Шкабардня. Как нам жить в 21 веке.РФ.6.11

Российская Федерация сегодня. 2011. — № 6. — С. 32-34.

Михаил Сергеевич ШКАБАРДНЯ

доктор технических наук, профессор, автор более 100 научных работ и изобретений. Работал инженером, начальником конструкторского бюро.

В 1967—1980 гг.заместитель министра, в 1980—1989 гг. — министр приборостроения, средств автоматизации и систем управления СССР.

В 1989—1991 гг. — управляющий делами Совета Министров СССР. Удостоен звания Героя Социалистического Труда за проект “ЭнергияБуран”. Среди его книг“ПриборостроениеXX век”,“Россия, народ и власть”

.Михаил Шкабардня. Как нам жить в 21 веке.

Прошло около 20 лет после августа 1991 го­да. Какие сказки тогда рассказывали нам о новой жизни в свободной демократи­ческой стране с рыночной экономикой. Однако этого не случилось.

Непрерывная и жесткая борьба за выжива­ние, страх и деньги затмили такие черты нашего народа, как чувства справедливости, любви к Отечеству, чувство национальной гордости. По­давляющее большинство наших граждан все эти годы живет в труднейших условиях, по су­ществу, на грани выживания. И тем не менее люди, похоже, все еще готовы терпеть, надеять­ся и ждать лучших времен. Удивительно, но это действительно так. Может быть, корни этого яв­ления надо искать в нашей глубокой истории?..

Возможно, современник и друг А. С. Пушки­на, философ П. Я. Чаадаев был прав, когда пи­сал, объясняя некоторые не до конца ясные на­циональные особенности нашего народа: «Чу­жестранцы ставили нам в достоинство некото­рого рода беспечную отважность, которую встречали особенно в низших классах. Но по некоторым отдельным проявлениям народного характера они не могли верно судить в целом. Они не видят, что то же самое, которое иногда придает нам эту смелость, делает нас в то же время неспособными ни к глубокомыслию, ни к постоянству; они не видят, что это равнодушие к материальным опасностям делает нас также равнодушными ко всему хорошему, ко всему дурному, ко всякой истине, ко всякой лжи, и что, тем самым, уничтожает в нас все сильные возбуждения, которые направляют людей по пути совершенствования».

13 стр., 6302 слов

Распад СССР как следствие информационной войны

... что СССР — дружная семья братских народов. 1.2.Официальные предпосылки распада СССР На рубеже 80-90-х гг. XX века СССР и социалистические страны Восточной Европы ... фактическое положение дел несколько отличалось от идеализированной конструкции, описанной в Конституции СССР. СССР возглавляли представители различных национальностей (грузин И. В. Сталин, украинцы Н. С. Хрущёв[3], ...

Великая отвага и великая терпимость наше­го народа остались и поныне. В этом, пожалуй, наша сила и, вероятно, еще и беда. Подвиги в годы Великой Отечественной войны — яркий пример мужества, отваги, готовности к самопо­жертвованию во имя защиты Отечества.

В то же время мы имеем множество приме­ров великой терпимости к несправедливому и грубому попранию человеческих прав и досто­инства. Только в России, в единственной из всех европейских стран, крепостное право просуще­ствовало до второй половины XIX века. Только у нас более четверти века в период строительства социализма крестьяне проживали практически в режиме колхозной «резервации», не имея права ни на смену места работы, ни на смену места жительства, ни на получение гражданско­го паспорта. Однако люди жили, работали, жда­ли и надеялись на лучшие времена.

Мы молчим так же, как молчали, созерцая обмен пятидесятирублевых купюр по Павлову, грабительскую приватизацию по Чубайсу, изъ­ятие денежных вкладов по Гайдару, мы созер­цаем разрушение нашей духовной культуры, капитулируя перед западным и американским мусором, сбрасываемым нам телевизионными компаниями, как на помойку.

О, наш славный и мужественный русский че­ловек… Это о тебе написал потрясающие стихи современный русский поэт Николай Зиновьев:

В степи, покрытой пылью бренной,

Сидел и плакал человек.

А мимо шел Творец Вселенной. Остановившись, он изрек:

Я друг униженных и бедных,

Я всех убогих берегу,

Я знаю много слов заветных.

Я есмь твой Бог. Я все могу.

Меня печалит вид твой грустный,

Какой бедою ты тесним?”

И человек сказал: “Я — русский”,

И Бог заплакал вместе с ним.

Народ терпит, молчит и все же еще на что-то надеется. Более 20 последних лет мы жи­вем, не понимая, в каком обществе мы живем и какое общество мы строим или хотя бы собира­емся строить. Можно подумать, что это какая- то государственная тайна. Но ведь нет никакой тайны, так же как не было и нет никакой нацио­нальной идеи.

Если Горбачев, будучи у власти, хотя бы на словах призывал строить социализм с человече­ским лицом, то с приходом к власти Ельцина были растоптаны прежние идеалы и духовные ценности и ничего не было предложено взамен.

За этот послегорбачевский период к власти при­ходили новореформаторы разного толка, в том числе либералы, правые и полевевшие социал-демократы, авторитаристы и монетаристы с программами макроэкономики и «шоковой те­рапии», но ничего путного никто из них не пред­ложил и не сделал.

Десять лет ельцинский режим эксперимен­тировал и издевался над своим народом. Когда Егор Гайдар, будучи во главе правительства, очистил кошельки и карманы своих сограждан, ему все сошло с рук. Ельцин, хотя и поздно, но, как мне кажется, понял, что государство — это не полигон и не лаборатория для эксперимен­тов и что опыта работы завлаба недостаточно для управления страной. Но Ельцин пожалел Гайдара. Под него специально был создан ин­ститут экономики переходного периода, разме­стили этот институт в центре Москвы, в Газет­ном переулке. Здание это сдал Гайдару в арен­ду бывший Председатель Госкомимущества Чубайс, сроком на 49 лет, так что переходный период в нашей многострадальной стране может затянуться еще не на один десяток лет.

4 стр., 1886 слов

Динамика работоспособности студентов в период учебного года

... уже не обнаруживаются творческие начала. Усталый человек может выполнять такую работу относительно долго. Затем наступает другой период, сопровождаемый чувством напряжения, когда для выполнения ... которые отчетливо наблюдаются в течение дня, недели, полугодия (семестра), учебного года. Под влиянием учебно-трудовой деятельности работоспособность студентов претерпевает изменения, которые отчетливо ...

Если период брежневского правления назы­вают «застоем», то все последующие годы можно назвать периодом растления государства и нации, это годы жесточайших испытаний народа на запас прочности. Власть и общество должны осознать, что Отечество в опасности и что доведенный до отчаяния народ совершенно неожиданно, возможно, даже по пустяковому по- Jводу, в едином порыве возмущения может сме­сти с арены и левых, и правых, ввергнув тем са­мым страну в хаос. Этого допустить нельзя. Об­ществу и стране незамедлительно требуется об­щенациональная идея и цели, способные объ­единить интересы всех, чтобы в XXI веке Россия стала по-настоящему могучей державой, а ее народ наконец получил достойную жизнь.

Конечно, для этого нужны и механизмы ре­ализации — экономические, политические, правовые, нравственные — механизмы жесткие и действенные. Но если и впредь будет главен­ствовать идея личного обогащения и наживы, забвение чести и достоинства, то это будет не тот путь. Законы волка у нас не популярны. Но есть и другая точка зрения, возможно, также имеющая право на существование.

Если посмотреть на проблему поиска нацио­нальной идеи с житейской точки зрения, менее политизированной, то, может быть, и нет необ­ходимости в поиске каких-то новых идей, если хорошо покопаться в нашем историческом про­шлом.

Действительно, у нас исторически бытуют определенные амбиции, мы почти всегда хо­тим или все, или ничего. На эту особенность в свое время обратил внимание русский фило­соф и мыслитель Н. Г. Чернышевский. Он пи­сал: «Что за пошлое тщеславие воображать се­бя какими-то избранниками судьбы, какими-то привилегированными, чуть ли не крылатыми существами, когда рассудок и честное мнение о себе велят думать, что хорошо нам будет, если мы будем со временем не хуже тех, которые те­перь лучше нас, а к тому времени будут еще лучше. Будем желать того, чтобы пришлось нам когда-нибудь трудиться вместе с другими над приобретением новых благ; не будем, ничего еще не сделавши, самохвально кричать: «Эх вы, дрянь и гниль. А вот мы так будем молодцы!»

Миру давно известны основные человеческие ценности духовной и материальной жизни.

Такие понятия, как доброта, порядочность, гуманность, справедливость, похоже, будут вечными, если, конечно, человечество оконча­тельно не погрязнет в своих пороках. И тем не менее в жизни они остаются лишь делом сове­сти самого человека. Действующее наше зако­нодательство поддерживает и защищает эти ценности весьма слабо, вследствие чего многие люди живут, как говорится, «без царя в голове».

Почему так происходит?.. Вопрос, на кото­рый ответить оказывается не так просто. Можно лишь предположить, что стремление значи­тельной части людей к наживе и обогащению на протяжении многих веков привело их к поте­ре основных человеческих духовных качеств — стыда и совести. Люди медленно и устойчиво освобождались от обременительных «духов­ных тормозов», перестали бояться греха, или, говоря современным языком, объективно су­ществующей природной закономерности воз­мездия за дурные поступки. Природа никогда и никому не прощает бесстыдства. В странах, на которые так хотят быть похожими наши демо­краты, бизнес и доллар возведены в культ, но там все же действуют жесткие правовые огра­ничения бездуховности. Там неотвратимо и жестко преследуется криминал, обман, воров­ство, взятки независимо от занимаемого слу­жебного положения и уровня благосостояния человека.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... собственных возможностей. Школа науки управления (количественная). С 1960 г. информационный период. Управление рассматривается как логический процесс, который может быть выражен математически, ... вида разделения труда: Вертикальное разделение – иерархия: выработка и проведение в жизнь главных перспективных направлений деятельности организации, т.е. высшее руководство; оперативное управление – ...

Понятно, что люди, успевшие в перестроеч­ный период в процессе криминальной прива­тизации сколотить большие состояния, да к то­му же перевести средства в зарубежные банки, приобрести за рубежом виллы, дворцы и доро­гие яхты, лишены чувства стыда и совести. У них нет страха ни перед Богом, ни перед зако­нами — им все можно, им все дозволено, а что не дозволено, то можно купить за большие или очень большие деньги.

И хотя фамилий наших олигархов нет в чис­ле нобелевских лауреатов и выдающихся изо­бретателей, а также среди крупных ученых с мировым именем, выдающихся литераторов с баснословными гонорарами, но вот баснослов­ный капитал они каким-то «чудесным» образом как бы и заработали.

Проблема XXI века, очевидно, состоит в срочном возрождении основополагающих человеческих ценностей, таких как честь, до­стоинство, справедливость, порядочность, и обеспечении их правовой защиты на самом вы­соком государственном уровне. Неплохо было бы вспомнить и девиз русских офицеров доре­волюционной России: «Жизнь — Отечеству, честь — никому!» Должна быть абсолютно рав­ная ответственность перед законом всех граж­дан страны, независимо от их служебного по­ложения в иерархической лестнице и обще­ственного положения, без чего с криминалом и мздоимством покончить невозможно.

При этом принцип общественных отноше­ний граждан мог бы оставаться тем же, что и при социализме: «От каждого по его способнос­тям, каждому по его труду», — поскольку он по­нятный и справедливый. Бояться огульной кри­тики идей марксизма в этом плане не стоит. Во- первых, они не так уж плохи, а во-вторых, после Маркса еще никто ничего лучшего и нового в вопросе образования прибавочной стоимости и справедливого ее перераспределения не пред­ложил. К сожалению, эти коренные вопросы обустройства нашей экономики, нашего образа и уровня жизни пока остаются в тени. Пока и Го­сдума, и Совет Федерации, и Правительство, похоже, считают, что такой проблемы нет.

В последнее время разрыв между доходами беднейших 10 процентов населения и 10 про­центов самых богатых в России, по данным ака­демика Н. Шмелева, достиг такого «опасного, болезненного» уровня -1 к 25 официально и 1 к 60 неофициально, — что угрожает стране соци­альной революцией. По его словам, Россия яв­ляется «самой социально несправедливой из всех промышленно развитых государств». Не менее больной проблемой становления рос­сийской экономики является господство моно­полий, деформирующих производственную и социальную структуру страны. При средней трудовой норме рентабельности 9 процентов, российские монополии в ряде отраслей произ­водства и сферы услуг получают прибыль от 100 до 500 процентов годовых. А ведь еще почти два века назад К. Маркс говорил, что нет тако­го преступления, на которое не пойдет капита­лист, если прибыль будет составлять 300 и бо­лее процентов. Вот он налицо — источник кор­рупции, криминала и казнокрадства.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... дней. Ночью восстанавливаются физические и психические силы. Из Тонкого Мира черпает человек необходимые ему для жизни энергии. Из Тонкого Мира приносит с собою он то, что ... чтобы накопить нужный опыт и знания для непрерываемой жизни своей в Беспредельности. Для лучшего понимания пытались делить человека на плотного, земного и божественного, называя его богочеловеком. ...

Совершенно очевидно, что без дей­ственных законодательных мер по сниже­нию и упорядочению нормы прибыли для ведущих монопольных компаний (газ, нефть, алкоголь, зерно, лес и др.) все раз­говоры об экономической модернизации бессмысленны. Но и этих мер, конечно, не совсем достаточно для действительного оживления инвестиций в промышлен­ность, сельское хозяйство, науку, культуру, образование и т. д., не говоря уже о влия­нии на повышение качества жизни граж­дан страны в целом.

Правительство не один год пытается сделать экономику страны привлекательной для отече­ственных и зарубежных инвесторов, и это пра­вильно. Но, к сожалению, пока это не совсем получается, и пора бы употребить и кое-какие экономические законодательные рычаги, по­буждающие нуворишей вкладывать деньги в развитие экономики своей страны.

Значительная часть доходов монопольных компаний переводится на свои счета за рубеж, тем самым поддерживая и финансируя эконо­мику других стран. В то же время Россия испыты­вает в буквальном смысле инвестиционный го­лод. По разным оценкам, за последние 20 лет отток капитала из страны составил от 400 млрд до 1 трлн долларов США. Этих средств практически хватило бы для радикальной мо­дернизации российской экономики и внедрения действительно эффективных инноваций, сущес­твенного снижения безработицы и т. д.

Деньги, вложенные российскими олигарха­ми в зарубежные банки, на самом деле ведь являются национальным достоянием, так как природа их появления у новоявленных милли­ардеров известна. Эти деньги появились у них, повторяю, в результате грабительской прива­тизации в период ельцинского режима, а пре­ступления такого рода срока давности не име­ют. Правительство, очевидно, могло бы при­нять решение о замораживании зарубежных счетов особо крупных размеров, предложив при этом хозяевам этих счетов инвестировать деньги в российскую экономику, разъяснив при этом владельцам, что в противном случае эти зарубежные счета могут быть для них потеряны навсегда. И это было бы справедливо, своевре­менно и правильно.

Несправедливое распределение доходов всегда сдерживает рост производительности общественно полезного труда, а это, в свою оче­редь, всегда ведет к стагнации экономики. Круг замыкается, и просвета нет. А пока приходится лишь умиляться человеколюбию наших избран­ников — думцев, когда смотришь по телевиде­нию, насколько они душевно и трогательно об­суждают вопрос о том, какой быть минималь­ной заработной плате в стране. Разве не позор­но для нашего государственного обустройства платить людям зарплату в 3-4 раза меньше ре­ально необходимого прожиточного минимума? За цифрой минимальной заработной платы кроется, по существу, официально одобренная возможность непомерной эксплуатации граж­дан. В условиях безработицы работодатель мо­жет платить эту мизерную зарплату и при чудо­вищной эксплуатации быть защищенным зако­нами государства. Это, по существу, узаконен­ный рабский труд. Некоторые предприниматели даже гордятся тем, что на их предприятиях зар­плата составляет 5, а то и 10 минимальных окла­дов. Но гордится-то нечем. Ни на 5, ни на 10 на­ших минимальных зарплат человек достойно прожить не может, а о семье уже и говорить не­чего, он может только существовать как биоло­гическая особь. Он не умрет, но и жизнью чело­веческой это назвать никак нельзя. Все это мож­но сказать и о наших пенсионерах.

6 стр., 2939 слов

Роль информации в жизни человека и общества

... структурами для того, чтобы наиболее эффективно руководить страной, ее экономикой, гражданами. Ради того, чтобы создать такую систему получения ... то иногда диву даешься, насколько люди и даже общество человеческое, и целые цивилизованные народы оказываются беззащитными перед ... она просто отвлекает нас от всех серьезных проблем жизни. Это информация киллеровская, убийственная, она убивает время, она ...

В XXI веке люди должны жить и работать как существа одухотворенные, иметь право и возможность на достойную жизнь. Но это воз­можно лишь в глубоко нравственном, просве­щенном гражданском обществе. Получается так, что вопрос не только в отсутствии у нас кра­сиво сформулированной национальной идеи, а больше, пожалуй, в отсутствии должных за­конов, по которым мы живем, и в том числе, как они используются. Вероятнее всего, с этого и надо начинать, и начинать прежде всего с ос­новного закона страны — Конституции.

Конституция 1993 г., принятая в ельцинский период сразу же после расстрела собственного парламента, вероятно, не может быть по опре­делению ни достаточно гуманной, ни достаточ­но нравственной. Во всяком случае, она не обеспечивает должного порядка в стране.

Подтверждением сказанному выше является то, что за 18 лет после принятия Конституции в стране ничего не изменилось в лучшую сторону ни в экономической, ни в социальной, ни в куль­турной жизни. Что же в таком случае делать?

Если основной закон страны – Конституция не обеспечивает необходимой экономичес­кой, правовой, морально-этической среды проживания граждан, значит, такой закон не выполняет своей функции, его надо дорабо­тать. Он не стимулирует и не обеспечивает должного экономического и культурного раз­вития нашего общества. Промышленность и сельское хозяйство в упадке, наука, здравоох­ранение и просвещение на задворках, люди физически защищены очень слабо, а средний срок жизни и мужчин, и женщин катастрофиче­ски снизился. Около двух миллионов детей не посещают школу, а около одного миллиона просто бродяжничают. Приходится вновь и вновь повторять, что в стране процветают кор­рупция, воровство, наркомания и т. п.

Наше общество должно наконец получить охранную грамоту — новую Конституцию, обеспечивающую достойную жизнь граждан в справедливом, высоконравственном, просве­щенном и сильном государстве. Эта Конститу­ция и может стать нашей национальной идеей, гордостью и, если хотите, святыней, которой люди будут гордиться, которую будут уважать, будут соблюдать и защищать по воле разума и сердца, а не по принуждению.

Новая Конституция должна регламентиро­вать современные, высоконравственные пра­вила нашей жизни, с которыми мы могли бы спокойно и уверенно строить новую жизнь в обновленном государстве, в котором такие по­нятия, как честь, достоинство, справедливость и нравственность, займут подобающее место и гарантированно обеспечена достойная жизнь каждому человеку труда.

Инициатива по доработке Конституции, бесспорно, могла бы принадлежать Президен­ту, и это был бы настоящий подарок нашим гражданам.

9 стр., 4361 слов

Особенности признания гражданина ограниченно дееспособным

... граждан закон поставил органы опеки и попечительства, прокуратуру, суд, медицинские учреждения, родственников данного лица. С другой стороны, четко прослеживается несовершенство закона, процедура признания гражданина ... восемнадцатилетнего возраста. В случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает ...

Любые изменения в жизни общества явля­ются не чем иным, как совокупностью перемен в жизни каждого отдельного человека страны. Именно по этой причине все реформы и сопровождающее их законодательство должны быть направлены на условия, обеспечивающие рост благосостояния каждого гражданина, на его духовное и нравственное развитие, и тем са­мым, обеспечивать экономическую и нрав­ственную прочность нашего общества.

Новая Конституция должна не только предос­тавлять широкие возможности для доброволь­ной, активной творческой деятельности каждого гражданина, но и гарантированно защищать его строгим законодательным порядком.

Наукой уже давно доказана истина, что толь­ко добровольная деятельность свободного человека дает наивысшие результаты и любая принудительная форма труда малоэффектив­на. Достигают успеха и пользуются материаль­ными благами лишь те народы, которые пашут, строят, производят материальные ценности по собственному убеждению, уверенные в полез­ности той работы, которой они занимаются. Проводя некоторые параллели, то же можно сказать и о морали и нравственности, то есть тех ценностях, в которых мы сейчас больше всего нуждаемся.

Трудность создания добропорядочного об­щества заключается не в том, чтобы разъяснить людям полезность благопристойных поступков, порядочности и честности, а в том, чтобы обес­печить им необходимые условия и средства ве­сти такой образ жизни.

Известно, что только добрые нравы граждан и общества в целом создают настоящую проч­ность государства. К сожалению, наши демо­краты-политики забыли эту истину. Вот мы те­перь и имеем в стране то, что имеем, — цинизм, коррупцию, криминал и т. д.

Есть три эффективных способа, с помощью которых можно влиять на нравы народа: сила закона, власть общественного мнения, привле­кательность и наслаждение результатами труда. Попытки же достичь мира и согласия в нашем обществе в условиях проводимых, так называе­мых, демократических реформ, гласности и многопартийности ни к чему хорошему пока не привели. Потому что не получилось ни гласнос­ти, ни свободы выбора, так как побеждает и пра­вит тот, у кого есть деньги, у него же и власть.

Человечество вступило в XXI век, в новое тысячелетие. Пора бы умалить амбиции и стра­сти взаимного неприятия и спокойно дорабо­тать основной закон до уровня современных достижений цивилизации с тем, чтобы он обес­печивал должным образом полную свободу граждан, их правовую и социальную защиту, правовое равенство всех перед законом, со­блюдение высокой нравственности и морали, целостности государства. Была бы добрая воля, а подготовить достойный проект доработанной Конституции люди в стране найдутся.

Государство должно управляться законами, а Правительство может лишь следить за строгим исполнением этих законов всеми без исключения государственными структурами и гражданами. Справедливые и строго исполняемые законы обеспечат создание активной саморегулирующейся государственной системы управления, которая, в свою очередь, обеспечит формирование гармоничного, саморазвивающегося, цивилизованного, процветающего общества.

6 стр., 2964 слов

Теории происхождения государства 4

... возникновения такого важнейшего института человеческого общества, как государство. По вопросу о происхождении государства существует множество теорий. Рассмотрим самые ... волей, подчиняться ей во всем. Так, в законах царя Хаммурапи (древний Вавилон) говорилось о божественном ... и оказывающий огромное воздействие на жизнь индивидов, групп, классов, всего общества. Его можно планомерно совершенствовать, ...

Если этого не произойдет в ближайшие годы значит, мы вновь будем обречены на пpoзябание и как страна, и как просвещенная нация. Другого не дано. Ведь еще в глубокой древности Соломон сказал: «Те государства твердо стоят, в которых граждане князя слушают, а князь — закон!»