Методика свободного рисунка в психологической подготовке к материнству и отцовству

10

Тема 4. Диагностика родительства

  1. Цели, задачи, методы и процедура проведения диагностики родительства.
  2. Диагностика самосознания родителя (когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты).
  3. Изучение репрезентативных систем родителей.
  4. Опросники для диагностики родительской сферы («Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми» И. М. Марковской; «Тест родительской позиции» Н. В. Клюевой; «Типовое состояние семьи» Р. В. Овчаровой и др.).
  5. Проективные методики.

Вопрос 1. Перинатальная психология и психология родительства – как области исследования в психологии – сформировались относительно недавно и уже в самые последние годы объединились в единое направление. Основанием для такого объединения служит общность задач и объектов исследования этих областей психологического знания. Еще одним основанием является взаимосвязь и перинатальной психологии и психологии родительства с медициной: психосоматикой, психиатрией, акушерством и гинекологией и перинатологией. Именно эти области медицины во-первых, обращаются к «стыковке» раннего онтогенеза и соматических проблем у взрослого человека, а во-вторых, активно востребуют психологические знания и включение психологической помощи в свою работу.

Объединяет данные области психологии и медицины еще два обстоятельства. Во-первых, исследования в детской психосоматике и психиатрии свидетельствуют о том, что соматическое и психическое состояние ребенка существенно зависит от особенностей его развития в перинатальном периоде и раннем детстве, а это в свою очередь связано с качеством материнской заботы. Такое же мнение существует в психологии относительно развития личности. Во-вторых, в перинатальном периоде развития ребенка соединяются проблемы соматического здоровья родителей и ребенка (в медицине) и психологических проблем родителей и будущего ребенка (в психологии).

Более того, в детской психосоматике к концу ХХ века сложилось устойчивое мнение, что соматические проблемы ребенка являются соматизированной формой проявления депрессии, как следствия материнской депривации (разных ее форм и выраженности).

8 стр., 3747 слов

Психология детей с задержкой психического развития (ЗПР)

... биохимические, иммунологические, и цитогенетические методы исследования. Многие заболевания Н.С. возникают вследствие неблагоприятных факторов во внутриутробных периодах развития, или в раннем детстве. Причинами ... примитивной Важная роль процессов редукции и обновления выступает в двигательном развитии детей 1ого года жизни. У новорожденных имеются первичные позатонические автоматизмы, влияющие ...

А это уже проблемы психологии, в которой изучается взаимодействие матери с ребенком и его влияние на развитие ребенка. Таким образом, и медицина, и психология сходятся к тому, что основным объектом исследования и воздействия становится не ребенок отдельно и не его родители сами по себе, а их общность, которая на ранних этапах развития детско-родительского взаимодействия представлена диадой (система «мать-дитя», как ее определил Р. Шпиц).

Основная цель диагностики — оптимизация родительской сферы женщины и мужчины

Задачи: диагностика содержания и онтогенеза родительской сферы; выявление связи особенностей материнской сферы женщины с развитием ее ребенка в раннем онтогенезе; психологическая помощь по проблемам родительства; коррекция диадических проблем.

Процедуры: выявление и терапия внутреннего конфликта в материнской (родительской) сфере; коррекция родительской сферы и детско-родительских отношений, гармонизация родительской сферы женщины и мужчины; разрешение внутренних конфликтов и диадических проблем; формирование готовности к родительству.

Вопрос 2. Данную проблему изучала Е.Н. Рыбакова. Под самосознанием матери она понимает сложный психический процесс, сущность которого состоит в постижении и отражении мате­рью образа Я, эмоционально-ценностном отношении к этому образу и регуляции на этой основе поведения. На основе анализа отечественной л зарубежной литературы по проблеме самосознания и становления ма­теринства, как особой стадии в формировании самосознания женщи­ны, мы выделяем и описываем трехкомпонентную структуру самосоз­нания матери, включающую самопостижение (когнитивный компо­нент), самоотношение (аффективный компонент) и самореализацию поведенческий компонент) (см. схему).

Проведенный анализ факторной структуры позволил опи­сать содержательную наполненность структурных компонентов само­сознания матери.

Содержание самопостижения включает представление женщины о себе как о матери, о качестве выполнения материнских функций, о способах взаимодействия с ребенком, о доминирующем эмоциональ­ном фоне взаимодействия, которые интегрируются в обобщенный об­раз Я. Самопостижение характеризуется высоким уровнем внутрилич-ностных конфликтов, противоречивостью чувств и переживаний, же­ланием занять детскую, инфантильную позицию, уходом от ответст­венности, стремлением переложить свои обязанности по уходу и вос­питанию ребенка на других, что говорит о работе механизмов психологической защиты. Парадоксальная идентификация является ин­дикатором внутреннего кризиса, вызванного серьезным рассогласова­нием между «Я-реальным» и «Я-идеальным» или высоким уровнем де-монстративности. Две сферы жизни, две составляющие успеха — се­мья и карьера — также стали для женщины знаком конфликта.

Самоотношение представляет собой специфический вид эмоцио­нальных переживаний, в которых отражается отношение матери к то­му, что она узнает, понимает и открывает о себе. Отношение матери к себе формируется под влиянием двух противоположных тенденций сравнение фактических достижений и уровня притязаний, с одной сто­роны, и принятие или непринятие себя, согласие или несогласие с со­бой — с другой, а также зависит от уровня адаптированности к ситуа­ции. Для самоотношения характерен конфликт между «Я-реальным» и «Я-идеальным», сомнения, несогласие с собой, разделение негативного и позитивного отношения к себе, которое связано с необходимостью защиты Я от отрицательных эмоций и поддержания общего самоува­жения на относительно постоянном уровне.

9 стр., 4367 слов

Психологические проблемы детей в семьях одиноких матерей

... иметь детей - и участию матери-одиночки. Но, пожалуй, одной из основных причин высокого уровня внебрачной рождаемости сегодня является то, что женщины стали предъявлять более строгие требования ... результате добивается того, что ребенок вырастает инфантильным, незрелым во всех отношениях. Своей родительской тираний она подавляет инициативу ребенка, который, взрослея, все острее переживает свою ...

Содержательная наполненность самореализации представлена сти­лями, способами, эмоциональным сопровождением процесса взаимо­действия с ребенком, типом детско-родительских отношений. Самореа­лизация характеризуется двойственностью отношений с ребенком, на­личием противоречий в воспитательной позиции матери (принятие — отвержение, развитие — инфантилизация ребенка, авторитарность — сотрудничество и т.д.); стремлением доминировать и контролировать все сферы своей жизни, что может быть проявлением высокого уровня тревожности и указывает на работу механизмов психологической за­щиты (гиперкомпенсация) и на нарушения в структуре материнско-детского взаимодействия.

Диагостика: Опросник «Сознательное родительство» (изучение осознанности всех компонентов родительства: родительских позиций, родительских чувств, родительской ответственности, родительских установок и ожиданий, семейных ценностей, стиля семейного воспитания, родительского отношения)

Методика «Представления об идеальном (реальном) родителе» (изучение представления об идеальном родителе и соотнесения с реальным родителем)

Методика «Принятие и исполнение родительской роли» (выявление степени и уровня принятия родительской роли и характера родительской идентичности)

Методика «Позитивные родительские чувства» (определение уровня развития позитивных родительских чувств, их компонентов)

Опросник «Родительская любовь и симпатия» (изучение психологических составляющих родительских чувств)

Опросник «Родительские победы и поражения» (выявление ключевых проблем в отношениях между родителями и их детьми, планирование на основе полученной информации групповой и индивидуальной работы с семьей)

Вопрос 3. Отличительной особенностью когнитивного подхода к личности и к его ролям (родителя, в частности) является использование информационно-процессуальной модели в ее интерпретации. Он привнес в психологию компьютерную метафору, а потому личность является чем-то сродни ЭВМ, которая перерабатывает информацию при помощи схем, когниций, кластеров, семантических полей и сохраняет ее в некой базе данных.

К этому направлению относят теория личных конструктов Дж. Келли (1905-1966).

Основные положения:

1. Ключевое структурное понятие, описывающее человека как ученого, — это понятие личного конструкта. Конструкт — это способ конструирования, или интерпретации, мира. Это понятие, которое использует индивид, чтобы разнести события по категориям и наметить курс поведения. Переживая события, индивид замечает, что некоторые события имеют общие характеристики, которые отличают их от других событий. Индивид различает сходства и контрасты. Он наблюдает, что одни люди — высокие, а другие — низкие, что одни люди — мужчины, а другие — женщины, что есть вещи твердые, а есть — мягкие. Именно это конструирование сходства и контраста и формирует конструкт. Не будь конструктов, жизнь была бы хаотична.

14 стр., 6653 слов

ТЕСТ _ПСИХОДИАГНОСТИКА

... К стандартизированным (формализованным) методам относятся * тесты, опросники и психофизиологические процедуры исследования тесты, опросники и проективные методики тесты, опросники, наблюдение и беседа Надежность и валидность ... при обследовании * учащихся средних, старших классов и взрослых взрослых детей младшего школьного возраста Для исследования кратковременной и долговременной памяти ...

Чтобы сформировать конструкт необходимы 3 элемента: два элемента должны восприниматься как похожие друг на друга, а третий элемент должен восприниматься как отличный от этих двух. Конструирование двух элементов как похожих формирует полюс сходства конструкта; их противопоставление третьему элементу формирует контрастный полюс конструкта.

Типы конструктов. Вербальный конструкт может быть выражен словами, тогда как довербальный конструкт — это конструкт, который используется даже в том случае, если у человека нет слов, чтобы выразить его. Довербальный конструкт усваивается еще до того, как у ребенка появляется речь.

Структуры конструктов. Конструкты организованы иерархически. Главенствующий конструкт (ядерный) включает другие конструкты в свой контекст, а подчиненный конструкт — это конструкт, который включен в контекст другого (главенствующего) конструкта. Например, конструкты «умный-тупой» и «привлекательный — непривлекательный» могут быть подчиненными по отношению к главенствующему конструкту «хороший — плохой».

2. Репертуарный тест ролевых конструктов (Реп-тест) создан на основе теории конструктов и предназначен для диагностики личных конструктов. Состоит из двух процедур — составления испытуемым списка лиц (на основе списка названий ролей: мать, сестра, друг) и формирования испытуемым конструктов посредством равнения триад из данного списка лиц (чем похожи двое и чем отличны от третьего).

3. Когнитивная сложность-простота. О когнитивной сложности системы конструктов свидетельствует преобладание конструктов, обладающих высокой степенью обобщенности, которые респондент может подробно объяснить и приложить для оценки большинства персонажей. Отсутствие подобных конструктов говорит о ее простоте. Степень когнитивной сложности системы конструктов позволяет судить о «социальном интеллекте и психологической проницаемости обследуемого, косвенно характеризует его вербальный интеллект».

4. По Келли, человек испытывает тревогу, когда осознает, что события лежат за рамками системы конструктов, переживает страх, когда новый конструкт появляется на горизонте, и чувствует угрозу, когда возникает опасность обширных изменений в системе конструктов.

Если суммировать все вышеизложенное, то, согласно теории личных конструктов, разработанной Келли, личность индивида образована системой его конструктов. Человек использует конструкты, чтобы интерпретировать мир и предвосхищать события. Таким образом, используемые человеком конструкты определяют его мир. Два человека похожи друг на друга в той степени, в какой похожи их системы конструктов. Если вы хотите понять человека, то самое важное, что вам надо сделать, — это узнать кое-что о конструктах, которые он использует, о событиях, которые подразумеваются под этими конструктами, о способах функционирования этих конструктов и о способах их организации в систему.

Вопрос 4. 1) И. М. Марковская «Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми». Данный опросник позволяет диагностировать родительско-детские отношения и взаимодействия методом шкалирования 10-ти позиций (1 – нетребовательность – требовательность родителя; 2 – мягкость-строгость родителя; 3 – автономность-контроль по отношению к ребёнку; 4 – эмоциональная дистанция- эмоциональная близость ребёнка к родителю; 5 – отвержение-принятие ребёнка родителем; 6 – отсутствие сотрудничества-сотрудничества; 7 – несогласие- согласие между ребёнком и родителем; 8 – непоследовательность- последовательность родителя; 9 – авторитетность родителя; 10 –удовлетворённость отношения ребёнка с родителем).

7 стр., 3346 слов

Духовно-нравственное развитие личности ребёнка в семье

... все и без него шло нормально и хорошо) или, наоборот, в многодетной семье старшие дети становятся подлинными хозяевами. Хочется обратить здесь ваше внимание на то, что ... разумные потребности, ответственность, самостоятельность, бережливость. Эстетическое воспитание в семье призвано развить таланты и дарования детей, дать им представления о прекрасном, существующем в жизни. Это особенно важно ...

2) Н. В. Клюева «Тест родительской позиции». Предлагаемый тест адресован отцам и выявляет три типа отцовско-родительской позиции – традиционный, современный и озабоченный семейным благополучием. Тестирование 20-ти семей таковы: 45% опрошенных отцов выказывают современный тип родительской позиции; 40% — традиционный тип; 10% — смешанный тип (традиционный тип и современный подход в воспитании) и 5% — отец, озабоченный семейным благополучием. Современный тип родительской позиции является преобладающим, для него общение с детьми, забота о них – вещи самые нормальные и естественные. Хотя у него и нет столько свободного времени сколько хотелось бы, он много времени уделяет детям. Он умеет не только найти взаимопонимание со старшими детьми, но и любит меленьких детей.

С разницей в пять процентов от современного типа – традиционный тип. Этот тип несколько авторитарен, для которого характерно главенствование в семье, последнее слово при решении любых вопросов остаётся за ним. Строгость, требовательность требует от детей выполнение целого ряда обязанностей. Между ним и детьми нет душевных отношений.

Тип отца, озабоченного семейным благополучием выявлен лишь в пяти процентов от опрошенных. Такой отец отчуждён от детей и предоставляет полную свободу жене в вопросах воспитания.

3) Р. В. Овчарова – опросник «Типовое состояние семьи». Данный опросник оценивает эмоциональную, психологическую атмосферу в семье. Данные теста выявляют причины таких семейных отношений как: возможная низкая зарплата (в некоторых семьях), жизненная нестабильность, несамореализован в жизни, малый контакт в семье из-за перегрузки на работе и т. п.

Вопрос 5. Тест “Рисунок семьи”

Назначение теста

Тест предназначен для выявления особенностей внутрисемейных отношений. Он поможет прояснить отношения ребенка к членам своей семьи, то, как он воспринимает их и свою роль в семье, а также те характеристики отношений, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства.

Описание теста

Семейную ситуацию, которую родители оценивают со всех сторон положительно, ребенок может воспринимать совершенно иначе. Узнав, каким он видит окружающий мир, семью, родителей, себя, можно понять причины возникновения многих проблем ребенка и эффективно помочь ему при их разрешении.

Инструкция к тесту

Ребенку дают простой карандаш средней мягкости и стандартный чистый лист бумаги формата А4. Использование каких-либо дополнительных инструментов исключается.

22 стр., 10683 слов

Психологическая помощь детям в ситуации развода родителей

... для всех, в первую очередь он отражается на ребенке. Воспитание ребенка в семье, пережившей развод или уход одного из родителей, становится серьезным испытанием (конечно, за исключением случаев ... исследования, подтверждающие, что затяжной межсупружеский конфликт в семье разрушает личность ребенка, который обречен быть свидетелем ссор между родителями в течение ряда лет. Особое внимание в ...

Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Не следует давать какие-то указания или уточнения. На возникающие у ребенка вопросы, такие, как «Кого надо рисовать, а кого не надо?», «Надо нарисовать всех?», «А дедушку рисовать надо?» и т.д., отвечать следует уклончиво, например: «Рисуй так, как тебе хочется».

Пока ребенок рисует, вы должны ненавязчиво производить наблюдение за ним, отмечая такие моменты, как:

Порядок заполнения свободного пространства.

Порядок появления персонажей рисунка.

Время начала и окончания работы.

Возникновение трудностей при изображении того или иного персонажа или элементов рисунка (чрезмерная сосредоточенность, паузы, заметная медлительность и т.д.).

Время, затраченное на выполнение отдельных персонажей.

Эмоциональный настрой ребенка во время изображения того или иного персонажа рисунка.

По окончании рисунка попросите ребенка подписать или назвать всех изображенных персонажей рисунка.

После того как рисунок будет завершен, наступает второй этап исследования – беседа. Беседа должна носить легкий, непринужденный характер, не вызывая у ребенка чувства сопротивления и отчуждения. Вот вопросы, которые следует задать:

Чья семья изображена на рисунке, – семья ребенка, его друга или вымышленного лица?

Где эта семья находится и чем заняты ее члены в настоящее время?

Как ребенок описывает каждого из персонажей, какую роль отводит каждому в семье?

Кто в семье самый хороший и почему?

Кто самый счастливый и почему?

Кто самый грустный и почему?

Кто больше всех нравится ребенку и почему?

Как в этой семье наказывают детей за плохое поведение?

Кого одного оставят дома, когда поедут на прогулку?

Интерпретация результатов теста

Полученное изображение, как правило, отражает отношение ребенка к членам его семьи, то, какими он их видит, и какую роль в семейной конфигурации отводит каждому.

1. Оценка общей структуры

Что мы видим на рисунке: действительно, семью, члены которой изображены вместе, близко стоящими или занятыми выполнением какого-то общего дела или это просто несколько изолированных фигур, никак не контактирующих друг с другом. Следует иметь в виду, что то или иное изображение семейной ситуации может быть связано с реальным положением в семье, а может противоречить ему.

Если, например, члены семьи изображены держащимися за руки, то это может соответствовать реальной ситуации в семье, а может быть отражением желаемого.

Если два человека изображены близко друг к другу, то, возможно, это отражение того, как ребенок воспринимает их взаимоотношения, но при этом оно не отвечает действительности.

Если какой-то персонаж отдален от других фигур, это может говорить о «дистанции», которую ребенок замечает в жизни и выделяет ее.

7 стр., 3260 слов

Рисунок семьи

...   Методика «Рисунок семьи» Используется для исследования межличностных отношений ребенка с родителями. Данная методика отражает, в первую очередь, переживания и восприятие ребенком своего места в семье, отношение ребенка к семье в целом ...

Помещая одного из членов семьи выше остальных, ребенок тем самым придает ему исключительный статус. Этот персонаж, по мнению ребенка, обладает наибольшей властью в семье, даже если он рисует его самым маленьким по сравнению с размерами остальных.

Ниже остальных ребенок склонен помещать того, чье влияние в семье минимально.

Если ребенок выше всех помешает своего младшего брата, то, по его мнению, он именно тот, кто управляет всеми остальными.

2. Определение наиболее привлекательного персонажа

Его можно выявить по следующим признакам:

он изображается первым и помещается на переднем плане;

он выше и крупнее остальных персонажей;

выполнен с большей любовью и тщательностью;

остальные персонажи сгруппированы вокруг, повернуты в его сторону, смотрят на него.

Ребенок может выделить одного из членов семьи тем, что изображает его в какой-то особенной одежде, наделяет его какими-то деталями и таким же образом изображает собственную фигуру, отождествляя, таким образом, себя с этим персонажем.

Размер того или иного члена семьи говорит о том значении, которое имеет этот персонаж для ребенка. Например, если бабушка нарисована большего размера, чем отец с матерью, то скорее всего в настоящее время отношения с родителями стоят для ребенка на втором плане. Наоборот, наименее значимый персонаж на рисунке изображается самым маленьким, рисуется в последнюю очередь и помещается в стороне от остальных. С таким персонажем ребенок может обойтись более категорично: перечеркнуть несколькими штрихами или стереть резинкой.

Сильная штриховка или сильный нажим карандаша при изображении той или иной фигуры выдают чувство тревоги, которое испытывает ребенок по отношению к этому персонажу. И напротив, именно такая фигура может быть изображена с помощью слабой, тонкой линии.

Предпочтение того или иного родителя выражается в том, ближе к кому из родителей нарисовал себя ребенок, какое выражение лица прочитывается в фигурах родителей.

Дистанция между членами семьи – один из основных факторов, отражающих предпочтения ребенка. Расстояния на рисунке являются отражением психологической дистанции. Таким образом, наиболее близкие люди изображаются на рисунке ближе к фигуре ребенка. Это же касается и других персонажей: те, кого ребенок помешает на рисунке рядом, близки, по его мнению, и в жизни.

3. Ребенок о себе

Если ребенок больше всех выделяет на рисунке свою фигуру, рисует себя более тщательно, прорисовывая все детали, изображая более ярко, так что бросается в глаза, а остальные фигуры составляют просто фон, то тем самым он выражает важность собственной личности. Он считает себя основным персонажем, вокруг которого вращается жизнь в семье, самым значимым, уникальным. Подобное ощущение возникает на основе родительского отношения к ребенку. Стремясь воплотить в ребенке все то, чего не смогли добиться сами, дать ему все, чего были лишены, родители признают его приоритет, первостепенность его желаний и интересов и свою вспомогательную, второстепенную роль.

Маленькая, слабая фигурка, изображенная в окружении родителей, в которой ребенок признает себя, может выражать чувство беспомощности и требование заботы и ухода. Такое положение может быть связано с тем, что ребенок привык к атмосфере постоянной и чрезмерной опеки, которая окружает его в семье (часто наблюдается в семьях с единственным ребенком), поэтому чувствует себя слабым и даже может злоупотреблять этим, манипулируя родителями и постоянно требуя от них помощи и внимания.

3 стр., 1303 слов

Кинетический рисунок семьи

... обязанности; 4) каковы взаимоотношения ребенка с остальными членами семьи. В системе количественной оценки КРС учитываются формальные и содержательные аспекты рисунка. Формальными особенностями рисунка считается качество линии ... уходящего вдаль с портфелем в руках. Родители этой девочки два года тому назад развелись. Расположение членов семьи на рисунке часто показывает их взаимоотношения. Так, ...

Ребенок может нарисовать себя вблизи родителей, оттеснив остальных членов семьи. Таким образом, он подчеркивает свой исключительный статус среди других детей.

Если ребенок рисует себя рядом с отцом и при этом преувеличивает размеры собственной фигуры, то, вероятно, это указывает на сильное чувство соперничества и желание ребенка занять такое же прочное и авторитетное место в семье, как и отец.

4. Дополнительные персонажи

Рисуя семью, ребенок может добавить людей, не относящихся к семейному кругу, или животных. Такое поведение трактуется как попытка заполнить пустоты, возместить нехватку близких, теплых отношений, компенсировать недостаточность эмоциональных связей и т.д. Так, например, мальчик, будучи единственным ребенком в семье, может включить в свой рисунок двоюродных сестер или братьев, самых дальних родственников и разных животных – кошек, собак и прочих, выражая тем самым недостаток близкого общения с другими детьми и потребность иметь постоянного спутника в играх, с которым можно было бы общаться на равных.

На рисунке могут присутствовать и вымышленные персонажи, которые также символизируют неудовлетворенные потребности ребенка. Не получив их удовлетворения в реальной жизни, ребенок удовлетворяет эти потребности в своей фантазии, в воображаемых отношениях. В таком случае вам следует попросить ребенка рассказать побольше об этом персонаже. В его ответах вы найдете то, чего ему не хватает в действительности.

Ребенок может изобразить вблизи одного из членов семьи домашнее животное, в действительности отсутствующее. Это может говорить о потребности ребенка в любви, которую он хотел бы получить от этого человека.

5. Родительская пара

Обычно родители изображаются вместе, отец выше и крупнее помещается слева, мать пониже справа, за ними следуют другие фигуры в порядке значимости. Как уже отмечено, следует учитывать, что рисунок не всегда отражает действительность, иногда это лишь отражение желаемого. Ребенок, который воспитывается одним из родителей, может тем не менее изобразить их обоих, выражая тем самым свое желание того, чтобы их союз восстановился.

Если же ребенок рисует одного родителя, с которым живет, это означает принятие им реально существующей ситуации, к которой ребенок более или менее адаптировался.

Один из родителей может оказаться на рисунке в изолированном положении. Если фигура родителя одного с ребенком пола изображена в стороне от остальных, то это можно интерпретировать как желание ребенка находиться с родителем противоположного пола. Ревность, вызванная эдиповым комплексом, является вполне нормальным явлением для ребенка до достижения им полового созревания (в среднем 12 лет).

Тот случай, когда фигура ребенка и родителя противоположного пола удалены друг от друга, может, по-видимому, рассматриваться как незначительное нарушение естественного порядка взаимоотношений с родителем другого пола.

28 стр., 13723 слов

Социально-психологическая помощь детям, пережившим развод родителей

... воспитания детей в неполных семьях. Цель исследования: выявление стратегии оказания социально- психологической помощи детям, пережившим развод родителей. Объект исследования: развод родителей. Предмет исследования: социально-психологическая помощь детям, пережившим развод родителей. Гипотезой ...

Если на рисунке родители контактируют друг с другом, например держатся за руки, то, значит, в жизни между ними наблюдается тесный психологический контакт. Если контакта на рисунке нет, то скорее всего его нет и в реальности.

Иногда ребенок, игнорируя реальную ситуацию, изображает одного из родителей неестественно большого размера, часто это касается материнской фигуры. Это говорит о том, что в его глазах этот родитель воспринимается как подавляющая фигура, пресекающая любое проявление самостоятельности и инициативы. Если у ребенка сложился образ одного из родителей как доминирующего, подавляющего, враждебного, пугающего человека, то он склонен придать его фигуре большие размеры по сравнению с фигурами других членов семьи, не учитывая их реальных физических размеров. Такая фигура может изображаться с большими руками, демонстрируя своей позой властное, диктаторское отношение.

Противоположным образом родитель, которого ребенок не воспринимает всерьез, игнорирует, не уважает, изображается небольшим по размерам, с маленькими руками или вообще без них.

6. Идентификация

В рисунке семьи имеет место и такой показательный фактор, как идентификация. Ребенок легко отождествляет себя с тем или иным персонажем своего рисунка. Он может отождествлять себя с отцом, матерью, сиблингом.

Идентификация с родителем своего пола соответствует нормальному положению вещей. Она отражает его желание иметь предпочтительные отношения с родителем противоположного пола.

Идентификация со старшим сиблингом, независимо от пола, также является нормальным явлением, особенно если есть ощутимая разница в возрасте.

Иногда ребенок может отождествлять себя и с дополнительными персонажами, не входящими в состав семьи. В чем выражается идентификация? Фигура, с которой идентифицирует себя ребенок, изображается наиболее привлекательной, законченной; ей уделяется больше времени. Кроме того, предостаточно информации об этом обычно дают результаты беседы. В беседе, на которую следует полагаться более всего, часто открываются совершенно противоположные вещи. Оказывается, что ребенок может идентифицировать себя с самым невзрачным персонажем на рисунке, который имеет нечеткие очертания, помещается в стороне от всех остальных и т.д. Такой случай говорит о том, что ребенок испытывает большие затруднения и напряженность во взаимоотношениях с семьей и самим собой.

7. Отказ от изображения того или иного члена семьи

Если ребенок рисует себя в отдалении от остальных членов семьи, то, вероятно, он испытывает чувство одиночества и изолированности.

Если же ребенок вообще отсутствует на рисунке, то речь может идти о том же самом, но в гораздо более сильном проявлении. Такие переживания, как чувство неполноценности или ощущение отсутствия общности, отчужденность, также заставляют ребенка исключать себя из рисунка семьи. Подобные примеры часто можно наблюдать в рисунках семьи, выполненных приемными детьми. Родительское недовольство, чрезмерная критичность, сравнения с братьями или сестрами в невыгодном для него свете способствуют формированию заниженного самоуважения и подавлению в ребенке мотивации к достижениям. В более мягкой форме это проявляется, когда ребенок рисует себя в последнюю очередь.

Частое явление в детских рисунках – отказ рисовать младшего сиблинга. Объяснения, такие, как «Брата я забыл нарисовать» или «Для младшего брата места не хватило» не должны вводить вас в заблуждение. Ничего случайного в рисунке семьи нет. Все имеет свое значение, выражает те или иные чувства и переживания ребенка по отношению к близким ему людям.

Довольно распространена ситуация, когда ребенок постарше ревнует родителей к младшему ребенку, поскольку тому достается большая часть любви и внимания родителей. Поскольку в реальности он сдерживает проявление чувства недовольства и агрессии, в рисунке семьи эти чувства находят свой выход. Младший сиблинг просто не изображается на рисунке. Отрицая его существование, ребенок снимает существующую проблему.

Может иметь место и другая реакция: ребенок может изобразить на рисунке младшего сиблинга, но исключить самого себя из состава семьи, таким образом идентифицируя себя с соперником, пользующимся вниманием и любовью родителей. Отсутствие на рисунке взрослых может свидетельствовать о негативном отношении ребенка к этому человеку, отсутствии какой-либо эмоциональной связи с ним.

Тема 5. Коррекция негативных форм родительства

  1. Цели, задачи и процедура коррекционной работы с родителями.
  2. Основные психокоррекционные подходы.

Вопрос 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ — это одна из форм психологической работы, заключающаяся в оптимизации отдельных психологических функций, обеспечивающих поведение и развитие человека. Она направлена на:

— стабилизацию эмоционального состояния человека;

— повышение самооценки и уверенности в себе;

— восстановление и развитие коммуникативных навыков;

— выработку адекватных форм поведения.

Любая перспективная программа коррекции и развития родителя может быть эффективной лишь тогда, когда она основана на правильном заключении о состоянии его психики и специфических индивидуальных особенностях становления его личности, родительской сферы. Правильность же заключения зависит не только от правильно подобранных и валидных психодиагностических методов, но, главное, от профессиональной интерпретации данных, полученных с помощью этих методов. Коррекционная работа с родителем — это сложнейший вид деятельности взрослых. Залог ее успеха — в их профессиональном взаимодействии. Не случайно все программы коррекции и развития обычно включают в себя психологическую и педагогическую части.

При определении целей и задач коррекции необходимо исходить из понимания той уникальной роли отцовства, которую играет данное конкретноепонятие, ставить задачу, адекватную потенциалу развития на данном этапе, ценности данного возраста в целостном поступательном процессе становления личности. Психолого-педагогическая коррекция должна строиться как целенаправленное формирование психологических новообразований, составляющих сущностную характеристику личности отца. Упражнение и тренировка уже имеющихся у родителя психологических способностей не делает коррекционную работу эффективной, так как обучение в этом случае лишь следует за развитием, совершенствуя способности в чисто количественном направлении, не поднимая их на более перспективный качественный уровень.

Итак, основная цель коррекционной работы в пространстве родительства — способствовать полноценному психическому и личностному развитию личности родителей и ребенка.

Основная задача — психолого-педагогическая коррекция отклонений в родительской сфере.

Вопрос 2. Методика свободного рисунка в психологической подготовке к материнству и отцовству (м.Е. Ланцбург, руководитель «Школы для Пап и Мам»)

Методика свободного рисования используется в рамках комплексной программы «Медико-психологическая помощь семье в период ожидания ребенка и его раннего детства», разработанной коллективом психологов и врачей под руководством М. Ланцбург. Цель программы — содействие развитию у родителей доверия к самим себе, уважения и интереса к личности ребенка с самого начала его жизни.

Обоснование методики. Метод свободного рисования, позволяющий рисующему человеку выразить себя и исключающий какие-либо интерпретации изображения со стороны психотерапевта, разработан американским арттерапевтом Натали Роджерс.

Необходимость включения в работу с будущими родителями занятий свободным (спонтанным) рисованием следует, прежде всего из понимания творческой природы самого родительства, взаимоотношений родителя и ребенка. Основная характеристика ребенка — его способность к развитию. Маме приходится быть гибкой и отзывчивой по отношению к быстро меняющимся потребностям, возможностям и интересам ребенка. Чтобы поддержать природную любознательность малыша, ей необходимо вместе с ним восхищаться и удивляться тому, что казалось привычным. В какой-то мере ей надо открыть ребенка в самой себе. Занятия «спонтанным рисованием» как нельзя лучше помогают это сделать.

Все участники Школы отмечают удовольствие, которое они получают от самого процесса спонтанного рисования. Многие при этом вспоминают, как в детстве не любили рисовать, и чаще всего это было связано с тем, что взрослые чего-то ждали от их рисунков, давали им оценку, сравнивали с образцами и рисунками других. Занятия свободным рисованием возвращают будущим родителям радость взаимодействия с красками и понимание важности приобщения к изобразительной деятельности ребенка. Будущие мамы и папы узнают о том, как начинать рисовать с малышами так, чтобы эти занятия приносили ребенку удовольствие и пользу. Через рисование малыш познает мир и рассказывает нам о своем видении этого мира, развивает тонкую моторику, что способствует развитию центров речи и правого полушария мозга, отвечающего за целостное восприятие и творческое мышление. Занятия рисованием в раннем детстве способствуют лучшей обучаемости ребенка впоследствии, а рисование рядом с понимающей мамой способствует их глубокой эмоциональной связи.

Малыш рисует, когда в голове у мамы, в ее сознании нет потолка, ограничивающего его возможности. Когда она доверяет ему, изначально видит в его рисунках выражение его субъективной реальности.

Описание методики

Занятия проходят в группе и реже — индивидуально.

Каждый слушатель получает лист бумаги, краски (нетоксичную гуашь или акварель), кисточки и банку с водой. Дается первая инструкция: «Вы видите перед собой краски. Возьмите те, что Вам нравятся, и рисуйте». Только тем, кто оказывается в затруднении, дается следующее уточнение: «Если Вы не знаете, что рисовать, рисуйте полосы». Именно поэтому цветные полосы являются компонентом многих рисунков, однако никто не ограничивается ими. Авторы, закончившие рисунок, получают следующий лист и так — пока сохраняется желание рисовать. Далее проходит обсуждение. Каждый рассказывает о своих чувствах в процессе рисования. Остальные участники высказываются о своих впечатлениях (чувствах, ассоциациях) в связи с рисунком. На обороте автор подписывает рисунок и указывает стрелками последовательность развития изображения на бумаге.

Задачи, решаемые при помощи свободного рисования:

Актуальные. 1) Выражение в рисунке и осознание при обсуждении собственных психологических мотивов, установок, чувств, отношений. 2) Изменение чувств под влиянием свободного рисования. 3) Достижение лучшего взаимопонимания в семейной паре.

Долгосрочные. 1) Получение эффективного средства регуляции эмоциональных состояний. 2) Принятие индивидуальности каждого человека (выражаемой в его рисунке).

3) Осознание необходимости приобщения ребенка к спонтанной изобразительной деятельности с раннего возраста.

Тематика рисунков. Всего получено 144 рисунка будущих пап и мам. Классификация рисунков по ведущему мотиву. В изобразительных работах будущих мам и пап выделяются 11 основных мотивов: вода (море, река или пруд), небо (с часто встречающимся мотивом радуги) и солнце, деревья, луг и цветы, горы, дом, животные, человек, круг и орнамент. Эти сюжеты не случайны и отражают связи человека с важнейшими компонентами окружающего пространства.

«Орнамент» — 41 работа, «Луг» — 7, «Цветы» — 12, «Ветки, листья» — 3, «Животные» –5, «Небо» — 9, включает в себя мотивы облака (3 рисунка), радуга (3 рисунка) и солнце(3), «вода» — 25 рисунков: 19 рисунков открытых естественных водоемов (море) и 4 закрытых водоемов (пруд, озеро) и 2 -реки, включает мотивы: радуга- 5 рисунка, солнце — 16, дельфин –1, рыбы–2, птицы–6, бабочки–1, парусник –9, горы –6, еловые или лиственные деревья- 8, пальмы –2, луг –5, «горы» — 5, «солнце»–7, «круг» — 16, из них в 8 случаях было дано задание рисовать в круге, «деревья» — «дом» — 7, «человек» — 7, из них 3 в полный рост и 4 портрета

Изменение чувств под влиянием свободного рисования. Свободное рисование способствует экстериоризации переживаний и в результате изменению их. Динамика чувств прослеживается в ряде последовательно выполняемых рисунков. Таким образом, методика свободного рисования является необходимой составной частью психологической работы с семьей в период ожидания ребенка, выполняя ряд задач, как актуальных в период беременности, так и долгосрочных, направленных на развитие ребенка в будущем.