Введение……………………………………………………………………………2-3
1.1 Одаренность как социально-педагогическая проблема……………………….4-6
1.2 Социально-педагогическая деятельность с одаренными детьми……………8-13
Заключение…………………………………………………………………………14
Библиографический список..…………………………………..………………..15
Введение
Человеческое мышление, способность к творчеству – величайшие из даров природы. Даром этим природа отмечает каждого человека. Но также очевидна и мысль о том, что свои дары природа поровну не делит и кого-то награждает больше, а кого-то меньше. Одаренным принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.
Большинство ученых называют одаренностью генетически обусловленный компонент способностей, который в значительной мере определяет как конечный итог (результат развития), так и темп развития. Среда, воспитание либо подавляют этот дар, либо помогают ему раскрыться. Благоприятная окружающая среда и квалифицированное педагогическое руководство способны превратить дар в выдающийся талант.
Проблема одаренности в настоящее время становится более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования.
Однако недостаточный психологический уровень подготовки педагогов для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности. Нередко творческое мышление одаренного ребенка рассматривается как отклонение от нормы или негативизм. Очень сложно перестроить систему образования, изменить отношение педагога к одаренному ребенку, снять барьеры, блокирующие его таланты.
Особенности развития и воспитания, учащихся среднего школьного возраста
... в понятие природосообразностъ вкладывал мысль об учете в процессе воспитания тех закономерностей развития ребенка, которые присущи природе человека, а именно: стремления к знанию, к труду, ... "двойкой" не убить охоты к учению. Для подростков характерны значительные сдвиги в мышлении, в познавательной деятельности. В отличие от младших школьников они уже не удовлетворяются ...
По решению Всемирной организации здравоохранения одаренные дети входят в «группу риска» наряду с умственно отсталыми, малолетними правонарушителями, детьми алкоголиков. Им необходимо особое воспитание, специальные, индивидуальные учебные программы, специально подготовленные учителя, специальные школы.
В теоретическом плане российская психология имеет свои серьезные накопления в области изучения способностей и одаренности. Такие ученые, как Б.М.Теплов и С.Л.Рубинштейн, многое прояснили в понимании именно индивидуальных различий по одаренности.
Хочется отметить работы известного психолога, доктора психологических наук Н.С.Лейтеса. В его работах по изучению психики одаренных детей рассматриваются способы выявления одаренных детей, проблемы их обучения и воспитания.
В последние годы Министерство образования Российской Федерации в рамках Федеральной программы «Одаренные дети» активно поддерживает психологические исследования в данной области и передовой опыт обучения и воспитания одаренных детей. В результате разработана, в частности, «Рабочая концепция одаренности» (под ред. Д.Б.Богоявленской и В.Д.Шадрикова).
В наше непростое время мы должны выявлять одаренных детей, развивать творческие способности, воспитывать быть личностью, не подавлять, не мешать реализовать свои возможности. Помимо того, что выявлять таких детей необходимо в дошкольном возрасте, «сопровождать», помогать в школьные годы, вести совместную работу с родителями, педагогами.
1.1. Одаренность как социально-педагогическое явление
При установлении основных понятий учения об одаренности наиболее удобно исходить из понятия способность.
В отечественной психологии многие авторы давали различные определения понятию «способность». Так Рубинштейн С.А. считал, что всякая способность является способностью к чему-нибудь, к какой-то деятельности. Наличие у человека определенной способности означает пригодность его к определенной деятельности. Всякая более или менее специфическая деятельность требует от личности более или менее специфических качеств. Мы говорим об этих качествах как о способности человека. Способность должна включать в себя различные психические свойства и качества, необходимые в силу характера этой деятельности и требований, которые она предъявляет.
Крутецкий В.А. дает такое определение: способности – это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения.
Различают общие умственные способности и специальные способности. Общие умственные способности – это способности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности; эти способности отвечают требованиям, которые предъявляют не одна, а целый ряд, широкий круг относительно родственных деятельностей. Специальные способности – это способности, которые необходимы для успешного выполнения какой-нибудь одной определенной деятельности – музыкальной, художественно-изобразительной, математической, литературной, конструктивно-технической и т.д. Способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развитие в виде задатков.
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
__________________________________________ 2.2 Пение – как вид музыкально-творческой деятельности. ___________ 2.3 Диагностика музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. ____________________________________________ Заключение _____________________________________________________ Приложения_____________________________________________________ Список литературы. ...
Задатки – некоторые врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, анализаторов, которые обуславливают природные индивидуальные различия между людьми.
Между задатками и способностями очень большая дистанция; между одними и другими – весь путь развития личности.
Общую способность часто обозначают термином «одаренность». С понятием «одаренность» связывают не только высокий уровень «способностей», но и некоторую внутреннюю установку, направленность развивающейся личности.
Специалисты, работающие по проблемам детской одаренности, склонны учитывать неоднозначные понятия «одаренного ребенка», и связано такое положение с тем, что ребенок, который сегодня показывает феноменальные результаты по обучению и развитию творческих способностей, вполне может не показывать их в будущем.
Известный специалист в области детской одаренности Лейтес Н.С. выделяет три категории детей, которых в социально-педагогической практике обычно и принято именовать одаренными: дети с высоким IQ; дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности и дети с высокой креативностью.
Другой специалист в области психологии интеллекта Холодная М.А. утверждает, что следует выделять шесть категорий таких детей: «сообразительные», «блестящие ученики», «креативы», «компетентные», «талантливые», «мудрые».
Савенков А.И. различает лишь три категории одаренных детей. Первая категория одаренных, которую принято выделять, — дети с высокими показателями по уровню общей одаренности.
Вторая группа одаренных, на существование которых реагирует педагогическая практика, — дети достигшие успехов в каких-либо областях деятельности.
К третьей категории одаренных можно отнести детей, хорошо обучающихся в школе («академическая одаренность»).
Среди определений понятия «одаренный ребенок» наиболее удачное содержится в тексте «Рабочей концепции одаренности»: «Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности».
Особенно высокий уровень одаренности обозначают понятиями «талант» и «гений».
Одним из важнейших условий реализации индивидуального подхода в построении педагогического процесса является дифференциация образовательных программ по отношению к одаренным детям. Для этого необходимо учитывать специфику их психического развития, познавательной активности, характер учебной деятельности. Прежде всего, рекомендуется обращать внимание на повышенную любознательность (познавательную потребность) таких детей. Одаренным детям в большей степени, чем их «нормальным» сверстникам, свойственно стремление к познанию, исследованию окружающего мира.
Определение понятий одаренность и одаренный ребенок
... работе с одаренными детьми вместо понятия «одаренный ребенок» следует использовать понятие «признаки одаренности ребенка» (или понятие «ребенок с признаками одаренности»). ПРИЗНАКИ ОДАРЕННОСТИ Признаки одаренности — это те особенности одаренного ребенка, орые проявляются в его реальной деятельности и могут ...
Одна из основных характеристик одаренного ребенка – умственная (интеллектуальная) активность, а также сверхчувствительность к проблемам.
Не менее важными свойствами одаренности являются гибкость мышления, высокая концентрация внимания, легкость генерирования идей, способность к прогнозированию, выработке обобщенных стратегий на основе выявления скрытых связей и отношений, познавательная самостоятельность как «способность к ситуативной и не стимулируемой деятельности», к постоянному углублению в проблему.
Поддержка одаренного ребенка — процесс сложный, требующий высокого педагогического мастерства и личностной зрелости самого педагога. Дело в том, что педагогическая система по своей природе консервативна, а одаренный ребенок склонен к нонконформистскому типу поведения. Кроме того, учебный процесс воспринимается одаренными как слишком простой и однообразный, а потому скучный и неинтересный. Проблему создают также личностные особенности одаренного ребенка — его эгоцентризм, свобода от общепринятых норм, стремление избежать ситуаций, требующих нормативного поведения и деятельности по образцу.
Специалисты, работающие по проблемам детской одаренности, склонны учитывать неоднозначное понятие «одаренный ребенок», и связано такое положение с тем, что ребенок, который сегодня показывает феноменальные результаты по обучению и развитию творческих способностей, вполне может не показывать их в будущем. Исходя из этого, в практической работе с одаренными детьми, следует использовать понятие «ребенок с признаками одаренности».
Признаки одаренности представляют собой «особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.
Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка:
— инструментальный (характеристика способов его деятельности);
— мотивационный (характеристика отношений ребенка к той или иной стороне действительности).
Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка охарактеризован как:
- Наличие специфических стратегий деятельности, которые проявляются в быстром освоении деятельности, высокой успешности ее выполнения, в использовании и изобретении новых способов деятельности и выдвижения новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом.
- Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности (все делают по-своему).
- Высокая структурированность знаний.
- Особый тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения с последующим резким изменением структуры знаний.
Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка характеризуется как:
Тема2: Коррекционно-педагогическая деятельность как психолого-педагогическая ...
... ребенка в нормальную общественно-полезную деятельность и адекватные взаимоотношения со сверстниками. Тема2: Коррекционно-педагогическая деятельность как психолого-педагогическая проблема Коррекционная педагогическая деятельность ... привычек. Методы коррекционно-педагогической деятельности: упражнения, убеждения, стимулирование поведения и деятельности детей с отклонениями в развитии ...
- Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности, сопровождающаяся переживанием чувства удовольствия.
- Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям.
- Чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом.
- Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности.
- Предпочтение противоречивой и неопределенной информации.
- Высокая критичность к результатам собственного труда.
- Склонность ставить сверхтрудные цели.
- Стремление к совершенству.
1.2. Социально-педагогическая деятельность с одаренными детьми
Государственная система работы с одаренными детьми включает несколько уровней. Основой этой системы является школа, охватывающая наиболее широкий круг детей.
Социально-педагогическое взаимодействие по профилактике и преодолению последствий конфликтных ситуаций с учащимися «группы риска» представляет собой координацию профессиональных усилий специалистов: классного руководителя, школьного психолога, социального педагога, заместителя директора по воспитательной работе, директора школы для обеспечения эффективности работы в данном направлении.
Социальный педагог:
— приводит все сведения в систему;
— проводит консультации, собеседования с подростком, семьей, одноклассниками, учителями предметниками;
— посещает уроки, на которых возникают проблемы;
— ставит социальный диагноз;
— привлекает к сотрудничеству психолога, совместно с которым, в случае необходимости, принимается решение о направлении подростка на реабилитацию в соответствующие учреждения[26,137].
Олиференко Л.Я. предлагает следующий принцип работы социального педагога с детьми «группы риска».
1) создание атмосферы доверительных отношений «социальный педагог-ребенок»;
2) подключение к процессу реабилитации ребенка всех субъектов государственной системы социальной поддержки и защиты детства (органы социальной защиты населения, образования, охраны общественного порядка, здравоохранения);
3) тесное взаимодействие с семьей ребенка;
4) постоянная связь с супервизором-консультантом [17, 199].
Особенности развития личности одаренного ребенка и его проблемы социализации
... Глава 1. Психолого-педагогические особенности одаренного ребенка 1.1. Понятие и определение одаренности у детей ОДАРЕННОСТЬ - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение ... свой счет. Цель данного исследования: выявить особенности развития личности одаренного ребенка и его проблемы социализации. Задачи: - изучить литературу по данному вопросу; - ...
На уровне школы необходимым условием является наличие у учителя навыков распознавания одаренности своих учеников, создание для них оптимальных условий в плане учебы и отношений со сверстниками, а при необходимости – указание путей обращения во внешкольные заведения работы с одаренными детьми. Важную роль в работе с одаренными детьми принадлежат школьному психологу, социальному педагогу.
Работа социального педагога, прежде всего, ассоциируется с «трудными» детьми и подростками — теми, кто сам испытывает социальные и психологические трудности в обучении и поведении или создает их окружающим. Реже вспоминают о детях педагогически успешных, но психологически неблагополучных: тревожных, замкнутых, и т.д. В последнюю социальные педагоги связывают свою профессиональную деятельность с одаренными учениками. К сожалению, обращение к этим детям чаще всего происходит в контексте уже оформившихся, выраженных проблем такого ребенка или подростка.
С одаренностью ребенка в школе обычно встречаются в двух ситуациях: «благополучная» одаренность и одаренность как проблема ребенка и окружающих его людей. Одаренность может органично вписаться в жизнедеятельность, а может породить множество сложных социально-психологических и внутриличностных противоречий. В первом случае мы говорим о благополучной одаренности, во втором — как о проблеме.
«Благополучный» одаренный школьник знает на доступном его возрасту уровне о своих особенностях, принимает их в себе, опирается на них в процессе своего развития и самореализации. Качества, данные ему природой, являются предметом его самоуважения. Ему удается построить с людьми — сверстниками, значимыми взрослыми — удовлетворяющие его, равноправные отношения. Ему удалось приспособиться к данным ему образовательным возможностям: извлекая из них максимум пользы для себя, он активно продвигается вперед.
Работу школьного социального педагога можно охарактеризовать как поддерживающую, гармонизирующую психопрофилактическую работу.
Одаренность как проблема более распространенный вариант развития способного ребенка в массовой школе. Проявления этого варианта развития весьма разнообразна. Главная ее особенность состоит в том, что в своем поведении, обучении, внутреннем психологическом состоянии одаренный ребенок приближается к ребенку дезадаптированному. Одаренность принимает вид социальной запущенности, девиантности и т.п.
Прежде всего, закономерно возникает вопрос: чья это проблема — одаренность школьника? На практике мы в большинстве случаев начинаем работать с ситуацией, сложившейся вокруг ребенка, в тот момент, когда он уже стал общей проблемой — и своей собственной, и своей семьи, и школы. Но до того момента, когда все взаимодействие вокруг ребенка заплетется в тугой проблемный узел, могут быть достаточно четко дифференцированы две ситуации: одаренность как проблема самого ребенка и одаренность как проблема окружающих его взрослых.
Одаренность как проблема ребенка, естественно, является целостным состоянием его личности, так как проблема не может существовать локально в психическом мире человека, она неизбежно затрагивает все аспекты его бытия. Но при этом проблема может преимущественно локализоваться в следующих сферах: обучение, общение и поведение, личностное состояние. Когда проблемы одаренного ребенка концентрируются преимущественно в сфере обучения – это может проявляться в низкой учебной мотивации, демонстративном или тревожном игнорировании различных заданий педагога, отсутствии простейших знаний по определенным предметам в сочетании с блестящими успехами по другим.
Проблемы воспитания одарённого ребёнка в детском саду и дома
... основные социально - психологические черты одаренного ребенка. 2. Дать определение пон?тию «одаренность», «одаренные дети». 3. Отразить проблемы, св?занные с детской одаренностью. 4. Вы?вить практические аспекты воспитани? и обучени? одаренных детей в услови?х дополнительного образовани?. ...
Причины школьной неуспешности одаренных детей справедливо связываются с той устойчивой фрустрацией, которая формируется педагогической средой общеобразовательной школы на пути реализации их познавательных потребностей и возможностей. Действительно, массовая школа часто тормозит познавательное развитие и самого «обычного» ребенка, в случае же с ребенком очень способным, это «притормаживание», вступая в конфликт с потребностью школьника в саморазвитии, может приводить к серьезным разрушительным для ребенка последствиям. Но это не единственная возможная причина школьной неуспешности одаренного ребенка. Его обучение по обычной программе, не создающее ему интеллектуальных проблем, ситуаций преодоления материала и концентрации своих возможностей, может привести к тому, что в начальной школе у него не формируются определенные навыки организации учебной деятельности, не вырабатывается эффективный учебный стиль. В средней школе это может привести к проблемам с подготовкой домашних заданий, выполнением определенных сложных учебных действий. Такие дети, например, могут блестяще справляться с творческой, нестандартной работой, и терпеть фиаско при выполнении рутинных, трудоемких заданий.
Поведенческие социально-психологические проблемы одаренных детей проявляются очень часто в хорошо известных социальному педагогу формах дезадаптивного поведения, таких как, например, асоциальное, агрессивное поведение. Протест ребенка против сложившейся практики отношения к нему сверстников и взрослых, неудовлетворенность отношениями, длительное подавление его важных потребностей могут принимать в поведении формы демонстративной асоциальной, защитной агрессии. Такой школьник ведет себя вызывающе, бурно и недоброжелательно реагирует на действия и оценки окружающих, позволяет себе ненормативные, даже выражено асоциальные поступки: портит вещи, нецензурно бранится, дерется …
Достаточно часто в школьной практике можно встретить и противоположную социально-психологическую реакцию одаренного ребенка на ситуацию подавления его естественных проявлений и потребностей: уход в себя, в мир своих фантазий и грез, апатичность, вялость, незаинтересованность в контактах. Депрессивное поведение может принимать и демонстративные черты.
Одну из серьезных причин таких социально-психологических проявлений — это длительная депривация (подавление, неудовлетворение) со стороны ближайшего социального окружения школьника его важных психологических потребностей. С такой ситуацией подавления, разрушающей нормальные контакты ребенка с миром, ухудшающей его самочувствие, сталкиваются не только одаренные дети. Для них проблема усложняется тем, что их потребности, интересы часто нетривиальны, иногда объективно непонятны окружающим.
Другая причина социально-психологических проблем — несформированность у школьника средств общения. Одаренные дети чаще других сталкиваются с ней. Истоки ее часто лежат в дошкольном прошлом детей, той особой щадящей среде, которую создали для них любящие родители. Отсутствие необходимых средств общения может быть также следствием ситуации обучения школьника с более старшими учениками.
Концепции одарённости и её развития
... др.) Влияние средовых факторов на развитие одаренного ребенка. Макросреда и одаренность. Влияние культурно-исторических условий на проявление и развитие способностей и одаренности. Возможные воздействия личностной микросреды на развитие ...
Наконец, о некоторых личностных проблемах, возникающих у одаренных детей. Талантливый ребенок осознает скорее не свою одаренность, а свою отличность от других. А по действующим в этом мире социально-психологическим закономерностям переживание этой отличности самим ребенком и его окружением может перерасти в отдельность, отчужденность и породить серьезные личностные конфликты. В младшем школьном возрасте такие конфликты находят свое выражение в высокой тревожности, неуверенности детей, невротической и психосоматической симптоматике. В подростковом возрасте, в период знаменитого «кризиса идентичности» осознание своего «Я» как отличного (а, следовательно, для подростка — неадекватного) может привести и к серьезным психическим срывам.
Не все способности реализуются и на это есть несколько причин. Причины эти распадаются на четыре категории.
Первая причина связана с сенсорными недостатками, такими, как слепота или глухота. Ребенок с такими дефектами, хотя и одаренный интеллектуально, не имеет возможности воспринимать тот или иной тип информации, и соответственно его практические достижения будут ниже его умственного возраста. Ребенок с нарушениями речевого развития — также одаренный — вряд ли достигнет результатов, соответствующих его умственному возрасту, если нарушения не будут устранены как можно раньше.
Вторая причина, мешающая реализации способностей,— плохое преподавание и не отвечающие запросам одаренных детей учебные программы.
Третья причина имеет социальные корни: в семьях с низкими доходами развитие детей не стимулируется их окружением, поэтому они не склонны высоко ценить значение образования.
Четвертая и, пожалуй, самая главная причина — это психологические предпосылки, мешающие реализации, их корни часто закладываются в семье. Родителям необходимы знания и навыки, которые позволят обеспечить развитие их одаренных и талантливых детей.
Основное направление работы социального педагога — с родителями и педагогами:
1. Просветительская, консультативная работа по принятию взрослыми одаренности ребенка, особенностей его поведения, миропонимания, интересов и склонностей. Уже само понимание взрослым особенностей школьника часто позволяет снять ряд проблем. Дав ребенку достаточное количество материала для переработки, педагог снимет эту проблему.
- Консультативная, методическая работа, направленная на создание для данного ребенка удовлетворяющей его интересы образовательной среды.
- Консультативная, методическая работа со взрослыми, направленная на организацию социальной жизни одаренного ребенка, расширение и углубление его социального опыта, представлений о мире, лежащем за пределами его собственных познавательных или других интересов.
- Далее — это специальная психологическая работа с самим ребенком, испытывающим различные психологические трудности. Часто не обойтись без глубокой психотерапевтической, психокоррекционной работы, направленной на решение внутренних психологических конфликтов, снятие тревожности, страхов, агрессивных психологических защит.
- Другое направление работы — социально-психологическое обучение ребенка. Оно направлено на расширение имеющегося в его распоряжении репертуара поведенческих реакций, коррекцию сложившихся форм поведения, осознание ребенком своей позиции в общении.
Работа с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от педагогов, специалистов, администрации хороших знаний об одаренных детях и их обучении, требует постоянного сотрудничества с другими учителями, родителями одаренных. Он требует постоянного роста знаний и мастерства.
Курсовая работа — Социально-психологические проблемы молодой семьи
... анализ проблем молодой семьи. Объект исследования: молодая семья. Предмет исследования: особенности работы с молодой семьей. Задачи исследования: изучить и проанализировать состояние проблемы в ... появляется квартира, которая постепенно обставляется, строится собственное домашнее хозяйство. Супруги ожидают детей, с рождением которых возникают обязанности, связанные с уходом и заботой о ...
Заключение
Специалисты, работающие по проблемам детской одаренности, склонны учитывать неоднозначные понятия «одаренного ребенка».
Социальному педагогу следует помнить, что как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Трудно обучать и воспитывать необычных по своему умственному развитию и активности детей, особенно трудно прогнозировать влияния на них учебно-воспитательных воздействий.
Признание социальной значимости проблемы одаренных детей важный шаг к ее решению. Но признание и вызванное им повышенное внимание сами по себе не могут служить гарантией решения. Это решение надо искать, заново пересматривая многие отечественные культурно-образовательные традиции, изучая зарубежный опыт, проводя теоретические и экспериментальные исследования.
В целом можно выделить следующие направления работы в массовой школе с одаренными учениками:
- Проведение психологической диагностики. Задача школьного психолога, кроме проведения самой диагностики, заключается в консультации педагогов по вопросам проведения наблюдений над особенностями умственного развития детей. Психолого-педагогическое просвещение педагогов и родителей, имеющее своей целью расширение их представлений о природе и проявлениях одаренности, особенностях обучения и воспитания одаренных детей и т.д.
- Создание в школе социально-психологических условий для проявления и развития одаренности школьников.
- Оказание психологической помощи одаренным детям и их педагогам в решении возникающих у них проблем.
- Формирование в школьном сообществе определенной психологической установки в отношении одаренности: одаренность — это уникальное целостное состояние личности ребенка, это большая индивидуальная и социальная ценность, она нуждается в выявлении и поддержке, но не должна использоваться как средство обеспечения престижа школы.
Библиографический список
1. Василькова Ю.В., Василькова Т.А Социальная педагогика. — М. 2000 – 440 с.
2. Вопросы психологии способностей: сб. статей / Под ред. В.А. Крутецкого – М.1973 – 216 с.
3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – 2-е изд. М.1999 – 368 с.
4. Конференция по проблемам одаренности // Вопросы психологии. – 2001 — №3 – с.135-140
5. Крутецкий В.А. Психология. 2-е изд. – М.1986 – 336 с.
6. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. – М.2000 – 320 с.
7. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. – М., 1984 – 79 с. 11.
8. Мейснер Т. Вундеркинды: Реализованные и нереализованные способности/ пер. с нем. Г.Рыбаковой М, 1997. – 368 с.
9. Одаренные дети. Пер. с анг. / под. ред. Г.В.Бурменской, В.М.Слуцкого — М.1991 – 376 с.
10. Олиференко Л.Я. и др. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учебное пособие/ Л.Я.Олиференко, Т.И.Шульга, И.Ф.Дементьева – М., 2002 – 256 с.
11. Панов В. И. Одаренные дети: выявление – обучение – развитие // Педагогика – 2001 — №4 – с.30-43
12. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейтес. – 2-е изд., М. 2000. – 336 с.
13. Рабочая концепция одаренности ( www.den—za—dnem.ru/page.php?article-85)
14. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и в школе. М. 2000. – 232 с.
15. Словарь по социальной педагогике: учебное пособие для вузов/ Авт.-сост. Л.В.Мардахаев. – М., 2002 -363 с.
16. Справочник социального педагога: 5-11 классы / Авт.-сост, Т.А.Шишковец. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. ВАКО, 2007 – 336 с.
17. Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования/ М.А.Холодная.
15