Сущность, принципы и этапы психологического исследования

Содержание

1 Сущность, принципы и этапы психологического исследования 2

2 Характер, структура и черты характера. Акцентуации характера 10

Словарь 19

Список использованной литературы 23

1 Сущность, принципы и этапы психологического исследования

Исследование — это вид познавательной деятельности человека. Оно может быть стихийным и научным. Стихийное исследование ситуации непреднамеренно и служит удовлетворению естественного любопытства человека. Научное исследование организовано, ориентировано на получение истинного знания и является способом реализации этой цели в науке. Научные исследования можно условно разделить на эмпирические и теоретические. Теоретическое исследование отличается от эмпирического ориентацией на получение достоверного, обобщенного и сопоставимого знания. Но выделение эмпирического и теоретического уровней в известной мере условно. Как правило, большинство исследований имеет- теоретикоэмпирический характер. Любое исследование осуществляется не изолированно, а в рамках целостной научной программы или в целях развития научного направления. По характеру решаемых задач и в зависимости от степени ориентации на практику исследования можно разделить на фундаментальные и прикладные. Фундаментальное исследование ориентировано на анализ психологических закономерностей и направлено на познание реальности без одновременной настроенности на получение практического эффекта от применения новых знаний. Прикладное исследование проводится в целях получения знания, предназначенного для решения конкретной практической задачи — выработки путей совершенствования объекта исследования.

Комплексные исследования проводятся с помощью системы методов и методик, посредством которых ученые стремятся охватить максимально (или оптимально) возможное число значимых параметров изучаемой реальности. Уникальное исследование направлено на выявление одного, наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реальности. Каждое психологическое исследование на любом этапе развития психологии может быть реализовано в трех типах моделей: концептуальной, процедурной и эмпирической. Концептуальная модель — это целостная система понятий, категорий и законов, раскрывающая теоретическую сущность данного явления и позволяющая его описывать, объяснять или непосредственно управлять им. В конкретном психологическом исследовании основу концептуальной модели составляют теоретические положения и концепции (отсюда термин «концептуальная модель»), в рамках которых выдвигается гипотеза для разрешения поставленной научной проблемы. Процедурная модель — это определенные правила, алгоритмы, методики и методы конкретной науки по получению и переработке информации. В эмпирической модели как целостной системе количественных и качественных характеристик интересующего нас явления в конкретных пространственно-временных рамках реализуется степень правомерности концептуальной модели. Основой развития психологии как науки являются концептуальные модели, на базе которых строятся процедурные и эмпирические модели. Научное психологическое исследование предполагает осознанный выбор цели исследования и его средств (методологию, подходы, методы, методики), ориентацию исследования на воспроизводимость результата. Научное исследование, в отличие от стихийных форм познания окружающего мира, основано на использовании научного метода познания.

4 стр., 1581 слов

Методология психолого-педагогических исследований: общая характеристика

... дисциплине. Технологический уровень методологии отражает совокупность методов, техник исследования, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после ... теоретических и практических достижений педагогики или предлагают модели развития педагогических систем. Прикладные исследования – исследования, направленные на углубленное изучение отдельных сторон ...

Основные принципы психологии представляют собой исходные положения, позволяющие понимать суть психики человека, особенности ее развития, формирования, формы проявления и механизмы функционирования, а также основные способы изменения и изучения ее. Они аккумулируют законы и основные закономерности, происходящие в психологической сфере. Основные принципы психологии:

· принцип отражения — раскрывает сущность психического состояния, основные функции и уровни психического развития человека. Он основан на особенности объективной реальности, состоянии головного мозга, содержании и состоянии психики, а также на психическом и физическом здоровье каждого человека;

· принцип детерминизма — раскрывает и поясняет причины возникновения и развития психики, выступающей результатом взаимодействия природного, биологического и социального характеров, а не просто продуктом изучения, что позволяет изменяться и развиваться;

· принцип активности — позволяет учитывать все обстоятельства, которые отражаются сознательно и целенаправленно в сознании человека, но не зеркальным образом;

· принцип развития — поясняет истоки появления психики человека в качестве динамического феномена, поскольку ее правильное понимание зависит от результата взаимодействия человека с природной и социальной средой;

· принцип единства и взаимосвязи — выделение субъективного и объективного проявления психического, что позволяет утверждать о наиболее адекватном понимании;

· принцип системного и целостного подхода — изучение и понимание взаимообусловленных и взаимосвязанных психических феноменов, ориентированных на осознание психики как интегрального целостного явления;

11 стр., 5327 слов

Понятие о психике человека. Основные формы психической деятельности

... форма развития психики. Свойства сознания. Сознание человека является высшей ступенью развития психики. Сознание представляет собой единство всех форм познания человека, его ... человека с действительностью и использованием их в последующей деятельности; это совокупность психических моделей действительности, построенных в результате опыта данного индивидуума. Информация сортируется мозгом по принципу ...

· принцип относительной самостоятельности — указывает на своеобразие психических явлений, закономерностей их формирования, развития и функционирования;

· принцип учета общественных и групповых ценностей, личностного подхода и ценностей — изучение психики как науки возможно при учете групповых и личностных особенностей людей в совокупности: интересов, потребностей, способностей, профессионального опыта, жизненного опыта, а также учета индивидуально-психологических и психотипических особенностей каждого человека;

· принцип единства — направляет на аксиологический, содержательный анализ психики с учетом условий жизни и повседневной деятельности.

Исследование в психологии, как и в любых других науках, проводится в несколько этапов: подготовительный (постановка проблемы, выдвижение гипотезы), основной (сбор данных), заключительный (обработка данных, интерпретация результатов, выводы и включение результатов в систему знаний).

Приведенная последовательность этапов не должна рассматриваться как жесткая и обязательно принимаемая к неуклонному исполнению схема. В некоторых условиях порядок следования этапов может изменяться, исследователь может возвращаться к пройденным этапам, не завершив или даже не приступив к исполнению последующих, отдельные этапы могут выполняться частично, а некоторые даже выпадать. Такая свобода выполнения этапов и операций предусматривается при так называемом гибком планировании.

Постановка проблемы. Проблема (от греч. problema — задача, задание) есть теоретический или фактический вопрос, требующий разрешения. Этот вопрос может встать перед исследователем как некоторый пробел в знаниях и умениях, необходимых в практике, в том числе в научной практике. Постановка научной проблемы предполагает определенную последовательность действий:

· Обнаружение дефицита информации.

· Осознание потребности в устранении этого дефицита.

· Описание (вербализация) проблемной ситуации на естественном языке.

· Формулирование проблемы в научных категориях и терминах.

Выдвижение гипотезы. Определение предмета невозможно произвести вне связи с какой-либо системой научных взглядов, концепций. Выбранная концепция определяет всю направленность, всю идеологию исследования: ради чего оно проводится, цели исследования, методологическую позицию исследователя, а отсюда и применяемые методы, и этику поведения ученого. Опираясь на ту или иную концепцию, исследователь выдвигает предположение, способное, на его взгляд, заполнить имеющийся по данной проблеме дефицит информации. Это предположение в виде научной гипотезы и следует проверить в дальнейшем исследовательскими действиями. Гипотеза — это научно обосн……..

Список использованной литературы

1. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М.Словарь-справочник по психологической диагностике — Киев, 1989

2. Ганзен В. А., Балин В. Д. Теория и методология психологического исследования: Практическое руководство — СПб.: СПбГУ, 1991

3. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология -М.: Питер, 2000

4. Корнилова Т. В. Введение в психологический эксперимент: Учебник — М., 1997

5. Общая психодиагностика /Под ред. А. А.Бодалева, В. В. Столина — М.: МГУ, 1987

10 стр., 4663 слов

Изучение проблемы индивидуальных различий в психологической концепции ...

... наиболее полно ответить на эти вопросы, проанализировав его труд. Одно перечисление этих проблем говорило о принципиально новом подходе. Уарте мечтал об организации профессионального отбора в ...

6. Психологический словарь /Под ред. В. П.Зинченко, Б. Г. Мещерякова — М.: Педагогика-Пресс, 1996

7. Ребер А. Большой толковый психологический словарь — Вече АСТ. М.,2000