6.Сила и методика ее развития

Сила – это способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему по средствам мышечных напряжений.

Максимальная сила зависит от 2 параметров:

  • От частоты поступающих в мышцы нервных импульсов. В покое мышцы регулярно поступают от 4 до 6 нервных импульсов в секунду, и они поддерживают состояние «мышечного тонуса». При увеличении нагрузки на мышцы, вплоть до максимальной, количество нервных импульсов достигает 40-50 импульсов в секунду. Благодаря этим импульсам и увеличивается мышечная сила и тонус. Например, поддержание вертикального положения туловища при сидении за партой, требует затраты такого физ.качества, как сила.
  • От величины и количества напряжения отдельных мышечных пучков. Для преодоления груза с небольшим весом в мышечное сокращение включается около20% мышечных волокон. При максимальных нагрузках в работу включается не более 80% мышечных пучков.

Силовые параметры мышцы находятся в диапазоне 20-80% от максимальной силы. Различают собственно силовые способности мышцы, которые проявляются в статистических напряжениях и медленных движениях. Например, удержание штанги двумя руками. Статистическое напряжение – это работа мышц без изменения ее длины. Скоростно-силовые способности мышцы – быстрые мышечные напряжения (динамическая сила).

Например, бегуны на небольшие дистанции. Связь скорости и силы обратно пропорциональна. Чем больше масса и объем мышц, тем в меньшей степени человек способен совершать быстрые движения.

Основные методики воспитания силы:

Средствами воспитания силы являются физ.упражнения с преодолением повышенного сопротивления:

  1. Упражнения с внешним сопротивлением, в качестве которых используют
  • Вес предмета (штанги, гири)
  • Противодействие (вес) партнера
  • Сопротивление других предметов (эспандеры)
  • Сопротивление условий внешней среды (бег по песку)
  1. Упражнения, где в качестве отягощения используется свой собственный вес (подтягивание, пистолет)
  2. Упражнения с противодействием мышц-антогонистов

Мышцы-антогонисты – это выполняющие прямо противоположные функции (мышцы плеча).

Такой вид развития силы наиболее часто используется в гимнастике, восточных единоборствах.

Воспитание силы мышцы зависит от режима функционирования мышцы. Мышца функционирует в 3 режимах:

  1. Преодолевающий — мышца преодолевает сопротивление, укорачивается в своей длине
  2. Уступающий – мышца преодолевает сопротивление, увеличивается в своей длине
  3. Статистический – длина не меняется, но мышца преодолевает напряжение

Основные методики воспитания силы:

10 стр., 4891 слов

Сила и методика её развития.

... плеч рычагов, физиологического поперечника мышц и т. д. Для развития силы используются упражнения с повышенным сопротивлением. Они делятся на две группы: Упражнения с внешним сопротивлением. В качестве сопротивления используют вес предметов ...

  1. Преодоление непредельного отягощения с предельным числом повторений, при этом увеличивается мышечная масса, и, как следствие, наблюдается значительный прирост силы
  2. Использование предельного внешнего сопротивления- небольшое количество повторений с преодолением предельных весов дает максимальный прирост силовых потребностей
  3. Развитие силы при помощи упражнений с предельной скоростью выполнения (динамическая сила)

7. Быстрота и методика ее развития

Быстрота – это комплекс функциональных свойств человека , определяющий скоростные характеристики движения и время двигательной реакции.

При оценке быстроты различают:

  1. латентное (скрытое) время двигательной реакции. Это время уходит на доставку нервного импульса от коры больших полушарий работающей мышцы. Скорость нервного импульса в живом организме составляет 2,2 м/с.
  2. В быстроте подразделяется скорость одиночного движения при малом сопротивлении.
  3. Частота движений зависит от скорости перехода нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения.

Поскольку проявление быстроты относительно независимы друг от друга, то развиваются они различными механизмами. Поскольку увеличить скорость передачи нервных импульсов невозможно, то первый механизм воспитывают при помощи повторных реакций на сигналы повышенной скорости двигательной реакции на одиночное действие или на комплекс действий, достигается при помощи выполнения упражнений в облегченных условиях. Частота движений развивается путем выполнения быстрых упражнений, а также в облегченных условиях и с хорошо развитой техникой упражнения.

Основными методиками развития быстроты являются упражнения с максимальной частотой повторения. Но эти упражнения должны соответствовать 4 условиям:

  1. Техника выполнения упражнения должна позволять выполнять их с максимальной быстротой
  2. Упражнения должны быть хорошо усвоены занимающимися, чтобы волевые усилия были направлены только на скорость выполнения упражнения
  3. Время выполнения упражнения на быстроту не должно превышать 10-15 секунд. Это связано с быстрой утомляемостью НС
  4. Каждое последующее упражнение должно выполняться на практически полном восстановлении организма

8.Выносливость и методика ее развития

Выносливость – способность человека противостоять утомлению в заданном виде деятельности.

В зависимости от специфики вида деятельности утомление может быть:

  • Умственное
  • Сенсорное
  • Эмоциональное
  • Физическое

Двигательная деятельность человека многообразна, и, поэтому выносливость также является достаточно многообразной. Например, выносливость марафонца отличается от выносливости шахматиста. Выносливость зависит от системы энергосбережения и ограничивается системами дыхания и кровообращения. Чем более значительно развиты легкие, чем большее количество капилляров насыщает мышцы, тем более высокими способностями к выносливости будет обладать спортсмен. В организме человека выносливость лимитируется аденозин трифосфорной (АТФ) кислоты. В организме человека есть 2 механизма для восстановления:

9 стр., 4349 слов

Выносливость человека

... согласованной работы сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем организма. 3. Средства воспитания выносливости Средствами развития общей (аэробной) выносливости явля-ются упражнения, вызывающие ... человека сохранять заданные технические и тактические параметры деятельности, несмотря на нарастающее утомление. Личностно-психические факторы оказывают большое влияние на проявление выносливости, ...

  1. Безкислородный – используются в основном богатые энергией креатин-фосфатные соединения, а также глюкоза и фруктоза.
  2. Аэробный (с использованием кислорода) – используются все длинные цепочки сахаридов, а также низкомолекулярные жиры.

При использовании рациональной техники движения с напряжением только необходимым для движения мышц групп, происходит также большая экономия энергии.

Чем имитируется выносливость?

  1. Абсолютной интенсивностью выполнения упражнения
  2. Продолжительность выполнения упражнения
  3. Продолжительность интервала отдыха
  4. Характер отдыха: активный или пассивный
  5. Число повторений упражнения

9.Утомление и восстановление при физ.Нагрузке

При выполнении мышечных нагрузок в организме занимающегося возникают изменения, ограничивающие способность выполнять работу или происходит утомление организма. Под утомлением понимают физиологическое состояние, наступающее в следствие напряденной деятельности организма и проявляющееся в дискоординации функции и временном снижении работоспособности. У низших животных утомление наступает медленнее, но происходит гораздо глубже по сравнению с человеком. У человека утомление наступает относительно быстро и компенсируется восстановительными процессами. Биологическая роль утомления состоит в своевременной защите организма от истощения. Ученые подразделяют четыре вида утомления: Умственное, Физическое, Сенсорное, Эмоциональное.

В свою очередь физическое утомление подразделяется на шесть основных видов: Острое и хроническое, Общее и локальное, Компенсируемое и некомпенсируемое.

Острое утомление возникает при относительно кратковременной работе в результате однократного перенапряжения. Причиной его может служить превышение объема интенсивности нагрузки по отношению к уровню подготовленности занимающегося. Оно проявляется в резком падении сердечной производительности, в снижении влияния ЦНС, в усиленном потоотделении, в нарушении водно-солевого баланса.

Хроническое утомление является результатом недовосстановления после какой-либо выполненной работы. Повторное выполнение работы на фоне недовосстановления приводит к устойчивым снижениям защитных свойств организма.

Общее утомление возникает в организме человека при одновременном включении в работу более 2/3 всех скелетных мышц. Для него характерно нарушение вегетативных функций, координации движений, резкое падение давления, резкое увеличение частоты сердечных сокращений, уменьшение легочной вентиляции. Субъективно это утомление ощущается в появлении отдышки, в частом сердцебиении, в резком упадке сил с побледнением кожного покрова, в невозможности продолжать заданную работу.

Локальное утомление возникает при чрезмерной нагрузке, направленной на отдельно взятые группы мышц. В результате этого утомления страдает нервное волокно, обеспечивающее его работу.

Компенсируемое утомление возникает, когда невозможность продолжать работу организм компенсирует включением волевых усилий.

Некомпенсируемое утомление возникает, когда уже и волевыми усилиями продолжать работу уже невозможно.

12 стр., 5674 слов

Утомление и восстановление работоспособности

... являются пути и методы восстановления работоспособности человека. Глава 1. Понятие утомления и работоспособности Объективные, закономерные, типичные для большинства профессий процессы снижения возможностей организма работающего человека осуществлять трудовые функции по ...

Восстановление работы организма. Восстановление нормы работоспособности имеет большое значение, как для работоспособности в виде деятельности, так и для сохранения здоровья. В результате физических упражнений в организме человека развивается закономерное утомление. Под влияние многократного утомления у человека срабатывают ответные реакции.

Мониаризмы восстановления. Поскольку механизмы восстановления запускаются на начальных этапах работы, то во время физической нагрузки организм восстанавливается. Однако интенсивность утомления больше, чем восстановления.

В настоящее время процессу восстановления уделяют большое внимание.

9.Педагогические средства преодоления утомления

Средства восстановления

  1. Педагогические, рациональное планирование занятий, использование специфических и не специфических средств тренировки, восстановительные упражнения.
  2. Психологические, положительный психологический климат занятий, приемы регуляции психологических состояний (аутогенная тренировка), приемы мышечной релаксации, музыкальное воздействие.
  3. Медико-биологические, качественное питание, естественные и искусственные факторы восстановления, адекватный суточный режим, формалогические препараты. Механизм действия медико-биологических факторов содействуют повышенной силе организма, быстрейшему восстановлению, способствует кровоснабжению.

Педагогические средства восстановления включают 2 группы факторов:

  1. Рациональное построение тренировочного процесса на протяжении 1х, 2х и 4х летнего цикла.
  2. Рациональное построение отдельно взятого занятия (индивидуальный режим подбора двигательной деятельности, определение интенсивности и объема нагрузки, сочетание нагрузок с отдыхом (активным и пассивным), создание положительно эмоционального фона занятий.

10.Организация суточного режима

Необходимость рациональной организации суточного режима связана с наличием в организме человека суточных биоритмов.

На протяжении суток деятельность и работоспособность организма меняется, что вызывает положительную или отрицательную реакцию организма на физическую нагрузку. На протяжении суток необходимо разумное чередование нагрузок и отдыха, чтобы избежать чрезмерного переутомления.

Ведущая роль при восстановлении принадлежит ночному сну. Продолжительность сна среднестатистического человека 8 часов, спортсмена – 10 часов.

Во время ночного сна: в течении 3-4 часов преобладает снижение всех функций, замедление работы органов ( фаза медленного сна).

Спустя 4-5 часов после засыпания наблюдается фаза быстрого сна со сновидениями (сопровождается высокой силовой активностью головного мозга), в результате которого в организме наблюдается глубокий физиологический покой.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... в себе свою семеричную шкалу напряжения и утончения». Только подумайте, насколько сложен организм человека в своем видимом строении. Все виды Материи разных степеней разрежения и огненности ... с пользою и извлекать весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить не более нескольких дней. ...

В это же время наблюдается активность ферментов, обеспечивая накопление энергии и заживление травм и ран.

Для правильности организации ночного сна нужно соблюдать несколько условий:

  1. Тишина
  2. Проветриваемое и насыщенное кислородом помещение
  3. Необходимость температурного режима, гигиеническая температура комфорта 19-22⁰ С

11.Питание как средство восстановления организма

Вовремя физических нагрузок питательное вещество в организме исчерпывается, что приводит к ограничению в объеме выполняемой работы. Большое значение необходимо уделять качественному составу пищи, которое предлагает равномерное распределение белков, жиров и углеводов.

При мышечной работе активно расходуются углеводы (картошка, макароны).

Снижение работоспособности связано с недостатком в организме белка. Содержание белка в организме меньше чем углеводов и составляет 1г на кг веса в сутки. Белки в организме человека расщепляются на 21 аминокислоту (15 синтезируются в самом организме, а 6 получает из внешней среды с пищей).

Белок содержится в мясе птицы, животном мясе.

При тяжелой мышечной нагрузке потребление в белке возрастает и должно достигать 1,5г белка на кг веса. 2/3 белков употребляемых организмом должны быть животного происхождения.

В организме человека жиры являются важным строительным материалом для организма. Рекомендуется употреблять жиры в соотношении: 30% жиры животного происхождения (сливочное масло), 70% жиры растительного происхождения. Жиры животного происхождения являются тугоплавкими и медленно расщепляются (в 2,5 раза больше энергии уходит в сравнении с углеводами и белками).

Для качественного питания важны витамины и минеральные соли (которые нужно употреблять в комплексе).

Физические средства восстановления

Показаны здоровым людям и спортсменам с целью устранения переутомления. Средства ускоряют обмен веществ, улучшают кровообращение, усиливают процессы органов дыхания и предотвращают патологию органов дыхания.

При их применении учитываются некоторые условия:

  1. Реакция на действия физического фактора зависит от исходного состояния организма
  2. Эффективность действия фактора зависит от дозы
  3. Физиотерапевтические процедуры могут оказать как успокаивающее, так и возбуждающее действие на организм.

12.Физ.Средства восстановления организма

Среди средств распространены гидровоздействующие:

  1. Купание
  2. Компресс
  3. Ванны
  4. Души

Механизм действия заключается в следующем: вода раздражает периферические нервные окончания, расположенные у кожных покровов и воздействует механически температурным путем. Во время принятия ванн используются эрифноароматические вещества, соли, которые содержат биологически активные вещества способные проникать через кожу.

Воздействие температуры воды известно. Вода прохладная ( 21-33⁰С) раздражает нервные окончания и тонизирует ЦНС. Индифферентная (34-36⁰С) не вызывает изменений. Вода (36-39⁰С) усиливает работу сердца, тонизирует ЦНС, усиливая обменные процессы органов питания. Вода (свыше 40⁰С) утомляет, резко повышает давление и частоту сердечных сокращений, и применяется в качестве средства восстановления только при заживлении травм.

8 стр., 3626 слов

Массаж и самомассаж – средство восстановления организма после ...

... воздействии на органы и ткани организма, осуществляемом рукой массажиста или специальным аппаратом. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ МАССАЖА виды массажа методы массажа формы массажа гигиенический (оздоровительный); ручной общий лечебный ... хлопчатобумажное или шерстяное бельё. Необходимо отметить, что самомассаж требует от массирующего значительной мышечной энергии, создаёт большую нагрузку на сердце и органы ...

Баня или сауна

Использование бани в качестве средства восстановления известно со времен древней Греции, на Руси были широко распространены паровые бани, сейчас используют суховоздушные (финские) сауны. Высокая температура в парилке позволяет интенсифицировать обменные процессы, восстановить мышцы, органы, ткани, ускорить заживление травм. Наблюдается вдыхание чистых паров или ароматических соединений, которые очищают дыхательные пути от острых вирусных заболеваний. Финские сауны используют для нормализации вирусных заболеваний.

14.Формокологические средства восстановления организма

Используются для быстрого восстановления израсходованных энергетических веществ, для ускорения пластичности органов дыхания, повышения активности ферментной системы, влияют на нервно эндокринную регуляцию. В комплексе позволяет быстрее восстановить органы. Формалогические препараты делятся:

  1. Препараты, активизирующие белковый обмен и стимулирующие строительство клеток и органов;
  2. Препараты, направленные на создание запасов питательных веществ в организме;
  3. Препараты, вызывающие стимуляцию организма, усиливающие кроветворение;
  4. Препараты, обладающие адаптогенным эффектом (женьшень, элеотеракок, китайский лимонник)

11.Обоснование необходимости самостоятельных занятий

Поддержание высокой эффективности трудовой деятельности и, особенно связь с интеллектуальным трудом остро ставят вопрос о поддержании оптимально-двигательного движения. Недостаток движения для большей части населения страны — причина приобретает серьезные заболевания сердечнососудистой системы, а также и центральной нервной системы и желч.кишечного тракта. К большому сожалению, система физического воспитания в нашей стране недостаточно хорошо развита, и поэтому необходимо организованно и самостоятельно проводить занятия физической культурой. В развитых странах: Италия, Бельгия, США и другие — в вузах есть футбольные поля, бассейны, залы фитнеса и др… Для студентов важность поддерживания оптимально двигательного режима на 1 месте, потому что это связано с серьезными интеллектуальными нагрузка и с большим количеством времени, когда человек находится за партой и ограничивается в двигательном режиме.

Продолжает идти рост и развитие организма, а нагрузки в данный период позволяют усилить рост и развитие, сделать его целенаправленным и управляемым.

Физические нагрузки в студенческом возрасте создают фундамент формирования органов и систем на долгие годы.

17.Самоконтроль при самостоятельных занятиях

Прежде, чем приступить к самостоятельным занятиям, необходимо определиться с целью самостоятельных занятий:

-коррекция телосложения

-развитие физических качеств

-закаливание организма

-повышение сопротивляемости организма в неблагоприятных факторах среды

— поддержание оптимального двигательного режима

-укрепление здоровья

-задачи воспитания психических качеств (умение терпеть физические нагрузки)

3 стр., 1347 слов

Презентация на тему: Психика и организм

... распределение (способность следить за несколькими процессами одновременно),переключение. а) природное, связанное с саморегуляцией организма (непроизвольное); б) социально обусловленное, связанное с воспитанием и обучением (произвольное). Рациональные формы ...

-изучение новых двигательных действий

Из этого следуют задачи, методы и средства самостоятельных занятий.

Поскольку физические упражнения сильнодействующее на организм средства, то прежде, чем к ним приступить необходимо, узнать подготовленность и состояние здоровья у врача, получить допуск у терапевта.

Оценить свою физическую подготовленность можно при помощи тестов или контрольных упражнений.

Следующий шаг для самостоятельной нагрузки – определение формы (плавание в бассейне и др.), времени занятий.

Определение планирования нагрузок для каждого занятия, и планирование нагрузок на долговременные перспективы. Занятия физическими упражнениями строятся на общих дидактических, педагогических принципах, которые присущи любому педагогическому процессу:

-сознательность и активность,

-доступность, прочность,

— систематичность

— индивидуальные принципы: принцип непрерывности, рациональности, всесторонности, врачебного самоконтроля.

13.Массаж

  1. Определение

Масса́ж (от фр. masser — растирать) — совокупность приёмов механического и рефлекторного воздействия на ткани и органы в виде трениядавлениявибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела человека как руками, так и специальными аппаратами через воздушную, водную или иную среду с целью достижения лечебного или иного эффекта.

  1. Эффект массажа на организм человека

Научными наблюдениями давно установлено благотворное действие массажа на организм человека.

Действие массажа на кожу

В результате лечебного массажа механически удаляются с кожи чешуйки (клетки) эпидермиса, улучшается кожное дыхание, усиливаются выделительные процессы сальных и потовых желез. Кожа после массажа становится мягкой и эластичной.

Действие массажа на мышцы и сердце

Массаж повышает работоспособность и выносливость мышц. С увеличением венозного оттока усиливается артериальное кровообращение в массируемом участке, что создает благоприятные условия для питания тканей. Действие массажа отражается также на перераспределении крови между мышцами и внутренними органами.

Польза общего массажа

При общем массаже в один сеанс массируется сначала передняя поверхность тела (руки,ноги,живот), а затем задняя. Таким образом, воздействие направляется одновременно на обширный рецепторный аппарат человека. Этим обстоятельством отчасти можно объяснить тот значительный терапевтический эффект, который наблюдается у массируемых.

Польза энергичного массажа

Наконец, согласно некоторым данным, энергичный массаж — разминание,растираниеипоколачивание, воздействуя на тканевые элементы кожи, способствует образованию продуктов распада белка, выделению гистаминоподобных веществ, которые, поступая в общий ток крови и действуя на нервные окончания, вызывают различные реакции со стороны органов и систем организма.

  1. Виды массажа

В зависимости от того, с какой целью применяется массаж и как осуществляется воздействие на поверхность тела (т.е. какими средствами), различают следующие виды массажа: аппаратный, гигиенический, косметический, лечебный, самомассаж, сегментарно-рефлекторный, спортивный.

3 стр., 1247 слов

Методы, принципы и стили управления

... которые всегда дополняют как административно-командные, так и экономические методы менеджмента. Социологические методы позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров, ... климат ("подхалимы", "козлы отпущения", интриги) обусловливает повышенную психологически-стрессовую нагрузку, вреден для психического и физического здоровья. Этот стиль управления целесообразен ...

Массаж может быть локальным (частным) и общим. Деление различных видов массажа условно, так как и косметический, и сегментарно-рефлекторный, и аппаратный, и самомассаж могут применяться с лечебной целью. Каждый из перечисленных видов подразделяется на подвиды и имеет свои задачи.

Аппаратный массаж осуществляется с помощью различных по устройству и физиологическому воздействию на ткани аппаратов (вибромассажные, вакуумные, гидромассажные и др.).

Гигиенический массаж — активное средство профилактики заболеваний и ухода за телом, сохранения нормального функционального состояния организма, укрепления здоровья.

Косметический массаж (только локального характера) применяется при уходе за нормальной кожей, для предупреждения ее преждевременного старения, при различных косметических недостатках, заболеваниях и т.п.

Лечебный массаж — это эффективный метод лечения различных травм и заболеваний.

Самомассаж — одно из средств ухода за телом, при комплексном лечении некоторых травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата, а также используется перед стартом, после соревнования (для снятия утомления), в саунах и т.п.

Сегментарно-рефлекторный массаж — это один из методов воздействия на рефлекторные зоны кожной поверхности тела.

Спортивный массаж применяется для повышения функционального состояния спортсмена, улучшения спортивной формы, снятия утомления, повышения физической работоспособности и профилактики травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата.

  1. Приемы массажа

Приемы «классического» массажа

По мнению ряда других специалистов, существует 4 основных приёмов проведения массажа:

1.поглаживание: лёгкий скользящий поверхностный приём, массирующий кожу . 2.растирание: движения (прямолинейные или кругообразные), выполняется с отягощением подушечками пальцев рук, основанием ладони, фалангами пальцев, согнутых в кулак. 2.1 специфический прием, часто выделяемый в отдельное действие выжимание: движение с отягощением ребром, основанием ладони или большим пальцем поперёк массируемого участка. Массирует не только кожу, но и подкожную жировую клетчатку и мышцы. 3. разминание: основной приём массажа мышц, и подкожной клетчатки. Мышца либо оттягивается от кости, либо придавливается и разминается пальцами или основанием ладони. 4.вибрационные и ударные техники (стабильные и лабильные): похлопывание, поколачивание, «рубление», «пальцевой душ», «пунктирование», «сотрясение», «потряхивание», «встряхивание». Выполняемые с большой частотой приёмы вибрации приводят массируемые ткани в колебательные движения — вибрацию.

5. Условия выполнения массажа

  • Для того чтобы курс массажа был максимально эффективным, необходимо соблюдать ряд условий, к которым относятся:
  • квалифицированность массажиста;
  • оптимальные условия проведения;
  • правильность взаиморасположения массажиста и пациента;
  • физическое состояние пациента;
  • допустимость применения массажа (наличие показаний и противопоказаний);
  • индивидуальность подбора длительности и интенсивности массажа.

12.Основные методы выполнения физ.Нагрузок

1. Равномерный метод тренировки для новичков.

6 стр., 2530 слов

Яновский_место метода самонаблюдения

... В статье выявляется необоснованность данных требований, а также намечаются пути продуктивного развития метода. Ключевые слова: интроспекция, зависимость наблюдаемого факта от акта наблюдения.   В ... — неиллюзорен; поэтому он способен послужить базой для развития соответствующего варианта экспериментального метода. С этого, собственно, и началось развитие психологии как науки, добывающей факты в ...

В циклических видах спорта ( л.атлетика, плавание, велоспорт, лыжные гонки и тд).

Циклические виды спорта – это такие, где движения повторяются по замкнутому циклу. Это даёт развитие выносливости. Упражнения в относительно спокойном темпе, что позволяет совершать взаимодействие между организмом и системами, а так же технику двигательного действия.

Продолжительность выносливости упражнений без остановки может быть в течение 1ч20 мин-1ч30 мин. Продолжительность выносливости в равномерном темпе зависит от подготовленности человека. Интенсивное выполнение упражнений при использования равномерного темпа равна 120-140 ударов в минуту. Если частота пульса больше – необходимо либо уменьшить интенсивность нагрузки, либо её прекратить. Равномерный метод позволяет воспитать в себе настойчивость, выдержку, упорство и силу воли.

Отрицательная черта метода – монотонность выполнения нагрузок, поэтому в равномерном темпе (бег) необходимо правильно разработать маршрут движения (менять его).

2. Переменный метод – в упражнениях циклического характера, при выполнении его: постоянная смена скорости выполнения упражнения, при использовании переменного метода нет остановок и периодов пассивного отдыха. ЧСС может достигать максимальных величин. Переменный метод наиболее сложный с позиции нагрузки на организм человека.

3. Повторный метод спортивной тренировки. Используется как для других упражнений циклического характера, так и с ациклическим характером. Виды спортивного ациклического характера предполагают, постоянную смену двигательной деятельности и не изменяют замкнутого повторения цикла (волейбол, баскетбол, хоккей, …) Он помогает исключить монотонность при выполнении упражнений и успешно превышать свои функциональный резервы).

Повторный метод варьирует нагрузку вплоть до максимальной. Повторный метод предполагает периоды отдыха, где преимущественным видом является активный образ. П.м. развивают волевые качества, и концентрирует их в определенный промежуток времени.

4. Интервальный метод является разновидностью повторного метода. При выполнении данного методапериоды отдыха составлябт 4 мин. В интервальном методе спортсмен приступает к выполнению нагрузки на фоне неполного воспитания организма. Этот метод позволяет за счет интервал времени и отдыха увеличивать или снижать интенсивность времени нагрузки и наоборот.

5. Игровой метод. Включение игрового метода в тренировку позволяет создать положительный эмоциональный фон, стимулировать желание тренироваться, благоприятствует совершению двигательных навыков во время проведения игры. Позволяет снимать утомление.

6. Соревновательный метод. Позволяет оценить уровень спортивных достижений или уровень функциональной подготовленности, развитие волевых качеств личности.

При выборе конкретного метода спортивной тренировки необходимо учитывать роль конкретного занятия в цикле урока. Тренировка нагрузки носит волнообразный характер, при этом адаптация организма в определенный период может увеличиваться или снижаться. Чтобы она приносила результат, необходимо рассчитать её таким образом, чтобы на каждом последующем занятии или цикле нагрузка была несколько выше. Наиболее рациональный способ оценки своего функционального состояния является интегральный показатель ЧСС. Он характеризует направленность процессов энергообеспечения организма. ЧСС рекомендуется регистрировать в течении 6 секунд с последующим увеличением результата.

1.Предстартовое состояние

Состояние возникает до начала активной спортивной деятельности. При этом изменения функционального состояния организма может возникнуть за несколько часов или суток. Максимально глубокими они будут перед наиболее эмоционально окрашенными, значимыми соревнованиями.

Одним из наиболее характерных изменений является изменение возбуждения в нервных центрах. Они возникают по механизму уставного рефлекса. Безусловным раздражителем, представляющего физ. деятельность. Осуществляемые организмом перестройки обеспечивают мобилизацию функций организма и переход от покоя к активной спортивной деятельности.

Пример: систематические занятия в секции вызывают рефлекторную активность всех систем и системных органов при приближении времени занятий.

Значение предстартового состояния для каждого индивида значительно отличается и связано с характером человека.

Различают 3 вида предстартового состояния:

1. Боевая готовность – оптимальное возбуждение ЦНС, обеспечивающее адекватную готовность организма к предстоящей физ. деятельности.

2. Предстартовая лихорадка – лишняя возбудимость в ЦНС, которая ведет к неправильной оценке своих сил, нарушается координация движения, выполнение субъектом излишних двигательных движений.

3. Предстартовая апатия – процессы торможения. Это проявляется как неуверенность в своих силах, в подавленном настроении и страхе.

Поскольку предстартовое состояние – продукт ЦНС, они подвергаются корректировке, большое значение играет положительный двигательный опыт, эмоциональная обстановка, корректировка при помощи самовнушения. Помогают корректные положительные слова партнера.

3.Физиологическое обоснование разминки и правила ее выполнения

Комплекс физических упражнений, предшествующий тренировочному процессу.

Значение разминки — обеспечение быстрейшего перехода систем организма из состояние покоя к состоянию работоспособности. Ускоренный переход может приветси к травмам, затяжная разминка — утомление.

Разминка оказывает положительное влияние на системы организма. В мышечной системе под влиянием разминки повышается температура мышц, снижается их вязкость, повышается упругость, усиливается снабжение мышц кровью и кислородом. Повышенная скорость и интенсивность химических реакций. Все это повышает сократительную способность мышц.

Усиление кровообслуживания мышц рефлекторно вызывает активность ССС и дыхательной, перераспределения объема крови в пользу рабочих мышц.

При выполнении разминки допускаются процессы, терморегуляция которых препятствует перегреву или переохлаждению организма.

При помощи разминки можно корректировать предстартовое состояние.

При выполенинии разминки необходимо учитывать ряд правил:

  • продолжительность разминки зависит от характера предстоящей деятельности и условий окружающей среды (зимой – больше, летом – меньше)
  • разминка не должна вызывать утомление организма
  • между разминкой и основной деятельностью должен быть отдых (3-10 мин.)

Перед соревновательными упражнениями в разминку включаются упражнения, которые по пространственно-временной структуре сходны с предстоящей деятельностью.

2.Состояние врабатывания

Процесс повышения работоспособности на начальном этапе выполнения работы. Во время этого процесса происходит приспособление организма к более высокому уровню функционирования. Большая роль в перестройке принадлежит ЦНС. Ведущая роль в перестройках – центростремительные афферентные нервные сигналы. Наряду с ними значит влияние и гуморальная регуляция. За счет выброса в кровь больших порций адреналина.

Процесс перехода от состояния покоя к состоянию выработки имеет ряд закономерностей:

1) гетерохронность (разновременность) – усиление различных функций. Активное воспитание функций организма отстает от двигательных функций.

2) энергообеспечение. Во время нагрузки на начальном этапе работы идет в начале по безкислородному пути — в организме накапливается кислородный долг. Спустя 2-3 мин ликвидация этого долга.

3) скорость активации функций по мере вырабатывания снижается. Энергия расходуется по кислородному пути.

4) ярко-выраженная специфичность продуктивным видам спорта.

Длительность вырабатывания зависит от интенсивности нагрузки. Чем более высокие интенсивные нагрузки, тем более выраженной и продолжительной будет врабатываемость. Врабатываемость протекает быстрее с использованием разминки.

4.Состояние устойчивой работоспособности

Возникает при работе большой мощности по окончании процессов врабатываемости. В этом состоянии деятельность физиологических систем устанавливается на относительно постоянном уровне. Между мышцами СС, дыхательной и энергообеспечивающей системами налаживается четкое взаимодействие. При этом существует 2 состояния:

  • Истинное – соответствие между кислородным потреблением и его запросом, устанавливается равновесие между энергообеспечением и работой мышц. Интенсивность позволяет выполнять эту нагрузку достаточно продолжительное время.
  • Кажущееся – при превышении интенсивности работы над подготовленностью организма. При этом медленно накапливается кислородный долг и постепенно запасы энергии снижаются по сравнению с активной работой мышц. Работоспособность постепенно снижается → утомление.

15.Основы самостоятельных занятий.

Поддержание высокой эффективности трудовой деятельности и, особенно связь с интеллектуальным трудом остро ставят вопрос о поддержании оптимально-двигательного движения. Недостаток движения для большей части населения страны — причина приобретает серьезные заболевания сердечнососудистой системы, а также и центральной нервной системы и желч.кишечного тракта. К большому сожалению, система физического воспитания в нашей стране недостаточно хорошо развита, и поэтому необходимо организованно и самостоятельно проводить занятия физической культурой. В развитых странах: Италия, Бельгия, США и другие — в вузах есть футбольные поля, бассейны, залы фитнеса и др… Для студентов важность поддерживания оптимально двигательного режима на 1 месте, потому что это связано с серьезными интеллектуальными нагрузка и с большим количеством времени, когда человек находится за партой и ограничивается в двигательном режиме.

Продолжает идти рост и развитие организма, а нагрузки в данный период позволяют усилить рост и развитие, сделать его целенаправленным и управляемым.

Физические нагрузки в студенческом возрасте создают фундамент формирования органов и систем на долгие годы.

Прежде, чем приступить к самостоятельным занятиям, необходимо определиться с целью самостоятельных занятий:

-коррекция телосложения

-развитие физических качеств

-закаливание организма

-повышение сопротивляемости организма в неблагоприятных факторах среды

— поддержание оптимального двигательного режима

-укрепление здоровья

-задачи воспитания психических качеств (умение терпеть физические нагрузки)

-изучение новых двигательных действий

Из этого следуют задачи, методы и средства самостоятельных занятий.

Поскольку физические упражнения сильнодействующее на организм средства, то прежде, чем к ним приступить необходимо, узнать подготовленность и состояние здоровья у врача, получить допуск у терапевта.

Оценить свою физическую подготовленность можно при помощи тестов или контрольных упражнений.

Следующий шаг для самостоятельной нагрузки – определение формы (плавание в бассейне и др.), времени занятий.

Определение планирования нагрузок для каждого занятия, и планирование нагрузок на долговременные перспективы. Занятия физическими упражнениями строятся на общих дидактических, педагогических принципах, которые присущи любому педагогическому процессу:

-сознательность и активность,

-доступность, прочность,

— систематичность

— индивидуальные принципы: принцип непрерывности, рациональности, всесторонности, врачебного самоконтроля.

В теории спортивной тренировки разработано большое количество методов физического воспитания. Однако, для организма самостоятельных занятий достаточно лишь некоторых:

1. Равномерный метод тренировки для новичков.

-в циклических видах спорта( л.атлетика, плавание, велоспорт, лыжные гонки и тд)

Циклические виды спорта – это такие, где движения повторяются по замкнутому циклу.

Это даёт развитие выносливости. Упражнения в относительно спокойном темпе, что позволяет совершать взаимодействие между организмом и системами, а так же технику двигательного действия.

Продолжительность выносливости упражнений без остановки может быть в течение 1ч20 мин-1ч30 мин. Продолжительность выносливости в равномерном темпе зависит от подготовленности человека. Интенсивное выполнение упражнений при использования равномерного темпа равна 120-140 ударов в минуту. Если частота пульса больше – необходимо либо уменьшить интенсивность нагрузки, либо её прекратить. Равномерный метод позволяет воспитать в себе настойчивость, выдержку, упорство и силу воли.

Отрицательная черта метода – монотонность выполнения нагрузок, поэтому в равномерном темпе (бег) необходимо правильно разработать маршрут движения (менять его).

2. Переменный метод – в упражнениях циклического характера, при выполнении его: постоянная смена скорости выполнения упражнения, при использовании переменного метода нет остановок и периодов пассивного отдыха. ЧСС может достигать максимальных величин. Переменный метод наиболее сложный с позиции нагрузки на организм человека.

3. Повторный метод спортивной тренировки. Используется как для других упражнений циклического характера, так и с ациклическим характером. Виды спортивного ациклического характера предполагают, постоянную смену двигательной деятельности и не изменяют замкнутого повторения цикла (волейбол, баскетбол, хоккей, …) Он помогает исключить монотонность при выполнении упражнений и успешно превышать свои функциональный резервы).

Повторный метод варьирует нагрузку вплоть до максимальной. Повторный метод предполагает периоды отдыха, где преимущественным видом является активный образ. П.м. развивают волевые качества, и концентрирует их в определенный промежуток времени.

4. Интервальный метод является разновидностью повторного метода. При выполнении данного методапериоды отдыха составлябт 4 мин. В интервальном методе спортсмен приступает к выполнению нагрузки на фоне неполного воспитания организма. Этот метод позволяет за счет интервал времени и отдыха увеличивать или снижать интенсивность времени нагрузки и наоборот.

5. Игровой метод. Включение игрового метода в тренировку позволяет создать положительный эмоциональный фон, стимулировать желание тренироваться, благоприятствует совершению двигательных навыков во время проведения игры. Позволяет снимать утомление.

6. Соревновательный метод. Позволяет оценить уровень спортивных достижений или уровень функциональной подготовленности, развитие волевых качеств личности.

При выборе конкретного метода спортивной тренировки необходимо учитывать роль конкретного занятия в цикле урока. Тренировка нагрузки носит волнообразный характер, при этом адаптация организма в определенный период может увеличиваться или снижаться. Чтобы она приносила результат, необходимо рассчитать её таким образом, чтобы на каждом последующем занятии или цикле нагрузка была несколько выше. Наиболее рациональный способ оценки своего функционального состояния является интегральный показатель ЧСС. Он характеризует направленность процессов энергообеспечения организма. ЧСС рекомендуется регистрировать в течении 6 секунд с последующим увеличением результата.