Российская Федерация сегодня. 2011. — № 6. — С. 32-34.
Михаил Сергеевич ШКАБАРДНЯ —
доктор технических наук, профессор, автор более 100 научных работ и изобретений. Работал инженером, начальником конструкторского бюро.
В 1967—1980 гг. — заместитель министра, в 1980—1989 гг. — министр приборостроения, средств автоматизации и систем управления СССР.
В 1989—1991 гг. — управляющий делами Совета Министров СССР. Удостоен звания Героя Социалистического Труда за проект “Энергия — Буран”. Среди его книг — “Приборостроение — XX век”,“Россия, народ и власть”
.Михаил Шкабардня. Как нам жить в 21 веке.
Прошло около 20 лет после августа 1991 года. Какие сказки тогда рассказывали нам о новой жизни в свободной демократической стране с рыночной экономикой. Однако этого не случилось.
Непрерывная и жесткая борьба за выживание, страх и деньги затмили такие черты нашего народа, как чувства справедливости, любви к Отечеству, чувство национальной гордости. Подавляющее большинство наших граждан все эти годы живет в труднейших условиях, по существу, на грани выживания. И тем не менее люди, похоже, все еще готовы терпеть, надеяться и ждать лучших времен. Удивительно, но это действительно так. Может быть, корни этого явления надо искать в нашей глубокой истории?..
Возможно, современник и друг А. С. Пушкина, философ П. Я. Чаадаев был прав, когда писал, объясняя некоторые не до конца ясные национальные особенности нашего народа: «Чужестранцы ставили нам в достоинство некоторого рода беспечную отважность, которую встречали особенно в низших классах. Но по некоторым отдельным проявлениям народного характера они не могли верно судить в целом. Они не видят, что то же самое, которое иногда придает нам эту смелость, делает нас в то же время неспособными ни к глубокомыслию, ни к постоянству; они не видят, что это равнодушие к материальным опасностям делает нас также равнодушными ко всему хорошему, ко всему дурному, ко всякой истине, ко всякой лжи, и что, тем самым, уничтожает в нас все сильные возбуждения, которые направляют людей по пути совершенствования».
Распад СССР как следствие информационной войны
... что СССР — дружная семья братских народов. 1.2.Официальные предпосылки распада СССР На рубеже 80-90-х гг. XX века СССР и социалистические страны Восточной Европы ... фактическое положение дел несколько отличалось от идеализированной конструкции, описанной в Конституции СССР. СССР возглавляли представители различных национальностей (грузин И. В. Сталин, украинцы Н. С. Хрущёв[3], ...
Великая отвага и великая терпимость нашего народа остались и поныне. В этом, пожалуй, наша сила и, вероятно, еще и беда. Подвиги в годы Великой Отечественной войны — яркий пример мужества, отваги, готовности к самопожертвованию во имя защиты Отечества.
В то же время мы имеем множество примеров великой терпимости к несправедливому и грубому попранию человеческих прав и достоинства. Только в России, в единственной из всех европейских стран, крепостное право просуществовало до второй половины XIX века. Только у нас более четверти века в период строительства социализма крестьяне проживали практически в режиме колхозной «резервации», не имея права ни на смену места работы, ни на смену места жительства, ни на получение гражданского паспорта. Однако люди жили, работали, ждали и надеялись на лучшие времена.
Мы молчим так же, как молчали, созерцая обмен пятидесятирублевых купюр по Павлову, грабительскую приватизацию по Чубайсу, изъятие денежных вкладов по Гайдару, мы созерцаем разрушение нашей духовной культуры, капитулируя перед западным и американским мусором, сбрасываемым нам телевизионными компаниями, как на помойку.
О, наш славный и мужественный русский человек… Это о тебе написал потрясающие стихи современный русский поэт Николай Зиновьев:
В степи, покрытой пылью бренной,
Сидел и плакал человек.
А мимо шел Творец Вселенной. Остановившись, он изрек:
“Я друг униженных и бедных,
Я всех убогих берегу,
Я знаю много слов заветных.
Я есмь твой Бог. Я все могу.
Меня печалит вид твой грустный,
Какой бедою ты тесним?”
И человек сказал: “Я — русский”,
И Бог заплакал вместе с ним.
Народ терпит, молчит и все же еще на что-то надеется. Более 20 последних лет мы живем, не понимая, в каком обществе мы живем и какое общество мы строим или хотя бы собираемся строить. Можно подумать, что это какая- то государственная тайна. Но ведь нет никакой тайны, так же как не было и нет никакой национальной идеи.
Если Горбачев, будучи у власти, хотя бы на словах призывал строить социализм с человеческим лицом, то с приходом к власти Ельцина были растоптаны прежние идеалы и духовные ценности и ничего не было предложено взамен.
За этот послегорбачевский период к власти приходили новореформаторы разного толка, в том числе либералы, правые и полевевшие социал-демократы, авторитаристы и монетаристы с программами макроэкономики и «шоковой терапии», но ничего путного никто из них не предложил и не сделал.
Десять лет ельцинский режим экспериментировал и издевался над своим народом. Когда Егор Гайдар, будучи во главе правительства, очистил кошельки и карманы своих сограждан, ему все сошло с рук. Ельцин, хотя и поздно, но, как мне кажется, понял, что государство — это не полигон и не лаборатория для экспериментов и что опыта работы завлаба недостаточно для управления страной. Но Ельцин пожалел Гайдара. Под него специально был создан институт экономики переходного периода, разместили этот институт в центре Москвы, в Газетном переулке. Здание это сдал Гайдару в аренду бывший Председатель Госкомимущества Чубайс, сроком на 49 лет, так что переходный период в нашей многострадальной стране может затянуться еще не на один десяток лет.
Динамика работоспособности студентов в период учебного года
... уже не обнаруживаются творческие начала. Усталый человек может выполнять такую работу относительно долго. Затем наступает другой период, сопровождаемый чувством напряжения, когда для выполнения ... которые отчетливо наблюдаются в течение дня, недели, полугодия (семестра), учебного года. Под влиянием учебно-трудовой деятельности работоспособность студентов претерпевает изменения, которые отчетливо ...
Если период брежневского правления называют «застоем», то все последующие годы можно назвать периодом растления государства и нации, это годы жесточайших испытаний народа на запас прочности. Власть и общество должны осознать, что Отечество в опасности и что доведенный до отчаяния народ совершенно неожиданно, возможно, даже по пустяковому по- Jводу, в едином порыве возмущения может смести с арены и левых, и правых, ввергнув тем самым страну в хаос. Этого допустить нельзя. Обществу и стране незамедлительно требуется общенациональная идея и цели, способные объединить интересы всех, чтобы в XXI веке Россия стала по-настоящему могучей державой, а ее народ наконец получил достойную жизнь.
Конечно, для этого нужны и механизмы реализации — экономические, политические, правовые, нравственные — механизмы жесткие и действенные. Но если и впредь будет главенствовать идея личного обогащения и наживы, забвение чести и достоинства, то это будет не тот путь. Законы волка у нас не популярны. Но есть и другая точка зрения, возможно, также имеющая право на существование.
Если посмотреть на проблему поиска национальной идеи с житейской точки зрения, менее политизированной, то, может быть, и нет необходимости в поиске каких-то новых идей, если хорошо покопаться в нашем историческом прошлом.
Действительно, у нас исторически бытуют определенные амбиции, мы почти всегда хотим или все, или ничего. На эту особенность в свое время обратил внимание русский философ и мыслитель Н. Г. Чернышевский. Он писал: «Что за пошлое тщеславие воображать себя какими-то избранниками судьбы, какими-то привилегированными, чуть ли не крылатыми существами, когда рассудок и честное мнение о себе велят думать, что хорошо нам будет, если мы будем со временем не хуже тех, которые теперь лучше нас, а к тому времени будут еще лучше. Будем желать того, чтобы пришлось нам когда-нибудь трудиться вместе с другими над приобретением новых благ; не будем, ничего еще не сделавши, самохвально кричать: «Эх вы, дрянь и гниль. А вот мы так будем молодцы!»
Миру давно известны основные человеческие ценности духовной и материальной жизни.
Такие понятия, как доброта, порядочность, гуманность, справедливость, похоже, будут вечными, если, конечно, человечество окончательно не погрязнет в своих пороках. И тем не менее в жизни они остаются лишь делом совести самого человека. Действующее наше законодательство поддерживает и защищает эти ценности весьма слабо, вследствие чего многие люди живут, как говорится, «без царя в голове».
Почему так происходит?.. Вопрос, на который ответить оказывается не так просто. Можно лишь предположить, что стремление значительной части людей к наживе и обогащению на протяжении многих веков привело их к потере основных человеческих духовных качеств — стыда и совести. Люди медленно и устойчиво освобождались от обременительных «духовных тормозов», перестали бояться греха, или, говоря современным языком, объективно существующей природной закономерности возмездия за дурные поступки. Природа никогда и никому не прощает бесстыдства. В странах, на которые так хотят быть похожими наши демократы, бизнес и доллар возведены в культ, но там все же действуют жесткие правовые ограничения бездуховности. Там неотвратимо и жестко преследуется криминал, обман, воровство, взятки независимо от занимаемого служебного положения и уровня благосостояния человека.
Периоды развития теории управления
... собственных возможностей. Школа науки управления (количественная). С 1960 г. информационный период. Управление рассматривается как логический процесс, который может быть выражен математически, ... вида разделения труда: Вертикальное разделение – иерархия: выработка и проведение в жизнь главных перспективных направлений деятельности организации, т.е. высшее руководство; оперативное управление – ...
Понятно, что люди, успевшие в перестроечный период в процессе криминальной приватизации сколотить большие состояния, да к тому же перевести средства в зарубежные банки, приобрести за рубежом виллы, дворцы и дорогие яхты, лишены чувства стыда и совести. У них нет страха ни перед Богом, ни перед законами — им все можно, им все дозволено, а что не дозволено, то можно купить за большие или очень большие деньги.
И хотя фамилий наших олигархов нет в числе нобелевских лауреатов и выдающихся изобретателей, а также среди крупных ученых с мировым именем, выдающихся литераторов с баснословными гонорарами, но вот баснословный капитал они каким-то «чудесным» образом как бы и заработали.
Проблема XXI века, очевидно, состоит в срочном возрождении основополагающих человеческих ценностей, таких как честь, достоинство, справедливость, порядочность, и обеспечении их правовой защиты на самом высоком государственном уровне. Неплохо было бы вспомнить и девиз русских офицеров дореволюционной России: «Жизнь — Отечеству, честь — никому!» Должна быть абсолютно равная ответственность перед законом всех граждан страны, независимо от их служебного положения в иерархической лестнице и общественного положения, без чего с криминалом и мздоимством покончить невозможно.
При этом принцип общественных отношений граждан мог бы оставаться тем же, что и при социализме: «От каждого по его способностям, каждому по его труду», — поскольку он понятный и справедливый. Бояться огульной критики идей марксизма в этом плане не стоит. Во- первых, они не так уж плохи, а во-вторых, после Маркса еще никто ничего лучшего и нового в вопросе образования прибавочной стоимости и справедливого ее перераспределения не предложил. К сожалению, эти коренные вопросы обустройства нашей экономики, нашего образа и уровня жизни пока остаются в тени. Пока и Госдума, и Совет Федерации, и Правительство, похоже, считают, что такой проблемы нет.
В последнее время разрыв между доходами беднейших 10 процентов населения и 10 процентов самых богатых в России, по данным академика Н. Шмелева, достиг такого «опасного, болезненного» уровня -1 к 25 официально и 1 к 60 неофициально, — что угрожает стране социальной революцией. По его словам, Россия является «самой социально несправедливой из всех промышленно развитых государств». Не менее больной проблемой становления российской экономики является господство монополий, деформирующих производственную и социальную структуру страны. При средней трудовой норме рентабельности 9 процентов, российские монополии в ряде отраслей производства и сферы услуг получают прибыль от 100 до 500 процентов годовых. А ведь еще почти два века назад К. Маркс говорил, что нет такого преступления, на которое не пойдет капиталист, если прибыль будет составлять 300 и более процентов. Вот он налицо — источник коррупции, криминала и казнокрадства.
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... дней. Ночью восстанавливаются физические и психические силы. Из Тонкого Мира черпает человек необходимые ему для жизни энергии. Из Тонкого Мира приносит с собою он то, что ... чтобы накопить нужный опыт и знания для непрерываемой жизни своей в Беспредельности. Для лучшего понимания пытались делить человека на плотного, земного и божественного, называя его богочеловеком. ...
Совершенно очевидно, что без действенных законодательных мер по снижению и упорядочению нормы прибыли для ведущих монопольных компаний (газ, нефть, алкоголь, зерно, лес и др.) все разговоры об экономической модернизации бессмысленны. Но и этих мер, конечно, не совсем достаточно для действительного оживления инвестиций в промышленность, сельское хозяйство, науку, культуру, образование и т. д., не говоря уже о влиянии на повышение качества жизни граждан страны в целом.
Правительство не один год пытается сделать экономику страны привлекательной для отечественных и зарубежных инвесторов, и это правильно. Но, к сожалению, пока это не совсем получается, и пора бы употребить и кое-какие экономические законодательные рычаги, побуждающие нуворишей вкладывать деньги в развитие экономики своей страны.
Значительная часть доходов монопольных компаний переводится на свои счета за рубеж, тем самым поддерживая и финансируя экономику других стран. В то же время Россия испытывает в буквальном смысле инвестиционный голод. По разным оценкам, за последние 20 лет отток капитала из страны составил от 400 млрд до 1 трлн долларов США. Этих средств практически хватило бы для радикальной модернизации российской экономики и внедрения действительно эффективных инноваций, существенного снижения безработицы и т. д.
Деньги, вложенные российскими олигархами в зарубежные банки, на самом деле ведь являются национальным достоянием, так как природа их появления у новоявленных миллиардеров известна. Эти деньги появились у них, повторяю, в результате грабительской приватизации в период ельцинского режима, а преступления такого рода срока давности не имеют. Правительство, очевидно, могло бы принять решение о замораживании зарубежных счетов особо крупных размеров, предложив при этом хозяевам этих счетов инвестировать деньги в российскую экономику, разъяснив при этом владельцам, что в противном случае эти зарубежные счета могут быть для них потеряны навсегда. И это было бы справедливо, своевременно и правильно.
Несправедливое распределение доходов всегда сдерживает рост производительности общественно полезного труда, а это, в свою очередь, всегда ведет к стагнации экономики. Круг замыкается, и просвета нет. А пока приходится лишь умиляться человеколюбию наших избранников — думцев, когда смотришь по телевидению, насколько они душевно и трогательно обсуждают вопрос о том, какой быть минимальной заработной плате в стране. Разве не позорно для нашего государственного обустройства платить людям зарплату в 3-4 раза меньше реально необходимого прожиточного минимума? За цифрой минимальной заработной платы кроется, по существу, официально одобренная возможность непомерной эксплуатации граждан. В условиях безработицы работодатель может платить эту мизерную зарплату и при чудовищной эксплуатации быть защищенным законами государства. Это, по существу, узаконенный рабский труд. Некоторые предприниматели даже гордятся тем, что на их предприятиях зарплата составляет 5, а то и 10 минимальных окладов. Но гордится-то нечем. Ни на 5, ни на 10 наших минимальных зарплат человек достойно прожить не может, а о семье уже и говорить нечего, он может только существовать как биологическая особь. Он не умрет, но и жизнью человеческой это назвать никак нельзя. Все это можно сказать и о наших пенсионерах.
Роль информации в жизни человека и общества
... структурами для того, чтобы наиболее эффективно руководить страной, ее экономикой, гражданами. Ради того, чтобы создать такую систему получения ... то иногда диву даешься, насколько люди и даже общество человеческое, и целые цивилизованные народы оказываются беззащитными перед ... она просто отвлекает нас от всех серьезных проблем жизни. Это информация киллеровская, убийственная, она убивает время, она ...
В XXI веке люди должны жить и работать как существа одухотворенные, иметь право и возможность на достойную жизнь. Но это возможно лишь в глубоко нравственном, просвещенном гражданском обществе. Получается так, что вопрос не только в отсутствии у нас красиво сформулированной национальной идеи, а больше, пожалуй, в отсутствии должных законов, по которым мы живем, и в том числе, как они используются. Вероятнее всего, с этого и надо начинать, и начинать прежде всего с основного закона страны — Конституции.
Конституция 1993 г., принятая в ельцинский период сразу же после расстрела собственного парламента, вероятно, не может быть по определению ни достаточно гуманной, ни достаточно нравственной. Во всяком случае, она не обеспечивает должного порядка в стране.
Подтверждением сказанному выше является то, что за 18 лет после принятия Конституции в стране ничего не изменилось в лучшую сторону ни в экономической, ни в социальной, ни в культурной жизни. Что же в таком случае делать?
Если основной закон страны – Конституция не обеспечивает необходимой экономической, правовой, морально-этической среды проживания граждан, значит, такой закон не выполняет своей функции, его надо доработать. Он не стимулирует и не обеспечивает должного экономического и культурного развития нашего общества. Промышленность и сельское хозяйство в упадке, наука, здравоохранение и просвещение на задворках, люди физически защищены очень слабо, а средний срок жизни и мужчин, и женщин катастрофически снизился. Около двух миллионов детей не посещают школу, а около одного миллиона просто бродяжничают. Приходится вновь и вновь повторять, что в стране процветают коррупция, воровство, наркомания и т. п.
Наше общество должно наконец получить охранную грамоту — новую Конституцию, обеспечивающую достойную жизнь граждан в справедливом, высоконравственном, просвещенном и сильном государстве. Эта Конституция и может стать нашей национальной идеей, гордостью и, если хотите, святыней, которой люди будут гордиться, которую будут уважать, будут соблюдать и защищать по воле разума и сердца, а не по принуждению.
Новая Конституция должна регламентировать современные, высоконравственные правила нашей жизни, с которыми мы могли бы спокойно и уверенно строить новую жизнь в обновленном государстве, в котором такие понятия, как честь, достоинство, справедливость и нравственность, займут подобающее место и гарантированно обеспечена достойная жизнь каждому человеку труда.
Инициатива по доработке Конституции, бесспорно, могла бы принадлежать Президенту, и это был бы настоящий подарок нашим гражданам.
Особенности признания гражданина ограниченно дееспособным
... граждан закон поставил органы опеки и попечительства, прокуратуру, суд, медицинские учреждения, родственников данного лица. С другой стороны, четко прослеживается несовершенство закона, процедура признания гражданина ... восемнадцатилетнего возраста. В случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает ...
Любые изменения в жизни общества являются не чем иным, как совокупностью перемен в жизни каждого отдельного человека страны. Именно по этой причине все реформы и сопровождающее их законодательство должны быть направлены на условия, обеспечивающие рост благосостояния каждого гражданина, на его духовное и нравственное развитие, и тем самым, обеспечивать экономическую и нравственную прочность нашего общества.
Новая Конституция должна не только предоставлять широкие возможности для добровольной, активной творческой деятельности каждого гражданина, но и гарантированно защищать его строгим законодательным порядком.
Наукой уже давно доказана истина, что только добровольная деятельность свободного человека дает наивысшие результаты и любая принудительная форма труда малоэффективна. Достигают успеха и пользуются материальными благами лишь те народы, которые пашут, строят, производят материальные ценности по собственному убеждению, уверенные в полезности той работы, которой они занимаются. Проводя некоторые параллели, то же можно сказать и о морали и нравственности, то есть тех ценностях, в которых мы сейчас больше всего нуждаемся.
Трудность создания добропорядочного общества заключается не в том, чтобы разъяснить людям полезность благопристойных поступков, порядочности и честности, а в том, чтобы обеспечить им необходимые условия и средства вести такой образ жизни.
Известно, что только добрые нравы граждан и общества в целом создают настоящую прочность государства. К сожалению, наши демократы-политики забыли эту истину. Вот мы теперь и имеем в стране то, что имеем, — цинизм, коррупцию, криминал и т. д.
Есть три эффективных способа, с помощью которых можно влиять на нравы народа: сила закона, власть общественного мнения, привлекательность и наслаждение результатами труда. Попытки же достичь мира и согласия в нашем обществе в условиях проводимых, так называемых, демократических реформ, гласности и многопартийности ни к чему хорошему пока не привели. Потому что не получилось ни гласности, ни свободы выбора, так как побеждает и правит тот, у кого есть деньги, у него же и власть.
Человечество вступило в XXI век, в новое тысячелетие. Пора бы умалить амбиции и страсти взаимного неприятия и спокойно доработать основной закон до уровня современных достижений цивилизации с тем, чтобы он обеспечивал должным образом полную свободу граждан, их правовую и социальную защиту, правовое равенство всех перед законом, соблюдение высокой нравственности и морали, целостности государства. Была бы добрая воля, а подготовить достойный проект доработанной Конституции люди в стране найдутся.
Государство должно управляться законами, а Правительство может лишь следить за строгим исполнением этих законов всеми без исключения государственными структурами и гражданами. Справедливые и строго исполняемые законы обеспечат создание активной саморегулирующейся государственной системы управления, которая, в свою очередь, обеспечит формирование гармоничного, саморазвивающегося, цивилизованного, процветающего общества.
Теории происхождения государства 4
... возникновения такого важнейшего института человеческого общества, как государство. По вопросу о происхождении государства существует множество теорий. Рассмотрим самые ... волей, подчиняться ей во всем. Так, в законах царя Хаммурапи (древний Вавилон) говорилось о божественном ... и оказывающий огромное воздействие на жизнь индивидов, групп, классов, всего общества. Его можно планомерно совершенствовать, ...
Если этого не произойдет в ближайшие годы значит, мы вновь будем обречены на пpoзябание и как страна, и как просвещенная нация. Другого не дано. Ведь еще в глубокой древности Соломон сказал: «Те государства твердо стоят, в которых граждане князя слушают, а князь — закон!»