспринимаем течение времени, уста­навливая, в сбою очередь, для этого объективный порядок необратимой последо­вательности событий. Причем этот порядок мы устанавливаем на основе причин­ных зависимостей следования одних событий за другими.

Помимо установления порядка или последовательности предшествующего и последующего событий мы с вами пользуемся временной локализаций, т. е. мы знаем, что такое-то событие должно произойти в данное время. Локализация вре­мени возможна потому, что мы с вами пользуемся определенными величинами временных интервалов. Такими интерватами могут быть день, неделя, месяц, год, столетие и т. п. Существование этих интервалов возможно потому, что в них чере­дуется определенная смена событий, например заход и восход солнца. Так, по ко­личеству восходов мы можем судить, сколько прошло дней, недель, месяцев, лет.

Поскольку время — направленная величина, вектор, однозначное его определе­ние предполагает не только систему единиц измерений (секунда, минута, час, месяц, столетие), но и постоянную отправную точку, от которой ведется счет. В этом время радикально отличается от пространства. В пространстве все точки равноправны. Во времени должна быть одна привилегированная точка. Естественной отирав-ной точкой во времени является настоящее, которое разделяет время на предше­ствующее ему прошлое и последующее будущее. Оно одно как будто непосред­ственно дано как нечто наличное; от него взор направляется в прошлое и будущее.

Однако и настоящее имеет свое положение в череде опосредованных событий, т. е. существуют точки, от которых ведется исчисление времени. Такой точкой для конкретного человека является его рождение, для человечества — определенная общепринятая точка, например рождение Иисуса Христа.

Таким образом, в восприятии времени человеком необходимо выделить два аспекта: субъективный и объективно-условный. Субъективный аспект связан с на­шей личной оценкой проходящих событий, что, в свою очередь, зависит от запол­ненности данного временного периода событиями, а также их эмоциональной окрашенности. Объективно-условный аспект связан с объективным течением со­бытий и чередой условно-договорных точек отсчета, или интервалов времени. Если первый аспект отражает наше ощущение времени, то второй аспект помога­ет нам ориентироваться во времени.

Тема 3. Свойства зрительного восприятия

Свойство зрительного восприятия

Характеристика

последовательность

Любое изображение или объект – в общем, то, что находится у нас перед глазами, – состоит из деталей. По данным физиологов, при рассматривании объектов зрачок все время движется по сложным траекториям. Глаз устроен так, что за один раз позволяет распознать только один образ, затем переходит к следующему и т. д., то есть, человек смотрит последовательно. 

целостность

человек способен воспринимать как отдельные части, так и все изображение одновременно. Информация о форме, цвете, яркости и других характеристиках объекта сливается воедино, формируя определенный образ. Несколько произвольных кривых линий, воспринимаемые как единое целое.

предметность

это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Следует отметить, что предметность не является врожденным свойством восприятия. Возникновение и совершенствование этого

свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. Вообще, следует отметить, что в работе глаз и рук есть много общего. Так, глаза, как и руки, последовательно осматривают, или «ощупывают», контуры рисунка и предмета. Движения глаз разнообразны

и выполняют много функций. При зрительном восприятии имеют место микро- и макродвижения глаз. Если наблюдатель пристально смотрит в какую-либо точку неподвижного предмета, то субъективно у него

возникает представление, что он фиксирует эту точку неподвижным взором. Однако регистрация движений глаз показывает, что в действительности зрительное восприятие сопровождается непроизвольными и незаметными для наблюдателя микродвижениями. Таким образом, возможность предметного восприятия в значительной мере обусловлена присутствием в процессе восприятия моторного компонента. Причем это справедливо не только для зрительного или осязательного восприятия. Это характерно и для других модальностей. Так, услышав звук или почувствовав запах, мы совершаем определенные ориентировочные движения в отношении источника раздражения. Однако, как и в случае микро-движения глаз, эти ориентировочные движения часто не осознаются человеком.

константность

относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. Благодаря свойству константности, проявляющемуся в способности перцептивной системы компенсировать изменения условий восприятия, мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов. Так, константность восприятия цвета заключается в относительной неизменности видимого цвета при изменении освещения. Константность восприятия величины предметов выражается в относительном постоянстве видимой величины предметов при их различной удаленности. Константность восприятия формы предметов заключается в относительной неизменности восприятия при изменении положения предметов по отношению к линии взора наблюдателя. С каждым изменением положения предмета относительно глаз форма его изображения на сетчатке меняется (например, можно смотреть на предмет прямо, сбоку, с тыльной стороны и т. д.).

Однако благодаря движению глаз по контурным линиям предметов и выделению характерных сочетаний контурных линий, форма воспринимаемого предмета для нас остается постоянной

Апперцепция

Огромную роль в апперцепции играют знания человека, его предшествующий опыт, его прошлая практика. Например, если вам предъявить ряд незнакомых фигур, то уже на первых фазах восприятия вы постараетесь найти какие-то эталоны, с помощью которых можно было бы охарактеризовать воспринимаемый объект. В процессе восприятия, для того чтобы классифицировать то, что воспринимаете,

вы будете выдвигать и проверять гипотезы о принадлежности объекта

к той или иной категории предметов. Таким образом, при восприятии активизируется прошлый опыт. Поэтому один и тот же предмет может по-разному восприниматься различными людьми. Существенное место в апперцепции занимают установки и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия. Например, контролер ОТК на производстве легко находит бракованные детали не только потому, что хорошо

умеет это делать, а потому что в результате профессиональной деятельности у него выработалась установка на восприятие

проверяемых им изделий именно с этой стороны. Аналогичную

картину мы наблюдаем и в отношении эмоциональной окраски воспринимаемой информации. Так, мать спящего ребенка может не слышать шума улицы, но мгновенно реагирует на любой звук, доносящийся со стороны ребенка

Иллюзия

иллюзии наблюдаются в любых видах восприятия (зрительного, слухового и др.).

Природа иллюзий определяется не только субъективными причинами, такими как установка, направленность, эмоциональное отношение и т. п., но и физическими факторами и явлениями: освещенность, положение в пространстве и др.

Активность или избирательность

Оно заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия,

т. е. не отражаются в нашем сознании.

осмысленность

Хотя восприятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Как мы уже говорили, восприятие человека теснейшим образом связано с мышлением. Связь мышления и восприятия прежде всего выражается в том, что сознательно воспринимать предмет — это значит мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной группе, классу, связать его с определенным словом. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами. Следовательно, восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся данных. Процесс осмысления воспринимаемой информации может быть представлен структурно-логической схемой. На первом этапе процесса восприятия происхо дит выделение комплекса стимулов из потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному объекту. На втором этапе происходит поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощущений комплекса признаков, покоторым можно идентифицировать объект. На третьем этапе происходит отнесение воспринятого объекта к определенной категории с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого решения. И наконец, на четвертом этапе формируется окончательный вывод о том, что это за объект, с приписыванием ему еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ним класса. Таким образом, восприятие — это в значительной степени интеллектуальный процесс.

Ряд исследователей отмечают у слабовидящих школьников нарушения дифференциальной чувствительности контрастности. В учебниках, раздаточных средствах наглядности изображения имеют разную степень контрастности. Многие из них недоступны для восприятия, учащиеся недостаточно точно выделяют из фона и дифференцируют черно-белые и цветовые изображения с пониженной контрастностью. В связи с этим они плохо соотносят цветные изображения с предметами и явлениями окружающей действительности.

Подбор иллюстраций с помощью тонально-контрастных шкал, правильное использование в изображениях красного, желтого, зеленого и синего цветов, применение многокрасочных средств наглядности способствуют более правильному опознанию изобразительных элементов, выделению в них информативных признаков, присущих предметам и явлениям окружающей действительности.

В изображениях с высокой тональной контрастностью (90-95%) унитарных и сложных цветов большинство детей довольно точно опознают форму, фактуру, объемность предметов. Следует отметить, что более полно они характеризуют многоцветные изображения. Это связано с тем, что нарушение цветовосприятия конкретных унитарных цветов компенсируется сохранностью других цветоразличительных функций, наличием визуального опыта в соотнесении изображений с реальным цветом предметов и явлениями окружающей действительности. Это свидетельствует о необходимости применения красочных иллюстративно-графических средств наглядности, умения подбирать их для слабовидящих детей и развивать у них процессы соотнесения, выделения, дифференцирования опознавательных признаков в изображениях и соответствующих им предметах и явлениях. В связи с этим разработаны специальные тест-фигуры, позволяющие определять возможности восприятия детьми черно-белых и цветных изображений разной контрастности, а также методика подбора иллюстративной наглядности (В.П. Ермаков).

Подбор изображения осуществляется следующим образом: с помощью цветотональных тестов определяют визуальные воз-92

можности детей в дифференцировании изображений разной контрастности, затем по шкале цветотонального контраста (от максимального — 90—95% до минимального — 5%) подбирают иллюстративно-графические средства наглядности.

Тема 4. Общие закономерности развития зрительного восприятия у детей с нормальным и нарушенным зрением

В дошкольном возрасте «главенствующая формирование» роль в сознании ребёнка принадлежит восприятию, развитие которого в этот период жизни определяет формирование представлений, памяти, речи и мышления.

В исследованиях Б.Г. Ананьева (1964), А.В. Запорожца (1963, 1967, 1982), А.Н. Леонтьева (1981), Л.И. Леушиной (1974,1978), Е.Ф. Рыбалко (1964), А.П. Усовой (1963) доказано, что важным условием развития зрительного восприятия является созревание зрительного анализатора. Сенситивные периоды развития зрительного восприятия и созревания зрительных функций у ребёнка не только совпадают, но и взаимосвязаны и взаимообусловлены.

В исследованиях, посвящённых проблеме зрительного пространственного восприятия детей Б.Г. Ананьев, Е.Ф.Рыбалко (1964), Л.И. Леушина (1978), показано, что накопление знаний, формирование и упрочнение системы перцептивных действий в процессе совершенствования восприятия в сочетании с созреванием анализаторной системы являются основными факторами развития каждой сенсорной функции – остроты зрения, линейного и глубинного глазомера, поля зрения и др. Данный вывод подтверждает наличие единого сенз итивного периода развития зрительных функций и зрительного восприятия как психического процесса.

Прослеживая закономерности формирования зрительных операций у детей раннего дошкольного возраста, советские психологи и педагоги ( Л.А.Венгер (1979, 1980), П.Я. Гальперин (1969), А.В.Запорожец (1967, 1982), В.П. Зинченко (1963), установили, что важным условием, определяющим развитие анализирующего восприятия, является усвоение ребёнком перцептивных зрительных действий в процессе овладения сенсорными эталонами.

В исследованиях А.В. Запорожца, В.П. Зинченко, А.Г. Рузской раскрывается процесс развития зрительных действий, совершенствование способов зрительного обследования предметов в зависимости от возраста.

Процесс формирование зрительных действий органически связан с накоплением сенсорного опыта детей: в активном познавательном опыте они усваивают сенсорные эталоны, которыми пользуются при выполнении действий восприятия как своеобразным образом для определения особенностей обследуемых предметов.

Тема 5 Специфические закономерности развития зрительного восприятия у детей с нарушенным зрением

1 Задание: конспект

Конспект.

Тифлопсихология указывает на ведущую роль высших форм психической деятельности в компенсации вторичных отклонений у детей с различным характером нарушения зрения. Становление этих форм предполагает целенаправленное управление с раннего возраста процессами восприятия у дошкольников, испытывающих из-за сниженной различительной способности зрительного анализатора трудности при овладении предметным миром и попадающих из-за этого в ненормальные условия развития ведущей для них психической функции – зрительного восприятия.

Проблемы созревания зрительных функций, развитие зрительного восприятия у слабовидящих детей. По данным современных офтальмологов и психо-физиологов зрительный анализатор не только слабовидящего с врождённым дефектом, но ребёнка с амблиопией и косогласием значительно отстаёт в «созревании» ведущих зрительных функций (Э.С. Аветисов)

Рядом исследователей установлено (Э.С. Аветис, И. В. Клюка, Н.И. Пильман), что это отставание может приобретать стойкий характер и приводить к морфологическим изменениям в зрительном анализаторе.

М.Б. Эйдинова(1967) и .Л.И. Сонцева (1968,1980, 1983) изучая особенности развития зрительного восприятия слабовидящих и слепых, с остаточным зрением, установили, что нарушение зрительного анализатора, сопровождается нарушением движений глаз, нистагмом, неумением управлять своим взором, отражается на темпе становления элементарных зрительных реакций, лежащих в основе акта восприятия.

Л.И.Плаксина доказала, что нарушение глазодвигательной функции у дошкольников с амблипией и косоглазием вызывает ошибки при определении формы, величины, пространственного расположения предметов.

В специальных исследованиях Л.И. Григорьева (1984), Т.И. Земцова (1973), Н.Г. Морозовой (1980), Л.И. Плаксиной (1982), Л.И.Солнцева (1980), М.Б. Эйдинова (1967) и др. и офтальмологов А.П. Гнеушевой (1980), А.И. Дашевского (1962), А.К. Каплан (1979), Е.И. Лосева (1960), И.В. Сепокрыл (1957), А.В. Хватовой (1955) и др. доказано, что аномальная зрительная система характеризуется неравномерностью отдельных её функций.

Н.Б.Монич (1968), Е.М. Украйнской (1968), И.В. Сироткиной(1971), установлен, что у слабослышащих школьников процесс становления зрительного образа нарушен и у многих в естественном опыте познания окружающего не достигает высших фаз развития.

При изучении психических механизмов становление зрительного образа выявлено, что зрительное восприятие детей с нарушением зрения характеризуется искажённостью, фрагментарностью, диффузностью, недифференцированностью, замедленностью во времени, низким уровнем анализа и обобщения воспринятого.

М. Тобин (1980), изучая особенности восприятия поступающих в школу слабовидящих детей, указывает, что значительная их часть не владеет различительными навыками анализа перспективы плоскостных изображений, пониманием симметрии и асимметрии и др. Прослеживается зависимость уровней развития зрительного восприятия дошкольников от различных функций глаза лишь в том случае, если формирование основных процессов познавательной деятельности на чувственном этапе проходило в естественном опыте, без управления.

Тема 6. Особенности зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения

Характеристика составляющих зрительного восприятия

Особенности составляющих зрительного восприятия у детей с нарушенным зрением

  1. соотносящие практические действия;

  1. зрительные сенсорные эталоны.

  1. зрительные перцептивные действия;

  1. целостное восприятие объекта;

  1. стереоскопические и нестереоскопические способы восприятия пространства;

  1. восприятие предметного и сюжетного изображения.

Характерная особенность практических действий детей с нарушениями зрения – их замедленность. Это объясняется трудностями зрительного контроля и анализа. Рассеянность детей и постоянная несобранность замедляют их действия. Отмечается снижение интереса к практическому действию там, где отсутствует игра, занимательность. Значительная часть дошкольников с нарушениями зрения находится на уровне случайных действий. Недостаточный уровень развития мышления приводит к тому, что действия детей носят нечёткий характер. Это объясняет наличие ошибок. Между практическими и мыслительными действиями наблюдается некоторый разрыв.

Действия детей с нарушениями зрения ограничены и неточны. При игре в мяч руки они чаще всего держат в одном положении, на полёт мяча реагируют запоздало, мяч их как бы застаёт врасплох. Их действия при анализе скорости, направления и расстояния до мяча, вероятнее всего, зрением плохо фиксируются. 

Сенсорное развитие, как в норме, так и при нарушениях зрения, идет в одном направлении и подчиняется общим закономерностям. Различие заключается лишь в том, что в процессе деятельности у лиц с нарушенными функциями зрения участие зрительного анализатора определяется степенью патологических изменений в нем и характером производимых операций. Нарушения деятельности зрительного анализатора приводят к перестройке у слепых и слабовидящих взаимоотношений анализаторов, образованию новых межанализаторных связей, относительному или полному (при тотальной слепоте) доминированию иных, нежели у нормально видящих, чувственных систем. Сначала они выделяют отдельные признаки и свойства, характеризующие предмет, делают попытки к анализу, сравнению их, а затем делают вывод, но на этом и кончается сходство. Дело в том, что при глубоком нарушении зрения у них значительно меньше информации о сенсорных эталонах формы, цвета, величины и пространственных признаках. Из-за низкой остроты зрения они тратят больше времени на рассматривание. Все это и определяет процесс опознания, анализ, синтез и осмысление зрительно воспринимаемой информации.

Нарушается целостность восприятия объекта, в образе объекта часто отсутствуют не только второстепенные, но и определяющие детали, что ведет к фрагментарности и неточности отражения окружающего. Нарушение целостности определяет трудности формирования структуры образа, иерархии признаков объекта.

Для слабовидящих характерны нарушения форменного, стереоскопического, глубинного зрения, которые не позволяют адекватно воспринимать форму и телесность предметов, расстояние между ними, оценивать глубину пространства. Слабовидящие дети относительно легко воспринимают формы плоских, двумерных предметов. Значительно сложнее осуществляется восприятие объемных предметов, различение расстояния между ними, оценка глубины пространства.

У слабо видящих детей наблюдаются трудности при опознавании рисунков и предметов. Выявлены следующие нарушения восприятия рисунков: замедленность обзора неточность, пропуск деталей изображения (Ю.А. Кулагин).

Вследствие неясного восприятия отдельных элементов и неточности

представлений нередко формируются ошибочные версии относительно изображенного на рисунке. Рассматривание слабовидящими рисунка по частям затрудняет осмысливание его содержания, нарушает восприятие пространственных отношений между изображенными на нем предметами (М.Б. Эйдинова).

В отличие от нормально видящих, дети с амблиопией и косоглазием с большим трудом оценивали взаимное расположение частей предмета, хуже соотносили части с целым. Вместе с тем они чаще обращали внимание на материал, из которого изготовлен объект рассмотрения.

Тема 7. Характеристика компенсаторных процессов при нарушениях зрения

Стадия компенсации зависит:

от времени наступления дефекта,

от характера сформированных связей к моменту его наступления,

от возраста ребенка,

от степени пораженности анализатора,

от уровня его физического и психического развития,

от индивидуальных и личностных особенностей,

от социальных условий воспитания,

от организующей и направляющей роли взрослого, учитывающего эти

особенности развития.

Слуховое восприятие– можно восполнить недостающие зрительных ощущений воспр и воспринять движение объекта, его предметность. С помощью вербального описания можно помочь воспринять отдельные свойства, чем способствуя формированию целостного образа.

обонятельные и вкусовые ощущения,отражает химические свойства веществ. Познавательное значение вкуса и обоняния у нормально видящих сравнительно невелико. Немногочисленные исследования обонятельной и вкусовой чувствительности слепых показывают некоторое ее повышение по сравнению с нормой. Многие слепые значительно лучше дифференцируют запахи, точнее локализуют их источники и определяют направления распространения запахов. Обонятельные ощущения имеют предметный характер. Их предметность проявляется

в том, что запах определяют не по качеству, а по издающему его предмету.

Вкусовые ощущения также доставляют слепым целый ряд сведений о

качествах предметов, однако их использование ограничено необходимос-

тью непосредственного соприкосновения с объектом и опасностью зара-

жения, отравления и т.п.

8. Цели и задачи психолого-педагогического обследования зрительного восприятия

1. Как определяются цель и задачи психолого-педагогического обследования зрительного восприятия дошкольников с нарушенным зрением?

Изучение поступившего в детский сад ребёнка, его зрительно-сенсорного опыта и на основе этого составление психолого-педагогической характеристики является средством определения основных задач и конкретных направлений педагогической работы по развитию зрительного восприятия.

Каково значение обследования исходного уровня зрительного восприятия для разработки программы коррекционных мероприятий?

Обследование ребёнка позволяет обосновать направление и содержание коррекционно-педагогической работы тифлопедагога в соответствии с перспективами лечения, зоной ближайшего развития ребёнка, определить организационные формы, методы и конкретные приёмы решения специфической задачи данного типа дошкольного учреждения.

2. Раскройте содержание психолого-педагогического обследования зрительного восприятия дошкольников с нарушенным зрением.

содержанием психолого-педагогического изучения ребёнка, является составление целостной характеристики уровня зрительного восприятия дошкольников предполагает изучение зрительной памяти и зрительного внимания.

3. Каковы особенности отбора диагностических заданий?

Предполагает подбор специальных заданий, содержанием которых являются конкретные задачи для ребёнка, учитывающие программные требования

4. Перечислите основные требования к оценке уровня выполнения заданий ребенком. Поэтапный характер формирование психических процессов указывает на необходимость оценить решение ребёнком задачи не только по результатам (выполнил, не выполнил), но и по способу её решения.

5. Каково значение медико-психолого-педагогического обсуждения ребенка?

Формирование целостного представление о ребёнке, установления причин появления тех или иных отклонений в его развитии и на основании этого координация воздействий в едином направлении. Так же определяется содержание характер связи лечебно-восстановительной и учебно- воспитательной работы. Определение содержания работы, тифлопедагоги и воспитателя способствующего развитию или компенсации зрительной функции.

6. Раскройте методику психолого-педагогического обследования зрительного восприятия дошкольников с нарушениями зрения в разных возрастных группах.

№10 ответ на вопрос «Каковы основные условия развития зрительного восприятия у детей с нарушенным зрением?»

Эффективность педагогической системы развития зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения связано с необходимостью организованной лечебно-восстановительной работы офтальмологов, в процессе которой создаются условия для специально организованного сенсорного воспитания в целом и зрительного восприятия в частности.

Современная офтальмология реализует лечебные мероприятия, способствующие созреванию зрительных функций.

Лечебно-востановительный процесс рассматривается ведущими офтальмологами Э.С. Аветисовым, Е.И. Ковалевским, Л.А. Григорян, Р.Н. Фирстовой, А.В. Хватовой и др. как систематическое воздействие на весь комплекс зрительных функций. Исходя из этих требований, современная офтальмология указывает на преимущества лечения детей с нарушением зрения в условиях детского сада. По мнению врачей, с помощью медико-педагогического персонала там легче организовать занятия и игры (полезные для развития зрительных функций), а так же проводить систематическое лечение детей в нормально гигиенических условиях, пользуясь специальными приборами и аппаратами. Офтальмологи указывают и на то, что дети с нарушением зрения в специальных дошкольных учреждениях находятся в щадящих условиях, исключающих психическую травму, при строгом соблюдении общего режима. В детском саду создана возможность проводить наряду с офтальмологами лечением общие оздоровительные мероприятия, что позволяет добится высоких результатов в восстановлении зрения у детей.

Тема 11. Характеристика компенсаторных процессов при нарушениях зрения

Этап лечебно-восстановительной работы

Основные задачи и характеристика этапа

Особенности деятельности педагога

 раннюю всестороннюю диагностику нарушения зрительных функций,

 проведение лечебных и оздоровительных мероприятий,

комплексное        медико-педагогическое            воздействие,

выявить степень, характер и причины дефекта;

для восстановления нарушенных зрительных функций;

стимулирующее дальнейшее формирование зрительных функций;

создание благоприятных гигиенических условий для его восстановления.

Педагоги планируют и проводят с детьми специальные коррекционные игры и упражнения для развития, тренировки зрительных функций, мелкой моторики и ориентировки в пространстве, опираясь на рекомендации медсестры-ортоптистки и тифлопедагога, внесенные в тетради взаимосвязи.

Тема 12. Основные принципы управления развитием зрительного восприятия в учебно-воспитательном процессе

Принцип обучения и воспитания

Особенности применения принципа в работе по развитию зрительного восприятия

Общепедагогические принципы

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД

Лечебная работа является средством развития и восстановления нарущенных зрительны функций. Направлен на развитие операционной и мотивационной сторон зрительного восприятия

Принципы специальной педагогики

Принцип педагогического оптимизма

Принцип ранней педагогической помощи

свидетельствующую о ведущей роли обучения в его развитии и позволяющую прогнозировать начало, ход и результаты индивидуальной коррекционно-развивающей программы. Специальный педагог строит коррекционно-педагогическую работу с ребенком, опираясь не только на имеющийся актуальный уровень развития, но и зная и учитывая потенциальные возможности ребенка, имея установку на положительный результат обучения.