Личность клинического психолога и деонтология

Клинический психолог (медицинский психолог) оказывает психологическое консультирование и психологическую помощь, занимается психодиагностикой и психокоррекцией – определяет уровень интеллекта, оценивает мышление, когнитивные, социальные навыки, эмоциональное состояние, особенности личности человека. Клинический психолог (медицинский психолог) может оценить личность как человека с проблемами душевного здоровья, так и психически здорового человека. Последнее особенно важно, так как предпосылки к тому или иному заболеванию могут быть у каждого – лучше заранее знать, какие сферы нашей психики требуют бережного отношения, а какие настолько сильны, что их можно эксплуатировать со всей мощью.

Клинический психолог должен быть осведомлен о различных видах психологической помощи и воздействия на клиента или пациента, при этом в его компетенцию входит не только разработка плана обследования, вынесения экспертного заключения, но и выбор наиболее адекватных и эффективных способов оказания психологической помощи. От его диагностического заключения зависит построение стратегии и тактики «ведения пациента», направления воздействия по одному из путей (медицинскому иди психологическому) и согласование оказания помощи со специалистами в других областях.

Таким образом, профессиональной компетенцией клинического психолога в сфере оказания психологической помощи является психическая патология, исключающая психотические расстройства, и психологические проблемы как соматически здорового, так и больного человека. При этом клинический психолог вправе применять все виды психологической помощи (консультирование, коррекцию и психотерапию).

Какими знаниями и навыками должен обладать клинический психолог?

Наиболее полно перечень теоретических знаний и практических навыков клинического (медицинского) психолога можно почерпнуть из квалификационной характеристики специалиста в данной области. В соответствии с приказом МЗ РФ №391 от 26.11.96 медицинский психолог обязан иметь следующие знания и навыки:

Теоретические знания

Психология и её значение для медицины: предмет, задачи и междисциплинарные связи медицинской психологии, история становления медицинской психологии как области психологической науки; медицинская психология как профессия; основные разделы медицинской психологии.

5 стр., 2232 слов

Психологическая помощь детям с задержкой психического развития ...

... также замедленное развитие интеллектуальных процессов. Клинико-психологическая структура каждого варианта ЗПР отличается своеобразным ... соотношение способов восприятия с личностной организацией человека. Недостаточная целенаправленность, повышенная эмоциональность детей с ... познавательных процессов. В исследованиях клиницистов и психологов подчеркивается сложная иерархия структуры нарушений ...

Основные теоретико-методологические проблемы медицинской психологии: мозг и психика, психосоматические и соматопсихические соотношения. Соотношения биологического и социального, проблема нормы и патологии, генетическое и приобретенное, наследственное и личностно-средовое, развитие и распад психики, органическое и функциональное, сознательное и бессознательное, адаптация и дезадаптация, дефицитарное и приспособительное.

Системный подход как теоретическая основа понимания психологической структуры болезни, восстановительного лечения и реабилитации больных.

Основные (фундаментальные) медицинские понятия: этиология, патогенез и саногенез, симптом, синдром, клинический диагноз, функциональный (многомерный или многоосевой) диагноз.

Смежные знания: основы общей и частной психиатрии, основы неврологии, учение о пограничных психических расстройствах, саморазрушающее поведение, основы психофизиологии и психофармакологии.

Психологические (психогенные) факторы в этиологии, патогенезе и патопластике психических и психосоматических нарушений, концепция предболезни, нарушение психической адаптации, социально-стрессовые расстройства, кризисные состояния.

Классификация методов медицинской психологии, психологическая диагностика как инструмент целенаправленного изучения личности, методы психологической диагностики в клинике, компьютерная психодиагностика, психологическая коррекция.

Понятие психологического диагноза, функциональный диагноз как результат интеграции клинического, психологического и социального аспектов болезни, понятие психологического контакта.

Основные категории медицинской психологии: психическая активность, восприятие, внимание, память, мышление, интеллект, эмоции, воля, темперамент, характер, личность, мотивация, потребности, стресс, фрустрация, сознание и самосознание, самооценка, конфликт, кризис, психогенез, психологическая зашита, копинг, алекситимия.

Теория эксперимента, понятия стандартизованных и нестандартизованных методик, теория и классификация тестов, основные психометрические понятия (валидность, надёжность, стандартизация, норма и др.).

Основы клинической нейропсихологии: системные механизмы мозга в организации высших психических функций, процессов и состояний, функциональная специализация полушарий — основные концепции и практика, соотношения общемозгового и локального в нейропсихологии, нозологическая специфика нарушения высших психических функций, специфика нейропсихологического исследования в детском возрасте; основные нейропсихологические синдромы и методы их диагностики.

5 стр., 2197 слов

Клинико-физиологическое обоснование использования массажа при ...

Типы личностных (психологических) реакций на болезнь у кардиологических больных 1. Клинико- ... и уменьшает застойное явление. Он также показан при гипертонической болезни, нейроциркулярной дистонии, стенокардии, постинфарктном состоянии, миокардиодистрофии, неврозе сердца, ... Курс — 12-15 процедур, через день. Массаж при ишемической болезни сердца При ИБС широко используют ЛФК и массаж, которые ...

Понятие патопсихологии: соотношение качественного и количественного подходов в анализе психодиагностических данных, патопсихологическая феноменология, закономерности и структурные особенности нарушений познавательных процессов, свойств и состояний, вызванных болезнью, нозологическая и синдромологическая специфика патопсихологической феноменологии, дифференциально-диагностическое и экспертное значение патопсихологического эксперимента, патопсихологические исследования в оценке динамики лечения.

Возрастные аспекты психологических расстройств: возрастные особенности психологических нарушений при различных заболеваниях, психическое развитие аномального ребёнка, детский аутизм, проблема дизонтогенеза и задержки психического развития, психологические аномалии подросткового возраста, особенности детских и подростковых форм патологического реагирования, психологические аспекты психического инфантилизма, психологические проблемы гериатрии и геронтологии.

Учение о характере: понятие акцентуации и психопатии, классификация акцентуаций характера, методы диагностики.

Учение о личности: основные концепции личности в отечественной и зарубежной психологии, методы диагностики, понятие о защитных механизмах личности, личность и болезнь.

Основные концепции психосоматических соотношений. Психосоматическое и соматопсихическое. Внутренняя картина болезни и отношение к болезни, методология и методы исследования, нозологическая специфика психологических феноменов и внутренняя картина болезни. Теоретические и методологические аспекты, методы психологической диагностики в различных видах экспертизы.

Теоретические, методологические и методические подходы в решении задач психопрофилактики и психогигиены, понятия массовых исследований, психологического скрининга, факторов риска, психической дезадаптации и болезни.

Реабилитационный подход в медицине: понятие, концепции, основные принципы, формы и методы.

Психология экстремальных и кризисных состояний, понятие травматического стресса, социальной фрустрированности и социально-стрессовых расстройств.

Основные принципы психологического сопровождения лечебного процесса: организация психотерапевтической среды в лечебных подразделениях. Взаимоотношения врач-больной, психолог-врач-лечебный кабинет и др.

Психологические аспекты лекарственной и нелекарственной терапии, плацебо-эффект, психологические проблемы подготовки больных к операции, протезированию, психологические проблемы хронически больных, инвалидов и умирающих.

Медико-психологические аспекты социального поведения: общение, ролевое поведение, взаимодействие в группах, социальная нормативность и др.

Особенности работы медицинских психологов в стационарных, амбулаторных и профилактических учреждениях различного типа, психологическое консультирование, профотбор, профориентация.

5 стр., 2107 слов

Тема: Социально-психологические аспекты личности

... профессиональной деятельности, а именно – социально-психологические аспекты личности и деятельности финансового менеджера. Проблема исследования социально-психологических качеств личности и деятельности менеджера важна уже ... цель дипломной работы, которая заключается в глубоком анализе социально-психологических аспектов личности и деятельности финансового менеджера. Исходя из поставленной цели, мы ...

Психологические основы психотерапии, восстановительного обучения и реабилитации.

Базисные психотерапевтические теории: психодинамическая, поведенческая, экзистенциально-гуманистическая; личностно-ориенти-рованная психотерапия; медицинская и психологическая модели психотерапии; основные формы психотерапии: индивидуальная групповая, семейная, терапия средой, психотерапевтическое сообщество, социотерапия; механизмы лечебного действия психотерапии; нозологическая специфика и возрастные аспекты психотерапии и психологического консультирования; психологические проблемы невербальных методов психотерапии: музыкотерапия, хореотерапия, арттерапия и др.

Психотерапия и психологическое консультирование при кризисных состояниях.

Правовые аспекты деятельности медицинских психологов.

Деонтологические аспекты поведения медицинского психолога.

Практические навыки

Практические навыки и умения медицинского психолога должны обеспечивать квалифицированное профессиональное решение задач в области психодиагностики (в том числе и экспертной), психокоррекции и психологического консультирования.

В области психодиагностики:

— умение проводить психологическое обследование с учетом нозологической и возрастной специфики, а также в связи с задачами медико-психологической экспертизы; создание необходимого психологического контакта и адекватный текущий контроль психологической дистанции; планирование и организация исследований; выбор адекватного методического аппарата; умение осуществлять количественный и качественный анализ результатов исследования в связи с различными целями: дифференциальная диагностика, анализ тяжести состояния, оценка эффективности проводимой терапии и др., владение основными интерпретационными схемами и подходами, адекватное представление имеющихся данных в психодиагностическом заключении, владение основными клинико-психологическими методами (психологическая беседа, сбор психологического анамнеза, психологический анализ биографии, естественный эксперимент);

— владение основными экспериментально-психологическими методиками, направленными на исследование психических функций, процессов и состояний: восприятия, внимания, памяти, мышления, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, темперамента, характера, личности, мотивационных характеристик и потребностей, самосознания и межличностных отношений;

— владение основными приемами нейропсихологического исследования (методы оценки состояния гнозиса, праксиса, речевых функций и др.);

— владение основами компьютерной диагностики.

В области психологического консультирования и применения психокоррекционных методов:

— использование основных методов психологической коррекции (индивидуальной, семейной, групповой) в работе с больными и психологического консультирования с учетом нозологической и возрастной специфики;

— владение методами индивидуального, группового и семейного консультирования здоровых с учетом возрастной специфики в связи с задачами психопрофилактики;

4 стр., 1860 слов

Семинарское занятие на тему «Этика служебных отношений в системе

... вести себя с этим человечком, будут стараться стать обходительнее с нашим чадом. Психологи утверждают, что неуважение в семье к детям – это хорошая почва для развития ... но и субъект воспитания. Он постоянно творит себя. Семинарское занятие на тему «Этика служебных отношений в системе «педагог-ученик», «педагог-педагог» «Педагог – профессия творческая?» Личность ...

— владение основными приемами восстановительного обучения;

— владение подходами организации психотерапевтической среды и психотерапевтического сообщества;

— владение навыками проведения личностно- и профессионально ориентированных тренингов.

Таким образом, клинический психолог может оказывать помощь как больным, так и здоровым людям в решении психологических проблем.

В настоящее время

работа на ставку предполагает подготовку десяти заключений в месяц. Рабочее

место психолога с необходимостью должно включать, как минимум:

изолированный кабинет, стол с лампой, обеспечивающей приглушенное, мягкое

освещение, два стула (для психолога и пациента) — для проведения

патопсихологического обследования.

К профессионально-важным качествам личности клинического психолога можно

отнести — эмпатию (способность правильно понять эмоциональное состояние

другого человека и эмоционально сопереживать ему), креативность (творческие

способности), морально-этические качества (конфиденциальность,

толерантность — терпимость к традициям, обычаям, ценностям других людей),

гуманность, отсутствие субъективности независимо от состояния здоровья,

возраста, убеждений, наклонностей пациента, готовность ответить на вопросы

обследуемого. Необходимыми качествами являются также рефлексия

(самоконтроль, самоанализ собственных поступков, поведения), глубокая

проработанность собственных психологических проблем, морально-нравственная

и эмоциональная устойчивость личности.

Каких-либо медицинских противопоказаний выбора профессии клинического

психолога не существует, однако имеются жесткие психологические

ограничения: данная профессия не допустима для людей психотического и

пограничного с нормой уровня личностной организации.

Деятельность клинического психолога в лаборатории судебной сексологии

подразумевает работу с измененными личностями, людьми, с криминальными

склонностями, с разнообразной психопатологией, ему приходиться проводить

тщательный анализ уголовного дела пациента, что, само по себе, является

серьезной психологической нагрузкой на личность профессионала. Общение с

людьми, страдающими «душевными болями», учит терпимости, принятию человека,

корректности, гибкости в выборе правильной позиции по отношению к пациенту.

Требуется сильная личностная заинтересованность и способность к самопожертвованию во многих ситуациях. профессионально важные качества психолога, которые позволяют оценивать уровень продуктивности профессиональной деятельности психолога.

умение активно слушать

6 стр., 2653 слов

Проблема взаимоотношения врача и пациента. Принцип патернализма ...

... Так ведущей причиной их возникновения являются допускаемые врачом врачебные ошибки. Модели взаимоотношения врача и пациента Принципы патернализма и антипатернализма. Для того чтобы понять, ... какие морально-этические и ценностно-правовые принципы лежат в основе современной биомедицинской этики ...

умение понятно говорить

профессионализм

понимать последствия своего влияния

здравый смысл

самообразование

личная ответственность

уверенность в себе

заинтересованность в общении

тактичность

внимательность

понимание себя

саморегуляция

увлеченность профессией

интеллектуальность

эмоциональная устойчивость

самоуважение

доброжелательность

не давать нравственных оценок

владение теорией

стрессоустойчивость

практика с супервизором

эмпатийность

рефлексия

внимание к деталям

позитивный настрой

Отсюда видно, что ведущими критериями оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога являются умение активно слушать и понятно говорить.

Этика в клинической психологии. Профессиональная деятельность клинического психолога интегрирована во все основные сферы медицинской науки и практики. Истоки клинической психологии и ее развитие как специальности неразрывно связаны с медициной, особенно с психиатрией и психотерапией. Поэтому, обращаясь к этическим аспектам этой сравнительно молодой специальности, нельзя не остановиться на современных моделях медицинской этики.

Различные нравственные регуляторы, функционировавшие на разных этапах развития общества, — религиозные, культурные, этнические, социально-экономические — влияли на формирование этических моделей и в медицине. Можно выделить 4 сосуществующие модели:

Модель Гиппократа (принцип «не навреди»).

Модель Парацельса (принцип «делай добро»).

О. Деонтологическая модель (принцип «соблюдения долга»).

4. Биоэтика (принцип «уважения прав и достоинства личности»).

Исторические особенности и логические основания каждой из моделей определяли становление тех моральных принципов, которые составляют сегодня ценностно-нормативное содержание современной биомедицинской этики.

Модель ГиппократаПервой формой врачебной этики были моральные принципы врачевания Гиппократа. Этика Гиппократа была вызвана необходимостью отмежеваться от врачей-одиночек, разных шарлатанов, которых и в те времена было немало, и обеспечить доверие общества к врачам определенной школы. Практическое отношение врача к больному и здоровому человеку, изначально ориентированное на заботу, помощь, поддержку является основной чертой профессиональной врачебной этики. Ту часть врачебной этики, которая рассматривает проблему взаимоотношения врача и пациента под углом зрения социальных гарантий и профессиональных обязательств медицинского сообщества, можно назвать «моделью Гиппократа». Речь шла об обязательствах перед учителями, коллегами и учениками, о гарантиях непричинения вреда, оказания помощи, проявления уважения, об отрицательном отношении к эвтаназии, абортам, об отказе от интимных связей с пациентами, о врачебной тайне.

9 стр., 4021 слов

Тема 7: « Психология здоровья и здорового образа жизни, психолого-педагогические ...

... оказаться в высшей степени разрушительным для человека. Автор теории стресса канадский психолог Г. Селье определяет его как совокупность стереотипных, филогенетически запрограммированных неспецифических ... характера реакции зависят возникающие вследствие стресса заболевания. Обобщение клинических материалов позволило врачам сделать вывод, что широкий круг воздействий, приводящих к стрессу, вызывает ...

Основополагающим является принцип «не навреди», который фокусирует в себе гражданское кредо врачебного сословия (условие и основание признания обществом в целом и каждым человеком отдельно, который доверяет врачу свое здоровье и жизнь).

Большое внимание Гиппократ уделял облику врача, не только моральной, но и внешней (одежда, опрятность) респектабельности. Гиппократом были определены общие правила взаимодействия врача с пациентом, при этом акцент ставился на поведении врача у постели больного (такая форма общения, которая способствовала бы ориентации пациента на выздоровление).

Немаловажным и сложным в этическом отношении был вопрос о вознаграждении врача за оказанную помощь и лечение.

Модель Парацелъса. Второй исторической формой врачебной этики стало понимание взаимоотношения врача и пациента. Выразить ее особенно четко удалось Парацельсу. Нравственные отношения с пациентом понимаются как составляющая стратегии терапевтического поведения врача. «Модель Парацельса» — это учет индивидуальных особенностей личности, признание глубины ее душевных контактов с врачом и включенности этих контактов в лечебный процесс. В границах «модели Парацельса» в полной мере развивается патернализм как тип взаимосвязи врача и пациента. Смысл слова «отец» в патернализме фиксирует, что «образцом» связей между врачом и пациентом являются не только кровнородственные отношения, для которых характерны положительные психоэмоциональные привязанности и социально-моральная ответственность, но и «целебность», «божественность» самого контакта врача и больного. Основным моральным принципом является принцип «делай добро». Врачевание — это организованное осуществление добра.

В конце XIX – начале XX вв. Фрейд десакрализировал патернализм, констатировав либидинозный характер взаимоотношения врача и пациента. Его понятия переноса и контрпереноса являются средством теоретического осмысления сложного межличностного отношения между врачом и пациентом в психотерапевтической практике. Фрейд полагал, что всякий психотерапевт «должен быть безупречным, особенно в нравственном отношении». Фрейд писал не только о «безупречности» как теоретически выверенной стратегии терапевтического поведения, основывающегося на особенностях природы лечебной деятельности, но и «безупречности» как почти механической точности соответствия поведения врача тем или иным нормативам этических требований.

Деонтологическая модельВпервые термин «деонтология» («deontos» – должное, «logos» — учение) ввел английский философ Бентам, обозначая этим понятием науку о долге, моральной обязанности, нравственного совершенства и безупречности. Деонтология особенно важна в той профессиональной деятельности, где широко используются сложные межличностные взаимовлияния и ответственные взаимодействия. В медицине это соответствие поведения врача определенным этическим нормативам. Это деонтологический уровень медицинской этики, или «деонтологичекая модель», опирающаяся на принцип «соблюдения долга».Основой деонтологии является отношение к больному таким образом, каким бы в аналогичной ситуации хотелось, чтобы относились к тебе.

12 стр., 5729 слов

Готовность студентов-психологов к профессиональной деятельности

... психолога на межличностное взаимодействие с клиентом и на результат этого взаимодействия. Таким образом, можно утверждать, что готовность психолога к профессиональной ... готовность студентов – психологов к профессиональной деятельности» . Цель исследования – определение структуры личностной готовности к профессиональной деятельности студентов – психологов и факторов, определяющих выраженность ...

Термин «деонтология» ввел в советскую медицинскую науку в 40-х годах XX в. Петров для обозначения реально существующей области медицинской практики — врачебной этики, – которая была «отменена» в России после революции 1917 г. за ее связь с религиозной культурой. Деонтологическая модель врачебной этики — это совокупность «должных» правил (соизмерение, соблюдение себя с «должным» и осуществление оценки действия не только по результатам, но и по помыслам), соответствующих той или иной конкретной области медицинской практики. Деонтология включает в себя вопросы соблюдения врачебной тайны, меры ответственности за жизнь и здоровье больных, проблемы взаимоотношений в медицинском сообществе, взаимоотношений с больными и их родственниками.

Интимные контакты между врачом и пациентом, возникающие в период лечения, аморальны;

Интимная связь с бывшим пациентом может в определенных ситуациях признаваться неэтичной;

Вопрос об интимных отношениях между врачом и пациентом следует включить в программу обучения всех медицинских работников;

Врачи должны непременно докладывать о нарушении врачебной этики своими коллегами.

«Соблюдать долг» — это значит выполнять определенные требования.

Биоэтика. В 60-70-х гг. XX в. формируется новая модель медицинской этики, которая рассматривает медицину в контексте прав человека. Термин «биоэтика» (этика жизни), который был предложен Ван Р. Поттером в 1969 г. – «систематические исследования поведения человека в области наук о жизни и здравоохранении в той мере, в которой это поведение рассматривается в свете моральных ценностей и принципов». Основным моральным принципом биоэтики становится принцип «уважения прав и достоинства личности». В современной медицине обсуждают не только помощь больному, но и возможности управления процессами патологии, зачатия и умирания с весьма проблематичными физическими и метафизическими (нравственными) последствиями этого для человеческой популяции в целом.

Биоэтика — это современная форма традиционной профессиональной биомедицинской этики, в которой регулирование человеческих отношений подчиняется сверхзадаче сохранения жизни человеческого рода.

В 90-х гг. XX в. биоэтика стала понятием, включающим всю совокупность социально-этических проблем современной медицины, среди которых одной из ведущих оказывается проблема социальной защиты права человека не только на самоопределение, но и на жизнь. Биоэтика играет важную роль в формировании у общества уважения к правам человека.

Современная клиническая психология во всех своих разделах опирается на общемедицинские этические принципы. Вместе с тем, Клинический псиХолог в своей деятельности сталкивается со специфическими этическими вопросами.

Необходимость информирования испытуемого о целях и содержании психологического обследования перед его проведением. Клинический психолог обязан соблюдать конфиденциальность при обсуждении результатов исследования, получить согласие пациента при целесообразности ознакомления с его результатами других специалистов, помимо лечащего врача, проявлять корректность при проведении исследования либо в случае отказа от последнего.

5 стр., 2112 слов

Правило профессионального общения психолога и испытуемого

... положению. Выполнение принципа регламентируют правила отношений психолога с испытуемым и заказчиком и выбора адекватных методов исследования и общения. Правило взаимоуважения психолога и испытуемого. Психолог исходит ... резким. Возможно, что тестирование привело к результатам, не удовлетворяющим клиента (например, более низкий, чем ожидалось, уровень интеллекта), или были ...

Соблюдение правило «границ» (граница как предел приемлемого поведения).

Учитывая специфику межличностного взаимодействия между клиническим психологом и пациентом, необходимо четко определять профессиональные границы общения при психологическом консультировании и во время психотерапевтических встреч, так как «пересечение» границы может привести к деструкции лечебного процесса и нанести вред пациенту. Диапазон нарушения границ профессионального взаимодействия весьма широк: от сексуального контакта с больным до советов, рекомендаций и вопросов, выходящих за рамки терапевтического контакта.

Вопрос о формировании эмоциональной привязанности пациента к клиническому психологу. Эта форма привязанности часто является основой сдерживания аффективных нарушений, сопровождающих заболевание. Однако привязанность, превращаясь в зависимость, вызывает негативные реакции у пациента, ведущие к деструктивным формам поведения. Клинический психолог должен тщательно контролировать взаимодействие с пациентом, осознавая свои профессиональные действия, чтобы эмоциональная поддержка не препятствовала обеспечению пациента средствами для самостоятельной борьбы с трудностями и реализации своих жизненных целей.

Морально-этические принципы психолога:

Принцип 1 — Ответственность. Психолог, принявший на себя обязательство улучшать взаимодействия человека с человеком придает большое значение объективности и честности, поддерживает высочайший уровень своей работы. Как практик, психолог знает, что он несет на себе груз большой социальной ответственности, т. к. его работа может тесно касаться жизненного благополучия других людей.

Принцип 2 – Компетентность. Обеспечение высокого уровня профессиональной компетентности является обязанностью, которая разделяется всеми психологами в интересах общества и профессии как таковой. Психолог в клинике знает, что эффективность работы во многом зависит от способности поддержать нормальные отношения между людьми, что кратковременные или более длительные изменения его собственной личности могут помешать этой способности и испортить оценку, даваемую им другим людям. Поэтому он воздерживается от любой деятельности, в которой его личные проблемы, возможно станут причиной низкой профессиональной работы или повредят клиенту; если он уже занят такой деятельностью, осознав свои личные проблемы, он ищет компетентную профессиональную помощь для определения того, должен ли он продолжать или прекратить обслуживание этого клиента.

Принцип 3 – Моральные и правовые стандарты. Психолог в своей практике обнаруживает восприимчивость к социальным нормам и моральным требованиям общества, в котором он работает; он понимает, что нарушение принятых моральных и правовых стандартов, с его стороны может вовлечь его клиентов, студентов или коллег в позорные личностные конфликты и нанесет ущерб его собственному имени и репутации его профессии.

Принцип 4 – Ошибочные представления. Психолог избегает ошибочного представления о своей профессиональной квалификации, связях и целях, а также об институтах и организациях с которыми он связан.

Личность клинического психолога и деонтология — Стр 2

Принцип 5 – Публичные заявления. Сдержанность, научная предусмотрительность и понимание ограниченности имеющихся знаний характеризует все заявления психологов, которые прямо или опосредованно дают информацию обществу. Когда дают информацию о психологических процедурах и методах, стремятся к тому, чтобы указать, что они должны, использоваться, только, теми, людьми, которые обучены их правильному использованию.

Принцип 6 – Конфиденциальность. Гарантировать сохранность информации об 

индивиде, которая получена психологом в ходе его обучения или исследования или практики первейшая обязанность психолога. Такую информацию не сообщают другим до тех пор, пока не возникнут некоторые важные обстоятельства. Информация, полученная в обстановке клиники или консультаций, а также оценки даваемые детям, студентам, служащим или другим лицам обсуждаются только в профессиональных целях и только с людьми, которых это касается, Письменные и устные отчеты должны отражать результаты, соответствующие целям оценки: нужно прилагать все усилия, чтобы избежать незаконного посягательства на тайну личности. Клинические и другие материалы используются в школьном обучении и публикациях только тогда, когда идентичность испытуемых соответствующим образом замаскирована.

Принцип 7 – Благополучие клиента. Психолог уважает неприкосновенность и защищает благополучие клиента или группы, с которыми он работает. Психолог пытается ограничить клиническую практику или консультацию, когда ему ясно, что клиент не извлекает из этого пользу.

Принцип 8 – Взаимоотношения с клиентом. Психолог информирует своего будущего клиента об основных сторонах потенциальных взаимоотношений, которые могут повлиять на решение клиента вступить в эти отношения.

Принцип 9 – Безличностное обслуживание. Психологическое обслуживание в диагностических целях, для лечения или личной консультации проводятся только в контексте профессиональных взаимоотношений, и не предоставляется посредством публичных лекций или демонстрации, заметок в газетах и другими способами.

Принцип 10 — объявление об обслуживании. Психолог придерживается скорее профессиональных, чем коммерческих стандартов в оповещении своей пригодности в профессиональном обслуживании.

Принцип 11 – Внутри профессиональные отношения. Психолог честно ведет себя по отношению к коллегам в психологии и в других профессиях.

Принцип 12 – Оплата. Финансовые вопросы в профессиональной практике в соответствии с профессиональными стандартами, которые обеспечивают интересы клиента профессии

Принцип 13 – Неразглашение теста. Психологические тесты и другие методы исследования, ценность которых отчасти зависит от неосведомленности испытуемого, не воспроизводятся, и не описываются в популярных изданиях. Таким способом, который может сделать невалидным сам метод исследования. Доступ к таким методам ограничен теми людьми, кто профессионально заинтересован в них и гарантирует их использование.

Принцип 14 — Интерпретация тестов. Тестовые оценки, как и материала тестов, передаются только тем лицам, которые способны их интерпретировать и использовать надлежащим образом.

Принцип 15 – Меры предосторожности в исследованиях. Решение провести исследование должно опираться на продуманное представление конкретного психолога относительно того, как наилучшим образом содействовать психологической науке и человеческому благополучию.

Этические стандарты психолога.

В соответствии с вышеперечисленными принципами работы практического психолога были приняты этические стандарты психолога, которые используются во всем мире.

1. Общие принципы.

Деятельность психолога направлена таких гуманитарных и социальных целей, как благополучие, здоровье, высокое качество жизни, полное развитие индивидов и групп в различных формациях индивидуальной и социальной жизни. Поскольку психолог является не единственным профессионалом, чья деятельность направлена на достижение целей, обмен и сотрудничество с представителями других профессий желательны и в некоторых случаях необходимы, без каких-либо предубеждений по отношению к компетенции и знаниям любого из них.

Психология как профессия управляется принципами, общими для всех профессиональных этик: уважение к личности, защита человеческих прав, чувство ответственности, честность и искренность по отношению к клиенту, осмотрительность в применении инструментов и процедур, профессиональная компетентность, твердость в достижении цели вмешательства и его научной основы.

Психологи не должны принимать участия или способствовать разработке методов направленных против свободы индивида и его физической или психологической неприкосновенности. Непосредственная разработка или содействие в осуществлении пыток или издевательств, что является преступлением, представляет собой наиболее тяжкое нарушение профессиональной этики психологов. Они не должны ни в каком качестве, ни как исследователи, ни как помощники или сообщники, принимать участие в пытках или любых других жестоких, негуманных или унизительных действиях, кто бы ни был их объект, какие бы обвинения или подозрения против этого лица ни выдвигались и какая бы информация ни могла бы быть получена от него таким путем в условиях военного конфликта, гражданской войны, революции, террористических акций или любых других обстоятельств, которые могли бы быть истолкованы как оправдание таких действий.

Все психологи должны, как минимум, информировать свои профессиональные объединения о нарушениях прав человека, издевательствах, жестокости, негуманных или унизительных условиях заключения, кто бы ни был их жертвой, и о любом таком случае, ставшем им известном в их профессиональной практике.

Психологи должны уважать религиозные и моральные убеждения своих клиентов и учитывать их при опросе, необходимом при профессиональном вмешательстве.

При оказании помощи психологи не должны осуществлять дискриминацию по признаку происхождения, возраста, расовой и социальной принадлежности, пола, вероисповедания, идеологии, национальности или любых других различий.

Психологи не должны использовать власть или превосходство по отношению к клиенту, которые дает им профессия, для извлечения прибыли или получения преимуществ как для себя, так и для третьих лиц.

В особенности в письменных документах психологи должны быть чрезвычайно осторожны, сдержанны и критичны по отношению к своим концепциям и заключениям, учитывая возможность их восприятия как уничижительные и дискриминирующие, например, нормальный – абнормальный, адаптированный – неадаптированный, интеллигентный – умственно отсталый.

Психологи не должны применять манипулятивные процедуры с целью добиться обращения к ним определенных клиентов, а также действовать таким образом, чтобы оказаться монополистами в своей области. Психологи работающие в общественных организациях, не должны использовать это преимущество для увеличения собственной частной практики.

Психолог не должен допускать использовать своего имени или подписи лицам, не имеющим должной квалификации и подготовки, для незаконного применения психологических методов. Психологи должны сообщать о всех случаях посягательства на чужие права, которые стали им известны. Бесполезные и основанные на обмане действия не должны прикрываться квалификацией психолога.

В случае, когда личные интересы клиента вступают в противоречие с учреждением, психолог должен постараться выполнять свои функции с максимальной беспристрастностью. Обращение за помощью в данное учреждение предполагает учет интересов клиента, уважение и внимание к нему со стороны психолога, который в соответствующих обстоятельствах может выступить как его защитник по отношению к администрации учреждения.

2. О профессиональной компетенции и отношениях с другими профессионалами.

2.1. Права и обязанности профессионального психолога основываются на принципе профессиональной независимости и автономии независимо от служебного положения в определенной организации и от профессионалов более высокого ранга и администрации.

2.2. Профессиональный статус психолога базируется на его способностях и квалификации, необходимых для выполнения его обязанностей. Психолог должен быть профессионально подготовленным и иметь специализацию в применении методов, инструментария и процедур, применяемых в данной области. Частью его работы является постоянное поддержание на современном уровне своих профессиональных знаний и умений.

2.3. Психолог не должен применять методы и процедуры, не прошедшие достаточной апробациив рамках современных научных знаний, без предубеждения по отношению к существующему разнообразию теорий и школ. В случае испытания психологических методик, еще не получивших научной оценки, клиенты не должны быть полностью уведомлены об этом за ранее.

2.4. Все психологические данные, как результат обследования, так и сведения о вмешательстве и лечении, должны быть доступны только для профессиональных психологов, в чьи обязанности входит не разглашение их среди не компетентных лиц. Психологи должны принимать меры для соответствующего хранения документации.

2.5. Когда интересы психологического обследования или вмешательства требуют тесного сотрудничества с профессионалами из других областей, психологи должны обеспечивать соответствующее взаимодействие так, чтобы оно было направлено на благо психолога и его клиента.

2.6. психологические методы не должны смешиваться – как в применении, так и в их представлении общественности – с методами, чуждыми научным основам психологии.

2.7. не отказываясь от научной критики там, где она необходима, психологи не должны дискредитировать коллег или представителей других профессий, использующих те же или иные научные методы, и должны проявлять уважение к тем школам и направлениям, которые научно и профессионально компетентны.

2.8. Работа психолога базируется на праве и обязанности проявлять уважение (и пользоваться таковым) к другим профессионалам, особенно в областях, близко соприкасающихся в своей деятельности с психологией.

3. О вмешательстве.

3.1. Психологи должны отказаться от вмешательства, если они уверены, что их помощь будет использована во вред или против законных интересов индивидов, групп, организаций или общин.

3.2. Осуществляя вмешательство по отношению к индивидам, группам, организациям или общинам, психолог должен предоставить им необходимую информацию об основных решаемых проблемах, поставленных целях и используемых методах. В случае несовершеннолетних или юридически недееспособных лиц, родители или опекуны должны быть проинформированы. В любом случае следует избегать манипулирования индивидами и стремиться к развитию и автономности конкретного случая.

3.3. Психолог должен стремиться к завершению вмешательства и не продлевать его методами скрытия информации или обмана как в случае достижения поставленной цели, так и в случае невозможности ее достижения после применения доступных методов и средств на протяжении достаточного времени. В последней случае индивид, группа, организация или община должны быть информированы о том, какие другие психологии или представители иных областей знания могут продолжить вмешательство.

3.4. Ни в коем случае свобода клиента – как в отношении прекращения вмешательства, так и в отношении консультации у другого психолога или иного специалиста – не должна быть ограничена. Следует поощрять способность клиента принимать решения на основе достаточной информации. Психолог может отказаться продолжать вмешательство, если оно осуществляется одновременно с вмешательством другого типа, выполняемым другим профессионалом.

3.5. Психологи не должны пользоваться властью, которую их статус может им дать для требования особых рабочих условия или платы, превосходящей принятую в обычных обстоятельствах.

3.6. психолог не должен позволять вовлечь себя профессионально в неясную ситуацию, где его роль или функции окажутся неуместны или двусмысленны.

3.7. Психологи не должны вмешиваться в действия, предпринятые другими специалистами.

3.8. В случае, когда услуги психолога требуются для рекламной или коммерческой компании, он должен сотрудничать с целью обеспечения правдивости информации и охраны интересов индивидов.

3.9. Психологи должны соблюдать особую осторожность в том, чтобы не вызвать необоснованных ожиданий, осуществить которые они впоследствии окажутся профессионально не способны.

Основные принципы работы практического психолога.

Рассмотрим основные принципы работы психолога. Часто из них очевидна и является общепринятым стандартом поведения человека в обществе, а часть определяется спецификой профессиональной деятельности психолога.

Очевидные принципы можно обозначить такими правилами, как «не дерись с клиентов», «не плюй в клиента», «не убивай клиента», «не наноси ему увечий», «не проводи консультацию в пьяном виде и нижнем белье» и т. п. Такого рода правила являются само собой разумеющимися и их должен знать и выполнять любой воспитанный человек (в этом смысле данные правила являются даже банальными).

Но, к сожалению, иногда и эти правила кто-то редко, но нарушает, поэтому их выделение все-таки правомерно.

Рассмотрим традиционные (этические) принципы консультирования. Хотя этические принципы еще не сформулированы для профконсультанта, психотерапевта, практического психолога и социального работника в общепринятом виде, но попытки их выделения имеются (см. Фирсов, 1993; Климов, 1986; Мелибруда, 1986; Петровская, 1982; Рудестам, 1990; Пряжников, 1994).

В самом обобщенном виде можно выделить следующие типы:

Не навреди! Или принцип не нанесения ущерба испытуемому. Организация работы психолога должна быть такой, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили ущерба его здоровью, состоянию или социальному положению.

Не оценивай! Поскольку вообще без оценок ( в том числе и положительных) работать немыслимо, иногда этот принцип уточняют: не навешивай ярлыков! Но можно было бы сказать еще проще: не произноси отрицательных оценок вслух!

Принцип беспристрастности психолога. Недопустимо предвзятое отношение к испытуемому, какое бы субъективное впечатление он ни производил своим видом, юридическим и социальным положением.

Принцип осведомленного согласия. Необходимо извещать испытуемого об этических принципах и правилах психологической деятельности.

Принимай человека таким каков он есть. Этот принцип нуждается в особом комментарии. Л. А. Петровская, анализируя подходы К. Роджерса, пишет: «Когда у Роджерса речь идет о такой установке терапевта, как «безусловное позитивное принятие», следует иметь в виду что она относится к чувствам «клиента» и отнюдь не предполагает одобрения всего его поведения. Имеется в виду признание права на какую угодно гамму собственных чувств без риска потерять уважение психолога, терапевта» (Петровская, 1982, с. 36).

Принцип конфиденциальности, то есть сохранения профессиональной тайны. Материал, полученный психологом в процессе его работы с испытуемым на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению и должен быть представлен таким образом, чтобы он не мог скомпрометировать ни испытуемого, ни заказчика, ни психолога, ни психологическую науку.

Уважай своих коллег по работе, их право на профессиональное творчество и самостоятельный выбор методов работы. Критика и дискуссии должны проводиться аргументировано и тактично. Недопустимым является выяснение отношений между коллегами и сотрудниками в присутствии клиентов.

Принцип профессиональной компетентности: не передавай сложные психологические методики неподготовленным специалистам и сам не используй методики, которыми в должной степени не владеешь. Психолог имеет право браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен и наделен соответствующими правами и полномочиями выполнения психокоррекционных или других воздействий.

Соблюдай меру взаимного откровения с клиентом, не позволяй ему рассказывать о себе самые сокровенные тайны (у каждого человека всегда должен оставаться хоть небольшой тайничок души, недоступный никому), а также сам сохраняй некоторую дистанцию с клиентом, иначе можно потерять его уважение и доверие.

Не отнимай у клиента права самому отвечать за свои права и поступки.

Не выставляй свои знания на показ, стремись помогать клиенту сначала самостоятельно формулировать те или иные положения и выводы. Конкретно этот принцип может проявляться хотя бы в том, что психолог должен мгновенно замолкать каждый раз, когда, клиент захочет что-то сказать, даже тогда, когда сам психолог «еще не договорил» и тогда, когда клиент хочет сказать «какую-то глупость»…

Принцип добровольности участия в психологических процедурах. Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод, провозглашенных и гарантированных Конституцией Р. Ф. Работа допускается только после получения согласия испытуемого в ней участвовать.

Принцип безопасности применяемых методик. Психолог применяет только такие методики исследования, которые не являются опасными для здоровья испытуемого.

Принцип предупреждения неправильных действий заказчика. Психолог информирует испытуемого о характере передаваемой заказчику информации и делает это только после получения согласия испытуемого.

Принцип сотрудничества психолога и заказчика. Психолог обязан уведомить заказчика о реальных возможностях современной психологической науки в области поставленных заказчиком вопросов, о пределах своей компетентности и границах своих возможностей.

Принцип профессионального общения психолога и испытуемого. Психолог должен владеть методами психодиагностической беседы, наблюдения, психологического воздействия на таком уровне, который позволял бы, с одной стороны, эффективно решать поставленную задачу, а с другой – поддерживать у испытуемого чувство удовлетворения от общения с психологом. Выполнять психотерапевтическую работу с больным разрешается только при наличии специализации по медицинской психологии, полученной в ЛГУ, МГУ, НИИ им. В. М. Бехтерева, ГИДУВе.

Принцип обоснованности результатов исследования психолога. Психолог формулирует результаты исследования в терминах и понятиях, принятых в психологической науке.

Принцип адекватности методик. Применяемые методики должны быть адекватны целям исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию испытуемого, условиям эксперимента.

Принцип научности результатов исследования. В результатах исследования должно быть только то, что непременно получит любой другой исследователь такой же специализации и квалификации, если он повторно произведет интерпретацию первичных данных, которые предъявляет психолог.

Принцип взвешенности сведений психологического характера. Психолог передает заказчику результаты исследований в терминах и понятиях, известных заказчику, в форме конкретных рекомендаций. Он не передает никаких сведений, которые могли бы ухудшить положение испытуемого, заказчика.

Принцип кодирования сведений. На всех материалах психологического характера указываются не фамилия, имя, отчество испытуемых, а присвоенный им код, известный только психологу.

Принцип контролируемого хранения сведений психологического характера. Психолог должен предварительно согласовать с заказчиком список лиц, имеющих доступ к материалам, характеризующим испытуемого, а также место и условия их хранения, цели использования и сроки уничтожения.

Принцип корректного использования сведения психологического характера. Сведения психологического характера об испытуемом ни в коем случае не должны подлежать открытому обсуждению, передаче или кому-либо вне форм и целей, рекомендованных психологом.

Уважай себя как человека и как специалиста! Часто можно услышать следующие красивые слова: «Главное средство работы психолога – это его собственная личность». Но личность является высшей ценностью и поэтому она не должна выступать в качестве «средства». В качестве средства достижения каких-либо целей и человек, и его личность выступают лишь при извращенном понимании рыночных отношений, когда все, что угодно (и личность, и любовь, и дружба) может быть товаром, средством для обогащения или для получения каких-то благ.

Как мы видим, этика работы практического психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях, на положениях Конституции Р. Ф., защищающих права человека. Предпосылки свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближение людей, создания гуманного общества являются определяющими для деятельности психолога. Этические принципы работы психолога формируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает.

14