Содержание
Введение……………………………………………………………………………3
1. Теоретическое изучение проблемы профилактики девиантного поведения подростков и молодежи…………………………………………………………..6
1.1 Сущность и содержание социальной профилактики ……………….6
1.2. Характеристика девиантного поведения молодежи и подростков………………………………………………………………………………………13
1.3. Комплексное планирование социальной профилактики девиантного поведения молодежи и подростков.……………… ………..22
2. Экспериментальное исследование эффективности социально-профилактической работы среди подростков и молодежи с девиантным поведением……………………………………………………………………….28
2.1. Организация и проведение исследования………………………….27
2.2. Анализ результатов………………………………………………….29
2.3. Социально-профилактические мероприятия по коррекции девиантного поведения у подростков и молодежи, посещающих Центр социальной помощи семье и детям г.Йошкар-Олы……………
Заключение………………………………………………………………………37
Литература……………………………………………………………………….39
Приложения……………………………………………………………………..41
Введение
Подобно всем социальным институтам, институт социальной защиты и социальной работы выполняет важнейшую для государства и общества задачу – задачу стабилизации и сохранения социума, поддержания и гармонизации существующих общественных отношений и обеспечения условий для его всестороннего развития – т.е. по сути дела является одним из существенных факторов обеспечения стабильности и безопасности государства.
Социальная работа как таковая, этична в своих исходных моментах и по своей сущности является проявлением высокого гуманизма и общественной нравственности; в ней не существует таких ограничений, предписаний и норм, которые бы игнорировали духовные ценности и моральные принципы, одобряемые обществом.
Актуальность темы объясняется ростом числа преступлений, совершенных малолетними преступниками, увеличением количества несовершеннолетних правонарушителей, а так же – усилением интереса юристов и социальных психологов к принятию конкретных мер, причинам, побудившим конкретного подростка к совершению преступления, и к личности самого несовершеннолетнего правонарушителя. Сталкиваясь с многочисленными случаями антиобщественного поведения подростков и стремясь объяснить побудительные мотивы такой активности, криминологи, психологи и педагоги пытаются анализировать конкретную ситуацию с учетом, прежде всего, возрастных особенностей ее участников.
Система развития социальных инициатив молодежи в профилактике ...
... социальных инициатив молодежи в профилактике девиантного поведения подростков. Решение сформулированной проблемы составило цель исследования: изучить развитие социальных инициатив молодежи в профилактике девиантного поведения подростков. Объект исследования: профессиональная деятельность социального работника. Предмет исследования: социальная работа с подростками склонными к девиантному поведению. ...
Как свидетельствует мировой опыт, во многих странах без учета деятельности социальных работников не обходятся ни программы социального развития, ни социальная политика государства. Специалисты в этой области широко используются в качестве экспертов при подготовке законодательных актов, принятии решений местными органами власти и общественными организациями.
Над проблемами девиантного (отклоняющегося), в том числе противоправного и преступного поведения работали многие ученые, среди них такие известные психологи и юристы, как: Андреева Л.А., Антонян Ю.М., Баранов В.И., Братусь Б.С., Бытко Ю.И., Еникеев М.И., Зейгарник Б.В., Иоффе О.С., Романов В.В., Шаргородский М.Д. и другие.
Объект данного исследования – подростки и молодежь, нуждающиеся в социально-профилактической работе и реабилитации.
Предмет – социальная профилактика и реабилитация подростков и молодежи с девиантным поведением.
Цель данной работы – изучить особенности социально-профилактической работы среди молодежи и подростков с девиантным поведением.
Гипотеза: что социально-профилактическая работа среди молодежи и подростков с девиантным поведением, посещающих Центр социальной реабилитации, является эффективной.
Задачи данной работы:
1. Анализ теоретической литературы.
2. Изучить специфику профилактической работы социальных служб.
3. Изучить в теории и на практике те особенности подросткового возраста, в силу которых, молодежь и подростки рискуют стать объектами наблюдения соцработников.
4. Изучить методику комплексного планирования социальной профилактики правонарушений.
4. Изучить и проанализировать социально-профилактические и реабилитационные мероприятия в социальных учреждениях.
База исследования: Центр социальной помощи семье и детям г.Йошкар-Олы.
Практическая значимость. Социальные работники помогают всем нуждающимся решать проблемы, возникающие в их повседневной жизни и в первую очередь тем, кто не защищен в социальном плане: пожилым людям, инвалидам, детям, лишенным нормального семейного воспитания, лицам с психическими расстройствами, алкоголикам, наркоманам, больным СПИДом, семьям из групп “риска”, лицам с девиантным поведением и др.
Структура курсовой работы определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, основной части, практической части, заключения и списка используемой литературы.
1. Теоретическое изучение проблемы профилактики девиантного поведения подростков и молодежи
Технология работы социального педагога по преодолению агрессивности ...
... преобразованием социальных структур. Кризис в важнейших институтах социализации – семье, школе, трудовой деятельности ... назад указывал на скудость социально-педагогических и социально-психологических исследований этого возрастного ... старшеклассников связана с возрастными особенностями личности (ранний юношеский возраст). Методы ... старшеклассника (1980, 1982). В работах И.С. Кона к изучению подросткового ...
1.1. Сущность и содержание социальной профилактики
Социальная работа – универсальный социальный институт: ее носители оказывают помощь всем индивидам независимо от социального статуса, национальности, религии, расы, пола, возраста и иных обстоятельств. Единственный критерий в этом вопросе – потребность в помощи и невозможность своими силами справиться с жизненным затруднением.
Хотя среди лиц, занимающихся социальной работой, немало людей, которые принадлежат к той или иной конфессии, однако сам институт социальной работы имеет светский характер, являясь атрибутом гражданского общества.
Профессия “социальный работник” относится здесь к числу самых распространенных, а социальные структуры имеют как государственную, так и частную основу. В нашей стране наиболее актуальной проблемой в области С. р. является признание ее как важнейшей деятельности, подтверждающей степень социальной защищенности личности, соблюдение первейших прав человека, уровень гуманизации общества [6, c.57].
В последние годы в России развертываются исследования социальной работы во первых как профессиональной деятельности, что вызывает насущную необходимость теоретико-методологического анализа практики социальной работы, которая невозможна без осмысления теоретических проблем социальной работы в целом; в третьих как научной теории, что выявить с одной стороны в научных кругах потребность в разработке в сфере социальной работы целостной системы: практика-теория-образование.
В настоящее время наиболее отчетливо наблюдаются два основных аспекта в тенденции развития знаний (на разных уровнях их проявления) в области социальной работы. Первый связан с эмоционально-психологическим объяснением поведения индивида и групп, развитием прежде всего психодинамической модели практики социальной работы; второй – с ростом влияния социальной работы социологических теорий и развитием социолого-ориентированных моделей практики социальной работы [2, c.253].
Ведущей целью социально-педагогической работы является социализация личности, т.е. усвоение человеком системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему действовать в качестве полноценного члена общества.
Психологические компоненты социализации включают этнопсихологические, социопсихологические, групповые и индивидуальные характеристики. Все они оказывают определенное влияние на социальное восприятие содержания и процесса социализации личности.
Включение в социальную деятельность постепенно формирует идеалы личности, ее социальное мышление. В процессе социально окрашенной деятельности (учебная, трудовая, художественная, спортивная и др.) и самой социальной деятельности формируются социально-психологические знания и опыт практического общения. Органической частью психологической модели социализации личности выступает формирование социальных чувств, настроений, направленности личности.
Динамизм социальных процессов, происходящих в современной России, кризисная ситуация во многих сферах общественной жизни неизбежно приводят к увеличению девиаций. Наряду с ростом позитивных девиаций (например, политическая активность, экономическая предприимчивость, художественное творчество) усиливаются девиации негативные — насильственная и корыстная преступность, алкоголизация и наркотизация населения, подростковая девиантность, аморальность поведения. Растет социальная незащищенность граждан. В этих случаях объективно повышается спрос (не всегда и не всеми субъектами социального управления осознаваемый) на социальную поддержку, профессиональную помощь социальных служб [22, c. 87].
Контрольная работа — Методы социально-психологического исследования
... психики, развитие в биологическом, психическом, социальном, историческом планах; влияние жизненного опыта, ... наблюдения. Объект исследования - это социально-психологический процесс, социально-психологические условия, индивид, группа людей, ... применения; обобщение, как компонент исследовательской работы. 7. Создание классификаций, типологий: разработка и ...
Профилактика девиантного поведения является обязанностью, составляющей повседневной работы всех социальных организаций и учреждений. Согласно Федеральному закону “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” № 120-ФЗ от 24.06.99 года создана система органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, это органы управления социальной защиты населения, учреждения социального обслуживания населения, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социальные приюты для детей, социально реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления образованием и образовательные учреждения, органы по делам молодежи, учреждения здравоохранения, подразделения по делам несовершеннолетних ОВД [1].
Сегодня затянувшееся кризисное состояние, неясность перспектив развития, усталость населения, состояние аномии, то есть распад существовавшей системы морально-нравственных ценностей и отсутствие внятной общепринятой новой системы, – все это приводит к тому, что в психологической поддержке нуждается все больше людей. Усложнение структуры гражданско-правовых отношений, появление множества нормативных актов, ряд которых противоречит прежде существовавшим или друг другу, усиливают потребность в правовом консультировании [13, c. 245].
Процесс социализации требует высокой собственной активности человека. На ее основе формируются способности саморегуляции, влияющие на все стороны личности (мотивы, интересы, направленность, включенность в общественную жизнедеятельность, социальное доверие и ответственность), проходящей социализацию [24, c.149].
Дифференциация социальной работы основана на стратификационно-психологических признаках, поскольку она учитывает особенности детей и взрослых, молодых и пожилых, здоровых и больных, работников преимущественно физического и умственного труда, культурных, образованных и малокультурных, необразованных, высококвали-фицированных и необученных, опытных работников и начинающих.
Социальный работник выполняет множество функций. Осуществляя их, он непременно прибегает к помощи психологии. Прежде всего надо отметить, что социальный работник, проводя любые мероприятия, выступает как лидер. По существу положение не меняется и в том случае, когда в работе с группами депривированных, дезадаптированных людей он опирается на их самоуправление. В этих ситуациях он проявляет себя как руководитель нового типа. Этот стиль руководства наиболее эффективно способствует развитию у его клиентов самопомощи.
Практическая реализация профилактической социальной работы возможна лишь при решении ряда вопросов социально-экономического, организационно-управленческого, педагогического, социально-психологического, нормативно-правового и кадрового обеспечения.
План введение Основной принцип человеческого общения > Личность ...
... тифицировать себя с группой. 4. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Социальная психология пользуется определением личности, которое дает общая психология, выясняет, каким образом, т.е. прежде всего в каких конкретных ... деятельности — с другой. 3. ПРОБЛЕМА ОБЩНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Для индивида, входящего в группу, осознание принадлежности к ней осуществляется прежде всего через при- нятие этих ...
Социальная профилактика не отрицает биологических или генетичес-ких факторов, но рассматривает их в более широком психологическом и культурном контексте [19, c.68].
Под социальной профилактикой подразумевается прежде всего научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, на-правленные на:
— предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска;
— сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей;
— содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов.
Часто первичная профилактика требует комплексного подхода, который должен привести в действие системы и структуры, способные предотвратить возможные проблемы или решить поставленные задачи.
Важный принцип социальной работы состоит в том, что помощь людям должна оказываться исходя из их социального и физического состояния. На этом принципе должна строиться и профилактика.
Взаимоотношения между клиентом и социальным работником должны строиться на основе взаимного уважения, с пониманием того факта, что каждый из них вносит свой посильный вклад в решение данной проблемы.
Помощь социального психолога в решении проблемы профилактики и коррекции деликвентного поведения подростков заключается в следующем:
а) оказывают помощь подросткам, находящимся в критических ситуациях с целью совместного разрешения их социальных проблем, восстановления их жизненных сил и социального статуса, перевода их в социально-стабильные группы населения, предупреждают повторные кризисные ситуации;
б) работают с каждым подростком со своей территории профессиональной ответственности и его семьей с целью оказания им помощи по предупреждению возникновения у них кризисных ситуаций, способствуют мобилизации жизненных сил, перевода в социально-пер-спективные группы населения;
в) помогают и поддерживают подростков, их семьи, относящиеся к перспективным группам населения, в сохранении этого социального статуса и полной реализации возможностей каждого клиента;
г) обеспечивают единство и взаимосвязь познавательной деятельности (изучение клиентов, социума, социальных процессов в нем, исследовательская работа по поиску причин социальных конфликтов), преобразовательной (оказание практической помощи всем нуждающимся людям, семьям и другим группам) и образовательной деятельности (подготовка студентов, обмен опытом с коллегами, обучение клиентов и т.д.).
В работе с подростками требуются большой такт и огромная осторожность. Разглашение проблем подростка категорически недопустимо. Необходимо прежде всего установление доверительного контакта с социальным психологом, при котором подросток чувствовал бы себя в полной безопасности. Диагностика направлена прежде всего на выявление индивидуальной (групповой) зависимости. Одним из основных средств диагностики является беседа, которая должна быть хорошо продумана, чтобы не оттолкнуть подростка от контакта. Если речь идет об алкогольной проблеме, желательно использовать скрининг-анкету на определение уровня алкоголизации [13, c.579].
Социальная защита населения и власть
... человека в обществе); - уровень образованности населения; - структуру потребления; - социальное и психологическое самочувствие человека; - фрустрированность, невротизацию населения, социальную и психологическую напряженность; - возможности для ... означала бы придание большего веса негосударственному сектору в деле социальной защиты населения. В-третьих, по динамике жизненно-важных показателей можно ...
В случае групповой зависимости усилия социального работника должны быть направлены на то, чтобы помочь подростку выйти из своей компании и найти не менее привлекательную группу сверстников, не отмеченную таким пристрастием. Это могут быть спортивная секция, кружок и т. д.
При индивидуальной зависимости (в случае, если у подростка есть потребность в употреблении наркотических веществ независимо от того, в компании он или нет) желательно порекомендовать родителям проконсультировать подростка у нарколога. Обстоятельством, усложняющим ситуацию, может быть алкоголизация одного или обоих родителей и, как следствие, снижение их критичности к состоянию своего ребенка. Задача социального работника наблюдать за неблагополучными семьями, особенно, если в таких семьях есть несовершеннолетние дети.
Семейные проблемы, дестабилизирующие межсупружеские или родительско-детские отношения, могут возникнуть в любой семье независимо от ее социального статуса и материального положения. Проблемы подростков в пубертатном периоде или пожилых людей являются практически неизбежными, и эти категории населения, а также их близкие нуждаются в помощи для их разрешения. Поэтому во всем мире давно осознали, чт…
**************************************************************