КонтрДляЗО

Тема. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

1. Прочитайте статью и ответьте на вопросы.

К. Ясперс ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ

Ясперс К. Введение в философию (1950) (Пер.: Философский словарь. М.: Иностр. лит., 1961. С. 609–610, 611); Или: Ясперс К. Введение в философию. Минск, 2000. Разд. 1: Что такое философия

Вопрос о том, что такое философия и в чем заключена ее ценность, является спорным. То от нее ожидают чрезвычайных откровений, то позволяют равнодушно игнорировать ее как беспредметное мышление. На философию то взирают с робостью, видя в ней значительные усилия необыкновенных людей, то вообще третируют как бесполезные раздумья о чем-то призрачном. Философию то считают таким занятием, которое под силу всякому и в принципе должно быть простым и понятным, то изображают ее настолько трудной, что само занятие ею представляется безнадежным. То, что выступает под названием философии, в действительности являет собой пример подобных противоречивых суждений. Для человека, верящего в науку, наихудшим является то, что философия совершенно не имеет всеобще значимых результатов – того, что можно познать и чем благодаря этому можно обладать. В то время как науки получили в своих областях определенные обязательные и общепринятые знания, философия не достигла ничего, несмотря на тысячелетние усилия. Нельзя отрицать того, что в философии нет единодушия, присущего сфере окончательно познанного. То, что с необходимостью признается каждым человеком, становится в силу этого научным познанием и уже не является философией, а относится к особой области знания.

В противоположность наукам философскому мышлению не присуще, не свойственно прогрессивное развитие. Конечно, мы ушли дальше, чем греческий врач Гиппократ. Но едва ли мы можем сказать, что мы ушли дальше Платона. Мы ушли вперед только в том, что касается материала научного познания, использованного им. В самом же философствовании мы, быть может, только еще вновь приближаемся к нему.

Достоверность, которая может быть приобретена в философии, не является научной, то есть одинаковой для всякого человека, это убеждение, в достижении которого участвует вся сущность человека. В то время как научное познание направляется на отдельные предметы, знать о которых совершенно не обязательно для каждого, в философии речь идет о целостности бытия, которая присуща человеку как таковому – об истине. Там, где вспыхивает свет этой истины, она схватывается глубже. Чем всяким научным познанием.

12 стр., 5724 слов

Философия 87

... исторически или установились как определенные правила поведения, их выполнение отдельным человеком или группой людей являются необходимым условием подчинения личной деятельности общественным требованиям. 6, ... ее богатое содержание, унаследовалось будущей культурой. Художественное творчество, поэзия, ранняя философия многое включают в себя из мифов, а символическо-мифологическое содержание ...

Правда, развитая философия связана с науками, она делает предпосылкой то наиболее высокое состояние, которое достигнуто науками в соответствующую эпоху. Там, где пробуждается человек, прежде других наук выступает философия. <…>

Философия как система обычно делится на теорию познания, метафизику (онтологию, космологию, философскую антропологию, философию существования, теологию), логику (логистику, математику), этику, философию права, эстетику и философию искусства, натурфилософию, философию истории и культуры, социальную и экономическую философию, религиозную философию, психологию.

История философии есть история человеческого мышления, которое выдвигает философские проблемы, ставит их перед собой и работает над их разрешением. Философы всех времен и народов занимаются одними и теми же проблемами, во всех философиях есть теория познания, метафизика, этика и т. д.

Вопросы

1. Приведите противостоящие друг другу оценки философии, которые называет Ясперс.

2. Какие особенности философии по сравнению с наукой отмечает Ясперс?

3. Как познают истину наука и философия?

4. Назовите разделы философского знания.

Тема. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

1.Заполните таблицы

  1. Античная философия: ее периодизация, представители

Этап развития

Основной представитель

Направленность размышлений

  1. Классический период античной философии

Представитель

Произведение

Главные темы, основные понятия

3. Философия античности как обоснование особого образа жизни (заполните таблицу)

Философская школа

Представители

Характерные идеи, принципы и нормы поведения

Идеал личности

1. Кинизм

2. Этический рационализм

3. Эпикуреизм

4. Стоицизм

2.Написать эссе.

1. «Мера превыше всего» (Демокрит).

2. «Тело свое не делай гробом твоей души» (Пифагор).

3. «Умереть с голоду событие маленькое, а утратить мораль — большое» (Конфуций).

4. «Не гоняйся за счастьем, оно всегда находится в тебе самом» (Пифагор).

5. «Мудрость гораздо лучше силы» (Ксенофан).

Дополнительная литература

1. Асмус В. Ф. Античная философия / В.Ф. Асмус. – М., 1998.

2. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Диоген Лаэртский. – М., 1979.

3. Боннар А. Древнегреческая цивилизация / А. Боннар. – М., 1992.

4. Гомперц Т. Греческие мыслители / Т. Гомперц. – СПб, 1999.

5. Идеи и наш мир. Великие концепции прошлого и настоящего. – М., 1989.

6. Мотрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей / Н. В. Мотрошилова. – М., 1991.

7. Сократ, Платон, Аристотель, Сенека. – М., 1995.

8. Целлер Э. Очерки истории греческой философии / Э. Целлер. – СПб, 1996.

9. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии / А. Н. Чанышев. – М., 1991.

Тема. ФИЛОСОФИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

1.Соотнесите суждения и их авторов.

А) «Верую, чтобы понимать»; 1) Абеляр;

Б.) «Понимаю, чтобы верить»; 2)Ансельм Кентерберийский;

В) «Разумей, чтобы верить,

верь, чтобы разуметь»; 3) Тертуллиан;

Г) «Верую, ибо абсурдно». 4) Августин.

2.Ответьте на вопросы

· Что такое разум? Что такое вера?

· Как они соотносятся в приведенных высказываниях?

· Как в них отражена философско-теологическая позиция авторов?

· Почему проблема соотношения разума и веры оказалась актуальной в эпоху Средневековья?

3.Заполните таблицы

  1. Основные этапы средневековой философии

Этап

Представители

Основные задачи

Преобладающий метод философствования

1.Апологетика

2.Патристика

3.Схоластика

  1. Философское и религиозное мироуяснения (на примере античной и средневековой философии)

Тип мировоззрения

Общее

Отличие

Содержание

Цели

Средства

Методы

1.мифологическое

2. философское

3. Религиозное

  1. Проблема человека в эллинистической и средневековой философии

Философия

Философы

Сущностные характеристики человека

Идеал личности

1.Эллинистическая

2. Христианская

4. Тематика творческих заданий. Написать эссе на одну из предложенных тем

1. Феномен веры.

2. «Чему не верится, то не волнует нас» (поэт Буало)

3. Смысл и значение доказательства бытия Бога в средневековой философии.

4. «Если Бога нет, то все дозволено».

Дополнительная литература

1. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта / У. Джеймс. – М., 1993.

2. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры / А. Я Гуревич – М., 1972.

Жильсон Э. Разум и откровение в Средние века/ Э. Жильсон// Богословие в культуре Средневековья. Киев, 1992.

3. Ильин В. В. Философия Средневековья и эпохи Возрождения / В. В. Ильин. – СПб, 1992.

4. Коплстон Ф. Ч. История средневековой философии / Ф. Ч. Клопстон. – М., 1997.

5. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада / Ж. Ле Гофф. – М., 1992.

6. Майоров В. В. Средневековая философия / В. В. Майоров. – М., 1979.

7. Соколов В. В. Средневековая философия / В. В. Соколов. – М., 1979.

8. Философия Средневековья. Хрестоматия. Кн. I. – СПб, 1994.

9. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии / А. Н. Чанышев. – М., 1991.

10. Честертон Г. К. Вечный человек / Г. К. Честертон. – М., 1991.

Тема. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

1. В «Речи о достоинстве человека» Пико делла Мирандола от имени Бога писал: «Ты, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя представляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобно обозревать все, что есть в мире». И далее: «Человек может как опуститься до низменного, животного состояния, так и подняться до ангельского совершенства. В последнем случае он достоин восхваления, так как в своих деяниях возвышается до Бога».

· Выделите новые мысли о природе и сущности человека, которые здесь прозвучали.

· Каков идеал человека вообще и ренессансного в частности?

· Как называется данная концепция и как она соотносится с пантеистической картиной мира?

2. Высшим критерием нравственной жизни Д. Бруно объявил деятельность человека, видя в ней смысл, достоинство и возвышение личности. Он назвал главным труд во имя высших целей, а не ради достижения личного благополучия и самосохранения. «Человек, — писал он, — должен преодолеть стремление к самосохранению, подняться над страхом личного уничтожения, ибо то высокое наслаждение, к которому стремится энтузиаст, немыслимо без деяний и жертв».

· В чем новизна такой трактовки смысла жизни человека по сравнению с христианской?

· Как эта нравственная позиция Бруно согласуется с жизнью и смертью мыслителя?

· Выскажите свое отношение к жизненному подвигу Д. Бруно.

3. Сравнивая «Книгу Писания» и «Книгу природы», Г. Галилей подчеркивал, что первая должна истолковывать лишь библейские тексты. Главное же назначение «Книги природы» — раскрыть тайны божественного творения с помощью наблюдений и разума. «Природа есть совокупность объективных законов, которые человек познает с помощью эксперимента и математики». Она должна быть настоящим предметом философии.

· Как Галилей решает вопрос о соотношении разума и веры (ортодоксально-теологическая концепция, рационалистическая или двойственности истины)?

· К какому философскому направлению тяготеют его размышления?

· Как Галилей относится к Богу?

4. В философско-политическом трактате Н. Макиавелли анализирует мир человеческих отношений, политическую деятельность, способы и методы ее осуществления, называя главной ее целью всяческое содействие укреплению государства. Здесь же итальянский мыслитель провозглашает закон политической морали: «Цель оправдывает средства», говоря о политическом деятеле следующее: «Пусть обвиняют его поступки, лишь бы оправдывали результаты, и он всегда будет оправдан, если результаты окажутся хорошими».

· Сравните этот подход с христианскими социально-политическими идеалами.

· Как соотносятся политика и мораль, власть и нравственный облик правителя у Макиавелли?

· Под каким нарицательным названием его идеи вошли в социальную философию?

· Как вы относитесь к этому? Приведите известные вам примеры, когда идея Макиавелли «Цель оправдывает средства» была реализована в политической жизни.

5. Коперник высказывал гипотезу о том, что Земля отнюдь не является неподвижным центром Вселенной. Прокомментируйте оценку Ф. Энгельса, назвавшего новое воззрение «революционным актом, которым исследование природы заявило о своей независимости» и постепенном отказе от бытовавшей ранее геоцентрической картины мира.

2.Заполните таблицы

  1. Великие гуманисты эпохи Возрождения и их взгляды

Мыслитель

Основные произведения

Гуманистические идеи и жизненные принципы

2. Проблема человека в эллинистической, средневековой и возрожденческой философии (продолжите работу над таблицей, приведенной в др. темах)

Философия

Философ (по выбору)

Сущностные характеристики человека

Идеал личности

1. Эллинистическая

2. Христианская

3. Эпоха Ренессанса

3. Образ человека в христианстве (икона) и искусстве Возрождения (живопись Леонардо да Винчи, Микеланджело)

Эпоха

Основные черты, идеалы, отношение к телу и духу

Предназначение человека,

цель его бытия в мире

1. Средневековье

2. Возрождение

3. Тематика творческих заданий.

1. Достоинство личности.

2. Гуманизм сегодня.

3. Героизм, героический энтузиазм вообще и в жизни Д. Бруно в частности.

4. Мировоззрение и искусство.

Дополнительная литература

1. Античное наследие в культуре Возрождения. – М., 1984.

2. Баткин Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления / Л. М. Баткин. – М., 1990.

3. Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности / Л. М. Баткин. – М., 1989.

4. Горфункль А.Х. Гуманизм и натурфилософия Итальянского Возрождения / А. Х. Горфункль. – М, 1977.

5. Горфункль А. Х. Философия эпохи Возрождения / А. Х. Горфункль. – М., 1991.

6. Ильин В. В. Философия Средневековья и эпохи Возрождения / В. В. Ильин. – М., 1992.

7. Монтень М. Об искусстве жить достойно. Философские очерки / М. Монтень. – М., 1975.

8. Рутенберг В. И. Титаны Возрождения / В. И. Рутенберг. – М., 1991.

9. Соколов В. В. Европейская философия XV-XVII. Веков / В. В. Соколов. – М., 1999.

10. Юсим М. А. Эпоха Макиавелли / М. А. Юсим. – М., 1990.

11.Сергеев К. А. Ренессансные основания антропоцентризма / К. А. Сергеев. СП6., 1993.()

12. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. Гл.1 (www.philosophy.ru/library/gaid/02/0.html)

Тема. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

1.Перечислите особенности формирования и отличительные черты русской философии ХIХ — первой половины ХХ в. 2. Объясните смысл оппозиции «славянофилы — западники».

3. Прочитайте «Философические письма» (Письмо первое) П.Я.Чаадаева и «Апологию сумасшедшего» и ответьте на вопрос в чем, по мнению, Чаадаева П.Я., заключается особенность исторического развития России? (http://www.yabloko.ru/Themes/History/Chaadaev.html)

Дополнительная литература

Бердяев Н. А. О России: В 2 т./ Н. А. Бердяев Свердловск, 1991.

Галактионов А. А. Русская философия IХ—ХIХ веков / А. А. Галактионов, П. Ф. Никандров. Л., 1989.

Зеньковский В. В. История русской философии / В. В. Зеньковский / Соч.: В 2 т.:В 4 ч.Л., 1991.Лосский Н.О. История русской философии / Н. О. Лосский. М., 1991. О России и русской философской культуре. М., 1990.Сергеев А. М. Философия Чаадаева: (Излом очевидного) /А. М. Сергеев. Петрозаводск, 2000.Соловьев В. С. Соч.: В 2 т./ В. С. Соловьев. М., 1988.Федотов Г. П. Судьба и грехи России: В 2 т. / Г.П.. Федотов. СП6., 1992.Франк С. Л. Духовные основы обществ / С. Л.Франк. М., 1992.

Щипанов И. Я. Философия русского просвещения/ И.Я. Щипанов. М., 1971.

Список учебных и справочных пособий по курсу философии 1. Антология мировой философии: В 4 т. М., 1972. 2. Введение в философию: Учебник: В 2 ч. М., 1989. З. Зеньковский В. В.История русской философии: В 2 т. / В. В. Зеньковский. Л., 1991. 4. История философии: В 6 т. М., 1965. 5. Краткий очерк по истории философии. М., 1981. б.Лосский Н. О.История русской философии / Н. О. Лосский. М., 1991. 7.Мельвиль Ю. К.Современная зарубежная философия / Ю. К. Мельвиль, А. Ф. Зотов. М., 1994. 8. Мир философии: Кн. для чтения. М., 1994. Ч. 1, 2. 9. Философия: Учебник для вузов / Под ред. В. П. Кохановского. Ростов н/Д., 1995. 10. Философская энциклопедия: В 5 т. М., 1969—1970. 11. Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. М., 1989. 12.Хюбшер А.Мыслители нашего времени: Справочник по философии Запада ХХ века / А. Хюбшер. М., 1994.

Интернет – ресурсы

htpp://www.philosophy.ru

htpp://www.auditorium.ru

htpp://www.elenakosilova.ru

htpp://www.anthropology.ru

htpp://www.lib.ru

htpp://www.koob.ru

СПИСОК ВАЖНЕЙШИХ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ КУРСА ФИЛОСОФИИПри составлении использован принцип группировки понятий по их «исходно-генетическому» историческому периоду, когда им придавался статус философской дефиниции, хотя, разумеется, впоследствии данные термины разрабатывались в других временных и смысловых контекстах, где могли выполнять иные задачи.

Эпоха Древнего Востока «Брахман», «Атман», «пуруша»— индийская философия периода Упанишад; «душа»— инд. школа джайнизма; «пракрити»— инд, школа санкхья; «майя»— инд. школа видняна-вада; «язык», «манас» (как «ум»), «логика»— инд. школа вайшешика; «общество», «ритуал», «закон», «этикет», (<человечность» —конфуцианство; «дао» и «дэ»— даосизм; «дхарма», «карма», «сансара», «нирвана», «недеяние», «йога», «сознание», «состояние сознания», «психика»— буддизм.Эпоха Античности «Природа» (как «фюсис»), — «архэ», «космос», «бытие», «мышление», «идея», «материя», «душа», «философия» (как «удивление», «припоминание» и «созерцание»)Отдельные персоналии: «апейрон»— Анаксимандр; «число», «метам-психоз» Пифагор, «истина» (как «алетейя»), «мнение» (как «докса»), «бытие», «мышление»— Парменид; «Логос», «становление»— Гераклит, «апория»— Зенон; «человек как мера всех вещей»— Протагор: «даймон», «знание незнании»— Сократ; «эйдос» (как «идея» и «образ»), «бытие», «инобытие»— Платон; «атом»— Демокрит; «субстанция», «форма», «материя», «движение», «цель», «суждение», «категория»(= «предикат»), «логика», «Нус» (как «Ум»), «акт» и «потенция», «субстанциональное и акцидентальное бытие», «энергия», «энтелехия»— Аристотель; «Единое»— Плотин

Эпоха Средневековья

«Бог», «вера» и «разум», «Сущее —> Сущность—> Существование», «творение», «тварное бытие», «субстанциональное и акцидентальное бытие», «интеллигенция»(=«интеллигибельность»),«душа»,«форма»,«предопределение» и «свобода воли», «реалии» и «номиналии», «апофатизм», «схоластика».Отдельные персоналии: «свет»— Дионисий Ареопагит; «личность»— Боэций, Августин; «онтологическое доказательство (бытия) Бога»— Ансельм и Аквинат; «возможность» и «действительность», «субъект» (какsupposi-tum).— Аквинат.Эпоха Возрождения «Природа» (как «натура»), «развертывание(= эксплицирование) того, что находится в свернутом состоянии», «пантеизм», «бесконечность», «разум». Отдельные персоналии: «бытие-возможность», «бесконечность», «максимум» и «минимум», «знающее(= умудренное) неведение» — Кузанский; «достоинство», «творческая способность как уподобление Богу»— Пико Делла Мирандола; «опыт»— Монтень.Эпоха Нового времени «Разум», «субъект» (как «Я») и «объект» (как «предмет»), «метод», «мир как механизм», «субстанция», ее атрибуты и модусы, «гносеология», «опыт рассудка» и «опыт разума», «психологическая ассоциация».Отдельные персоналии: «Человек— животное рациональное»; «Я мыслю, следовательно, существую»; «самосознание», «мыслящая и телесная субстанции»— Декарт; «идолы разума» (как предрассудки мышления)— Ф. Бэкон; «протяжение и мышление как атрибуты субстанции», «свободная необходимость»—- Спиноза; «первичные и вторичные качества»— Локк, «теория общественного договора»— Гоббс; «труд», «собственность», «свобода», «право»— Гоббс, Локк; «монада», «предустановленная гармония»— Лейбниц; «психологические ассоциации» (как источник образования «сложных» идей)— Юм.

Немецкая классическая философия

«Опыт», «разум», «рассудок», «чувственность» (как познавательные способности человека), «самосознание», «диалектический метод», «противоречие». Отдельные персоналии: «вещь-в-себе», «трансцендентальная и эмпирическая апперцепции», «априорные, интеллигибельные формы», «антиномия», «категорический императив»— Кант; «Я» и «не-Я», «самосознание»— Фихте; «Абсолют», «интеллектуальная интуиция»—- Шеллинг; «Абсолютная идея», «категории и система категорий(законов) диалектики», «противоречие» и его «снятие», «отрицание и отрицание отрицания», «Тезис— Антитезис— Синтез», «отчуждение»— Гегель; «природа человека» Фейербах.

Философские учения ХIХ века «Практика»( «деятельность»), «отчуждение», «собственность», «способ производства» Маркс; «воля к жизни»— Шопенгауэр; «воля к власти», «сверхчеловек»— Ницше; «позитивное» (положительное) знание, «факт»— Конт, Спенсер; «страх»— Кьеркегор; «интеллектуальное созерцание»— немецкие романтики; «герменевтический круг», «понимание»— Шлейермахер; «понимание»— Дильтей; «длительность» (как «живое» нефизическое время)— Бергсон.Русская религиозно ориентированная философия«Отвлеченное знание», «цельность бытия»— И. Киреевский; «Всеединство», «София»(= софиология), «Сущее» и «Бытие», «положительное ничто»— В. Соловьев; «вера» и «разум»— В. Соловьев, Е. Трубецкой, Булгаков, Франк и др.; «Богочеловечество»— В. Соловьев, Булгаков и др.; «Логос»— С. Трубецкой, Эрн; «интуиция» и «интуитивизм»— Лосский; «свобода», «субъективность» и «объективация»— Бердяев; «творчество» Бердяев, Вяч. Иванов и др.; «безусловное сознание»— Е. Трубецкой, «реальность», «непостижимое», «трансцендирование», «субъектное и субъективное понимание бытия»— Франк; «смысл жизни»— Е.Трубецкой, Ильин, Франк, Бердяев и др.; «смысл истории»— Бердяев, Булгаков; «идеал»— Булгаков, Лосев; «симфоническая личность»— Карсавин; «миф», «имя», «символ»— Лосев; «тело»— Мережковский, Розанов; «истина» и «антиномичность истины», «символ», «культ», «имя» и «именование», «конкретная метафизика», «реализм», «Лик— Лицо — Личина»— Флоренский.

Западноевропейские философские учения ХХ века «Трансцеденталии», «аналогия бытия»— Маритен, Жильсон; «экзистенция», «бытие-между» (= interesse)— экзистенциалисты; «бессознательное», «психика», «Эдипов комплекс», «сублимация»— Фрейд; «архетип»— Юнг; «конфликтная ситуация»— Фромм; «цивилизация» и «культура»— Шпенглер, Тойнби; «символические формы»— Кассирер; «факт», «знак», «значение», «верификация»— неопозитивисты, «фальсификация», «третий мир»— Поппер; «язык», «языковая игра»— Витгенштейн, Карнап; «рефлексивная процедура»— Витгенштейн; «интенция», «горизонт», «интерсубъективность», «эпохе», «жизненный мир»— Гуссерль; «отчуждение»— Бубер, Лукач, Сартр, Фромм, Вебер, Хайдеггер, Хабермас; «харизма», «типы рациональности»— Вебер; «бытие -как- проект»— Сартр; «бытие» и «здесь-бытие»(= «присутствие»), «забота», «постав», «язык», «пред-понимание», «онтика» и «онтология», «Метафизика»— Хайдеггер; «переживание», «понимание», «вчувствование», «вживание», «герменевтический круг»— Хайдеггер, Гадамер; «деконструкция»— Хайдеггер, Деррида; «парадигма», «научная революция»— Кун; «ментальность»— 2-я школа «Анналов»; «схватывание»— Уайтхед; «синергетика», «флуктация», «бифуркация», «стрела времени», «горизонт времени», «типы времени»— Пригожин.