Стресс и его особенности 2

Наиболее мощное проявление эмоций вызывает комплексную физиологическую реакцию — стресс. Важно подчеркнуть, что интенсивность развивающейся адаптационной активности зависит не от физической силы воздействия, а от личностной значимости действующего фактора.

Стресс — комплексный процесс, он включает непременно и физиологические и психологические компоненты.

Положительное влияние стресса умеренной силы проявляется в ряде психологических и физиологических черт – улучшении внимания (его объема и устойчивости), в повышении заинтересованности человека в достижении поставленной цели, в положительной эмоциональной окраске процесса работы, в сдвиге соматических показателей в сторону интенсификации.

Автор теории стресса канадский психолог Ганс Селье определяет его как совокупность стереотипных, филогенетически запрограммированных неспецифических реакций организма, первично подготавливающих к физической активности, то есть к сопротивлению, борьбе или бегству.

При стрессовых воздействиях в кровь начинают выделяться определенные гормоны. Под их воздействием изменяется режим работы многих органов и систем организма, например учащается ритм сердца, повышается свертываемость крови, изменяются защитные свойства организма. Организм подготовлен к борьбе, готов справиться с опасностью, тем или иным путем приспособиться к ней – в этом и состоит основное биологическое значение стресса.

Основные черты психического стресса:

1) стресс — состояние организма; его возникновение предполагает взаимодействие между организмом и средой;

2) стресс – более напряженное состояние, чем обычное мотивационное; оно требует для своего возникновения восприятия угрозы;

3) явления стресса имеют место тогда, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна.

Так как стресс возникает главным образом от восприятия угрозы, то в основе его в определенной ситуации лежат субъективные причины, связанные с особенностями данной личности.

Стрессорами могут быть и физические раздражители и психические как реально действующие, так и вероятные. Человек реагирует не только на действительную физическую опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. Психическими стрессорами являются необходимость принятия особо ответственных решений, быстрой перестройки при резкой перемене стратегии поведения, неудовлетворяющие темпы продвижения по службе, конфликты.

4 стр., 1769 слов

Управление поведением и деятельностью в стрессе

... больше сил для дальнейшей работы, наладить хорошие отношения с руководителем, не занимать обвинительно-агрессивной позиции. Проблема стресса в ... реализовать реакцию борьбы или бегства. Накапливающиеся в организме продукты деятельности стрессовых механизмов приводят к разрушению ... психики: Введение в психологию активности. – М. : Сфера, 2009. – 271 с. 10. Гринберг Д. Управление стрессом – СПб. : Питер, ...

Индивидуальная выраженность стресса определяется в значительной мере осознанием человеком своей ответственности за себя, за окружающих, его установкой на свою роль в создавшейся ситуации.

Установлена прямая зависимость силы эмоционального напряжения и частоты пульса как следствия изменения степени ответственности человека. Интересно в этом плане, что перед выходом корабля на лунную орбиту сердце американского астронавта Бормана билось с частотой 130 ударов в минуту, а в момент посадки на Луну пульс другого астронавта — Армстронга — достиг 156 ударов в минуту вместо обычных 77, а при обнаружении неисправности энергосистемы пульс у Эрвина составлял 180 ударов в минуту. Можно было предположить, что это опасность вызывает такую реакцию. Но это не так, поскольку во время спуска советского лунохода с посадочной площадки частота пульса у членов наземного экипажа также резко повысилась и достигла 130-135 ударов в минуту, хотя никакой опасности для их жизни не было.

Скорее всего, такую реакцию вызывала ответственность. У переводчиков-синхронистов при работе в особо ответственных условиях частота сердечных сокращений подчас достигает 160 ударов в минуту, здесь уже не приходится говорить о личной опасности (было установлено, что даже значительная физическая нагрузка не приводит у них к учащению пульса выше 145 ударов в минуту.

Разработав теорию стресса, Селье выделил в нем три фазы. Первая — реакция тревоги это фаза мобилизации защитных сил организма. У большинства людей к концу первой фазы отмечается повышение работоспособности. Физиологически она проявляется, как правило, в следующем: кровь сгущается, содержание ионов хлора в ней падает, происходит повышенное выделение азота, фосфатов, калия, отмечается увеличение печени или селезенки и т. д.

Вслед за первой наступает вторая фаза — сбалансированного расходования адаптационных резервов организма — стабилизация. Все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. При этом обеспечивается мало отличающееся от нормы реагирование, все как будто бы налаживается, однако если стресс продолжается долго, то в связи с ограниченностью резервов организма неизбежно наступает третья стадия — истощение.

Стресс является составной частью жизни каждого человека и его нельзя избежать так же, как еды и питья. Стресс, по мнению Селье, создает «вкус к жизни». Весьма важно и его стимулирующее, созидательное, формирующее влияние в сложных процессах воспитания и обучения. Но стрессовые воздействия не должны превышать приспособительные возможности человека, ибо в этих случаях могут возникнуть ухудшение самочувствия и даже заболевания — соматические или невротические.

Остановимся немного подробнее на том, почему это происходит. Различные люди реагируют на одинаковые нагрузки по-разному. У одних людей реакция активная – а у других реакция пассивная.

Характер реакции тесно связан с возникающими вследствие стресса заболеваниями. Обобщение клинических материалов привело врачей к выводу о том, что широкий круг воздействий, приводящих к стрессу, вызывает у людей по преимуществу гипертоническую и язвенную болезни и некоторые другие формы сосудистой патологии с глобальными или локальными проявлениями, такими как инфаркт, инсульт, стенокардия, сердечная аритмия, нефросклероз, спастический колит и т. д. Получены доказательства того, что у человека, постоянно подавляющего вспышки гнева, развиваются различные психосоматические симптомы.

7 стр., 3363 слов

Стресс представляет собой реакцию на значимый раздражитель

... физиологического стресса наиболее низок в минуты равнодушия, но никогда не равен нулю. Г. Селье говорил так: «Полная свобода от стресса означает смерть». В процессе длительной эволюции человек научился ... ферментов. Организм готов выполнить такую работу, которая в реальной жизни не встречается. Известен случай, когда молодой человек, спасаясь от разъяренного быка, перепрыгнул через речку, ширина ...

Как писал академик К. М. Быков, «печаль, которая не проявляется в слезах, заставляет плакать другие органы». По данным Института терапии РАН, в 80 % случаев инфаркта миокарда ему предшествовала либо острая психическая травма, либо длительное психическое напряжение.

Почему стресс вызывает соматические заболевания? Как уже было сказано, физиологические изменения при сильных эмоциях нередко связаны с избыточным энергетическим обеспечением — на непредвиденные обстоятельства. Не столько физиологические перестройки при мобилизации резервов могут оказаться чрезмерными и истощающими, сколько психологические установки и личностная позиция человека существенно влияют на его состояние.

Психологи и психиатры установили зависимость между соматическими заболеваниями человека и его личностными особенностями, а также психологическим климатом, в котором он живет и работает. Если человек стремится занять в коллективе место, не соответствующее его реальным возможностям, то есть обладает повышенным уровнем притязаний, то он в большей мере подвержен развитию сердечно-сосудистой патологии. Хронические коронарные заболевания гораздо чаще встречаются у лиц с выраженной целеустремленностью, честолюбием и нетерпимостью к своему ближайшему окружению. Вместе с тем обнаружено, что к гипертонии могут приводить ситуации, которые не дают человеку возможности успешно бороться за признание собственной личности окружающими, исключая чувство удовлетворения в процессе самоутверждения.

Если человека подавляют, игнорируют, то у него развивается чувство постоянного недовольства собой, не находящее выхода и заставляющее его ежедневно «проглатывать обиду». Эти данные позволяют, например, понять, почему среди негров США количество гипертоников в три раза больше, чем среди белого населения.

Для больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями типична завышенная самооценка, приводящая к таким особенностям личности, как индивидуализм, неудовлетворенность своим положением в жизни (профессией, должностью), конфликтность, пристрастие к «выяснению отношений». Это, как правило, люди сдержанные, скрытные, обидчивые, тянущиеся к другим, но трудно с ними сходящиеся.

Для больных язвенной болезнью характерны тревожность, раздражительность, повышенная исполнительность и обостренное чувство долга. Им свойственна пониженная самооценка, сопровождающаяся чрезмерной ранимостью, стеснительностью, обидчивостью, неуверенностью в себе и в то же время повышенная к себе требовательность, мнительность [27]. Замечено, что эти люди стремятся сделать значительно больше, чем реально могут. Для них типична тенденция к активному преодолению трудностей в сочетании с сильной внутренней тревогой. По теории Бергмана предполагается, что указанная тревога порождает состояние напряжения, которое может сопровождаться спазмами гладких мышц стенки пищеварительных органов и их сосудов; наступающее ухудшение их кровоснабжения (ишемия) приводит к снижению сопротивляемости этих тканей, перевариванию желудочным соком и к последующему образованию язвы. Важно обратить внимание на то, что вероятность возникновения повторных обострений заболевания тем больше, чем меньше скорректирована самооценка, связанная с указанными психологическими особенностями.

7 стр., 3354 слов

Понятие конфликтной ситуации. Условия перерастания конфликтной ...

... катализатор, мешая отдельным работникам или группе понять ситуацию или точки зрения других." Конфликт не всегда и не обязательно приводит к разрушениям. Напротив, это один ... «назревающего» конфликта в организации: · стихийные мини-собрания (беседы нескольких человек); · увеличение числа неявок на работу; · снижение производительности труда; · увеличение числа локальных конфликтов; · повышенный э

Мощность органических изменений при стрессе определяется обобщенной оценкой ситуации, а она, в свою очередь, тесно связана с мерой ответственности человека за порученное ему дело. Признаки эмоционального напряжения, обнаруживающиеся в ответственных ситуациях, особо усиливаются в тех случаях, когда отсутствует физическая нагрузка.

Психическое напряжение, неудачи, страх, срывы, чувство опасности являются наиболее разрушительными стрессорами для человека. Они порождают кроме физиологических изменений, приводящих к соматическим заболеваниям, психические следствия эмоционального перенапряжения — неврозы.

Невроз возникает при острейшем информационном дефиците, недостатке сведений о возможности выхода из ситуации, мучительной для человека. Когда создается конфликт между необходимостью разрешать жизненную ситуацию и невозможностью это сделать, поскольку неизвестно как, то в этих условиях может развиться невроз — такое функциональное состояние нервной системы, при котором резко возрастает чувствительность к сигналам от внешней и внутренней среды.

Повышенная чувствительность выступает, с одной стороны, как приспособительный механизм к недостатку информации, обеспечивая приток дополнительных сигналов, с помощью которых можно разрешить ситуацию.

С другой стороны, повышенная чувствительность делает человека более восприимчивым к любым раздражителям и проявляется как излишняя плаксивость, нетерпеливость, взрывчатость, а также в виде болевых ощущений в ответ на сигналы из внутренней среды, которые ранее не воспринимались [2 75].

Невозможность внешнего проявления активности в целенаправленном действии и перенесение силы активности на внутреннее движение, составляет один из основных факторов, определяющих вегетативные нарушения при неврозах. Поэтому существенным моментом снятия напряженности и облегчения состояния является обращение событий – изменение внутреннего движения на внешнее, и достижению этой цели могут способствовать все разновидности двигательной нагрузки (о чем мы уже говорили в предыдущей лекции).

Свойственная страдающему неврозом подчеркнутая эмоциональность может привести к «бегству в болезнь», заменяющему разрешение конфликта. Уход в болезнь удобен в том смысле, что избавляет человека от необходимости принимать решения, переключая внимание на заботу о своем здоровье и снижая тем самым на время актуальность травмирующей ситуации.

В основе большинства неврозов обнаруживается внутренний конфликт, ощущение своей вины, своего упущения, вследствие которого и возникла травмирующая ситуация. Переживания становятся источником невроза лишь в том случае, если они особо значимы, занимая центральное место в системе отношений личности к действительности.

4 стр., 1984 слов

В частности, Селье описал такую триаду патологических изменений:

... или смертью близких людей. - физиологический стресс, связанный с физическими нагрузками. - эмоциональный стресс - напряжение неспецифических адаптационных реакций ... истощения. Это самая опасная фаза стрессовой ситуации является следствием невосполнимой растраты энергии на ... названа самим Г.Селье «дистрессом». Развивая концепцию стресса, Г. Селье в 1938 г.[7]предложил концепцию краткосрочной ...

Эмоциональный конфликт при заболевании неврозом по своей природе социален. Человек заболевает не потому, что он стал жертвой несправедливости, а потому, что проявленная по отношению к нему несправедливость (действительная или кажущаяся) нарушила его представления о справедливости, его веру в добро и зло, в смысл человеческого существования.

Одной из причин напряжения может явиться и слишком тесное принудительное общение людей. Травмирующее воздействие определяется в этом случае тем, что сужение круга и углубление общения быстрее исчерпывает информативную ценность каждого из членов группы, что в конечном счете приводит к напряженности и стремлению к изоляции.

Стрессовые факторы могут действовать двояко: усиливать и ослаблять сплоченность группы, что проявляется в характере поведения ее в конфликтной ситуации. Взаимопомощь, забота о других в стрессовой ситуации способствует возникновению взаимной симпатии и росту сплоченности и солидарности группы. При усилении сплоченности группы даже возникший конфликт «замыкается на какой-нибудь внешний объект», например на любое лицо, не входящее в состав группы, а при ослаблении возникает конфликт между ее членами. В тех случаях, когда такой конфликт открыто не реализуется, повышается стремление к уединению любыми способами, в том числе принятием позы, позволяющей не встречаться взглядом. Эффективным средством снятия нагрузки в этом случае служит некоторая относительная изоляция – физическая или социальная.

Для одних людей более характерна активная реакция на стресс, а для других – тормозная. При активной реакции мыслительные процессы могут измениться в сторону схематизации, обобщения ситуации с выделением главных аспектов приложения усилий. Гиперактивная, импульсная реакция, порождая суетливость и неоправданную спешку, приводит к увеличению количества ошибок при сохранении или даже возрастании темпа деятельности [196]. Тормозная реакция ведет к замедленному выполнению мыслительных операций, повышению инерционности при выработке новых навыков или переучивании,

Эмоциональное перенапряжение приводит к сужению объема внимания и ухудшению способности его переключения и распределения, тем самым оно затрудняет доступность сознанию полного объема значимой информации.

Не только недостаток информации ведет к эмоциональному перенапряжению, которое неблагоприятно сказывается на эффективности труда и состоянии здоровья человека, но и полная информированность, стереотипность ситуации, порождая чрезмерный автоматизм, привычность, монотонность, устраняя эмоции вообще, приводит к состоянию безразличия, скуки – тогда труд становится утомительным и его продуктивность падает. Следует иметь в виду, что любимая работа не вызывает быстрого утомления и реже приводит к переутомлению.

Также следует иметь в виду, что при сильном эмоциональном возбуждении человек неадекватно оценивает ситуацию: хороший прогноз становится еще более оптимистичным (головокружение от успехов), а плохой — еще более мрачным.

Только достаточная информированность позволяет правильно определить личную значимость события, поэтому эффективным средством сдержанности является предвидение. Чем большим объемом информации по волнующему вас вопросу вы владеете, тем меньше вероятность эмоционального срыва. Отсюда следует, что всеми силами надо увеличивать объем сведений о волнующей вас проблеме. Информированность должна быть разноплановой. Полезно заранее подготовить отступные стратегии – это снижает излишнее возбуждение и делает более вероятным успех на генеральном направлении решения задачи. Запасные стратегии уменьшают страх получить неблагоприятное решение и тем способствуют созданию оптимального фона для решения задачи.

19 стр., 9321 слов

Анализ причин поведения людей в ситуациях искажения информации 2

... более значима для нас ситуация, тем больший стресс испытывает человек.      2. Когда есть сходство между ситуацией "здесь и теперь" и стрессовой ситуацией в детстве. Возможно, ... детские стратегии поведения.      По содержанию сценарии делятся на три большие группы: победителя, побежденного и не-победителя или банальный. Берн определил победителя как ...

При некоторых обстоятельствах, когда продолжение усилий превращается в бессмысленные попытки «прошибить стену лбом», человеку полезно временно отказаться от усилий по немедленному достижению цели, смириться с неизбежным, осознать реальную ситуацию и свое поражение. Тогда он сможет сберечь силы для новой попытки при более благоприятной обстановке.

В случае поражения можно произвести общую переоценку значимости ситуации по типу «не очень-то и хотелось». Понижение субъективной значимости события помогает отойти на заранее подготовленные позиции и готовиться к следующему штурму без значительных потерь здоровья. Не случайно в глубокой древности на Востоке люди просили в своей молитве: «Господи, дай мне мужество, чтобы справиться с тем, что я могу сделать, дай мне силы, чтобы смириться с тем, чего я не могу сделать, и дай мне мудрость, чтобы отличить одно от другого».

Попытки повлиять на очень взволнованного человека при помощи уговоров, как правило, оказываются безуспешными. Их тщетность обусловлена тем, что из всей информации, сообщаемой волнующемуся собеседнику, он выбирает, воспринимает, запоминает и учитывает только то, что соответствует его доминирующему эмоциональному состоянию. Поэтому стремление успокоить человека, убеждая его, что не стоит огорчаться, что обида не столь уж велика, что предмет любви не заслуживает испытываемых к нему чувств, могут вызвать у него лишь обиду и представление, что его не понимают.

Когда человек находится в состоянии сильного возбуждения, следует помочь ему разрядить эмоцию. Не надо перебивать раздраженного человека, лучше дать ему выговориться до конца, иначе он повысит голос, станет грубить, «сорвется». Когда человек выговорится, его возбуждение снижается, и в этот момент появляется возможность управлять им, направлять его, разъяснять ему что-либо.

Никто не застрахован от несчастных случаев, невосполнимых потерь, трудноразрешимых ситуаций. И здесь целесообразно не ограничиваться переживанием, не концентрироваться на нем, не уступать депрессии и безразличию, а действовать, искать выход, пробовать все новые и новые варианты.

Неблагоприятное воздействие моральных перегрузок усиливается при физических «недогрузках». Чем более напряженным был день, тем большую физическую нагрузку желательно дать себе по его окончании. Если уменьшение нервных нагрузок не всегда зависит от нас (хотя во многом и это дело управляемое), то физические нагрузки регулируются нами всецело, поэтому полезно, как учил И. П. Павлов, «страсть вогнать в мышцы».

Потребность разрядить эмоциональную напряженность в движении иногда проявляется в том, что человек мечется по комнате, рвет что-либо. Для того чтобы быстрее нормализовать свое состояние после неприятностей, полезно дать себе усиленную физическую нагрузку: наколоть дров, пойти домой пешком и т. д. Например, при ожидании экзамена или очень важной встречи легче переносить внутреннее напряжение, если просто прохаживаться туда и обратно, чем сидя в полной неподвижности. Непроизвольное сокращение отдельных мышц (тик), возникающее у многих в момент волнения, является рефлекторно укрепившейся формой разрядки эмоционального напряжения. Как только человек начинает двигаться, волнение уменьшается. Тяжелую утрату ничем нельзя восполнить. Для того чтобы помочь человеку пережить ее, следует способствовать формированию у него новой доминанты. Новый доминантный центр возбуждения в коре головного мозга может подавить или хотя бы ослабить очаг возбуждения, связанный с психической травмой. Одна из важных особенностей доминантных процессов состоит в том, что при одновременном существовании двух доминантных очагов происходит взаимное ослабление их силы. Известны случаи, когда человек, у которого был невроз вследствие внутреннего конфликта, внезапно выздоравливал, оказавшись перед лицом реальной физической угрозы или, узнав, что угроза нависла над близким ему человеком. Для управления своими чувствами и чувствами других людей целесообразно пользоваться обходными маневрами, самоотвлечением и переключением на другие цели. Так, переживание неудачи в личной жизни может быть ослаблено общественной работой, художественной или научной деятельностью. В основе переключения лежит активное создание новой доминанты, в результате ее усиления создается субъективная возможность отвлечения внимания.

1 Стресс. Общее понятие стресса

1.1 Понятие стресса

История слова «стресс» сложилась таким образом, что на сегодняшний день оно имеет два разных значения. В русский язык слово «стресс» пришло из английского, в английский — из латинского. В 18-19 веках в английском языке это слово использовалось преимущественно в физике и обозначало собой:

  1. Силу давления, натяжения, толкания, сжатия или кручения, возникающую при воздействии одного предмета на другой;
  2. Деформацию, возникшую в предмете под воздействием такой силы.

В 30-х годах XX века всемирно известный врач и биолог Ганс Селье перенёс слово «стресс» в медицину [8, с.14]. Сегодня этот термин широко используется в медицине, биологии и психологии и, так же как и в физике, имеет два значения:

  1. Физический, химический или эмоциональный фактор, который вызывает физиологическое или психологическое напряжение и может быть причиной болезни;
  2. Физиологическое или психологическое напряжение, возникшее в результате воздействия физических, химических или эмоциональных факторов, нарушивших существовавшее равновесие.

Из этих определений видно, что в первом случае стресс обозначает собой фактор, воздействующий на организм; во втором — результат воздействия такого фактора. В первом случае будем использовать термин – «стрессор», а для второго – «стресс».

Стрессор — физико-химический или эмоционально-психологический фактор, который вызывает физиологическое или психологическое напряжение и может быть причиной болезни.

Стресс — физиологическое и/или психологическое напряжение, возникшее в результате воздействия стрессоров, которые нарушили существовавшее равновесие.

Или кратко: стресс – это напряжение, а стрессор – фактор, его вызывающий.

Начало исследованиям стресса положили эксперименты накрысах Ганса Селье [6, c. 31]. Селье создавал для крыс ситуации длительной угрозы ив 1936 г. случайно обнаружил, что укрыс наблюдается увеличение иповышение активности коркового слоя надпочечников (выделение адреналина/ норадреналина), уменьшение вилочковой железы илимфатических желез, точечные кровоизлияния икровоточащие язвочки вслизистой оболочке желудка икишечника. Селье сопоставил эти реакции ссимптомами, характерными для почти любого длительного заболевания иобнаружил схожесть симптоматики.

Слово “стресс” в переводе с английского означает “напряжение”. В научный оборот этот термин введен в 1936 г. выдающимся канадским физиологом Гансом Селье (р. 1907 г.), разработавшим общую концепцию стресса как приспособительной реакции организма на воздействие экстремальных факторов (стрессогенов).

По классическому определению Г.Селье , стресс – это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, и этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возросшим требованиям [6, с. 17].

В современной жизни стрессы играют значительную роль. Они влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и в семье. Стресс представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Наиболее широко употребляемым определением является следующее: «Стресс — это напряженное состояние организма человека, как физическое, так и психическое». Стресс присутствует в жизни каждого человека, так как наличие стрессовых импульсов во всех сферах человеческой жизни и деятельности, несомненно.

Любое событие, факт или сообщение может вызвать стресс, т.е. стать стрессором. Стрессорами могут быть самые разнообразные факторы: микробы и вирусы, различные яды, высокая или низкая температура окружающей среды, травма и т.д. Но оказывается, что такими же стрессорами могут быть и любые эмоциогенные факторы, т.е. факторы, влияющие на эмоциональную сферу человека. Это все, что может нас взволновать, несчастье, грубое слово, незаслуженная обида, внезапное препятствие нашим действиям или стремлениям. При этом, выступит та или иная ситуация причиной стресса или нет, зависит не только от самой ситуации, но и от личности, ее опыта, ожиданий, уверенности в себе и т.д. Особенно большое значение имеет, конечно, оценка угрозы, ожидание опасных последствий, которую содержит в себе ситуация.

Значит, само возникновение и переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого человека: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с тем, что от него требуется, и т.д.

Стрессовые ситуации возникают как дома, так и на работе. С точки зрения управления, наибольший интерес представляют организационные факторы, которые вызывают стресс на рабочих местах. Знание этих факторов и уделение им особого внимания поможет предотвратить многие стрессовые ситуации и повысить эффективность управленческого труда, а также достичь целей организации с минимальными психологическими и физиологическими потерями персонала. Ведь именно стресс является причиной многих заболеваний, а значит, наносит ощутимый вред здоровью человека, тогда как здоровье — одно из условий достижения успеха в любой деятельности.

В повседневной жизни стресс присутствует в различных областях [3, c.21].

Область межличностного стресса взаимодействует с определенными областями жизни. Поскольку каждому человеку приходится постоянно решать разнообразные социальные вопросы в своей деятельности, то взаимодействие с другими лицами и его оценка оказывают существенное влияние на наше восприятие, переживание, отношение к событиям и являются проблемами отношений между людьми.

Личностный стресс имеет отношение к тому, что делает индивид и что происходит с ним, когда он не выполняет, нарушает определенные предписанные социальные роли, такие как роль родителя, мужа, служащего и т. п. Он проявляется в связи с такими явлениями как нарушение здоровья, плохие привычки, сексуальные трудности, скука, старение, уход на пенсию.

Семейный стресс включает все трудности по поддержанию семьи и отношений в ней – работа по дому, супружеские проблемы, конфликты между поколениями, жизнь с молодежью болезнь и смерть в семье, алкоголизм, развод и т. п.

Рабочий стресс обычно связан с тяжелой рабочей нагрузкой, отсутствием самоконтроля за результатом работы, ролевой неопределенностью и ролевым конфликтом. Плохое обеспечение безопасности работы, несправедливые оценки труда, нарушение его организации может стать источником стресса.

Общественный стресс относится к проблемам, которые испытывают, переживают большие группы людей, — например, экономический спад, бедность, банкротство, расовое напряжение и дискриминация.

Экологический стресс обусловливается воздействием экстремальных условий окружающей среды, ожиданием такого воздействия или его последствий – загрязнение воздуха и воды, суровые погодные условия, недоброжелательные соседи, толкотня, высокий уровень шума и т. п.

Финансовый стресс не требует разъяснений. Невозможность оплатить счета, не обеспечение расходов доходами, затруднения в получении долга, несоответствие уровня зарплаты результатам работы, возникновение дополнительных и финансово необеспеченных расходов, эти и другие обстоятельства могут являться причиной стресса.

Внутриличностный стресс может проецироваться на различные жизненные события и влиять на особенности отношений к ним и поведение индивида.

1.2 Виды стресса

Различают стрессоры физиологические и психологические. К первым относятся: — чрезмерная физическая нагрузка, — высокая и низкая температура в месте нахождения человека, — болевые ощущения, — недостаток кислорода во  вдыхаемом воздухе и пр. Ко вторым: — нереализованные притязания, — неудовлетворенные потребности, — бесцельность существования, — трудность общения с окружающими, — наличие конфликтов или угрозы их возникновения, — несоответствие характеристик личности и ее социальной роли, — семейные проблемы, — профессиональные стрессоры. К последним относятся: — информационная перегрузка,

— необходимость принимать ответственные решения, «трудоголизм».

К психологическому стрессу относится и эмоциональный стресс, который появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды. При этом различные его формы приводят к изменениям в протекании психических процессов, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятельности, нарушениям двигательного и речевого поведения. У человека с его высокоразвитой  нервной системой эмоциональные раздражители – практически самый частый стрессор.

Строго говоря, в науке выделяют стресс, который может оказывать положительное, мобилизующее влияние  (это эустресс) и отрицательное влияние на деятельность вплоть до полной дезорганизации деятельности (это дистресс). Поэтому оптимизация любого вида деятельности должна включать комплекс мер, предупреждающих причины появления дистресса. В повседневной жизни, употребляя слово «стресс», обычно имеют в виду дистресс [1, c.97].

1.3 Симптомы стресса. Реакция на стресс

Ученые выделяют четыре группы симптомов стресса: физиологические, интеллектуальные, эмоциональные и поведенческие [3, c.18-19]. Они сведены в таблицу 1.

В настоящее время установлено, что дистресс является причиной многих заболеваний. Ситуативно наблюдаются: — холодный пот, — усталость, — головные боли и головокружение, — затруднение глотания, — боли в пояснице, — учащенное мочеиспускание, запоры, — тошнота, — судороги,

— провалы памяти.

Руки и ноги становятся холодными, дыхание – поверхностным, падает содержание сахара в крови.

Таблица 1 – Симптомы стресса

Интеллектуальные симптомы стресса

Поведенческие симптомы стресса

1. Преобладание негативных мыслей.

1. Потеря аппетита или переедание.

2. Трудность сосредоточения.

2. Возрастание ошибок при выполнении привычных действий.

3. Ухудшение показателей памяти.

3. Более быстрая или, наоборот, замедленная речь.

4. Постоянное и бесплодное вращение мыслей вокруг одной проблемы.

4. Дрожание голоса.

5. Повышенная отвлекаемость.

5. Увеличение конфликтных ситуаций на работе или в семье.

6. трудность принятия решений, длительные колебания при выборе.

6. Хроническая нехватка времени.

7. Плохие сны, кошмары.

7. Уменьшение времени, которое уделяется на общение с близкими и друзьями.

8. Частые ошибки, сбои в вычислениях.

8. Потеря внимания к своему внешнему виду, неухоженность.

9. Пассивность, желание переложить ответственность на кого-то другого.

9. Антисоциальное поведение.

10. Нарушение логики, спутанное мышление.

10. Низкая продуктивность деятельности.

11. Импульсивность мышления, поспешные и необоснованные решения.

11. Нарушение сна или бессонница.

12. Сужение поля зрения, кажущиеся уменьшение возможных вариантов действия.

12. более интенсивное курение и употребление алкоголя.

Эмоциональные симптомы

Физиологические симптомы

1. Беспокойство, повышенная тревожность.

1. Боли в разных частях тела неопределенного характера, головные боли.

2. Подозрительность.

2. Повышение или понижение АД.

3. Мрачное настроение.

3. Учащенный или неритмичный пульс.

4. Ощущение постоянной тоски, депрессия.

4. Нарушение процессов пищеварения (запор, диарея, повышенное газообразование).

5. Раздражительность, приступы гнева.

5. нарушение свободы дыхания.

6. Эмоциональная «тупость», равнодушие.

6. Ощущение напряжения в мышцах.

7. Циничный, неуместный юмор.

7. Повышенная утомляемость.

8. Уменьшение чувства уверенности в себе.

8. Дрожь в руках, судороги.

9. Уменьшение удовлетворенности жизнью.

9. Появление аллергии или иных кожных высыпаний.

10. Чувство отчужденности, одиночества.

10. Повышение потливости.

11. Понижение интереса к жизни.

11. Снижение иммунитета, частые недомогания.

12. Снижение самооценки, появление чувства вины или недовольства собой или своей работой.

12. Быстрое увеличение или потеря веса тела.

Долговременное нахождение в состоянии дистресса приводит к тому, что развиваются такие заболевания, как гипертония, аритмия, тахикардия, сердечная недостаточность, гастрит, диабет, язвенный колит, язва, астма, инфаркт, артрит, кожные заболевания и даже рак.

Известно, что один и тот же стрессогенный фактор либо вызывает, либо не вызывает развитие стрессовой реакции в зависимости от отношения человека к нему. Не само по себе воздействие как таковое является причиной последующей реакции организма, а отношение к этому воздействию, его оценка, причем оценка негативная, основанная на неприятии стимула с биологической, психологической, социальной и прочих точек зрения данного человека. Объективно вредоносный фактор, если он не признается за таковой данным человеком, если человек осознает, что он контролирует и себя, и ситуацию, то этот фактор не будет стрессором. Не внешние, а внутренние психологические условия и процессы являются определяющими для характера ответного реагирования организма, а типы и формы этих реакций имеют индивидуальные, личностные черты.

Большинству людей в равной мере не нравится и отсутствие стресса, и избыток его. Кроме того, у человека существуют неосознаваемые влечения к получению не только положительных, но и отрицательных эмоций. Поэтому каждый должен тщательно изучить самого себя и найти тот уровень стресса, при котором он чувствует себя наиболее «комфортно», какое бы занятие он ни избрал. Тогда становится понятным, что есть такие люди, для которых так желателен довольно высокий уровень стресса, как они говорят «почувствовать адреналин в крови».  Кто не сумеет изучить себя, будет страдать от дистресса, вызванного отсутствием либо стоящего дела, либо постоянной чрезмерной перегрузкой.

1.4 Предрасположенность к стрессу. Тип личности а

Установлено, что предрасположенность к возникновению дистрессовых состояний зависит от личностных характеристик. Так называемые «интерналы»  (уверенные в себе, берущие ответственность и надеющиеся только на себя, не нуждающиеся во внешней поддержке) обычно менее подвержены дистрессу при социальном давлении, чем «экстерналы» (неуверенные в себе, нуждающиеся в поощрениях, болезненно реагирующие на порицания, полагающиеся на случай, на судьбу).

Если человек оценивает себя достаточно высоко, то маловероятно, что он будет реагировать или интерпретировать многие события как эмоционально тяжелые или стрессовые. Кроме того, если стресс возникает, то такой человек справится с ним лучше, чем тот, у кого низкая самооценка.

Трудности с управлением стрессом у людей с низкой самооценкой исходят из двух видов негативного самовосприятия. Во-первых, люди с низкой самооценкой имеют более высокий уровень страха или тревожности под действием угрозы, чем люди с положительной самооценкой. Во-вторых, люди с низкой самооценкой воспринимают себя как имеющих неадекватные способности для того, чтобы противостоять угрозе. Они менее энергичны в принятии превентивных мер и, вероятно, имеют более фатальные убеждения, что ничего не смогут сделать для предотвращения плохих последствий. Они пытаются избегать трудностей, так как убеждены, что не справятся с ними.

В 60-х годах нашего столетия было совершенно чётко установлено, что определенные личностные черты связаны с большей подверженностью стрессу и вызываемым им заболеваниям, в частности сердечным. Эти личностные черты назвали «тип А». Вероятность того, что человек типа А заболеет сердечным недугом, в два раза больше, нежели у более пассивной личности типа Б, являющейся полной противоположностью типа А [19, c. 137-138].

Какие же особенности характеризуют личность типа А? Как правило, это напористый, всегда готовый твёрдо отстаивать свою точку зрения человек с развитым чувством ответственности. Он чрезвычайно активен и всегда готов интенсивно работать. Ему постоянно не хватает времени, и поэтому он привык ускорять все, что делает. Он тороплив, опрометчив, нетерпелив, с трудом выносит стояние в очередях.

Такой человек постоянно ведет высокий темп жизни для достижения выбранной им цели. Он начинает скучать, если занимается только одним делом, и поэтому постоянно участвует в разнообразных видах деятельности, часто меняет род занятий. Это вызывает необходимость приспосабливаться к новым условиям, адаптироваться к ним. Его образ жизни по интенсивности и темпу значительно превышает средние человеческие возможности, т.е. он работает «на износ».

Человек типа А честолюбив: он хочет достичь успеха и проявляет настойчивое желание признания и выдвижения. Он постоянно стремится к соревнованию, конкуренции, к состязательности. Часто он агрессивно ведет себя с встречающимися на его пути людьми, бывает раздражительным и нетерпеливым.

Речь у человека типа А, как правило, громкая, взрывчатая. Для него характерно непреодолимое желание спорить; бывает, он не только перебивает людей, когда они говорят, но и заканчивает за них фразы, а порой даже те или иные истории, которые они рассказывают [19, c.140].

Такие люди любят самостоятельность. По сравнению с личностью типа Б, индивидуум типа А в состоянии стресса более склонен работать в одиночестве. Это дает ему возможность самому устанавливать сроки завершения работы и увеличивать свою рабочую нагрузку. Однако

увеличение нагрузки повышает уровень стресса у этого человека и ограничивает возможность получить поддержку товарищей по работе и подчиненных. Последнее, в свою очередь, может вызывать у него чувство недовольства коллегами.

Хорошо это или плохо — быть человеком типа А? И хорошо, и плохо. Хорошо потому, что люди типа А обычно добиваются высоких результатов и быстро занимают определенное положение в обществе. Именно на них, как правило, и держатся все нововведения, творческие разработки во всех сферах жизни.

Хорошо для общества, для других людей. А плохо — для них самих. Постоянно работая «на пределе» своих возможностей, человек типа А создает для своего организма условия хронического стресса. Чрезмерный стресс приводит к разнообразным расстройствам. Это могут быть и эмоциональные нарушения (тревожность, беспокойство, вспыльчивость, раздражительность, угрюмость, подавленность), и ухудшение умственных способностей (рассеянность, заторможенность, забывчивость, невозможность сосредоточиться), и склонность к излишней выпивке и курению, и дрожь в руках, и нарушения сна…

Кроме того, стрессовые перегрузки катастрофически влияют на работоспособность: уменьшается производительность труда, снижается способность к преодолению нагрузок, ухудшаются отношения между работниками и психологический микроклимат в коллективе. Понижение работоспособности, в свою очередь, ещё больше усугубляет стресс (ведь для личности типа А высокий темп работы очень важен), и порочный круг замыкается…

Но существует тип людей, которые, как и причисленные к типу А, склонны спешить и опаздывать, ставить себе непосильные задачи и выполнять ничтожную часть их. Но в отличие от людей типа А они не придают никакого значения той части задания, которую не смогли или не успели выполнить. Более того, ту малую часть задания, которую сделали, они расценивают как «потрясающий успех», что воодушевляет их на постановку себе новых задач и дальнейшую бурную деятельность. Люди этого типа настолько уверены в своей успешности, а часто и в своих выдающихся качествах, что им практически чужды чувства обиды, униженности, неуверенности в себе. Они мало подвержены дистрессу.

Индивидуальная выраженность неблагоприятных проявлений стресса в большой степени зависит от осознания человеком своей ответственности за себя, за окружающих, за все происходящее в экстремальных условиях, от психологической установки на ту или иную свою роль.

Тогда можно выделить три типа отношения человека к самому себе при стрессе: — Первый тип — отношение человека к себе как к «жертве» экстремальной ситуации, оно усиливает дистресс. — Второй тип сочетает отношение к себе как к «жертве» с отношением к себе как к «ценности», доверенной себе же. Такой тип характерен для опытных специалистов, работающих в экстремальных условиях, для спортсменов высокого класса, для сохраняющих в критических условиях чувство собственного достоинства, для людей зрелого возраста. — Третий тип сочетает два первых типа отношений к себе при сопоставлении проявлений стресса у себя и у других людей, также подвергающихся экстремальным воздействиям. Третий тип может быть у ответственных за ход экстремальной ситуации и участвующих в ней. При этом, как правило, возрастает ответственность за себя, что снижает значение представления о себе как о «жертве», усиливающего дистресс. Если же ответственность человека мала, то вид страдания окружающих людей или их панические действия могут усилить у него аналогичные проявления, то тогда он реагирует на стресс по первому типу [1, c. 182-183].

Каждое затруднение, с которым сталкивается человек, является стрессовым только в том случае, если оно оценивается негативно и не имеется адекватной стратегии его преодоления, т.е. если требования ситуации превышают ответные возможности человека.

Негативные последствия могут возникнуть и тогда, когда такая ситуация становится хронической. В этом случае необходимы меры по управлению стрессом. На практике важно понять, где заключен источник хронического дисбаланса — во внешних требованиях, которые слишком высоки, или в возможностях личности, которые слишком ограничены. В связи с этим возникает вопрос, какие нагрузки нормальны и допустимы и какие возможности требуются? Ответ зависит от конкретных условий ситуации: так, ожидания в отношении рабочего на конвейере совсем иные, чем в отношении руководителя. Соответственно различаются и те средства, с помощью которых нужно проводить работу по снижению возможности возникновения стресса.

1.5 Три стадии стресса

Каждый, кто работает, ставит перед собой цели, но достигает совсем не того, чего хотел (а в бизнесе — это норма), кто общается и периодически испытывает какие-либо проблемы в общении может проследить, как в процессе работы он проходит через три стадии стресса.

Если нагрузка на работе превышает его возможности, то человек начинает испытывать нездоровое возбуждение, тревогу, какую-то болезненную активность, не разрешающуюся в здоровое действие, а остающееся на уровне невыраженных переживаний. Это первая фаза стресса, сопровождающаяся ощущением дискомфорта. Человеку становится труднее работать и общаться как с другими, так и с самим собой. Если перед нами ответственный человек и дисциплинированный работник, то он начинает бороться со стрессом, сопротивляться возбуждению и дискомфорту и пытается погасить возбуждение и тревогу.

Эта борьба может выражаться в различных формах — бегство от стресса в любые занятия и действия и раздраженный выброс стрессовых переживаний во вне во время работы и общения. Две данные реакции («бей» и «беги») относятся к наследию, оставленному современному человеку его первобытным собратом. Но если на заре истории человеку не требовалось соблюдать нормы цивилизованного поведения, и было достаточно действовать, исходя из соотношения сил (т.е. нападать в ответ или убегать), то в наши дни нужно играть роль, быть политкорректным и выдержанным.

То, что в этот момент происходит внутри человека, никого, кроме него не интересует. А в нем происходит вторая стадия стресса — борьба или внутренний конфликт, выражающийся в попытке организма и психики

справиться с возрастающей нагрузкой. Из опыта каждый знает, что любая война заканчивается победой одной из сторон. Поскольку подавляющее большинство людей не умеет грамотно противостоять стрессу, то, можно предопределить исход сражения следующей формулой: «В борьбе со стрессом побеждает стресс».

В этом случае наступает третья стадия стресса — истощение. Если мы внимательно прислушаемся к себе в процессе работы, скажем, перед летним отпуском, то мы можем поймать себя на этой последней стадии стресса, к которой мы пришли, не сумев грамотно выстроить антистрессовую стратегию на более ранних стадиях. Мы ощущаем одышку, неадекватное мышечное напряжение, повышение кровяного давления, нарушение сна, раздражительность и прочие отрицательные симптомы, в совокупности составляющие выделенный автором понятия «стресс» Гансом Селье синдром общей адаптации. В него входит целых 1400 физико-химических реакции организма, происходящих в теле в ответ на стресс в первые секунды. Организм мобилизуется на угрозу на всех своих уровнях: мышечно-физиологическом, эмоционально-мыслительном, повиденческо-волевом [7, c. 101-102].

Таким образом, под стрессом мы понимаем неспецифическую реакцию организма на внешнее или внутреннее воздействие повышенной силы. В развитии стресса различают три стадии: тревога, адаптация и истощение. Задача человека – не допустить развития третьей стадии, которое является началом болезни.

2 Стресс-менеджмент

  1. Цель и стратегии стресс-менеджмента

Стресс не может быть устранён полностью. Как говорил основатель учения о стрессе Ганс Селье, полностью свободной от стресса может быть только смерть. Напряжение — это часть жизни. Цель стресс-менеджмента — контроль уровня стресса и управление напряжением с тем, чтобы вовремя дать организму возможность восстановиться и не позволить длительному стрессу вызвать серьезные проблемы [25, c. 10].

Существуют три основные стратегии стресс-менеджмента:

  • Уход от проблемы.
  • Изменение проблемы.
  • Изменение отношения к проблеме.

Самый простой вариант — уход из стрессогенной ситуации. Но что делать, если уйти от проблемы невозможно? Остаются ещё две стратегии: изменение проблемы и изменение отношения. Стратегии управления стрессом не случайно указаны именно в такой последовательности: уход, изменение проблемы, изменение отношения. Уход из стрессогенных обстоятельств — самый быстрый и простой вариант. Стратегия ухода от проблемы хороша ещё и тем, что здесь нет необходимости в психологической помощи. Всё зависит от решения самого человека. Но, к сожалению, далеко не всегда у нас есть возможность уйти из стрессовой ситуации. Есть проблемы, от которых нельзя или не хочется уходить. Есть проблемы, от которых невозможно уйти (например, связанные с характером, с установками, отношением к чему-либо и т.д.).

В таких случаях наиболее адекватными будут стратегии изменения проблемы или изменения

отношения к проблеме. Конечно же, лучше вначале попытаться изменить проблему. Если же проблема относится к категории неизменяемых, и мы ничего не можем с ней поделать — ни уйти от неё, ни изменить её невозможно — у нас остаётся третья стратегия, стратегия изменения отношения. При выборе второй или третьей стратегии очень полезной может оказаться помощь психолога или психотерапевта. Существуют десятки различных методов когнитивно-поведенческой психотерапии, которые позволяют быстро и успешно справиться со стрессом [24, c. 5-7].

  1. Организационный стресс. Причины стресса в организации

Организационный стресс – психическое напряжение, связанное спреодолением несовершенства организационных условий труда, с высокими нагрузками при выполнении профессиональных обязанностей на рабочем месте в конкретной организационной структуре (в организации или в ее подразделении, фирме, корпорации), а так же с поиском новых неординарных решений при форс-мажорных обстоятельствах [23, c. 346].

Организационный стресс обусловлен внутриорганизационными факторами трех уровней: индивидуальные характеристики персонала, групповое взаимодействие, организационная среда, а также внешними (макросредовыми) стресс-факторами. Другими словами, организационный стресс проявляется в напряжении адаптационных механизмов личности в ответ на определенную организационно-производственную ситуацию.

К организационным стрессам относятся также ролевые конфликты, высокие профессиональные требования, экстремальные условия деятельности для определенных профессий.

Общим признаком и главной причиной организационного стресса выступает наличие внутреннего конфликта между требованиями со стороны организации, привлекательностью работы в ней, ожиданиями и реальными возможностями работника. Значимыми причинами организационного стресса выступают слабости руководства и неудовлетворительный психологический климат. В последнем случае нарушается профессиональная взаимоподдержка коллег. В результате ограничена возможность обсудить профессиональные проблемы, получить одобрение, поддержку и успокоения от осознания того, что коллеги переживают те же трудности.

Службе управления персоналом, естественно, более важно разобраться с причинами, вызванными организационными факторами, чтобы иметь возможность воздействовать на ситуацию и эффективно управлять стрессом.

Существует множество факторов, которые могут вызывать стресс на работе [20, c. 115]. Например:

  • необходимость принимать ответственные решения;
  • перегрузки или недостаточная загруженность;
  • недостаточно чёткое определение должностных обязанностей;
  • слишком расплывчатые границы полномочий;
  • неясные устные инструкции;
  • необходимость выполнять трудно совместимые функции;
  • неопределённость областей ответственности;
  • поведение других сотрудников, вызывающее стресс;
  • недостаток профессионального общения;
  • невозможность получить консультацию по сложным вопросам;
  • стрессогенная внутрифирменная политика и стиль менеджмента;
  • недоступность руководителя;
  • высокий уровень стресса у руководителя;
  • недостаточная освещённость рабочего места;
  • слишком тесное помещение;
  • плохая вентиляция;
  • некомфортная температура на рабочем месте;
  • недоступность необходимых для работы ресурсов;
  • плохо оборудованное рабочее место;
  • отнимающие много времени и сил поездки на работу и с работы;
  • необходимость регулярных командировок;
  • недостаточная увлечённость работой;
  • рутинная, однообразная работа;
  • слабая удовлетворённость выполненной работой;
  • слишком высокий или слишком низкий темп работы;
  • бесперспективное будущее организации;
  • методы работы, конфликтующие с системой ценностей;
  • неудовлетворённость развитием карьеры;
  • отсутствие перспектив профессионального роста;
  • угроза преждевременного увольнения или перевода на менее оплачиваемую работу;
  • недостаточная оплата труда;
  • несправедливая оценка труда;
  • отсутствие нематериальных стимулов;
  • напряжённые взаимоотношения с коллегами, начальником, подчинёнными, другими сотрудниками;
  • неспособность адаптироваться к изменениям;
  • недостаточное владение навыками, необходимыми для качественного выполнения работы;
  • неадекватные стратегии поведения в проблемных ситуациях;
  • неумение работать в коллективе, в составе команды;
  • неудовлетворённость положением на служебной лестнице;
  • внедрение новых технологий;
  • расширение бизнеса;
  • снижение уровня доходов;

Можно выделить четыре основных группы причин стресса на уровне организации:

  • Некомпетентность сотрудников (или недостаточное развитие необходимых навыков), мешающее достигать требуемых результатов.
  • Предстоящие организационные изменения с исходом, непонятным сотрудникам.
  • Плохая организация работы, не эффективные бизнес-процессы, приводящие к всевозможным срывам.
  • Потеря веры в то, что можно что-то изменить. Отсутствие реакции руководства на инициативы.

Перечисленные выше стрессоры можно разделить на те, которые человек может контролировать и влиять на них, работая с причинами стресса и те, которые не зависят или слабо зависят от отдельного человека и требуют решения на уровне организации в целом. Так, первая группа стрессоров в очень большой степени зависит от усилий человека. Вторая и третья группа — в меньшей степени, а четвертая – зависит очень мало. Поэтому в первом случае сотрудник может очень активно работать над собой и тем самым снижать уровень стресса. Во втором и третьем случае многое будет зависеть от инициативности человека, стремлении взять на себя ответственность не только за себя, но и за организацию. А если имеет место четвертая ситуация, здесь уже должно задуматься руководство – иначе единственно возможным способом преодоления такого стресса самим работником станет его уход из организации.

Соответственно, направление усилий службы персонала может быть сконцентрировано либо на отдельных сотрудниках, их знаниях, умениях и навыках и установках, либо на организации в целом или отдельных ее подразделениях (оптимизация бизнес-процессов, грамотное внедрение изменений, изменение стиля управления, корректировка корпоративной культуры в соответствии с целями организации).

Предлагаемые ниже методы в большей степени относятся к работе с первой группой причин, как наиболее традиционные в работе службы персонала. Однако, служба персонала может успешно справляться и с проблемами следующих уровней. Для этого она должна принимать активное участие не только в разработке и осуществлении кадровой политики компании, но и участвовать в стратегическом развитии, сопровождать процесс организационных преобразований, осуществлять оптимизацию бизнес-процессов и технологий работы, выстраивать информационный обмен между подразделениями [14, c. 97-98].

2.3 Мониторинг признаков неблагополучия

Ганс Селье дал такое определение стресса: «Стресс есть неспецифичный ответ организма на любое предъявленное ему требование» [6, c.75]. Другими словами, любое воздействие на организм человека вызывают определенную, специфичную реакцию. Например, при жаре человек потеет, и испарение пота вызывает охлаждение. Но любое воздействие на организм вызывает и неспецифичную реакцию, которая заключается в том, что организм пытается приспособиться к изменению. Если приспособиться не удается, то есть организм перестает справляться с функцией саморегуляции, имеет место дистресс (или чрезмерный стресс), который может оказывать разрушительное влияние на организм. Это проявляется в тревоге, беспричинном страхе или апатии, отсутствии желаний или нервозности, раздражительности, бессоннице, потере трудоспособности, отсутствующем взгляде.

Но если, несмотря на давление, организм продолжает реагировать и пытаться прийти в норму, мы имеем дело со стрессом. В результате на некоторое время (а иногда и почти постоянно) меняется физиологическое состояние человека или состояние души или эмоциональное состояние.

Бывает, о стрессе говорят как о некоем пороке, болезни, которая наступает внезапно и непременно у тех, кто не заботиться о своем здоровье и перегружает нервную систему. Но стресс не появляется внезапно и не понятно откуда, а сопровождает человека практически на протяжении всей жизни и является ответом на внешние воздействия. Если организм достаточно устойчив, то он быстро приспосабливается и такие воздействия практически не отражаются на здоровье человека. Если же организм ослаблен (психически, либо физически истощен по тем или иным причинам),

то могут появиться, так называемые вегетативные нарушения: повышенная утомляемость, головные боли, бессонница, невозможность сосредоточиться, забывчивость. Человек начинает чаще болеть.

Аналогичным образом реагирует на стрессовые факторы и коллектив, который состоит из отдельных индивидуумов. Стресс как групповое явление имеет место в коллективах, в которых велико количество и уровень организационных стрессоров. Другими словами, стресс не будет касаться организации до тех пор, пока ему подвержены отдельные члены коллектива и их стрессоры носят личных характер. Если же на коллектив воздействуют организационные стрессоры, то они влияют на весь коллектив и соответственно вызывают групповой стресс.

Для стрессовой ситуации в коллективе наиболее типичны следующие признаки неблагополучия:

  • Увеличение уровня заболеваемости персонала выше нормативной.
  • Увеличение числа ошибок у работников, которые ранее подобных ошибок не совершали.
  • Снижение показателей качества работы.
  • Проявление признаков не лояльности со стороны хороших сотрудников.
  • Ухудшение динамики показателей текучести.
  • Появление нетипичных конфликтов.
  • Напряженная атмосфера в коллективе [22, c. 81].

Наиболее надежным индикатором стресса является ситуация, когда после анализа события (конфликта, снижения производительности и т.д.) не выявлено никаких значимых объективных причин.

Среди способов диагностики признаков неблагополучия в коллективе, вызванных стрессом, хорошо себя зарекомендовали:

а) Анкетирование персонала об удовлетворенности трудом, а так же определение ситуаций, вызывающих стресс. Данные анкетирования позволяют систематизировать наиболее типичные стрессоры для разных групп и разработать комплекс мероприятий по снижению стрессогенности выявленных факторов.

Например, анкета для персонала может включать следующие вопросы:

Оцените, пожалуйста, по 7-ми бальной шкале, насколько вы удовлетворены следующими факторами трудовой жизни. Прокомментируйте свои ответы.

  • Режим труда и отдыха
  • Условия труда
  • Оплата труда
  • Микроклимат в коллективе
  • Стиль управления
  • Организация труда
  • Взаимодействие с другими отделами
  • Другое (укажите, что именно)
  • Какие виды работ представляют для Вас наибольшую сложность? Почему?
  • Что позволило бы Вам работать более продуктивнее?
  • Ваш стаж работы в данной должности?

В анкете были использованы как закрытые (с вариантами ответов), так и открытые (без вариантов ответов) вопросы. В данном случае закрытые вопросы работали на подтверждение или опровержение уже сформированной гипотезы, а открытые были направлены на задействование потенциала персонала, для поиска путей решения проблемы.

В результате анкетирования службе персонала можно предположить наличие стрессовой ситуации в коллективе.

б) Анализ сравнительных данных. В том числе анализ динамики текучести, динамики заболеваемости, динамики исполнительной дисциплины (выполнение поручений).

Анализ динамики текучести кадров является универсальным инструментом анализа. Однако, для разных отраслей нормальные величины этого показателя сильно различаются. Так, для промышленных предприятий нормально, если показатель текучести не превышает 2-3%, тогда так для молодых отраслей, в которых большинство персонала занято интеллектуальным трудом (например, IT -технологии) текучесть может достигать 10%. Но и том, и в другом случае более значим показатель относительной, а не абсолютной текучести, то есть текучесть в сравнении с прошлыми годами. Если оказывается, что за год текучесть возросла на 100% — службе персонала пора бить тревогу.

в) Наблюдение. Наблюдение можно использовать для более детального анализа ситуации, выявленной первым или вторым способом. Так, если сравнительный анализ данных показал неблагополучие в одном из отделов, первое, что необходимо сделать, это посетить отдел и понаблюдать за ситуацией.

Наблюдение за работой сотрудников можно проводить собственными силами. А можно и с привлечение внешних специалистов. Можно использовать популярную сегодня методику Mystery Shopping (или пробная покупка), суть которой состоит в том, что качество обслуживания проверяют специально подготовленные покупатели-инкогнито. Сотрудники, не догадываясь о том, что их оценивают, ведут себя естественно, а если имеет место сложная ситуация могут это заметить.

При наблюдении особое внимание стоит обратить на следующие факторы:

  • Каким образом сотрудники решают вопросы между собой (спокойно, на повышенных тонах, стараются минимизировать общение, и т.д.)
  • Как отвечают на внешние телефонные звонки, как комментируют звонки во время переключений на других сотрудников.
  • Как вступают в контакт, если в помещение входит новый человек и др.

Перечень критериев для наблюдения зависит от конкретной ситуации и должен быть тщательно проработан.

г) Собеседование/интервью. Можно также побеседовать с некоторыми сотрудниками, выяснить, нет ли каких-либо других причин возникновения напряженности. Например, ухудшение ситуации может быть вызвано изменением системы оплаты труда на менее справедливую с точки зрения сотрудников.

Для собеседования лучше пригласить сотрудника, пользующегося авторитетом в коллективе, позитивного лидера, готового при необходимости помочь службе персонала в «разруливании» ситуации. Предпочтительнее для таких бесед женщины, они более наблюдательны и рассматривают отношения как несомненную ценность. Как правило, женщины не воспринимают такие беседы как пустую трату времени.

Беседу важно построить так, чтобы собеседник чувствовал, что его рассматривают как партнера. Ни в коем случае нельзя устраивать допрос, спрашивая, например: «Почему вы так плохо работаете, чего еще вам не хватает?». Также важно избегать вопросов, при которых собеседник может почувствовать себя доносчиком [22, c. 97-99].

2.4 Профилактика стрессов

Профилактические меры планируются на год вперед и составной частью входят в ежегодный план реализации кадровой политики предприятия. При обнаружении каких-либо признаков неблагополучия Программа Профилактики стресса корректируется и дополняется.

В качестве профилактических мер наиболее эффективны:

  • Обучающие мероприятия.
  • Организация «обучения действием».
  • Производственная гимнастика.
  • Работа комнаты психологической разгрузки.
  • Производственная гигиена и санитария (хорошие условия труда).
  • Организация нерабочей активности персонала (выезды на природу, культпоходы).

Рассмотрим эти профилактические меры.

В качестве обучающих мероприятий наиболее эффективны тренинги, хотя можно использовать, и семинарские занятия, и лекции [25, c. 22].

Все тренинги, направленные на профилактику стресса условно можно разделить на три группы:

1. Тренинги по управлению временем. Способствует снижению влияния наиболее распространенного стрессора – нехватка времени.

2. Тренинги по развитию конкретных рабочих навыков: тренинг навыков презентации, продаж, обслуживания клиентов, общения по телефону, проведения переговоров, публичных выступлений, управления, наставничества и т.д. Эти тренинги направлены на повышение уровня компетентности персонала и соответственно способствуют снижению стресса, вызванного невысокой эффективностью работы сотрудников.

3. Тренинги по овладению навыками саморегуляции. Эти тренинги наиболее актуальны для профессий, основной рабочий процесс которых связан с нервным напряжением. И если сотрудники умеют правильно расслабляться, то их эффективность резко повышается, снижается количество ошибок, конфликтов внутри коллектива.

Кроме того, стрессоры могут быть двух видов:

  • Универсальные – характерные для всех работников проблемные зоны.
  • Свойственные для какой-то определенной, чаще всего профессиональной, группы сотрудников.

Универсальной зоной в очень многих организациях является неумение управлять своим временем, плохие навыки самоорганизации. В этом случае наиболее адекватным способом преодоления стресса некомпетентности является организация обучения по тайм-менеджменту.

Тайм-менеджмент (или управление временем) – методика, направленная на повышение эффективности использования времени [23, c. 415]. В основе тайм-менеджмента лежит навык правильной постановки целей и перевод их на уровень мероприятий, эффективное распределение мероприятий в течение рабочего времени (умение грамотно расставлять приоритеты), а также регулярная рефлексивная оценка собственного дня с целью выявления эффективно и не эффективно потраченного времени.

Умение грамотно распределить рабочее и свободное время – довольно эффективное средство борьбы со стрессовым состоянием, помогает правильно и наиболее оптимально структурировать и распланировать свой рабочий день.

В консультативной практике в последнее время довольно популярно проведение хронометража дня или недели, с последующим анализом эффективности использования рабочего времени. Как показывает опыт, одно только понимание, куда же делось время, заметно снижает уровень стресса. А если еще удается структурировать дела так, чтобы больше успевать, а также исключить потери и оградить себя от «воров» времени, то приобретенное благодаря этому спокойствие позволяет намного повысить собственную производительность труда.

Кроме универсальных, для разных групп работников наиболее типичны различные стрессоры. Так, например, для руководителей, сотрудников отдела продаж, сотрудников отдела закупок причиной стресса может быть чрезмерное напряжение перед важными переговорами или ответственной встречей. Это во многом обусловлено неуверенностью в себе, невысоким уровнем компетентности в области ведения переговоров.

Стресс, вызванный осознанием работником своей некомпетентности, является наиболее распространенным. Для предотвращения данного вида стресса служба персонала обладает большим количеством рычагов, поэтому остановимся более подробно.

Организация тренингов для персонала силами внешних специалистов. По итогам тренингов, каждый сотрудник составляет план своего дальнейшего саморазвития. Далее организуется групповая работа сотрудников, которые самостоятельно встречаются раз в месяц и разбирают сложные ситуации. Такая работа очень хорошо влияет на обстановку в коллективе.

Еще одним хорошим профилактическим инструментом могут быть тренинги по саморегуляции. Такие тренинги могут быть как разовые (с целью обучению основным навыкам релаксации и саморегуляции), так и регулярные, на которых участники не только отрабатывают навыки, но и занимаются собственно релаксацией. Наиболее результативны такие тренинги для профессий, связанных с большим эмоциональным напряжением.

Так же для решения проблем служба персонала может проводить тренинги по навыкам саморегуляции и релаксации. В качестве релаксационных упражнений хорошо зарекомендовали себя дыхательные упражнения, нервно-мышечная релаксация, аутогенная тренировка, медитативные методы. Практика показывает, что для положительного эффекта необходимо уделять упражнениям хотя бы 20 – 30 минут в день [22, c. 115].

Еще одна технология — «обучение действием». В основе технологии «обучения действием» лежит принцип осознания и работы над своей рабочей проблемой самостоятельно каждым сотрудником. Группа помогает каждому своему участнику, задавая такие вопросы, которые позволят ему понять что-то новое и самостоятельно продвинуться в решении своей проблемы.

Классическая модель этой технологии была разработана Р.Регансом. Базовый принцип, который лег в основу технологии – обучение должно проходить без отрыва от повседневной работы, то есть являться «обучением через работу».

Цель технологии «Обучение действием» — структурировать процесс изучения собственного опыта решения реальной задачи и опыта своих коллег через задавание вопросов, и помочь обучающемуся прояснить для себя, что он должен делать и как.

Основные этапы технологии «обучения действием».

  • Опираясь на принцип добровольности, сформировать рабочую группу из 5-6 человек, стремящихся к развитию и творческому, нетрадиционному решению производственных задач, стоящих перед ними. Поскольку каждый участник группы работает над реальной, самостоятельно выбранной проблемой или задачей организации, можно ожидать высокую мотивацию в процессе решения задачи.
  • Каждый из участников должен выбрать тему, задачу, проблему, которую ему хотелось бы решить.

Основные принципы выбора тем:

  • Выбранная тема должна на самом деле являться реальной проблемой, а не задачей, представляющей собой просто сложный вопрос, имеющий правильный ответ, который можно найти, обратившись к литературе и другим источникам.
  • Проблема должна быть реальной, требовать срочного решения, активизировать умственные способности решающего ее человека или группы и подвергать их определенному риску при использовании своих идей и идеалов.
  • Участники должны не только провести исследование, оценить проблему и предложить ее решение, но предпринять действия по реализации этого решения.
  • При формировании рабочей группы следует обратить внимание на то, чтобы ведущий группы имел реальные полномочия (или рычаги) воздействия на управленческую систему компании. Иными словами, чтобы то, что «наработали» участники имело возможность воплотиться в жизни организации. В системе организации это может быть директор по персоналу, директор по развитию или внешний консультант, который сможет донести весь наработанный массив до лица, принимающего решения.
  • Рабочая группа (где каждый участник работает по выбранной им теме) встречается раз в три – четыре недели, где обсуждение проходит следующим образом:
  • каждый участник рассказывает, какие разработки, и действия по выбранной теме он совершил в прошедший период. Для этого он может дополнительно изучать литературу, опыт других компаний, самостоятельно размышлять и т.д.;
  • остальные участники группы, после рассказа коллеги, задают ему вопросы. Вопросы – основной стимул и рычаг дальнейшего хода разработки задачи: они должны быть сформулированы таким образом, чтобы помочь своему коллеге задуматься над теми аспектами решения задачи, которые до сих пор оставались вне зоны его размышлений. Они не должны содержать завуалированного предложения «а сделай так»;
  • после того, как вопросы были заданы, «рассказчик» может обозначить те вопросы, которые побудили его задуматься или развернуть ход решения задачи в новом позитивном русле;
  • далее каждый участник группы принимает на себя обязательства по совершению следующих шагов и действий в направлении решения задачи. Преимущество групповой работы в этом смысле заключается в том, что после того, как каждый участник предпримет очередной шаг, этот шаг будет детально проанализирован группой с его участием, для того, чтобы поучиться на этом и помочь спланировать следующие конкретные действия. Таким образом, участие группы минимизирует вероятность серьезной ошибки в работе каждого участника;

По мере продвижения решения задачи руководство компании должно оказывать всяческое содействие в реализации и воплощении наработанных подходов и технологий [22, c.167].

Для преодоления стресса в первую очередь необходимо осознать проблему. Поэтому в качестве первой темы для всех участников группы «обучения действием» желательно выбрать анализ рабочих стрессоров и дальнейшую работу над ними. Важно, так же отметить контролируемые и не подконтрольные черты установленных стрессоров, то есть то, с чем можно справиться самостоятельно при некоторой концентрации усилий, а с чем справиться не удается.

Участники группы должны описать наиболее важные аспекты нескольких (4-5) основных рабочих стрессоров. Для удобства лучше использовать таблицу.

Особое внимание стоит обратить на раздел с описанием поддается ли контролю стресс. Как правило, сначала участники утверждают, что со стрессом ничего сделать нельзя и уменьшить его практически не возможно. Однако при более вдумчивом анализе оказывается, что на многие стрессоры можно эффективно влиять. Необходимо так де описывать поведение, чувства, мысли в стрессовой ситуации и занести в таблицу.

После этого, участники сопоставляют предпосылки (те ситуации, которые запускают стресс), поведение (эмоциональную реакцию) и последствия. В результате такого сопоставления может прийти осознание того, почему в определенных ситуациях они реагируют так, а не иначе.

Следующий шаг – это сознательное изменение поведения в уже предварительно осознанных и осмысленных ситуациях.

После того, как такая предварительная работа проделана каждым участником группы, можно переходить собственно к «обучению действием». Каждый участник выбирает наиболее травмирующий стрессор и самостоятельно над ним работает.

Хорошим профилактическим средством в борьбе со стрессом является производственная гимнастика [9, c.201]. Помимо пользы для здоровья, производственная гимнастика при правильной организации сплачивает коллектив. Роль службы персонала здесь заключается в том, чтобы в каждом подразделении совместно с его руководителем выбрать энтузиаста здорового образа жизни и вместе с ним разработать комплекс упражнений, направленных, на работу тех мышц, которые в течение дня обычно бездействуют. Гимнастику лучше делать два раза в день — около 11 часов утра и около 16 часов дня. Именно в это время начинает снижаться работоспособность человека и ему требуется повышение концентрации внимания. Десяти минут вполне достаточно, чтобы немного встряхнуться и размять тело. Для сотрудников постоянно работающих на компьютере, в производственную гимнастику обязательно нужно включать гимнастику для глаз.

И, конечно же, нельзя не отметить самый приятный способ профилактики стресса – организация нерабочей активности персонала. Переключение с одного вида деятельности на другой, любая активность — все это хорошая профилактика стресса. Занятия спортом, спортивные корпоративные соревнования, совместный культпоход в театр, кино или в клуб, походы в лес, выезд на пикник, за грибами, а также прочие активные внутри корпоративные мероприятия – не только поддерживают психологическое равновесие в коллективе, но и имеют выраженный командообразующий эффект.

Значительная часть стрессов в организации – это результат конфликтов, порожденных различными производственными ситуациями. При этом в любом случае оказывается затронутой «вертикаль» деловых отношений: руководитель – подчиненный. Даже если конфликтуют между собой рядовые сотрудники, руководитель не может не вмешиваться в ход разрешения конфликтов.

В таких случаях, что бы повлиять на уровень стрессов в коллективе существуют следующие рекомендации для руководителей и подчиненных:

Антистрессовое руководство

  • Почаще задумывайтесь над точностью оценки способностей и склонностей ваших работников. Соответствие этим качествам объема и сложности поручаемых заданий – важное условие профилактики стрессов среди подчиненных.
  • Не пренебрегайте «бюрократией», то есть четким определением функций, полномочий и пределов ответственности работников. Этим вы предотвратите массу мелких, конфликтов и взаимных обил.
  • Не раздражайтесь, если работник отказывается от полученного задания, лучше обсудите с ним основательность отказа.
  • Как можно чаще демонстрируйте свое доверие и поддержку подчиненным. (По данным одного из американских исследований, сотрудники, испытывавшие значительный стресс, но чувствовавшие поддержку начальника, в два раза меньше болели в течение года, чем те, кто такой поддержки не замечал.)
  • Используйте стиль руководства, соответствующий конкретной производственной ситуации и особенностям состава сотрудников.
  • При неудачах сотрудников оценивайте в первую очередь обстоятельства, в которых действовал человек, а не его личные качества.
  • Не исключайте из арсенала средств общения с подчиненными компромиссы, уступки, извинения.
  • Запретите себе использовать сарказм, иронию, юмор, направленные на подчиненного.
  • Если возникла необходимость кого-то покритиковать, не упускайте из виду правил конструктивной и этичной критики.
  • Периодически задумывайтесь о способах снятия уже накопленных подчиненными стрессов. Держите в поле зрения проблемы отдыха сотрудников, возможности их эмоциональной разрядки, развлечений и т.д.

Выполнение руководителями этих несложных в принципе рекомендаций может весьма существенно повлиять на уровень стрессов в коллективе.

Антистрессовое подчинение

  • Если вас не устраивают условия и содержание труда, заработная плата, возможности продвижения по службе и прочие организационные факторы, постарайтесь тщательно проанализировать, насколько реальны возможности вашей организации по улучшению этих параметров (то есть для начала выясните, есть ли за что бороться).
  • Обсудите ваши проблемы с коллегами, с руководством. Позаботьтесь при этом, чтобы не выглядеть обвинителем или жалующимся – вы просто хотите решить рабочую проблему, которая, возможно, касается не только вас.
  • Постарайтесь наладить эффективные деловые отношения с вашим руководителем. Оцените масштаб его проблем и помогите ему разобраться в ваших. Руководители, как правило, нуждаются в «обратной связи», но не всегда в состоянии ее наладить.
  • Если вы чувствуете, что объем поручаемой вам работы явно превышает ваши возможности, найдите в себе силы сказать «нет». Позаботьтесь при этом о взвешенном и тщательном обосновании своего отказа. Но не «захлопывайте двери»: объясните, что вы совсем не против новых заданий, … если только вам позволяет освободиться от части старых.
  • Не стесняйтесь требовать от руководства и коллег полной ясности и определенности в сути поручаемых вам заданий.
  • Если возникает производственный «конфликт ролей», то есть заведомая противоречивость предъявляемых требований (вам, к примеру, поручили составить важный отчет, но и не сняли обязанности отвечать на беспрестанные телефонные звонки клиентов), не доводите дело до печального финала, когда придется оправдываться в невыполнении того или другого задания. Ставьте на обсуждение проблему несовместимости порученных вам дел сразу, фокусируя внимание руководства на том, что в итоге пострадает дело, а не вы лично.
  • При напряженной работе ищите возможность для кратковременного отключения и отдыха. Опыт свидетельствует, что двух 10 – 15-минутных периодов расслабления в день вполне достаточно, чтобы сохранить высокую степень работоспособности.
  • Полезно так же помнить о том, что неудачи в работе редко бывают фатальными. Набираться опыта на собственных ошибках ваше естественное право.
  • Обязательно разряжайте свои отрицательные эмоции, но в общественно приемлемых формах.
  • Старайтесь не смешивать личные и служебные отношения и т.д.

Обобщая вышесказанное, можно сформулировать следующие задачи стресс-менеджмента на предприятии:

  • снижение общего уровня стресса;
  • развитие навыков преодоления негативных последствий стресса;
  • повышение работоспособности;
  • улучшение психологической атмосферы в организации.