Тема 13. Особенности работы психолога с учетом целевых групп. Направления психологической реабилитации

12

1. Работа психолога с одаренными детьми.

2. Работа психолога с детьми с особенностями психофизического развития

3. Работа психолога с подростками с отклонениями в поведении.

4. Направления психологической реабилитации.

1. Работа психолога с одаренными детьми.

Природа, щедро одарив человека каким-то талантом, забывает порой дать счастливчику шанс – способность удержаться на плаву в общении с окружающим миром — и тогда начинаются бесконечные стрессы. Некоторые с помощью медиков избавляются и от стрессов, и от гениальности — заодно. Некоторые страдают от своей одаренности больше, чем от физического уродства. А некоторые предпочитают даже уйти из жизни, потому что никак не могут приспособиться к ней. Лишь незначительное меньшинство сохраняет свою одаренность до конца дней. Ведь это так непросто…Одаренные дети в своем развитии подвержены особому риску.

Один из источников риска – трудности контактов со сверстниками, которые наиболее ярко связаны с проявлением творческого начала ребенка или очень высокого уровня одаренности в целом. Как правило, такие неординарные дети сосредоточены на своих интересах и в общении часто на грани неприспособленности. По данным исследований, существует так называемый, уровень «социально-оптимального интеллекта». Он приблизительно равен коэффициенту интеллекта (IQ) 125-155 баллов и обеспечивает его обладателю хорошие способности к пониманию людей и ситуаций, а значит и к общению со сверстниками. При меньшем IQ ребенку, подростку, взрослому хуже удается понимать ситуацию и строить свое поведение наиболее адекватным образом.Однако и при более высоком IQ общение может резко нарушаться. Дело в том, что ребенок со столь высокими интеллектуальными способностями очень далеко отрывается от сверстников (3-4 года умственного развития и более), у него возникают особые интересы. Как следствие, он оказывается в изоляции от своей группы, может подвергаться насмешкам и гонениям.

Чаще всего отношение педагогов да и родителей к таким детям бывает не всегда благожелательным. Нестандартность, оригинальность мышления легко спутать с оригинальничанием как средством самовыражения, а тягу к самостоятельности – с самоуверенностью и негативизмом. Поэтому одаренные, особено творчески, дети часто оказываются в положении «нежелательных» и «неодобряемых» учеников.

3 стр., 1332 слов

В практике работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. ...

... но не отвечающие стандартным требованиям Другие средства и методы работы Исследование эмоционально-личностных особенностей ребенка   Методика «Метаморфозы» Рисуночные тесты: «Нарисуй человека», « ... на приобретение знаний» (Е.П.Ильин, Н.А.Курдюкова)   Изучение познавательной потребности ребенка (предложена В.С. Юркевич, предназначена для учителей)   Особенности познавательной сферы ...

Первое, что должен сделать школьный психолог, – это помочь педагогам и родителям изменить свою позицию, внутренний настрой по отношению к этим детям, помочь создать для них благоприятную, «теплую» атмосферу. Немаловажно также помочь ученику понять самого себя, а родителям – своего неординарного ребенка. Все эти неудобные для окружающих особенности – проявление одной общей закономерности: развитие познавательных способностей одаренных детей опережает их понимание законов общения.

Диссинхрония развития свойственна многим одаренным детям, на это впервые внимание обратили французские специалисты (Ж-Ш Террасье).

Диссинхрония заключается в том, что при опережающем развитии отдельных функций одаренные дети в других отношениях не отличаются от своих ровесников или даже иногда уступают им. Драматическим примером диссинхронии является дислексия (т.е. слабое развитие речи) у некоторых одаренных детей. Понятно, что проблемы с речевым развитием сильно затрудняют ребенку возможность учиться со своими сверстниками. Далее включается тот же механизм: низкая успеваемость – потеря учебной мотивации – невостребованность способностей – утрата интереса к школе – уход в свои проблемы. По этому механизму, видимо, и происходит образование случаев скрытой одаренности, которую так трудно обнаружить, но которая при хорошей работе опытного психолога может быть вовремя замечена. Диссинхрония развития доставляет неприятности и тем детям, чья одаренность видна невооруженным глазом. Если дети с опережающим развитием остаются среди своих одноклассников, им нечего делать на уроках, поскольку им не хватает умственной нагрузки, необходимой для развития, учение дается им слишком легко.

Достаточно общепринятой во всем мире является практика «перепрыгивания» через классы. Один из вопросов, который встает перед психологом и педагогом, нужно ли разрешать в школе подобное решение проблемы.

В педагогической психологии нет единой точки зрения на эту проблему. С одной стороны, если переводить ребенка в старшие классы, не соответствующие его возрасту, но адекватнее его умственному уровню, его развитие не будет задержано. Стимулируемые новой информацией, не будут угасать его познавательные потребности. Однако с другой стороны, такие дети всегда отличаются от своих новых товарищей по классу, они не только менее развиты физически, но и в эмоциональном, личностном, социальном отношении являются также менее зрелыми. Им зачастую предстоит столкнуться с такими отрицательными факторами как нарушение общения со сверстниками, трудности при вхождении в новый коллектив, состоящий из старших детей. Все это может привести к изменениям и даже деформации личности. Школьные проблемы понимающий ребенка педагог может смягчить: они не должны становиться главными в отношениях между ними. Эта работа требует от педагога неординарных усилий.

В последнее время психологами и педагогами ставится вопрос о создании более гибкой системы межличностных связей в школе. Например, учитель-новатор С. Н. Лысенкова показала, что при особом методе обучения появляется возможность переводить через класс не одного ученика, а целую группу. В результате снимается та трудность, которая связана с адаптацией в коллективе детей другого возраста.

17 стр., 8342 слов

Концепции одарённости и её развития

... Влияние средовых факторов на развитие одаренного ребенка. Макросреда и одаренность. Влияние культурно-исторических условий на проявление и развитие способностей и одаренности. Возможные воздействия личностной микросреды на развитие одаренного дошкольника, младшего школьника, подростка. ...

Крайне необходима комплексная психолого-педагогическая диагностика одаренности. Деятельность психологов и педагогов по выявлению одаренных детей и работе с ними эффективна только в том случае, когда: осуществляется ее системная реализация при объединенных усилиях педагогов, школьных психологов и семьи ребенка; проводится диагностика как одаренности вообще, так и специальных способностей ребенка; учитываются специфические особенности личности одаренных детей при работе с ними; используются специальные методы работы с одаренными детьми; опытным, желательно специально подготовленным педагогом для одаренных детей принимаются меры для содействия решению школьных проблем одаренных детей.

На уровне школы необходимым условием является наличие у учителя навыка распознавания одаренности учеников, создание для них оптимальных условий в плане учебы и отношений со сверстниками, а при необходимости – указание путей обращения во внешкольные заведения, работающие с одаренными детьми. В рамках урока важна деятельность учителя как координатора деятельности детей (предоставление детям большей самостоятельности, использование исследовательского метода, различие в технике постановки вопросов) и как психотерапевта (избегание излишней эмоциональности, предоставление комментирования ответа товарищам ученика и ему самому, избегание всяческого давления, создание раскрепощенной обстановки в классе).

Важная роль в работе с одаренными детьми принадлежит и школьному психологу, который располагает средствами выявления одаренности и может дать рекомендации по созданию индивидуальных условий, учитывающих особенности того или иного ребенка, вести работу с учителями и родителями.

Комплексный подход к проблеме одаренности предусматривает учет факторов одаренности, особенностей личности одаренных детей и особенностей их развития, принятие во внимание связанных с этим особых проблем одаренных детей и необходимость создания специальных программ и привлечения специалистов для работы с ними.

Ранняя диагностика одаренности позволяет эффективно работать с детьми с незаурядными способностями, оказать им своевременную поддержку для развития одаренности и обеспечения их психического здоровья и школа – тот институт общества, на который ответственность в этом деле ложится в первую очередь.

Одаренные дети отличаются друг от друга и степенью одаренности, и познавательным стилем, и сферами интересов. Поэтому программы для них, как диагностические, так и развивающие, должны быть индивидуализированы. Стремление к совершенству, склонность к самостоятельности и любознательность этих детей определяют требования к психологической атмосфере занятий и к методам обучения.

Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие феномена одаренности, выбор методов психолого-педагогической работы с одаренными детьми требует предварительного определения следующего: с каким типом одаренности мы имеем дело; какие задачи работы с одаренными детьми являются приоритетными: развитие уже высоких способностей или же, напротив, недостаточно развитых способностей (в том числе коммуникативных и личностных); психологическая поддержка и помощь; обучение одаренных детей в специальных образовательных учреждениях или же в условиях общеобразовательной школы; разработка и психолого-педагогический мониторинг специальных образовательных технологий: обучающих, развивающих или обучающе – развивающих и т.д.

18 стр., 8780 слов

Теоретический аспект особенностей личностного развития одаренных школьников

... личностного развития одаренных школьников. В связи с поставленной целью мною были определены следующие задачи: 1. Изучить различные виды одаренности. 2. Выделить основные психологические черты, которые отличают одаренного ребенка от ...

Как отмечает известный исследователь способностей Н.С.Лейтес, выражение «одаренные ученики» весьма условно, поскольку рано проявившиеся у ребенка способности могут не получить ожидаемого развития, остаться нереализованными. Вместе с тем, у других детей подлинные выдающиеся способности могут обнаружиться позднее, в будущем. Тем не менее, трудности и неоднозначность прогноза не умаляют значения проблемы достижений ребенка для науки и школьной практики. Быстрый темп развития, опережение возраста являются благоприятным показателем того, что у ребенка есть зачатки одаренности. От педагогов и психологов требуется понимание одаренных учеников и нахождение такого подхода к ним, который бы соответствовал их своеобразию. Каждый ребенок уникален. Тем более этот тезис справедлив в отношении одаренных детей. Таким образом, проанализировав особенности одаренности учащегося, специфику ее развития в каждом отдельном случае, школьный психолог должен воспрепятствовать угасанию его способностей, привлекая к себе в союзники учителей, родителей и самого ребенка.

2. Работа психолога с детьми с особенностями психофизического развития

Целью социально-педагогической службы является содействие полноценному личностному развитию ребенка, социализации и профессиональному сопровождению учащихся. В таком содействии в той или иной степени нуждаются все дети, но есть особые категории, которым необходимо уделять большее внимание. В данном случае речь идет о детях с особенностями психофизического развития (далее ОПФР).

Социально-педагогическая служба должна направлять усилия на:

  • организацию своевременной комплексной помощи детям с ОПФР,
  • на формирование эмоционально-благоприятной атмосферы в коллективе,
  • на предупреждение семейного неблагополучия,
  • на формирование правовой культуры.

Следует понимать, что дети с ОПФР – это дети не с нарушенным развитием, а дети, которые требуют организации особых условий и средств воспитания и обучения. Но в рамках данного понятия следует разграничивать различные категории детей. К наиболее благоприятным категориям относятся дети с нарушениями речи (ОНР, дислалия, заикание, дизартрия) и трудностями в обучении. Особое внимание социальные педагоги должны уделять детям с нарушениями умственного развития, с нарушениями поведения, коммуникативной сферы общения, эмоционально-волевой сферы.

Дети с интеллектуальной недостаточностью подвержены влиянию других людей в силу низкой критичности мышления и незрелости эмоционально-волевой сферы. Они чаще всего неадекватно оценивают отношение к ним чужих людей и порой могут быть втянуты в преступление, не осознавая своих поступков и не отдавая отчета своим действиям. Эти дети могут стать жертвами психического и физического насилия. Под влиянием неблагоприятной среды и условий проживания эти дети значительно сильнее подвержены риску формирования асоциального поведения, вредных привычек.

10 стр., 4615 слов

Семья как фактор развития ребенка

... интерес. Это и определило актуальность темы данной работы. Цель работы: рассмотреть семью как фактор развития ребенка Задачи: Изучение психолого – педагогической литературы; Раскрытие основных понятий темы; Выявление ... количество работ, изучающих типы отношения родителей к ребенку в связи с их влиянием на развитие его личности, особенностей характера и поведения . В них описываются качества матери, ...

Семьи, в которых воспитываются дети с интеллектуальной недостаточностью, характеризуются тем, что чаще всего это неполные семьи, а также родители могут иметь интеллектуальную недостаточность либо другие психические нарушения (шизофрения, психопатия и др.).

Семьи могут быть и благополучные, но следует обратить внимание социального педагога, на воспитание ребенка в семье и отношение родителей к ребенку. В таких семьях родители часто отказываются принимать ребенка таким, какой он есть и предъявляют к нему завышенные требования, что усугубляет условия, влияющие на формирование и становление личности ребенка. Имеют место и случаи, когда родители слишком опекают ребенка и не дают возможности ему проявить самостоятельность даже в тех сферах деятельности, которая им доступна.

Так как, социально-психологическая служба ведет выявление и учет детей с ОПФР, то социальные педагоги должны владеть информацией о том, какие дети нуждаются в помощи, оказывается ли им помощь и какие специалисты могут ее оказать.

Система специальных школьных учреждений за последние годы стала более разнообразной и дифференцированной. Дети с ОПФР могут получать помощь:

в специальных классах,

в интегрированных группах, классах,

путем организации обучения на дому,

на ПКПП,

в ЦКРОиР путем консультаций или посещения коррекционных занятий,

в специальных школах-интернатах (школах).

Сеть специальных учреждений позволила включить в образовательное поле детей, которые не могут посещать занятия в школе (дети с тяжелыми множественными нарушениями развития, с тяжелой формой интеллектуальной недостаточности, с аутизмом).

Если социальный педагог обнаруживает ребенка, нуждающегося в организации особых условиях обучения и воспитания самостоятельно, по рекомендациям педагогов или по просьбе родителей, то он дает рекомендации о том, где ребенок может получить консультацию по существующей проблеме либо направляет ребенка на ПМПК. Социальный педагог обязан владеть информацией о том, какую документацию необходимо собрать для прохождения ПМПК, и поставить родителей в известность, в какое время они могут пройти обследование. Если ребенок направляется на консультацию, то социальный педагог должен ориентировать, к какому специалисту лучше ребенка направить (психологу, логопеду, олигофренопедагогу, тифлопедагогу, сурдопедагогу, невропатологу, психиатру).

Существует и такая проблема, как нежелание родителей видеть в своем ребенке недостатки. Многие ссылаются, что у них в детстве были те же проблемы, но они их «переросли». Социальному педагогу важно уметь аргументировано объяснить важность оказания своевременной помощи ребенку, которая не навредит ему, а лишь создаст условия для преодоления трудностей и дальнейшего развития всех сфер деятельности и личности ребенка.

Коррекционно-образовательный процесс на ПКПП, в ЦКРОиР начинается с начала учебного года. Для зачисления детей с ОПФР на занятия родители должны заранее записаться к специалисту, пройти ПМПК. Роль социального педагога — информировать родителей о сроках деятельности коррекционно-педагогических служб. Но не следует строить предположения о том, какой период времени понадобиться ребенку для исправления или коррекции нарушения развития.

6 стр., 2950 слов

16.Семейная реабилитация

... любом случае он должен быть справедливым и доброжелательным. В последние десятилетия психотерапия детей и подростков становится все более "женской профессией", все большее число женщин становятся специалистами ... по психотерапии детей и подростков. Это создает ряд новых проблем - в основном положительных. Специалист из ...

Социальный педагог – связующее звено между психологами, дефектологами, педагогами, семьей, органами опеки и попечительства, органами охраны детства, инспекцией по делам несовершеннолетних и др.

Социальная психолого-педагогическая служба устанавливает контакты с учреждениями, предназначенными для оказания углубленной помощи, патронирует продвижение направленных в них участников образовательного процесса и отслеживает его результаты, мотивирует обучающихся и воспитанников и их семьи на посещение названных учреждений (п.14)

3. Работа психолога с подростками с отклонениями в поведении

Между состоянием полного здоровья и инвалидностью лежит широкий спектр переходных состояний. Он отличается непрерывностью в ряду: полное здоровье (норма) и варианты нормы — функциональные отклонения — неспецифические синдромы и пограничные состояния — хроническая болезнь — декомпенсация (утрата) функций — инвалидность.

Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ также располагаются в континууме: аддиктивное поведение (переходная стадия наркомании у подростков, характеризующаяся злоупотреблением одним или несколькими психоактивными веществами в сочетании с другими нарушениями поведения) — употребление с вредными последствиями — злоупотребление психоактивными веществами — зависимость.

Аддиктивное поведение в психологическом плане — своеобразная регрессивная форма психологической защиты, а в более широком, клиническом аспекте может быть отнесено к явлениям психического дизонтогенеза по типу диспропорционального (искаженного) развития. За последнее время увеличилось число синдромов, относящихся к аддиктивному и компульсивному поведению. Под компульсивным поведением подразумевается поведение или действие, предпринимаемое для интенсивного возбуждения или эмоциональной разрядки, трудно контролируемое личностью и в дальнейшем вызывающее дискомфорт. Такие паттерны поведения могут быть внутренними (мысли, образы, чувства) или внешними (работа, игра).

Компульсивное поведение предоставляет возможность имитации хорошего самочувствия на короткий период, не разрешая внутриличностных проблем. К компульсивному поведению относятся следующие его разновидности: компульсивное переедание, компульсивное стремление к снижению веса, компульсивное стремление к риску и стрессу, компульсивная потребность быть занятым («работоголики»), компульсивное стремление к достижениям, компульсивная потребность в физических упражнениях, компульсивное стремление к смене сексуального партнера, компульсивная потребность в изоляции, компульсивная потребность покупать или приобретать вещи и, наконец, компульсивное стремление к различным играм (азартным, компьютерным).

Такое поведение можно считать патологическим, если оно отражает единственный способ совладания со стрессом (копинг-поведение) или получения удовольствия. Эти виды поведения могут предшествовать или сопутствовать аддиктивному поведению. В психоанализе подобный тип поведения определяется как защитный механизм «отыгрывание» (acting-out).

Разделение психоактивных веществ на наркотические, токсические и алкогольные представляется искусственным, так как в силу полинаркотизма подростков они используются на разных этапах изолированно или в комбинации. Поскольку употребляющих эти вещества объединяет зависимость от них, вполне оправданно рассматривать саму проблему зависимости, или аддиктивного поведения (addiction-пристрастие, addict-наркоман, токсикоман, алкоголик), без разграничения.

15 стр., 7499 слов

«ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ С ОСНОВАМИ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ»

... В.В. Столина. – М., 1989. Системная семейная психотерапия (серия «Практикум по психотерапии) /Под.ред. Э.Г. Эйдемиллера. – СПб, 2002. Филипова Ю.В. Психологические основы работы с семьей. – Ярославль, 2003. Дополнительная Андреева т.В. ...

Цель психотерапии — создание подросткам условий для тренировки механизмов совладания, повзросления, разрешения внутри- и межличностных конфликтов. Психотерапия наркомании у подростков представляет значительную сложность и чаще всего состоит в комбинации групповой и семейной психотерапии. Групповая психотерапия решает следующие задачи: повышение самооценки; тренировка механизмов совладания (копинг-механизмов); увеличение чувства ответственности за свое поведение; поиск путей для семейной реадаптации; расширение временной перспективы, разрушение инфантильной психологической защиты; предотвращение десоциализации подростков. Иными словами, цель групповой психотерапии — научить подростка по-взрослому воспринимать окружающую жизнь и видеть пути своего развития. В последние годы краткосрочную групповую психотерапию используют как этап семейной психотерапии.

Считается неизбежным фактом, что почти все подростки зависят от своих семей. Среди этиологических условий аддиктивного поведения дисфункция семейной системы занимает одно из первых мест. Такие связанные с семьей факторы, как злоупотребление алкоголем или наркотиками, дефекты воспитания, нарушение коммуникативного стиля, хронический супружеский конфликт — все они увеличивают риск возникновения зависимости от психоактивных веществ у подростков. Поэтому без вовлечения семьи в лечение и реабилитацию процент рецидивов будет высок, так как даже после удачно проведенного лечения подросток опять возвращается в прежнюю семейную систему.

Семейная психотерапия наркомании у подростков в России недостаточно разработана, хотя во всех западных странах она составляет немалую долю обязательной реабилитационной программы. В 1983 г. по требованию Национального института исследования наркомании (NIDA) исследовательские проекты были озаглавлены как «Подходы семейной психотерапии в лечении наркомании у подростков», отражая новую эру для семейной психотерапии, а также новое направление в лечении наркомании, внедряя стратегии вмешательства, основанные на семейных моделях. По инициативе NIDA было проведено 3 исследовательских проекта: The Purdue Brief Therapy Project, The Adolescent Drug Treatment Program в Техасском университете и The Adolescent Families Project в университете Сан-Франциско. Они доказали, что модели реабилитации, основанные на вовлечение семьи, могут удержать подростка и их семьи в лечении и характеризуются значительно меньшими срывами в катамнезе, чем изолированное назначение групповой психотерапии.

Среди наиболее частых подходов применяется структурная семейная психотерапия, функциональная семейная психотерапия, стратегическая семейная психотерапия, поведенческая психотерапия стала использоваться реже. В России используется системная семейная психотерапия.

В структурном подходе подросток рассматривается как «носитель симптома», а семья как пациент. Целью структурных вмешательств служит изменение структуры семьи для улучшения функционирования всех ее членов и создание более сбалансированной структуры. Например, в ригидной семье организовать более открытую коммуникацию и переговоры, хаотичной семье помочь выстроить иерархическую структуру, что приведет к родительскому альянсу и сотрудничеству в супружеской подсистеме и обеспечит подходящее руководство семьей и воспитание детей. В разобщенной системе психотерапевт помогает объединению семьи на основе помощи «идентифицированному пациенту» и прояснении возможных выгод для всех членов семьи. Важно отметить, что поставленные цели по изменению семейных структур должны соответствовать темпу семьи. Часто дисфункциональные семьи действуют по правилу «все или ничего» в рассмотрении возможных перемен. Нередко они опасаются, что если в семье будут происходить изменения, то они будут крайними по характеру. Например, передача ответственности подростку в «запутанной системе» может быть затруднена из-за страха матери его полного отделения от семьи и столкновения с супружескими проблемами.

6 стр., 2602 слов

Психотерапия больных с невротическими реакциями

... - обратимые пограничные расстройства, обусловленные воздействием психотравмирующих факторов, протекающие с осознанием больным факта своей болезни, без нарушений отражения реального мира. Невроз возникает в ... психотравмирующие ситуации и условия их патогенности. 3. факторы социальной природы: родительская семья, сексуальное воспитание, образование, профессия и трудовая деятельность. С точки зрения ...

Функциональная семейная психотерапия — другой основанный на использовании семейной модели подход, который был разработан для лечения подростков-делинквентов, но может использоваться и в лечении наркомании, учитывая высокую коморбидность последних с нарушениями поведения. Функциональная семейная психотерапия включает принципы, применимые к любым семьям, техники и приемы индивидуализируются для отдельной семьи. Терапия состоит из 5 основных этапов. На каждом этапе цели развиваются и расширяются. Вначале психотерапевт создает позитивные ожидания в изменениях для каждого члена семьи, анализируются аффективные, поведенческие и когнитивные ожидания. Определяется, какие семейные процессы могут быть изменены. В семьях, имеющих подростка-наркомана, психотерапевт стремится уменьшить негативные установки и восприятия всеми членами семьи этой проблемы, улучшить внутрисемейное функционирование и усилить семейные копинг-механизмы. Шансы на успешное вмешательство предполагают минимальный уровень вовлечения членов семьи.

В стратегической семейной психотерапии основное значение придается анализу неконгруэнтности семейной иерархии. Стратегия, используемая в этом психотерапевтическом подходе, основана на манипулировании властью. Иначе говоря, психотерапевт перераспределяет власть между членами семьи. Считается, что злоупотребление наркотиками и другие поведенческие отклонения ставят молодого человека на более высокую позицию по сравнению с родителями на лестнице семейной иерархии. Последняя определяется неизменно повторяющейся последовательностью, с которой один член семьи сообщает другому, что он должен делать. Порядок сообщений, при котором родители говорят детям, что им следует выполнять, в семьях встречается существенно чаще, чем противоположный. В семьях, где поведению детей присущи серьезные отклонения, психотерапевт сталкивается с такой ситуацией, при которой подростки, продолжая экономически и эмоционально зависеть от своих родителей, отказываются выполнять то, чего от них требуют старшие. Психотерапевтические вмешательства, применяемые этой школой, служат для установления в семье такой иерархии, при которой родители начинают занимать более высокую позицию по отношению к молодым людям. Содержание коммуникаций между родителями и детьми включает сообщения о родительских ожиданиях, обращенных к детям, а также о правилах, на выполнение которых рассчитывают старшие, и, наконец, о мерах, последующих в случае нарушения установленных правил. Когда подросток теряет власть над родителями, он начинает вести себя нормально и становится независимым. Поведенческое направление семейной психотерапии основано на принципах теории научения. Используются приемы и методы классического, оперантного и других видов научения (контракты, жетонная система, тренинг родительской компетентности, проблемно-разрешающий подход).

7 стр., 3451 слов

Приемные семьи в пространстве детско-родительских отношений

... диагностики и коррекции не только индивидуальных особенностей ребенка, но и внутрисемейных отношений, функционирования приемной семьи в целом. Влияние разлуки с матерью на психическое развитие и ... некоторая неуверенность в семейных отношениях может порождаться опасениями за будущее в связи с возможностью расторжения контракта. Изучение приемных непрофессиональных семей в нашей стране традиционно ...

При сборе семейного анамнеза обращается внимание на изучение следующей информации. Спросить семью, какая перед ними стоит проблема, как они ее видят; получить объяснение, почему возникла проблема. Спросить, что делал каждый член семьи, когда проблема возникла остро. Что предпринималось, чтобы избавиться от нее? Какие отношения были в семье перед возникновением проблемы, после ее появления и перед началом обращения к специалисту? Связана ли предъявляемая проблема или жалобы члена семьи с нарушениями внутрисемейной системы? Какие события произошли недавно в семье, ухудшившие ее функционирование? Кто кем работает или в каком классе учится? Хорошо или плохо идет работа и учеба? Отличают ли семью какие-либо особые обстоятельства и беспокойства? Почему семья обратилась сейчас? Кто больше всего расстраивается из-за возникшей проблемы, кого охватывает печаль, тревога, гнев, смущение или растерянность? Кто из членов семьи страдал или страдает из-за подобной проблемы? Кто на кого похож в семье? Кто из родственников включен в проблему и каким образом? Похож ли член семьи, имеющий эту проблему, на кого-либо из этих родственников и не совпадает ли его проблема с тем, что переживают они? Кто в семье стал ближе благодаря проблеме, а кто отдалился? Что должно измениться, чтобы проблема исчезла?

По мере того как члены семьи будут отвечать на эти вопросы, получат разъяснение и другие моменты, в частности, кому адресуется защита (опека, помощь) со стороны «носителя симптома», кто получает от симптома межличностную «выгоду» и каковы ее мотивы. Перед врачом раскроется и система взаимодействий (циркулярная последовательность коммуникаций), принятая в семье, коммуникативная метафора симптома или поведения.

Приводим наиболее типичные проблемы родителей данных подростков, полученные при сборе семейного анамнеза: стремление выполнять большинство задач за подростков с детства и требование самостоятельности в подростковом возрасте; страх передачи ответственности подростку, желание контролировать каждый его шаг; нарушение границ между «я — другой»; требование уважения к себе и отказ в этом подростку; неумение играть, отсутствие эмоциональности, запрет на выражение ряда положительных и отрицательных эмоций; собственный эталон «взрослого поведения», навязываемый подросткам; проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств, сравнение его развития со своим жизненным путем; страх неизвестного; незнание основных прав личности, способствующих уверенности в себе, подкрепление агрессивного или пассивного способа поведения у подростка; стереотипное общение с подростком по типу «родитель—ребенок» с частыми фразеологизмами типа «должен», «почему», вызывающими протестные реакции подростков; стремление реализовать на подростке собственные недостигнутые цели; отсутствие системы правил в семье, приводящее к полной дезориентировке в выборе жизненного пути; создание чувства вины за принесенные жертвы подростку.

На рубеже веков границы между различными подходами семейной психотерапии стираются. Например, в структурной психотерапии, как и в поведенческой, отправным пунктом для психотерапевтического вмешательства служит наблюдение за поведением членов семьи. В стратегической семейной терапии постановка гипотез и задач психотерапевтом сближает его позицию с директивностью поведенческого подхода. Каждое направление семейной психотерапии выработало определенные позитивные стратегии в работе с подростками с аддиктивным поведением. Важно найти ресурсы семьи, способности и мотивацию к изменениям и акцентировать внимание на решении актуальных проблем. Независимо от применяемых подходов семья должна активно участвовать в лечении. Первым принципом лечения семьи служит разрушение родительского мифа о наркомании как этапе возрастного развития или влиянии микросоциального окружения и достижение, по меньшей мере, частичной абстиненции и уровня контроля над подростком.

Можно выделить следующие общие цели, которых должна достичь семейная системная психотерапия в комплексной реабилитации подростков с аддиктивным поведением:

1) определить наркоманию как семейную проблему;

2) выявить, какие факторы в семье поддерживают злоупотребление психоактивными веществами подростком;

3) уменьшить резистентность семьи к лечению;

4) восстановить влияние родителей на подростка, структуру семьи, семейную иерархию;

5) прервать дисфункциональные картины поведения членов семьи;

6) улучшить внутрисемейную коммуникацию и другие копинг-механизмы;

7) подобрать индивидуальные стратегии вмешательства для реконструкции семейных отношений;

8) разрешить личностные проблемы родителей, поддерживающие симптом (зависимость от психоактивных веществ).

В семьях, в которых родители злоупотребляют наркотиками или алкоголем, осуществляется физическое или сексуальное насилие, имеет место неприятие проблемы как семейной, отсутствует родительская поддержка, — шансы на использование семейных подходов в лечении аддиктивного поведения у подростков уменьшаются.

4. Направления психологической реабилитации. Реабилитация является системой государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов (детей и взрослых) в общество и к общественно полезному труду. Реабилитация представляет собой сложный процесс, в результате которого у пострадавшего формируется активное отношение к нарушению его здоровья и восстанавливается положительное восприятие жизни, семьи и общества.

Концепция реабилитации включает и профилактику, и лечение, и приспособление к жизни и труду после болезни, и личностный подход к больному человеку. В настоящее время принято различать медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию.

Реабилитация психически больных (Кабанов М. М., 1978; Воловик В. М., 1979; Кабанов М. М., Вайзе К., 1980, Вид В. Д., 1993, и др.) имеет свои особенности, которые связаны в первую очередь с тем обстоятельством, что при психических заболеваниях, как ни при каких других, серьезно нарушаются социальные связи и отношения. Личность больного в целом, его социальные связи страдают с самого начала психического заболевания, личность, а не только отдельные функции (моторные, речевые и др.), на нарушения которых уже вторично больной может дать и, как правило, дает реакцию. Снятие и коррекция личностной реакции происходят в зависимости от успеха «основного» комплекса мероприятий, направленных на восстановление (реституцию) или компенсацию нарушенных функций. Реабилитация психически больных понимается как их ресоциализация, как восстановление (сохранение) индивидуальной и общественной ценности больных, их личного и социального статуса. Основой всех реабилитационных мероприятий, всех методов воздействия является апелляция к личности больного. Реабилитация, по мнению М. М. Кабанова (1985), имеет свои основные принципы (партнерство, разносторонность усилий, единство психосоциальных и биологических методов воздействия, ступенчатость прилагаемых усилий, проводимых воздействий и мероприятий) и этапы (восстановительная терапия, реадаптация, реабилитация в собственном смысле этого слова).

Таким образом, реабилитация представляет собой одновременно цель — восстановление или сохранение статуса личности, процесс (имеющий нейрофизиологические и психологические механизмы) и метод подхода к больному человеку.

Наиболее адекватно целям реабилитации, направленным на восстановление личного и социального статуса больных путем опосредования через личность лечебно-восстановительных воздействий и мероприятий, служит психотерапия. Изменение проявлений и течения психических заболеваний в сторону их смягчения и значительное расширение возможностей психофармакологического лечения способствовало возрастанию роли и повышению эффективности психотерапевтического воздействия. При этом «точкой приложения» психотерапии, в отличие от биологических методов лечения, является не сам патологический процесс (хотя его зависимость от эмоциональных факторов и деятельности индивида бесспорна), а личность пациента и система его отношения к действительности. В этом (если исключить различия в структуре личности и психофизиологической реактивности) кроется общее и отличительное в психотерапии больных неврозами и психически больных.

В первом случае она нацелена в большей мере на причину болезненного состояния, в последнем — на соучаствующие факторы и повышение адаптивных возможностей. Однако и там и здесь решаются сходные задачи реорганизации отношений и укрепления социальных позиций личности. Целесообразность применения при психических заболеваниях различных форм психотерапии (рациональной, суггестивной и др.) не вызывает сомнений. Однако групповая психотерапия во всех ее многочисленных вариантах рассматривается как наиболее адекватный метод реабилитации (ресоциализации) больных не только неврозами, но и психозами. Все большее распространение групповых форм психотерапии связывается, в частности, с растущим пониманием роли межличностных отношений как в развитии неврозов, других пограничных форм нервно-психической патологии, некоторых форм психозов, так и в их лечении. В условиях группы осуществляется одновременное влияние на все основные компоненты отношений — познавательный, эмоциональный и поведенческий; достигается более глубокая перестройка важнейших свойств личности, к которым относятся сознательность, социальность и самостоятельность. Групповая психотерапия больше, чем какой-либо другой метод психосоциального воздействия, способствует восстановлению системы отношений больных с микросоциальным окружением, приведению ценностных ориентации в соответствие с образом жизни, т. е. решению тех первоочередных задач, без которых невозможно успешное социальное функционирование пациентов. Можно выделить два вида групповых методов психотерапии и социотерапии в реабилитации психически больных.

1. Терапевтические процедуры, направленные на социальное поведение больного, его коммуникабельность, способность к самореализации, разрешению психологических и преодолению социальных конфликтов. Они проводятся, во-первых, в психотерапевтических группах, в которых изменение нарушенных способов поведения и переживания становятся непосредственно предметом обсуждения и сознательной рефлексии. Это группы, фокусированные на конфликтной проблематике больного (разговорные группы и группы проблемных дискуссий).

Во-вторых, терапевтические группы, в которых взаимодействия между пациентами опосредованы совместной деятельностью и переживанием (занятия художественным творчеством, совместное прослушивание музыки и т. п.).

Это группы, использующие тренировочные техники, игровые и творческие формы занятий (психомоторные, коммуникативные, группы арт- и музыкотерапии).

Творческая организация свободного времени наряду с трудом также рассматривается как средство формирования личности. В-третьих, здесь должен быть упомянут бифокальный терапевтический подход, при котором объектом психокоррекционной работы наряду с больным становятся члены его семьи (семейная психотерапия).

2. Оптимальная организация социальной структуры коллектива пациентов, имеющая в основе так называемые средовые группы: совет и собрания больных, функциональные группы, коллективные экскурсии, клуб пациентов и т. п. Эти социально-терапевтические группы, ориентированные на социальную активацию больных и их приобщение к жизни в обществе, способствуют тренировке общения и прививают пациентам навыки адекватного поведения в семье и на работе. Они обеспечивают корригирующий социальный климат, позволяющий заново пережить межличностные связи.

Разграничение групповых методов носит в известной мере условный характер, что можно, в частности, проследить на примере коммуникативных групп. Активация и восстановление нарушенного общения больных в этих группах, с одной стороны, требуют тренировки и преодоления неуверенности в себе, с другой — выявления и разрешения личностной проблематики, затрудняющей эффективную реализацию функции общения.

С косвенной (невербальной) терапией в условиях совместной деятельности непосредственно смыкается терапия занятостью. Уже в занятия пантомимой могут включаться вербальные компоненты. Такое же промежуточное значение занимает методика психотерапевтического рисунка. С помощью этих методов пациент получает возможность выражения своих переживаний, зачастую трудных для воспроизведения.

Вопрос о соотношении индивидуальной и групповой психотерапии может решаться по-разному в сторону интенсивности той или другой. Индивидуальная работа с больным важна для выявления его основной внутри- и межличностной проблематики, формирования мотивации к эффективному участию в групповых занятиях, коррекции реакций на ситуации группового взаимодействия. Во всех этих случаях она служит ценным дополнением групповой психотерапии и социотерапии и необходимой предпосылкой их продуктивности.

В зависимости от стадии развития, типа течения и формы психического заболевания меняется соотношение сомато-биологических (собственно процессуальных) и индивидуально-психологических факторов в формировании картины болезни, по-разному ущемлены способности больного к самореализации и к установлению адекватных и межличностных отношений. Соответственно должно меняться не только место психосоциальных методов в структуре восстановительного лечения, но и сами методы, так же как и те конкретные задачи, которые при этом ставятся. Так, например, в препсихотическом периоде шизофрении, на выходе из затяжного депрессивного состояния в периоде становления ремиссии личностные реакции и изменение системы отношений к действительности (в том числе и вызванные порочными формами психологической компенсации) могут определять состояние и особенности социальной адаптации пациентов. Психотерапевтическое вмешательство приобретает в подобных случаях патогенетический характер и требует включения методов, способствующих раскрытию и осознанию больными сущности и источников конфликта, с одной стороны, и поиску путей его рационального разрешения — с другой. Иными словами, необходимо достижение тех же целей, что и в психотерапии неврозов, с той лишь разницей, что оно не устраняет процессуальной основы болезни. Групповая психотерапия больных с выраженными проявлениями дезинтеграции личности, сниженной психофизиологической и психосоциальной толерантностью на поздних этапах развития процесса имеет иную направленность.

Все это определяет необходимость дифференциации задач групповой психотерапии и соответствующих им методов и одновременно служит основанием для комплексного избирательного использования различных приемов. Выделены несколько уровней такого рода задач:

1) эмоциональная стимуляция, социальная активация и налаживание коммуникаций;

2) выработка адекватных стереотипов поведения в трудных ситуациях, тренировка общения и повышение социальной уверенности;

3) формирование правильного представления о болезни и нарушениях поведения, коррекция установок и отношений и оптимизация общения;

4) раскрытие содержательной стороны психологического конфликта, перестройка системы отношений и нахождение адекватных форм психологической компенсации.

Наряду с этими общими задачами в ходе психотерапии могут решаться и другие, более частные. Их конкретизация требует многомерного учета сомато-биологического, психологического и социального компонентов функциональной недостаточности и ее динамики, в связи с которой могут меняться первоначально сформулированные задачи психотерапии.

Лечебные цели психотерапевтической работы достижимы лишь тогда, когда в достаточной мере учитывается активность патологического процесса, психическое состояние больного, его личность, особенности его непосредственного социального окружения, его доступность санации и индивидуальные жизненные условия, которые в совокупности определяют его реальные возможности. В зависимости от этого должен решаться, особенно в группе психотических больных, непростой вопрос о допустимой глубине вмешательства в сферу значимых отношений и о перестройке неэффективных, но сложившихся форм психологической компенсации. Практика дает немало примеров срыва адаптации и обострения болезненного состояния (вплоть до появления суицидальных тенденций) при неразумном вскрытии и обсуждении психологических проблем, имеющих неразрешимый для пациента характер.

Таким образом, психотерапия и социотерапия (так же, впрочем, как фармакотерапия, трудовая терапия, терапия занятостью и др.) не могут рассматриваться альтернативно в системе реабилитации психически больных. Они составляют единый комплекс психосоциальных методов, сочетанное применение которых на клинически дифференцированной основе является решающей предпосылкой достижения эффективного социального и трудового восстановления пациентов и оптимизации их личностного развития. Можно говорить лишь о смещении акцента в сторону психотерапии на различных этапах реабилитации.

Широко распространено мнение, что применительно к неврозам проблемы реабилитации как таковой не существует, так как психотерапия по своим целям идентична реабилитации и с ее помощью можно решить весь комплекс реабилитационных задач. Справедливо это положение лишь по отношению к личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии Карвасарского, Исуриной, Ташлыкова, в особенности к групповой ее форме, направленной на реконструкцию нарушенных отношений личности, а вместе с тем и на восстановление здоровья и полноценного социального функционирования больного. Здесь действительно психотерапия и реабилитация сливаются в единый процесс. Однако поскольку в реальной практике помощь больным неврозами оказывается зачастую путем применения одних лишь симптоматических методов, то при тяжелых, затяжных формах неврозов и невротических развитиях вопросы реабилитации приобретают особое значение и должны быть постоянно в поле зрения врача.

Описанные выше общие принципы реабилитации больных с нервно-психическими заболеваниями и роль в ее осуществлении методов психотерапии оказали существенное влияние в последние десятилетия на разработку и внедрение реабилитационных программ практически во всех областях медицины. Цели, задачи и конкретное их содержание определяются особенностями клинических проявлений болезни, ее течением, прогнозом, соотношением биологических, психологических и социальных механизмов в возникновении и развитии патологических расстройств.