1. История развития и становления клинической психологии

/

Введение

1. История развития и становления клинической психологии

2. Направления работы клинического психолога

2.1 Особенности профессии клинического психолога

2.2 Практические функции клинических психологов

Заключение

Список литературы

Введение

Современная жизнь заострила потребность в организации масштабной и активной психологической помощи всем слоям населения. Современный человек живет в ситуации постоянного воздействия стрессовых ситуаций.

Все это порождает резкое возрастание как числа лиц, страдающих разными недугами – психическими, невротическими, психосоматическими, – так и лиц, нуждающихся в психологической помощи в силу своей социальной, профессиональной, бытовой неустроенности и бесперспективности.

Клиническая психология является отраслью психологической науки. Ее данные имеют теоретическое и практическое значение, как для психологии, так и для медицины. В центре внимания клинической психологии – человек с трудностями адаптации и самореализации, связанными с его физическим, социальным и духовным состоянием. Базисными науками для клинической психологии являются общая психология и психиатрия. На развитие клинической психологии также оказывают большое влияние неврология и нейрохирургия.

Практическая и научно-исследовательская деятельность специалиста в области клинической психологии направлена на повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека, на гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и преодоление заболеваний и разного рода недугов. Предметом профессиональной деятельности клинического психолога являются психические процессы и состояния, индивидуальные и межличностные особенности, социально-психологические феномены, проявляющие в различных областях человеческой деятельности, в том числе и в тех, которые до сих пор не были сферами приложения деятельности клинических психологов.

1. История развития и становления клинической психологии

Клиническая психология — обширный раздел прикладной психологии (на стыке с психиатрией), изучающий индивидуальные особенности с точки зрения связанных с ними медицинских реакций и явлений.

10 стр., 4541 слов

Психологическое развитие детей с аутизмом

... синдрома Аспергера, для которого типично отсутствие клинически значимой общей задержки экспрессивной или рецептивной речи или когнитивного развития. Психологический портрет аутичного ребенка (обобщение). Основная ... Реферат По медицинской психологии На тему: «Психологические особенности в детей-аутистов ». Выполнил: студент Курса 16 группа Педиатрия Сокол ...

Сфера клинической психологии включает в себя:

  • оценку психического здоровья, организацию и проведение научных исследований для понимания психических проблем;
  • разработку, проведение и оценку психологической коррекции и помощи (психотерапия).

Психотерапевтические методы клинической психологии:

  • консультирование;
  • индивидуальная психотерапия;
  • семейная психотерапия;
  • семейное консультирование;
  • различные формы поддержки людей, испытывающих проблемы с адаптацией.

Становление клинической психологии, как одной из основных прикладных отраслей психологической науки связано с развитием, как самой психологии, так и медицины, биологии, физиологии, антропологии. Зарождение клинической психологии начинается еще с античных времен, когда психологические знания зарождались в недрах философии и естествознания.

Возникновение первых научных представлений о психике, выделение науки о душе, формирование эмпирических знаний о психических процессах и их нарушениях связано с развитием античной философии и достижениями античных врачей. Так, Алкемон Кротонский (VI в. до н.э.) впервые в истории выдвинул положение о локализации мыслей в головном мозге.

Гиппократ также придавал большое значение изучению мозга как органа психики. Им были разработаны учение о темпераменте и первая классификация человеческих типов. Александрийскими врачами Герофилом и Эразистратом был детально описан мозг; они обратили внимание на кору с ее извилинами, что отличало человека по умственным способностям от животных.

Следующим этапом развития клинической психологии являлись средние века. Это был довольно длительный период, пронизанный безудержным мистицизмом и религиозным догматизмом, гонениями на естествоиспытателей и кострами инквизиции. Вначале обучение строилось на основе античной философии и естественнонаучных достижений Гиппократа, Галена, Аристотеля. Затем знание приходит в упадок, расцветает алхимия, и вплоть до XIII в. длятся «темные» годы. Психология в средние века опирается на философию Фомы Аквинского. Развитие представлений о психике на этом этапе резко замедлилось.

11 стр., 5396 слов

Психология личности соотношение понятий человек индивид личность индивидуальность .Соотношен

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «БелГУ» Кафедра менеджмента организации Акиншина Татьяна Андреевна «Психология личности(соотношение понятий «человек» индивид» личность» индивидуальность).Соотношение биологических и социальных факторов в развитии личности.» Курсовая ...

Зарождение научной клинической психологии можно отнести к концу XIX в., когда Вильгельм Вундт основал Институт экспериментальной психологии в Лейпциге. В этом институте наряду с другими обучались и работали те психологи, которые сегодня по праву считаются основателями клинической психологии.

Так, в частности, у Вундта обучался американец Лайтнер Уитмер (1867-1956), который ввел понятие клинической психологии. После получения ученой степени в Лейпциге он вернулся в США и работал на факультете психологии Пенсильванского университета.

В 1896 г. он основал первую психологическую клинику при университете Пенсильвании. В этом заведении, которое сегодня назвали бы консультационно-педагогическим центром, в основном обследовались и лечились дети со слабой успеваемостью. В 1907г. Уитмер учредил журнал «The Psychological Clinic». Понятие клиническое он взял из медицины, не подразумевая под этим ни медицинскую психологию, ни клинику в смысле места, где занимаются психологической деятельностью, а имея в виду только работу с отдельными конкретными случаями. Хотя Уитмер и дал название новой науке, он практически не повлиял на дальнейшее развитие этой дисциплины.

В 1917г. несколько специалистов по клинической психологии основали Американскую ассоциацию клинических психологов, которая в 1919г вошла в Американскую психологическую ассоциацию как клиническая секция.

В результате понятие клинической психологии стало определять профессиональный статус, притом, что определения самой клинической психологии еще не было.

Наряду с понятием клинической психологии было введено используемое до сих пор в англоязычных странах понятие Abnormal Psychology (в журнале «Journal of Abnormal Psychology», выходящем с 1907г.), которое отчасти применяется как синоним клинической психологии, а отчасти используется для психологических дефиниций и этиологических теорий психических расстройств.

Из лаборатории Вундта вышел и немецкий психиатр Эмиль Крепелин (1856-1926), который уже в 90-е гг. XIX в. пытался применить экспериментальные подходы, используемые в психологии, к решению проблем психиатрии и этим дал мощный импульс для развития клинической психологии. Он решительно отказался от спекулятивных подходов, бытовавший в психопатологии того времени, и подчеркивал необходимость экспериментальных исследований в психиатрии.

2 стр., 951 слов

Презентация на тему: Психология как наука

Психология как наука доцент кафедры Педагогики и медицинской психологии Самойлова В.М. Определение психологии Психология – наука, изучающая процессы активного отражения субъектом объективной реальности в форме ощущений, восприятий, мышления, чувств и др. процессов и явлений психики. Отличие житейского психологического знания от научного психологического знания Конкретность – обобщенность ...

Большую роль в развитии клинической психологии, особенно немецкоязычной, сыграл другой медик, а именно Зигмунд Фрейд (1856-1939), открыв сферу психотерапии для не медиков и значительно продвинув вперед психологическую теорию возникновения психических расстройств. Сначала он, как и Крепелин, стоял на естественнонаучной позиции, но впоследствии обратился к герменевтическому, понимающему подходу.

Можно считать, что Крепелин и Фрейд (и тот и другой — медики, а не психологи) дали сильнейший толчок развитию клинической психологии. Но, кроме того, эти два имени знаменуют и два различных понимания клинической психологии, которые и по сей день нередко противостоят друг другу как в науке, так и в практике. Крепелин был сторонником эмпирической клинической психологии, а Фрейд — приверженцем герменевтического научного подхода, нашедшего наиболее яркое выражение в глубинной психологии.

В России предпосылки возникновения клинической психологии были заложены психологическими исследованиями французских и русских психиатров конца XIX века (Р. Рибо, И. Тэн, Ж.-М. Шаркен, П. Жане).

В России патопсихологические исследования вели С.С. Корсаков, И.А. Сикорский, В.М. Бехтерев, В.Х. Кандинский и другие психиатры.

Первая психологическая лаборатория в нашей стране была основана В.М. Бехтеревым в 1885г. при психиатрической клинике Казанского университета. В XX веке многочисленные исследования были проведены на базе Психоневрологического института им. Бехтерева.

Большую роль в становлении клинической психологии как науки сыграли идеи Л.С. Выготского, которые были в дальнейшем развиты в общей психологии его учениками и сотрудниками А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, П.Я. Гальпериным, и другими.

Развитию клинической психологии в России серьезно способствовали такие выдающиеся отечественные деятели науки как В.П. Осипов, Г.Н. Вырубов, И.П. Павлов, В.Н. Мясищев. Значительный научный и организационный вклад в развитие клинической психологии в России в последние годы внёс ученик Мясищева Б.Д. Карвасарский.

2 стр., 529 слов

1. Клиническая психология как область психологических знаний

1. Клиническая психология как область психологических знаний. 2. История развития клинической психологии. 3. Перспективы развития клинической психологии. 4. Соматическое здоровье. Психическое здоровье. Психологическое здоровье. 6. Психопрофилактика и ее виды. Актуальные задачи психопрофилактики на современном этапе. 8. Интегральное здоровье и его уровни. 9. Основные критерии психического здоровья. ...

Важную роль в развитии отечественной клинической психологии сыграл А.Ф. Лазурский – организатор собственной психологической школы. Благодаря ему естественный эксперимент был внедрен в клиническую практику, хотя разрабатывался им первоначально для педагогической психологии.

Наиболее разработанными в 60-х гг. ХХ в. были следующие разделы клинической психологии:

  1. патопсихология, возникшая на стыке психологии, психопатологии и психиатрии (Б.В. Зейгарник, Ю.Ф. Поляков и др.);
  2. нейропсихология, сформировавшаяся на границе психологии, неврологии и нейрохирургии (А.Р. Лурия, Е.Д. Хомская и др.).

В настоящее время клиническая психология является одной из наиболее популярных прикладных отраслей психологии и имеет большие перспективы развития, как за рубежом, так и в России.

2. Направления работы клинического психолога

2.1 Особенности профессии клинического психолога

В нашей стране эта профессия сформировалась в последние три десятилетия в результате интеграции ряда дисциплин, смежных, но имеющих разную историю и проблематику.

По профессиональной ориентации, системе подготовки кадров и фундаментальным основам образования, клиническая психология – психологическая специальность широкого профиля, имеющая межотраслевой характер и участвующая в решении комплекса задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению.

Цель и задачи клинической психологии определяются практическими потребностями клиники — психиатрической, неврологической, соматической.

Соответственно с этим клиническая психология включает в себя разделы: патопсихологию, нейропсихологию, соматопсихологию, разделение на которые весьма условно и отражает традиционную медицинскую классификацию болезней.

Области клинической психологии сближаются благодаря задачам исследования, применяемым методам, а также в связи с наличием пограничной патологии, являющейся предметом изучения нескольких разделов клинической психологии.

8 стр., 3617 слов

Психологические особенности старых людей. Психологические задачи развития в старом возрасте — поздней взрослости

... человека. 5. Определить психологические задачи развития в поздней взрослости. 1. Взаимосвязь психологического и физического старения 1.1Физиологическое обоснование ухудшения памяти В психологии ... конечном счете и предопределяет многообразие клинических проявлений тревожных состояний. Тревожность проявляется ... Абрамова Г. С. Возрастная психологи. – Е.: 1999г. 7. Психология старости и старения: ...

Теоретическое и прикладное значение клинической психологии раскрывается в решении вопросов совершенствования диагностической и экспертной работы, психологического потенцирования лечебных мероприятий, изучения взаимоотношений больных, организации работы персонала лечебных учреждений и оптимизации лечебной среды клиник, разработки специальных психологических методов, повышающих результативность и длительность эффекта лечения, коррекцию изменений в личности больных, возникающих в ходе заболевания.

2.2 Практические функции клинических психологов

клиническая психология фрейд крепелин

Диагностика – наиболее традиционная («старая») функция. Специфика клинико-психологической диагностики – синдромальность (выделение и качественное описание синдрома, прогностичность).

1) Нозологическая (с помощью нозологических единиц).

В начале XVIII века «одержимых бесами» впервые признали психически больными, но этих больных сначала было трудно классифицировать и систематизировать. Потом стали выделять симптомы – общие признаки психических нарушений, которые можно увидеть у разных людей.

Но симптом – единичный и малоинформативный признак болезни, поэтому следующим этапом стало выделение синдромов – закономерных сочетаний симптомов. Сейчас описаны даже стереотипы развития и движения синдромов, динамика.

Клинико-психологический синдром, в отличие от медицинского, это структура, система взаимосвязанных нарушенных психических функций и свойств личности. В основе синдрома должен лежать некий фактор, который связан со всеми изменениями.

Клинический психолог пытается выделить закономерности нарушения, используя экспериментальный метод. Особенно этот метод актуален в сложных для диагностики случаях – латентное протекание болезни, ремиссия (временное ослабление симптомов), диссимуляция симптомов больным. В этих случаях клинический психолог может подобрать прицельный комплекс методик с учетом гипотезы, пола, возраста, анамнеза больного.

5 стр., 2232 слов

Психологическая помощь детям с задержкой психического развития Клинико-психологические характеристики задержки психического развития

... формах проявляются по-разному. Психологические параметры задержки психического развития Формы ЗПР ... когнитивной психологии доказано соотношение способов восприятия с личностной организацией человека. ... диагностики и нейропсихологической коррекции. К исследованию особенностей психического развития ... После нескольких месяцев обучения конструированию психологи обследовали детей, изучали особенности ...

2) Топическая – участие психологов в определении места поражения мозга, так как при разных локализациях мозговых поражений наблюдаются разные нарушения психики.

Существуют медицинские методы невропатологической диагностики, но они не всегда точны, кроме того, существуют так называемые «немые» зоны мозга (ассоциационные отделы), которые не поддаются прямой медицинской диагностике.

3) Индивидуально-психологическая – диагностика личности человека с целью выявления предрасположенности к различным заболеваниям в связи с личностными чертами и особенностями (характер, темперамент – акцентуации, психопатии).

Здесь же возможна другая цель – дать коррекционные и реабилитационные рекомендации в послеболезненных состояниях.

4) Функциональная – в рамках какой-либо экспертизы в зависимости от задачи – ВТЭК, судебная и т.п.

5) Диагностика умственного развития детей и подростков в процессе онтогенеза для определения (и рекомендаций) случаев недоразвития, задержки развития, искаженного развития психики.

6) Диагностика, связанная с различными формами психологического воздействия, в т.ч. психологической коррекцией и психотерапией. Психологическая диагностика должна предшествовать воздействию, необходима в процессе коррекции и в конце, после воздействия. Особенно важна катамнестическая оценка (через некоторое время).

2. Психологическое воздействие (в основном проработана на эмпирическом уровне, в теории – гораздо хуже).

Психологическое воздействие – целенаправленное, организованное во времени и в методах влияние человека на другого человека с определенной целью и намерениями.

Тут можно говорить о двух видах психологического воздействия в зависимости от воздействующего лица – психотерапия и психологическая коррекция.

Психотерапией занимаются врачи-профессионалы в этой области, и основной смысл терапевтических воздействий – вылечить человека, снять симптомы.

Психологическая коррекция – любое изменение, улучшение и совершенствование состояния любого человека. Возможна коррекция:

  • поведения;
  • психологических факторов риска заболеваемости здоровых людей;
  • психологических последствий перенесенных заболеваний (от ипохондрии до анозогнозии);
  • совершенствование адаптационных возможностей человека;
  • психокоррекция конфликтных ситуаций;
  • профилактика инвалидизации;
  • профилактика рецидивов перенесенных заболеваний.

Существуют также и такие типы психологического воздействия, как психоанализ, психодрама, гештальттерапия, гуманистическая психотерапия, бихевиоральная – но все это – не психотерапии, а лишь формы психологической помощи и поддержки. Это может быть помощь, не требующая «влезания в душу» и ее изменения, как в психокоррекции.

В настоящее время сложилась такая форма работы, как бригадный метод – врач, психолог и социальный работник вместе могут оказать гораздо больше видов помощи как здоровым, так и больным людям.

3. Экспертиза. Принципы клинико-психологической экспертизы (в отличие от клинико-психологической диагностики):

  • исследовать не только нарушенные, но и сохранные стороны психики;
  • соотносить психический статус с требованиями того действия, в отношении которого проводится экспертиза.

1) врачебно-трудовая экспертиза: психолог должен оценить, насколько человек, переболевший определенной болезнью или не до конца выздоровевший, сохранен в психическом плане, не оставила ли болезнь следов в психике.

2) военно-медицинская экспертиза: раньше психолог оценивал, в основном, уровень психического развития, чтобы в армию не попадали недоразвитые, в последние годы – оценка личностных аномалий призывников (неспособность к дисциплине, психопатичность, чрезмерная возбудимость и т.д.).

Психологи оценивают стабильность, уравновешенность личностного склада и отсеивают акцентуированных, психопатичных и возбудимых.

3) судебно-психиатрическая и судебно-психолого-психиатрическая экспертизы: основная задача судебно-психиатрической экспертизы – определить вменяемость человека. Вменяем – наказать, невменяем – отправить на принудительное лечение, вылечить и выпустить. Решение вопроса о невменяемости носит конкретный характер не только в смысле состояния психики конкретного человека, но и в смысле конкретного преступления (например, легкому олигофрену мелкую кражу не простят, а участие в групповом преступлении – мог не осознавать своей роли).

Судебно-психолого-психиатрическая экспертиза помимо вопроса о вменяемости может решать и другие вопросы:

  • каков уровень психического развития человека, соответствует ли умственный возраст паспортному (например, если «по уму» несовершеннолетний, то даже вменяемому смягчат);
  • в каком аффективном состоянии человек находился в момент совершения преступления, не было ли чрезмерного аффекта, который человек не мог контролировать (если да, то вменяем, но смягчат);
  • можно ли доверять показаниям свидетелей (психолог может характеризовать особенности психики человека, которые могли повлиять на его свидетельские показания);
  • оценка состояния суицидента перед актом самоубийства на основании имеющихся фактов (каковы причины, чья вина).

4) психолого-педагогическая экспертиза: осуществляется клиническими психологами в отношении детей с аномалиями развития, трудностями обучения, отклонениями поведения. Дается диагноз и прогноз эффективности педагогических действий – где и как учить и корректировать. Иногда в рамках этой экспертизы проводится различение ЗПР и недоразвития.

4. Реабилитация. Она же – социально-трудовая адаптация, восстановление психофизиологических возможностей и способностей человека на оптимальном уровне после болезни (проводят врач + юрист + социолог + психолог).

Клинический психолог решает следующие виды задач:

  • коррекция риска суицида или инвалидизации, возобновления заболевания;
  • коррекция тревожности, УП, мотивации, послеболезненных синдромов;
  • восстановление нарушенных ВПФ;
  • восстановление и нормализация отношений в среде.

5. Профилактика. Существует три этапа профилактики во всем мире:

  • Первичная профилактика – общегосударственная задача укрепления здоровья всего населения. Здравоохранение должно выполнять не только функцию лечения, но и функцию охраны здоровья. Задача психологов — формировать представление о здоровом образе жизни, ценность здоровья, чувство необходимости здоровья у всех людей.
  • Вторичная профилактика – выявление групп повышенного риска по отношению к тем или иным заболеваниям, психологическая работа с группами риска, корригирование факторов риска и образа жизни.
  • Третичная профилактика – работа с переболевшими людьми, направленная на предотвращение инвалидизации или повторения рецидива болезни.

Заключение

Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

  1. Клиническая психология — обширный раздел прикладной психологии (на стыке с психиатрией), изучающий индивидуальные особенности с точки зрения связанных с ними медицинских реакций и явлений.

Сфера клинической психологии включает в себя оценку психического здоровья, организацию и проведение научных исследований для понимания психических проблем, а также разработку, проведение и оценку психологической коррекции и помощи (психотерапия).

  1. Становление клинической психологии, как одной из основных прикладных отраслей психологической науки начинается еще с античных времен, когда психологические знания зарождались в недрах философии и естествознания.

Становление клинической психологии, как науки относят к концу XIX в., когда Вильгельм Вундт основал Институт экспериментальной психологии в Лейпциге, где обучались и работали те психологи, которые сегодня по праву считаются основателями клинической психологии.

  1. Для того, чтобы клинический психолог мог правильно оценить психическое здоровье человека, понять его психические проблемы, грамотно разработать и организовать методы психологической коррекции и помощи, он должен выполнять ряд специфических функций. К ним относятся:
  • Диагностика (нозологическая, топическая, индивидуально-психологическая, функциональная, диагностика умственного развития детей и подростков в процессе онтогенеза, диагностика, связанная с различными формами психологического воздействия, в т.ч. психологической коррекцией и психотерапией);
  • Психологическое воздействие (в основном проработана на эмпирическом уровне, в теории – гораздо хуже);
  • Экспертиза (врачебно-трудовая, военно-медицинская, судебно-психиатрическая и судебно-психолого-психиатрическая, психолого-педагогическая);
  • Реабилитация (социально-трудовая адаптация, восстановление психофизиологических возможностей и способностей человека на оптимальном уровне после болезни);
  • Профилактика.

4. В настоящее время клиническая психология является одной из наиболее перспективных и быстро развивающихся отраслей психологической науки. Это обусловлено тем, что современный человек живет в ситуации постоянного воздействия стрессовых ситуаций. Все это порождает резкое возрастание числа лиц, страдающих разными недугами – психическими, невротическими, психосоматическими, а так же лиц, нуждающихся в психологической помощи в силу своей социальной, профессиональной, бытовой неустроенности и бесперспективности.

Список литературы

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.
  2. Гиндикин В.Я., Семке В.Я. Соматика и психика. — М., 1998.
  3. Карвасарский Б.Д. Медицинская психология.— Л.: Медицина, 1982.
  4. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. – М.: МЕДпресс, 1998. – 592 с.
  5. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. – 426 с.
  6. Психиатрия. Психосоматика. Психотерапия / под ред. К.П. Кискера и др. М.: Медицина, 1999. – 420 с.
  7. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб, 2000. – 752 с.
  8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Изд-во «Питер», 2000. – 712 с.
  9. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. – СПБ, Изд-во: Институт Психотерапии, 2004.
  10. Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления. – Л.: ЛГУ, 1986.
  11. Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию. – М.: Деловая книга, 2000.– Т.1 – 412 с.
  12. Соложенкин В.В. Психологические основы врачебной деятельности. – М.: Планета детей, 1997. – 264 с.
  13. Шульц Д., Шульц С.Э. История современной психологии. – СПб.: Евразия, 1998. – 528 с.