1. Становление и развитие клинической психологии в России

Клиническая психология, как одна из основных прикладных отраслей психологии сформировалась на стыке с медициной. Она использует знания психологических закономерностей в медицинской практике: диагностике, лечении и профилактике заболеваний.

В начальный период своей истории, в 20−30-е гг., основные тенденции развития этойдисциплины были связаны с появлением новых те­орий, методов исследования, техник и программ. В то время особое влияние на клиническую психо­логию оказали идеи Фрейда, Адлера, Юнга, Уотсона и других ученых и практикующих психотерапев­тов. Были разработаны техники психологического тестирования, появились профессиональные органи­зации и специальные журналы.

Термин «клиническая психология» был введен в научный лексикон Лайтнером Уитмером. Уитмер

Уитмер основал первую психологическую клинику, которая была открыта в 1896 г. при университете Пенсильвании.

Первая экспериментально-психологическая лаборатория в России была открыта В.М.Бехтеревым в 1885 г.

В 1918 г. организован специальный институт по исследованию детей с недоразвитием психической сферы, названный впоследствии Медико-педологическим институтом.

Серьезным событием в истории отечественной медицинской психологии была также и Объединенная сессия Академии наук СССР и Академии медицинской наук СССР (1950), посвященная учению И.П.Павлова.

Не смотря на то, что медицинская психология как самостоятельная специальность оформилась уже около 50 лет назад, ее преподавание было введено с 1965/1966 учебного года, а подготовка медицинских психологов стала осуществляться с 1996 года.

  1. 2. Становление и развитие клинической психологии за рубежом, современные тенденции клинической психологии детского возраста.

Клиническая психология, как одна из основных прикладных отраслей психологии сформировалась на стыке с медициной. Она использует знания психологических закономерностей в медицинской практике: диагностике, лечении и профилактике заболеваний.

В начальный период своей истории, в 20−30-е гг., основные тенденции развития этойдисциплины были связаны с появлением новых те­орий, методов исследования, техник и программ. В то время особое влияние на клиническую психо­логию оказали идеи Фрейда, Адлера, Юнга, Уотсона и других ученых и практикующих психотерапев­тов. Были разработаны техники психологического тестирования, появились профессиональные органи­зации и специальные журналы.

4 стр., 1669 слов

предмет и задачи истории психологии. периодизация истории психологии. движущие силы и причины исторического развития психологической науки

... психики (г.фехнер. э.вебер) 51 1. Предмет и задачи истории психологии. Периодизация истории психологии История психологии – это особая отрасль знания, имеющая собственный предмет. Каждая новая ... : Всякое значительное научное открытие, выходящее за пределы частной сферы, обладает тенденцией превратиться в объяснительный принцип всех психологических явлений. Закономерность в смене ...

Термин «клиническая психология» был введен в научный лексикон Лайтнером Уитмером. Уитмер

Уитмер основал первую психологическую клинику, которая была открыта в 1896 г. при университете Пенсильвании.

В 1874 г. Вильгельм Вундт (1832−1920) выпустил книгу «Основы физиологической психологии», а в 1879 г. основал в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии, став как бы основоположником научной психологии. Затем Вундт открыл Институт экспериментальной психологии, основал свою научную школу, где обучались и работали известные в дальнейшем такие ученые, как: Крепелин, Крюгер (Германия), Уитмер (США), Бехтерев, Чиж, Ланге (Россия).

Карлом-Густавом Юнгом была организована первая в мире кафедра медицинской психологии

Деятельность современных клинических психологов вышла за пределы клинической медицины. Знания и методы клинической психологии используют в первичной профилактике, направленной на внесение «культуры здоровья» в сознание людей, на борьбу с вредными для здоровья навыками и привычками. Проводится профилактическая работа с использованием различных форм психологической коррекции с детьми и подростками с аномалиями развития, с детьми повышенного риска заболеваемости в отношении психосоматических и расстройств, алкоголиками и наркоманами.

4 стр., 1787 слов

Методология психологического исследования

... принцип организации экспериментального научного исследования. 2. Основные урони методологии науки. Методология – это учение об исходных положениях, принципах, способах познания, объяснительных схемах преобразования действительности. Методология психологии ... проблемы. 2.Теоретическое уточнение понятий. То есть, что конкретно вкладывает исследователь в содержание используемых понятий. Всё это ...

  1. Определение, объект, предмет, цель клинической психологии детского возраста

Объектом клинической психологииявляется ребенок или подросток с трудностями адаптации и самореализации, связанными с его физическим, социальным и духовным состоянием.

Предметом изучения клинической психологии являются психика ребенка или подростка и её влияние на здоровье и болезнь, а также психологическое взаимодействие в системе врач-больной.

Целью клинической психологии является достижение индивидуального и общественного благополучия детей и подростков.

4. Методология и методологические принципы клинической психологии

Методология —это система принципов, способов организации и построения теоретической и практической деятельности клинического психолога, объединённая учением об этой системе. Она имеет разные уровни: философский, общенаучный, конкретно-научный, которые находятся во взаимосвязи и должны рассматриваться системно. Методология тесно связана с мировоззрением, поскольку её система предполагает мировоззренческую интерпретацию основ исследования и его результатов. Методология клинической психологии определяется конкретно-научным уровнем и связана с мировоззренческой позицией исследователя (например, ориентированной на динамическое, когнитивно-поведенческое, гуманистическое или диалектико-материалистическое понимание личности, поведения, психопатологии).

Методология включает конкретно-научные приёмы исследования: наблюдение, эксперимент, моделирование и др.

Методология в клинической психологии реализуется посредством принципов психологии.

В клинической психологии есть три главных принцыпа:

Принцип развития. В клинической психологии этот принцип может конкретизироваться как этиология и патогенез психопатологических расстройств в их прямом и обратном развитии.

Принцип структурности. Павлов приводил такое определение метода структурного анализа: «Метод изучения системы человека тот же, как и всякой другой системы: разложение на части, изучение значения каждой части, изучение частей, изучение соотношения с окружающей средой и понимание на основании всего этого её общей работы и управления ею, если это в средствах человека.

12 стр., 5899 слов

1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических исследований

... отрасли психологии, как психологии личности; связь психологии с психиатрией выражается в существовании таких отраслей, как патопсихология, клиническая психология, психосоматика, психология аномального ... . п.) В структуру психики входят: психические свойства, психические процессы, психические качества и психические состояния. Психические свойства – устойчивые проявления, которые имеют генетическую ...

Принцип личностного подхода.В клинической психологии личностный подход означает отношение к пациенту, как к целостной личности с учетом всей её сложности и всех индивидуальных особенностей.

Основные методы исследования:

Беседа — расспрос интервью.

Наблюдение за поведением больного — Это способ оценки мыслей, чувств и поступков больного в определенном социальном окружении.

Эксперимент — Эксперимент в психологии заключается в том, что намеренно создаются и видоизменяются условия, в которых действует испытуемый.

Психологическое тестирование можно рассматривать, как своеобразную функциональную пробу, когда специфическими нагрузками служат экспериментальные задания, выполнение которых требует напряжения тех или иных психических функций.

  1. 31 Основы нейропсихологии детского возраста (предмет, объект, задачи, основные теоретико-методологические проблемы).

Нейропсихология детского возраста (или детская

нейропсихология) является относительно новой отраслью отечественной нейропсихологической науки.

Одним из создателей отечественной нейропсихологии детского возраста является Э. Г. Симерницкая, автор многих научных работ, исследующих специфику нарушений ВПФ у детей с верифицированными локальными поражениями головного мозга.

Предметом исследования в нейропсихологии дет­ского возраста является психическая функция, а объектом исследо­вания становятся психические процессы.

32.Основные направления нейропсихологии и их характеристика

Основным направлением является клиническая нейропсихология (синдромология), которая изучает нейропсихологические синдромы, возникающие при поражении того или иного участка мозга. Объектомисследованияявляется мозг больного или травмированного человека, апредметом исследования- причинно-следственные отношения между повреждением (опухолью, кровоизлиянием, травмой — их локализацией, объёмом) и происшедшими изменениями со стороны психических процессов различных уровней. Для качественной оценки тех или иных психических потерь используются методы клинического нейропсихологического исследования, разработанные А.Р. Лурия и известные у нас и за рубежом под названием «луриевские методы нейропсихологической диагностики».

9 стр., 4066 слов

1. Классификация опухолей головного мозга у детей

... сопряжена со значительным повреждением нормальной структуры мозга, что в последующем крайне негативно отражается на неврологическом и психическом статусе выживших больных. Зарубежные исследования ... при опухолях, возникающих из диэнцефальной области у детей в возрасте до 3 лет, поскольку основной метод лечения - лучевая терапия в этом возрасте ...

Другим направлением современной нейропсихологии является экспериментальная нейропсихология, в задачи которой входит:

  • экспериментальное (клиническое и аппаратурное) изучение различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга и других заболеваниях ЦНС;
  • исследование распределения психических функций в их эволюционном контексте (на мозге животных).

по инициативе А.Р. Лурия было создано ещё одно новое направление психофизиологическое. А.Р. Лурия отрицал Павловское «наложение психологического на морфологическую канву» и рассматривал подобное в качестве основного порока психоморфологического решения проблемы «мозг и психика».

Следующее важное направление современной нейропсихологии — реабилитационное направление, посвящённое восстановлению ВПФ, нарушенных вследствие локальных поражений головного мозга.

33.

34.Соотнесение психической деятельности с моделью «трех блоков».

А.Р. Лурия выделяет три основных функциональных блока мозга, участие которых необходимо для осуществления любого вида психической деятельности.

Первый блок- энергетический, или блок регуляции уровня активности мозга.

Функциональное значение первого блока-обеспечение психических функций:

  • основная функция — активация больших полушарий — поддержание определенного уровня бодрствования. Активация временная — смена периодов сна и бодрствования, кратковременная активация — для поддержания внимания.
  • участие в осуществлении любой психической деятельности, особенно в процессах внимания, памяти, регуляция эмоциональных состояний и сознания в целом.
  • приём сигналов возбуждения, приходящих от органов чувств, пересылка определенных воздействий в кору, преобразование поступивших сигналов в психические состояния и реакции.

Второй блок — блок приёма, переработки и хранения экстероцептивной (исходящей из внешней среды), расположен в задних отделах КБП и включает основные анализаторные системы: зрительную, слуховую и общечувствительную (кожно-кинестетическую).

4 стр., 1755 слов

Особенности психической деятельности леворуких детей

... психической деятельности леворуких детей Москва 2009 Оглавление   Введение Латерализация функций полушарий головного мозга Особенности психической деятельности леворуких детей Заключение Литература   Введение Говоря о психических особенностях леворуких детей ... две группы. Первые объясняют леворукость воздействием среды на развитие ребенка до и после рождения. Вторые выдвигают различные ...

Третий блок — блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности. Включает моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных долей мозга.

  1. 35. Функциональное созревание блоков головного мозга у детей.

Психические функциональные системы не появляются в го­товом виде к рождению ребенка, а формируются в онтогенезе «в про­цессе общения и предметной деятельности ребенка» (Лурия А. Р., 1969).

Если рассматривать функциональное созревание трех блоков мозга у детей, то можно обратиться к гипотезе S. В. Morgan (1988), согласно которой предполагается, что сначала идет созревание блока глубоких струк­тур, отвечающих за активационные процессы (первый функциональный блок мозга).

Затем созревают первичные сенсорные и моторные зоны мозга. Оформляясь к моменту рождения, они также становятся полнос­тью функциональными в течение первого года жизни и создают ос­нову для сенсомоторной стадии развития. от 2 до 5 лет, что создает условия для научения в пределах то есть тако­му периоду, когда в мышлении ребенка начинают формироваться различные схемы действия.

Следующим идет созревание третичной, теменно-височно-затылочной зоны, представляющей заднюю ассоциативную область, входя­щую во второй функциональный блок мозга. Ее созревание дает воз­можность перехода на стадию конкретных операций, когда в состав интеллектуальной деятельности ребенка включается выполнение про­стых операций и систем простых операций.

10 стр., 4672 слов

Особенности формирования нравственности у детей с отклонениями в психическом развитии

... и деменцию; Задержка психического развития; Нарушения познавательной деятельности у детей с тяжелыми речевыми расстройствами; Нарушения познавательной деятельности у детей с церебральным параличом; Дети с нарушениями слуха ... восприятия, внимания, памяти. В связи с недостаточностью интегральной деятельности мозга дети с ЗПР затрудняются в узнавании непривычно представленных предметов и изображений ...

Последними, в возрасте от 12 до 14 лет, созревают префронтальные отделы лобных долей, составляющие переднюю ассоциативную об­ласть мозга и относящиеся к третьему функциональному блоку мозга. Их созревание создает условия для перехода мышления на стадию формальных операций (Марютина Т. М., 1996).

36. Нейропсихологические синдромы в детском возрасте и их коррекция.

Сейчас наблюдается резкое увеличение числа детей с отклонениями в психическом развитии. 85% детей, рождённых после 1991 года, имеют нейропсихологические проблемы из-за стволовых изменений .Мозг таких детей работает за счёт компенсаторных механизмов. Традиционные психолого-педагогические методы коррекции не приносят при работе с ними ожидаемых результатов. В случае ранних очаговых поражений мозга специфические функции могут компенсироваться. Особенно ранима по отношению к ранним повреждениям мозга функциональная система внимания.

Другим значимым последствием раннего поражения мозга является нарушение миелинизации. Одной из причин возникновения синдрома дефицита внимания и гиперактивности является дисфункция префронтальных отделов мозга за счёт замедления миелинизации. Патологические воздействия на плод в более поздние сроки беременности служат фактором риска для развития минимальных мозговых дисфункций (ММД) — неравномерность развития отдельных мозговых функций, не затрагивающая интеллекта и умственных способностей.

Современная клинико-психологическая классификация онтогенеза психики детей включает в себя синдромы дефицитарности, несформированности и атипию психического развития.

37. Коррекция детей с отклонением в психическом развитии

37. Коррекция детей с отклонением в психическом развитии.

Первое- когнитивные методы, чаще всего направленные на преодоление трудностей усвоения школьных знаний и формирования высших психических функций. Например: целенаправленная работа в сфере слухоречевой памяти, формирование счетных операций и т. д.

Второе — методы двигательной коррекции (моторной), или телесно-ориентированные методы. Попытки связать эти два направления чаще всего сводятся просто к суммации их (вводят в коррекционную программу когнитивные и двигательные методики).

Опыт показывает, что результат не достигается, так как в современной популяции детей преобладают системные нарушения психических функций и разнонаправленный дефекты. В сложившейся ситуации оптимальным является системный подход к коррекции и абилитации психического здоровья детей, в котором когнитивные и двигательные методы должны применяться в некотором иерархизированном комплексе.

Суть — воздействие на сенсомоторный уровень, с учетом общих закономерностей онтогенеза («Методика замещающего онтогенеза»), вызывает активизацию в развитии всех высших психических функций. Логично в начале коррекционного процесса отдавать предпочтение именно двигательным методам. Актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагает востребованность извне таких психических функций, как эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции. Следовательно, создается базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математикой.

38. Понятие нейропсихологического фактора, симптома и синдрома.

Нейропсихологический фактор— принцип физиологической деятельности определенной мозговой структуры. Он является связующим понятием между психическими функциями и работающим мозгом.

Нейропсихологический симптом— нарушение психических функций в результате локальных поражений головного мозга.

Нейропсихологический синдром- слияние ней-ропсихологических симптомов, связанных с выпадением одного или нескольких факторов.

39. Предмет и задачи детской патопсихологии.

Задачи патопсихологии

Одной из центральных задач детской патопсихологии является диагностика психического развития детей с отклонениями. Диагностируется состояние психических процессов: мышления, памяти, восприятия, внимания, а также особенности личности и деятельности ребенка. Задачей патопсихолога является установление уровня развития ребенка, определение его соответствия или несоответствия возрастным нормам, а также выявление патологических особенностей развития.

Следующей важной задачей детской патопсихологии является профилактика возникновения отклонений в психическом развитии. Детская патопсихология, кроме практических задач, занимается инаучными исследованиями.

Детская патопсихология изучает:

  • Основные закономерности нарушенного психического развития детей

  • Особенности возрастно-специфических видов отклонений развития

  • Психологические характеристики отдельных форм психических расстройств в детском возрасте

  • Методы работы и области применения патопсихологической диагностики и коррекции в детском возрасте

40. Понятие синдрома в патопсихологии, патопсихологические синдромы и их роль в клинической диагностике

40. Понятие синдрома в патопсихологии, патопсихологические синдромы и их роль в клинической диагностике.

В патопсихологии под синдромом понимают патогенетически обусловленную общность симптомов психических расстройств, внутренне взаимообусловленных и взаимосвязанных. К патопсихологическим синдромам относят совокупность поведенческих, мотивационных и познавательных особенностей психической деятельности больных, выраженных в психологических понятиях.

Патопсихолог свое исследование направляет на раскрытие и анализ определенных компонентов мозговой деятельности, ее звеньев и факторов, выпадение которых является причиной формирования наблюдаемой в клинике симптоматики.

Патопсихологические синдромы были выделены с целью сближения особенностей диагностического мышления врача и медицинского психолога, основываясь на результатах клинических наблюдений. Над разработкой патопсихологической синдромологии трудились разные ученые, и было предложено несколько версий патопсихологических синдромов.

41.Методы исследования в патопсихологии.

  • «10 слов» (на слух и зрительно) — исследование памяти

  • Метод пиктограмм (количество стимулов не менее 11 и не более 18) — исследование памяти

  • Парные ассоциации — исследование мышления

  • Таблицы Шульте (не менее 2-х таблиц) — исследование внимания

  • Шифровка (субтесты из текста Векслера для детей и подростков) — исследование интеллекта

  • РАТ (рисуночный аперцептивный тест) — для изучения личностных проблем подростка (компактный модифицированный вариант ТАТ)

  • Тест Розенцвейга (детский, подростковый и взрослый варианты) — методика рисуночной фрустрации предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности.

  • Самооценка Дембо-Рубенштейна (различные модификации)

  • Незаконченные предложения (различные модификации) — относится к методикам дополнения и используется для выявления у обследуемого дисгармоничной системы отношений.

  • Графические пробы (рисунок себя, семьи, несуществующего животного и т. д.) — проективные методики исследования личности.

42. Особенности и задачи патопсихологического исследования.

Исследование в детской патопсихологии должны отвечать определенным стандартам, которые защищают детей и семьи от стрессовых процедур, включая информированное согласие, добровольное участие, конфиденциальность, анонимность и безопасность.

43.Порядок проведения патопсихологического исследования

Полноценная работа требует, чтобы патопсихолог владел:

Этап 1

— большим арсеналом средств дополняющих и взаимозамещающих друг дуга (не менее 20−30 методик).

-Методики должны быть компактными, иметь не громоздкий стимульный материал, чтобы их можно было мобильно использовать в клинических условиях.

-Проведению обследования должна предшествовать работа с документами: направление на консультацию, запрос со стороны родителей и т. д., школьная характеристика, заключения специалистов, выписка из истории болезни

Этап 2

проведение патопсихологического исследования

Этап 3

обработка, анализ данных патопсихологического исследования и подготовке заключения.

В детской патопсихологии не существует единой схемы обследования на все случаи. Каждый практикующий специалист использует свой набор основных диагностических средств, приспосабливая (расширяя или сужая) под задачи практической работы. В рамках клинико-психологического обследования могут быть использованы как патопсихологические, так и нейропсихологические методики и приемы.

44.Основные области практической деятельности и специфика задач патопсихолога

44.Основные области практической деятельности и специфика задач патопсихолога.

I — шизофренический Ядро — нарушение мышления, эмоционально-волевой, личностной сфер, а также нарушение общения. Одно из основных проявлений — аутизм.

II — аффективно-эндогенный Ядро — изменение настроения (повышение или понижение).

При повышенном настроении наблюдается ускорение темпов деятельности, но не всегда при этом улучшается продуктивность (может быть снижена).

Если преобладает депрессивный аффект, то скорость всех мыслительных процессов замедленна. Выявляется также особенность ассоциативной деятельности, снижение самооценки, особенность графической деятельности .

III — олигофренический складывается из неспособности к обучению, формированию понятий, дефицита общих сведений и знаний, примитивности и конкретности мышления, повышенной внушаемости и эмоциональных растройств;

IV —экзогенно-органический церебральный атеросклероз, последствия черепно-мозговой травмы, токсикомании и т. д.);

V — эндогенно-органический первичные атрофические процессы в головном мозге);

VI -психопатический или личностно-аномальный акцентуированные и психопатические личности;

VII —психогенно-психотический (реактивные психозы);

VIII —психогенно-невротический — неврозы и невротические реакции).

Психозы(психотические нарушения) — выраженные формы психических нарушений, когда больной неправильно воспринимает окружающую действительность, его поведение противоречит реальности и, как правило, отсутствует критика к своему состоянию (психозы обуславливаются галлюцинациями, бредом и другими грубыми нарушениями психики).

Невротические (неврозоподобные) нарушения подразумевают относительно негрубые психические нарушения (преимущественно, в эмоционально-волевой сфере, типа повышенной раздражительности, безразличия, неустойчивого настроения и т. д.), при которых больной правильно воспринимает окружающую действительность, его поведение адекватно ситуации и сохранена критика к своему состоянию.

45.Психосоматические расстройства, причины их возникновения у детей и подростков.

Н. Zimprich (1984) у детей выделяет: а) психосоматические ре­акции (единовременное упускание мочи при испуге); б) функцио­нальные нарушения (расстройство сна после негативных пережи­ваний, продолжающееся некоторое время); в) психосоматические заболевания с органической манифестацией (эндокринные нару­шения психогенного происхождения); г) специфические психосоматозы (колит, язва желудка и др.).

Для того чтобы появились психосоматические расстройства, необходима, как минимум, информация о негативных событиях и другие описанные выше факторы. У только что родившегося мла­денца контакт с внешним миром существует благодаря органам чувств матери, с которой у него прочная симбиотическая связь. Поэтому любые отрицательные эмоции, потрясения, переживае­мые матерью, воспринимаются ребенком, который может реагировать на беспокойство, тревогу, депрессию матери изменением своего соматического здоровья. Даже недоношенные дети у матерей, переживающих материальные не­взгоды, предательство близких или болезнь родителей, отзывают­ся на них остановкой роста, стойкой потерей массы тела и неспо­собностью усваивать получаемое питание.

46. Классификация психосоматических расстройств у детей и подростков

Классификация I. Jochmus, G. М. Schmitt (1986) предполагает три группы соматических расстройств, связанных с психологиче­скими трудностями.

  1. психосоматические функциональные нарушения (без орга­нических поражений органов и систем): психогенные нарушения у грудных и детей раннего возраста, нарушения сна, энурез, энкопрез, запор, конверсионные неврозы;

  2. психосоматические болезни: бронхиальная астма, нейро­дермиты, язвенный колит, язва желудка, нервная анорексия, були­мия, ожирение;

  3. переживания больными своих серьезных хронических бо­лезней, например, муковисцидоза, диабета, хронической почечной недостаточности, злокачественных новообразований.

47.Основные научные концепции развития психосоматических расстройств.

Гиппократ в учении о темпераментах высказал свои мысли о единстве тела и души. Heinroth в 1818 г. ввел термин «психосоматика», которым он обозначил свою концепцию о внутреннем конфликте как ведущей причине психической болезни.

. Павлов (1902) своим учением об условных рефлексах создал теоретиче­ское основание для понимания психосоматических взаимоотноше­ний с позиций физиологии. Его последователями были К. М. Быков, П. К. Анохин и др.

S. Freud (1894) дал начало психологическому направлению, ис­толковав психосоматические симптомы истерии как результат процесса вытеснения и назвав его конверсией, попытавшись таким образом объяснить механизм психосоматических рас­стройств. F. Dunbar в своей концепции о «персональном профиле личности» (1947) связывает возникновение психосомати­ческих расстройств с особенностями личности. По ее мнению, люди, страдающие одной и той же болезнью похожи по личностным особенностям, которые и ответственны за возникновение болезни. Ф. Данбар описала профили личности, способствующие развитию ИБС, СД, РА, ГБ и др.F.Alexander (1939) объясняет развитие психосоматических болезней степенью вытеснения специфического эмоционального конфликта.

психосоматикой называется область медицины, изучающая круг расстройств, достаточно различающихся между собой, но при этом объединенных тесной взаимосвязью психических и соматических нарушений (цит. по Н.Д. Лакосиной, И.И. Сергееву, О.Ф. Панковой).

Распространенность. Начало болезни обычно приходится на детский и подрост­ковый возраст. От 9,3% до 40% детей страдают психосомати­ческими заболеваниями.

48. Проблема алекситимии. Алекситимия как фактор психосоматических заболеваний у детей.

Алекситимия — психическое расстройство, лежащего в основе психосоматических заболеваний — ограниченной способности индивида к восприятию собственных чувств и эмоций, их адекватной вербализации и экспрессивной передаче.

По его описанию для страдающих алекситимией характерны следующие особенности:.

Они бесконечно описывают физические ощущения, часто не связанные с найденным заболеванием, а внутренние ощущения обозначаются обычно в терминах раздражительности, скуки, пустоты, усталости, возбуждения, напряжения и т. д. Их аффекты неадекватны, им трудно вербализовать чувства.

«Алекситимики» отличаются неразвитой фантазией, тенденцией к импульсивности, бедностью межличностных связей. Их преобладающий образ жизни — действие. Беседы с ними сопровождаются обычно ощущением скуки и бессмысленности контакта

49. Диагностика в психосоматике (психологический анамнез болезни, принципы выбора диагностических методик, психологические тесты, рекомендуемые для использования в психосоматической практике у детей)

49. Диагностика в психосоматике (психологический анамнез болезни, принципы выбора диагностических методик, психологические тесты, рекомендуемые для использования в психосоматической практике у детей).

анамнез — совокупность сведений, которые собирают от больного для установления диагноза и прогноза. Медицинский анамнез включает расспрос о проявлениях (жалобы больного) и течении болезни, а также о прошлой жизни. Последний включает сведения о прошлых заболеваниях, наследственно­сти, о семье, профессиональной деятельности, об условиях жизни, вредных привычках и др.

Психологический анамнез болезни. Эта часть психологиче­ского анамнеза состоит из выслушивания жалоб больного и расспроса о влиянии болезни на различные отношения боль­ного.

Методики, используемые для этой цели:

  1. Личностный опросник Айзенков.

  2. Личностный опросник Кеттелла.

  3. Шкала Спилбергера.

  4. Цветовой тест Люшера.

  5. Специальный метод незаконченных предложений.

  6. Опросник детской тревожности Рейнольдса.

  7. Опросник детской тревожности Клинединста.

  8. Торонтская алекситимическая шкала

  9. Тест Коппитц.

  10. Рисунок семьи.

Воспитатели и педа­гоги, имея вышеизложенную информацию о детях повышенного риска, создают максимально благоприятные условия для нормали­зации их эмоционального состояния. Для ребенка создается опти­мальная учебная программа, улаживаются при необходимости от­ношения со сверстниками, проводится работа с семьей. Наличие у детей выраженных психосоматических болезней требует консуль­тации у врачей и поддержки психотерапевта.

50.Особенности психосоматических расстройств у детей разного возраста

расстройства в раннем детском воз­расте Младенческая колика — приступы болей в животе, протекающие с сильными криками, плачем, двигательным беспокойством, вздутием живота и продолжающиеся минуты или часы. Привычные срыгивания, иногда сочетающиеся с сосанием пальцев, нарушением сна, плаксивостью и т. д. Анорексия — отсутствие аппетита, часто воз­никающая у особенно подвижных, раздражительных детей и может зависеть от того, кто кормит или из какой по­суды. Симптом пика — извращение аппетита, при котором дети стре­мятся употреблять в пищу несъедобные вещества (уголь, глину, крас­ку, землю, бумагу, штукатурку и т. д.).

Психосоматичские расстройства у дошкольников и де­тей младшего школьного возраста. Головные боли, возникаю­щие после волнений и нередко сопровождающиеся тошнотой, бледностью, потливостью, изменением настроения. Лихорад­ка — приступы непродолжительной высокой темпе­ратуры тела (до 39−40 °С) или продолжительной, но незначи­тельной (37—38 °С), не связанной ни с какими соматическими заболеваниями. Боли в животе — одно из наиболее частых рас­стройств, которым дети реагируют на неприятности. Они могут быть рецидивирующими, т. е. неоднократно повторяющимися в трудных ситуациях. Психогенная рвота, может быть эпизодическим явлением в связи с гневом, от­вращением или страхом или постоянной реакцией на любые жиз­ненные трудности. Энурез, непроизвольное упускание мочи, так же как и энкопрез, непроизвольное выделение кала, — частые сомати­ческие проявления эмоциональных расстройств у детей.

Психосоматические расстройства подросткового возра­ста могут быть продолжением тех, которые возникли в более ранний период жизни или свойственными преимущественно возрасту поло­вого созревания. Нервная анорексия характеризу­ется стойким отказом от приема пищи, заметной потерей массы тела (на 15% и больше от возрастной нормы), активным примене­нием приёмов для снижения массы тела (вызывание у себя рвоты, прием средств, подавляющих аппетит или слабительных), искаже­нием образа своего тела, при котором допустимым для себя счита­ется лишь низкая масса тела. Личности этих бо­льных отличаются довольно высоким интеллектом, рассудочно­стью, разносторонними интересами, большим чувством ответственности, а с други­ми поверхностными отношениями. Нередко эти качества сочетаются с застенчивостью, неуверенностью, внутренним чувством несостоя­тельности, высоким уровнем притязаний без достаточной критики к своим возможностям, истерическими проявлениями или склон­ностями к навязчивости. В процессе заболевания развиваются фи­зическое истощение, психическая астения, а иногда и депрессия. Психическая или нервная булимия — повторяющиеся приступы пере­едания, может быть этапом нервной анорексии или самостоятель­ным расстройством. Нарушения репродуктивной функции у девушек: ювенильное кровотечение (продолжительные, чрезмерно обиль­ные с нарушением периодичности менструации), аменорея (отсут­ствие менструаций), альгодисменорея (болезненные менструации), чаще возникают у лиц с крайне изменчивым настроением, повышенной утомляемостью, раздражительностью, склонностью к ипохондрии, нерешительностью, повышенной ранимостью и чув­ством собственной неполноценности. Вегетососудистые дистонии — состояния, в основе которых лежат изменения артериального давления. При дистонии по гиперто­ническому типу наблюдаются повышенное артериальное дав­ление, постоянная или приступообразная головная боль с тошно­той, рвотой, обмороки, голо­вокружения, неприятные ощущения или боли в области сердца, сердцебиения и реже одышка при нагрузках. Подростки нетерпеливы, возбудимы, раздра­жительны, неуравновешенны, утомляемы, с повышенной реактив­ной тревожностью. Большая часть из них не уверены в успехе ле­чения, треть относится к болезни пренебрежительно, игнорирует ее. Дистония по гипотоническому типу характеризует­ся сниженным артериальным давлением, интенсивными и продол­жительными головными болями, наиболее выраженными во вто­рой половине дня, утренней слабостью, быстрой утомляемостью, головокружениями после школьных занятий и при перемене поло­жения тела, склонностью к обморокам и колющим болям в облас­ти сердца. Больные неуверенны в себе, ранимы, зависимы, чувст­вительны к угрозе, боязливы, преобладают страхи за свою жизнь и здоровье, у них повышен показатель личностной тревожности и ипохондрическое сосредоточение на болезни.

51. Психотерапия, определение, объект, предмет, основные направления в психотерапии детей и подростков

51. Психотерапия, определение, объект, предмет, основные направления в психотерапии детей и подростков.

Психотераия — истема лечебного воздействия напсихикуи через психику на организм человека. Часто определяется как деятельность, направленная на избавление человека от различных проблем (эмоциональных, личностных, социальных, и т. п.).

Проводится как правило специалистом-психотерапевтом путем установления глубокого личного контакта с пациентом (часто путем бесед и обсуждений), а также применением различныхкогнитивных,поведенческих, медикаментозных и других методик. Однако, такое определение не является полным.

52. Факторы лечебного действия психотерапии.

Психотерапевтический контакт содержит следующие лечебные компоненты:

удовлетворение ожиданий и потребностей, выслушивание (отреагирование или «вентиляция» эмоционального напряжения), эмоциональная поддержка, обратная связь при раскрытии своих мыслей, переживаний и поведения. Важнейшей задачей врача при этом является создание устойчивых доверительных отношений с больным. Психотерапевт проявляет уважение к пациенту как личности, принимает его без морального осуждения и критики, проявляет желание помочь ему.

Взаимопонимание между психотерапевтом и пациентом, необходимое для оптимального психотерапевтического контакта, достигается обоюдными вербальными и невербальными средствами коммуникации. Невербальное поведение врача (мимика, жесты, интонации) нередко оказывается для пациента более значимым, чем его высказывания

Сдержанное, эмоционально нейтральное, а иногда и «холодное» отношение психотерапевта к пациенту проявляется в направленности взгляда в сторону, в небрежности позы, наличии «преграды» (стола) между ними, отсутствии улыбки,

Основной метод получения (и обмена) информации, источник и способ познания и осознания психологических явлений на основе вербального (словесного) общения между психотерапевтом и пациентом — психотерапевтическая беседа

Психотерапевт является важнейшим источником сведений, нужных больному, особенно на первом этапе лечения. Эти сведения касаются характера, причин и прогноза заболевания, методов лечения и перспектив выздоровления. Для психотерапевта весьма существенно как можно раньше выяснить все особенности собственной «концепции» болезни пациента, его представление о ее причинах и влиянии на жизненную ситуацию

Существенным элементом беседы является обсуждение с пациентом его усилий, трудностей и успехов в поэтапном (в соответствии с согласованными задачами) изменении прежних, болезненных способов переживания и поведения. Заключительной стадией беседы является подведение итогов. Важно точно сформулировать достигнутое и наметить следующие этапные задачи лечения, конкретизировав участие пациента.

53. Психодинамическая психотерапия (психологическая концепция, концепция личности, концепция патологии).

Психодинамическое направление психотерапии, по О.Ф.Бондаренко, базируется на принципе определяющего влияния прошлого опыта на формирование мироощущения, определенной манеры поведения человека, его внутренних и внешних проблем. Психотерапевт решает вопросы, связанные с динамическими аспектами психики клиента (мотивами, внутренними конфликтами, противоречиями), существование и развитие которых обеспечивают функционирование и развитие личностного «Я».

Основной целью психологической помощи в классическом психоанализе являются:

1) осознание неосознанного (мотивов, защитных механизмов, способов поведения) и принятие адекватной и реалистической его интерпретации;

2) усиление Ego-сознания для выработки более реалистической поведения

54. Когнитивно-поведенческая психотерапия (психологическая концепция, концепция личности, концепция патологии).

Когнитивно-поведенческаяпсихотерапия применяет принципы изменения поведения человека для обнаружения существующих мыслей (когниций) и обнаружения тех мыслей, которые являются источниками проблем.

Поведенческие техники используются с целью устранения негативных мыслей, создания новых стереотипов мышления и способов анализа проблем, а также с целью подкрепления новых утверждений.

Данные техники включают

: а) обнаружение желательных и нежелательных мыслей и определение факторов их появления;

б) проектирование новых стереотипов;

в) применение воображения для визуализации того, как новые стереотипы могут быть согласованы с желательным поведением и эмоциональным благополучием;

г) использование новых умозаключений в настоящей жизни, в реальных ситуациях, главная цель — принять их за привычный образ мышления человека.

Основная мысль когнитивной психотерапии заключается в том, что все психологические проблемы человека исходят от направления его мышления. Вовсе не обстоятельства становятся главной преградой человека на пути к гармоничной счастливой жизни — человек своим собственным разумом формирует то или иное отношение ко всему происходящему, формируя в себе не самые лучшие качества (страх, робость, пассивность, злость, паника).

Человек, неадекватно оценивающий значение окружающих его людей, вещей и событий, наделяет их качествами, которые никогда не были им присущи. И этот принцип работает во всех жизненных сферах. Так, например, на работе, если ваш начальник пользуется у вас незыблемым авторитетом, любое его мнение тут же заставит вас покорно согласится с ним, пусть даже ваш разум и понимает парадоксальность этого мнения. Если же вы создали в своих мыслях образ строгого начальника, которого все боятся — вы невольно будете ждать, когда начальник проявит эти качества. Когда мнение начальника о вас значит слишком много, то любой укор с его стороны по отношению к вам может быть крайне болезненно воспринят, что скажется на вашей работоспособности и собственном мнении о себе как о работнике.

55. Экзистенциально-гуманистическая психотерапия (психологическая концепция, концепция личности, концепция патологии)

55. Экзистенциально-гуманистическая психотерапия (психологическая концепция, концепция личности, концепция патологии).

Экзистенциально — гуманистическая психотерапия— это глубинная жизнеизменяющая терапия, позволяющая сделать жизнь более осознанной. Этот подход рассматривает жизнь человека в целом, то, как он живет свою жизнь. Экзистенциальный подход как любой глубинный подход предполагает, что обрезание симптома не ведет к излечению, а реальные изменения возможны только при работе с глубинным содержанием. Экзистенциальная психотерапия — это динамический терапевтический подход, предполагающий, что неосознаваемые силы оказывают влияние на сознательную деятельность. Экзистенциальная психотерапия основана на тезисе: внутренний конфликт, терзающий нас, проистекает не столько из нашей борьбы с подавляемыми инстинктивными склонностями, значимыми взрослыми или же частичками полузабытых травматических воспоминаний, сколько из внутреннего конфликта с «данностями» существования. В данном подходе базовый конфликт заключается в конфронтации человека с конечными данностями существования: смертью, свободой, изоляцией, бессмысленностью. Жизнеизменяющая терапия — это попытка клиента и психотерапевта помочь первому проанализировать, как он отвечает на экзистенциальные вопросы жизни, и попытаться пересмотреть некоторые из ответов так, чтобы сделать его жизнь более аутентичной и, таким образом, более реализованной.

Цель жизнеизменяющей психотерапии — помочь клиенту почувствовать себя чем-то большим и способным на большее в своей жизни, и таким образом, имеющим выбор там, где ранее он переживал вынужденность.

Психотерапевт и клиент являются попутчиками в экзистенцильном подходе и терапия строиться не на теории, а на взаимоотношениях. Отличительным признаком подлинной жизнеизменяющей психотерапии является постановка во главу угла работы с сопротивлением и неизбежность феноменов переноса и контрпереноса и многое другое.

Цель программы:ознакомить психологов с основными понятиями и представлениями экзистенциально-гуманистической психотерапии, с философскими корнями и теоретическими основами экзистенциального подхода; сформировать навыки работы с клиентом в глубинном жизнеизменяющем подходе.

56. Семейная психотерапия и семейное консультирование.

Семейная психотерапия представляет собой особый вид психотерапии, направленный на коррекцию межличностных отношений для устранения эмоциональных расстройств в семье, наиболее выраженных у больного члена семьи (Мягер, Мишина).

Иными словами, это психотерапия пациента в семье и при помощи семьи. Сатир под семейной психотерапией понимала все вмешательства, изменяющие семейную систему.

Общие цели разных моделей семейной психотерапии можно представить следующим образом:

— изменение в семье ряда представлений (установок, предположений) о предъявляемой проблеме;

— трансформация взглядов членов семьи на их проблему от индивидуально-личностного к системному подходу;

— модификация проницаемости каналов и границ между подсистемами;

— создание альтернативных моделей разрешения проблем через прямое или косвенное вмешательство;

— уменьшение эмоциональной вовлеченности членов семьи в симптоматическое поведение одного из ее членов;

— коррекция различных форм иерархического несоответствия;

— прерывание дисфункциональных стереотипов поведения, взятых из родительской семьи, вынесение на поверхность важных «незаконченных дел», открытие семейных секретов, улучшение коммуникативного стиля между членами семьи.

57. Групповая психотерапия у детей (цель, показания, клинико-психологические критерии формирования детско-подростковых групп)

Групповая психотерапияпроводится в амбулаторных или стационарных условиях. В амбулаторных условиях курс лечения осуществляется без отрыва от повседневной жизни детей, что дает возможность непосредственно проследить его результаты и подключить к нему при необходимости родителей, т. е. провести групповую семейную психотерапию.

Групповые занятия могут проводиться в большом врачебном кабинете, зале для лечебной физкультуры или конференций. Если имеется специальное помещение, оно оформляется для дошкольников по типу игровой комнаты детского сада. На стеллажах и коврике находятся куклы и маски, изображающие людей и сказочных персонажей, игрушечные предметы домашнего обихода, макеты домиков, деревьев, различный материал для построек, рисования и лепки. Стены украшены рисунками детей. На одной из них укреплено несколько больших зеркал. У школьников в игровом помещении поставлены парты, доска для письма, т. е. воспроизводится обстановка учебного класса. На заключительных этапах групповой психотерапии с целью самонаблюдения парты располагаются перед заменяющим доску зеркалом. Использование одного и того же помещения для занятий облегчает возникновение терапевтической атмосферы в группе.

Цель групповой психотерапии состоит в восстановлении психического единства личности посредством нормализации ее межличностных отношений. Она достигается при успешном решении в группе задач личностной диагностики, терапии и обучения

58. Психологическая коррекция.

Возникла в связи с необходимостью узаконить занятия психотерапией не медиками, но по сути одно и то же. Были попытки (Куликов) определить специфику термина — психокоррекция — это профилактика:

— первичная профилактика — профилактика заболевания

—  вторичная профилактика — профилактика рецидива болезни

—  третичная — профилактика возникновения инвалидности при хронических заболеваниях.

один из видов психологической помощи(среди других:психологическое консультирование,психологический тренинг,психотерапия); деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также — деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения егосоциализациииадаптациик изменяющимся жизненным условиям.

Психокоррекционные воздействия могут быть следующих видов: убеждение, внушение, подражание, подкрепление. Различают индивидуальную и групповую психокоррекцию. Виндивидуальнойпсихологработает с клиентом один на один при отсутствии посторонних лиц. Вгрупповой— работа происходит сразу с группой клиентов со схожими проблемами, эффект достигается за счёт взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга.

59. Психологическое сопровождение.

современной психологии есть такое понятие, как психологическое сопровождение. Сопровождение в буквальном смысле означает идти или ехать с кем-либо в качестве провожатого. Исходя их этого, можно сказать, что психологическое сопровождение — это вид психологической помощи на каком-то отдельном промежутке жизни для улучшения психологического развития личности человека. Это не значит, что человеком управляют, как марионеткой, а только лишь то, что его сопровождают, то есть направляют в нужном направлении, оставляя за ним выбор его дальнейших действий, не снимая с него ответственность за принятые им решения.

Виды психологического сопровождения

  1. Это может быть, как помощь в профессиональном развитии человека (потеря работы, трудоустройство, переобучение, начало трудовой деятельности и т. д.), так и в психологическом (заниженная самооценка, раздражительность вследствие ранее пережитых ситуаций, неумение общаться и т. д.).
  2. Психологическое сопровождение помогает решать проблемы не только отдельных личностей, но и групп людей.
  3. Множество людей, просто не могут обойтись без психологического сопровождения, например дети которые закончили интернат, достигшие определенного возраста и стоят на пороге вступления в привычную для нас жизнь.
  4. Также есть социально психологическое сопровождение для людей подвергшимся насилию, попавшим в аварию, ставшими свидетелями убийства все это для того, чтобы люди адаптировались и вернулись в свой привычный ритм жизни — это и есть цель психологического сопровождения.

На протяжении жизни, каждый человек в той или иной мере нуждается в сопровождении. Именно по этому, если вам предлагают на каком-то нелегком этапе вашей жизни психологическое сопровождение — отказ от него не имеет никакого смысла. Доверьте свое психологическое состояние специалистам.

60.Психогигиена и психопрофилактика в клинической психологии детского возраста.

Психогигиена— наука о сохранении и достижениипсихического здоровья.

Психопрофилактика— раздел общей профилактики, включающий комплекс мероприятий, обеспечивающих психическое здоровье и предупреждение возникновения и распространения психических заболеваний.

Для осуществления этих мероприятий психопрофилактика использует ряд методов:

ü медицинского обследования психического состояния различных групп населения — учащихся, военнослужащих и т. д.;

ü анализ данных статистического изучения заболеваемости психическими болезнями и условий их возникновения;

ü ранняя диагностика психических заболеваний;

ü санитарно-просветительная работа:

ü организация специальных видов медпомощи — в первую очередь психоневрологических диспансеров, дневных и ночных стационаров, санаториев.

Задачами психопрофилактики являются:

1) предотвращение действия на организм и личность болезнетворной причины;

2) предупреждение развития заболевания путем его ранней диагностики и лечения;

3) предупредительное лечение и мероприятия, предотвращающие рецидивы болезни и переход их в хронические формы.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector