Взаимодействие специалистов ДОУ в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками

Чучалина Елена Владимировна

Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в системе воспитания и обучения детей, очень заметным стало количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Значительную часть из таких детей составляют дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой культурой речи. Такие дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, несмотря на то, что они имеют полноценный слух и интеллект. Но адекватные методы, организационные формы работы с детьми, имеющими тяжелые речевые расстройства, целенаправленное воздействие на детей способствуют преодолению имеющихся у детей речевых дефектов. Именно поэтому сегодня, говоря о работе с детьми-логопатами, нельзя рассматривать только деятельность учителя-логопеда. Для того, чтобы устранить речевые нарушения и сформировать устно-речевую базу, необходимо глубокое взаимодействие всех участников педагогического процесса, где ведущая и координирующая роль принадлежит учителю-логопеду.

В данное время происходит переосмысление и продуманность коррекционной программы с учетом новых федеральных государственных требований. Успех коррекционной работы в логопедических группах нашего дошкольного образовательного учреждения мы определили строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей. А именно создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями, разработку интегрированного коррекционно-развивающего календарно-тематического плана работы, построенного на основе комплексной диагностики, организацию коррекционно-образовательной среды, стимулирующей развитие ребенка.

Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами ДОУ осуществляется в следующем:

учитель-логопед и педагог-психолог (психологическая диагностика, студия общения, психологическая коррекция, определение психологической нагрузки, подготовка консилиумов);

учитель-логопед и воспитатель (педагогическая диагностика, составление и реализация индивидуальных программ развития, реализация образовательных программ, участие в ПМПКонсилиумах);

учитель-логопед и зам. заведующей по воспитательной работе (помощь в организации взаимодействия, координационное функционирование, отслеживание результатов, анализ);

4 стр., 1714 слов

теоретически обосновать и разработать содержание работы учителя-логопеда ...

... литературы по проблеме взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в процессе коррекционно-педагогической работы Проблема взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в процессе коррекционно-педагогической работы рассматривалась Т.А. ... -педагогическую литературу по проблеме взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя по развитию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ...

учитель-логопед и медицинские работники (медицинское обследование детей, определение нагрузки по каждому ребенку, оздоровительный массаж, подготовка консилиумов);

учитель-логопед и музыкальный руководитель (педагогическая диагностика, логоритмика, музыкально-речевое занятие, музыкально-речевые игры);

учитель-логопед и инструктор по физической культуре (педагогическая диагностика, двигательная активность, дыхательная гимнастика, речевая нагрузка, мелкая моторика, координация движения).

С этой целью в нашем ДОУ было намечены основные задачи, которые включали в себя:

1. Создание команды единомышленников из всех специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктра по физической культуре) и повышение их профессионального уровня.

2. Организация коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.

3. Разработка интегрированного коррекционно-развивающего, календарно-тематического плана, и тетрадей взаимодействия со специалистами, построенных на основе комплексной диагностики.

Благодаря комплексному подходу всех специалистов был разработан :

1.Перспективный план взаимодействия со специалистами

2.Тетради взаимосвязи – группами (воспитателями) для организации воспитательной работы и проведения логочаса с детьми. Разработаны они по всем действующим лексическим темам в ДОУ и с учётом возрастных особенностей детей. В каждой теме мы отобрали главные части и определили примерный перечень игр и упражнений по развитию :

— словаря,

— лексико – грамматики и связной речи,

— психических процессов,

— развитию мелкой моторики и дыхания,

— дополнительно развитию фонематического слуха.

3. Тетради взаимосвязи – со всеми специалистами. Определили:

— задачи работы специалиста (музыкального руководителя, педагога – психолога, инструкторов по физическому воспитанию) по периодам обучения детей,

— рекомендации по коррекционной работе,

— краткий обзор диагнозов,

— перспективное планирование по формированию фонетической и лексической сторон на год,

— приблизительные игры и упражнения для каждого специалиста

— список детей с диагнозами и учёт работы логопеда по звукопроизношению,

— перспективное планирование и индивидуальная работа.

Анализ взаимодействия учителя-логопеда и всех специалистов детского сада позволяет сделать обоснованные выводы, что у выпускников ДОУ, посещающих логопедические группы:

26 стр., 12763 слов

Теоретические и методологические основы проблемы взаимодействия ...

... мы выдвигаем предположение о том, что интерактивные методы и приемы работы способствуют организации взаимодействия учителя и ученика, развитию навыков общения между ними. Глава 1 Теоретические ... постоянно: химические реакции; солнечная активность; фотосинтез; рождение ребенка; развитие экономики; создание произведений искусства и т.д. Взаимодействие рано или поздно приводит к определенным изменениям ...

достаточно сформированы артикуляционная, тонкая и общая моторика;

сформированы произношение и фонематический слух;

закреплены навыки звукослогового анализа и синтеза слов;

достаточно развиты фонематическое восприятие, внимание, память, логическое мышление;

обогащена, уточнена и активизирована лексика;

дети достаточно свободно пользуются простыми и сложными предложениями;

развиты коммуникативные способности, отсутствует барьер общения.

Взаимосвязь динамики речевого развития и познавательных процессов дает основание полагать, что взаимодействие всех участников образовательного процесса в логопедических группах приводит к положительным результатам; данное взаимодействие эффективно за счет координирующей роли учителя-логопеда, разработанной системы мониторинга не только речевого, но и познавательного развития детей-логопатов.

Все это позволяет детям намного легче адаптироваться в следующем этапе образования – начальной школе.

Наши дети – выпускники логопедических групп – успешно учатся в общеобразовательной школе с гимназическим уклоном и гимназиях. По результатам диагностики речевого развития средний уровень – 63%, высокий уровень – 37%, низкого уровня – нет. По данным за последние пять лет на «4» и «5» учатся 50-67%. Неуспевающих среди выпускников логопедических групп нет.

Таким образом, в нашем детском саду эффективно реализована система коррекционно-педагогической работы по устранению речевых дефектов у детей-логопатов старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия учителя-логопеда и специалистов ДОУ.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://doshkolnik.ru/