1.Выявить сущность профессионального самоопределения

23

Введение……………………………………………………………3-4

1.Сущность профессионального самоопределения……………….5-13

2.Анализ факторов профессионального самоопределения……..14-20

Заключение………………………………………………………….21

Список литературы…………………………………………………..22

Введение.

Современная социально-экономическая ситуация в стране характеризуется разномасштабными преобразованиями во всех сферах жизни общества. Это сопровождается активными процессами разрушения привычных взглядов, убеждений, установок, ценностных ориентаций и замещением их новыми. В профессиональной сфере это проявляется в том, что престижными в нашем обществе становятся профессии, отвечающие потребностям новых форм экономики. В то же время такие традиционные профессии как педагог, врач, военный и другие, становятся малопривлекательными. Такая смена приоритетов в профессиональной сфере осложняет социально-профессиональную адаптацию молодежи. Выбирая профессию только по принципу ее престижности, «перспективности» и без учета собственных способностей, наклонностей, возможностей, человек рискует оказаться в последующем профессионально неуспешным и невостребованным вследствие перенасыщения рынка труда такими специалистами, что в свою очередь провоцирует массу новых социальных и психологических проблем.

Ориентация молодежи на профессии, закрепившиеся в массовом сознании как «современные», «престижные», «выгодные» свидетельствует об отсутствии у них сформированного профессионального самоопределения.

Вместе с тем общество заинтересовано в том, чтобы каждый его гражданин работал «по способностям», то есть давал обществу максимум того, что он вообще может дать.

В этой связи решение проблемы осознанного профессионального самоопределения становится жизненно необходимо. Решение данной проблемы невозможно без изучения факторов, влияющих на профессиональное самоопределение.

21 стр., 10108 слов

Влияние престижности профессии на процесс профессионального самоопределения ...

... сферы образования, педагогами, родителями старшеклассников с целью оптимизации процесса профессионального самоопределения учащихся. Введение Актуальность изучения проблемы престижности профессии как фактора профессионального самоопределения старшеклассников заключается в том, что социальная ситуация развития ...

Анализ литературы по данной проблеме показал, что изучение и анализ сущности и факторов профессионального самоопределения довольно широко освещены в научных исследованиях.

Анализу сущности профессионального самоопределения посвящены работы: А.А. Андриянова, Е.И. Головахи, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климова, И.С. Кона, В.А. Куценко, Н.С. Пряжникова, И.Е. Сазонова, С.Н. Чистяковой и др.

Факторы профессионального самоопределения проанализированы в исследованиях: Е.А. Климова, И.С. Кона, А.В. Мордовской, В.А. Сластенина, Н.И. Шулеповой, П.А. Шавира и др.

Цель работы: выявить сущность и проанализировать факторы профессионального самоопределения.

Задачи работы:

1.Выявить сущность профессионального самоопределения.

2.Выявить и проанализировать факторы профессионального самоопределения с точки зрения различных подходов.

Сущность профессионального самоопределения.

В научных источниках термин «самоопределение» употребляется в различных значениях, имея в виду самоопределение личностное, культурное, политическое, религиозное и т.д. При этом нельзя не согласиться, что личностное самоопределение определяет развитие самоопределения и социального и профессионального.

В психологическом плане самоопределившаяся личность – это «субъект, осознавший, что он хочет (цели, жизненные планы, идеалы), что он может (свои возможности, склонности, дарования), что он есть (свои личностные и физические свойства), что от него хочет или ждет коллектив, общество; субъект, готовый функционировать в системе общественных отношений». Самоопределение, таким образом, это «относительно самостоятельный этап социализации, сущность которого заключается в формировании у индивида осознания цели и смысла жизни, готовности к самостоятельной жизнедеятельности на основе соотнесения своих желаний, наличных качеств, возможностей и требований, предъявляемых к нему со стороны окружающих и общества»[10,65].

По мнению К.А. Абульхановой-Славской, самоопределение – это осознание личностью своей позиции, которая формируется внутри координат системы отношений. При этом она подчеркивает, что от того, как складывается система отношений (к коллективному субъекту, к своему месту в коллективе и другим его членам), зависит самоопределение и общественная активность личности. В работах ученой профессиональное самоопределение рассматривается в неразрывной связи с выбором жизненного пути, жизненным самоопределением. По ее мнению, из связи личности с профессией вытекает перспектива и ретроспектива личности, а от характера этой связи зависит выбор профессии[1,124].

В.А. Куценко определяет профессиональное самоопределение как выбор своего призвания, определение сферы и конкретного вида деятельности с целью эффективного приложения духовных и физических сил, эффективного как с позиции интересов личности, так и со стороны потребностей общества. Исследователь рассматривает профессиональное самоопределение как реализацию нравственно-психологической установки, которая характеризует его социальный облик, гражданскую позицию, отношение к вопросам «Кем быть?», «Каким быть?»[7,22].

7 стр., 3260 слов

Формирование профессиональных компетенций в области организационно ...

... профессиональных задач. В подходах к пониманию профессиональных компетенций, можно выделить два основных направления толкования понятия компетенции: 1. Способность человека действовать в соответствии со стандартами; 2. Характеристики личности, ...

Близкое по содержанию определение профессионального самоопределения дает И.Е. Сазонов. По его мнению, профессиональное самоопределение – это специфический этап социализации, интегрирующий субъективное отношение человека к профессиональному будущему и объективную реализованность планов в условиях доступной трудовой деятельности[8,219].

По мнению А.А. Андриянова, профессиональное самоопределение отождествляется с социально-профессиональным выбором, который зависит от уровня сформированности различных ориентаций личности: трудовой, образовательной, социальной и др.[8,219].

И.С. Кон считает, что профессиональное самоопределение – это «многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассматривать под разными углами зрения. Во-первых, как серию задач, которые общество ставит перед формирующейся личностью и которые эта личность должна последовательно разрешить в течение определенного периода времени. Во-вторых, как процесс принятия решений, посредством которых индивид формирует и оптимизирует баланс своих предпочтений и склонностей, с одной стороны, и потребностей существующей системы общественного разделения труда – с другой. В-третьих, как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность».

Кроме того, исследователь считает, что самоопределение «есть одновременно и самоограничение». По его мнению, «школьник в профессиональном отношении еще никто, «чистая потенция». Он может быть и слесарем, и врачом, и космонавтом. Выбор специальности делает человека чем-то определенным, он получает определенную сферу деятельности, в которой предметно реализуются его силы и способности. Но это означает вместе с тем отказ от многих других видов деятельности. И хотя это совершенно в порядке вещей, сделать ответственный и самоограничивающий выбор отнюдь непросто»[6,138-139].

В определении, данном А.В. Макарчук, подчеркивается, что профессиональное самоопределение – это «процесс формирования личностью своего отношения к миру труда, быта, профессии, досуга, семьи, построения человеком себя, осознанный выбор им своей профессиональной позиции, профессии и своего образа жизни». Исследователь также отмечает интегративный характер данного понятия, включающего социальный и профессиональный компоненты. Социальный компонент характеризует социальный облик, гражданскую позицию человека, его социальные роли. Профессиональный компонент предполагает определение личностью себя как профессионала, развитие его как субъекта будущей профессиональной деятельности[8,220].

С.В. Панина с учетом личностно-деятельностного подхода к проблеме профессионального самоопределения дает следующее определение: профессиональное самоопределение представляет собой «диалогический процесс познания и формирования личностью своего отношения к поликультурной и профессиональной среде, построение человеком себя, и осознанный выбор субъектной, социально-профессиональной позиции в различных жизненных ситуациях и сферы будущей профессиональной деятельности[8,221].

7 стр., 3322 слов

Диагностика и консультирование учащихся в процессе выбора профессии

... профессиональной консультации выделяют два этапа - первичная профконсультация и углубленная профконсультация.Первичная профконсультация - это форма индивидуальной консультации, проводимой с группой, в процессе которой происходит обучение правилам выбора профессии, ... готовности анализировать различные ситуации жизненного и профессионального самоопределения с помощью имеющихся методов формирования у ...

С.Н. Чистякова под профессиональным самоопределением понимает процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой сфере и способ ее самореализации, достигаемый благодаря согласованию внутриличностных и профессиональных потребностей. Исследователь отмечает сложность, непрерывность и целостность процесса профессионального самоопределения осуществляемого на всех этапах жизни человека[8,219].

Е.А. Климов также считает, что «профессиональное самоопределение – не создание пределов развитию человека, не впадание в профессиональную ограниченность, а поиск возможностей беспредельного развития. Это не однократное деяние, а длительный многолетний процесс. На разных возрастных этапах он связан с разными целями и имеет разное содержание[5,229].

Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников считаю, что профессиональное самоопределение – это длительный процесс, «сущность которого состоит в поиске и нахождении личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности»[9,32].

Э.Ф Зеер также в своих исследованиях отмечает, что «профессиональное самоопределение –это не просто выбор профессии или альтернативных сценариев профессиональной жизни, а своеобразный творческий процесс развития личности». Исследователь дает следующую характеристику содержания профессионального самоопределения на разных стадиях становления личности.

В период дошкольного детства общеизвестно стремление детей в своих играх подражать взрослым и воспроизводить их действия и деятельность. В дошкольном возрасте широкое распространение получают сюжетно ролевые игры, часть из них имеет профессионально ориентированный характер. Дети играют, присваивая себе роли врача, продавцов, воспитателей, водителей транспортных средств, поваров и др. Важное значение для дальнейшего профессионального самоопределения имеют первоначальные трудовые пробы — выполнение несложных действий по уходу за одеждой, растениями, уборке помещений и др. Эти трудовые действия развивают интерес к труду, составляют основу воспитания положительной мотивации к любой деятельности вообще, обогащают знания детей о труде взрослых. Положительное влияние на дальнейшее профессиональное самоопределение имеют знания о труде взрослых. Для их формирования оправданно наблюдение за работой взрослых, а затем описание содержания труда. Результатом профессионально-ролевых игр, выполнения простейших видов труда, наблюдения за трудом взрослых становится «самоопределение» дошкольников на основе различения видов труда и сравнения разных профессий.

Психологической особенностью младших школьников является подражание взрослым. Отсюда и ориентации на профессии значимых для них взрослых: учителей, родителей, род­ственников, близких знакомых семьи.

Вторая важная особенность детей этого возраста — мотивация достижений, и, конечно, прежде всего в ведущей деятельности — учебе. Осознание ребенком своих способностей и возможностей на базе уже полу­ченного опыта учебной, игровой и трудовой деятель­ности приводит к формированию представления о же­лаемой профессии. Развитие способностей к концу младшего школь­ного возраста приводит к значительному возрастанию индивидуальных различий между детьми, что влияет на существенное расширение спектра профессиональ­ных предпочтений. Учебная и трудовая деятельность способствует развитию воображения детей как воссоздающего, так и продуктивного (творческого).

8 стр., 3944 слов

Cравнительный анализ интимно-семейного и профессионального самоопределения

... общая закономерность: чем свободнее общество, тем больше условий для полноценного самоопределения. Например, для профессионального самоопределения должен быть реальный рынок труда, когда человек ищет и ... профессионального и интимно-семейного самоопределения может проводиться в разных аспектах: 1) с точки зрения ценностных ориентаций; 2) с точки зрения самой структуры деятельности выбора профессии ...

На основе этой способ­ности происходит обогащение представления о содер­жании различных видов труда, формируется умение понимать условность отдельных событий, воображать себя в определенной профессии. У ребенка появляют­ся профессионально окрашенные фантазии, которые окажут в будущем большое влияние на профессиональное самоопределение личности.

Подростковый возраст — это период первичной, амбивалентной оптации. Отрочество — один из самых ответственных периодов становления личности. В этом возрасте закладываются основы нравственного отношения к разным видам труда, происходит формирова­ние системы личностных ценностей, которые определяют избирательность отношения подростков к различ­ным профессиям.

Подражание внешним формам поведения взрослых приводит к тому, что мальчики-подростки ориентируются на романтические профессии «настоящих мужчин», обладающих сильной волей, выдержкой, смелостью, мужеством (летчик-испытатель, космонавт, автогонщик и др.).

Девочки начинают ориентироваться на профессии «настоящих женщин», обаятельных, привлекательных и популярных (топ-модель, эстрадная певица, телеведущая и др.).

Ориентация на романти­ческие профессии складывается под влиянием средств массовой информации, тиражирующих образцы «настоящих взрослых». Формированию такой романтической профессиональной ориентации способствует также стремление подростков к самовыражению и самоутверждению:

Дифференцированное отношение к разным учебным предметам, занятия в кружках художественного и технического творчества формируют у подростков учебно-профессиональные намерения и профессио­нально ориентированные мечты. Эти ориентации спо­собствуют появлению новых профессионально ориен­тированных мотивов учения, инициируют саморазвитие качеств, способностей, присущих представителям желаемых профессий. Образцы желаемого будущего, профессиональные мечты становятся психологическими вехами, штрихами профессионального самоопределения.

Важнейшая задача ранней юности — выбор профессии. Это период реалистической оптации. Профессиональные планы подростка весьма расплывчаты, аморфны, имеют характер мечты. Он чаще всего воображает себя в разных эмоционально привлекательных для него профессиональных ролях, но окончательный психологически обоснованный выбор профессии сделать не может.

Неудовлетворенность реально наступившим будущим стимулирует развитие рефлексии — осознания собственного «Я» (кто я? каковы мои способности? каков мой жизненный идеал? кем я хочу стать?).

Самоанализ становится психологической основой отсроченного профессионального самоопределения. На основе оценки своих способностей и возможностей, престижа профессии и ее содержания, а также социально-экономической ситуации девушки и юноши прежде всего самоопределяются в путях получения профессионального образования и резервных вариантах приобщения к профессиональному труду. Таким образом, для старших подростков и для де­вушек и юношей актуальным является учебно-профессиональное самоопределение — осознанный выбор путей профессионального образования и профессиональной подготовки.

7 стр., 3152 слов

Детерминанты реализации выбора личности: статистический анализ

... которой полностью или частично отсутствует информация о возможных состояниях как самой системы выбора личности, так и внешней среды. Выделяя неопределенность в качестве характеристики поведения среды, ... характеристики личности, которые проявляются преимущественно в условиях неопределенности, в экстремальных условиях и влияют на успешность и процесс деятельности, в том числе и профессиональной. В ...

В возрасте 16 — 23 лет подавляющее большинство девушек и юношей получают профессиональное образование в учебных заведениях или профессиональную подготовку на предприятиях либо в учреждениях. Однако многие переживают неудовлетворенность и разочарование в сделанном (вынужденно или по желанию) выборе учебно-профессионального поля. Предпринимаются попытки внести коррективы в профессиональный старт. У большинства же девушек и юношей в ходе профессионального обучения укрепляется уверенность в оправданности сделанного выбора. Идет неосознавае­мый процесс кристаллизации профессиональной направленности личности. Постепенное усвоение буду­щей социально-профессиональной роли способствует конституированию себя как представителя определен­ного профессионального сообщества.

Молодость — это возраст социально-профессиональной активности. Позади остались сомнения в правильности сделанного профессионального выбора, как правило, уже имеются определенный профессиональный опыт и место работы. Актуальным становится профессиональный рост. Часть сверстников уже добилась определенных профессиональных достижений. Но подавляющее большинство молодых людей, завершивших, казалось бы, строительство своей жизни и профессионально самоопределившихся, начинают испытывать психологический дискомфорт, обусловленный нереализованными возвышенными профессиональными планами и психологическим насыщением профессиональным трудом. Отсутствие реальных профессиональных достижений, неопределенность перспектив карьеры актуали­зируют рефлексию своего бытия, порождают самоанализ и самооценку «Я-концепции». Наступает период душевной смуты. Ревизия профессиональной жизни инициирует определение новых жизненно значимых целей.

Зрелость — это наиболее продуктивный возраст — период реализации себя как личности, использования своего профессионально-психологического потенциала. Именно в этом возрасте реализуются жизненные и профессиональные планы, оправдывается смысл самого существования человека. Профессия предоставляет уникальную возможность применить свои способности на конкретном трудовом посту, выработать индивидуальный стиль деятельности, реализовать свою потребность быть Личностью, Индивидуальностью в профессиональном труде. Высокий профессионализм позволяет личности реализовать и свою склонность к сверхнормативной профессиональной активности, максимально выражающей запредельные возможности человека[4,77-83].

И.С. Кон профессиональное самоопределение подразделяет на ряд этапов, продолжительность которых варьируется. Первый этап – детская игра, в ходе которой ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и «проигрывает» отдельные элементы связанного с ним поведения. Второй этап – подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем той или иной привлекательной для него профессии. Третий этап, захватывающий весь подростковый и большую часть юношеского возраста, — предварительный выбор профессии. Разные виды деятельности сортируются и оцениваются сначала с точки зрения интересов подростка («Я люблю исторические романы, стану-ка я историком»), затем – с точки зрения его способностей («У меня хорошо идет математика, не заняться ли ею?») и, наконец, с точки зрения его системы ценностей («Я хочу помогать больным людям, стану врачом»; «Хочу много зарабатывать. Какая профессия отвечает этому требованию?»).

4 стр., 1531 слов

ЭТАПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА

... путь человека. Пиком этого процесса, переломным моментом в жизни является акт выбора профессии. По времени он обычно совпадает с окончанием школы и тесно связан с предшествующими этапами профессионального самоопределения. ...

Четвертый этап – практическое принятие решения, собственно выбор профессии. Он включает в себя два компонента: определение уровня квалификации будущего труда, объема и длительности необходимой подготовки к нему; выбор конкретной специальности[6,139].

С.Н. Чистякова с учетом возрастных и психологических особенностей школьников выделяет три этапа профессионального самоопределения: начальный, средний и старший школьные периоды обучения. Особый интерес, с точки зрения исследователя, представляет третий этап (10-11 классы), охарактеризованный С.Н. Чистяковой как период уточнения социально-профессионального выбора в условиях избранного профиля образования, к которому проявились устойчивый интерес и способности, сосредоточение внимания на развитии соответствующих профессионально важных качеств, индивидуальном стиле деятельности[8,219-220].

Таким образом, профессиональное самоопределение – процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой сфере и способ ее самореализации.Это сложный, непрерывный и целостный процесс, осуществляемый на всех этапах жизни человека. Личность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии. Самоопределение личности в мире профессии может быть адекватным и неадекватным, последнее может приводить к бесконечному процессу профессионального самоопределения личности.

Анализ факторов профессионального самоопределения

В предыдущем параграфе при анализе сущности профессионального самоопределения было выявлено, что оно может быть адекватным и неадекватным, последнее может приводить к бесконечному процессу профессионального самоопределения личности. Поэтому в процессе профессионального самоопределения необходимо знание и учет факторов, оказывающих влияние на данный процесс.

В данном параграфе будут проанализированы факторы профессионального самоопределения с точки зрения разных подходов.

Н.И. Шулепова определяющим фактором профессионального самоопределения считает социальную среду, так как именно социальная среда, по ее мнению, определяет социальную значимость будущего вида деятельности человека и влияет на его профессиональный выбор, способствует усвоению общественного опыта и осознанию своей социальной роли. С точки зрения исследователя, профессиональное самоопределение детерминировано потребностями общества, представлениями о социальном статусе и системой устойчивых взглядов личности на перспективы профессионально-трудовой деятельности[8,219].

12 стр., 5670 слов

Педагогическая поддержка в профессиональном самоопределении подростка

... здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении и, наконец, с жизненным и профессиональным самоопределением. Таким образом, в растущей личности поддерживается положительная заданность, а также стремление ... что уже имеется в наличии (но на недостаточном уровне), то есть поддерживается развитие “самости”, самостоятельности человека” Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую ...

А.В. Мордовская связывает процесс профессионального самоопределения с этнографическими особенностями. Проанализировав особенности этнокультурного пространства жизнедеятельности человека, его этническую принадлежность, культурно-исторические традиции, этнопедагогические ценности, ученый делает вывод в значительном влиянии этнокультурного фактора на процесс профессионального самоопределения личности[8,222].

И.С. Кон существенными факторами профессионального самоопределения считает: возраст, в котором осуществляется выбор профессии, уровень информированности личности и уровень его притязаний.

Выбор профессии, по мнению ученого, сложный и длительный процесс, где существует две опасности. Один полюс – затягивание и откладывание профессионального самоопределения в связи с отсутствием выраженных и устойчивых интересов. Попытки ускорить, форсировать этот процесс с помощью прямого психологического нажима, как правило, дают отрицательные результаты. Помощь здесь может быть органической – своевременное расширение кругозора и интересов ребенка, ознакомление с различными видами деятельности и практическое приобщение к труду. Другой полюс — раннее самоопределение. Хотя обычно оно считается фактором положительным, но также имеет свои издержки. Подростковая увлеченность нередко обусловлена случайными, ситуативными факторами. Подросток ориентируется только на содержание деятельности, не замечаю других ее аспектов. Чем младше человек в момент выбора профессии, тем вероятнее, что его выбор несамостоятелен и совершается не на основе его собственной системы ценностей, а по чьей-то подсказке и на базе недостаточной информации.

Очень важен также в этой связи, по мнению исследователя, уровень информированности как о будущей профессии, так и самих себе. Незнание конкретных особенностей каждой профессии делает выбор в значительной мере случайным.

Выбор профессии отражает определенный уровень личных притязаний. Он включает оценку своих объективных возможностей (человеку, который в детстве не учился музыке, трудно поступить в консерваторию) и оценку своих способностей. У 15-17- летних юношей и девушек уровень притязаний часто завышен. Это нормально и даже полезно, так как стимулирует к росту и преодолению трудностей. Гораздо хуже, когда уровень притязаний занижен, и человек ни к чему не стремиться, довольствуясь тем, что само идет к нему в руки[6,142-143].

По мнению П.А. Шавира, профессиональное самоопределение осуществляется на основе сложного взаимодействия психологических факторов. Ученый считает, что внешние факторы могут вызвать интерес к профессии, лишь преломившись через внутренние психологические условия. К ним он в первую очередь относит сложившуюся потребность в определенном характере переживаний. Эта потребность проявляет себя в форме непосредственных интересов. Сложившиеся интересы образуют ту психологическую почву, попадая на которую внешние воздействия могут дать свои всходы.

3 стр., 1026 слов

Учебная мотивация как показатель профессионального самоопределения студентов

... цели, связанные с жизненными перспективами, выбором профессии и самовоспитанием. У студентов с высоким уровнем развития профессионального самоопределения эти мотивы и цели вызывают ... исследования по данной методике с уровнем развития профессионального самоопределения можно отметить, что студенты с высоким уровнем развития профессионального самоопределения к любимым предметам относят предметы ...

Кроме того, П.А. Шавир, одним из важных факторов профессионального самоопределения считает мотивы выбора профессии. Для того, чтобы получить представление об основных мотивах, влияющих на профессиональное самоопределение, исследователь проанализировал проблемы, возникающие в связи с предстоящим самоопределением. Ученый разделил их на три основные группы.

К первой группе относятся проблемы, связанные с осознанием общественного и личностного смысла намечаемого пути. Это размышление о престиже данной профессии, ее перспективности и общественной значимости, о творческом характере труда в данной отрасли. Возникновение этих проблем свидетельствует о том, что, наряду с непосредственно действующими мотивами (интересы, склонности), появились смыслообразующие мотивы. Развитие данных мотивов связано с тем, что человек стремится осмыслить свой профессиональный выбор в контексте более целостных жизненных планов.

Вторая группа проблем, встающих перед человеком в процессе профессионального самоопределения, связана с осознанием своего соответствия избираемой деятельности.

В третью группу проблем, встающих перед человеком в процессе профессионального самоопределения, П.А. Шавир включает вопросы, возникающие при соотнесении своих желаний и возможностей с объективными факторами: сложности трудоустройства, уровень материального и бытового обеспечения, несоответствие знаний и навыков содержанию и условиям конкурсных экзаменов при поступлении на учебу и т.д.

Степень актуальности и действенности всех трех групп мотивов, влияющих на процесс профессионального самоопределения, по мнению исследователя, в каждом отдельном случае определяется как содержанием мотива, так и индивидуальными особенностями человека, особенностями восприятия и оценки встающих перед ним проблем[12,52-57].

В.А. Сластенин к факторам, влияющим на профессиональное самоопределение, относит: интерес, склонности, способности и профессиональную направленность. Интерес к профессии как избирательное отношение, по мнению ученого, может возникнуть после прочтения занимательной книги о какой-либо профессиональной деятельности, наблюдения за работой увлеченного человека, а также пример родителей, которые и дома «живут своей работой» и т.д. Склонности – это избирательная направленность человека на определенную деятельность, устойчивая потребность ею заниматься. Способности – это психологические особенности человека, обеспечивающие возможность успешного выполнения им определенного вида деятельности. Способности обнаруживаются только при включении в деятельность. Так, технические способности у подростка выявляются тогда, когда отремонтирует или усовершенствует какой-либо механизм или бытовой прибор. Подросток переживает свой первый успех, и это может стать толчком к возникновению склонностей. Профессиональная направленность – это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности[11,110].

На процесс профессионального самоопределения, по мнению Н.Д. Боровиковой, наиболее сильно влияют несколько факторов. Во-первых, интересы, на формирование которых, в свою очередь влияют способности, прошлый опыт, представление о будущей профессий. Bo-вторыx, индивидуальные особенности, а именно: черты характера, темперамент и свойства нервной системы. В-третьих, уровень подготовки, который включает в себя культурный кругозор, мировоззрение, школьную успеваемость. В-четвертых, состояние здоровья. И, наконец, ряд социальных факторов: место жительства, профессия и советы родителей, рекомендации учителей, товарищей, средства массовой информации[8,222].

По мнению Е.А. Климова, индивидуальная ситуация профессионального самоопределения при всем разнообразии у каждого человека имеет некоторую общую структуру. Ученый выделяет восемь важнейших факторов, влияющих на профессиональное самоопределение, которые человеку необходимо принять во внимание.

1.Личные профессиональные планы оптанта (ЛПП).

Общую структуру полного (теоретически идеализированного) личного профессионального плана Е.А. Климов представляет следующим образом:

— главная цель (что человек предполагает в будущем делать, какой трудовой вклад вносить в общенародное дело);

— представление о цепочке ближайших и более отдаленных целей – «жизненная перспектива»;

— представления о путях и средствах достижения ближайших жизненных целей (изучение справочной литературы, беседы со знающими людьми, самообразование и т.д.);

— представления о внешних условиях достижения намеченных целей (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей);

— представления о внутренних условиях достижения намеченных целей (свои возможности, способности к обучению, состояние здоровья);

— запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых трудностей в реализации основных вариантов.

2.Позиция старших членов семьи или лиц их замещающих (ПС).

Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то как складывается жизнь человека. Эта забота распространяется и на вопрос о будущей профессии. Родители знают своего ребенка лучше других, и их мнение должно быть учтено при выборе профессии, однако не стоит слепо следовать рекомендации родителей.

3.Позиция сверстников, товарищей, подруг, «значимых других» из круга внесемейного общения (ПТ).

Позиция товарищей имеет две стороны. Во-первых, мнение товарищей о развитии определенных сторон и способностей личности может быть учтено при выборе профессии. Во-вторых, возможна ошибка, когда человек поступает в какое-то учебное заведение «за компанию» или просто потому, что не хочется расставаться.

4.Позиция учителей, школьных педагогов, воспитателей, классного руководителя, школьного психолога (ПУ).

Наблюдая за поведением, учебой и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог «проникает мыслью за фасад внешних проявлений человека, ставит своего рода диагнозы относительно интересов, склонностей, помыслов, характера, способностей подготовленности учащегося». Он знает много такого о нем, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже самого ученика. Учитель профессионал способен дать квалифицированный совет.

5.Информированность о профессии (Инф.).

Очень важна доброкачественность (правдивость, полнота, ясность) той информации, которая оказывается основанием для принятия человеком решений, касающихся его профессионального будущего.

6.Склонности к тем или иным видам деятельности (Скл.), которые проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это — интересы, подкрепленные определенными способностями.

7.Способности, умения, достигнутый уровень развития человека как субъекта деятельности (Сп.).

Это звено и основа для формирования его будущей профессиональной пригодности.

8.Уровень притязаний на общественное признание (УП).

Недооценка или переоценка своих возможностей, заниженные или завышенные притязания – важные регуляторы профессионального самоопределения и адаптации к профессиональной общности. А значит и важные условия реалистичности выбора профессии, достижения удовлетворенности и успеха на будущем профессиональном пути.

По мнению Е.А. Климова, идеальным случаем был бы такой, когда все перечисленные факторы профессионального самоопределения согласованы или хотя бы не противоречат друг другу[5,231-233].

Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников считают, что современные средства массовой информации являются мощным средством воздействия на сознание самоопределяющейся личности. СМИ, с одной стороны, позволяют через циклы телепередач, специальные рубрики в периодической печати в интересной и дискуссионной форме рассматривать важные проблемы профессионального самоопределения перед широкой аудиторией. С другой стороны, могут оказать отрицательное влияние на профессионально самоопределяющуюся личность, на формирование полноценного, социально активного субъекта самоопределения, формируя в итоге «стандартного человека», ориентированного на ценности «массового общества». Р. Миллс пишет, что массовые средства общения проникли не только в область нашего познания внешней действительности, но и в область нашего самопознания. Они подсказывают человеку, каким он хотел бы быть, т.е. формируют его стремления и подсказывают ему, как этого достигнуть, т.е. внушают ему пути и способы осуществления желаний[9,240].

Таким образом, на процесс профессионального самоопределения оказывают влияние множество факторов. Во-первых, интересы, на формирование которых, в свою очередь влияют способности, прошлый опыт, информированность и представление о будущей профессии; склонности, уровень притязаний, личные профессиональные планы. Bo-вторыx, индивидуальные особенности, а именно: черты характера, темперамент и свойства нервной системы, состояние здоровья. В-третьих, уровень подготовки, который включает в себя культурный кругозор, мировоззрение, школьную успеваемость. В-четвертых, позиция родителей, сверстников, советы и рекомендации учителей, СМИ. И, наконец, социокультурные и этнокультурные факторы.

Заключение

Реализуя цель данной работы, в целом были решены поставленные задачи:

1.Выявлена сущность профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение – процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой сфере и способ ее самореализации. Это сложный, непрерывный и целостный процесс, осуществляемый на всех этапах жизни человека.

2.Выявлено, что самоопределение личности в мире профессии может быть как адекватным, так и неадекватным. На процесс профессионального самоопределения влияет ряд факторов.

3.Были выявлены и проанализированы факторы, влияющие на профессиональное самоопределение с точки зрения различных подходов. Во-первых, интересы, склонности, способности, информированность и представление о будущей профессии; уровень притязаний, личные профессиональные планы. Bo-вторыx, индивидуальные особенности, а именно: черты характера, темперамент и свойства нервной системы, состояние здоровья. В-третьих, уровень подготовки, который включает в себя культурный кругозор, мировоззрение, школьную успеваемость. В-четвертых, позиция родителей, сверстников, советы и рекомендации учителей, влияние СМИ. И, наконец, социокультурные и этнокультурные факторы.

Таким образом, цель работы была достигнута, задачи выполнены.

Список литературы.

1.Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. – М.: Просвещение,1989. – 248с.

2.Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. – М.: ВЛАДОС,2000. – 192с.

3.Зеер Э.Ф. Основы профориентологии. – М.: Высшая школа,2005. – 159с.

4.Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М.: Академический проект,2003.–162с.

5.Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. – М.: ИЦ «Академия»,2005. – 304с.

6.Кон И.С. Психология старшеклассника. – М.: Просвещение,1980. – 192с.

7.Куценко В.А. Профессиональное самоопределение в условиях поликультурной образовательной среды.//Советская педагогика.- 1989. — №7.- С.18-29.

8.Панина С.В. Особенности профессионального самоопределения школьников в поликультурной образовательной среде. //Сибирский педагогический журнал. – 2008. — №7. – С.216-223.

9.Пряжникова Е.Ю. Профориентация. /Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. – М.: ИЦ «Академия»,2006. – 496с.

10.Сафин В.Ф. Психологический аспект самоопределения. //Психологический журнал. – 1984. — №4. – С.63-68.

11.Сластенин В.А. Методика воспитательной работы. – М.: ИЦ «Академия»,2002. – 144с.

12.Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. – М.: Педагогика,1981. – 96с.