1. Что такое мировоззрение?

Мировоззрение — совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Оно придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.

2. Основные составляющие мифологического мировоззрения.

Мифологическое мировоззрение — исторически первая, нерасчлененная форма духовной культуры человечества, содержащая в себе зачатки религии, науки, искусства, морали и других форм общественного сознания. Основа миф. миров.- миф.

Особенности мифологического мировоззрения :

— Мифологическое мировоззрение основывалось на нераздельности человека и природы, было синкретическим. Неодушевленные предметы, силы природы одушевлялись и мыслились как реально существующие.

— Мифологическое сознание отличается от научного и философского характером мировосприятия.

3. Основной вопрос философии.

Вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия к мышлению.

4. Как вы определите сущность диалектики?

Диалектика — метод философского исследования, при котром вещи и явления рассматриваются последовательно, с учетом их внутренних противоречий, причинно- следственного единства и борьбы противоположностей.

Главная проблема диалектики.

Развитие — общее свойство и главнейший принцип материи?: изменение материальных и идеальных объектов, причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результат которого является переход на более высокую ступень организации. Развитие высшая форма движения.

Движение — является внутренним свойством материи и уникальным явлением окружающей действительности. Каждый момент движения тело находится в отчужденном месте и одновременно уже не находится в нем. Движение является способом связи в материальном мире

Особенности диалектики.

Охватывает все сферы окружающей действительности.

Раскрывает глубинные основы движения и развития, их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого в новом.

Законы диалектики.

13 стр., 6140 слов

Диалектика мифа и пьеса М.И. Цветаевой ‘Федра’ сквозь призму работы А.Ф. Лосева

Диалектика мифа и пьеса М.И. Цветаевой "Федра" сквозь призму работы А.Ф. Лосева 1. Обзор философских работ, посвященных проблеме мифа Наше исследование посвящено теме диалектики мифа в работе А.Ф. Лосева и пониманию «мифа» М.И. Цветаевой. Но для начала остановимся на проблеме соотнесённости мифологической концепции Лосева с древними и современными философскими воззрениями. Осветить многообразие ...

Единства и борьбы противоположностей.

Перехода количества в качество.

Отрицание отрицания.

5. Как вы определите сущность метафизики?

Метафизика – противоположное диалектике философское учение, при котором объекты рассматриваются обособленно, статично, без учета внутренних противоречий. Учение об общих, отвлеченных от конкретного существования вещей и людей, принципах, формах и качествах бытия.

6. Какое основание лежит в основе разделения материализма и идеализма?

Идеализм объясняет мир исходя из духа, сознания. Материализм, напротив, за основу миропонимания берет природу, материю, существующую независимо от сознания. 

Согласно материализму, первичной основа мира материя, а идеи вторичны: как результат рассудочной деятельности одного из материальных объектов — человека. Единственная совместимая с реализмом форма познания — опыт.

Идеализм — общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное — первично, основоположно, а материя, природа, физическое — вторично, производно, зависимо, обусловлено.

7. Перечислите материалистов античности

Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит Эфесский (огонь-первоначало),Эмпедокл (считал элементами материи четыре первовещества – землю, воду, воздух и огонь), Анаксагор (был сторонником атомизма и придерживался учения о неразрушимых элементах (атомах), Левкипп и Демокрит (основной принцип философии Демокрита состоит в гипотезе о существовании неделимых частиц вещества).

8. Кого вы отнесете к идеалистам античности?

Сократ, Платон, Аристотель

9. Представители милетской школы (первовещества).

Фалес (ок. 625 – ок. 547 гг. до н.э.).

Учение Фалеса о воде как о вечной, бесконечной, движущейся, вещественной первооснове, из которой происходят все вещи и в которую они превращаются вновь, уже содержало в себе диалектическое миропонимание. Но материализм Фалеса был еще наивен, и в нем оставалось еще немало мифологических представлений.

6 стр., 2945 слов

Гносеология — это философское учение: о познании мира

ААААААААА 1. Абсолютное осуществляет благо через истину в красоте - формула филсофии: В.С.Соловьева 2. Августин Аврелий является представителем: патристики 3. Автор формационной концепции членения исторического процесса: К. Маркс. Агностицизм - это направление в философии: отрицающее возможность познания мира Апологетика – это: раннехристианское философское течение, защищавшее идеи христианства от ...

Анаксимандр (ок. 10 – после 547 г. до н.э.) первоначалом он полагал первовещество, которое назвал «апейрон», т.е. неопределенное (беспредельное, бесконечное).

«…у него (беспредельного) нет начала, но оно само кажется началом остальных вещей. Оно объемлет все и сам правит»1. таким образом, первый в качестве первоначала выступило вещество не в его чувственно воспринимаемой форме., а как не дифференцируемое в своих качествах, как вещество вообще, а природе свойственна стихийная диалектика бесконечного (апейрон).

Анаксимен (ок. 588 – ок. 525 гг. до н.э.), который материальным первоначалом всего сущего считал воздух. Большое значение у Анаксимена приобрела идея о влиянии количественной степени плотности на качества вещей: различные степени разрежения и уплотнения воздуха приводят к возникновению всех разнообразных веществ. Так, разрежаясь, воздух становится огнем, сгущаясь ветром, затем – облаками, водой, землей, камнями. Души людей так же родственны воздуху. Управление миром со стороны какой-либо сверхъестественной силы Анаксименом отвергалось.

10. Проблема первоначала в философии Гераклита.

Первоначалом всего, по мнению Гераклита, является огонь. Огонь сгущается и превращается в воздух, воздух — в воду, вода — в землю (путь вверх), превращение в ином порядке — путь вниз. По его мнению, Земля ранее была огненным шаром, который остыл и превратился в Землю.

Огонь связан с логосом. Гераклита считают одним первым философом, который заметил единство и противоположность одних и тех же явлений.

11 . Основные идеи философов: Демокрита, Сократа, Платона (объективный идеализм), Аристотеля (классификация наук, 4 причины, учение о душе).

Анатомическое учение. Демокрит. Бытие представляет собой неделимую, непроницаемую и однородную материальную частицу. Весь окружающий мир состоит из бесчисленногомн-ва атомов, кот. Держатся в пустоте. Вода, огонь, воздух, земля это различное состояние атомов. Атомы отличаются друг от друга п форме, порядку, расположению и величине. Жизнь это объединение или разъединение атомов. Душа тоже соотношение атомов.

8 стр., 3967 слов

3.Учение Платона о государстве. Основные типы государств

... истоник истины.душа делит.на разумную(мишление)и неразумную(чувства). 4.Сущность первой философии как учения о первоначалах в учении Аристотеля ( ... идеализма.сущ.два мира вещей:мир вещей (недействит.)и мир идей(стабильный).каждая вещь имеет название,вещи появл.и исчез.,а ... или уменьшиться; она инертна и пассивна. Материя выражена в виде: воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция).Форма— ...

Теория о познании: 1- онтология (атомы); 2- гносеология делится на ощущение и рац. Познание. Исходом начала познания Демокрит считает ощущения.

Сократотвергает все натурфилософию. Он считает, что философия это учение о том, как следует жить. Главная задача познания – познай самого себя. Отвергает гносеологический и этический релятивизм (т.е. относительность).

Считает что истинность сущ. И такой истинной владеет душа.Разработал метод с помощью которого истина м.б. достигнута. В основе этого метода лежит диалог. Процедура познания включает: 1 ирония (обноружение противоречий противника), 2 майевтика (стремление помочь своему собеседнику обрести новые знания) 3 индукция (движ.От частного к общему) 4дефиниция (фиксация полученного знания)

Диалектика Сократа (достижение объективного знания) он отождествляет добродетель сознанию. Знание – источник нравственного совершенства. Философия – путь знания.

Платон(основатель объективного идеализма) Централ. Понятие – идея. Каждому чувственному предмету соответ. Своя идея. Идея всех всех предметов и вещей сущ. Для самих вещей, а люди, постройки, природа – это лишь воплощение идей. Платон считает, что первичен именно мир идей, мир идей вторичен. Поэтому его называют создателем первой в мире идеалистической системы.Философ традиционно выделяет душу и тело в человеке. Тело смертно — душа бессмертна. Душа — это «эйдос», сущность человека. Назначение тела — быть временным вместилищем души (тюрьма души).

Душа состоит из трех частей — разумной (ведущей), аффективной (страстной) и вожделеющей.Души=идеи первоначально находились в идеальном мире и созерцали сущности=идеи всех предметов. Попав в материальные тела, они все забыли. Отсюда, по Платону, знание есть не что иное как припоминание того, что они созерцали ранее.

Аристотель.Классификация наук: 1 логика 2 теоритич. Философия (первая философия метафизика- область нематериальных начал. Вторая философия- физика – изучение природы. 3 практическая философия 4 творческая философия (эстетика, риторика) Учение Аристотеля о 4 первых причинах: Формальная (форма) 2 Материальная (1ое вещ-во из кот. Образ. Другие) 3 движущаяся (воздействие формы как материи) 4 целевая. Учение о душе: душей обладают растения, животные и человек поэтому душа классифицируется на: растительную, животную, разумную. Ф-и растит. Души – питание, рост, размножение. Ф-и животной – способность чувствовать. Ф-и разума – способность размышлять, мыслить. Человек имеет растительную, животную и разумную душу. Разумная душа вечна. Душа есть форма тела как движущая сила, энтелехия тела.

6 стр., 2873 слов

Раздел III. — философия познания

3 Философия познания 9 Сущность и природа познания 10 Познавательные способности человека 11 Проблема истины 12 Научное познание § 1. Сущность и природа познания 587437 В иррационализме важнейшим способом познания признается ... научной неолитической 445433 ____________ считал, что «техника убийственно действует на душу». У. Ростоу Н. Бердяев Д. Белл Э. Тоффлер 445434 Современные ...

12. Особенности средневековой философии (с 5 по 15вв)

Это зависимость от религии.Философия – служанка богословия. Источником всякого бытия яв. Бог. Исходные пункты философского размышления — догматы (мнение, учение, постановление), утверждённые высшими церковными инстанциями положения вероучения, выдаваемые церковью за непреложную истину и не подлежащие критике.). В результате акта своей воли Бог создал мир из ничего – креационизм. Все в мире совершается по воле Бога – провиденциализм.

13. Основные этапы средневековой философии ( раскрыть суть этапов, представители)

1 апологетика (защита истинности христианского вероучения) и патристика (философия и теология отцов церкви, то есть духовно-религиозных лидеров христианства до VII века.Учения, выработанные отцами церкви) (2-8вв) Филон Александрийский, Августин Аврелий, Августин Блаженный

2 ховастика (обычно обозначается философия, преподававшаяся в школах средних веков, соединяющая христианство с логическими рассуждениями) (8-15вв)Представители: Боэций и Фома Аквинский.

14. Понятие универсалии. Назвать основные точки зрения на природу универсалий (раскрыть суть)

Универсалии – это общие понятия.Фома Аквинский признает, что общее не имеет отдельного бытия, что «общих сущностей» нет, и что индивидуальные отличия предметов и составляют их природу; общее существует в предметах и разум извлекает его из них; однако в ином смысле Фома Аквинский не отвергает общее, поскольку идеи могут быть рассматриваемы как мысли Божества и деятельность их опосредствованно проявляется в предметном мире. Таким образом Они имеют троякое существование:

-довещей – в уме Бога

10 стр., 4928 слов

Объектные и субъектные признаки человека и понятие о нем

18 Для человека, как демонстрирует история человечества, самый большой интерес представляет сам человек. Практически все науки нацелены либо на человека, либо на его «обслуживание». Так, значителен комплекс наук, нацеленных на познание биологической природы человека, например, антропология, анатомия, физиология, генетика и т.п. Еще больший блок составляют дисциплины, изучающие человека с ...

— в вещах – сущность

— после вещей – в мышлении человека (поскольку ум человека извлекает их из предметов и образовывает понятия)

15. Каковы особенности философии нового времени?

Философия Нового времени — это период развития философии в западной Европе в XVI-XVIII веках, характеризующийся становлением капитализма, бурным развитием науки и техники, формированием экспериментально-математического мировоззрения. Этот период иногда называют эпохой научной революции.

В исследованиях философов 17 в. акцент сделан на методологических и гносеологических проблемах. Познание рассматривается как зеркальное отражение действительности в сознании человека, как наблюдение и экспериментирование с объектами природы, которые раскрывают тайну своего бытия познающему разуму, причем сам разум наделен статусом суверенности. Он как бы со стороны наблюдает и исследует вещи.

Новое время — это эпоха разносторонней критики традиционной средневековой схоластики. Критика схоластики и формирование новой философской парадигмы осуществлялось с двух позиций. С одной стороны, осознавая несоответствие схоластических установок и понятий требованиям жизни, философы 17 в. — Ф.Бэкон, Дж. Локк, Т.Гоббс — утверждали, что построить надежное здание истинной философии можно только опираясь на опытно-экспериментальное естествознание. Они заложили основы того гносеологического направления, которое получило наименование эмпиризма.

С другой стороны, считая главным препятствием для создания подлинно научной философии авторитаризм схоластической философии , для которой догматы христианского вероучения и положения содержащиеся в работах «отцов церкви» и Аристотеля, были единственным источником знаний, многие из философов Нового времени обращались к осмыслению и обобщению методов математического познания. Они — Р.Декарт, Б.Спиноза, Лейбниц — видели в истинах математики проявление «естественного света» человеческого разума, который собственными силами, без помощи каких бы то ни было авторитетов и даже без помощи сверхъестественного «откровения божия» способен проникнуть в любую тайну и постичь любую истину. Наиболее влиятельным и глубоким критиком схоластики с этих позиций был Р.Декарт. Он стал родоначальником того направления в гносеологии, которое получило название рационализма.

7 стр., 3025 слов

Человек как этап развития природы

Человек как этап развития природы До человека Человек. Человечество. Вселенная. Как связаны эти понятия? Какое место занимает человек во Вселенной? Чтобы ответить на эти и многие другие вопросы, прежде всего, рассмотрим эволюцию Вселенной с момента ее рождения до наших дней и заглянем, насколько это возможно, в будущее. Вселенная образовалась в результате гигантского взрыва, при котором в течение ...

16. Понятие субстанции у Декарта, Лейбница, Спинозы

Центральной категорией метафизики субстанция становится в философии Бенедикта Спинозы, где она отождествляется как с Богом, так и с Природой и определяется в качестве причины самой себя. Основными качествами субстанции у Бенедикта Спинозы являются мышление и протяжение. По аналогии с философией Бенедикта Спинозы сквозь призму субстанции рассматриваются концепции Рене Декарта и Готфрида Вильгельма Лейбница. У первого субстанция представляет собой единство субъекта и объекта, а у второго — аналогичные атомам простые сущности, которые утрачивают протяжения, но приобретают атрибут стремления и множественности. Благодаря Лейбницу субстанция начинает ассоциироваться с материей.

17. Методы научного познания у Бэкона, Декарта, Лейбница, Гоббса.

Бэкон — Исследовательский метод, разработанный Фрэнсисом Бэконом — ранний предшественник научного метода

Декарт — автор метода радикального сомнения в философии (он сформулировал свой метод познания: дедуктивные (математические) рассуждения над результатами воспроизводимых опытов)

Лейбниц – математический метод

 Гоббс различал два метода познания: логическую дедукцию рационалистической «механики» и индукцию эмпирической «физики».

18. И.Кант: этапы развития теории, априорное и апостериорное знание, феномен, ноумен, трансцендентальное, трансцендентное, категорический императив.

Кант отвергал догматический способ познания и считал, что вместо него нужно взять за основу метод критического философствования, сущность которого заключается в исследовании самого разума, границ, которые может достичь разумом человек, и изучении отдельных способов человеческого познания.

На вопрос “Что я могу знать”, Кант отвечает своей теорией познания. Латинские термины Иммануила Канта: Априори — знание, полученное до опыта и не поверяемое опытным путем. Апостериори — знание, полученное из опыта.

В соответствии с теорией Канта существует 2 Мира: 1) Феноменальный мир (мир вещей) — мир природной причинности, т.е. человек подчиняется законам природы 2) Ноуменальный мир (мир умопостижения) — мир свободной причинности, т.е. человек при помощи интуиции и сверх чувственности включается в размышление о сущности жизни.

Трансцензус — выход за рамки опыта, за мир ощущений. Трансцензус невозможен в мире вещей, но возможен в умопостижимом мире.

Категорический императив: Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства (образцом для всех)

19. Гегель: объективный идеализм, диалектика, этапы развития логики, природы, духа.

Первоосновой существования считает «Абсолютную идею»

Абсолютная идея – творческое духовное начало, проявляет себя в природе и сознании. Её конечная цель –познать саму себя.

Диалектика Гегеля состоит из трех частей:

  1. Логика – научно-теоритическое осознание абсолютной идеи через систему категорий. 1)учение о бытие 2)учение о сущности 3) учение о понятии

  2. Философия природы – абсолютная идея создает природу как внешнюю материальную оболочку (инобытие) Развивается по трем этапам (механика, физика, органика)
  3. Философия духа – дух – высшая и завершающая ступень развития абсолютной идеи. Она осознает себя и завершает развитие. Три раздела: 1)субъективный дух 2)объективный дух 3)абсолютный дух

20. В чем антропологический смысл философии Фейербаха?

Фейрбах называл человека продуктом природы и мыслительная деятельность человека является единственным носителем разума. Человек – часть природы в ней историческое существо с неизменной природой и сущностью мыслить может только человек.

  1. Единственно существующими реальностями является природа и человек

  2. Природа (материя) – вечна и бесконечна, несотворима и неуничтожима.
  3. Все окружающее бытие – это различное проявление материи
  4. Человек часть природы
  5. Человек – единство материи
  6. Бог – воображение человека

21.Основные категории диалектического материализма.

Диалектический материализм, философия марксизма-ленинизма, научное мировоззрение, всеобщий метод познания мира, наука о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и сознания. Философия марксизма является материалистической, так как исходит из признания материи единственной основой мира, рассматривая сознание как свойство высокоорганизованной, социальной формы движения материи, функцию мозга, отражение объективного мира; она называется диалектической, так как признаёт всеобщую взаимосвязь предметов и явлений мира, движение и развитие мира как результат действующих в нём самом внутренних противоречий.

Материалистическое понимание истории К. Маркса представляет собой самостоятельную систему в философии марксизма. В качестве метода познания объективных законов исторического развития общества здесь используется метод диалектического материализма, который оперирует категориями, характеризующими обусловленность истории человеческого общества материальным производством: общественное бытие, общественное сознание, производительные силы, производственные отношения, базис, надстройка. Они составляют тот каркас, на котором базируется историко-философская концепция К. Маркса.

22.Основная идея позитивизма.

Основная идея позитивизма состояла в том, что эра метафизики окончилась, началась эра положительного знания, эра позитивной философии. Кант попытался обосновать свое учение законами трех стадий развития интеллекта. Первая стадия (теологическая), находясь на которой человек стремится объяснить все явления вмешательством сверхъестественных сил. На второй стадии (метафизической) объяснение явлений мира достигается не путем обращения к Божественным началам и силам, а сводится к ссылке на различные выдуманные первичные сущности, якобы скрывающиеся от того, что мы воспринимаем в опыте. На третьей стадии (позитивной) человечество отказывается и от теологических, и от метафизических вопросов и притязаний и устремляется по пути накопления положительного знания, получаемого частными науками.

23.Принцип верификации в позитивизме.

Принцип верификации предусматривал признание обладающими научной значимостью только те знания, содержание которых можно обосновать протокольными предложениями. Поэтому факты науки в доктринах позитивизма абсолютизируются, обладают приматом перед другими элементами научного знания, ибо, по их мнению они определяют содержательный смысл и истинность теоретических предложений.

Иными словами, согласно концепции логического позитивизма существует чистый опыт, свободный от деформирующих влияний со стороны познавательной деятельности субъекта и адекватный этому опыту язык; предложения, выражаемые этим языком, проверяются опытом непосредственно и не зависит от теории, так как словарь, используемый для их формирования, не зависит от теоретического словаря.

24. В чем смысл прагматизма?

Центральная задача прагматизма — опустить абстрактные философские понятия на землю и искать смысл философских проблем в их отношении к человеческой жизни. Именно те философские проблемы значимы, которые имеют прямое отношение к человеческой жизни, поэтому они должны излагаться и рассматриваться в терминах человеческого действия и его успешности.

Человек действует в иррациональном мире. Попытки достигнуть объективной истины бессмысленны, поэтому к любой концепции, к любому понятию, к любой теории и социальным учениям, а также моральным требованиям следует подходить инструментально, с позиции целесообразности конкретных вещей. Что приносит успех то и истинно — это общее понятие этой теории.

25. Что означает «принцип Пирса» в прагматизме?

Пирс определяет значение понятия, рассматривая его вне отношения к объекту. Для него характерно сведение значения к совокупности практических последствий.

Он следующим образом формулирует принцип, который получил название «принципа Пирса»: «Рассмотрите, каковы практические следствия, которые, как мы считаем, могут быть произведены объектом нашего понятия. Понятие о всех этих следствиях есть полное понятие объекта».

Пирс определяет прагматизм как «учение о том, что каждое понятие есть понятие о мыслимых практических последствиях».

26. Понятие воля, сверхчеловек в философии Ницше.

Во́ля — феномен регуляции субъектом своей деятельности и поведения, обеспечивающий формирование целей и концентрацию внутренних усилий на их достижение.

Воля — это не физическая, не эмоциональная, и не всегда сознательная деятельность человека; но деятельность, всегда отражающая принципы морали и нормы личности и указывающая на ценностные характеристики цели выбранного действия. Человек, осуществляя волевые действия, противостоит импульсивным желаниям.

Сверхчелове́к — образ, введённый философом Фридрихом Ницше в произведении «Так говорил Заратустра» для обозначения организма, который по своему могуществу должен превзойти современного человека настолько, насколько последний превзошёл обезьяну.

Сверхчеловек — это человек благословляющий жизнь в наиболее экстремальных её проявлениях, а также творец, могущественная воля которого направляет вектор исторического развития.

К прототипам Сверхчеловека, являвшими собой «виртуозов жизни», Ф.Ницше относил Александра Македонского, Юлия Цезаря и Наполеона.

27. Понятие свободы, пограничной ситуации, смерти у экзистенциалистов.

Центральным понятием учения является экзистенция — человеческое существование как нерасчлененная целостность объекта и субъекта. Постигая себя как экзистенцию, личность обретает свободу, которая есть выбор самой себя, своей сущности. Выбор свободы накладывает на индивида ответственность за все происходящее в мире.

По экзистенциализму, человек — это временное, конечное существо, предназначенное к смерти. Представление о смерти как самоочевидной, абсолютной границе любых человеческих начинаний занимает в экзистенциализме такое же место, как и религия, хотя большинство представителей этой философии не предлагают человеку никакой потусторонней перспективы. Экзистенциалисты считают, что человек не должен убегать от сознания своей смертности, а потому высоко ценить все то, что напоминает индивиду о суетности его практических начинаний. Этот мотив ярко выражен в экзистенциалистском учении о «пограничных ситуациях» — предельных жизненных обстоятельствах, в которые постоянно попадает человеческая личность. И главная «пограничная ситуация» — это ситуация перед лицом смерти, «ничто», «быть или не быть» — в секулярной разновидности экзистенциализма или перед миром трансценденции — Бога — в религиозной разновидности экзистенциализма. Пограничные ситуации ставят человека перед необходимостью выбора. Человек постоянно должен выбирать ту или иную форму своего поведения, ориентироваться на те или иные ценности и идеалы. Для религиозного экзистенциализма главный момент выбора «за» или «против» Бога. «За» — значит, путь веры, любви, смирения. В результате человека ждет бесконечное блаженство. «Против» — означает отречение от Бога, чреватое божественной карой.

28. Структура психики по з.Фрейду

В структуре психики по Фрейду выделяется «бессознательное» — как основную и главную составляющую психики человека. Индивид рождается существом бессознательным, это база, на которой формируются все психические структуры. Сознательное развивается из бессознательного. Таким образом, основной предпосылкой психоанализа является разделение психики на бессознательное и сознательное.

Сознание представляет собой поверхностный слой душевного аппарата.

Бессознательное — это те содержания психической жизни, о наличии которых человек либо не подозревает в данный момент, либо не знает о них в течение длительного времени, либо вообще никогда не знал. По своему содержанию бессознательное неоднородно. Он выделяет два вида бессознательного: 1)скрытое, но способное к осознанию, которое Фрейд называет предсознательным; 2) абсолютное, вытесненное — само по себе и без дальнейшего анализа не способное для осознания.

К области бессознательного принадлежат: • инстинктивные элементы, которые никогда не были сознательными и вообще недоступны сознанию; • материал, который отделен от сознания, подвергнут цензуре или подавляем.

Фрейд в своей теории исходит из энергетической концепции. Бессознательное очень мощно энергетически заряжено, содержит в себе некий энергетический потенциал, посредством которого оно проявляет себя во вне.

29. Коллективное бессознательное и архетип Юнга.

Коллективное бессознательное — «это духовное наследие всего, что было пережито человечеством», фундамент индивидуальной психики. 

Характеризуя коллективное бессознательное в качестве такой психической системы, которая имеет «коллективную, универсальную и безличную природу, идентичную у всех индивидов», Юнг выделяет такие его особенности:

1) своим существованием оно обязано исключительно наследственности;

2) оно не основано на личном опыте и не развивается индивидуально;

3) содержание в основном представлено архетипами .

Архетипы настолько близки инстинктам, что представляют собой бессознательные образы самих инстинктов. Являясь регулятором психической жизни, они возникают спонтанно. Коллективное бессознательное состоит из совокупности архетипов.

Архети́п — в аналитической психологии, основанной Карлом Юнгом, — универсальные изначальные врождённые психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в человеческом опыте и являемые, как правило, в образах и мотивах сновидений. Те же структуры лежат в основе общечеловеческой символики мифов, волшебных сказок. Теоретически возможно любое число архетипов. 

30. Понятие бытие, формы и виды бытия (раскрыть).

Бытие — это существование во всех его многообразных формах. Учение о Бытии называется онтологией.

1) Бытие вещей, явлений и процессов, в котором в свою очередь необходимо различать:

а) бытие явлений, процессов и состояний природы, так называемая «первая» природа;

б) бытие вещей, предметов и процессов, произведенных человеком, «вторая» природа.

2)    Бытие человека, в котором можно выделить:

а) индивидуальный аспект бытия человека- жизнь от рождения до смерти

б) личностный аспект- включенность в культуру;

3)    Бытие духовного (идеального), в котором выделяются:

а) индивидуализированное духовное;

б) объективированное духовное;

4) Бытие социального: 

а) бытие индивида;

б) бытие общества.

31. Материя, движение, пространство и время

Материя — это объективный мир в целом, а не то, из чего он состоит.

Всеобщими атрибутами и основными способами существования материи являются движение, пространство и время.

Пространство — есть форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, сосуществование и взаимодействие материальных тел во всех системах.

Время — форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний всех материальных систем.

Существование любого материального объекта возникает только благодаря взаимодействию образующих его элементов. Взаимодействие приводит к изменению его свойств, отношений, состояний. Изменение в форме обозначены понятием движения. Движение – это изменение вообще.

32. Сознание. 4 сферы сознания.

СОЗНАНИЕ — форма отражения объективной действительности в психике человека — высший уровень отражения психического и саморегуляции; обычно считается присущим только человеку как существу общественно-историческому.

телесно- перцептивная сфера сознания удовлетворяет потребность в нормальном функционировании собственного тела и во внешних впечатлениях;

эмоционально-аффективная сфера — потребность в любви, душевной укрытости и эмоциональном общении;

логико-понятийная сфера — в достоверном знании, обеспечивающем эффективную практическую и познавательную деятельность;

ценностная — в общезначимых смыслах и идеалах гуманитарного бытия.

Сфера Подсознания. Эта сфера строит физическое тело человека и обеспечивает его жизнедеятельность. Она источник рефлексов и инстинктов человека – копилка всех индивидуальных пристрастий, привычек и наклонностей: всего того, что доведено человеком до автоматизма действия.

Сфера Чувств. Верхний эшелон памяти человека. Она воспринимает и запечатлевает информацию, вызвавшую интерес и произведшую впечатление. Эта сфера развивает психические чувства, с помощью которых индивидуализирует отношение человека к внешним объектам с точки зрения «нравится – не нравится».

Сфера Рассудка. Эта сфера дает возможность человеку анализировать прошедший опыт, сопоставлять его с настоящим, делать выводы и путем моделирования ситуации прогнозировать свои будущие действия. На этом уровне сознания формируется субъективное мнение: мнение на основе собственного миропонимания и индивидуальных особенностей аппарата мышления.

Сфера Сверхсознания. Эта сфера взаимосвязи Разума человека и Божественного наставника. Через эту сферу Наставник передает свое мнение по любой ситуации, по любому, возникшему у человека, вопросу. Через эту сферу происходит объединение двух разумов: материального (человеческого) и духовного (разума Божественного Наставника.

33. Познание, знание,2 уровня познания, научное и обыденное познание, истина, свойства истины.

Познание — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом гносеологии (теории познания).

Знание- проверенный практикой результат познания действительности, верное её отражение в сознании человека.

К числу основных уровней познания относятся чувственное и рациональное.

Чувственный уровень познания – непосредственное отражение внешнего мира, его предметов и явлений в наглядных, конкретных образах.

— Ощущение – отражение в сознании одной стороны (отдельного свойства) предмета органами ощущений.

— Восприятие — комплекс ощущений, создающий целостный чувственный образ предмета. Без ощущений нет восприятия. Это целостный образ предмета как результат целостного воздействия предмета на органы чувств. Ощущения могут существовать вне восприятия, но восприятия без ощущений не существует.

— Представление — воспроизведение в памяти образов ранее воспринимаемых предметов.

Рациональное (абстрактное мышление) познание – выделение в сознании отдельных сторон, признаков предмета и соединение их в особые сочетания с целью получения нового знания. Рациональное познание основано на разуме.

— Понятие — форма мышления, отражающая общие и существенные стороны, признаки предмета.

Понятия выражаются в суждениях, представляющих собой связь понятий.

— Суждение — форма мышления, утверждающая или отрицающая наличие признака в предмете.

На основе понятий и суждений образуются умозаключения.

— Умозаключение — форма мышления, представляющая выведение нового знания (суждений) о предмете, либо явлении на основе связи исходных суждений по определенным правилам.

Обыденное познание — это стихийное отражение человеком окружающего мира. Приобретенные в процессе обыденного познания знания основаны на здравом смысле и носят практический характер, ориентированный на решение повседневных задач.

Однако между способностью стихийно-эмпирического познания порождать предметное и объективное знание о мире и объективностью и предметностью научного знания имеются существенные различия. Прежде всего, наука имеет дело с особым набором объектов реальности, не сводимых к объектам обыденного опыта. Если обыденное сознание отражает только те объекты, которые в принципе могут быть преобразованы в наличных исторически сложившихся способах и видах практического действия, то наука способна изучать и такие фрагменты реальности, которые могут стать предметом освоения только в практике будущего.

Истина – знание, соответствующее своему предмету, это правильное, адекватное отражение действительности познающим субъектом — это классическое определение истины, еще со времен древних греков (Аристотеля).

Характерные черты истины: наличие двух сторон: субъективной и объективной.

Объективная сторона означает, что содержание истинных знаний объективно, т.е. не зависит от человека, а определяется особенностями самих предметов и явлений.

Субъективная сторона – истина относится не к реальному миру (физическому), а к миру субъективному, она находится в человеке, его сознании, т.е. качеством истинности обладают не предметы и явления действительности, а наши знания о них.

Свойства истины: 1) объективность – конечная обусловленность истины реальной действительностью и не зависимость ее содержания от человека (понятие «объективная истина»).

Игнорирование этого свойства приводит к полному произволу, субъективизму, когда истинным может объявляться все, что угодно.

2) конкретность – означает зависимость знаний от определенных условий, места времени, в которых они существуют и развиваются. Игнорирование этого свойства может превратить истину в его антипода – заблуждение.

34. Человек, индивид, индивидуальность, личность, социализация

Человек — высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно -историч. деятельности и культуры. Главная тема философии, центральная проблема всех филос. школ и направлений, неисчерпаемая в силу своей бесконечной сложности, дающая пищу для самых разнообразных интерпретаций и толкований.

Индивид- единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов. (человек, как отдельная особь)

Индивидуальность- неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающая исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности.

Личность- человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий рядом черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Социализация- процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе.

35.Общество. Подсистемы общества. Социальная структура, социальная система.

Общество- обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей, формы их объединения.

Подсистемы общества- сферы общественной жизни:

Экономическая- производство, распределение, обмен, потребление.

Социальная- отношение между классами, сословиями.

Политическая-отношение между гражданским обществом и государством.

Духовная- отношения, в процессе создания духовных ценностей.

Социальная структура- одна из осн. категорий социологич. анализа общества, обозначающая сеть упорядоченных и взаимообусловленных связей между элементами социальной системы.

Социальная система- сложноорганизованное, упорядоченное целое, включающее отд. индивидов и социальные общности, объединённые разнообразными связями и взаимоотношениями, специфически социальными по своей природе.