1. Нарушения жизнедеятельности семьи и их классификация
Вопрос, что в семье является нормой, а что нарушением – один из наиболее трудных вопросов в современной науке о семье. Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис (1999) называют нарушениями функций семьи такие ее особенности, которые затрудняют или препятствуют выполнению ее функций.
Нарушения жизнедеятельности семьи исследуются в двух направлениях. Во-первых, семьи исследуются в условиях трудностей, возникших в силу неблагоприятного воздействия социальных процессов – войн, экономических кризисов и др. Во-вторых, изучаются нормативные стрессоры – трудности, встречающиеся в обычных условиях, связанных с прохождением семьей основных этапов жизненного цикла, а также возникающих при нарушении жизни семьи – длительной разлуке, смерти члена семьи, разводе и т.д. Все эти обстоятельства приводят к многочисленным сложным последствия: с одной стороны, к нарастанию конфликтности взаимоотношений, снижению удовлетворенности семейной жизнью, ослаблению сплоченности семьи, с другой — умножению усилий членов семьи, направленных на ее сохранение, и возрастание сопротивления трудностям.
Известны различные подходы к классификации дисфункциональных семей (Личко А.Е., 1989; Olson D., 1993; Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., 1999; Столин В.В., 1986; Черников А.В., 2001 и др.).
Связь дисфункциональности семей с уровнем их сплоченности усматривается, в основном, в нарушении баланса сил, способствующих объединению членов семьи, и сил, дающих возможность членам семьи развиваться индивидуально и строить отношения с другими членами семьи, исходя из своих индивидуальных представлений и потребностей.
А.Е. Личко (1989) выделяет варианты семей, представляющих собой последовательное нарастание дисфункциональности на пути к распаду: собственно негармоничная семья, деструктогенная семья, распадающаяся и распавшаяся семья, а также ригидная псевдосолидарная семья.
Характеристиками негармоничной семьи являются «семейный перекос» как доминирование в семье отношений власти – подчинения; существование эмоциональной зависимости и несимметричности эмоциональных отношений; игнорирование одним из членов семьи своих обязанностей и функций, связанных с семейной ролью, в ущерб интересам других членов семьи; отсутствие сотрудничества, партнерства, взаимопомощи. Характеристики деструктогенной семьи включают неравномерность и невзаимность эмоциональных привязанностей; чрезмерную автономию и независимость членов семьи и отсутствие сотрудничества и взаимопомощи в решении проблем. Ригидная псевдосолидарная семья обнаруживает за внешним благополучием отсутствие эмоциональной теплоты, поддержки, эмпатии; построение отношений по жесткому типу доминирование – подчинение; высокая степень ригидности семьи в регламентации норм и правил поведения членов семьи, включая строгие санкции за их невыполнение. Распадающаяся семья характеризуется хроническим состоянием высокой конфликтности, захватывающей все более широкую область жизнедеятельности семьи; прекращение выполнения членами семьи широкого спектра ролевых обязанностей и функций. Зачастую единство сохраняется лишь за счет общей жилплощади, вынуждающей супругов к совместному проживанию. Распавшаяся семья – это семья, осуществившая юридическое прекращение брака и фактическое разделение супругов. Однако семья сохраняет определенные функции – воспитание детей и материальная поддержка детей и бывших супругов.
Семья как фактор развития ребенка
... интересы и потребности всех ее членов. Воспитательная функция – важнейшая функция семьи, заключающаяся в духовном воспроизводстве населения. Выделяют три аспекта воспитательной функции семьи: Воспитание ребенка, формирование его ... собственного жидья. 3. Неполная семья – возникшая в результате развода или смерти одного из супругов. В неполной семье один из супругов, чаще мать, воспитывает ребенка. ...
В перечисленных вариантах дисфункциональных семей происходит изменение уровня сплоченности (неадекватное занижение или завышение) за счет ослабления эмоциональных связей в виде несимметричности эмоциональных отношений, эмоциональной зависимостей, отсутствию положительных эмоциональных отношений. Происходит деформация отношений доминирования и ответственности в направлении прекращения выполнения членами семьи своих обязанностей, чрезмерной автономии членов семьи, ригидности отношений.
Сходное изменение нормального уровня сплоченности семьи отмечается В.Н. Дружининым (2000).
Он называет семью аномальной, если отец не несет ответственности за нее, и считает псевдосемьей ту, где ответственность не несет никто. Вариант семьи, в которой доминирует один член семьи, а ответственность несет другой, он называет «эксплуатирующей».
В. Сатир (2000) полагает, что атмосфера проблемной семьи характеризуется неудобством, дискомфортом и холодностью, то есть, прежде всего, нарушенными эмоциональными отношениями. Она отмечает телесные проявления членов проблемной семьи: скованность и напряженность тел, мрачность, угрюмость и невыразительность лиц, резкость голоса. В семье отсутствует дружеское расположение, юмор, члены семьи погружаются во внесемейные дела, например, работу, с целью избежать общения друг с другом.
Дисфункциональность семьи у К. Витакера (1998) также связана не только с ослаблением сплоченности семьи, но также с неадекватным ее усилением. По его мнению, семья развивается между полюсами «индивидуация» и «сопринадлежность». По его мнению, сила семьи такова, что возникает искушение пожертвовать своей индивидуацией и «усыновить» друг друга. Сплоченность достигается через практически полный отказ членов семьи от своей индивидуальности. Способность принадлежать семье и в то же время не бояться индивидуации развивается медленно и может быть нарушена на любом этапе семьи. Каждое такое нарушение превращается в семейную проблему. К.Витакер рассматривает четыре дисфункциональных с этой точки зрения типа брака. Первый тип брака – результат стремления двух семей, из которых произошли супруги, воспроизвести самих себя, выслав для этого «козла отпущения». Каждая семья предполагает, что чужая по крови половинка пары просто исчезнет, и потомство будет принадлежать их семье. Второй тип семьи К.Витакер называет «контрактом о взаимном усыновлении» — каждый партнер ждет от другого удовлетворения его потребностей. Третий тип семьи возникает как развитие проекта «взаимной псевдопсихотерапии», где каждый супруг считает, что партнер поможет ему справиться с его проблемами. Четвертый тип семьи – «симбиоз», когда бессознательное одного супруга сцепляется с бессознательным другого, причем они сами не замечают этого. Симбиоз может возникнуть из-за символических стимулов – он шагает совсем как ее отец.
Приемные семьи в пространстве детско-родительских отношений
... диагностики и коррекции не только индивидуальных особенностей ребенка, но и внутрисемейных отношений, функционирования приемной семьи в целом. Влияние разлуки с матерью на психическое развитие и ... некоторая неуверенность в семейных отношениях может порождаться опасениями за будущее в связи с возможностью расторжения контракта. Изучение приемных непрофессиональных семей в нашей стране традиционно ...
А.С. Спиваковская (1988) считает, что в дисгармоничных семьях равновесие во взаимоотношениях перестает быть формой адаптации семьи к задачам оптимального выполнения своих внешних и внутренних функций. Автор дает описание неадекватного усиления сплоченности семьи с целью избежать изменений, развития и связанных с этим возможных тревог и потерь. Установление близких, дружеских, взаимозависимых контактов становится самодовлеющим и доминирующим требованием каждого члена семьи, то есть происходит неадекватное усиление сплоченности семьи. Оно реализуется ценой сдерживания развития семьи в целом и каждой личности. Установление дистанции перестает быть результатом ответственного выбора взаимных прав и обязанностей, но становится формой обособленности, способом избежать ответственности за других и сохранить в неприкосновении некоторый, как правило, искаженный образ «Я». Содержание семейного «Мы» оказывается либо «семейным мифом», либо псевдорациональным «семейным контрактом».
Семьи с нарушенными отношениями не могут самостоятельно решать возникающие в семейной жизни противоречия и конфликты. В результате длительно существующего конфликта у членов семьи наблюдается снижение социальной и психологической адаптации, отсутствие способности к совместной деятельности (в частности, неспособность к согласованности в вопросах воспитания детей).
Уровень психологического напряжения в семье имеет тенденцию к нарастанию, приводя к эмоциональным нарушениям, невротическим реакциям ее членов, возникновению чувства постоянного беспокойства у детей.
В характере взаимодействия супружеских пар при неврозах А.С. Спиваковская отмечает ряд особенностей, отличающихся от функционирования здоровой семьи: неадекватность взаимной перцепции, меньшая согласованность представлений о паре и преобладание изолированных решений над кооперативными. Невротические пары имеют тенденцию к одинаковому типу реагирования (застревание на препятствии) у обоих супругов и различной направленности реагирования (интроверсия — экстраверсия).
В здоровых семьях соотношение этих личностных качеств обратное. В нестабильных семьях всегда есть скрытый вопрос о том, какими правами наделены разные члены семьи, кто в семье провоцирует противоречия без возможности их разрешения. Любые темы, требующие непосредственного сотрудничества, вызывают вопрос: «Кто должен решать?» В нестабильных семьях это почти всегда ведет к конфликтам. В стабильно неудовлетворенных семьях вопрос практически никогда не решается.
Изменение сплоченности семьи можно отметить в трех основных типах «невротических» супружеских пар, выделенных Т.М. Мишиной (1976) — с отношениями «соперничества», «псевдосотрудничества» и «изоляции». При соперничестве структура отношений носит противоречивый, дружелюбно-враждебный характер. Оба партнера характеризуются незрелостью, несформированностью семейной роли и оказываются не в состоянии принимать на себя ответственность за поведение пары как целого. Конфликты могут быть представлены как противоречия главным образом в сфере заботы и опеки, главенствования и эмоционального принятия, где сталкиваются значимые потребности партнеров. Сплоченность в таких парах снижена за счет ослабления ответственности, несформированности семейных ролей, уменьшения эмоциональной близости. При псевдосотрудничестве отношения выглядят ровными и согласованными, с элементами преувеличенного выражения заботы о партнере. Поводы к возникновению конфликтов в семье лежат во внесемейной сфере и связаны с индивидуальными трудностями и неудачами, касающимися работы или общения. Сплоченность в такой паре можно охарактеризовать как неадекватно завышенную с ригидными отношениями между супругами и уходом от решения внутрисемейных проблем. При изоляции в совместной деятельности супруги остаются эмоционально обособленными, оказываются не заинтересованными друг в друге как в муже и жене. Конфликтные ситуации возникают при нарушении «границ изоляции». Заниженная сплоченность может быть связана с чрезмерной автономией членов семьи и с ослаблением эмоциональной близости между ними.
СЕМЕЙНЫЕ РОЛИ И ЛИДЕРСТВО.Характеристика семей .Семейные роли
... решить следующие задачи: ? проанализировать понятие «семья»; ? составить характеристику семей; ? рассмотреть семейные роли; ? проанализировать понятие «лидерство»; ? выявить взаимосвязь семейных ролей и лидерства. Объект исследования - ... лиц, которые соединенны на основании учета особых юридических государственных правил, влекущих за собой возникновение прав и обязанностей, которые вытекают ...
2. Концепции сплоченности семьи
Одной из наиболее интересных концепций, в которых сплоченность семьи связана с функциональностью-дисфункциональностью семьи, является концепция М. Боуэна (Варга А.Я., 2001; Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю., 1998).
Он вводит понятия «слитной семьи», «триангуляции», характеризующие дисфункциональность семьи.
Понятие «дифференциации Я» является характеристикой индивидуальной психики и отражает степень разграниченности эмоционального и интеллектуального функционирования. Недифференцированность, то есть значительное слияние эмоций и мышления, означает, что при взаимодействии в группе индивид легко вступает в эмоциональное слияние с другими людьми. Человек, не способный разделить эмоции и разум, точно так же не способен отделить свои эмоции от эмоций других, особенно – значимых других; он заряжается эмоциональной атмосферой семьи, даже сам того не осознавая. Семья, состоящая из недифференцированных индивидов, может быть названа эмоционально слитной, то есть неадекватно сплоченной.
В слитных семьях взаимная эмоциональная вовлеченность столь велика, что их члены порой читают мысли друг друга, знают фантазии и сновидения другого члена семьи. Такая сверхблизость как нечто постоянное невыносима, и в реальной жизни она обычно чередуется с периодами взаимного отчуждения. Выход из слитной семьи (например, выросшего ребенка) может осуществиться лишь как эмоциональный разрыв. Чем выше слитность семьи, тем больше выражены в ней тенденции к увеличению эмоциональной дистанции между супругами, хроническому супружескому конфликту, физической или эмоциональной дисфункции супруга, к появлению психологических нарушений у ребенка.
Возможности коррекции межличностных отношений в семьях детей ...
... -психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие и детей, и взрослых. Межличностные взаимоотношения в семье занимают одно из ... работе практического психолога для оптимизации межличностных отношений в семье при оказании консультативной помощи, как родителям, так и детям с недоразвитием речи, работниками образования, ...
Недифференцированность на индивидуальном уровне – это эмоциональная незрелость, низкая стрессоустойчивость, зависимость от массового сознания и мнения окружающих, догматизм, нереалистическая самооценка; как семейная характеристика – это сверхблизость или отчужденность между членами семьи, зависимость эмоционального состояния каждого члена семьи от одного и того же фактора семейной атмосферы; ригидность семьи как системы, то есть плохая ее способность приспосабливаться к переменам (в частности, переходить с одной стадии жизни на другую).
Под триангуляцией понимается вовлечение третьего лица в отношения диады с целью уменьшить напряжение в них. Ее можно считать средством достижения неадекватно завышенной сплоченности. В благоприятной ситуации двоим членам семьи может быть вполне комфортно друг с другом в их эмоциональном обмене, однако при наступлении интенсивного внешнего или внутреннего стресса их взаимодействие легко становится конфликтным, неуправляемым. Третий член семьи эмоционально программируется так, чтобы своим поведением обращать на себя внимание, вызывая соответствующие (то есть дающие необходимую эмоциональную разрядку) реакции. Когда уровень тревоги падает, третьего «отпускают»: пара возвращается к прежнему мирному сосуществованию. Для внешнего наблюдателя это может выглядеть, например, так: «трудный» ребенок вдруг становится не столь уж трудным, проблемы в семье взрослой дочери разрешаются и т.п. Чем более слитна семья, тем активнее в ней триангуляционные процессы, предотвращающие переход напряженности на такой уровень, когда система может разрушиться. Триангулированными, то есть втянутыми в отношения неблагополучной диады, обычно бывают наименее дифференцированные (то есть наиболее легко вовлекающиеся) члены семьи. Чаще всего это дети; многие детские проблемы – психосоматические заболевания, учебные трудности и т.д. – являются проявлением триангулированности ребенка, устойчивым каналом выражения эмоций и темой коммуникации родителей. Для триангуляции могут использоваться и другие объекты: домашнее животное, работа, хобби, религиозная активность и т.д.
Подводя итог рассмотрения концепции слитной семьи М. Боуэна, можно сказать, что автор называет слитной неадекватно сплоченную семью. Эта завышенная сплоченность характеризуется сверхблизостью членов семьи, чередующейся с периодами взаимного отчуждения, эмоциональной зависимостью членов семьи и ригидностью отношений между ними. Одним из средств поддержания такой завышенной сплоченности является триангуляция – использование другого человека или деятельности для ослабления напряженности и объединения сил вокруг него. Такое использование является травматичным для этого члена семьи, поскольку его индивидуальное развитие тормозится и деформируется. Травматична ситуация завышенной сплоченности и для всей семьи в целом – семья становится ригидной, близкие эмоциональные отношения начинают представлять угрозу для членов семьи и т.д.
Представители структурного подхода в семейной терапии (С. Минухин, М. Уолтерс и др.) показали, как сплоченность семьи зависит от структуры семейной системы. С. Минухин рассматривал границы семей, коалиции, существующие в ней, и выявил следующую закономерность. Вертикальная коалиция (т.е. сплоченность в диаде ребенок-родитель) – дисфункциональна, а горизонтальная (т.е. сплоченность в супружеской диаде) – функциональна и провоцирует, по его мнению, разного рода нарушения развития – нарушения развития семьи и развития детей, втянутых в эти коалиции (Варга А.Я., 2001).
Вредные привычки у детей. Отношение к вредным привычкам.
... в своем малыше, влияет на особенности его личности. Отчужденное отношение взрослого к ребенку значительно снижает его социальную активность: ребенок может замыкаться в себе, становиться скованным, неуверенным, готовым ... -психологическая разгрузка «Минута шалости» (проводится всей семьей) - ведущий-родитель по сигналу (удар в бубен и т.п.) предлагает и детям и взрослым шалить: каждый делает все что ...
В новых системных моделях психотерапевты концентрируют свое внимание на значениях семейных правил и стабилизаторов в развитии семейной системы и ее сплоченности. Задача семейных правил и стабилизаторов – удержание семейной системы в том состоянии, в котором обеспечивается ее целостность и сплоченность.
Закон гомеостаза требует сохранения семейных правил в постоянном виде, и изменение семейных правил является болезненным процессом для семьи. В семье много гласных, негласных, сложных правил. Считается, что нет содержательно дисфункциональных правил за исключением правил, которые позволяют осуществлять насилие любого рода в семье. Дисфункциональность задается ригидностью, трудностями в изменении правил; там, где передоговор возможен, дисфункция наступает реже.
Наряду с функциональными существуют и дисфункциональные стабилизаторы семьи – это дети, болезни, нарушения поведения. Сторонники системной теории семьи считают, что дети не должны быть стабилизаторами, потому что они растут, развиваются и должны жить своей, отдельной от родителей жизнью. А.Я. Варга (2001) называет дисфункциональным стабилизатором также супружеские измены. Она считает, что за систематическими супружескими изменами нередко стоит невротический страх близости, и в семье складывается такой стереотип взаимодействия по поводу измен: измена, выяснение отношений и скандалы по поводу измены, примирение. После примирения пара живет вместе, пока не накопится напряжение от нерешенных проблем. Когда оно достигает известного предела, все повторяется.
В случае, когда ребенок становится стабилизатором, у него возникают трудности в сепарации от родителей. Если он перестает выполнять стабилизирующую функцию, в семье возникают проблемы, под угрозой оказывается ее сплоченность и целостность. Тогда семейная система, по закону гомеостаза, стремится вернуть ребенка на его место стабилизатора.
Семейные правила и стабилизаторы способствуют сплоченности семьи, сохранению ее единства и целостности. Но если функциональные правила и стабилизаторы удерживают семью на нормальном уровне сплоченности, то дисфункциональные — способствуют сохранению семьи в дисфункциональном состоянии и неадекватно завышенном или заниженном уровне сплоченности.
3. Дисгармония семейного воспитания
Многие авторы изучали воздействие на ребенка неблагоприятных супружеских отношений и непосредственно детско-родительские отношения, типы воспитания в семье, позволяющие говорить о дисгармонии семейного воспитания и нарушении сплоченности семьи (Макаренко А.С., 1951; Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н., 1977; Личко Е.А., 1979; Kovar L.C., 1979; Захаров А.И., 1982; Спиваковская А.С., 1988; Арутюнян М., 1988; Соколова Е.Т., 1989; Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В., 1999; Райс Ф., 2000; Crittenden P., 2000 и др.).
Диссертационной работы трансформация городской семьи в кнр (на ...
... историки или госслужащие. Тема диссертационной работы - трансформация городской семьи в КНР (на примере изменений структуры семьи и системы семейных ценностей). Российские и зарубежные исследователи создали много работ, ... не всегда успевают отследить процессы изменений. Взаимное расположение России и Китая, история отношений двух стран, увеличение числа контактов как на уровне правительств, так и ...
Дисгармония семейного воспитания часто оказывается связанной, с одной стороны, с чрезмерной близостью родителей и ребенка, формированием эмоциональной зависимости их друг от друга и невозможностью нормального развития автономии и самостоятельности ребенка и личностного развития взрослого, то есть с неадекватно завышенным уровнем сплоченности в детско-родительской диаде. С другой стороны, дисгармония связана с дистанцированием отношений родителей и ребенка, эмоциональным непринятием его, неудовлетворением его потребностей, то есть с низкой сплоченностью.
А.И. Захаров (1996) описывает случаи гиперопеки матери по отношению к своему ребенку (сверхпредохранения, сверхзаботы, сверхзащиты), связанной с контролем допускающего или ограничительного характера; А.В. Черников (2001) пишет о феномене «двойного зажима»; Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис (1999) выделяют нарушения ролевого поведения матери в семье и ее переживания по этому поводу; В.В. Столин (1986) фиксирует наличие внушения со стороны матери и рассматривает случаи мистификации, когда мать общается с ребенком и ведет себя так, как если бы у него имелись определенные качества (при этом он чаще всего подразумевает отрицательные качества ребенка).
Й. Лангмейер и З. Матейчек (1984) рассматривают дисфункциональные отношения в семье с позиции психической депривации ребенка.
А.Я. Варга (1987) среди патологизирующих типов родительского отношения выделяет симбиоз, эмоциональное отвержение и авторитарную гиперсоциализацию. При симбиотическом отношении к ребенку родитель стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградив его от трудностей и неприятностей жизни. Тревога родителя за ребенка начинает повышаться, когда ребенок начинает автономизироваться, по своей воле родитель не предоставляет ребенку возможности самостоятельности. Авторитарная гиперсоциализация характеризуется требованиями со стороны родителя безоговорочного послушания и дисциплины, наказаниями за проявления своеволия ребенка. Эмоциональное отвержение отражает стремление родителя инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Этот тип родительского отношения назван автором отношением к ребенку как к маленькому неудачнику.
Предпосылками симбиотических отношений между матерью и ребенком, по Н.В. Самоукиной (2000), являются нестабильные условия переходного периода и кризиса в нашей стране, когда люди нуждаются в ценностях, на которые можно «опереться» и которые не разрушаются ни при каких политических и социальных ломках. Такие вечные ценности, по мнению автора, находятся в сфере личностных отношений – дружеских, любовных, семейных. Стержнем в этой сфере, несущим основной груз ценностных ожиданий людей относительно любви и поддержки, выступают отношения матери и ребенка. При этом «перекачка» основного массива внутренней энергии ценностного и эмоционального порядка с профессиональных, общественных и других отношений на отношения «самые вечные», какими являются отношения матери и ребенка, начинает деформировать и разрушать именно эти, самые значимые, отношения. Другими словами, симбиотические отношения между родителем и ребенком представляют собой вариант неадекватно завышенной сплоченности внутри диады.
Психологическая помощь детям РДА и членам их семей.
... . 4) Ориентация на позитивный результат. 5) Оказание психологической помощи и поддержки семье с ребенком РДА. Литература: 1. Критская В.П., Мелешко Т.К., Поляков Ю.Ф. ''Патология психической ... ситуации содержание события. и.д. Причиной кризиса является включение человека в такие жизненные отношения, которые резким образом меняют его самого. Сама система ценностей, взглядов дискредитируется ...
Л. Ковар (по Дружинину В.Н., 2000) исследовал детей из социально и экономически неблагополучных семей, попавших в клинику неврозов. Он выводит отношения «мать — ребенок» из общей модели семейных отношений. Разный уровень сплоченности семьи связан с определенными семейными отношениями в целом и отношениями «мать — ребенок» в частности. В случае, когда ребенок является обузой, мешающей социальному продвижению матери, она уходит от него, сплоченность в диаде крайне низка. Покинутый ребенок плохо развивается, остается инфантильным на всю жизнь, с несформированной «Я-концепцией». Мать может полностью посвятить себя ребенку и воспроизвести отношения «хозяин — раб», то есть неадекватно усилить сплоченность в диаде, чтобы избавиться от пустоты и бессмысленности жизни. Она не дает ему проявить самостоятельность и формирует в ребенке безответственность и беспомощность. «Отношения для двоих» создаются матерями-одиночками, которые контролируют поведение ребенка и испытывают от этого удовольствие. Хотя ребенок всегда желанен, мать уходит от него, когда это нужно ей, а не ему. На наш взгляд, речь идет об искаженной сплоченности, основанной на эмоциональной близости матери и ребенка, но с нарушением таких параметров сплоченности, как доминирование и ответственность. По мнению Л. Ковара, это приводит к инфантилизации и развитию женских черт у мальчиков, характерен также бунт против матери и учителей, уход в мир фантазий. Если муж терпит неудачу в карьере, жена, считающая себя волевой женщиной, начинает борьбу за власть. Дети для нее делятся на сильных («как мать») и слабых («как отец»).
Конфликтуя, отец и мать используют детей как оружие в собственной борьбе. Если мать покинута мужем и у нее меняются партнеры, ребенок заброшен и забыт. Л. Ковар выделяет различные типы личностного развития детей при подобных отношениях матери: «социальный неудачник», «несоциализированный преступник», «социальная неудачница».
Работа Н. Роллинса и М. Лорда (1964) (по Спиваковской А.С., 1988) посвящена развитию ребенка в связи с установлением роли, исполняемой детьми внутри семьи и имеющей значение как для семьи в целом, так и для самого ребенка. Роль определяется как межличностное понятие, как слияние апперцепций членов семьи. Основные характеристики здоровых ролей – это гибкость, продолжительность, соответствие потребностям различных стадий развития ребенка и семьи. Патологические роли – закрепленные, жесткие, не поддающиеся изменению. Авторы выделяют четыре специфических роли: «козел отпущения», «беби», «любимчик», «примиритель».служащие для стабилизации семьи, которые по-разному выполняют свои функции, «Козел отпущения» отводит гнев родителя на себя. «Беби» маскирует семейные разногласия и ссоры переводом беспокойства на себя ненасытной потребностью в ласке, внимании, заботе. «Любимчик» концентрирует все внимание на себе. «Примиритель» должен предотвращать ссоры, преждевременно приняв роль взрослого. Другими словами, патологизирующие роли, отличающиеся жесткостью, доминированием в поведении членов семьи, способствуют поддержанию неадекватного уровня сплоченности (завышенного или заниженного), ригидности семейных отношений. Здоровые роли, по-видимому, могут способствовать формированию нормального уровня сплоченности при условии, что они гибкие, подвижные, соответствуют потребностям членов семьи и всей семьи в целом.
Презентация на тему: Семейная психология
... виды семейных отношений) Н. Козлов выделил следующие современные формы семьи: 1. Гражданский или церковный брак. 2.Незарегистрированный брак. 3.Ограниченная временем семья. 4.Прерывающийся брак. . 5.Встречающаяся семья. 6.Мусульманская семья. 7.Шведская семья. 8.Открытая семья. Типы супружеских отношений ...
Таким образом, дисфункциональная семья отличается неэффективными отношениями членов семьи, включающими в себя трудности в коммуникации, ригидность, несоответствие потребностям членов семьи. В семье существует аномальный уровень сплоченности семьи (завышенный или заниженный).
Связи между членами семьи приобретают либо слишком тесный и жесткий характер, либо становятся чрезмерно дистантными.
Вопросы по материалу:
- Назовите основные направления изучения нарушений функций семьи.
- Каким образом изменяется сплоченность в дисфункциональных семьях?
- Что собой представляет «слитная семья»?
- Что такое «триангуляция» и каковы ее последствия?
- Приведите примеры патологизирующих типов родительского отношения в семье.
- Каковы предпосылки симбиотических отношений между матерью и ребенком?
Часть 4. Принципы коррекции семейных отношений
- Общие направления коррекции семейных отношений
Коррекция семейных отношений получила в последнее время значительное развитие. Возникшая в 50-х годах на Западе и обязанная своим появлением в основном психиатрам, семейная психотерапия была первоначально адресована семьям, включающим душевнобольных. Постепенно эта область науки все более психологизировалась как по целям, так и по объекту изучения. Если первоначально ставилась задача лечения или реабилитации больного путем психотерапевтического воздействия на его семью, то впоследствии уже сама семья становится групповым клиентом. Основное нарушение в семейном взаимодействии объясняются в психологическом плане: это нарушение в ролях, контактах, согласовании потребностей.
Особенность отечественной коррекции семейных отношений состоит в том, что обращение семьи за психологической помощью чаще всего связано с поведением и проблемами детей. Взрослые члены семьи далеко не всегда готовы обсуждать свои семейные и тем более супружеские отношения. Вначале родители не видят никакой связи между супружескими отношениями, ситуацией в семье и особенностями поведения и воспитания детей в семье. Только после длительного индивидуального контакта с психологом они начинают свободно говорить сначала об отношениях в семье в целом, о затруднениях в сфере супружеских отношений, а затем и о возможностях коррекции семейных отношений. Обращение семьи к психологу – свидетельство того, что «у членов семьи есть установка на сохранение совместной жизни и в глубине души люди верят, что смогут измениться; они нуждаются в помощи для того, чтобы измениться, у них есть возможности для изменения», — считают Л.С. Алексеева, В.Ю. Меновщиков (1998).
Задача психолога в этом случае – реализовать эти возможности, воспринимая их как потенциал семьи, необходимый для таких изменений, но в данный момент неосознаваемый.
Обычно именно в кризисные периоды семья ищет помощи у специалистов, так как не видит возможности приспособления к новой ситуации или даже не принимает ее. Иногда задача осложняется шлейфом неудачно решенных проблем на предыдущих стадиях развития семьи. М.Г. Бурняшев (2003) отмечает, что в кризисные моменты семейные системы бывают сами в состоянии отказаться от былой стабильности и полностью перестроить свою структуру, и задачей психологов является «превращение неприемлемого более равновесия в беспокойство, растерянность, а возможно и в хаос, позаботившись о том, чтобы имеющиеся в семье ресурсы были организованы по-новому, что привело бы, таким образом, к возникновению нового, более приемлемого равновесия».
2. Системная семейная психотерапия
Системная семейная психотерапия – одна из самых молодых психотерапевтических школ, развивающихся в последнее время. В рамках системного подхода (Сатир В., 1964, 1978, 2000; MinuchinS., 1974;OlsonD., 1993 и др.) семья рассматривается как целостная система, реализующая совокупность функций, обеспечивающих полное удовлетворение потребностей членов семьи, характеризующаяся внешними и внутренними границами и иерархической ролевой структурой отношений. Семья представляется самоорганизующейся системой, комплексом элементов и их свойств, находящихся в динамических связях и отношениях друг с другом. «То, что происходит в семье, часто не зависит от намерений и желаний людей, входящих в эту семейную систему, потому что жизнь в семье регулируется свойствами системы как таковой» (Варга А.Я., 2001, с.6).
Семейные терапевты определяют себя как часть более крупных систем внешнего окружения, оказывающих воздействие на систему семьи клиента. Эти внешние крупные системы могут включать соседей, общину, культурное наследие семьи, рабочую и школьную среду, систему социального обслуживания. Будучи частью системы охраны душевного здоровья, семейный психотерапевт воздействует на функционирование семьи извне.
Одной из первых попыток опосредованного воздействия на клиента в терапии является известный случай работы З. Фрейда с отцом маленького Ганса, боявшегося встречи с лошадью. З. Фрейд в основном имел дело с отцом мальчика, но два раза видел и самого Ганса, при этом он давал отцу советы по поводу того, как разговаривать со своим сыном, и это в конечном итоге привело к излечению ребенка. М. Боуэн (по Варге А.Я., 2001; Алексеевой Л.С., Меновщикову В.Ю., 1998) работал с взрослой парой, даже если идентифицированным пациентом являлся ребенок. В этом случае он предлагал родителям исходить из предпосылки, что проблема существует между ними двумя. М. Боуэн предъявлял себя клиентским семьям как исследователь, помогающий членам семьи самим стать исследователями собственного функционирования. Он полагал, что психотерапевт не является необходимым: удачное добавление к семейной системе значимого другого человека (друг, терапевт, священник и т.д.) может изменить отношения в семье. М. Боуэн разработал теорию дифференциации, а также методику исследования семьи – генограмму.
Выразителем идей клиент-центрированного подхода К. Роджерса в семейной терапии была В. Сатир (2000).
В соответствии с базовым принципом клиент-центрированного подхода «здесь и теперь» она обращала внимание на настоящее пришедшей семьи, на текущие отношения людей. Для нее было важно создать для людей новый опыт взаимодействия, совместно пережитый в кабинете психотерапевта, который люди могли бы воспроизвести в своей реальной жизни.
В рамках структурной системной терапии исследовалось влияние структуры семьи на ее функционирование. С. Минухин проводил психотерапевтическую работу с бедными негритянскими семьями, так называемыми женскими семьями, где мать и дети находились в центре семьи, а отец – на периферии (часто пропадает из семьи, активно употребляет алкоголь и наркотики).
Такая структура американской черной семьи считается исторически сложившейся, так как во времена рабства было не принято сохранять и культивировать семейные связи рабов, роль мужа и отца была разрушена. С. Минухин создал целую систему включения периферийного отца в семью и выстраивания супружеской коалиции через усиление супружеских связей, повышения семейного статуса отца, его авторитета (Варга А.Я., 2001).
Наряду с названным подходом существует и стратегическая системная терапия, представители которой сосредоточивают свое внимание на системном симптоме и вырабатывают комплекс предписаний, направленных на снятие симптома. Группа итальянских исследователей — так называемая миланская школа (М. Сельвини Палаззоли, Л. Босколо, Д. Чеккин, Д. Прата, 1975, 2002) разработала вариант стратегии семейной терапии, в которой акцент делается на парадоксальном вмешательстве и инвариантных предписаниях.
3. Ритуал в системной семейной психотерапии
В миланской школе разработана методика “Семейный ритуал”, призванная изменить правила семьи с помощью изменения структуры семьи и устойчивых способов взаимодействия в ней. Методика “Семейный ритуал” освещает существующие семейные образцы и семейные мифы, демонстрируя их всем членам семьи. Она парадоксальным образом использует ригидные стороны семейной структуры для позитивных изменений и способствует возникновению новых конструктивных образцов поведения и поведенческих норм как заменителей дисфункциональных способов поведения. Примером ритуалов может являться установление фиксированного времени общего семейного обеда, во время которого нельзя говорить об острых семейных проблемах, критиковать, жаловаться и т.д. За обедом вся семья должна обсуждать события текущего дня, сны членов семьи, то, о чем они думают или что они сейчас читают. Другим примером является предписание составления списка дней рождения членов семьи и подготовки заранее к каждому такому событию. Особое внимание при этом уделяется конкретным предписываемым действиям, включая время, последовательность, детали места, а также то, кто именно и каким образом должен выполнять необходимое действие.
В терапии можно использовать ритуалы, уже существующие в семье. Они помогают отметить уникальные особенности данной семьи, служат источником для решения семейных проблем. Так, приводится пример использования ритуала для налаживания отношений между сестрами. Одной девочке исполняется 8 лет, другой – 6,5 лет, и родители вместе с терапевтом решили устроить «половинный день рождения» для одной и полный день рождения для другой дочери: одной испекли половину пирога, другой – целый, одной подарили «половинный» подарок, другой – целый.
Другой пример касается помощи женщине, пережившей в подростковом возрасте сексуальное насилие. Это произошло перед ее 13-летием, семья была испугана, всем было стыдно, и поэтому день рождения решили отменить. Никто не помог девочке пережить то, что произошло, и, отменяя праздник и гостей, родители фактически обвинили и наказали дочь. Для изменения «отрицательного » ритуала был придуман новый «очистительный» ритуал: члены семьи вместе с терапевтом решили в 35 лет отметить несостоявшееся 13-летие. Женщина пригласила друзей, они принесли ей подарки как для 13-летней девочки, и это помогло ей пережить стыд (Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю., 1998).
Представители миланской школы системной семейной терапии считают, что при создании нового ритуала, учитывающего потребности семьи, необходимо принимать во внимание конкретную культурно-историческую ситуацию семьи, а также следующие параметры: как долго ритуал будет применяться (однократно или повторяться через определенные интервалы); когда именно и кто из членов семьи будет участвовать в процессе; какие факторы используются (например, должны быть заперты двери, а телефон отключен); какие темы будут обсуждаться; что делать, если кто-то из участников предпочтет молчать. Коррекционные цели, для которых может быть использован семейный ритуал, могут включать в себя: определение внутрисемейных границ, увеличение независимости членов семьи, корректировку общения, укрепление коалиции в одном поколении. Для эффективного разрешения семейных конфликтов Т. Gordon (1979) предлагает ритуал Семейного совета. Конструктивный подход, по мнению Т. Гордона, состоит в поиске решения проблемы на основе принципа равноправия всех участников конфликта независимо от возраста и ролевой позиции в семье. Незыблемым правилом является правило обязательной приемлемости способа разрешения конфликта для всей семьи. Модель Семейного совета предполагает выделение шести основных этапов разрешения проблемы: идентификация проблемы и определение конфликта как противоречивости мотивов и интересов членов семьи; генерирование и регистрация всех возможных альтернатив разрешения проблемы, независимо от того, насколько они устраивают участников конфликта; обсуждение и оценка каждой из предложенных альтернатив, альтернатива не принимается, если хотя бы один из участников не согласен, для оптимизации процесса решения используется техника Я-высказываний; выбор лучшего, приемлемого для всех членов семьи решения проблемы; выработка путей реализации решения, составление конкретного плана его выполнения; определение критериев оценки результата семейного договора, форм и способов оценки и контроля.
Семейный совет является эффективной формой работы с семейными проблемами, даже если в основе конфликта лежат глубинные причины. Ритуал Семейного совета рождает новый уникальный опыт уважения партнера и бережного отношения к его потребностям и интересам. Этот позитивный опыт меняет характер взаимоотношений в семье, улучшает эмоциональное взаимопонимание, содействует более полному удовлетворению потребностей всех членов семьи и, тем самым, улучшает качество функционирования семьи в целом.
Таким образом, принципы коррекции семейных отношений связаны с тем, что в кризисные моменты у семьи существует возможность отказаться от прежних отношений и, используя новые ресурсы и реорганизовав семейную систему, придти к новому приемлемому семьей равновесию. Семейные ритуалы могут быть тем инструментом, который поможет изменить устойчивые, но нефункциональные способы взаимодействия в семье.
Вопросы по материалу:
- Что собой представляет психологический подход к коррекции семейных отношений?
- Каковы особенности психологической помощи семье в нашей стране?
- Охарактеризуйте основные положения семейной семейной психотерапии.
- Назовите психологические школы, внесшие вклад в развитие семейной психотерапии.
- Какова назначение ритуала в миланской школе системной семейной психотерапии?
- Почему именно в кризисные моменты своего функционирования семья готова изменить сложившиеся ранее недисфункциональные способы поведения?