- Понятие управления как вида человеческой деятельности.
- Соотношение понятий «управление», «администрирование» и «менеджмент».
Управление — непрерывный процесс воздействия на объект управления (личность, коллектив, технологический процесс, предприятие, государство) для достижения оптимальных результатов при наименьших затратах времени и ресурсов.
Виды управления: политическое, социальное, хозяйственное (менеджмент), техническое и др.
Теория управления — наукао принципах и методахуправленияразличнымисистемами,процессамииобъектами.
Предмет исследования — закономерности организации управленческого процесса и возникающие во время этого процесса отношения между людьми, система и методы активного воздействия на объект управления, способы предвидения и прогнозирования изучаемых процессов.
Менеджмент — управление в частном секторе экономики (достижение результатов).
Публичное администрирование — управление в публичном (общественном) секторе экономики (следование инструкциям).
Менеджмент ― управление в условиях рынка, рыночной экономики:
- ориентация на спрос и потребности рынка;
- постоянное стремление к повышению эффективности производства;
- хозяйственная самостоятельность.
Организация как объект управления
- Понятие организации. Характеристики организации.
- Особенности управленческого труда.
- Внутренняя и внешняя среда организации.
Организация — группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.
Базовые модели организации: механистическая; ориентированная на человеческие ресурсы; системная; организация как общественный институт.
Механистическая модель:
1. Организация рассматривается как закрытая система. Основное внимание уделяется комбинации производственных факторов и опоре на рациональную бюрократию.
Модели и методы управления организацией
... показывает, что ключ к успешной деятельности предприятия - это, прежде всего, четкая организация управления организацией. Менеджмент как взаимозависимая система управления направлена на достижение всей совокупности целей и задач, стоящих перед ...
2. Главная функция управления — оперативное управление производством, оптимизирующее структуру производственных факторов.
3. Эффективность управления — соотношение выпущенной продукции и затрат ресурсов.
Модель, ориентированная на человеческие ресурсы:
1. Организация рассматривается как закрытая система, коллектив людей. Основное внимание уделяется разделению труда и кооперации труда.
2. Главные функции менеджмента — это организация и управление персоналом и управление внутренними процессами.
3. Эффективность управления — успешное использование человеческих ресурсов: производительность труда, моральный климат, социальный климат и др.
Системная модель организации:
1. Организация — открытая система и составная часть среды. Основное внимание уделяется взаимосвязи факторов внешней и внутренней среды.
2. Главные функции менеджмента — это стратегический менеджмент и управление входными ресурсами.
3. Эффективность управления — способность получать необходимые ресурсы из внешней среды и сравнение результатов работы со стратегическими целями.
Модель организации как общественного института:
1. Организация рассматривается как открытая система и общественный институт. Основное внимание уделяется взаимосвязи интересов разных групп.
2. Главные функции менеджмента — это стратегия ограниченной оптимизации, балансирование интересов групп и укрепление позиций в обществе.
3. Эффективность управления — степень удовлетворения ожиданий и потребностей всех групп интересов.
Общие характеристики организаций:
- использование ресурсов;
- взаимодействие и взаимозависимость с внешней средой;
- горизонтальное разделение труда;
- вертикальное разделение труда.
Горизонтальное разделение труда в организации производится в виде деления всей работы на составляющие, координации усилий (согласования их действий).
Управленческий труд — вертикальное разделение труда, отделение работы по координации действий от самих действий.
Характеристики управленческого труда:
а) горизонтальное разделение управленческого труда ― это расстановка конкретных руководителей во главе отдельных подразделений;
б) вертикальное разделение управленческого труда, которое образует уровни управления.
Три категории руководителей: управляющие низового, среднего и высшего звена. Руководители низового звена ― организационный уровень, находящийся непосредственно над исполнителями. Руководители среднего звена координируют деятельность управленцев низового звена. Высший организационный уровень принятие наиболее важных решений в организации.
Внутренняя среда: цели, структура, задачи, технология, люди.
Внешняя среда:
Социально-психологические и организационные основы разработки ...
... работают вместе для достижения общих целей. При работе над общими целями организации возникает необходимость управления организацией, вопросы, требующие от руководителей принятия управленческих решений. ... -строительных и эксплуатационных работ Советского района города Волгограда". Методическая основа. Теоретической и методической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных авторов ...
— прямого воздействия (поставщики; трудовые ресурсы; законы и учреждения государственного регулирования; потребители; конкуренты; местные сообщества; профсоюзы и др.).
— косвенного воздействия (состояние экономики; научно–технический прогресс; социокультурные факторы; политические изменения; влияние групп интересов; международные факторы; экологические факторы и др.).
Эволюция управленческой мысли
- Первые исторические подходы к проблеме управления.
- Развитие зарубежной науки управления.
- Формирование новой управленческой парадигмы и ее сущность. Формирование российской модели управления.
- Зарубежные модели менеджмента.
Управление — это древняя практика и относительно молодая наука, возраст которой насчитывает немногим более 100 лет. Научная основа для успешной управленческой практики была заложена только в ХХ веке.
Этап развития как сферы знания — начало ХХ века, учение Ф.Тейлора (книга «Принципы научного управления»).
Американские компании в целом наглядно продемонстрировали ее практическую значимость и влияние на развитие экономики.
А.Файоль — отец современной теории управления (1916 г. — «Промышленное и общее администрирование», затем — «Административная теория государства»).
«Управлять — значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать». Разработал принципы управления, классифицировал деятельность управленца по функциональным признакам. Он дал определение видов деятельности, или функций управления: планирование, организация работы, управление, координация и контроль. Файоль выдвинул положение об универсальности управленческих функций, что все перечисленные им управленческие функции свойственны менеджерам, работающим в самых разных по профилю организациях.
30-е годы — проблемы человеческого фактора. Э.Мэйо — социолог и психолог: рабочая обстановка — это социальная среда, в которой люди мотивируются гораздо большим разнообразием факторов, чем просто экономической выгодой. Результаты его исследований привели к пересмотру методов управления на предприятии. В отличие от Ф. Тейлора, Э. Мэйо не считал, что рабочий ленив по своей природе. Напротив, он утверждал, что если создать соответствующие отношения, человек будет трудиться с интересом и энтузиазмом.
40-е годы — развитие поведенческой школы (бихевиоризма), основоположником которой считается Ч.Барнард. Эффективный руководитель должен понимать важность таких факторов, как потребности, побудительные мотивы, стимулы, лидерство, личностные характеристики, поведение, рабочие группы и регулирование изменений, так как все это оказывает влияние на способность руководителей осуществлять управление.
ВИДЫ, МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
... вопросы и задания 1. Что такое воспитательное воздействие и каковы его виды и методы? 2. Назовите приемы воспитательного воздействия и дайте их, характеристику. 3. Дайте характеристику ... обучения и развития. 47.Воспитание и обучение как особый тип управления психическим развитием личности. 48.Концептуальные подходы к решению проблемы взаимосвязи обучения и развития. 49.Основные категории ...
Поведенческая школа состоит из двух направлений: направление межличностного поведения (между членами коллектива) и направление группового поведения (концепция людских ресурсов).
Наука управления — замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями. Управление — логический процесс, который может быть описан математическим языком.
Формализация управленческих функций, интеграция труда, человека и ЭВМ потребовали пересмотра структурных элементов организации (служб учета, планирования, маркетинга и т. п.).
Методы моделирования, анализа в условиях неопределенности, математическое обеспечение оценки многоцелевых управленческих решений легли в основу функции прогнозирования.
Модель — это форма представления реальности. Математическая модель — это описание какого-либо класса явлений, выраженное с помощью математической символики.
Наиболее известные зарубежные школы менеджмента: американская, японская и европейская (прежде всего, немецкая).
Американская модель: эффективность любой организационной системы или организации определяется ее отработанностью с различных позиций — правовой, кадровой, материальной, финансовой, временной, внешних условий и т.д. Разграничение процесса принятия стратегических деловых решений и оперативных решений. Равноправие — легко меняют место своей работы в поисках лучших индивидуальных возможностей. Угроза увольнения является важной дисциплинарной мерой для руководителей.
Важнейшая особенность управления в Германии: сочетание методов рыночной экономики и регулирующей роли государства при безусловной экономической свободе предпринимательства. Рыночная экономика опирается на частную собственность, свободное ценообразование, конкурентные рыночные отношения и выход на внешний рынок; государство обеспечивает стабильность стоимости денег, борьбу с экономическими кризисами, социальную справедливость и реализацию антимонопольных мероприятий.
В европейском и американском менеджменте основной целью является максимализация прибыли, то есть получение наибольшей выгоды с наименьшими усилиями.
Менеджмент в Японии основан на коллективизме, использует морально-психологические рычаги воздействия: чувство долга перед коллективом, минимально расслоение по благосостоянию. Основной предмет управления в Японии — трудовые ресурсы. Цель — повысить эффективность работы предприятия в основном за счет повышения производительности труда работников.
Характерные признаки японского управления:
1) Гарантия занятости и создание обстановки доверительности.
2) Гласность и ценности корпорации.
3) Управление, основанное на информации.
4) Управление, ориентированное на качество.
5) Постоянное присутствие руководства на производстве.
Методы управления организацией 2
... управления, применяют методы управления. Метод управления -- это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей. Понятие «метод управления» ... человека. Существуют несколько подходов и классификаций методов управления, однако по наиболее ... методов управления. Для того чтобы система этих методов работала эффективно, необходимо два основных ...
6) Поддержание чистоты и порядка.
Подходы и методы в управлении
- Процессный подход в управлении.
- Системный подход в управлении.
- Ситуационный подход в управлении.
- Общенаучные методы теории управления. Методы решения управленческих проблем.
Основные положения
Процессный подход — управление как непрерывная серия взаимосвязанных управленческий действий для успеха организации (управленческие функции).
Процесс управления является универсальным — основные управленческие функции выполняется всеми руководителями, независимо от вида предприятия, рода деятельности или занимаемого уровня в иерархии.
Системный подход — организация как совокупность взаимосвязанных элементов (цели, ресурсы, структура, процессы и др.), которые ориентированы на достижение целей.
Любая организация (фирма, предприятие, учреждение, орган управления) является системой — целое, состоящее из взаимозависимых частей. Системный подход обеспечивает возможность изучения альтернативных вариантов, анализа ограничений и последствий принимаемых решений.
Сложная система характеризуется признаками:
1. Единой целью деятельности.
2. Иерархичностью и наличием нескольких уровней управления.
3. Несколькими подчиненными подсистемами, каждая из которых имеет свою цель, подчиненную общей цели системы.
4. Множеством связей между подсистемами и внутри них.
5. Комплексным составом входящих в сложную систему элементов: людей, машин, природной среды.
6. Устойчивостью к воздействиям внешних и внутренних возмущающих факторов и наличием самоорганизации.
Ситуационный подход — пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Самым эффективным в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.
Обязательные шаги:
- Руководители должны уметь осуществлять анализ ситуации.
- Подход к осуществлению управления должен соответствовать требованиям ситуации.
- Руководители должны создавать потенциал и необходимую гибкость.
- Руководители должны произвести соответствующие изменения, позволяющие адаптироваться к ситуации и использовать ее на благо организации.
Общенаучные методы теории управления условно подразделены на две области — эмпирическую и теоретическую. Эмпирические методы: наблюдение, эксперимент, моделирование. Теоретические методы: абстрагирование, формализация, анализ и синтез, дедукция и индукция и т.д.
Методы управления — совокупность способов и средств воздействия управляющего субъекта на объект управления для достижения определенных целей:
1.Экономические — способы воздействия посредством создания экономических условий.
2.Социально-психологические — способы воздействия на объект управления, направленные на управление социально-психологическими отношениями.
Социально-психологические методы управления организацией
... эффективность работы всех подразделений предприятия. В системе управления персоналом существуют различные методы управления такие, как административные, экономические, социально-психологические, которые тесно переплетаются между собой и направлены на достижение целей организации. Целью ... воздействия эти методы можно разделить на две основные группы: социологические методы, которые направлены ...
3.Административные (организационно — распорядительные) — непосредственное воздействие на управляемый объект, имеют обязательную силу для исполнения.
Методы принятия управленческих решений — представление процесса управления как совокупности этапов и процедур, необходимых для разрешения проблем и использования возможностей.
Функции управления
- Планирование в системе управления.
- Организация как функция управления.
- Мотивация в управлении.
- Контроль как функция управления.
Основные положения
Планирование — определение общего направления функционирования и развития организации в целом, постановка целей, обоснование ресурсов и реализуемости:
- миссия организации;
- принципы работы;
- цели и задачи долгосрочной деятельности;
- параметры эффективности;
- стратегии или способы достижения параметров;
- тактика или средства реализации намеченных стратегий.
Виды планов:
1. По срокам: краткосрочные (до года), среднесрочные (от 1 до 2 лет), долгосрочные (5-10 лет) и перспективные (более 10 лет).
2. По целям: стратегические и тактические.
Стратегии — намерения организации действовать в определенном направлении на долгий период, связанное с решением важнейших проблем. В целях конкретизации стратегий разрабатываются планы (объемы, сроки выполнения работ, ответственные исполнители и объемы необходимых ресурсов).
Организация — формирование и обоснование набора видов работ, необходимых для выполнения деятельности, определение по каждому виду деятельности: компетенции, полномочий, ответственности. Формируются уровни управления, подразделения, система связей между ними.
Организационная структура — формально закрепленное разделение труда по управлению.
Типы организационных структур: бюрократические (механистические) и адаптивные (органические).
Виды бюрократических организационных структур:
- линейная;
- функциональная;
- линейно-штабная;
- линейно-функциональная;
- дивизиональная.
Виды адаптивных организационных структур:
- проектная;
- матричная;
- сетевая.
Мотивация как функция менеджмента — процесс побуждения себя и других людей к деятельности через формирование мотивов поведения для достижения личных целей и целей организации.
Основные задачи мотивации:
- признание результатов труда сотрудников;
- демонстрация отношения к высоким результатам;
- популяризация качественного труда сотрудников;
- обеспечение процесса повышения трудовой активности.
Контроль — это процесс обеспечения достижения целей. Три аспекта управленческого контроля:
Тема 13: Психология управления мультикультурными организациями
... является важной предпосылкой, повышения эффективности деятельности управления и организации трудового процесса. Национальные ... для благоприятного проявления национальных особенностей. Основные виды взаимоотношений в многонациональном ... дарят подарки; берутся за те функции, где уверены в положительном ... предрассудками, внедрить систему адаптационных мероприятий, цель которых – научить персонал работать ...
1.Установление стандартов (требований).
2.Измерение того, что было в действительности достигнуто за определенный период, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами.
3.Действия для коррекции серьезных отклонений от первоначального плана. Одно из возможных действий — пересмотр целей.
Управление человеческими ресурсами
- Основы кадровой политики в организации.
- Методы управления персоналом.
- Культура организации как фактор эффективности управления.
- Стиль управления.
Основные положения
Кадровая политика — система правил и норм, приводящих человеческий ресурс в соответствие со стратегией организации, составная часть политики организации.
Цель кадровой политики — обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в соответствии с потребностями организации.
Основная задача эффективной кадровой политики предприятия — обеспечение учета интересов всех категорий работников и социальных групп коллектива.
Основные методы управления персоналом:
1. Экономические — приемы и способы воздействия с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов.
2. Организационно-распорядительные — методы прямого воздействия, носящие директивный и обязательный характер.
3. Социально-психологические (мотивация, моральное поощрение, социальное планирование).
Три направления активизации человеческого ресурса:
1.Внедрение систем управления и поощрения за конечные результаты работы.
2.Изучение и внедрение лучших практик, разработка организационной или управленческой культуры.
Организационная культура:
- моральные нормы и ценности;
- принятые нормы поведения;
- укоренившиеся ритуалы;
- установленные стандарты качества продукции;
Основные типы организационной культуры:
а) коллективистская;
б) индивидуалистская.
Специальные инструменты:
- традиции;
- мифология;
- гуманистическое отношение к работнику;
- введение новых терминов, принятых к использованию внутри организации;
- адаптация или наставничество;
- культура внутриорганизационных отношений (обряд перехода с одной должности на другую, обращение коллег друг к другу);
- поддержание социально-психологических традиций в коллективе (отношение к ветеранам, прием новых сотрудников).
Культура организации — один из факторов прибыльности и конкурентоспособности коммерческих организации, а также фактор успеха, эффективности деятельности, а подчас и выживания некоммерческих организаций.
Психологическое управление производственной организацией
... предприятия в дальнейшее акционирование повлекли серьезные изменения в структуре управления. Так были укрупнены путем объединения основные выпускающие цеха. Это позволило устранить дублирование в их ... меняется социально-психологический климат российского общества и каждой его ячейки в отдельности. В экономической сфере появляется все больше и больше негосударственных предприятий и организаций: ...
Типология индивидуальных стилей руководства:
- авторитарный (директивный);
- демократический (коллегиальный);
- нейтральный (либеральный) или анархический (попустительский).
Эффективность управления
- Понятие, сущность и содержание эффективного управления организацией.
- Управление нововведениями.
Основные положения
Эффективность — достижение целей при минимальных нежелательных последствиях или издержках.
Три вида организационной эффективности:
1.Индивидуальная эффективность.
2.Групповая эффективность.
3.Эффективность работы в целом.
Виды эффективности:
1. Эффективность ресурсная — отношение результата к затраченным на его получение ресурсам (экономическая эффективность, рентабельность).
2. Эффективность целевая — правильность выбора и степень достижения цели (результативность).
3. Эффективность средства — действенность выбранного средства и его адекватность поставленным целям.
Эффективность управления — это результативность функционирования системы и процесса управления, то есть интегрированный результат. Важно — показатели, отражающие индивидуальное и групповое удовлетворение.
Показатели, используемые при оценках эффективности:
1. Группа показателей, характеризующих эффективность системы управления (объем, прибыль, себестоимость, объем капитальных вложений, качество продукции, сроки внедрения новой техники и т.п.).
2. Группа показателей, характеризующих содержание и организацию процесса управления (текущие расходы на содержание аппарата управления, эксплуатацию технических средств, содержание зданий и помещений, подготовку и переподготовку кадров управления).
3. Группа показателей, характеризующих рациональность организационной структуры и ее технико-организационной уровень (звенность системы управления, уровень централизации функций управления, принятые нормы управляемости, сбалансированность распределения прав и ответственности).
Нововведение (инновация) — новый порядок, новый метод, изобретение, новое явление. Прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ. Государственное ...
... центра высшей школы Южного федерального университета Л.В. Маколова, заведующий кафедрой управления и экономики таможенного дела Ростовского филиала Российской таможенной академии, кандидат ... религиоведения, истории, искусствоведения, межкультурной коммуникации. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Программа курса имеет мировоззренческую и практическую направленность. По окончании ...
Сопротивление — это сознательные действия человека (иногда бездействие), направленные на затягивание принятия и реализации тех или иных решений в организации.
Универсальные методы преодоления сопротивления:
- информирование и общение;
- участие и вовлеченность;
- помощь и поддержка;
- переговоры и соглашения;
- манипуляции и кооптации;
- явное и неявное принуждение.
Управление в публичном (общественном) секторе экономики
- Социально-экономические процессы как объект управления.
- Изменение роли государства как субъекта управления социально-экономическими процессами.
- Эффективность публичного управления.
- Государственная служба, управление и этика.
Основные положения
Социально-экономические процессы — совокупность всех динамических изменений в обществе, эволюция политических и экономических явлений, конкретное изменение их состояния, как во времени, так и в пространстве.
Функции государства — основные направления его деятельности, которые связаны с решением задач, стоящих перед обществом на том или ином этапе его развития.
Внутренние функции — деятельность государства внутри данной страны (политическая; экономическая; социальная; экологическая; охрана прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка).
Внешние функции — решение задач государства на международной арене (функция интеграции в мировую экономику; обороны страны; поддержки мирового правопорядка; сотрудничества по глобальным проблемам).
Политическая функция — обеспечение государственного суверенитета, защита конституционного строя, обеспечение полновластия народа в различных формах.
Экономическая функция — выработка экономической политики, управление государственной собственностью, установление правовых основ рынка и ценовой политики, пресечение недобросовестной конкуренции (монополизма), охрана прав потребителя от недобросовестного производителя.
Социальная функция — обеспечить занятость трудоспособного населения и осуществление социальной защиты тех, кто нуждается в государственной поддержке, государственная политика в области образования, науки, культуры, здоровья граждан.
Усложнение функций современного административно-государственного управления — наряду с традиционными задачами исполнения решений, обслуживания, регулирования, лицензирования и т.п., появляются принципиально новые задачи, связанные с принятием решений.
Реформирование публичного управления и администрирования — государство становится в ряд с другими участниками рынка услуг, то потребители государственных услуг имеют полное право предъявлять не просто спрос на эти услуги, но и претензии к качеству и стоимости этих услуг.
Позитивные последствия реформы публичной службы в развитых странах:
- заработали механизмы конкуренции, в результате чего функциональная эффективность работы государственных ведомств стала повышаться;
- начала сокращаться стоимость выполнения тех или иных государственных функций и оказания услуг.
Реформирование государственной службы в России осложнено ее отличительными особенностями, необходимостью преодоления исторического наследия. В России объективно вынуждены выстраивать отношения, типичные для Европы в середине XX века.
Государственная служба предполагает наличие у каждого работающего того или иного объёма властных распорядительных полномочий.
Этические нормы поведения для государственных чиновников могут значительно различаться в зависимости от традиций и особенностей той или иной страны.
19