Объект, предмет цели коррекционной педагогики и специальной психологии
План
1.объект, предмет, методы, задачи и цели
2.отрасли специальной психологии и педагогики.
3юсвязь с другими науками
4.основные категории специальной психологии и коррекционной педагогики
Литература
1.Агаева. Терминологический словарь по к.п. и с.п.
2.Гонеев основы кор. Пед.
3.Зайцев, Кукушин, Ларин
4.основы спец. психологии Кузнецова
5.Пожар психология аномальных детей
6.мпециальная педагогика Назарова, пенин
- понятие
Спец. педагогика – это теория и практика специального образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств затруднительно или невозможно.
Дефектология – наука о психофизических особенностях развитии детей с физическими и психическими недостатками.
Дефектология содержит ряд разделов:
-специальная педагогика
-специальная психология
-тифлотехника
-сурдотехника
Объект спец. пед.- специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями как социокультурный, педагогический …
Субъект изучения и педагогической помощи, оказываемой в системе специального образования,- человек с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеющий следствие этого особые образовательные потребности.
Предмет – теория и практика специального образования, включающая изучение особенности развития и образования человека с ОВЗ и жизнедеятельности, особенности становления и социализации его как личности, нахождение наилучших путей, средств, условий, обеспечивающих коррекцию психофизических недостатков, компенсацию деятельности нарушенных органов и систем организма и его образования в целях социальной адаптации, интеграции в общество и обеспечение ему возможности максимально независимой жизни.
Цель – определение условий обучения и воспитания, адекватно учитывающие особенности развития ребенка с ВОЗ и максимально способствующие преодолению имеющихся у него отклонений.
При подборе системы и методов обучения ребенка с отклонениями развития учитываются:
-возраст
-время возникновения дефекта
_Л.С. Выготский — К психологии и педагогике детской дефективности
... предмет всего только одной главы общей педагогики. Отсюда непосредственно следует, что все вопросы этой трудной главы должны быть пересмотрены в свете общих принципов педагогики. Основное положение традиционной специальной педагогики ... путей для образования условных связей со средой. Эти органы — глаз и ухо,— называемые в физиологии рецепторами или анализаторами, а в психологии органами восприятия ...
-глубина поражения
-место поражения
Разделы:
Сурдопедагогика – наука о закономерностях развитии, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с нарушениями слуха (глухих, слабовидящих, оглохших).
Тифлопедагогика – наука о закономерностях развития, …с нарушениями зрения (слепых, частично и слабовидящих).
Логопедия — …детей с нарушениями речи при сохранном слухе.
Олигофрения — …детей с умственной отсталостью
Связь с другими науками.
- с педагогикой
- психологией
- физиологией
- дефектологией
- специальной психологией
- социологией
- невропатологией
- патологической анатомией
- патофизиологией
- общая и медицинская генетика
- психопатология
- детская психиатрия
- отоларингология
- патопсихология
Задачи:
— выявление и учет детей с проблемами в развитии
— разработка методов ранней диагностики аномалии развития, системы профилактической, коррекционной =, реабилитационной работы, по предупреждению аномалии детства
— изучение педагогических закономерностей развития личности в условиях ограниченной возможностей жизнедеятельности
— определение и обоснование коррекционных и компенсаторных возможностей в соответствии со структурой дефекта
— определение, обоснование и построение педагогических классификации аномалии.
— изучение закономерности специального образования лиц с ограниченными возможностями
— разработка коррекционных и реабилитационных программ, а так же форм, методов, средств специального обучения и воспитания
— изучение и осуществление процесса социального и средового адаптирования и интегрирования лиц с ограниченными возможностями в общество, их профессионального ориентирования.
— исследование и реализация педагогических средств и механизмов профилактики возникновения нарушений.
Методы:
— наблюдение
— обследование
— беседа
— эксперимент
— анализ результатов деятельности детей
— социологические и психологические методы исследования
К аномальным (от греч. Anomalus – неправильный)
Относят детей, у которых физические или психические отклонения приводят к общему нарушению развития.
Дефект (от латинского defectus– недостаток)
Психические и или физические недостаток одной или несколько функции, нарушающее развитие ребенка только при определенных обстоятельствах.
Наличие того или иного дефекта еще не предопределяет аномального развития.
Аномальных считается дети с нарушением психического развития вследствие дефекта и нуждающегося в специальном обучении и воспитании.
Принципы:
- п. коррекционной направленности, обучения и воспитания.
- п. комплексного подхода к диагностике и реализации потенциальных возможностей детей в обучении и воспитании.
- п. ранней медико-сихолого-пед. коррекции нарушенных функции.
- п. достижения уровня общеобразовательной проф-трудовой подготовки необходимого выпускникам школ для последующей социальной адаптации.
- п. дифференцирующего подхода в коррекционном обучении и воспитании детей с нарушениями развития.
- п. непрерывности дошкольного, школьного и профессионального обучения детей с нарушениями развития.
Специальная психология
– раздел психологии посвященный изучению психологических особенности детей с различными отклонениям в развитии, нарушения в развитии у которых связны с врожденными или приобретенными дефектами формирования и функционирования нервной системы.
1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...
... мышления, памяти, ощущения, эмоций, мотивации. Педагогическая психология - это отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания. Предмет: факты, механизмы и ... Формирующий эксперимент – применяемый в возрастной и пед-й психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого. Тестирование ...
СП изучает закономерности псих. Развития нормального и аномального ребенка:
— определенная последовательность стадии развития психики.
— наличие сензитивных периодов в развитии псих функций
— последовательность развития всех псих. Процессов
— роль деятельности в псих развитии
— роль речи в формировании высших псих функции
-ведущая роль обучения в псих развитии
Объект – психика человека, механизмы псих. Развития человека, находящегося под воздействием различных групп патогенных факторов, а так же закономерности протекания компенсаторных и коррекционных процессов
Семинар — образование детей с ограниченными возможностям
- принципы специального образования
- методы обучения
- методы воспитания
- формы организации специального образования. Дополнительные формы, вспомогательные формы.
- характеристика специальных школ с 1 – 8 вид.
Субъект – дети и подростки с различными отклонениями в психическом, соматическом, сенсорном, интеллектуальном, личностно -соц. Развитии а так же лица старшего возраста имеющие особые потребности в образовании, обусловленные нарушениями здоровья.
Направления:
— псих. – умственно отсталых – олигофренопсихология
— псих. Глухих и слабослышащих – сурдопсихология
— психология слепых и слабовидящих – тифлопсихология
— псих. Детей с недостатками речи
— псих. Детей с ЗПР
— псих. Слепоглухих
— психология лиц с недостатками ОДА
Спец. психология связана с областями психологии:
— детская, возрастная, педагогическая психология
-психофизиология
— нейропсихология
— общая психология
Патопсихология – изучает изменения псих. Деятельности при патологических состояниях мозга, вызванных псих. Или соматическими заболеваниями, в то время как специальная психология имеет дело с устойчивыми аномальными состояниями вызванными не текущими болезненными процессом а отдаленными последствиями органических повреждений или нарушений формирования псих функции в результате крайне неблагоприятных социальных условий.
Клиническая психология – имеет дело с психологической проблемой, связанной с текущими заболеваниями. Она занимается псих аспектами профилактики заболеваний, диагностикой псих болезней и вызванных соматическими заболеваниями патологических изменений психики, псих коррекции, способствующей выздоровлению.
Области или сферы псих. развития
... Закономерности психического развития. 1. Неравномерность - психического развития. Колебательный характер носит линия псих. развития; есть периоды ... Подходы к пониманию психического развития в зарубежной психологии. В систематике возрастных этапов оправданно использовать ... движущие силы и механизмы психического развития. Факторы – это причина, порождающая что-либо. Факторы: ...
Психиатрия — область клинической медицины, изучающая проявления, причины и механизм развития псих болезней, разрабатывает методы из лечения, профилактики и организации помощи больным.
Задачи:
- изучение закономерностей и особенностей псих развития детей и взрослых с различными псих физ недостатками в разных условиях, и в условиях коррекционного обучения.
- создание методов и средств псих диагностики нарушений развития
- разработка средств псих коррекции недостатков развития
- псих обоснование содержание и методов обучения и воспитания в системе спец образовательных учреждений
- псих оценка эффективности содержания и методов обучения детей с недостатками развития в разных условиях
- псих изучение социальной адаптации лиц с недостатками
- псих коррекция дезадаптации
- разработка диагностических методик (актуальная задача)
Методы:
-индивидуальный групповой лабораторный псих эксперимент – активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создание условий, выявляющих какой-либо псих факт.
— наблюдение – целенаправленное восприятие объекта изучения, заключающийся в фиксации проявления поведения и получение суждений о псих явлениях.
— изучение продуктов деятельности
— анкетирование – группа психодиагностических методик, где задания представлены виде вопросов или утверждений и предназначены для получение данных со слов обследуемого.
— проективные методики – предназначены для диагностики личности.
— обучающий эксперимент – это форма естественного эксперимента, который характерезуется тем что изчение псих проессов происходит при их целенаправленном формировании.
— условно — рефлекторные методики
Основные категории:
— специальное образование
-коррекционно-воспитательная работа
— специальное обучение
— реабилитация
— абилитация
— лица с ограниченными возможностяим
— аномальные дети
— дефект
— коррекция
— компенсация
— деривация
27.02.2012
Тема: Причины и виды нарушения развития. Классификация дефектов.
План:
1.классификация нарушений в развитии человека, по вызывающих их причинам
2. проблема в развитии нормы
3. развитие психики аномальных детей.
1.Классификация нарушений в развитии человека, по вызывающих их причинам
— По иточнику происхождения:
1.эндогенные – возникающие по причинам, лежащим во внутренней среде организма
2.экзогенные – возникающие по причинам, лежащим вне организма.
— По структуре дефекта
— По времени возникновения
1.врожденные
2.приобретенные
— По способу возникновения
1.социальные
2.стихийные
Причины эндогенных нарушений
Инфекционные болезни нервной системы: менингит, энцифалит, как следствие: ЗПР, задерка моторного развития.
Инфекционные заболевания: корь, скарлатина, пневмония, выраженные физиологические патологии.
Причины экзогенных:
Черепно-мозговые травмы (сотрясение, ушиб) как следствие патологии движений, психики, интеллекта.
Нарушение вследствие органических расстройств:
Периоды развития теории управления
... специализации и проф. подготовки работников. Недостатки: нарушение принципа единоначалия, подчиненные получают задания от ... среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и ... производительности труда: здравый смысл предполагающий поиск причин допустимых ошибок, отчетливо поставленные цели, компетентная ...
Умственная отсталость, глухота, ДЦП, расстройство голоса, дислалия, алалия, афазия, дисграфия, аутизм.
Нарушение вследствие функциональных расстройств:
ЗПР, логоневроз, ринолалия, близорукость, дальнозоркость, неврозы, невротичнские, и т.д.
Причины врожденных нарушений.
Последствие заболеваний матери:
-токсоплазмоз
-врожденная краснуха
-внутриутробные инфекции НС
-невесомость резус-фактора крови матери и плода
-химические вещества и радиоактивные излучения, влияющие на общее развитие плода
Наследственные генетические поражения
-нарушение хромосомных наборов родителей
— алкоголизм, наркомания
Причины приобретенных нарушений
- приородовые нарушения:
— асфиксия
— внутричерепные родовые травмы
2. послеродовые травмы
— инфекционные болезн нервной системы, миненгит, энцифаолит, корь, грипп
-черепно-мозговые травмы
Нарушение социального характера – ЗПР, неврозы, соц. Запущенность
2. Проблема в развитии нормы
Норма предполагает сочетание личности и социума, когда она бесконфликтно и продуктивно выполнять ведущую деятельность, удовлетворяя свои потребности, отвечая требованиям социума соответственно ее возрасту и полу.
Среднестатистическая норма – уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры
Функциональная норма – индивидуальная норма развития. Любое отклонение только с сравнении с собственным развитием.
Условия нормально развития ребенка
1.нормальная работа головного мозга и его коры
2.нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, норм. Тонуса нервных процессов.
3. сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром
4. систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, в детском саду и общеобразовательной школе.
Первичный дефект
Частные и общие нарушения функции ЦНС, несоответствие возрасту, нарушений межфункциональных связей.
Являются следствием недоразвития или повреждения мозга.
Проявляется первичный дефект в виде нарушений слуха, зрения, паралича, нарушение умственной работоспособности, мозговых дисфункции.
Вторичный дефект. Возникает в ходе развития ребенка с нарушениями психофизиологического развития в том случае, если социальное окружение не компенсирует этих нарушений, а напротив, детерминирует отклонения в личностном развитии.
Факторы возникновения вторичного дефекта
-социальная депривация
-игнорирование
-вытеснение
-компенсация
-гиперкомпенсация
-астенический тип
По времени воздействия патогенного фактора:
-пренатальные (до родов)
-натальные (в период родов)
-постанальные (после родов – 3 лет)
Факторы риска недостаточности психофизического развития:
-биологические (наследственность, отклонения, инфекционные, токсикозы, гипоксия)
Развитие личности донаучн. период
... семье, чтобы по крайней мере один родитель имел возможность заботиться о воспитании детей. Объясняя развитие, Аристотель, в противоположность Платону, ориентировался на биологию. Вся жизнь, по ... целостную картину всего того, что к этому времени было известно о природе ребенка и его развитии. Руссо исходил из теории естественного человека и, так же как Коменский, писал ...
-генетические (недостаток или избыток хромосом)
-соматические (невропатии)
-социальные
-индекс повреждения головного мозга
-ранние, до 3-х лет, средовые воздействия
Основные закономерности нормального развития
-цикличность псих развития
-неравномерность псих развития
-развитие отдельных псих функции на базе сформированных ранее
-пластичность нервной системы
-соотношение биологических и соц факторов в процессе псих развития.
Общие закономерности отклоняющегося развития (Лубовский)
-снижение способности к приему, переработке, хранению и использовании инфо
-трудность словесного опосредования
-замедление процесса формирования представлений и понятий об окружающей действительности
-риск возникновение состояний соц-псих дезадаптированности.
Классификация видов психического дизонтогенеза
1.вариант псих недоразвития (олигафрения)
Причины:
А.эндогенные
Б.экзогенные
Психолог структура дефекта при олигофрении обусловлена недоразвитием мозга в целом
-недоразвитием моторики
-недоразвитие восприятия
-недоразвитие внимания
-недоразвития речи
-недостаточность эмоциональной сферы
-иерархичность нервно психического недоразвития
2 вариант ЗПР
Причины:
1.пренатальные факторы: заболевание матери, хронические саматогенные, нарушения обмена веществ, интоксикации, несовместимость крови по резус фактору.
2.натальные факторы: механическое повреждение плода, асфиксии , соц факторы псих и эмоц депривация
Лебединская выделяет 4 фактора ЗПР
1.ЗПР конституционного генеза
2.ЗПР соматического генеза
3. психогенного генеза
4.ЗПР целебрально-органичского генеза
3 вариант. Поврежденное псих развитие.
Классификация деменций
-органическая деменция
-эпилептическая деменция
-шизофреническая деменция
В отличии от олигофрении деменция возникает или начинает грубо прогрессировать в возрасте после 3 лет нормального развития.
Важным признаком деменции является полная или частичная малообратимая или необратимая или необратимая утрата раннее приобретенных знаний и практического опыта.
3 вариант дефицитарное псих развитие.
Связано с тяжелым нарушением отдельных систем: зрения, слуха, речи, ОДА
Первичны дефект ведет к недоразвитию функции, связанных с ним наиболее тесно и к замедлению развития других связанных с пострадавшей опосредованно. Компенсация при дефицитарном
5 вариант. Искаженное псих развитие
Синдром раннего детского аутизма (РДА)
Л.Каннер выделил симптомы РДА
-аутизм
-специфика двигательной сферы
-своеобразие нарушения речи
Первые признаки аутизма проявляется в 1 – 2 года наибольшее выражение находят в 3-5 лет.