Тема 1: «Знакомство с формами агрессии, ее причинами, способами борьбы с ее проявлениями»

Цель. Помочь детям осознать свое чувство гнева, чтобы эмоционально регулировать его.

Задачи:

1. Дать ученикам представление о «агрессии».

2. Создать благоприятные условия для более открытых, доверительных отношений между детьми.

3. Показать способы, как безопасно выражать негативные эмоциональные проявления.

Форма проведения:

  1. Упражнения на снятие агрессии в виде игр.
  2. Проективные упражнения.
  3. Групповая дискуссия.
  4. Подведение итогов.

Ход занятия:

Звучит спокойная музыка. Детям предлагается устроиться на подушках.

Ведущий: «Здравствуйте, я рада вас видеть! Давайте познакомимся, передавая свечу по кругу, называйте свое имя».

Упражнение «Фрукты и овощи»

Цель: настроить участников тренинга на деятельность, повысить настроение, создать положительный эмоциональный фон.

Вначале каждый игрок выбирает себе «имя» — фрукт или овощ. Эти «имена» запоминаются по принципу «снежного кома»: первый игрок называет своё имя, второй – имя первого и своё, третий – имена первых двух и своё и т.д.

После этого начинается сама игра. Один из участников – ведущий. Его место свободно. Сидящий слева от свободного места бьёт по нему правой рукой и зовёт какой-либо фрукт или овощ. Тот, кого зовут должен занять свободное место раньше, чем это сделает ведущий. Если сидящий слева замешкается или забудет «имя», свободное место занимает ведущий, а ведущим становится тот, кто замешкался, и игра начинается сначала.

Сегодня на занятии мы поговорим о эмоции, которое очень мешает в жизни человека для общения, дружбы, работы.

Упражнение «Цветок настроения»

Ведущий: «Передадим цветок, и каждый, у кого он окажется в руках, расскажет нам о своем настроении.

Каким еще бывает настроение? Отчего оно бывает разным?

Я вам покажу картинку, а вы постарайтесь понять, какие чувства испытывает ребенок, и попытайтесь его передать».

Психолог знакомит детей с различными эмоциями: интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина (классификация К. Изарда).

28 стр., 13796 слов

Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей

... у детей дошкольного возраста. Гипотеза: предполагается, что дидактические игры и лексические упражнения являются средством развития словаря детей дошкольного возраста; систематизация теоретического материала и ... нужных словоформ [22, с. 35]. Цель данной работы: исследовать уровень развития словаря у детей дошкольного возраста с помощью лексических упражнений и дидактических игр. Задачи: 1) ...

Какая из всех перечисленных эмоций мешает дружескому общению? А поговорим мы о гневе, а точнее об агрессии.

Что такое гнев, агрессия?

Упражнение «Пластиковое изображение гнева»

Цель: отреагирование гнева через движение.

Дети встают в произвольную позу. Затем каждый думает о ситуации (человеке), которая вызывает наибольшее чувства гнева. Дети сосредотачиваются на своих ощущениях и нужно отметить, в каких частях тела они наиболее сильны. Далее дети совершают движения таким образом, чтобы максимально выразить те чувства (негативные ощущения), которые они испытывают. Причем побудительный импульс должен исходить из той части тела, где негативные чувства наиболее сильные. При этом не нужно контролировать свои движения, важно выразить свои чувства.

Какая бывает агрессия, как и на что выражаться? Упражнение «Рисование конфликтной ситуации»

Цели: 1. Обучением более адаптивному поведению ребенка.

2. Отреагирование гнева через рисунок.

Предлагается нарисовать ситуацию, в которой ребенок вел себя агрессивно, а затем нарисовать новую картинку, изображающую как он разрешает конфликт конструктивно. Детям задаются вопросы:

— Что изображено на рисунке;

— Что вы чувствовали, когда рисовали свой гнев;

— Может ли он проговорить от лица своего рисунка;

— Изменилось ли его состояние, когда он полностью прорисовал свой гнев;

— Что вам теперь хочется сделать с этим рисунком.

Упражнение «Ласковое имя»

Каждый ребенок по кругу произносит ласковое имя, которым его называют дома, а остальные дети повторяют за ним с той же интонацией.

Упражнение-релаксация «Цветок-имя»

Психолог: «Закроем глаза и представим себе летний день в саду или на лесной полянке. Почувствуем запахи летнего дня. Может быть, кто-то сможет что-нибудь услышать, например, пение птиц. Рассмотрите цветы вокруг себя. А теперь попробуйте увидеть цветок, который вы могли бы назвать своим именем. Какой он?

Дети делятся впечатлениями, передавая свечу по кругу.

Тема 2: «Установление эмоционального контакта с участниками группы, ознакомление с правилами работы в группе, ориентация в обстановке, правилах группы, создание доверительных отношений»

Цель: Установление эмоционального контакта тренером группы, ознакомление с правилами работы в группе, создание доверительных отношений с тренером.

Установление эмоционального контакта с участниками группы, ознакомление с правилами работы в группе, ориентация в обстановке, правилах группы, создание доверительных отношений.

Форма проведения:

19 стр., 9051 слов

Диагностика личности и диагностика группы, взаимодействие детей друг с другом

... с социальной средой, и группа воспитанников ДОУ средней группы. Предмет изучения – диагностика личности и диагностика группы, взаимодействие детей друг с другом. Индивидуальный ... методик, подготовка бланков; Диагностика личности двух детей; Проведение тестов; Диагностика коллектива (группы); Составление характеристики на группу. 29.02 – 5.03 Оформление документации; Самоанализ деятельности ...

  1. Упражнения на снятие агрессии в виде игр.
  2. Проективные упражнения.
  3. Групповая дискуссия.

Ход занятия

Упражнение «Частичный выход»

Цель: снять мышечные зажимы у игроков.

Удобно расположившись на подушках, члены группы рас­слабляются. Затем по указанию ведущего каждый сжимает в кулак правую или левую руку и держит какое — то время кулак в напряженном состоянии. Все мышцы, кроме тех, которые сжимают кулак, должны оставаться предельно расслаблен­ными. При «квалифицированном» выполнении упражнения из глубокого расслабления выводятся только кисть и пред­плечье

одной руки.

Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами продолжим работу, но для начала я хочу познакомить с правилами работы в группе:

  • Приходить на занятия группы нужно вовремя.
  • Каждый участник группы имеет право выступить.
  • В группе все обязаны относиться друг к другу с уважением: пытаться не давать оценок, быть искренними в своих чувствах.
  • Во время занятий не допускаются насмешки друг над другом. Каждый защищен от физического насилия.
  • У каждого есть право сказать “нет” или “пропускаю”. Но прежде подумать: “Если я скажу “нет”, может, я потеряю единственную возможность узнать что-то важное про себя”.
  • Каждый имеет право покинуть группу, но «обратной дороги» нет. Если обстоятельства вынуждают преждевременно прекратить занятия, важно сказать об этом другим членам группе.

На прошлом занятии мы знакомились с эмоцией агрессия? Что такое агрессия, как и на что она может быть направлена?

Упражнение «Осознавание гнева через сенсорные каналы»

Цель: научить распознавать появление агрессивных тенденций.

Детям задаются вопросы:

— На что похож ваш гнев?

— Какой он на цвет, на слух, на ощупь, на запах?

Рисунок на тему «Мое настроение»

Ведущий предлагает нарисовать детям их настроение.

Вопросы для обсуждения:

Какое настроение ты нарисовал? Как цвета помогли тебе передавать настроение? Почему ты выбрал именно этот цвет? Можем ли мы по рисунку узнать настроение человека?

Ритуал прощания. “Аплодисменты по кругу”.

Ведущий: “Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам ритуал прощания, а точнее окончания занятия, в ходе которого аплодисменты сначала звучат тихо, а затем становятся все сильнее и сильнее”.

Релаксация

Ведущий: «Лягте на подушки, на спину. Устройтесь удобно, закройте глаза. Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает все тело и распространяется по нему.

Я спокойно отдыхаю. Отдыхают мои руки, мои ноги, отдыхает моя нервная система. Мое дыхание совершенно спокойно, мне дышится легко и свободно. Мои руки расслаблены и теплеют, чувство приятного покоя наполняет меня изнутри.

5 стр., 2135 слов

Тема № 6. Деятельность ведущего, направленная на группу в целом ...

... осознанные потребности участников?» Очень эффективно совместное с группой формулирование целей. В начале встречи ведущий может просто и прямо назвать свои цели, пути их достижения и временные затраты. Это ... ему нужно спросить после описания интерактивной игры: «Все поняли, как проходит это упражнение?» или «Может быть, кто-нибудь из вас повторит важнейшие пункты инструкции? Я ...

Я отдыхаю. Мое тело полностью расслаблено. Я наслаждаюсь полным покоем и отдыхом, который приносит мне силы и уверенность в себе. Я становлюсь спокойным и жизнерадостным. У меня хорошее настроение.

Тема 3: «Расширение информации о собственной личности»

Цель. Снятие на­копившегося эмоционального напряжения и предупреждение агрессивного проявления.

Задачи:

1. Снять мышеч­ное напряжение у участников.

2. Способствовать предотвращению чувства гнева.

3. Развить умение контролировать агрессивные ре­акции.

Форма проведения:

  1. Упражнения на снятие агрессии в виде игр.
  2. Проективные упражнения.
  3. Групповая дискуссия.

Ход занятия

Упражнение «Надувная кукла»

Цели:

1.Способствовать расслаблению игроков.

2. Сблизить участников группы.

Ведущий играет роль «насоса»: он делает движения руками, имитирующие работу с насосом и издает характерные звуки. Участники группы сначала расслабленно сидят в креслах, голова опущена, руки вяло висят вдоль тела. С каждым движениям «насоса» «резиновые куклы» начинают надуваться; участники распрямляются, поднимают голову, напрягают руки и в конце концов встают в полный рост, раскинув руки и расставив ноги. Через несколько секунд ведущий выдергивает «затычку» у куклы и игроки с шипением расслабляются и постепенно опускаются на корточки. Упражнение можно повторить 2 — 3 раза.

Упражнение «Мое настроение»

Цель: поднять настроение игрокам.

Участники в кругу, передавая друг другу мяч или игрушку, сообщают с каким цветом ассоциируется их настроение.

Группа делиться на тройки и рассаживается в кружки. Расстояние между микрогруппами не менее 1,5–2 метров. Инструкция участникам: “В группе выберете того, кто будет начинать упражнение. В кругу последовательно Вам необходимо обмениваться предложениями. Начинать фразу нужно с определенных слов, которые сейчас будут названы. Упражнение состоит из трех серий, начинать или заканчивать которые необходимо только по команде.

Серия 1. Раньше Я …

Серия 2. На самом деле Я …

Серия 3. Скоро Я …

Рефлексия: Что было трудно, что чувствовали, о чем думали.

Ритуал прощания. “Аплодисменты по кругу”.

Релаксация «Порхание бабочки»

Ведущий: «Удобно устройтесь на подушке, лежа на спине. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно.

Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движениями ее крыльев. Теперь пусть каждый представит, что он — бабочка, что у него красивые и большие крылья. Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов! Найдите глазами самый яркий цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Вдохните аромат этого цветка … и откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях».

7 стр., 3202 слов

Упражнение 4. «Кто я такой»

... собственную ответственность за свои профессиональные мотивы. Упражнение 1. «Паровозик». Ведущий предлагает всем участникам стать друг за другом в цепочку и закрыть глаза. Ведущий с открытыми глазами в течении 2- ... По итогам проведенного занятия проходит общий анализ происходившего в течение занятия с целью осознания и укрепления своих профессиональных мотивов. Занятие 3. Основные задачи: прояснение ...

Занятие заканчивается обсуждением того, что понравилось на занятии.

Тема 4: «Переоценка собственной личности: оценка того, что подросток чувствует и думает о себе и собственном поведении»

Цель. Установле­ние личностного комфорта у де­тей.

Задачи:

1. Создать дове­рительную атмо­сферу в группе.

2. Содействовать пониманию чле­нами группы важности кон­троля агрессив­ных проявлений, как условия взаимопонимания и сближения.

3. Обобщить полученный опыт, получить обратную связь.

Форма проведения:

  1. Упражнения на снятие агрессии в виде игр.
  2. Проективные упражнения.
  3. Групповая дискуссия.

Ход занятия

Ведущий приветствует детей. Звучит спокойная музыка, дети садятся на подушки.

Участники группы садятся по кругу и заново знакомятся: необходимо сказать, как их зовут, что означает, как переводится имя.

Игра «Эхо»

Ведущий: «Тот, кто сидит справа от меня, называет свое имя и прохлопывает его в ладоши, вот так: «Женя, Же-ня», а мы дружно, как эхо, за ним повторяем. Затем свое имя прохлопывает Женина соседка справа Алена, а мы снова повторяем. Все по очереди назовут и прохлопают свое имя. После каждый расскажет, что означает их имя.

Упражнение: «Зеркало»

Цель: развить доверие у членов группы.

Участники разбиваются на пары, становятся лицом друг к другу. Один из играющих делает замедленные движения руками, головой, всем телом. Задача другого — в точности копировать все движения напарника, быть его «зеркальным отражением». В каждой паре участники самостоятельно подбирают нужную сложность движений и их темп.

Завершить предложения:

“У меня лучше всего получается…”.

“Я горжусь тем, что я…»

“Самая трудная ситуация, с которой я успешно справился – это…»

Ведущий напоминает о необходимости использовать все свое умение слушать: улыбаться, кивать головой и применять другие невербальные знаки внимания. Если подросток при выступлении смотрит на психолога или в сторону, необходимо напомнить, что он должен обращаться прямо к группе.

Ребята, я хочу вас познакомить со способом управления гневом. Правилоное дыхание в негативной ситуации поможет вам избежать неприятности.

Упражнение «Дыхание»

Цель: сформировать способность управлять негативным эмоциональным состоянием.

Удобно устроиться на подушках, по окружности. Расслабиться и закрыть глаза. По команде «Начали!» мягко следить за дыханием. Не управлять дыханием и не нарушать его естественный рисунок. Через 5 — 15 минут по команде «Стоп!» прекратить упражнение. Перейти к обсуждению.

Вы почувствовали какое было ваше дыхание в спокойной обстановке? Запомните его.

Какое дыхание бывает после бега, крика, нервного напряжения, в гневе? А после сна, в процессе хорошего настроения?

Дыхание является очень чутким индикатором нашего напряжения: любые колебания психических состояний отра­жаются на способе дышать.

15 стр., 7087 слов

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ

... 2. Упражнение "Я хочу тебе подарить" (развитие психологического климата) Ведущий начинает упражнение, обращаясь к сидящему справа от него участника, с ... этом нет ничего мистического. По дыханию партнера (а если упражнение выполняется с открытыми глазами, то ... желание. Ведущий тренинг высказывает своё пожелание в конце круга. Упражнение "Компакт - опросы" (повышение уровня общительности) Цель игры ...

Суть этого упражнения в том, что сконцентрировать внимание на чем-то и не вмешиваться в это невозможно, если сохранять при этом жесткий стиль сосредоточения.

Домашнее задание. Написать письмо другу “У меня есть тайна”. Тайна может быть у всех разная.

Упражнение «Дружеские объятия»

Ведущий: «Попрощайтесь, пожалуйста, с тем, кто стал вам дорог, более тепло: обнимитесь, как очень добрые друзья и скажите друг другу «Спасибо!»

Тема 5: «Переоценка окружения: оценка того, как агрессивное поведение влияет на окружение»

Цель: развить способность у детей контролировать агрессивные реакции.

Задачи:

  1. Способствовать осознанию школьниками необходимости контроля агрессивного поведения, как условие эффективного взаимодействия с окружающими людьми.
  2. Установление личностного комфорта у детей.
  3. Содействовать пониманию членами группы важности снятия агрессивных побуждений, как условия взаимопонимания и сближения.

Снятие накопившегося эмоционального напряжения

Форма проведения:

  1. Упражнения на снятие агрессии в виде игр.
  2. Проективные упражнения.
  3. Групповая дискуссия.

Ход занятия

Ритуал приветствия. “Нетрадиционное приветствие”

Упражнение «Признание в любви»

Цель: настроить участников тренинга на деятельность, повысить настроение, создать положительный эмоциональный фон.

Участники выбирают негласно в группе человека, который по самым разнообразным признакам и качествам им импонирует. Следует назвать пять наиболее ярких качеств, которые с точки зрения каждого из участников, характеризует выбранного ими участника, который больше нравиться. По очереди игроки описывают выбранного человека, остальные участники должны угадать о ком идет речь.

Обсуждение домашнего задания. Не нужно рассказывать о своих тайнах, а изобразить, как окружающие отреагировали бы, узнав об этой тайне. Группа обсуждает насколько тайна “страшная”. Желающие могут рассказать о содержании письма.

Упражнение “Качели” (покачаться на спинах друг друга)

Упражнение в парах: из исходного положения, сидя на корточках спиной друг к другу, попытаться встать. “Только поддерживая друг друга можно достичь лучшего будущего”.

Притча о змее. Жила была невероятно свирепая, ядовитая и злобная Змея. Однажды она повстречала мудреца и, поразившись его доброте, утратила свою злобность. Мудрец посоветовал ей прекратить обижать людей, и Змея решила жить простодушно, не нанося ущерба кому–либо. Но как только люди узнали про то, что Змея не опасна, они стали бросать в нее камни, таскать ее за хвост и издеваться. Это были тяжелые времена для Змеи. Мудрец увидел, что происходит и, выслушав жалобы Змеи, сказал: “Дорогая, я просил, чтобы ты перестала причинять людям страдания и боль, но я не говорил, чтобы ты никогда не шипела и не отпугивала их.

Мораль: нет ничего страшного в том, чтобы шипеть на нехорошего человека или врага, показывая, что вы можете постоять за себя и знаете, как противостоять злу. Только вы должны быть осторожны и не пускать яд в кровь врага. Можно научиться противостоять злу, не причиняя злу в ответ.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

Домашнее задание: “Письмо другу” Рассказать о ситуации, в которых чувствовали злость, обиду, раздражение, по принципу Я-высказываний

Подведение итогов

— Что вы понимаете под понятием «агрессия» сейчас?

— Считаете ли вы себя агрессивными?

— Какие чувства испытывали до занятий?

— Какие чувства испытываете сейчас?

— Вы можете контролировать агрессивные реакции?

— Что понравилось?

— Что было сложным?

— Что было интересным?

— Как выглядит неагрессивный человек?

— Каким лучше быть: агрессивным или неагрессивным человеком?

— Почему?

Релаксация «Путешествие в волшебный лес»

Ведущий: :Лягте удобно и закройте глаза. Представьте, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников, всевозможных цветов. В самой чаще стоит белоснежная каменная скамейка, присядем на неё.

Прислушайтесь к звукам и насладитесь запахами вокруг вас: пахнет влажная земля, ветер доносит запах сосен. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Насладитесь этим ощущением, захватите это чувство с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть оно будет с вами весь день».

Ведущий: «Пришла пора прощаться. Встанем в круг, возьмемся за руки и скажем своим соседям добрые слова: «Спасибо, Настя, мне было очень приятно с тобой работать!»