Сводная таблица по теориям развития в возрастной психологии.
Теория |
Автор |
Метод |
Факты |
Теоретические взгляды |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1. Рекапитуляции |
С. Холл |
Самонаблюдение, наблюдение за играми детей, анкетирование родителей. |
Основа детские страхи и игры. Есть страхи, не связанные с с жизненным опытом ребенка (страх воды и т.п.). Существуют последовательность игр, сменяющих друг друга, которым никто детей не обучает. |
Ребенок в своем развитии повторяет социогенез в сжатом виде. Исследование страхов показало, что дети часто бояться того, чего никогда не было в их личном опыте, и их можно объяснить памятью прошлого, от которой ребенок освобождается в процессе игры. Определенная последотельность этих игр (встречающаяся у многих детей) соответствует социогенетическим стадиям (жиэнь в пещерах охота строительство скотоводство растеневодство меновые отношения). Развитие определяется генетическими механизмами. |
|
|
2. Трех ступенчатого развития |
К. Бюллер |
Эксперименты аналогичные Келлеру, но вместо палки и бананов использовали стулья и игрушки. |
Развитие ребенка запаздывает по сравнению развитием животного (сначала человек проходит путь развития животного, а затем специфический человеческий). |
Стадии развития ребенка сопостовимы со стадиями развития животных (онтогенез есть краткое повторение филогенеза). 3 ступени развития: инстинкт (01 год), формирование навыков (13 года), интеллект (35 лет). Развитие корковых слоев мозга в 3 года ведет к развитию новых психических способностей, поэтому ускорить процесс развития, пока не созреют определенные участки мозга нельзя (т.е. обучение не влияет на процесс развития). |
|
|
3. Нормативный подход (не является самостоятельной теорией, а существует в рамках теории рекапитуляции). |
Л. Гезелл, Л. Термен. |
Лонгитюдные наблюдения, тестовые методики. |
Значительные изменения на физиологическом, интеллектуальном и моторных уровнях достигают своего максимума до 3х лет затем снижение темпов далее подобие плато, а к старости регрессив. изменения (закон затухания) |
Разделяют позицию Холла, но ставят перед собой практическую задачу: если развитие предопределено, то каким образом происходит. Закон затухания. |
|
|
4. «Чистой доски» |
Скиннер, Торндайк |
Лабораторный (обучающий) эксперимент. |
Законы научения:
|
После появления на свет ребенок не может ничего. Затем у него появляются реакции, которые накапливаясь преобразуются в цепь поведенческих реакций. |
|
|
5. Конвергенции двух факторов |
В. Штерн |
Наблюдение, биографический метод. |
Способности детей повторяют способности родителей. |
Развитие ребенка определяется суммой воздействия наследственности (задатки) и среды, но они не определяют его. Движущей силой развития здесь является потребность к саморазвитию и самосохранению. |
|
|
6. Психодинамическая концепция развития личности |
З. Фрейд А. Фрейд |
Гипноз, анализ сновидений, метод свободных ассоциаций, игра (исп. в качестве коррекц. мероприятий). |
|
В основе процесса развития лежит структура строения личности: я (ядро человеческой личности) оно (неосознаваемые потребности)сверхЯ (культурное образование, как совокупность правил и т.п.). СверхЯ считается сформированным если человек внутрь себя запреты извне. |
|
|
7. Эпигенетическая концепция |
Э. Эриксон |
Анализ биографий, кросскультурные сравнения, анализ современного ему общва с выделением его специфики. |
Существуют различные подходы к воспитанию ребенка в разных культурах, различные стили материнства, феномены счастливой и несчастной старости и их связь с предыдущим развитием. Большая часть его современников страдают от оторванности от общества. |
Придерживался концепции Фрейда в части структуры личности, но выделил собственную перодизацию психического развития. Каждый новый этап характеризуется сменой значимой социальной группы и задачей развития. Их последовательность результат биологического созревания, но содержание развития определяется тем, что ожидает от человека общество, к которому он принадлежит. Есть 2 врожденные потребности: в эгоидентичности и в групповой принадлежности. |
|
|
8. Концепция развития интеллекта |
Ж. Пиаже |
Клиническая беседа |
Особенности детского мышления:
|
Интеллект общая способность к познанию, которая отражается в каждой психической функции. Единица познавательного способности интеллекта познавательное действие, которое стремиться к объединению с др. действиями в познавательные структуры (биологические по знам которых развивается интеллект). Интеллект развивается во взаимодействии с окружающей средой, насыщенность которой является стимулом для развития. Интеллект развивается последовательно (ступени развития) и строго логично: каждая предыдущая стадия подготавливает последующую. Стадии: сенсомоторный интеллект (02 г.), дооперацион. стадия (27 л.), стадия конкретных операций (712 л.), формальных операций (1217 л.) |
|
|
9. Культурноисторическая |
Л. Выготский |
Эксперимент (развитие понятий) |
|
Животные просто приспособились к среде, а человек совершенствует свои способности и психику. Человек, в отличии от животных, ставит между собой и природой опосредованную связь (орудия) и таким образом, такое развитие культурное. Закон формирования ВПФ: каждая ПФ появляется на свет дважды сначала как внешняя функция, а затем как интрапсихическая. 2 линии развития: интериоризация и от интер к интра. Каждый вид имеет видовой опыт. У человека он существует вокруг него, а не внутри, за счет чего и происходит присвоение культурного опыта (механизм развития). |
|
|
3