Области или сферы псих. развития

Предмет и проблемы возрастной психологии.

 

Предметом является изучение фактов и закономерностей психического развития чел. в онтогенезе. Предмет представлен тремя компонентами:

1) Основные особенности процесса псих. Развития

2) Психологическая хар-ка единицы развития – возраст

3) Движущие силы предпосылки, факторы. условия, механизмы и закономерности псих. развития

 

Проблема!

1) Современная психодидактика:

-изучение проблем времени

-воспитание толерантности

-выявление путей дифференцированного образования

2) Определение детства.

 

 

Методы изучения психического развития человека. Связь возрастной психологии с другими науками.

 

Методы отвечают на вопрос «как?»

 

Классификация методов (П. Г Ананьев)

а) организационный метод: сравнительный метод, комплексный метод, лонгетюрный метод

ф-ии: организовать добывание данных

б) эмпирический метод: наблюдение: эксперимент, психодиагностика, анализ продуктов деятельности, биографический метод:

ф-ии: добывание данных

г) методы обработки: количественный и качественный

ф-ии: математическая и логическая обработка данных

д) интерпретационный: генетический, структурный

ф-ии: объяснить, пояснить, полученный результаты личности

 

Факторы, условия, движущие силы и механизмы психического развития.

 

Факторы – это причина, порождающая что-либо.

 

Факторы:

1.Биологический он включает в себя наследственность и врожденность

Наследственность – это то, что передается из поколения в поколение, с помощью генов

Врожденность – это то, что приобретает человек в периоде внутриутробного и в периоде рождения

 

2.Социальный фактор (среда) – это:

а) общество на уровне макро

б) микро общество

в) экология и природная сила.

 

3. Активность самого индивида.
Активность- деятельностное состояние организма .
Активность: 1.Двигательная 2. Познавательная.

 

Условия психического развития.

Условие — это некое обстоятельство, которое задает направление движению психики.

Условия:
1 группа: связанна с образованием и воспитанием .
2 группа: активность самого индивида.
3 группа: любовь и признание индивида.

3 стр., 1224 слов

Возникновение и развитие метода тестирования

... развитие метода тестирования Возникновение метода тестирования, как уже указывалось выше, произошло в конце XIX в. на основе развития экспе­риментальных методов для изучения психических ... интер­претации с учетом многих привходящих факторов (психи­ческого состояния тестируемого, его готовности ... в реакциях испытуемого при соблюдении постоянных условий эксперимента. В 1905 г. появился первый ...

 

Движущие силы психического развития:
Движ.силы находятся внутри самого индивида.

Движ.силы — это некое противоречие между потребностями и возможностями.

 

Механизмы:

1. Идентификация. Представлена как процесс эмоционального и иного само отождествления человека с другим человеком, группой, образом.

2. Обособление.

 

Закономерности психического развития.

 

1. Неравномерность — психического развития. Колебательный характер носит линия псих. развития; есть периоды подъемов, спада, плато.

Выготский выразил периоды так: литический- плато, спокойные ровные – происходит накапливание.

Критический- периоды подъема, скачка, перехода на новый уровень(кризис)

Кризисы по Выготскому: 1) Новорожденности, рождается, появляется на свет
2) Кризис одного года связан с прямохождением.
3) Кризис 3 лет. Проявляется «Я сам».

4) Кризис 7 лет. Смена позиций: дошкольник – школьник.

5) Кризис 13 лет. Кризис полового созревания.

6) Кризис 17 лет. Переход из детства во взрослость.

 

Особенности процесса психического развития, формы и области развития.

Созревание– это изменение внешнего вида организма под влиянием импульсов роста.

Рост – это количественные.

Развитие — это процесс необратимых направленных и закономерных изменений, приводящих к появлению

количественных, качественных и структурных преобразований психики.

Формы психического развития:

-психика может существовать в формате филогенеза (историческое развитие)

-онтогенез – это развитие психики в течение жизни индивида

-функционалгенез – это развитие каждой отдельной психической ф-ии

 

Области или сферы псих. развития

-психофизическая область – это хар-ка внешних и внутренних изменений тела человека

-когнитивная область (познавательная сфера) – это все изменения познавательного развития человека

-психосоциальная область – это особенности и изменения эмоционально-личностных и межличностных сферах

человека.

 

Подходы к пониманию психического развития в зарубежной психологии.

В систематике возрастных этапов оправданно использовать метод «перехлестывания» возрастных периодов, а главным является последовательность стадий. Каждая стадия является периодом эволюции психики и одновременно типом поведения человека. Развитие является результатом параллельных процессов – внутреннего созревания (ЦНС, эндокринной системы, нервно- мышечного аппарата) и внешнего воздействия окружающей среды (например, родителей и учителей), которые могут либо среды (например, родителей и учителей), которые могут либо способствовать, либо препятствовать нормальному развитию ребенка. Отсюда ядром большинства теорий психического развития является выявление его движущих сил, т. е. роли соотношения внутренних (наследственных) и внешних (среды, научения) факторов в становлении человека. Развитие является результатом параллельных определенных этапов в систематиках возрастного развития свидетельствует лишь о том, что для данного возраста новыми и наиболее типичными являются определенные психические качества индивида. Датирование сроков начала и особенно окончания этапа является также весьма искусственным. окружающей среды (например, родителей и учителей), которые могут либо среды (например, родителей и учителей), которые могут либо способствовать, либо препятствовать нормальному развитию ребенка. Отсюда ядром большинства теорий психического развития является выявление его движущих сил, т. е. роли со- отношения внутренних (наследственных) и внешних (среды, научения) факторов в становлении человека.

3 стр., 1180 слов

Проявление кризиса у человека

... молодых людей сомнений и нерешительности. Другими словами, этот подход объясняет особенности юношеского развития процессом смены ролей. В разговоре было выявлено, что К. уже прошла негативную фазу кризиса ... По своей структуре психические состояния – это своего рода синдромы, отличающиеся по знаку (позитивные или негативные), предметной ...

7. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского и ее отечественные «преемники».

Согласно концепции Л.С. Выготского, главная закономерность онтогенеза психики состоит в интериоризации ребенком структуры его внешней, т. е. совместной со взрослыми и опосредован- ной знаками, деятельности. В итоге прежняя структура «натуральных» психических функций изменяется – опосредуется речью и другими интериоризированными знаками, психические функции становятся «культурными». По мнению Л.С. Выготского, для нормального психического развития ребенка обучение должно всегда идти несколько впереди его собственных возможностей. Обучение наиболее эффективно тогда, когда оно создает «ближайшую зону развития», под которой понимается разница между тем, что ребенок может делать сам и что только при помощи взрослых. Ключевой характеристикой психологического возраста Л.С. Выготский считал «социальную ситуацию развития», т. е. место ребенка в системе общественных отношений, ведущую деятельность ребенка и новообразования (возрастные «прибавки») в сфере сознания и личности. Процесс перехода от одной ступени к другой предполагает глубокое преобразование всех этих структурных компонентов и может сопровождаться более или менее выраженными конфликтами и противоречиями – возрастными кризисами.

В 70-е гг. Д.Б. Элькониным была предложена возрастная периодизация развития психики, основанная на смене ведущих деятельностей: игры (дошкольники), обучения (младшие школьники), интимно-личностного общения (подростки) и учебно-профессиональной деятельности (юноши).

в работах Д.И. Фельдештейна, который детализировал картину периодизации детского развития и сделал акцент на развитии личности, а не познавательных процессов. существует два перехода: «кризис трех лет» (переход от раннего детства к дошкольному) и «кризис подросткового возраста» (переход от младшего школьного возраста к подростково- му, период полового созревания)

8. Качественная характеристики возрастного периода (социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, кризис, новообразование).

Возрастные кризисы в периодизации Л.С. Выготского

Социальная ситуация развития меняется в самом начале возрастного периода. К концу периода появляются новообразования, среди которых особое место занимает центральное новообразование, имеющее наибольшее значение для развития на следующей стадии. ССР:профессиональная деятельность,создание семьи,установление системы межличностных отношений с референтными людьми.

ВВД:создание семьи и профессионализация

Новообразования:

• самостоятельность

• ответственность(на стадии становления)

• способность принимать жизненно-важные решения

• определение жизненных перспектив и смысла жизни

• пластичность в поведении

• сильное стремление к самовыражению и самоутверждению

• приобретение новых социальных ролей

Возрастные кризисы в периодизации Л.С. Выготского:кризис новорожденное — младенческий возраст (2 месяца — 1 год) — кризис 1 года — раннее детство (1—3 года) — кризис 3 лет — дошкольный возраст (3—7 лет) — кризис 7 лет — школьный возраст (7—13 лет) — кризис 13 лет — пубертатный возраст (13—17 лет) — кризис 17 лет.

5 стр., 2074 слов

Условия развития познавательной активности детей дошкольного возраста в семье

... корни проблемы следует искать в дошкольном возрасте, который является сензитивным периодом для развития познавательной активности. В дошкольном возрасте ребенок большую часть времени проводит в семье, ... в семье; неподготовленность значительной части педагогов к многоцелевой деятельности, позволяющей мобилизовать личностные ресурсы ребенка и семьи; непонимание родителями важности влияния социума и ...

9. Подходы к периодизации психического развития. Их сравнительная характеристика.

Выготский и П.П. Блонский. П.П. Блонский считал, что процессы психического развития изменяются с развитием человечества и может происходить появление новых периодов, не существовавших до этого. Также изменениям подвержены и темпы развития. Чем благоприятнее условия, тем выше темпы развития. Он считал, что детское развитие — это не процесс плавных преобразований, а резкое качественное изменение, происходящее в переломные периоды.

Л.С. Выготский поддерживает точку зрения Блонского и считает, что детское развитие — это постоянная смена критических и стабильных периодов в детском развитии. В своё время их идеи не нашли должной поддержки из-за того, что психологическая мысль была сосредоточена на теории «факторов развития».

10. Д. Б. Эльконин о периодизации психического развития

Д.Б.Эльконин так формулирует закон периодичности: К каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек — человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек — предмет. Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой.

Таким образом, каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития; ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера личности; возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития. Границами возрастов служат кризисы — переломные моменты в развитии ребенка.

 

20.К младшему школьному возрасту в возрастной психологии относят период психического развития ребенка от 6–7 до 10–11 лет (1–4 классы школы).

В основе потребностей первоклассника – те, которые он принес из детского сада, – игровые потребности, потребность в движении, потребность во внешних впечатлениях (носит в портфеле игрушки; играет дома

в школу; любит наглядность, новизну).

С поступлением ребенка в школу в число ведущих наряду с общением и игровой выдвигается учебная деятельность. В развитии детей младшего школьного возраста этой деятельности принадлежит особая роль. Для школьного учителя основной проблемой является формирование у ребенка учебной деятельности, умения учиться самому. Сама по себе учебная деятельность включает учебно-познавательные мотивы, учебные задачи, учебные действия и операции, контроль и оценку.

 

21. Подростковый возраст как переходный от детства к зрелости всегда считался критическим. Кризис этого возраста значительно отличается от кризисов младших возрастов. Он является самым острым и самым продолжительным, т.к. вступление в взрослую жизнь не одномоментное явление, а длительный процесс. У подростка также возникает необходимость сопоставления себя со сверстниками. Мнение ровесников нередко оказывается для подростка более значимым, чем мнение учителей и родителей">родителей или учителей. Центральным и специфическим новообразованием в развитии личности подростка является возникновение у него представления о себе уже не как о ребенке. Он начинает чувствовать себя взрослым, стремится считаться и быть взрослым. В этот период становится предметом сознания и такая мощная биологическая потребность, как половое влечение, в связи с чем возникает масса напряженных переживаний и меняется вся эмоциональная сфера подростка. На новый уровень поднимаются интеллектуальные возможности подростка и его самосознание, расширяется кругозор, появляются новые интересы и планы на выбор профессии.

3 стр., 1373 слов

Изучение особенностей развития памяти подростка в учебной деятельности

... на каждом этапе развития типа деятельности, т.е. такой деятельности, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и ... 1. Установка личности влияет на запоминание слов подростками 2. Осмысленные пары слов запоминаются лучше, чем ... осваиваемых ребенком деятельностей, удовлетворяющих его нужды, и вместе с внутренней системной организацией их регуляции. Развитие памяти ...

 

22.Юность – период жизни после отрочества до взрослости (15–18/21 лет), и главной проблемой здесь будет проблема выбора жизненных ценностей. Ведущий тип деятельности в этом возрасте – учебно-профессиональная. В ряд наиболее объективно и субъективно важных для юношей проблем может быть поставлена проблема смысла жизни. Размышления о себе и своем жизненном предназначении у юношей в явной форме встречаются довольно редко. В этом возрасте общее эмоциональное самочувствие становится более ровным. Как правило, нет аффективных вспышек, которые встречаются у подростков из-за повышенной возбудимости.

23.Геронтогенез – период преобладания процессов старения, период неуклонного снижения жизнеспособности, приспособительных (адаптационных) возможностей организма. Важно отметить, что хотя процесс старения и сопровождается ослаблением гомеостатических процессов, но одновременно происходит и приспособление всех систем организма к новому уровню жизнедеятельности. Снижение функции памяти, ассоциируемое со старением, как один из наиболее частых его признаков, наблюдается не у всех старых людей. Относительно старения эмоциональной сферы существует мнение, что выявляемые биохимические сдвиги у пожилых людей предрасполагают по мере старения к более частому появлению депрессивного и тревожного настроения. У старых людей постепенно снижаются острота и скорость восприятия, ослабевают параметры внимания, ухудшается память. В силу соматических недугов и болезней, присущих старению, а также условий, способствующих «уходу в себя», старые люди больше сосредоточены на состоянии здоровья, становятся ипохондричными, много времени уделяют медицинским обследованиям, визитам к врачам, в их интересах все это приобретает доминирующее значение. некоторые люди с тревожно-мнительными чертами становятся еще более мнительными, тревожными и подозрительными, у расчетливых развиваются мелочность и скупость, доходящие при акцентуации до постоянного страха быть обворованным, оказаться нищим.

10 стр., 4556 слов

Периоды детского возраста 2

... легко перегреваться или пере­охлаждаться. В грудном возрасте начинается постепенное отложение солей кальция в костях, они становятся более твердыми. В области хрящей появляются точки ... фиброзам, склерозам внутренних органов (происходят процессы пролиферации), а в поздний фетальный период к заболеванию уже различными нозологическими формам (например, пиелонефритом). Экологическая среда ...