Тема № 1. Образование как социокультурный феномен. Современное состояние образования. Система образования Республики Беларусь.
Задание № 1.
1. Образование — процесс усвоения знаний, обучение, просвещение (словарь Ушакова).
2. Образование — процесс или продукт «формирования ума, характера или физических способностей личности…
3. Образование — это процесс, посредством которого общество через школы, колледжи, университеты и другие институты целенаправленно передаёт своё культурное наследие — накопленное знание, ценности и навыки — от одного поколения другому [между поколениями].
4. Образование — это процесс и результат приобщения человека к знаниям о мире, ценностям, опыту, накопленному предшествующими поколениями.
5. Образование — это целостная система знаний человека о мире, подкрепленная соответствующими навыками в различных сферах активности.
6. Образование — это целенаправленное обучение личности, формирования у нее определенных знаний и навыков.
7. Образование — это система социальных институтов, обеспечивающих допрофессиональное и профессиональное обучение.
8. Образование — это результат обучения..
9. Образование — одна из важнейших сфер социальной жизни, от функционирования которой зависит интеллектуальное, культурное, нравственное состояние общества. Конечный результат сводится к образованности индивида, т.е. его новому качеству, выраженному в совокупности приобретенных знаний, умений и навыков..
10. Образование (аналогичное немецкому «bildung») происходит от слова «образ». Под образованием понимается единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны.
11. Образование — это общественное организуемый и нормируемый процесс (и его результат) постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане становление личности в соответствии с генетической программой и социализацией личности.
12. Образование — это не только знания, навыки и умения как результат обучения, но и умения критически мыслить, творить, оценивать с нравственных позиций все происходящее вокруг как процесс бесконечно развертывающийся в деятельности и общении человека с ему же подобными. Достигается это путем включения человека в важнейшие виды
методика использования дидактической игры в процессе формирования ...
... процессе формирования экологических знаний детей дошкольного возраста. Теоретико-методологическую основу исследования составили: работы в области экологического образования ... в рамках экологического воспитания является конечным результатом. Психологи рассматривают игровую деятельность как ... основа физического и духовного здоровья человека; труд - основа взаимодействия человека и общества с природой, ...
деятельности.
Задание № 2.Система образования в Республике Беларусь.
1. Учреждения образования подразделяются на следующие типы:
— основное:
1.1. учреждения дошкольного образования;
1.2. учреждения общего среднего образования;
1.3. учреждения профессионально-технического образования;
1.4. учреждения среднего специального образования;
1.5. учреждения высшего образования;
1.6. учреждения специального образования;
— дополнительное:
1.7. учреждения дополнительного образования детей и молодежи;
1.8. учреждения дополнительного образования взрослых;
— специальное:
1.9. воспитательно -оздоровительные учреждения образования;
1.10. социально-педагогические учреждения;
1.11. специальные учебно-воспитательные учреждения;
1.12. специальные лечебно-воспитательные учреждения.
Задание № 3.1. Аспекты образования:
— инструментальный ( образование не является терминальной или целевой жизненной ценностью для подавляющего большинства современных студентов)
— онтологический
Автор показывает, что большинство людей относит образование к общественно значимому способу достижения других важных социальных и индивидуальных целей. Следовательно, доминируют не интеллектуальные и социально-профессиональные, а социально-материальные и социально-экономические мотивы и установки.
2. Общество ещё удерживает в социальной памяти образ той системы, которая считалась лучшей в мире, обеспечивая высокой качество подготовки специалистов.
Качество образования снизилось в связи с резким увеличением роста студентов и негосударственным спектром высшего профессионального образования, а так же большое количество открывающихся филиалов вузов. Число студентов получивших дипломы о высшем образовании резко выросло, в связи с чем снизилось качество подготовки. В настоящее время образование ориентируется на экономику государства, на ее быстрые темпы развития. Поэтому то, что студенты изучают на протяжении длительного времени, очень быстро теряет свою надобность в современном мире.
3. На качество образования сказались количественные факторы, в частности, разрыв темпов роста числа студентов и численность профессорско-преподавательского состава; Зарплата начинающего преподавателя не оставляла шансов на приток выпускников аспирантуры.
Как показывает автор в данной статье, самым простым решением проблемы качества образования- закрыть те образовательные структуры, которые не отвечают соответствующим показателям. Но данное решение не является простым, так как требует изменения механизма лицензирования и аккредитации вузов; уточнению требований к обучению по конкретным специальностям.
4. Под понятием « виртуализация» автор понимает всю его многогранность; реализацию в стране научно-технических достижений. В виртуализацию так же превращается и система образования: с филиалами и дистанционным обучением, с отсутствием студентов на занятиях, с продолжающейся коррупцией, с превращением экзаменов в зачеты. Все это уже привело к обесцениванию разнообразных профессиональных знаний, или ,можно сказать, в виртуализации их ценности.
Музейная педагогика в аспекте регионального культурологического ...
... национальной культуры. Это позволяет органически сочетать в образовании студентов благодаря использованию музейной педагогики региональный компонент с ... и декоративно-прикладного искусства. Этот тип музейного учреждения следует отличать от близкого ему по идейному ... стране известным ученом-искусствоведом А.Б.Бакушинским и получившие дальнейшее развитие в ряде специальных исследований [3,4]. Важно ...
5.Если понимать модернизацию как действие индивидов и структур, которые намеренны не просто изменить, но и улучшить положение стран, которые ищут новые пути развития, соответствующие их целям, с учетом пространственных организаций и доступности необходимых ресурсов, то знание в иерархии иных ценностей реформирующегося общества обретает приоритетную значимость.
Ни одна реформа в современном мире не может быть проведена «раз и навсегда». Системе образования на любом ее этапе необходимо преобразование социальной рефлексии относительно соотнесения процесса и результата. Ценность образования в модернизирующемся обществе обретается на пересечении 2 векторов: глобального образовательного пространства и историко-культурного пласта традиций и образов.
Задание № 4…»Иметь» образование или «быть» в образовании.
«Иметь» образование — т.е. направленность обучения на приобретение учащимся некоторой информации,
необходимой для получения определенного социального статуса, например, овладение аттестатом зрелости. Цель подобного типа образования — обеспечить адаптацию учащегося в социуме.
«Быть» в образовании, т.е., когда деятельность учащегося основана на реализации его личностного потенциала, способствует появлению его собственного знания. В данном случае, учащийся сам выступает субъектом своего образования, сам отбирает содержание и формы обучения. Что и способствует болнн высокому, продуктивному уровню образования.
Тема № 2. Личность ученика как субъекта образования и развития.
Задание № 1.
Человек — это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы — к человеческому роду. В понятии «человек» утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.
Личность — это осознание себя, внешнего мира и места в нем. Такое определение личности дал в свое время Г. Гегель. А в современной педагогике применяется следующее определение: личность — это автономная, дистанцированная от общества, самоорганизованная система, социальная сущность человека.
Индивид — это единичный представитель вида «homo sapiens» . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).
Индивидуальность — это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).
Основными факторами развития личности являются наследственность, среда и воспитание.
Представители биологического направления, считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (З.Фрейд и др.).
Развитие личности донаучн. период
... исследователей в области возрастной психофизиологии, изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды. При этом важное значение придавалось ... используя эти факты, можно объяснить и такие сложные явления психической .жизни, как воображение, когда человек воссоздает и даже изменяет в своей душе воспринятые прежде образы ...
Человек вынужден подчиняться требованиям общества и при этом постоянно подавлять естественные потребности. Чтобы скрыть эту постоянную борьбу с самим собой, он «надевает маску» или неудовлетворение естественных потребностей замещает занятиями каким-либо видом деятельности.
Представители социологического направления считают, что хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения, половые и т.п.
Социализация – это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит.
Задатки — это некоторые генетически детерминированные (врожденные) анатомофизиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей. Однако некоторые из ученых (например, Р.С. Немов) полагают, что у человека есть два вида задатков: врожденные (природные) и приобретенные (социальные).
Способности – это психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности и общении и легкость овладения ею.
Ведущая деятельность
— термин, выдвинутый А. Н. Леонтьевым для обозначения деятельности, с которой связано возникновение важнейших психических новообразований. Понятие «В. д.» в дальнейшем использовалось Д. Б. Элькониным для построения периодизации развития психики, основанной на поочередной смене В. д., в одном возрастном периоде , обеспечивающих преимущественное развитие мотивационно-потребностной, а на сменяющем его этапе — развитие операционально-технической сферы. При этом предполагалось, что каждому периоду соответствует четко фиксированная для него ведущая деятельность.
Психологическим критерием перехода к подростничеству является осознание себя человеком, перешагнувшим границы детства. Возникновение представления о себе как «не о ребёнке» многие специалисты называют основным новообразованием этого возраста. В связи с этим у подростка возникает потребность в изменении образа жизни. Решение проблем самоопределения в подростковом возрасте специалисты связывают с привлечением старшеклассников к жизнедеятельности взрослых, изменением характера общения, появлением потребности в уединении и обособлении.
Возрастными особенностями называются характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества. Сущность возрастных особенностей наглядно раскрывается на примере физического развития человека Рост, рост веса, появление молочных зубов, а затем изменение их, половое созревание и другие биологические процессы происходят в определенные возрастные периоды с незначительными отклонениями.
Индивидуальные (индивидуально-психологические) различия — это особенности психических явлений (процессов, состояний и свойств), отличающих людей друг от друга. Индивидуальные различия, природной предпосылкой которых выступают особенности нервной системы, мозга, создаются и развиваются в ходе жизни, в деятельности и общении, под влиянием воспитания и обучения, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром в самом широком значении этого слова. Индивидуальные различия являются предметом изучения дифференциальной психологии.
Акселерация, или акцелерация (от лат. acceleratio – ускорение), – это ускорение роста и развития детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями. Явление акселерации наблюдается прежде всего в экономически развитых странах.
Задание № 2
Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности. Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме. Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация — это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность — это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек. В понятиях «личность» и «индивидуальность» зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом «личность» обычно употребляются такие эпитеты, как «сильная», «энергичная», «независимая», подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности говорят «яркая», «неповторимая», «творческая», имея в виду качества самостоятельной сущности.
Задание № 3
Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, заложенных в его генетическую программу. Данные генетики дают возможность утверждать, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генетическом коде, хранящем и передающем эту информацию о свойствах организма.
Наследственная программа развития человека обеспечивает прежде всего продолжение человеческого рода, а также развитие систем, помогающих организму человека приспосабливаться к изменению условий его существования. К наследственным свойствам организма относятся прежде всего анатомо-физиологическая структура и такие особенности человеческого организма, как цвет кожи, глаз, волос, телосложение, особенности нервной системы, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода, т. е. задатки речи, хождения в вертикальном положении, мышления и способности к труду.
Рассматривая влияние среды на развитие человека, марксистско-ленинская педагогика указывает прежде всего на то, что для формирования человеческой личности, для развития чисто человеческих задатков — речи, мышления, хождения в вертикальном положении — необходимо человеческое общество, социальное окружение. Примеры развития детей, попадавших с младенческого возраста в окружение животных, свидетельствуют о том, что эти человеческие задатки у них не развивались, и способность к их развитию оказывалась настолько заторможенной, что даже после того, как эти дети попадали в человеческое общество, они с огромным трудом обучались простейшим формам общения с людьми и не привыкали к образу жизни современного человека.
Воспитание — это очень важный фактор, оказывающий большое влияние на развитие и формирование личности человека. Однако сила его воздействия зависит от целого ряда обстоятельств, и значение его по отношению к влиянию среды и наследственности бывает неодинаковым.
Задание № 4
1. Человек – как целостная личность.
Всем нам присуще желание изменяться, расти, совершенствоваться. Именно это и означает — быть человеком. Однако, желать что-то сделать и сделать по — факту не просто. Почему? Дело в том, что «Я» во мне несколько – целый ряд. «Я» борющихся между собой и лишь одно берет верх. Следовательно, становление личности – это процесс обретения целостности. Придется найти способ объединить различные «я» в одно целое.
2. Человек – мера всех вещей.
Человек – мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют. Человек все по себе меряет. Например, дует ветер – кто-то мерзнет, кто-то нет. Следовательно, нельзя однозначно сказать – ветер холодный или теплый.
3. Человеческий организм – система в высочайшей степени саморегулирующая, сама себя поддерживающая, восстанавливающая, направляющая и даже совершенствующая.
Человеческий организм – система, находящаяся в постоянном взаимодействии с окружающей
средой, способностью к самообучению, восприятию, передаче и хранению информации.
4.Человек – биосоциальный организм.
Измерение человека с биологической и социальной стороны имеет отношение к его личности. Биологическая сторона – наследственность; социальная – процесс
вхождения человека в культурно-исторический контекст социума. Эта неразрывная связь и есть то, что «Человек – биосоциальный организм».
5. Без деятельности нет развития.
Восприятие развивается во взаимодействии с окружающей средой, память –
в обучении, образовании, воспроизведения информации, привычки, нормы, правила…
Задание № 5Человек занимает позицию по отношению к чему-либо, что означает, что он формирует к этому свое отношение. Занять позицию или сформировать отношение к чему-либо – вопреки принципу предопределенности «данной позиции» — это вопрос свободного выбора. Доказательством этого является тот факт, что человек способен «сменить свою позицию», принять иное отношение… Смена позиции в этом смысле включает, к примеру, все что мы называем образованием, обучением или саморазвитием, а также грандиозные внутренние изменения человека. Таким образом, я согласная с утверждениями Виктора Франкла.
Задание № 6
Психолого – педагогические особенности развития в разные
Возрастные периоды
Возрастной период | Возрастные новообразования | Социальная среда развития | Ведущий тип деятельности |
Младенчество (0-1г.) – этап доверия к миру | Формирование потребности в общении с другими людьми и определенное эмоциональное отношение к ним | Беспомощность младенца, постоянная потребность в присутствии взрослого, его близости, отношении к ребенку, внимании | Непосредственное эмоциональное общение. Формируются действия, сопровождаемые и в какой – то мере регулируемые зрительными, слуховыми, мышечно-двигательными и прочими ощущениями |
Раннее детство (1-3г.) – этап «самостоятельности» | Развитие речи и наглядно-действенного мышления | «Ребенок- предмет-взрослый» Стремление к самостоятельному выполнению действий с предметами. Осуществляется через посредника (старшего) или соучастника (ровесника) | Предметно-орудийная деятельность. Ребенок овладевает способами действий с предметами в сотрудничестве со взрослыми |
Дошкольное детство (3-6,7 лет) – этап «выбора инициативы» | Стремление к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности, что характеризует готовность ребенка к начальному обучению | Игровая деятельность (ролевая игра).
В игре ребенок овладевает разными видами действий, отношений, усваивает принятые в обществе нормы и правила |
Сюжетно-ролевая игра, как ведущая деятельность школьника |
Младший школьный возраст (6 – 10лет) – этап мастерства | Произвольность психических явлений, внутренний план действия, рефлексия | Учебная деятельность – ведущая деятельность младшего школьника | Учение. Формируется память, усваиваются знания о предметах и явлениях внешнего мира и человеческих отношений |
Подростковый (11-14лет) | Формирование самооценки, критическое отношение к окружающим людям, стремление к взрослости и самостоятельности | Интимно-личностное общение – ведущая деятельность подростка. Потребность в самопознании, самовыражении, самоутверждении. | Общение. Общение происходит в системе общественно полезной деятельности (учебной, организационной, трудовой и т.д.). |
Юношеский (14-18 лет) – этап самоопределения «мир и я» | Мировозрение, профессиональные интересы, самосознание, мечты и идеалы | Учебно- профессиональная деятельность – ведущая деятельность | Учебно- профессиональная деятельность приобретает избирательность, обусловленную предпочтениями ребенка в сфере профессионально- личностного самоопределения |
Поздняя юность (18-25 лет) – этап человеческой близости» | Усиленное развитие психических функций. Характерны «оптимумы» внимания, памяти, мышления | Формирование образа, стиля жизни и круга общения | Формирование профессиональной деятельности, становление семейных отношений |
Этап человеческой зрелости | Принятие и приспособление к изменениям в организме | Самореализация в профессиональной деятельности, достижения в карьере | Развитие профессиональной деятельности, семейных отношений, воспитание детей |
Тема № 3. Педагогический процесс как система и целостное явление.
Задание № 1
Проце́сс — это (от лат. processus — продвижение), — последовательная смена состояний объекта во времени. Природа объекта может быть произвольной: материальный (природный или искусственный) или идеальный (понятие, теория и т.п.) объект порождает соответственно материальный или идеальный процесс (например, процесс приготовления пищи, процесс любовных переживаний).
Педагогический процесс — специально организованное взаимодействие старшего и младшего поколений с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.
Система – это совокупность элементов или отношений, закономерно связанных друг с другом в единое целое, которое обладает свойствами, отсутствующими у элементов или отношений их образующих.
Педагогическая система – это взаимодействие различных взаимосвязанных структурных компонентов, которые объединены одной образовательной целью развития индивидуальности и личности. Педагогическая система традиционного образовательного процесса состоит из семи элементов: цель обучения, содержание обучения, обучаемые, обучающие, методы, средства и формы обучения, и это позволяет проводить его исследование и разработку как целостного педагогического явления.
Педагогический процесс как специально организованное, целенаправленное взаимодействие обучающих и обучающихся имеет определенную структуру, структура педагогического процесса состоит из совокупности частей, соответствующих компонентам педагогической системы. Знание структуры педагогического процесса помогает преподавателю анализировать, осознавать и совершенствовать собственную деятельность, а ученым — разрабатывать новые технологии и системы обучения, воспитания. Структура педагогического процесса включает четыре компонента: целевой, содержательный, процессуальный и оценочно-результативный . Закономерности педагогического процесса – это объективные, существенные, повторяющиеся связи. В такой сложной, большой и динамичной системе, как педагогический процесс, проявляется большое количество разнообразных связей и зависимостей. Наиболее общие закономерности педагогического процесса следующие:
— динамика педагогического процесса предполагает, что все последующие изменения зависят от изменений на предыдущих этапах, поэтому педагогический процесс носит многоступенчатый характер – чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат;
— темп и уровень развития личности в педагогическом процессе зависят от наследственности, среды, средств и способов педагогического воздействия;
-¦ эффективность педагогического воздействия зависит от управления педагогическим процессом;
-¦ продуктивность педагогического процесса зависит от действия внутренних стимулов (мотивов) педагогической деятельности, от интенсивности и характера внешних (общественных, моральных, материальных) стимулов;
— эффективность педагогического процесса зависит, с одной стороны, от качества педагогической деятельности, с другой стороны – от качества собственной учебной деятельности учащихся;
— педагогический процесс обусловлен потребностями личности и общества, материально-техническими, экономическими и другими возможностями общества, морально-психологическими, санитарно-гигиеническими, эстетическими и другими обстоятельствами, при которых он осуществляется.
Закономерности педагогического процесса находят конкретное выражение в основных положениях, определяющих его общую организацию, содержание, формы и методы, т. е. в принципах.
Задание № 2
Структурно-логическая схема педагогического процесса
Задачи | Содержание | Результат |
Образование | Знания | Формирование |
Воспитание | Опыт деятельности (умения и навыки, опыт творчества) | гармонично развитой личности, полезной и успешной в обществе |
Развитие | Опыт отношений |
Для решения любой из задач требуется освоение воспитанником знаний, опыта действий по алгоритмам (умений и навыков) и творчества, а также опыта отношений к окружающему миру. Приведём пример. Освоение воспитанником некоторых культурных норм и правил поведения относится к задачам воспитания. Для этого воспитанник должен освоить…
· знания о сущности данных культурных норм и способах их реализации в своей деятельности и поведении;
· опыт следования данным нормам в повседневной жизни (навыки, привычки, соответствующие культурным нормам);
· опыт соблюдения культурных норм в новых для воспитанника условиях (для этого ему потребуется творчески интерпретировать усвоенные правила культурного поведения);
· опыт уважительного отношения к окружающим людям, заложенного в осваиваемых нормах и правилах поведения.
При неполном освоении этих компонентов освоение культурной нормы будет поверхностным, а её реализация — носить ситуативный характер (например, воспитанник ведёт себя культурно лишь тогда, когда за ним наблюдает педагог).
Задание № 3
Этапы педагогического процесса
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС | ||
Подготовительный этап | Основной этап | Заключительный этап |
Организация | Осуществление | Анализ |
Целеполагание Диагностика Прогнозирование Проектирование Планирование | Педагогическое взаимодействие Организация обратной связи Регулирование и корригирование деятельности Оперативный контроль | Выявление возникших отклонений Выявление ошибок Проектирование мер по устранению ошибок Планирование |
Педагогические процессы имеют циклический характер. В развитии всех педагогических процессов существуют одни и те же этапы. Этапы — это не составные части (компоненты), а последовательности развития процесса. Главные этапы: 1) подготовительный, 2) основной и 3) заключительный
На этапе подготовки педагогического процесса или подготовительном этапе создаются надлежащие условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью. На данном этапе решаются важные задачи:
— целепологание,
— диагностика условий,
— прогнозирование достижений,
— проектирование педагогического процесса,
— планирование развития педагогического процесса.
1. Целепологание (обоснование и постановка цели).
Сущность целепологания состоит в трансформации общей педагогической цели в конкретную цель, которую необходимо достигнуть на заданном отрезке педагогического процесса и в конкретных условиях. Целепологание всегда «привязано» к конкретной системе осуществления педагогического процесса (практическое занятие, лекция, лабораторная работа и др.).
Между требованиями педагогической цели и конкретными возможностями обучаемых (данной группы, отделения и др.) выявляются противоречия, поэтому намечаются пути разрешения этих противоречий в проектируемом процессе.
2. Педагогическая диагностика — это исследовательская процедура, направленная на «прояснение» условий и обстоятельств, в которых будет протекать педагогический процесс. Её главная цель — получить ясное представление о тех причинах, которые будут помогать или препятствовать достижению намеченных результатов. В процессе диагностики собирается вся необходимая информация о реальных возможностях педагогов и обучаемых, об уровне их предшествующей подготовки, условиях протекания педагогического процесса, о многих других обстоятельствах. Первоначально намеченные задачи корректируются по результатам диагноза. Очень часто конкретные условия заставляют их пересматривать, приводить в соответствии с реальными возможностями.
3. Прогнозирование хода и результатов педагогического процесса. Сущность прогнозирования заключается в том, чтобы предварительно (до начала процесса) оценить его возможную результативность и имеющиеся конкретные условия. Заранее мы можем узнать о том, чего еще нет, теоретически взвесить и рассчитать параметры процесса. Прогнозирование осуществляется по довольно сложным методикам, но затраты на получение прогнозов окупаются, т.к. педагоги получают возможность активно вмешиваться в проектирование и ход педагогического процесса, предотвратить малую эффективность и нежелательные последствия.
4. Проект организации процесса разрабатывают на основе результатов диагностики и прогнозирования, коррекции этих результатов. Далее требуется доработка.
5. План развития педагогического процесса является воплощением доработанного проекта организации процесса. План всегда привязан к конкретной педагогической системе.
В педагогической практике применяются различные планы (планы практического занятия, лекции, внеучебной деятельности студентов и др.).
Они действуют только в течение определенного срока.
План — это итоговый документ, в котором точно определено кому, когда и что нужно делать.
Основной этап или этап осуществления педагогического процесса включает в себя важные взаимосвязанные элементы:
1. Педагогическое взаимодействие:
— постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности,
— взаимодействие педагогов и обучаемых,
— использование намеченных методов, форм педагогического процесса и средств,
— создание благоприятных условий,
— осуществление разработанных мер стимулирования деятельности обучаемых,
— обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами.
2. В ходе педагогического взаимодействия осуществляется оперативный педагогический контроль, который играет стимулирующую роль. Его направленность, объем, цель должны быть подчинены общей цели и направленности процесса; учитываются другие обстоятельства реализации педагогического контроля; следует предотвратить его (педагогический контроль) превращение из стимула в тормоз.
3. Обратная связь — основа качественного управления педагогическим процессом, принятия оперативных управленческих решений.
Развитию и укреплению обратной связи педагог обязан придавать приоритетное значение. С помощью обратной связи удается найти рациональное соотношение педагогического управления и самоуправления своей деятельностью со стороны воспитуемых. Обратная оперативная связь в ходе педагогического процесса способствует введению корректирующих поправок, придающих педагогическому взаимодействию необходимую гибкость.
Заключительный этап или анализ достигнутых результатов. Зачем нужен анализ хода и результатов педагогического процесса после его завершения? Ответ: чтобы в будущем не повторить ошибок, учесть неэффективные моменты предыдущего. Анализируя — обучаемся. Растет тот педагог, который извлекает пользу из допущенных ошибок. Взыскательный анализ и самоанализ — верный путь к вершинам педагогического мастерства.