БЛОК1. Манипуляции в межличностных коммуникациях (микроуровень)

Сценарий

Либо играть по-крупному, либо вообще не играть. (с.)

 

Все в обычной одежде, возможен деловой стиль. Один из нас в маске и/или костюме Полишинеля (или другого героя народного театра) – он маленьких, хитрый и забавный. (Потом снимает маску)

 

Выходим все вместе, поем песню, в масках (необязательно).

Мы щелкаем пальцами в такт музыке. На экране нарезка из видео про марионеток (см. на моей странице подборка).

На 2-м куплете появляется видео с кукловодом – человек в черной маске, который дергает за белые нитки. Мы, стоя под экраном выполняем подобные движения, похожие на танец кукол. Потом он исчезает и мы продолжаем просто петь.

 

Поем либо оригинал (он не совсем подходит по смыслу), либо вот этот текст, который нуждается пока в серьезной доработке. Боря может сыграть на гитаре?

 

То ли люди, то ли куклы — видно кто-то очень мудрый
Правит нами каждый новый день
И спектакль для вас играя, в балаган вас приглашаем,
Где куклы так похожи на людей.

Богачи и работяги, и солдаты и бродяги
И ученый с сединой в висках
И блондинки, и брюнетки — да, все мы марионетки
В ловких и натруженных руках.

Кукол дергают за нитки, на лице у нас улыбки
Не борясь, сдаемся мы в борьбе
И в процессе представленья, создается впечатленье
Что мы пляшем сами по себе.

 

Улыбается ехидно – кукловод, его не видно,

Вверх и в темноту уходит нить.
А мы так ему послушны, и мы верим простодушно
В то, что сами можем говорить.

И конца не видно, края, кто живет, а кто играет
Что имеет смысл ты не поймешь.
Метафоры нас ослепляют, и никто не понимает,
Что вокруг спектакль — сплошная ложь.

 

Полишинель: Сегодня мы погрузим вас в бездонный мир манипуляций людьми и целыми группами людей, странами и мирами! Но прежде, чем запудрить ваши очаровательные головки, мы проведем с вами сеанс груповой трансцендентальной медитации! Итак, закройте глаза!

(тихим вкрадчивым голосом)

Отвлекитесь от посторонних мыслей! Поднимите правую руку вверх, потрясите кистью. Поднимите левую руку вверх. Покачайте руками, пошумите, как шумят берёзы: ш-ш-ш-ш-ш! Разведите руки в стороны. Пожужжите как пчёлы: ж-ж-ж-ж-ж! Помашите руками как птица. Покричите: кыш-кыш-кыш! Можете открыть глаза…

16 стр., 7935 слов

Детский театр кукол

... в репертуаре заняли спектакли на патриотическую тему: «Сын полка», «Город мастеров», «Два капитана». В 70-е годы в СССР было уже более 100 кукольных театров, 46 драматических и 1 музыкальный детский театр. ... работы по изготовлению ширмы и кукол. В заключении указаны основные выводы по работе. Список литературы состоит из Глава I. Кукольный театр 1 История возникновения кукольного театра В XV веке в ...

(громким, смеющимся голосом):
Поздравляю! Вы с успехом окончили школу огородных пугол!

(коварно смеется, убегает).

 

Ведущий 1:(который тоже «стал пугалом» — ну, чтоб разминка не казалось обидной):

 

Что ж, мы только что на себе почувствовали, каково бывает оказаться в руках манипулятора. А у меня для вас есть еще одна игра.

— Загадай цифру от 1 до 9 и умножь на 9. Если число состоит из 2-х цифр, сложи числа, из которых состоит это число. Вычти из этого 4. Теперь выбери букву алфавита по принципу А=1,Б = 2, В = 3 и т.д. Теперь вы получили букву. Выбери название европейской страны, начинающееся на эту букву. Посмотри на последнюю букву этого названия и загадай фрукт, с которым она ассоциируется.

 

(сосредатачиваясь, размышляя пару секунд, потом- голосом провидца)

Ваш фрукт — это яблоко!

 

Ведущий 2: А страна, которую вы загадали – Дания.

 

В 1: Все просто — все цифры, умноженные на 9, всегда дают число, сумма цифр которого также дает 9. Так что, какую цифру ни выбрать, я всегда знаю, что в сумме получится 9. Если вычесть 4, останется 5. Поэтому, когда я прошу назвать страну, начинающуюся на соответствующую букву алфавита, это обязательно «д». А единственная страна в Европе, начинающаяся на «д» — это Дания. Единственный фрукт, начинающийся на последнюю букву страны, — Яблоко.

 

В 2: Вы думаете, что у вас есть выбор, но вы не выбираете. Вы лишь идете по скрытым рельсам, с которых не можете свернуть.

Сегодня мы научим вас, как распознавать манипуляции и не быть орудием в руках манипуляторов.

 

 

Определение

В3: Существует множество определений манипуляции. Обобщив их, можно сказать, что манипуляция— программирование людей на выгодное для манипулятора поведение за счет воздействие на его чувства и психическое состояние.

В 1: Манипуляция обладает определенными признаками:

 

1) манипуляция — это скрытое воздействие на человека, который, в свою очередь, ни о чем не подозревает.

 

2) При этом люди здесь рассматриваются не как личности, а как объекты, как к «пешки» в хитроумной игре.

 

3) Однако для того, чтобы провести манипуляцию необходим значительный уровень знаний и мастерства.

 

4) При манипуляциях внешний смысл слов, обращения или действия по отношению к другому человеку не совпадает со смыслом внутренним. Внешний смысл слов, как правило, невинен, ни в кем случае не ущемляет интересы другого человека. А вот внутренний смысл кроет в себе некий посыл, который аккуратно подводит этого человека к тому, что хочет от него автор манипуляции. Получается, что человек, которым манипулируют, делает то, что нужно его партнеру по общению, при этом считая, что сам осознанно пришел к этому выбору.

 

Запомните, что манипуляция — это не насилие, а соблазн!

21 стр., 10467 слов

Анализ понятия депривация в психологическом смысле и её влияния ...

... в этом вопросе. ЦЕЛЬЮ дипломной работы является изучение понятия «депривация» в психологическом смысле и её влияния на развитие человека в современных условиях. ПРЕДМЕТОМ исследования выступают ...

Вредны ли манипуляции? Чем отличается манипуляция от управления? Пожалуй, стоит подчеркнуть опасность, которая кроется в манипуляции. Ведь скорее всего все вы – будущие менеджеры и очень часто вы будете испытывать соблазн использовать манипуляции. Однако старайтесь не смешивать понятия «управление» и «манипуляция».

 

Управлениенаправлено на достижение общих целей, оно объединяет людей, тогда как манипуляция – есть, по сути, обман одного человека других для достижения цели манипулятора. В менеджменте манипуляции неприемлемы — рано или поздно ваши сотрудники почувствуют, что ими манипулируют и как следствие Вы потеряете их доверие. Также самый большой вред манипуляция оказывает в близких отношениях между людьми, особенно когда их нужно сохранить и уберечь.

Однако, умение манипулировать может быть и весьма полезно, учитывая, что весь социум на них построен и вовсю их поощряет. Учитесь манипулировать — чем лучше это будет получаться у вас, тем сложнее будет манипулировать вами.

 

Уровни манипулирования

В 1: Ницше писал: «Когда сто человек стоят друг возле друга, каждый теряет свой рассудок и получает какой-то другой».

Подходя к вопросу манипулирования психикой, мы должны по возможности более-менее четко разделять психику отдельного индивида и психику масс. Причем нельзя сказать, что психика масс более подвержена манипулированию, чем психика отдельного индивида. Скорей всего первая складывается из последней. (на слайде что-то вроде: появляются человечки, у каждого свой мозг, а потом появляется толпа и видно, что у нее один мозг)

Манипулирование есть стремление одного индивида — подчинить другого. Причем уже второстепенный вопрос, рассматриваем мы психику отдельного индивида или группы (массы, толпы).

И уже тогда хотелось бы обратить внимание на то, что психика практически любого индивида подвержена манипулятивным воздействиям извне.

Итак,манипуляции можно разделить на 2 группы: манипулирование личностью в межличностных коммуникациях — например, когда продавец заставляет вас купить товар, который вам не нужен. Вы и сами были однажды манипулятором в данном контексте, например, когда просили маму купить мороженое или игрушку.

(картинка продавец-покупатель)

Второй тип — манипулирование социальными группами, формирование общественного сознания. Это макроуровень, задел СМИ и политиков. Мы рассмотрим оба уровня.

(картинка – оратор и толпа)

 

БЛОК1. Манипуляции в межличностных коммуникациях (микроуровень).

В1:рассмотрим наиболее часто встречающиеся манипуляции, которыми пользуются недобросовестные продавцы, менеджеры, да и вы, я уверен, нередко прибегали к подобным уловкам. Мы покажем на примерах, способы манипуляции и методы защиты. (в процессе объяснения играются сценки, на экране формируется список)

 

Манипулятор – тонкий психолог, ведь манипуляция – это игра на эмоциях. В зависимости от эмоций, которые появляются у объекта манипулирования, можно выделить формы манипуляций:

(напишу пока в формате сценки с Красной Шапкой)

  • положительные формы:
    • успокаивание, поддакивание, поглаживание

Шапка: Ой, похоже заблудилась я в этом лесу…

7 стр., 3090 слов

Застольный период в работе над спектаклем

... в режиссерских дневниках, появившихся в период работы над спектаклем «Смерть открывает карты» по пьесе Вуди Алена. Эта ... актеры, сидя за столом, анализировали свое будущее поведение, теперь видоизменяется. Не отменяется, а видоизменяется. Можно сколько угодно ... писал, это его «городской невротик». «Очередная стебка алленовская, теперь он над смертью стебется». «Бергмана-то зачем трогал?» «Евреи ...

Волк: успокойся, моя хорошая, все будет хорошо!да- да-да!

(замирают)

  • комплимент, игра на чувстве собственной важности собеседника

Волк: Ты ведь такая хорошенькая, вкусьнен…ой.. умненькая девочка! уж ты-то точно справишься!

  • общие интересы

Волк: а я тоже за зенит болею! Как они вчера сыграли? (у Шапки шарф)

  • ссылается на авторитеты, либо выдает себя за авторитет

Волк: Иди вон по той дорожке, она приведет куда нужно – уж я то знаю, сам профессор Жан Сусанин учил меня картографии!

В: теперь рассмотрим отрицательные формы:

(волк типа уже сожрал бабку, лежит весь такой толстый, шапка ф шоке, боится подойти)

  • Игра на азарте, жадности, любви к дармовщине

В:Внученька, иди-ка ко мне, моя слааааденькая, бабушка даст тебе пирожочек! Иначе бабушка скушает все сама…

  • игра на дружеских либо родственных связях

Ш: Извини, бабушка, странно ты как-то выглядишь…

В: Родную бабку не узнает, ой, горе то, обидно то как.растили ее, кормили. Ну иди сюда. Ты же не откажешь родной бабушке?

  • деструктивная критика (высмеивание, критика личности и поступков)

В: эх, вот вся вы такая нынешняя молодежь, к родной бабке уважения нет! И что ты за человек! Да ты аморальный монстр!вырастили на свою голову!

  • деструктивные советы (рекомендации по изменению позиции, способа поведения, безапелляционные повеления и указания)

В: А ну подойди и поцелуй бабуську!Шагом марш!

 

Защита

Способов ответа на манипулирование (психологической самообороны) несколько (ТОЖЕ КАК-ТО ОБЫГРАТЬ С ШАПКОЙ)

· Внешнее согласие.

· Оттягивание окончательного ответа (принять информацию к сведению и отложить решение на завтра, «утро вечера мудренее»).

· Изменение темы разговора. Уход от ответа.

· Игнорирование отрицательной оценки или отказ от ответа (например: «не буду отвечать на эту реплику, ответить на неё — значит унизиться самому»; «этот вопрос я обойду молчанием…» и т. п.).

· Нужно ли ЭТО МНЕ СЕЙЧАС ПО ТАКОЙ ЦЕНЕ

 

В: Не стоит вступать в дискуссию с манипулятором и объяснять причины отказа– это первая уступка ему. Поэтому можно последовать примеру профессора Преображенского из романа «Собачье сердце» (видео??):
— Купите несколько журналов в пользу детей Германии по полтиннику за штуку.
— Не хочу.
— Вы не сочувствуете детям Германии?
— Сочувствую.
— А, полтинника жалко!
— Не жалко.
— А почему же не покупаете?!
— Не хочу.

15 стр., 7449 слов

Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах

... поддерживая тесную физическую близость, «нападая» сексуально (в психологическом смысле); извлекая личную информацию о текущем положении вербуемого, о его заботах, проблемах, стрессах. Например, вербовщик может ... средства могут варьироваться от группы к группе, существует ряд общих тактических приемов, используемых деструктивными культами, чтобы добиться обращения. Некоторые из них включают: Контроль ...

 

ИНТЕРАКТИВ

В1: Как вы поняли, наверное, очень часто данные приемы используются в рекламе, в продажах.

В2: Настала пора вам, взять в ваши руки веревочки кукловода и попробовать применить средства в манипуляции.

 

В3: Теперь вы – не просто команды, а 5 креативных рекламных агенств. Ваша задача – продать некоторый товар. (команды выдергивают бумажки с товарами).

Оценивать мы будем не количество использованных средств, а вашу убедительность, яркость и креатив вашей рекламы.

 

(Возможно, убедить они должны не всех, а отдельную команду или человека, Типа продай лысому расческу)

 

 

Проверка Домашнего задания

Вывод.

 

БЛОК 2.

Манипуляции массовым сознанием (макроуровень).

Выходим под песню: Но все мы актеры большого большого театра. (не делаем на ней акцент, смысл не совсем подходит, но это мелочи)

 

Ведущий: Теперь мы поговорим о более глобальном понятии манипуляции. В работе «Общество спектакля» Дебора анализирует глобальную мистерию, создаваемая всеми существующими средствами массовой информации и, следовательно, стоящими за ними олигархами (нет другого слова?). Данные субъекты с помощью глобальных мистификаций действительности формируют саму информационно-оценочную среду, «виртуальную макро-реальность», которая, в свою очередь, создает требующееся для сценаристов-режиссеров общественное мнение.

 

«Сознание человека — узник уплощенной вселенной, оно ограничено экраном спектакля, за который была вынесена его собственная жизнь, теперь знает только фиктивных собеседников, которые рассказывают ему исключительно о своем товаре и о политике их товара. Никто не видит мир, таким, каков он есть на самом деле.

 

Режиссеры спектакля «всегда сосредоточивают внимание на грандиозных средствах спектакля, для того, чтобы ничего не сказать о его великой роли. Его даже часто предпочитают называть не спектаклем, а средствами массовой информации, тем самым желая его обозначить как простой инструмент, вид общественной службы, который с непредвзятым «профессионализмом» будто бы управляет через масс-медиа новым наставшим для всех коммуникативным изобилием…»

Формы

Дебор говорит о двух исходных формах власти спектакля:

Сосредоточенная форма спектакля (наиболее яркие иллюстрации этой формы: театрализация Сталина и Гитлера);

 

Рассредоточенная форма спектакля (театрализация в США).

Нет главного героя.?

 

По мнению Дебора в настоящее время возникла третья форма спектакля, Это форма включенной театрализации, которая с этих пор стремиться навязать себя по всему миру.

Направляющий центр теперь становится скрытым — теперь там не располагается ни известный вождь, ни ясная идеология. Конечный смысл включенной театрализации состоит в том, что она «включается в саму реальность по мере того, как о ней говорит, и в том, что она перестраивает ее, пока о ней говорят».

6 стр., 2936 слов

Какие существуют трудности в использовании различных методов ...

... разносторонним; объективным; массовым. Недостатки наблюдения: оно не вскрывает внутренние стороны педагогических явлений, при использовании этого метода невозможно обеспечить полную объективность информации. Поэтому наблюдение ... и т.д. В целях получения более объективной информации о личности учащегося широко используется метод независимых характеристик, при котором оценку личностных качеств ...

 

(нужно конкретизировать)Может, не стоит про последнюю?Пока мне это не очень понятно. А они, боюсь, совсем запутаются.

 

Приемы

Тут нужно внимательно ознакомится и переработать. Существует множество классификаций, тут объединены схожие приемы.

 

1) Сформулировать прием – название, суть, модификации.

2) Подобрать актуальный пример из жизни. Видео и пр. Я попробрвала немножко.

1)Внушение (игра на личности; к ним относятся скандальная засветка, осмеяние – если отриц, или же культ личности; кроме того,это может быть голос пророка)

(Пример из жизни — Выступление какого-нибудь лидера)

Использование внушения. Журналист (выступающий) должен убедить аудиторию в собственной компетентности, войти к ней в доверие, став как бы ее альтер-эго. Для этого надо ввести аудиторию в состояние, когда зритель, слушатель, читатель принимает все на веру, не требуя доказательств. На этой основе построены все религии: «Не надо думать, надо верить».

— Прием «скандальная засветка» — это прием, направленный на искусственное привлечение внимания к конкретным персонам или событиям, с помощью скандалов как способа создания информационных волн. (По-моему, смысл в том, что все, то что «засветилось» воспринимается как правда)

— Прием «голос пророка». Данный прием обслуживает сознательное или подсознательное беспокойство человека относительно своего будущего. Используя этот прием, можно существенно повысить степень доверия к источнику информации

 

— Прием «осмеяние». При использовании этой техники, осмеянию могут подвергаться как конкретные лица, так и взгляды, идеи, программы, организации и их деятельность, различные объединения людей, против которых идет борьба. (Примером телевизионных передач отечественного телевидения, активно использующих данный метод, являются программы “Куклы” и “Итого”.)

(Последние 3 – это скорее инструменты внушения)

 

Использование слухов,дезинформации (Искажение слухов)

— Использование слухов, домыслов, толкований в неясной политической или социальной ситуации.

— Перенос частного факта в сферу общего. Например, убит студент, исповедовавший антифашистские взгляды. Кем убит – неизвестно, но журналисты обвиняют во всем так называемых русских фашистов. Поддерживая эту действительно шокирующую, но не подтвержденную версию события, они тем самым, вольно или невольно, свидетельствуют о существовании в стране организованного движения под названием «русский фашизм». = использование стереотипов

Повторение лозунгов (он же метод Геббельса)

Многократные повторы, или «метод Геббельса», когда откровенная ложь повторяется как можно чаще, чтобы публика в нее поверила. На этом же методе внушения основана, кстати, вся реклама и многие броские новости бульварных газет.

Иллюзия выбора (он же метод страшилок, нужны трупы)

— Прием “мнимый выбор”. Суть данного приема заключается в том, что слушателям или читателям сообщается несколько разных точек зрения по определенному вопросу, но так, чтобы незаметно представить в наиболее выгодном свете ту, которую хотят чтобы она была принята аудиторией. +

4 стр., 1560 слов

Характеристика проективных методов, примеры

... с созданием методик с высокими психометрическими характеристиками. В качестве примеров приведем наиболее известные проективные методы: «тест чернильных пятен» Роршаха и ТАТ. Тест чернильных пятен Роршаха был ...

— Метод «страшилок», когда аудиторию ставят перед выбором меньшего из двух зол. В результате живописного рассказа о всей ужасности большего зла меньшее представляется уже почти как добро. Скажем, апеллирование некоторых СМИ к истории Третьего рейха (хотя, естественно, никакого отношения та история к нынешней ситуации в России и в мире не имеет).

Работа с информацией (Закон предшествования, фрагментация, затрагивание запретных тем, вторичная информационная волна)

— Прием “закон предшествования”. Согласно “закону предшествования” любое первое сообщение о том или ином факте, событии оказывает более сильное воздействие на аудиторию, чем последующие. +

— Замалчивание одних фактов и выпячивание других. Аудитория наслышана о том, какие бедные у нас мигранты и как они хотят дружить с русскими, как могут помочь поднять экономику страны и т. д. Но вот о том, что 70 000 человек в нашей стране ежегодно погибают от наркотиков, которые привозятся с Кавказа и из Средней Азии, средства массовой информации умалчивают.

— Метод фрагментации, который заключается в следующем: информационный поток разбивается на отдельные фрагменты, не связанные друг с другом, в результате чего аудитории не удается сформировать правильной и полноценной картины мира. К тому же потребители информации не могут сосредоточиться на чем-то одном, выделить основную мысль из всего того, что узнали.

Создание лжесобытий, мистификация (Откровенная ложь)

Создание лжесобытий, мистификация. В этом случае выдается за факт событие, которого на самом деле не было. Вся желтая пресса постоянно занимается этим. Скажем, байки о сатанистах, приносящих кровавые жертвы в жестоких ритуалах, давно набили оскомину и ничего кроме смеха или отвращения не вызывают.

Пример – 2012. Можно привести в пример 2012, повторяющееся на каждом углу. Возможная истинная цель – заставить людей тратить деньги и не думать о будущем.

 

Защита

Пока только цитаты в тему

Будда:

Не доверяйте тому, что вы слышали; не доверяйте традициям, так как их передавали из поколение в поколение; не доверяйте ничему, если это является слухом или мнением большинства; не доверяйте, если это является лишь записью высказывания какого-то старого мудреца; не доверяйте догадкам; не доверяйте тому, что вы считаете правдой, к чему вы привыкли; не доверяйте одному голому авторитету ваших учителей и старейшин. После наблюдения и анализа, когда он согласуется с рассудком и способствует благу и пользе одного и каждого, тогда принимайте это и живите согласно ему.

 

Нассим Талеб, «Черный Лебедь»:

Опыт показывает, что мы думаем не так много, как нам кажется, — конечно, кроме тех случаев, когда мы именно об этом и задумываемся.

 

То, что звучит разумно в разговоре, на митинге или в средствах массовой информации — подозрительно.

 

Проблема оценки информации не в том, что она бывает полезной и необходимой, а в том, что она отвлекает, а зачастую вообще бывает излишней, даже вредной. Так, весьма сомнительна ценность слишком частых новостных выпусков. Я считаю, что предпочтительнее фильтровать новости и снижать частоту наблюдения. Такой подход позволит избежать влияния средств массовой информации на сознание любого человека, вовлеченного в принятие решений в условиях неопределенности исхода.

12 стр., 5757 слов

Анализ способов распространения фармацевтической информации в ...

... особенностях организма, перенесенных заболеваниях и др. Под фармацевтической информацией понимается информация, характеризующая фармацевтическую и медицинскую сторону обращения лекарственных средств. К ... комплексы большого числа повседневно связанных и взаимодействующих филиалов, передача информации является первостепенным и непременным фактором нормального функционирования данной структуры. ...

 

Деятельность средств массовой информации — бездумный процесс обеспечения шумом, который захватывает людское внимание, и нет никакого механизма для его отделения.

 

(Просто подобрала цитаты, нужно сформировать в приемы)

 

 

ИНТЕРАКТИВ

 

 

Пока сюрпрайз!!!

 

Проверочный блок

Ребят, нужно заняться вопросами!

 

6 вопросов по теории – с этим проблем нет

 

5-6 видео, где нужно угадать прием

 

6 вопросов по теме на эрудицию