Социология как наука 7

Социология: введение в предмет (первый учебный модуль)

Научные понятия

Содержание понятий

I

II

1. Объект и предмет социологии

Социальные в обществе: определение в «обществе», элементы знаний об обществе – предмет социологии, определение понятия «социальное», «социальное действие», «социальное взаимодействие», «социальное отношение», «социальные отношения», «социальное изменения», «социальная система», социальная общность», «социальные категории», «социальные законы», «социальная общность», «социальная группа», «социальная организация», «социальная структура», « социальный факт», «социальные институты».

2. Функции социологии

Познавательная, критическая, описательная, прогностическая, практически-преобразовательная, идеологическая.

3.Социологические категории

Понятия « категория», «социологическая категория»; классификация социологических категорий: социологически интерпретируемые общенаучные категории; собственно социологические категории; категории близких к социальными дисциплин.

4. теории и законы в социологии

1)Теория индустриального и постиндустриального общества

2)Теория социального действия Т.Парсенса

3)Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса

4)Структурный марксизм

Теория «Зеркального Я»

6)Символический интеракционализм

Теория «открытого общества» К. Поппере

Теория социального обмена Д.Хоманса

Феноменологическая социология А. Шюц

Этнометодологическая Г. Гарфинкель

Структурный функционализм Т. Парсонс

Теории социального конфликта

Определение понятий «закон», «социологий (социальный) закон»; классификация социологических законов: законы, констатирующие существование социальных явлений; законы, устанавливающие функциональную зависимость; законы, отражающие тенденции развития; законы, фиксирующие связь между социальными явлениями; законы, утверждающие возможность или вероятность между социальными явлениями.

Примеры теорий и законов в социологи:

— основные положения; взгляды А.Смита, О.Конта. Г.Спенсере, Г. Тарда, Д. Белла и др. На природу индустриального и постиндустриального общества;

Т.Парсонс о природе социального действия; о факторах, дающих возможность социального действия.

Ю. Хабермас о социальном развитии общества, о роли языка и коммуникаций, о четырех принципах коммуникаций.

К.Маркс об источниках социального развития общества; стадии эволюции человеческого мышления по Ю.Хабермасу, целях эволюции.

Л. Альтюссер о взаимном влиянии экономики, политика и идеологии. Развитие представлений о структуре общества.

Роль «Социального Я» в формировании личности и её взаимодействии с другими ; элементы «Зеркального Я»; смысл теории, её оценка.

Феноменология Г.Кули, Ф.Г. Мид и Г. Блумер о роли социальных символов(слов, жезлов и т .д.)в процессе социального взаимодействия (обмена) между людьми; основные положения символического интеракционизма.

Принципы бихевиоризма в понимании социальных явлений и процессов; социального обмена.

О возможности познания социальной реальности через изучение повседневной жизни людей, анализа обыденного сознания.

О социальной реальности как продукте деятельности людей.

Об обществе как целостный система состоящей из функционально взаимосвязанных элементах (индивидов, групп и др.); о предмете социологии необходимости выявления социальных связей и взаимодействий; о функциях социальных систем.

Теория позитивно-функционального конфликтный модели общества Р. Дарендерфа

Социологическая теория марксизма

«Понимающая» социология М.Вебера

Органическая теория Г. Спенсера

Позитивистская социология О.Конта

5)Концепция государства всеобщего благосостояния

6) теория «Открытого общества» К.Поппера

7) Теория здорового общества

8)Теория справедливости Дж. Роза

Основные положения теории, роль марксизма в развитии социологии, влияние на развитие современных направлений социологии.

Идеи Э. Дюркгейма о необходимости познания социальности М. Вебера о роли реальности «социального действия» как предмет социологии, о смысле «идеального типа», рационализации общественной жизни; о четырех «идеальных типа».

Суть органической теории Г.Спенсера, учение о всеобщей эволюции; Спенсер об изучении структуры общества и функциях её элементов (об основах структурно-функционального метода)

Положение теории позитивизма О.Конта, о социальной статистики и социальной динамике, двух частей социологии; о стадиях развития общества, о пирамиде наук и положения в ней социологии.

Дж. Кейнс о концепции государства всеобщего благосостояния.

К. Поппер о «закрытых» и «открытых» обществах, его концепция «открытого» общества.

Э. Фромм и Э Дюркгейм о «здоровом обществе»

Китайские и древнегреческие мыслители (Мо-Цзы, Платон, Аристотель, Эпикур), мыслители Нового времени(Г.Гроций, П.А. Гольбах, О.Конт, А. Шопенгацер, Ж.Ж. Руссо и др. о социальной справедливости).

Социальные идеи о справедливости Дж.Розе

9) теория конфликта

10) Теория социального обмена

Социал-дарвинизм Л. Тумплович и др.

Антипозитивизм

Неопозитивизм

Л. Козер о классификации к функциях конфликтов. О.Конт, Г. Спенсер, К.Маркс, П.А. Сорокин, Р. Дарендорф и др. о природе конфликта).

Теория социального обмена – пример объективной теории среднего уровня; Дж. Хоманс о социальном обмене.

Л.Тумплович о государстве, о социальной группе как основном элементе общества, о праве и классовой борьбе.

Кризис позитивизма (80ег XIX), развитие антипозитивизма, принципы антипозитивизма; идеи о разграничении природы и человеческого общества, о необходимости понимания смысла социальных явлений. Структур и процессов — социальных фактов.

Возрождение неопозитивизма (20ег,XX в), о принципах неопозитивизма – натурализма, сциентизма, бихевиоризма, объективизме, верификации, квантификации.

Школы в социологии

5. Основные направления современной социологии

6. Развитие социологии в России

Географическая школа в социологии ( Л.И. мечников о взаимодействии географических факторов с эволюцией обществ; Ш. Монтескье о роли политического устройства общества);

Биологическая школа в социологии: социальные идеи в социал – дарвинизме (Ч. Дарвин, Т. Мальтус, Л. Тумплович); экологическое направление в социологии; К. Лоренц – основатель экологии, науки о поведении животных; социобиологическое направление – науки об основах социального поведения животных и человека;

Демографическая школа в социологии: социальные идеи основателя демографической школы Т. Мальтусе; взгляды Платона и Аристотеля о численности народонаселения ;

Психологическая школа в социологии: взгляды Г. Спенсера, Ф. Ницше, З. Фрейда, К. Юнга, Ф.Г. Гидденса. Э. Дюркгейма. Г. Лебона, Д. С. Милле и др. о роли психологического фактора в политике, развития «воли к власти», в психологии толпы, этнопсихология, в бихевиоризме;

Политическая школа в социологии: Платон, Аристотель, Т. Гоббс, Монтескье, Токвиль, М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин о роли политического факторов в развитие общества государства;

Экономическая школа в социологии: социальные идеи К.Маркса о приоритете экономики в жизни общества, о значении материальных потребностей человека в жизни общества и росте производительности труда; Ю. Хабермас и др. о взаимодействий экономических факторов с политическими, культурными и иными факторами;

Социокультурная школа в социологии: социальные идеи П.А. Сорокина, Л. Леви – Брюля, Э. Дюркгейма, М. Вебера и др. о роли социальных и культурных факторов в развитии общества.

А. Направление объективного подхода (структурный анализ, структурализм; функциональный анализ, функционализм; структурно-функциональный анализ; системный анализ);

Б. Направление субъективного подхода к анализу общества

(символический интеракционизм; феноменология; психологическое направление ).

Социальные идеи М.М. Ковалевского, П.А. Сорокина, С.Г. Струмилина, А.В. Чаянова, А.К. Гастева, Л.И. Мечникова.

Развитие социологии в СССР и в современной России.

6. Развитие социологии в России

7. Социальные идеи в немецкой классической социологии

8. Периодизация в социологии

9.Социология в системе наук

10.Структура социологического знания. Структура социологии.

11. Методология и методика социологических исследований

(символический интеракционизм; феноменология; психологическое направление).

Социальные идеи М.М. Ковалевского, П.А. Сорокина, С.Г. Струмилина, А.В. Чаянова, А.К. Гастева, Л.И. Мечникова.

Развитие социологии в СССР и в современной России.

Социальные идеи И. Канта. И.Г. Фихте, Ф.В. Шеллинга, Г.Ф.Ф. Гегеля. Л. Фейербаха и др.

Социальные идеи в Древнем мире, в эпоху Возрождения и Просвещения; классический и современный этапы в развитии социологии – социальные идеи в период ранней классики (с середины XIX в до окончания Первой мировой войны); «зрелая или поздняя классика (социология между двумя мировыми войнами); современный этап в развитии социологии а) послевоенный период до конца 60х годов XX в; б) собственно период современной социологии ( с 70х гг. XX в. По настоящее время).

Социология и история; социология и философия; социология и политология; социология и психология; социология и педагогика; социология и экономика, математика; социология и биология и т.д. « Пирамида О.Конта», раскрывающая положение социологии в системе наук.

Структура социологического знания: научная картина мира (верхний, пятый этаж знаний); общая теория (четвертый этаж); частные и специальные теории (третий этаж); эмпирические исследования: сбор, обработка фактов, проверка теории (второй этаж); прикладные исследования с целью изучения конкретной социальной проблемы и практические рекомендации для ее решения(первый этаж).

Структура социологии: теоретическая и эмпирическая социология; фундаментальная и прикладная социология; макро и микросоциология.

Определение понятий «методология» и «метод». План социологического исследования: методологическая часть (цели. Задачи, гипотеза исследования; методы социологических исследований (опрос, наблюдение, эксперимент, изучение документов); понятие генеральной и выборочной совокупности, варианты выборок; статистическая обработка результатов социологических исследований.

Первый учебный модуль «венчает» четыре информационных блока

  1. Социология как наука и учебный предмет (об объект предмет социологии; цели, задачи, функции и структура социологии);
  2. Социальное; социальном законах и в теориях;
  3. Развитие социальных идей в донаучный период; становление и развитие научных социологических знаний с середины XIX в. И по настоящее время;
  4. Методология и методика социологических исследований.

Тесты по социологии для ТГГПУ

1.Что является предметом социологии?

А.человек.

Б.социальная жизнь человека, группы, общества.

В.общество.

2.Укажите самый распространенный метод социологии

А.анализ документов.

Б.наблюдение.

В.опрос.

3.Кто ввел в научный оборот термин «социология»?

А.О.Конт.

Б.Г.Спенсер.

В.М.Вебер.

4.Кто автор концепции «понимающая»социология?

А.Э.Дюркгейм.

Б.М.Вебер.

В.К.Маркс.

5.В своей социологической теории Г.Спенсер сравнивал общество:

А.с природой.

Б.с биологическим организмом.

В.с отлаженным часовым механизмом.

6.Согласно теории Т. Парсонса функцию адаптации в обществе выполняет:

А.экономика.

Б.политика.

В.культура.

7.Характеризуя кризисное состояние общества, Э.Дюркгейм ввел понятие:

А.деградация.

Б.дезинтеграция.

В.аномия.

8.Что такое общество?

А.совокупность людей.

Б.совокупность социальных людей.

В.совокупность социальных отношений между людьми и социальными группами, регулируемых социальными институтами.

9.Кто автор структурно-функционального анализа?

А.К.Маркс.

Б.М.Вебер.

В.Т. Парсонс.

10.Кто из социологов изучал проблему самоубийства?

А.О.Конт.

Б.Г.Спенсер.

В.Э.Дюркгейм.

11.Кто автор понятия «социальная мобильность»?

А.Т. Парсонс.

Б.К.Маркс.

В.П.Сорокин.

12.Движущей силой развития общества К.Маркс считал:

А.войны.

Б.классовую борьбу.

В.научно-технический прогресс.

13.Понятие «социальная статистика», «социальная динамика»использовал

А.К.Маркс.

Б.О.Конт.

В.Г.Спенсер.

14.Какая стратификационная система является открытой?

А.кастовая.

Б.класс.

В.партия.

15.Как называется группа людей, членство в которой передается по наследству?

А.сословие.

Б.класс.

В.партия.

16.Что понимается под социальной группой?

А.совокупность людей, объединенных каким-либо признаком.

Б.совокупность людей, объединенных общими ценностями.

В. совокупность людей, объединенных общими целями.

17.Как называется изменение социального статуса личности?

А.карьера.

Б.социальная мобильность.

В.престиж.

18.Кого можно отнести к маргинальному слою населения?

А.эмигрантов.

Б.студентов.

В.безработных.

19.Кого можно назвать «элитой» общества?

А.богатых людей.

Б.академиков.

В.спортсменов.

20.Социальная роль-это:

А.ожидаемое поведение от человека, занимающего определенный статус.

Б.поведение в рамках действующих законов и норм.

В.конформное поведение.

21.Совокупность функций, прав и обязанностей называют:

А.социальным статусом.

Б.социальной ролью.

В.имиджем.

22.Высокая доля среднего класса характерна для:

А.цивилизованного общества.

Б.менее цивилизованного общества.

В.не цивилизованного общества.

23.Увеличение доли среднего класса влияет на:

А.повышение квалификации работников.

Б.уменьшение безработицы.

В.повышение устойчивости и стабильности общества.

24.Социальная мобильность выполняет в обществе функцию:

А.формирования элиты.

Б.уменьшения безработицы.

В.увеличения безработицы.

25.Чем человек отличается от других живых существ?

А.человек наделен сознанием.

Б.человек живет в больших социальных общностях.

В.Человек способен изменять окружающий мир в соответствии с целями.

26.Социализация-это:

А.Усвоение законов, норм, правил поведения в обществе на протяжение всей жизни.

Б.Подготовка детей к взрослой жизни, обучение.

В.знание правил этикета.

Вопросы и задания:

-чем можно объяснить существование в рамках социологии различных уровней социологического знания?

-каковы методы изучения социологии?

-каковы основные функции социологии как науки?

-каково место социологии среди гуманитарных наук?

-каковы актуальные общественные проблемы современного российского общества могут быть решены с помощью социологии?

-назовите социальные предпосылки возникновения социологии?

-назовите и охарактеризуйте основные научно-теоретические предпосылки возникновения социологии. Какова роль Дарвина в процессе становления первых социологических теорий

-вклад О.Конта в развитии социологии.

-охарактеризуйте вклад Э.Дюркгейма в развитии социологической науки

-дайте краткую характеристику идей М.Вебера и Г. Зиммеля

-социологическая концепция К.Маркса

-каковы уровни социологического знания?

-структура социологии

-перечислите известные вам имена ученых-социологов

-напишите иерархию наук по О.Конту

К.Маркс, М.Вебер, Э.Дюркгейм — что объединяет эти имена:

1.это философы-марксисты

2.это известные западные экономисты

3.это классики социологии

Когда впервые появился термин «социология»:

1.в xv в

2.в xx в

3.в xix в

Кем впервые был введен термин «социология»:

1.М.Вебером

2.К.Марксом

3.О.Контом

Является ли задачей социологии:

1.изучение социальных факторов и проблем

2.прогнозирование социальных тенденций

3.объяснение принятий управленческих решений

4.принятие управленческих решений

Какие из перечисленных социологов являются представителями понимающей социологии:

1.О.Конт

2.К.Маркс

3.Э.Дюркгейм

4.Г.Гарфинкель

5.Р.Мертон

6.И.Гофман

Какие из ниже названных положений характерны для позитивистской социологии:

1.предмет социологии — субъективно переживаемый самим индивидом смысл социального действия

2.социолог для объективности исследования должен быть отдален от предмета анализа

3.основной объект социологии — макросоциологические процессы

Какие из перечисленных положений характерны для функционализма:

1.объект социологии — взаимодействие людей, выраженное в символической форме

2.дисфункциональные формы поведения подлежат контролю и устранению

3.задачи социологии — выделение компонентов социального взаимодействия и определение их места и значение в обществе

4.трения и конфликты между социальными группами — естественное(и необходимое)состояние общества

Кому принадлежат слова о том, что в обществе неизбежны войны всех против всех: «человек человеку волк»?

Кто считал, что «общественный договор»способствует прекращению войны всех против всех?

Какую задачу государства Б.Спиноза считал высшей своей задачей?

Какие определял задачи А.Смит?

-Назовите основные идеи об общественном договоре Ж.Ж.Руссо.

-Перечислите основные идеи и размышления о государстве и гражданах Д.Дидро.

-Охарактеризуйте социальные идеи мудрецов в Древнем Китае, Древней Греции, Древнем Риме.

-Социальные идеи в период Средневековья. Перечислите представителей этого периода и дайте характеристику их социальных идей.

-Основные социальные идеи одного из первых мыслителей нового времени -Н.Макиавелли

-Дж.Локк о естественном состоянии и естественных правах человека; об общественном договоре и общественном согласии

-Основные идеи позитивизма О.Конта

-Социальные идеи К.Маркса

-Социальные идеи английского философа, социолога- позитивиста, основоположника органической школы в социологии Т.Спенсера

-Г. Зиммель — основатель формальной социологии, представитель «философии жизни»

-Э.Дюркгейм о социальных фактах как предмете социологии

-основные положения «понимающей»социологии М.Вебера; его идеи о сущности социального действия

-Тард — представитель психологического направления в социологии

-Социальные идеи Лебана

-Дж. Г. Мид — создатель теории символического интеракционизма; социальные идеи Блумера, развивающего идеи интеракционизма

-Социальные идеи А. Шютца, основоположника феноменологического направления; Т. Лукман и П. Бергер — представители школы феноменологической социологии; Г. Гарфинкель — этнометодологии

-Теория обмена Д.Хоманса

-Представитель функционализма Т. Парсонса

-Теория «социального конфликта» (Р. Дарендорф и Миллс, Л. Козер.

-Социальные идеи в работах российских и советских социологов

-П.А.Сорокин о сущности социологии; социальном конфликте

-Перечислите функции социологии; охарактеризуйте структуру социологии

-Дайте определение понятию «социальное»

-Перечислите методы социологического исследования

-Что такое генеральная и выборочная совокупность?

-Назовите известные виды социологических исследований

-Требования к составлению анкет

-Что характеризует антипозитивизм и неопозитивизм?

-Перечислите основные направления в современной социологии, дайте им краткую характеристику

-Перечислите известные школы в социологии, дайте им краткую характеристику

Социальный факт-это:

-выступление руководителя на собрании как показатель его активности

-не зависящее от наблюдения события действительности

-совершившиеся события

-обоснованное знание, полученное путем описания отдельных фрагментов действительности

-элементарные компоненты системы знания

-начало познавательного процесса

-итог познавательного процесса

Является ли задачей социологии:

1.изучение социальных фактов и проблем

2.прогнозирование социальных тенденций

3.обоснование принятия управленческих решений

В чем состоит собственное развитие социологии как науки:

-в накоплении эмпирических фактов

-в более дробном подходе к жизни общества, создании множества специальных теорий

-в теоретическом обобщении фактов

-в соотношении эмпирических данных с теоретическими посылками других общественных наук, чтобы конкретизировать механизм социальных отношений

-в развитии общей социологической науки

Что может выступить в качестве социологических фактов:

-поведение социальных общностей

-поведение индивидов

-виртуальные миры

-звездные войны

-книги, фильмы, спектакли

-атомные лодки

-здания, дома

-выступления депутатов Госдумы

Социология имеет следующие уровни знания:

-эмпирический

-специальных(среднего уровня)теорий

-отраслевых теорий

-общесоциологической теории

-философских обобщений

Что является общепринятой основой структурирования социологического знания?

-научное и объединенное объяснения социологических фактов

-разделение на теоретическое

-разделение на эмпирическое и прикладное

-разделение на теоретическое и прикладное знание

-разделение на приращенное и гипотетическое

Социология. Контрольные вопросы и задания на тему:

«Введение в предмет. Становление и направления развития»

1.Перечислите имена известных вам социологов.

2.Кому принадлежит научное положение о том, что предметом исследования социолога может быть только индивид, который обладает сознанием, мотивацией своих действий и рациональным поведением?

3.Напишите иерархию наук по О.Конту.

4.Что объединяет К. Маркса, М. Вебера и Э. Дюркгейма?

5.Перечислите стадии последовательного интеллектуального развития человечества по О.Конту.

6.Когда и кем впервые был введен в научный оборот термин «социология»?

7.Каков объект и предмет социологии?

8.Как представлял модель «идеального государства» Конфуций?

9.Основные идеи Платона об «идеальном государстве».

10.Учение о государстве Аристотеля.

11.Основы христианского учения об обществе и человеке Августина Аврелия.

12.Взгляды Макиавелли на общество и государство. Законы поведения правителя, желающего добиться успеха.

13.Основные идеи Т.Гоббса о человеке, праве, общественном договоре, формах правления.

14.Д.Локк об естественном состоянии и естественных правах, государственном устройстве и принципах разделения властей.

15.А.Смит о разделении труда как основном факторе экономического роста.

16.Ш.Луи Монтескье о политической свободе, законах, формах правления.

17.Идеи Ж.Ж.Руссо об общественном договоре, власти и формах правления, о законах в государстве.

18.Кому принадлежит выражение «Все против всех»?

19.Основоположник позитивизма в социологии.

20.В чем суть позитивизма?

21.К.Маркс об особенностях общественного переустройства общества.

22.Г.Спенсер-основоположник органической школы в социологии.

23.Г.Зиммель о «формальной социологии».Социологическая концепция Г. Зиммеля.

24.Учение о «социологическом факте» Э. Дюркгейма, о религии как социальном явлении.

25. «Понимающая» социология М.Вебера.

26.Т.Парсонс о «функционализме».

27.Р.Дарендорф и Миллс о природе социального конфликта.

28.Работы П.А.Сорокина в области социологии. Интегральная социология П.А.Сорокина.

29.Развитие социологии в России: М.М. Ковалевский, С.Г. Струмилин, А.В. Чаянов, А.К. Гостев.

30.Социологическая концепция В.Парето.

31.Психоаналитическая тенденция в социологии З.Фрейда.

32.Эволюционная теория Ч.Дарвина и натуралистическое направление в социологии.

33.Какого известного немецкого социолога называют «великим буржуазным антиподом» К.Маркса?

34.Как называется направление в социологии, возникшее в конце XIX в., представители которого пытались свести законы развития общества к биологическим закономерностям естественного отбора?

35.Что связывает эти имена :Д.Г. Мид, Ч.Х. Кули, М.Вебер?

36.Кто из социологов представляет школу структурного функционализма?

37.Какая концепция рассматривает общественную жизнь как результат взаимодействия людей?

38.Какая школа рассматривает социологию как поведенческую науку?

39.Феноменологическая социология и символический интеракционизм — что связывает эти теории?

40.Как называется один из основных трудов П.А. Сорокина, вызвавший бурную дискуссию в 1922г. в Советской России?

41.Как рассматривали общественную жизнь представители эволюционизма О.Конт и Г.Спенсер?

42.Как рассматривал социальный прогресс Г.Спенсер?

43.Географическая школа в социологии. Л.И. Мечников, Монтескье.

44.Социально-политическое учение А. Токвиля.

45.Биологическая школа в социологии: Ч.Дарвин, Т. Тальтус. Социобиологическое направление в современной социологии.

46.Демографическая школа в социологии.

47.Теория индустриального и постиндустриального общества.

48.Теория социального действия Т. Парсонса.

49.Теория коммуникативного действия Хабермаса Ю.

50.Теория «открытого общества» К.Поппера.

51.Теория «здорового общества».

Литература

  1. Асмус В.Ф. Иммануил Кант – М.:Наука, 1973. – 532с.
  2. Брагина Л.М. Социально – этические взгляды итальянских гуманистов (вторая половина XV в.).

    – М.:Изд-во МГУ, 1983.

  3. Горфункель А.Х глава 2.Ренессансный неоплатонизм//Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. — М.:Высшая школа, 1980. – С. 52-100.
  4. Диоген Лаэртский. Книга I // О жизни, учениях изречениях знаменитых философов / Пер. М.Л. Гаспарова. – М.:Мысль, 1986.
  5. История культуры стран Западной Европы в Эпоху Возрождения / Под.ред. Л.М. Брагиной. – М.:Высшая школа, 2001.
  6. История французской литературы, т. 1, Монтень Мишель д – Л., 1946, с. 321-34.
  7. Кант И. / Сочинение в 6 томах. – М.: 1963 – 1966.
  8. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // Кант И. Сочинение на немецком и русском языках. М.:1992.
  9. Кант И. Критика чистого разума – С – П.б.:1993
  10. Лосев А.Ф. Глава 2. Платоновская академия во Флоренции // Эстетики Возрождения. – М.: Политиздат, 1987.
  11. Монтень М. Об искусстве жить достойно: Филос. очерки // [Сост. и авт. предисл. А. Гулыга и Л. Пожитнов; Ил. Л. Зусмана]. – М.:Дет. Лит., 1975. – 206 с.
  12. Нарский И.С. Кант. – М.: Мысль, 1976. – 207с.
  13. Нерсеянц В.С. Философия права. Учебник для вузов. – М. Издательская группа ИНФРА-М – НОРМА, 1977. – 652с.
  14. Рассел Б. История западной философии / пер. с англ. В 2 томах. – М.: Миф, 1993.
  15. Соловьев Э.Ю. И. Кант: взаимодополнительность морали и права – М.: 1992.
  16. Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век ) / Под.ред. Л.М. Брагиной. – М.: Изд-во МГУ. 1985.
  17. Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения. М., 1985. С.321-322
  18. Философия Канта и современность / под общ. Ред. Т.И. Ойзермана. – М.: Мысль, 1974. – 469с.
  19. Фишер К. Иммануил Кант и его учение / пер с 4-го нем. Изд. Жуковского – С-Пб.: «Знание», 1906.
  20. Хлодовский Р.И. Платоновская академия во Флоренции // история всемирной литературы: В 9 т. – Т.З. – М.: Наука. 1985. – С. 100-102.
  21. Эстетика Ренессанса: Антология в 2-х т. / Сост. В.П. Шестаков – Т.1. – М.: Искусство, 1981. – 495с.
  22. Афанасьев В.Г. Системность и общество. – М., 1980.
  23. Бородкин Л.И. Многомерный статистический анализ в исторических исследованиях. – М., 1986.
  24. Историческая информатика. Учебное пособие / Под. Ред. Бородкина Л.И., Гарсковой И.М. – М., 1997.
  25. Информационный бюллетень ассоциации « История и компьютер». — №№ 8 – 23. – М., 1993 – 1998.
  26. Ковальченко И.Д. Методы исследования. – М., 1987.
  27. Количественные методы в исследованиях. Учебник. – М., 1984.
  28. Радугин А.А., Радугин К.А. «Социология», Москва 2006г., издательство «Центр».
  29. Капитонов Э.А. «Социология XX века», Ростов – на – Дону 2006г., издательство «Знание».
  30. Журнал «Социс. Социологические исследования», за 2001г.
  31. Зборовский Г.Е.. Орлов Г.Г. Введение в социологию. Урал. Ун-т, 1992.
  32. Журавлев Г.Т., Рытченко Т.А., Пономаренко Е.Н., Удачина Е.Б., курс лекций « Методы прикладного социологического исследования», МЭСИ, Москва 1992 г.
  33. Фролов С. Ф., «Социология: сотрудничество и конфликты» уч. пособие, М.: Юристъ. 1997 г.
  34. Краткий словарь по социологии, Москва, 1989 г.